Тем компаниям, которые хотят в будущем стать лидерами рынка, следует отказаться от фрагментарных подходов к сокращению технического долга и сосредоточиться на новой комплексной парадигме обеспечения «технического здоровья».

На протяжении многих лет через отчет «Технологические тренды» можно было наблюдать за тем, как некогда передовые технологии устаревали и возникала срочная необходимость в их модернизации. Буквально в прошлом году в отчете «Технологические тренды 2023» приводился аргумент, что мэйнфреймы пусть и «старье, но старье надежное», которое самое время подключить к новым технологиям через инновационное межплатформенное ПО. В предыдущие годы аналитики Deloitte в основном писали про модернизацию приложений или миграцию устаревших баз данных в облако, в каждом случае с разных сторон подходя к работе с базовым технологическим стеком организации.

Читайте новую главу отчета Tech Trends 2024 от Deloitte в переводе Хабр-редакции КРОК под катом!

В этом году стоит вернуться на шаг назад и посмотреть шире на базовые системы, требующие модернизации. Предприятиям приходится иметь дело со стареющими сетями, которые не поспевают за 5G и Wi-Fi 6. ЦОД по-прежнему переносят в облако, но чтобы извлечь максимум пользы из генеративного ИИ, нужно привести в порядок управление данными. Поставщики ERP-систем выпускают новые версии, под которые требуется серьезная модернизация железа. Относительно недавно появившаяся модель SaaS должна была стать спасением на годы вперед, пока не закончится модернизация базовой инфраструктуры, но даже она теряет свою актуальность. Вдобавок ко всему, компании имеют дело с разными подрядчиками, дочерними компаниями и обычными рабочими, которые не готовы взять на вооружение современный подход к инжинирингу.

До сих пор компании довольно фрагментарно отслеживали и оценивали свой технический долг, т.е. подразумеваемые затраты, которые приходится нести из-за отказа от модернизации систем и, как следствие, сниженной производительности. Но тем, кто хочет в будущем стать лидером рынка, понадобится более целостное и полное представление о своей базовой инфраструктуре. Можно смотреть, как технический долг разрастается, словно снежный ком, и мешает работе систем, но есть и другой путь. Ведь имея полное представление об инфраструктуре, довольно легко понять, что стоит модернизировать, когда и почему. Возможно, в дальнейшем стоит думать о текущем состоянии имеющихся систем с точки зрения не технического долга, а технического здоровья.

Проводя параллель со здоровым образом жизни, компании могут относиться к своим разрозненным технологическим системам (кибербезопасности, данным, инфраструктуре) как к частям тела, которые нужно каждый год тщательно проверять в ходе диспансеризации. Вместо того, чтобы одну за одной латать стареющие системы, которые стопорят или замедляют технологическое развитие компании, можно в ходе профилактики выявлять проблемные участки технологического стека и расставлять приоритеты. Профилактика может помочь с решением реальных проблем бизнеса, как то рост затрат и рисков, отсутствие инноваций и стагнация. Так, у некоторых базовых систем, например мэйнфреймов из прошлогоднего отчета, может быть все в порядке, и им нужны лишь коннекторы, чтобы и дальше делать то, что они умеют лучше всего. Другие же нужно полностью модернизировать или менять.

Вместо однократных и ситуативных действий, как раньше, компании, вероятно, возьмут на вооружение новый подход к модернизации и в ближайшие годы составят комплексный план оздоровления всего своего технологического стека с учетом специфики бизнеса. В конце концов, сегодняшние инновации завтра, скорее всего, безнадежно устареют, особенно при нынешней скорости технологического развития, и с ними надо будет что-то делать.

Вчера: недавние инновации стремительно устаревают

Технологии, которые когда-то произвели революцию в бизнесе, например системы ERP или ЦОД, теперь замедляют его развитие. До 70% технических руководителей считают технический долг препятствием на пути к инновациям и главной причиной снижения производительности. Возможно, больше всего от этого страдают программисты, которые тратят примерно 33% своего времени на обслуживание технического долга.  Такие затраты времени могут сильно подпортить производительность и деморализовать разработчиков (см. тренд DevEx). Около 78% разработчиков считают, что слишком большие затраты времени на устаревшие системы подрывают моральный дух; среди других последствий были названы отток сотрудников и клиентов, а также упущенные сделки.

По мере того, как технологии стремительно развиваются (например, генеративный ИИ), бизнес и госорганы оказываются на перепутье. С одной стороны, они глубоко убеждены, что технологии кардинально изменят (или вообще переведут на новый уровень) имеющиеся бизнес-модели, продукты, услуги и внутренние процессы. С другой стороны, они с большой неохотой вкладываются в инфраструктуру, данные, приложения, информационную безопасность и кадры, хотя только так можно адаптироваться к этому самому будущему. В итоге часто технический долг только растет: в 2022 г. оценочный размер технического долга в одних только Соединенных Штатах вырос до $1,5 трлн – и это несмотря на то, что ИТ-директора тратят 10-20% своего бюджета на решение проблем, связанных с устаревшими системами.

Многие компании провели необдуманную трансформацию, сфокусировавшись лишь на одном из аспектов своей базовой инфраструктуры, что в итоге привело к огромным тратам, но не принесло обещанных результатов. Вместо бессистемного внедрения инноваций или траты денег на легкую, но непродуманную трансформацию, техническим руководителям, возможно, придется признать суровую правду: что-то не так с их базовой инфраструктурой, и без новых идей не обойтись. Сначала нужно хорошо подумать, на что стоит тратить время и силы, чтобы начать ее «оздоровление».

В качестве следующего шага руководители могут более адекватно подойти к вложению средств в модернизацию, например, если будут систематически оценивать потребности компании, ее сильные стороны и бюджет по ключевым направлениям модернизации. Оценивая системы организации в целом и с привязкой к реальному бизнес-контексту, руководители смогут остановить постоянное разрастание технического долга и перейти к более долгосрочной концепции технического здоровья, которая по мере своего развития позволит увереннее смотреть в будущее как бизнес-пользователям, так и техническим специалистам.

Сегодня: обследование базовой инфраструктуры

Организации не знают, где у них скопился самый критичный технический долг, поэтому вытекающие отсюда проблемы часто не получают должного внимания и плохо отрабатываются. Когда речь заходит о негативном влиянии устаревших элементов на работоспособность инфраструктуры, то из сотен приложений или систем в базовой инфраструктуре самым проблемным может оказаться лишь с десяток приложений, в которых накопилась куча ошибок и, как следствие, критичный технический долг. Вместо того, чтобы каждый год вкладывать деньги непонятно куда, компании могли бы сделать шаг назад и заняться ключевыми проблемами.

Затраты и риски, связанные с техническим долгом

Среди факторов, способных подвигнуть компании на инвестирование средств в более целостную стратегию модернизации базовой инфраструктуры, можно назвать разного рода барьеры, затраты и потенциальные риски, с которыми они могут столкнуться, если продолжат цепляться за устаревшие технологии:

  • Прямые затраты: Капитальные и операционные затраты, непосредственно связанные с обслуживанием устаревшего оборудования и ПО, т.е. затраты на продление истекающих лицензий на поддержку или условий контракта, а также затраты на обслуживающий персонал (как штатный, так и сторонний).

  • Непрямые затраты: операционные затраты из-за неэффективности устаревшей технологической среды, например, время и силы (обычно не отслеживаемые) на перенос данных и аналитик между устаревшими и современными системами.

  • Медленный вывод продуктов на рынок: долгая и бессистемная реализация бизнес-инициатив из-за разросшегося или плохо работающего стека устаревших технологий.

  • Барьеры на пути инноваций: недостатки устаревших технологий (например, неспособность обрабатывать B2C-заказы, языковые/валютные ограничения и т.д.) мешают внедрять инициативы, направленные на развитие бизнеса.

  • Операционные риски: технические ограничения, которые в будущем могут сказаться на масштабируемости, надежности и производительности бизнеса.

  • Риски безопасности: подверженность киберугрозам из-за того, что в устаревшие системы нельзя поставить современные средства защиты.

  • Кадровые риски: из-за разрастающегося технического долга и «ветхозаветных» инструментов тяжелее привлекать и удерживать лучших технических и бизнес-специалистов.

Подход к модернизации базовой инфраструктуры, основанный на обеспечении технического здоровья, может оказаться более комплексным, чем традиционная парадигма обслуживания технического долга. При таком подходе основное внимание уделяется профилактике. В данном случае речь про повышение качества мониторинга, измерений и прогнозов, что позволит выявлять неоптимальные устаревшие технологии прежде, чем они породят серьезные проблемы для бизнеса. Вместо того, чтобы накапливать долг и периодически погашать его за счет крупных, но, возможно, неэффективных трат, компании благодаря концепции «обеспечения технического здоровья» смогут шаг за шагом выявлять технические проблемы и прогнозировать наиболее удачное время для их решения, исходя из затрат, операционного риска и готовности к инновациям.

Такая диагностика, или обследование базовой инфраструктуры, охватывает пять областей, которые, согласно статистике, аккумулируют в себе большую часть затрат и возможностей. Модернизация каждой из этих областей сейчас преследует свою конкретную цель, которая, вероятно, будет меняться по мере развития текущих или появления новых технологий.

Инфраструктура

Инфраструктура – самая широкая (и часто самая сложная и затратная) категория. К счастью, как показывает опыт штата Юта, если вся организация одинаково понимает цели ее трансформации, системы мэйнфреймов можно полностью перенести в облако всего за 18 месяцев. В рамках этой категории «техническое здоровье» означает, что в облако переносятся мэйнфреймы, серверы и пользовательские устройства (такие как виртуальные рабочие столы) разных технических сред (песочница, контроль качества, продуктив). Кроме того, стареющие оптоволоконные, локальные и глобальные сети в ЦОД и офисах компаний сейчас модернизируются для перехода на 5G, Wi-Fi 6+, Bluetooth с низким энергопотреблением и спутниковую связь. Такая модернизация позволяет компаниям воспользоваться частными сетями, программно-определяемыми сетями и другими передовыми технологиями связи.

Данные

Сюда входят жизненные циклы данных (очистка, работа с данными и управление) и их хранение. Компаниям нужно автоматизировать очистку и работу с данными, чтобы тратить меньше времени на управление ими и больше – на анализ. Отчетность об использовании и чистоте данных, особенно с точки зрения доверия, также крайне важна, поскольку модели ИИ хороши ровно настолько, насколько хороши данные, которые им скармливают.

Хранилища в ЦОД, офисах и на удаленных объектах можно модернизировать до облачных систем хранения и даже передавать данные потоком в реальном времени. В Amazon Web Services недавно создали конвейеры потоковой передачи данных, которые берут данные из множества подключенных устройств-источников и переносят их в централизованные репозитории, где из них можно извлечь больше пользы, гарантируя пользователям, что они работают с самой свежей информацией. Данные затем можно использовать для профилактического обслуживания, мониторинга окружающей среды и управления умным городом. Такие сценарии стали возможными благодаря огромному количеству хранилищ данных, озер данных, отдельных дисков и накопителей, каждый из которых усложняет корпоративный ландшафт и приводит к весьма неиллюзорным затратам.

«Конечный потребитель уже привык получать данные в реальном времени. Все остальное начинает его раздражать и теперь кажется противоестественным, – говорит Минди Фергюсон, вице-президент Amazon Web Services по решениям для обмена сообщениями и потоковой передачи данных. – Клиенты ждут, что данные будут постоянно доступны в реальном времени. В таком уж мире мы живем».

Приложения

В эту обширную категорию входят устаревшие пользовательские приложения, которые организации время от времени модернизируют путем переноса на новые платформы, восстановления основных функций, исправления, замены и вывода из эксплуатации. Сюда же входят пакетные приложения (такие как ERP и SaaS), для которых нужна четкая стратегия обновления. Вендоры продолжают выкатывать новые релизы ПО, а у заказчиков неизбежно копятся заказные настройки и кастомизации, в результате чего обновление и интеграция приложений становятся все сложнее.

Операционные приложения и технологические стеки внутри продуктов (такие как встроенные продукты и цифровые предложения для клиентов) также будут проверяться в ходе модернизации этой области.

Рабочая сила

Многие компании испытывают трудности с рабочей силой, представленной штатными сотрудниками и подрядчиками, которые далеко не всегда готовы воплощать в жизнь приведенные выше инициативы в рамках модернизации. Чтобы привлекать и удерживать технических специалистов, руководители должны уделять приоритетное внимание условиям их труда и дополнительно вкладываться в соответствующие инструменты (в течение всего жизненного цикла разработки ПО), процессы и культуру, как обсуждается в тренде «От DevOps к DevEx».

Риски ИБ и доверенная среда

Наконец, компаниям нужно учитывать относительный уровень своей информационной безопасности в разных областях, включая конфиденциальность, соблюдение требований регуляторов, а также вопросы этики и морали. Первые две области можно контролировать и улучшать через автоматизацию средств ИБ, особенно если надо справиться с растущим объемом генеративного контента, о чем подробнее говорится в тренде «Защищая реальность». Этика требует более тонкого подхода, и компании должны быть в курсе последних дискуссий о том, как технологии могут навредить обществу.

Мониторинг базовой инфраструктуры на предмет ее «технического здоровья» в этих пяти областях принесет как финансовые, так и нематериальные выгоды. Например, ожидается, что руководители, которые активно управляют техническим долгом и сокращают его, смогут предоставлять услуги бизнесу минимум в два раза быстрее. А в оставшееся время программисты смогут разработать еще больше функций, повышающих как выручку с продаж, так и производительность труда. Возможно, благодаря именно системе точного отслеживания технического долга компании смогут успокоиться и теперь будут четко знать, когда и в какие технологии вкладываться, вместо того, чтобы изо всех сил рыскать по рынку в поисках новомодных штуковин.

Завтра: базовая инфраструктура лечит себя сама

Поскольку в следующее десятилетие потребность в модернизации будет только расти, возникает вопрос: а что, если технологии смогут стать адаптивными, гибкими и способными «вылечить» собственный устаревший код или систему без вмешательства человека (до определенной степени)?

Идея самовосстанавливающихся систем не нова. В природе так оно и происходит: будь то на микроуровне (например, заживление сломанной кости) или на макроуровне (например, восстановление всей экосистемы после лесного пожара). Природа как бы говорит нам: «Смотрите! Вот как нужно проектировать отказоустойчивые системы!» Поэтому неудивительно, что биомиметике – проектированию по образу и подобию природы – в последние годы уделяется больше внимания и даже уже встречаются практические применения этого подхода.

Например, самовосстанавливающиеся материалы, такие как ионные гели, используют свойства свертывания крови для «лечения» поврежденных рук и ног робота, когда тот «чувствует» порез. Это же применяется и в электрических цепях: Если вдруг электрическая цепь получит повреждение, то для восстановления электрического соединения в нее может быть автоматически введена капсула с жидким металлом.

Важно отметить, что самовосстанавливающиеся системы постепенно эволюционируют, переходя из мира атомов в мир битов. Возьмем, например, адаптивный ИИ, который продвинулся от машинного обучения, инициированного человеком, к самостоятельному машинному обучению. Подобный ИИ не только решает задачи, но и, исследуя их, обучает и перепрограммирует сам себя, разрабатывая более сложные задачи.

Это позволяет предположить, что решения по модернизации базовой инфраструктуры также могут стать адаптивными. ИИ, встроенный в системы базовой инфраструктуры, уже может диагностировать накопление технического долга в технологических стеках и помогает инженерам писать необходимый для модернизации код. Кроме того, ИИ облегчает выполнение корректирующих действий и задач по обеспечению соответствия нормативным требованиям, которые часто накапливаются вместе с разрастанием технического долга. Так, недавний глобальный опрос Deloitte показал, что около 60% организаций уже используют ИИ для оптимизации кода и выявления ошибок, а 50% – для управления кодовой средой.

Подобно врачу, который еще только учится, ИИ-решения, отвечающие за техническое здоровье, все еще делают ошибки и ставят неверные диагнозы (например, они могут быть не так эффективны в рефакторинге, как в отладке), но чем дольше они работают с базовой инфраструктурой, тем лучше их результаты. В один прекрасный день ИИ сможет выявлять проблемные сегменты и исправлять их вообще без участия человека, разрабатывая и внедряя решения полностью самостоятельно.

По мере развития подобных инноваций, во все пять основных областей модернизации можно с самого начала заложить возможность использования их объектов в течение максимально длительного срока. По мере того как технологический стек все больше становится программно-определяемым, можно замедлить его старение за счет внедрения механизмов прогнозирования сбоев, мониторинга и самовосстановления. Аналогично здоровью человека, техническое здоровье можно обеспечить с помощью встроенных инструментов поддержки и мониторинга, чтобы базовая инфраструктура старела медленнее и дольше выполняла свои функции.

Отчет Tech Trends 2024 от Deloitte в переводе Хабра-редакции КРОК: 

Часть 1: Исследование «Технологические тренды 2024». Противостояние интеллектов 

Часть 2: Цифровой и физический мир без границ: пространственные вычисления и промышленная метавселенная 

Часть 3: Выпустили джинна из бутылки: генеративный ИИ – катализатор роста 

Часть 4: Надо работать не больше, а эффективнее: не железом единым

Часть 5: От DevOps к DevEx: не мешайте работать инженерам

Часть 6: Защищая реальность в эпоху синтетических медиа

Комментарии (1)


  1. Thomas_Hanniball
    16.11.2024 11:18

    Вода водянистая и на воде настоянная. Впрочем чего ожидать от консультантов (Deloitte) для бизнеса без собственного бизнеса.

    Даже нейросети дают больше фактов, чем Deloitte в своих отчётах и прогнозах.