Сегодня в России больше миллиона товарных знаков — названий и логотипов. Но сколько же из них числятся за компаниями и ИП, которых уже давно «нет в живых»?
Невероятно, но факт: эти бренды никто автоматически не аннулирует.
«Мертвые» регистрации могут висеть и осложнять всем жизнь годами.
— Пивнуху открываю, хочу название «Пивбург»! — Занято! — «Пивотека»? — «Занято»! — Пивхаус? — Занято! — Да твою мать! — Свободно!
Для кого-то это шутки, а для меня это — работа :) Я ж юрист по товарным знакам, проверка и регистрация брендов это моя профессия.
«Такое название уже занято…» — сегодня расскажу, как с этим бороться. Если у вас уже есть какое-то свое дело или может быть когда-нибудь появится — эта история вам точно пригодится.
Сначала в двух словах расскажу про товарные знаки, а потом перейдем к самой истории.
Как теряют миллионы на использовании чужих брендов
Товарный знак — это обозначение, зарегистрированное в Роспатенте.
Чаще всего как товарные знаки регистрируют названия компаний и товаров, слоганы, логотипы, имена-псевдонимы и домены.
Сегодня в России охраняется больше 950 000 товарных знаков, и каждый год подают на регистрацию еще 130-140 тысяч. Найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.
Набор санкций за использование чужого бренда такой, что иногда может довести и до банкротства:
взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, иногда больше (п.4 ст. 1515 ГК РФ)
штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — тут от 100 до 500 тысяч, а там как повезет (ч. 2 ст. 14.33, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)
конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (п.2 ст. 1515 ГК РФ)
иногда ответственность вплоть до уголовной (до шести лет, ст. 180 УК РФ)
Главное правило: судам и госорганам абсолютно все равно, знал нарушитель о чужом товарном знаке или нет.
Как товарные знаки старых компаний мешают новому бизнесу
Представьте ситуацию: компания регистрирует товарный знак «Ромашка», работает под ним несколько лет, а затем банкротится. Что дальше будет с этим знаком?
А ничего.
Товарный знак регистрируется на десять лет. Ежегодные пошлины за поддержание знака в силе, как за патенты, платить не надо. Никакой автоматической сверки между базой действующих компаний и базой знаков Роспатента нет.
Получается знак «Ромашка» будет числиться в реестре Роспатента все десять лет, пока сам собой не истечет.
Получается, если вы захотите зарегистрировать «Ромашка» или даже просто какое-то очень похожее название на себя, Роспатент вам откажет со ссылкой на уже существующий знак. И будет прав.
В итоге сегодня в реестре Роспатента висят десятки тысяч знаков, которые принадлежат давно закрывшимся компаниям и ИП.
Именно из-за этих старых знаков предприниматели так часто слышат от юристов «ой, ну такое название уже занято, зарегистрировать его на вас не получится».
И казалось бы, юристы правы: в реестр заглянули, такой знак и правда уже есть.
Но неужели с этим нельзя ничего сделать?
Можно.
«Такое уже есть» — история бренда «Белый ветер»
«Белый Ветер» — это производитель приправ и специй. Компания собиралась выходить на Вайлдберрис.
Руководитель компании понимал: идти на маркетплейс без собственного товарного знака опасно.
Если выяснится, что название на товаре нарушает чужие права, то карточки товара заблокируют, сам товар утилизируют, да еще и спишут стоимость «услуги по утилизации» с продавца. Не говоря уже о рисках взыскания огромных компенсаций.
Мы стали проверять название «Белый ветер» по реестрам Роспатента, чтобы разобраться, можно его зарегистрировать или нельзя. И нашли проблему.

Как оказалось, название «Белый ветер» давно было зарегистрировано одноименным концерном. Название полностью совпадало, классы пересекались.
Казалось бы, тупик. Но копаем глубже
Заход в реестр налоговой показал, что концерн «Белый ветер» закрылся несколько лет назад. Получается компании уже не было, а ее знак продолжал действовать и мешал нам.

По нашим законам в таком случае в Роспатент можно подать заявление для аннулирования такого знака.
В теории звучит просто. Мол, подаешь заявление, аннулируешь мешающий знак, потом подаешь свою заявку и получаешь регистрацию и всё.
Ну-ну.
А что если пока ты будешь аннулировать чужой знак, кто-то другой подаст свою заявку на тот же «Белый ветер»? А ты тут такой красивый как раз расчистил дорогу конкурентам.
Что если объявится руководитель закрывшейся компании и «совершенно случайно» найдет договор, по которому права на этот знак были давно переданы другой компании или ему лично?
Эти и другие риски есть всегда, и их нужно учитывать.
В этой ситуации нужно было делать так:
Сначала подали в Роспатент заявку на регистрацию своего знака «Белый ветер»
Только после этого обратились за аннулированием знака ликвидированной компании
Получили предварительный отказ Роспатента — и рассчитали сроки дела и ответов так, чтобы решение об аннулировании того знака было вынесено до решения по нашей заявке, а не после
Получили решение о прекращении охраны старого «Белого ветра»
Получили положительное решение экспертизы по нашему «Белому ветру»
В итоге регистрация нового «Белый ветер» состоялась. И специи спокойно поехали на Вайлдберрис без риска блокировок, утилизаций и штрафов.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака, патентом или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf
Если вам в целом интересна тема защиты своих интеллектуальных прав — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах» — без смс и регистраций собрал в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь.
Комментарии (0)
aborouhin
18.09.2025 07:39У меня возникают большие вопросы к конкурсному управляющему покойного "Белого ветра". ТЗ - это актив, который можно реализовать* и направить средства на погашение требований кредиторов. Он этого вообще не сделал или не нашлось покупателей*?
*- понятно, что тут не купля-продажа, а отчуждение исключительных прав, но механизм тот же.
fedechka
А как быть с не очень чистыми на руку сотрудниками Роспатента, которые, увидев такой запрос об аннуляции, звонят "своей" фирме и говорят: "Вот я сейчас аннулирую знак "Ромашка", а ты давай-ка регистрируй его быренько на себя, пока те не очухались"?