Чуть меньше года назад мы писали про принципы построения бесшовной DECT IP системы на оборудовании компании RTX. Для тех, кто интересуется вопросом построения подобных систем, данный материал может оказаться весьма полезным и его стоит прочитать. Тем более, что сегодня мы расскажем об аналогичной системе от известного немецкого производителя оборудования для телефонии – Gigaset N720 Pro. Аналогичного – по своему назначению, но совершенно непохожему на систему RTX по своей архитектуре. Всем, кому интересна данная тема — добро пожаловать под кат!


Говоря обобщенно, Gigaset N720 Pro – это микросотовая DECT IP система, предназначенная для организации беспроводной системы непрерывной телефонной связи на малых и средних предприятиях. Теперь разберем подробнее каждый из этих терминов. Микросотовая – значит, что система может использовать не одну, а несколько базовых станций, зона покрытия каждой из которых образует своеобразную ячейку или соту, по примеру того, как это работает в знакомых всем сетях мобильной связи. Аналогичным образом – абонент системы может свободно регистрироваться на любой её базовой станции, а также вести непрерывный телефонный разговор, перемещаясь между ними.

Взаимодействие между базовыми станциями и беспроводными телефонными трубками абонентов осуществляется по технологии DECT. А взаимодействие системы Gigaset N720 Pro с телефонной станцией, которая является центром любой корпоративной системы связи – по протоколу SIP. Соответственно, в качестве IP-АТС могут выступать как аппаратные решения (например, производства Gigaset, Yeastar, Grandstream), так и программные (Asterisk, 3CX, FreePBX).

Система Gigaset N720 Pro поддерживает до 30 базовых станций, до 100 абонентов и до 30 одновременных разговоров и состоит из нескольких компонентов, о каждом из которых следует рассказать отдельно.

DECT диспетчер Gigaset N720 DM Pro


Gigaset N720 DM PRO – это устройство, выполняющее роль централизованного управления всей DECT системы, то есть управления всеми базовыми станциями и телефонами. А для IP АТС диспетчер Gigaset N720 DM PRO — это единый интерфейс взаимодействия со всей DECT системой в целом: сколько бы телефонов ни использовалось в системе, для IP-АТС все они будут доступны через IP адрес DECT диспетчера.



Сам диспетчер Gigaset N720 DM PRO не имеет DECT радиомодуля и никак не связан с другими компонентами DECT сети по радиоканалу. Всё общение между диспетчером и базовыми станциями осуществляется посредством Ethernet. Поэтому диспетчер может располагаться в любом удобном месте, где есть подключение к локальной сети, например, в серверной.

На всю DECT систему требуется только один диспетчер Gigaset N720 DM PRO, но его наличие обязательно. Питание контроллера осуществляется по технологии PoE IEEE 802.3af < 3,8 Вт (класс 1) или при помощи внешнего адаптера питания, который, однако, не входит в комплект поставки. Для управление контроллером и всей системой в целом предусмотрен удобный Web-интерфейс.

Базовые станции Gigaset N720 IP Pro


Базовая станция Gigaset N720 IP Pro, с одной стороны, взаимодействует с беспроводными трубками по технологии DECT, а с другой стороны – с контроллером Gigaset N720 DM PRO по проводной сети Ethernet. Система, как уже было сказано, может состоять максимум из 30 базовых станций. Питание также осуществляется по технологии PoE IEEE 802.3af < 6,4 Вт (класс 2) или с помощью блока питания, который опять же не входит в комплект поставки.

Заявленный радиус покрытия одной базовой станции составляет до 300 метров на улице и до 50 метров в помещении – однако, это очень условные цифры, на которые стоит ориентироваться с большой осторожностью, о чем мы еще подробнее напишем. Другое ограничение базовых станций заключается в количестве одновременных поддерживаемых разговоров в зоне их покрытия – до 8 разговоров в узкополосном режиме (кодеки G.726, G.711, G.729ab) или вдвое меньше при использовании кодека G.722. Базовые станции и контроллеры выполнены в абсолютно одинаковых корпусах из белого пластика с возможностью крепления на стену (дюбеля и саморезы входят в комплект поставки).

Телефонные трубки серии Gigaset Pro


Для своих профессиональных решений, компания Gigaset также выпускает специальные трубки и именно их рекомендует использовать с микросотовой системой N720 Pro. В настоящий момент выпускаются три актуальные модели трубок серии Pro: сверхкомпактная Gigaset SL750H Pro, ударопрочная пыле- влагозащищенная Gigaset R650H Pro и ее аналог в более простом корпусе, но с поддержкой Bluetooth – Gigaset S650H Pro. Ранее также выпускались модели SL610H Pro и S810H Pro, которые в настоящий момент с микросотовой системой Gigaset N720 Pro по прежнему работают.


Трубочки профессиональной серии – удовольствие не самое дешевое, поэтому может возникнуть соблазн использовать более доступные устройства Gigaset или сторонних производителей. Официальная позиция Gigaset по этому вопросу формулируется следующей таблицей:

Функции Трубки Gigaset Pro Трубки Gigaset с поддержкой GAP Сторонние трубки с поддержкой GAP
Входящие вызовы да да возможно (не гарантируется)
Исходящие вызовы да да возможно (не гарантируется)
Перевод звонка да да возможно (не гарантируется)
Отображение CLIP да да возможно (не гарантируется)
Анонимные вызовы да нет нет
Переадресация вызова да нет нет
Ожидание вызова да нет нет
Ожидание сообщения да нет нет
Список вызовов да нет нет
Общая телефонная книга да нет нет
Информационный центр да нет нет
Хэндовер да нет нет
Роуминг да нет нет
Поддержка Gigaset Полная Только гарантийная нет

Как можно увидеть, полноценный функционал системы гарантируется только при работе с «родными» трубками серии Pro. При использовании прочих GAP-совместимых трубок Gigaset, поддержка многих функций просто пропадает, самые вкусные из которых – это, конечно, роуминг и хэндовер. При использовании GAP-трубок сторонних производителей вообще никаких гарантий не дается даже на базовый функционал – их предлагается использовать только на свой страх и риск.

Если переходить от официальной позиции к реальной ситуации, то можно констатировать следующее: во-первых, трубки без заявленной поддержки GAP, такие, например, как Yealink W56H, Grandstream DP720 или Panasonic KX-TPA60, работать с системой действительно не будут. Что касается GAP-трубок Gigaset, то тут ситуация в сравнении с таблицей более оптимистичная: к примеру, трубка Gigaset A540H (не относится к серии Pro) полноценно заработала с системой, за исключением поддержки общей телефонной книги. Одна из самых дешевых GAP-трубок Gigaset A120H показала результаты близкие к таблице – зарегистрировалась, звонила, но без поддержки хэндовера. Из GAP-трубок сторонних производителей удалось протестировать работу старой трубочки Panasonic KX-TPA50 и результаты тестирования приятно удивили: трубка успешно регистрировалась на разных базовых станциях и поддерживала мягкую передачу разговора.

Исходя из сказанного в предыдущем абзаце, стоит выделить два важных момента: во-первых, для уверенности в том, заработает ли та или иная трубка с системой Gigaset N720 Pro, нужно проводить тестирование, другого варианта просто нет. Во-вторых, даже если в настоящий момент трубка успешно заработает, это ни в коем случае не гарантирует её работу в будущем. К примеру, в старой документации к N720 Pro в списке совместимых трубок можно найти такие экземпляры, как E49H, SL400H и S810H. Сейчас вместо них указаны только три модели профессиональной серии. То есть, рассчитывать конечную цену данного решения будет правильнее и честнее с учетом покупки трубок серии Pro, поддержку которых производитель гарантирует.

Общий механизм работы системы


Забегая вперед, стоит отметить, что планирование системы – процесс достаточно нетривиальный и мест, где можно ошибиться, там хватает. Понимание хотя бы общих принципов работы системы может помочь в решении потенциальных проблем. Поэтому уделим немного времени этому вопросу и начнем с особенностей взаимодействия контроллера с базовыми станциями и IP-АТС.

IP сеть


Как уже было сказано выше, взаимодействие это осуществляется по проводной сети, что в целом, скорее плюс, так как проводная инфраструктура обычно имеет более высокий уровень надежности по сравнению с беспроводной. Между диспетчером и базовыми станциями действует протокол SCP (Satellite Control Protocol): каждая базовая станция при подключении генерирует широковещательный запрос, сообщающий контроллеру о своём присутствии. SCP — протокол 2 уровня, по этой причине все устройства одной DECT системы должны находиться в одной локальной сети или ещё точнее — в одном широковещательном домене. При подключении базовых станций в разные подсети потребуется наличие своего контроллера N720 DM Pro в каждой из этих подсетей, но тогда и работать эти системы будут независимо друг от друга.

Сценарий работы протокола SCP:
  1. Базовая станция включается в сеть
  2. Базовая станция генерирует широковещательный запрос: src: 0.0.0.0 port 4712, dst: 255.255.255.255 port 4711, UDP
  3. Базовая станция отобразится в списке доступных в интерфейсе станции управления
  4. При подтвержеднии подключения базовой станции к вашей DECT системе, станция управления генерирует широковещательное сообщение: src: <IP станции управления> port 4711, dst: 255.255.255.255 port 4712, UDP
  5. Станция управления запускает процедуру получений IP через DHCP: src: 0.0.0.0, dst: 255.255.255.255, DHCP — Discover Transaction ID 0x54ae9c78
  6. Базовая станция получает настройки и включается в работу в общую DECT сеть




Помимо взаимодействия диспетчера с базовыми станциями, диспетчер Gigaset N720 DM PRO подключается с помощью протокола SIP к IP-АТС и выступает в качестве SIP-клиента для всех учетных записей, используемых телефонными трубками DECT системы. Здесь никаких особенностей нет — все происходит согласно стандартам передачи пакетов в IP сети и сигнализации SIP RFC 3261.

DECT сеть


Взаимодействие базовых станций с трубкой и между собой осуществляется по беспроводной технологии DECT. DECT — Digital Enhanced Cordless Telecommunications — технология беспроводной связи на частотах 1880-1900 МГц. Весь диапазон частот делится на 10 рабочих радиоканалов, примерно по 2 МГц каждый. Каждый радиоканал, в свою очередь делится на 12 дуплексных каналов. Итого, мы получаем 10 x 12 — 120 двунаправленных каналов связи. Все каналы могут быть распределены сразу между несколькими базовыми станциями. На практике, однако, из-за интерференции соседних каналов без использования специальных измерительных процедур, гарантированно может использоваться только четверть из 120 каналов. Именно поэтому, система Gigaset N720 IP PRO, как уже было сказано ранее, позволяет вести не более 30 одновременных разговоров.

Микросотовая DECT система имеет два важных преимущества перед простыми, однобазовыми DECT системами. Во-первых, телефонная трубка не привязана жестко к какой-либо базовой станции — она может спокойно перемещаться из зоны действия одной базовой станции в зону действия другой, не теряя возможности совершать или принимать вызовы. Такая возможность автоматической перерегистрации трубки называется роумингом. Во-вторых, система Gigaset N720 IP PRO позволяет трубкам перемещаться между зонами действия базовых станций прямо во время разговора, без потери связи. Такая возможность называется передачей обслуживания или хэндовером.

Механизм работы роуминга и хэндовера различается принципиальным образом. Для работы роуминга достаточно того, чтобы базовые станции Gigaset N720 IP Pro, в зоне действия которых может находится трубка, управлялись одним DECT менеджером N720 DM Pro. При этом ни взаимное расположение базовых станций, ни зона их покрытия никакой роли не играют, так как информация о перерегистрации абонента с одной базовой станции на другую передается по кабельной сети.


Схема работы роуминга

Совсем по-другому обстоят дела в случае с хэндовером. Во-первых, процесс передачи абонента от одной базовой станции к другой во время разговора происходит не мгновенно. А это значит, что между базовыми станциями должны существовать смежные области, в которых трубка может уверенно принимать сигнал от обеих из них одновременно. Размер этих смежных зон должен быть не менее 5-10 метров, а мощность сигнала обеих базовых станций в них – не ниже -65 дБм. Во-вторых, при осуществлении хэндовера, базовые станции общаются уже не с контроллером, а друг с другом напрямую – это взаимодействие называется синхронизацией. Синхронизироваться они могут только по DECT радиоканалу, а это значит, что базовые станции должны не только образовывать смежные области зон покрытия, но и попадать в область действия друг друга. Правда и требования к уровню сигнала тут несколько ниже – для осуществления синхронизации достаточно, чтобы мощность сигнала от соседней базовой станции была не ниже -70 дБм. Таким образом, мы получаем две зоны перекрытия: зона хэндовера и зона синхронизации.


Схема работы хэндовера

Однако, описание процесса синхронизации было бы неполным без упоминания такого понятия, как синхронизационный уровень базовой станции. Дело в том, что синхронизация в системе Gigaset N720 Pro осуществляется в режиме Master-Slave. То есть, базовая станция с более высоким синхронизационным уровнем (Master) инициирует процесс синхронизации для одной или нескольких станций с более низким уровнем (Slave). Наивысший – первый – синхронизационный уровень может быть только у одной базовой станции на кластер (о кластерах – ниже). Если топология DECT-системы представляет собой звезду или full-mesh, то все остальные базовые станции могут иметь второй синхронизационный уровень. Но такая ситуация встречается редко, поэтому в реальной жизни могут использоваться и три, и четыре, и больше синхронизационных уровней.

Если ведомая базовая станция (Slave) может синхронизироваться сразу с несколькими ведущими станциями (Master), то источником синхронизации будет выбрана станция с лучшим качеством сигнала. Если ни одной базовой станции с более высоким синхронизационным уровнем недоступно, то синхронизация осуществлена не будет, даже если рядом будут находится несколько станций с отличным качеством сигнала, но более низким или аналогичным синхронизационным уровнем. Это значит, что такая базовая станция не сможет участвовать в процессе хэндовера. Таким образом, требуется не только правильно располагать базовые станции физически, но и правильно настраивать синхронизационную иерархию. Кроме того, следует стараться использовать как можно меньше уровней иерархии, что позволит оптимизировать процесс синхронизации.



При построении DECT системы могут встречаться такие ситуации, когда поддержка роуминга требуется для всей сети, а хэндовера – нет. Самый простой случай – компания располагается на двух разных этажах или в двух соседних зданиях. Сотрудники одной локации могут находится в другой, и их телефоны при этом должны работать, но поддержка передачи разговора в сам момент перехода не требуется (если две локации далеко друг от друга это технически сложно и экономически нецелесообразно). Для этих случаев система Gigaset N720 IP Pro поддерживает так называемые кластеры.

Базовые станции синхронизируются внутри одного кластера, а между кластерами — нет. Но, поскольку всеми базовыми станциями все-равно управляет один контроллер N720 DM Pro, то роуминг между базовыми станциями возможен. В каждом кластере может и должна присутствовать одна базовая станция с наивысшим синхронизационным уровнем 1. Без поддержки кластеров, с учетом особенностей процесса синхронизации базовых станций, построение несвязных DECT сетей было бы невозможным!

В заключение отметим, что функции роуминга и хэндовера должны поддерживать не только базовые станции, но и сама телефонная трубка, которая должна постоянно сканировать DECT сеть и измерять качество принимаемого сигнала от каждой базовой станции. Когда трубка перемещается от одной базовой станции к другой, телефонная трубка замечает изменения уровня сигнала и переключается на базовую станцию с лучшим уровнем.

Планирование DECT IP системы Gigaset N720 IP Pro


Планирование системы беспроводной связи – пожалуй, самая сложная и ответственная задача. Ей в любом случае потребуется уделить достаточно времени и потратить достаточно усилий, но, используя рекомендуемую Gigaset последовательность действий, данную задачу можно максимально облегчить.

Первым делом нам потребуется план помещения с нанесёнными размерами. Выделите на плане жирным стены и перегородки с максимальным коэффициентом затухания DECT-сигнала в соответствии с таблицей:
Материал Уменьшение зоны покрытия
Необработанное дерево и стекло 10%
Обработанное дерево 25%
Гипсокартон 27-41%
Кирпичная стена от 10 до 12 см. 44%
Кирпичная стена 24 см. 60%
Газобетонная стена 78%
Армированное стекло 84%
Железобетонное перекрытие 75-87%

Если в помещениях планируется установка большого количества высокой мебели (шкафы, буфеты, серванты), то имеет смысл нанести на план и её, например, пунктирной линией. Укажите для каждого помещения число сотрудников, которые будут в этом помещении находится. Также отметьте на плане так называемые «hotspot» — места стихийного увеличения сотрудников, например, столовые или переговорные.



Именно с hotspot следует начинать расставлять базовые станции на плане. Имейте в виду – одна базовая станция поддерживает до 8 одновременных разговоров, а вся система в целом – 30, поэтому установка четырех базовых станций обеспечит область покрытия максимальной емкости. При этом, расстояние между двумя соседними базовыми станциями не должно быть меньше 5-10 метров на открытом пространстве или 1-2 метра через перегородку. Более плотное расположение базовых станций может приводить к таким неприятным последствиям, как неожиданное прекращение разговора, потеря связи трубки с базовой станцией, ухудшение качества связи.

От установленных базовых станций схематично прочертите зоны распространения их сигнала по различным направлениям, руководствуясь таблицей выше и тем, что в отсутствии стен, радиус распространения составляет около 40-50 метров. Это позволит выявить ориентировочное расположение следующих базовых станций. При этом, следует помнить, что базовые станции должны образовывать зоны перекрытия 5-10 метров для осуществления роуминга и сами быть в зоне действия хоты бы одной (а лучше нескольких) базовых станций для синхронизации. Также не стоит забывать о том, что максимальное число базовых станций в одной системе ограничено 30 штуками, а максимальное количество одновременных разговоров в зоне действия одной базовой станции не может превышать восьми. Увеличение количества одновременных соединений в одной ячейке можно добиться двумя способами: сокращение расстояния между базовыми станциями или установка параллельной станции (помним про правило 5-10 метров).



После того, как базовые станции расставлены, можно прикинуть синхронизационную иерархию, указав синхронизационный уровень рядом с каждой базовой станцией. Главное правило – каждая базовая станция должна располагаться в зоне действия хотя бы одной (а лучше нескольких) базовых станций с более высоким синхронизационным уровнем. Желательно также использовать как можно меньше синхронизационных уровней. Достижению этой цели часто способствует расположение базовой станции с наивысшим синхронизационным уровнем в центре планируемой DECT-сети.

Проведение радиообследования


Имея на руках примерный план будущей DECT сети, можно приступать к радиообследованию, которое покажет, насколько точными оказались предположения относительно мест расположения базовых станций. В подавляющем большинстве случаев проведение радиообследования корректирует изначальный план, а в некоторых ситуациях приходится даже проводить повторное планирование и, как следствие, повторное обследование.

Для проведения радиообследования на объектах с большим количеством базовых станций потребуется использование специального измерительного комплекта Gigaset N720 SPK Pro, которое можно взять в аренду у дилеров Gigaset. Данный комплект включает в себя следующее оборудование:

  • Измерительная базовая станция в специальном корпусе с возможностью крепления на штатив и питания от аккумулятора, что позволяет устанавливать её в любом месте без привязки к электросети и ЛВС;
  • Две телефонные трубки Gigaset S810H со специальной версией прошивки для выполнения радиобследования;
  • Две проводные гарнитуры;
  • Аккумуляторная батарея, зарядное устройство, удобный чемодан для переноса.



Телефонные трубки уже зарегистрированы на базовой станции и в режиме измерения отображают на экране следующую информацию:

  • RSSI value — уровень мощности принимаемого сигнала от базовой станции. Допустимые значения от -20 до -70 дБм
  • Fr. quality (Frame quality) — процентное соотнашение всех принятых пакетов к пакетам с ошибками. Допустимые значения от 95% до 100%
  • Frequency — номер радиоканала, на котором производятся измерения. Допустимые значения от 0 до 9
  • Slot pair — используемая пара тайм-слотов. Допустимые значения от 0 до 11
    О тайм-слотах
    Стандарт DECT применяет технологию доступа к радиоканалу с разделением по времени (Time-Division Multiple Acces, TDMA). Для обмена данными используются кадры, каждый из которых разделен на 24 тайм-слота (24 временных промежутка). При этом первые 12 слотов, с номерами от 0 до 11, используются только для передачи в направлении от базовой станции к телефонной трубке, вторые 12 слотов с номерами от 12 до 23, используются для передачи в направлении от телефонной трубки к базовой станции. Это дает в сумме 12 дуплексных каналов в каждом радиоканале. Для обеспечения одного разговора используется пара слотов, которая нумеруется от 0 до 11, что соответствует номеру слота из первой группы и номеру слота плюс двенадцать из второй группы. Например, если на дисплее указан параметр Slot pair: 05 — это означает, что используются слоты под номерами 5 и 17.
  • RPN (Radio Fixed Part Number) — идентфикатор подключенной базовой станции. Номер отображается в шестнадцатеричном формате. Стоит отметить, что базовые станции имеют два DECT радиомодуля, поэтому каждой из них соответствует два соседних значения RPN.

Измерения сигнала можно начинать в той же последовательности, что и планирование – с базовых станций, расположенных в точках стихийной загруженности. Однако, если есть труднодоступные места (например, лестничная клетка), которые допускают только одно-два возможных места установки, то измерения сигнала лучше всего начать с них. Для больших DECT-систем часто целесообразно начинать обследования с базовой станции с наивысшим уровнем синхронизации.

Тестовую базовую станцию следует помещать на тот же уровень высоты, где предполагается установка рабочей базовой станции. При этом следует руководствоваться следующими требованиями к установке базовых станций:

  • Оптимальная высота для установки базовой станции в помещении находится между 1.8 и 3 метрами;
  • Минимальный зазор до потолка составляет 0.5 метра
  • Базовые станции рекомендуется устанавливать на одной высоте, в вертикальном положении

Теперь, перемещаясь с телефонной трубкой и производя замеры уровня сигнала, мы можем определить реальную зону покрытия базовой станции. При проведении тестовых замеров нужно убедиться в достаточной мощности сигнала в трех местах

  1. На всей предполагаемой территории покрытия уровень сигнала не должен быть ниже -65 дБм для гарантированной качественной связи
  2. Уровень сигнала в крайней точке области перекрытия хэндовера не должен быть ниже -65 дБм
  3. Уровень сигнала в местах установок соседних базовых станций не должен быть ниже -70 дБм. Требуется для выполнения синхронизации между базовыми станциями.

Оценка мощности сигнала:
Мощность сигнала Оценка
-50 дБм Отличное
-60 дБм Хорошее
-65 дБм Удовлетворительное
-70 дБм Минимально необходимое
-73 дБм Слабое (не применимо)

Помимо мощности сигнала, следует обращать внимание на показатель качества принимаемого сигнала — Frame quality, который указывает процентное соотношение всех принятых пакетов к пакетам полученных без ошибок. Дело в том, что даже при большой мощности сигнала его качество может быть неудовлетворительным, например, из-за влияния других радиоустройств, близкого расположения другой базовой станции или перегородок, вызывающих множественные отражения сигнала.

Оценка качества сигнала при мощности сигнала -60 дБм:
Frame quality Оценка качества сигнала
100% Отличное
99% Удовлетворительное
98% Минимально необходимое
97% Слабое (не применимо)

Стоит отметить следующий нюанс, что при замере качества сигнала для передачи голоса, телефонную трубку следует держать на высоте уха, а при замере сигнала для синхронизации – на высоте расположения базовых станций. Радиообследование лучше проводить вдвоем – в этом случае помимо замера объективных параметров, можно оценить качество связи субъективно – позвонив на другой телефон (поэтому в измерительном комплекте две трубки).


Стоит отметить, что при внедрении небольших DECT IP систем на небольшое количество базовых станций, можно обойтись и без использования специального комплекта. Любая DECT трубка Gigaset также поддерживает режим измерения сигнала. Для его активации, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выключите трубку
  2. Зажмите клавиши 1+4+7 и нажмите клавишу включения (красная трубка)
  3. Дождитесь, пока телефон загрузится в режиме обслуживания на экране должна появиться надпись «Service»
  4. Наберите последовательность цифр 76200, не обращая внимания на происходящее на экране, в результате чего отобразится служебное меню Service
  5. Выберите пункт Metering Mode, нажмите софт-кнопку Change и затем Back. Телефон выключится
  6. Включите телефон обычным способом — телефон загрузится в рабочем режиме, но в верхней части экрана вместо отображения уровня заряда батареи и уровня мощности сигнала, будет отображаться строка с параметрами измерений

Строка с параметрами измерений может, к примеру, иметь такой вид: 98.7, 00, 04, 100, где 98 — уровень сигнала в процентах, .7 — номер радиоканала, 00 — номер пары тайм-слотов, 04 – идентификатор базовой станции, 100 — процент пакетов принятых без ошибок. Интервал измерения задается в сервисном меню, в опции Measure Time. Допустимые значения — от 06 до 16, что соответствует временному промежутку от 1 до 2.5 секунды. Рекомендованное значение — 16. Основное неудобство использования обычных трубок для измерения состоит в том, что мощность сигнала указывается не в абсолютных значениях, а в относительных. Поэтому для точного определения зоны покрытия в этом случае требуется чаще использовать субъективный метод оценки качества приема, путем совершения звонка.

Базовая настройка системы


После проведения планирования и радиообследования, можно устанавливать базовые станции, подключать их к локальной сети и питанию. Напомним, что базовые станции Gigaset N720 IP Pro и контроллер Gigaset N720 DM Pro должны находится в одном широковещательном домене. Вся настройка системы осуществляется с помощью Web-интерфейса контроллера, базовые станции хоть и имеют свой сетевой адрес, но никакого пользовательского интерфейса не предоставляют.

Для подключения к контроллеру просто введите его IP-адрес в адресную строку браузера – по умолчанию, контроллер получает адрес по DHCP. Можно поступить еще проще – перейти по адресу www.gigaset-config.com и через какое-то время на экране появится список всех найденных в вашей сети контроллеров и, если он один, то через какое-то время сработает редирект на его Web-интерфейс. Пароль для доступа к Web-интерфейсу диспетчера по умолчанию – admin.

Назначение IP-адреса


Весь интерфейс разбит на два глобальных раздела – Настройки и Состояние. В разделе Состояние можно увидеть такие основные параметры системы, как сетевые настройки, версия ПО, подключенные базовые станции, системное время, состояние загрузки. Нас же больше интересует раздел Настройки. Первым делом, необходимо присвоить контроллеру статический IP-адрес, что делается в подразделе Сеть и соединители > Конфигурация IP.

Подключение базовых станций


Подключение базовых станций Gigaset N720 IP Pro к контроллеру осуществляется в два этапа. Вначале необходимо их зарегистрировать: контроллер автоматически находит все подключенные к сети незарегистрированные базовые станции и перечисляет их в разделе Сеть и соединители > Регистрация базовой станции. Теперь достаточно нажать «Подтвердить» напротив нужной станции и на следующем шаге ввести её название. Название рекомендуется выбирать таким образом, чтобы оно отражало место расположения базовой станции. Также на этом этапе базовой станции необходимо будет назначить два IP-адреса – по одному на каждый DECT радиомодуль, а можно эту работу предоставить DHCP-серверу.



На втором этапе необходимо присвоить каждой базовой станции уровень синхронизации и отнести её к определенному кластеру. Делается это в разделе Сеть и соединители > Синхронизация базовой станции. Помним, что синхронизация осуществляется только между станциями, относящимися к одному кластеру и что в каждом кластере может быть только одна базовая станция с уровнем синхронизации 1.



После подключения базовых станций, синхронизация начнется автоматически. Если синхронизация прошла успешно, то на базовой станции будут гореть все индикаторы. Убедиться, что базовая станция успешно прошла синхронизацию можно в разделе Сеть и соединители > Настройки базовой станции. В открывшемся окне будут выведены все подключенные базовые станции, их идентификаторы в DECT системе, а также состояние работы и синхронизации.

Подключение телефонных трубок


Чтобы телефонная трубка могла совершать входящие и исходящие вызовы, она должна быть зарегистрирована в диспетчере. При регистрации, каждой телефонной трубке назначается её собственный SIP аккаунт. Поэтому перед регистрацией телефонных трубок на диспетчере, все необходимые SIP-аккаунты уже должны быть заведены. Это, в свою очередь, требует создания так называемого профиля подключения к IP АТС.

Профиль подключения содержит самые основные параметры работы с телефонной станцией – её IP-адрес, SIP-порт, тип транспортного протокола, при необходимости, адрес и порт прокси-сервера. При использовании собственной IP-АТС, эти параметры требуется заполнить вручную в разделе Провайдеры VoIP. Если же используется АТС оператора связи, то VoIP-профиль можно попробовать загрузить автоматически. Для этого необходимо нажать Выберите VoIP провайдера, выбрать страну из выпадающего списка, в результате чего будет предложен список из наиболее популярных в этой стране операторов связи. Для России загружено 22 оператора связи, актуальность данных мы проверять не стали, так как в подавляющем большинстве случаев профессиональные DECT IP решения используются все-таки в связки с собственной IP-АТС. Система Gigaset N720 IP Pro поддерживает создание до 10 VoIP-профилей.


Для создания учетных записей SIP необходимо перейти в раздел Мобильные устройства. Тут мы можем создать новый аккаунт с нуля или скопировать существующий. При создании аккаунта потребуется выбрать один из созданных VoIP-профилей, а также внутренний номер, логин, пароль и отображаемое имя. Расширенные настройки доступны по нажатию кнопки Показать доп. настройки. Здесь вы можете выбрать используемые кодеки, подключить телефонный справочник, настроить аккаунт электронной почты и прочее.



При нажатии кнопки Настроить, система просто сохранит введенные параметры. При использовании кнопки Начать регистрацию дополнительно к этому активируется процесс регистрации телефонной трубки. Выглядит это следующим образом: на экране Web-интерфейса будет выведен PIN-код для регистрации и указано время, разрешенное для процедуры регистрации трубки.

Переходим к телефонной трубке и запускаем процедуру регистрации через меню телефона. На дисплее появится сообщение о поиске базовой станции. Если базовая станция будет обнаружена, будет запрошен PIN-код для подключения. Введите PIN-код для подключения к DECT системе. Если все пройдет успешно, в веб-интерфейсе диспетчера появится сообщение «Регистрация завершена». Как только регистрация телефонной трубки выполнится, трубка перейдет в состояние ожидания, а на экране отобразится название телефонной трубки в соответствии с назначенным ей аккаунтом.

На этом базовую настройку системы Gigaset N720 Pro можно считать законченной.

Дополнительные возможности системы


Помимо базового функционала, DECT система Gigaset N720 Pro поддерживает не так уж много дополнительных возможностей. Тем не менее, о некоторых из них стоит рассказать отдельно.

Адресные книги


Система поддерживает два типа телефонных книг – локальные и централизованные. Локальные телефонные книги хранятся на самих трубках в формате vCard. Однако и ими можно управлять непосредственно с контроллера. В разделе Мобильные устройства можно скачать локальную адресную книгу с любого телефона, сделать при необходимости изменения и таким же образом закачать обратно в этот же телефон или в любой другой. Размер локальных телефонных книг ограничен размером справочника трубки – современные трубки серии Pro поддерживают до 500 контактов.

Централизованная телефонная книга может быть двух типов – LDAP или XML. В принципе и с первым, и со вторым ситуация понятная. В случае с LDAP – система обращается к заранее указанной в настойках базе данных LDAP, в случае с XML – к серверу HTTP, указанному в настойках, который отдает список контактов в формате XML. Для трубок же этот процесс абсолютно прозрачен – в настойках аккаунта администратор указывает, какая адресная книга должна открываться у абонента при нажатии на соответствующую клавишу – локальная или централизованная.

Есть одно замечание: не все телефонные трубки поддерживают кириллицу. Например, Gigaset SL750H PRO замечательно отображает русские символы, а трубки Gigaset R650H PRO и Gigaset A540H — кракозябры.

Получение электронной почты на телефон


Система Gigaset N720 PRO предоставляет возможность своим абонентам получать уведомления о новых электронных сообщениях, поступивших на корпоративную электронную почту.

Все настройки выполняются в интерфейсе диспетчера Gigaset N720 DM PRO. В настройках соответствующего аккаунта телефона необходимо добавить параметры получения электронной почты: адрес POP3-сервера, логин и пароль. А в общем разделе Мобильные устройства можно указать частоту проверки ящика на предмет новых сообщений.



Почтовые сообщения загружаются полностью, но с сервера не удаляются и не отмечаются как прочитанные. Опять же есть некоторые проблемы с отображением кириллицы. Некоторые сообщения отображаются верно, некоторые даже не хотят открываться.

Управление конфигурацией, обновление прошивки


После настройки системы крайне рекомендуется сохранить её полную конфигурацию, включая информацию о зарегистрированных трубках. Также следует делать это перед любыми, даже самыми небольшими, изменениями конфигурации – в случае какого-либо сбоя, ее можно восстановить буквально в течение нескольких минут. Диспетчер Gigaset N720 DM PRO сохраняет текущую конфигурацию в бинарном формате — поэтому внести изменения в неё в ручном режиме возможности нет.

Обновление всех компонентов системы Gigaset N720 IP PRO выполняется так же централизовано, с помощью диспетчера Gigaset N720 DM PRO в разделе Управление > Обновление микропрограммы. В предложенном меню есть возможность перейти на более свежую версию ПО или наоборот, вернуться на предыдущую версию (система сохраняет её автоматически, искать и загружать файл с предыдущей прошивкой не требуется). Также есть возможность в любой момент перейти на версию ПО, с которой изначально поставлялась система, что в некоторых случаях может оказаться крайне полезным.


Заключение


DECT IP системы, позволяющие организовать зону бесшовного радиопокрытия на предприятии – товар, на самом деле, штучный. Такие системы, помимо Gigaset, выпускают всего несколько компаний, в том числе поэтому цена на такие системы не может быть низкой. Если же абстрагироваться от экономического вопроса, то стоит отметить, что Gigaset N720 Pro представляется качественно сделанным продуктом, с хорошим функционалом и возможностью легкой настройки. Тем компаниям, которые задумываются о внедрении бесшовного DECT или хотят модернизировать имеющуюся систему для перехода на IP-телефонию, однозначно следует рассмотреть Gigaset N720 Pro как один из вариантов.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (13)


  1. Ugrum
    05.07.2017 16:38

    Любая DECT трубка Gigaset также поддерживает режим измерения сигнала. Для его активации, необходимо выполнить следующие действия:

    Вот спасибо, надо будет побаловаться.
    Отличная статья, обстоятельная и полезная.


  1. Mobile1
    05.07.2017 18:00

    Звонок из прошлого…


    1. shteyner
      05.07.2017 18:40

      Вот действительно. Кто нибудь бы объяснил зачем нужна параллельная с wifi инфраструктура только для телефонов.


      1. nikolajbezcelovecnyj
        06.07.2017 09:45
        +1

        Качество связи wifi по сравнению с DECT просто отстой.


      1. willyd
        06.07.2017 09:45
        +1

        Ну во-первых стоимость трубок. Именно трубки основная статья затрат. Тем более, что в основном DECT'ом покрывают не офисы, а — производства и склады и там это основной расходный материал, и стоимость трубки порядка 100у.е. в свое время останавливала внедрение. Ну и наличие трубок на момент внедрения тоже играет роль.
        Во-вторых, внезапно, не все wifi-трубки умеют работать с handover. Что, в принципе, относиться и к DECT, если используется оборудование разных брендов.
        В итоге выходит раз на раз, и все зависит от каждого конкретного случая.


        1. Ugrum
          06.07.2017 11:02

          Тем более, что в основном DECT'ом покрывают не офисы, а — производства и склады и там это основной расходный материал, и стоимость трубки порядка 100у.е. в свое время останавливала внедрение.

          Совершенно верно. Смотрим самую недорогую wifi трубку от панаса -UDT111, цена на полке 8500р. Самая недорогая микросотовая DECT трубка от того же панаса-WT115 -3990р., бытовая DECT трубка TGA681-2190р. Да, это лобовые цены РРЦ, проектная цена будет конечно же ниже, но порядок цен иллюстрирует хорошо.


        1. shteyner
          06.07.2017 11:38

          Спасибо за ответ, действительно с этой стороны не смотрел.
          И такой вопрос еще, может знаете, почему wifi трубки такие дорогие, на эти же деньги можно купить мобильники и настроить sip на них. Проблему быстрого (относительно) разряда можно скомпенсировать если телефоны с двумя аккумуляторами, или с чехлами, правда это будет заметно дороже.

          На второй вопрос пока писал сам уже понял ответ: что бы не усложнять, поддержка всего этого зоопарка стоит денег. Зоопарк — потому что телефоны быстро выходят из продаж. А ответ на первый вопрос вытекает из первого: потому что могут и все равно покупают что бы не заморачиваться.


          1. willyd
            06.07.2017 12:00

            На самом деле вопрос цены для меня загадка.
            WiFi трубки в основной массе позиционируются как корпоративные решения. И по идее должны служить долго.

            По факту же — куча бесполезных функций (кроме телефонной книги, которую можно синхронизировать с корпоративным справочником), которыми не пользуются поскольку размер экрана не особо позволяет.
            Кроме того, в идеале, такие трубки должны быть сделаны добротно, чтобы им не были страшны падения, поскольку их выдают пользователям, которые постоянно перемещаются. Во времена, когда я изучал вопрос, действительно качественными были Cisco с SIP'ом, но цена даже с нашей скидкой кусалась. Среднюю по цене трубку wifi гораздо легче убить чем самый дешевый DECT.

            Проблему быстрого (относительно) разряда можно скомпенсировать если телефоны с двумя аккумуляторами, или с чехлами, правда это будет заметно дороже.

            C wifi-трубками та же проблема — wifi может отваливаться, как не крути но в складе на 10000-20000 кв.м. могут быть зоны без покрытия. Что может приводить к проблемам со звонками и регистрацией и приходиться слать qualify пакеты, что не сказывается положительно на заряде.

            Мобильные проблематично использовать, поскольку нет возможности автоматически заливать настройки как минимум. Не знаю как сейчас, но раньше нормальная трубка с wifi и хорошим звуком стоила так же как Wifi-телефон.

            Но опять же, все зависит от конкретного случая. DECT с GAP тоже стоит немного дороже обычного. Кроме того, производитель базовых станций может использовать проприетарный протокол и ограничивать использование трубок только своим модельным рядом.


            1. Mobile1
              09.07.2017 08:24

              Какие-то выдуманные проблемы и с вайфай трубками и вообще, с вайфаем.
              Зачем брать вайфай трубки, если можно взять обычные телефоны с андроидом, и заблокировать там все кроме какой-нить звонилки или мессенджера?
              Сколько стоит дект-база? Сколько стоит репитер дект-базы?
              Вы на эту сумму весь склад покроете каким-нибудь юбикьюти на 10 раз.
              И к тому же есть 3г,4г и вообще ничего ставить не надо.
              К тому же можно использовать телефоны (любые (!)) сотрудников.
              Более того, если вы используете мессенджер, то можно выслать фото, гео, видео, отправить тескт.
              А что можно сделать на декте?
              Обновлять записную книжку говорите проблема?
              Мессенджер сам все обновит, с аватарками и т.д.

              Имхо, дект должен умереть.
              В общем-то он и умирает.


              1. willyd
                09.07.2017 19:44

                Вы по собственному опыту пишите или с дивана критикуете?
                Под складом я имею ввиду действительно склад — от 10000 м. кв.

                Зачем брать вайфай трубки, если можно взять обычные телефоны с андроидом, и заблокировать там все кроме какой-нить звонилки или мессенджера?

                Сколько стоит трубка в которой все можно ограничить? Ну так, навскидку, первое, что прийдет на ум с централизованным или хотя бы удаленным управлением? Или вы будете выезжать каждый раз, когда кладовщик решит установить игрушку или просто удалит приложение?
                Сколько падений выдержит трубка, какой вам нужно будет иметь подменный фонд?
                Сколько будет держать батарея? Что если аккумулятор сел, его можно быстро заменить, чтобы оставаться на связи?
                Сколько стоит дект-база? Сколько стоит репитер дект-базы?
                Вы на эту сумму весь склад покроете каким-нибудь юбикьюти на 10 раз.

                Выходило на 3-4 тысячи. У декта покрытие больше чем у WiFi. Максимум 2 базы, остальное репиторы. Когда считали выходило в два раза дороже чем взять wifi-трубку (самые дешевые Linksys)
                И к тому же есть 3г,4г и вообще ничего ставить не надо.
                К тому же можно использовать телефоны (любые (!)) сотрудников.

                Внезапно. Люди, которые работают кладовщиками, отличное отделяют свое от рабочего. И заставить их использовать свои телефоны для работы не всегда у вас и выйдет. Проще дать рабочую трубку и не тратить время.
                В складе может быть плохое покрытие операторов. Телефонный звонок на любом телефоне (android, iphone) прервет работу приложения.
                Более того, если вы используете мессенджер, то можно выслать фото, гео, видео, отправить тескт.
                А что можно сделать на декте?
                Обновлять записную книжку говорите проблема?
                Мессенджер сам все обновит, с аватарками и т.д.

                Опять же. Примеры корпоративного уровня со стоимостью можете предоставить?

                Имхо, дект должен умереть.
                В общем-то он и умирает.

                Возможно, компания, в которой я работал, уже перешла на телефоны для работы с товаром и связи, и отказались от bar-code ридеров и wifi телефонов.
                Возможно, уже сейчас можно купить за 50-90 у.е. отличную wifi трубку. Я не знаю, последний раз я занимался этим 4 года назад.

                Вместо него придут in-door покрытия. Уже приходят. Но стоимость внедрения и обслуживания, мягко говоря, — не радует глаза и уши руководства.
                И пока, в некоторых сценариях DECT может отлично справляться.


                1. Mobile1
                  10.07.2017 07:12

                  Вы по собственному опыту пишите или с дивана критикуете?
                  Под складом я имею ввиду действительно склад — от 10000 м. кв.


                  Естественно по своему опыту, вы думаете на гиктаймсе одни диванные аналитики?

                  Сколько стоит трубка в которой все можно ограничить? Ну так, навскидку, первое, что прийдет на ум с централизованным или хотя бы удаленным управлением? Или вы будете выезжать каждый раз, когда кладовщик решит установить игрушку или просто удалит приложение?
                  Сколько падений выдержит трубка, какой вам нужно будет иметь подменный фонд?
                  Сколько будет держать батарея? Что если аккумулятор сел, его можно быстро заменить, чтобы оставаться на связи?


                  Я даже не навскидку вам скажу — откройте сайт алиэкпресса и поищите трубки с IP67 — там будет средняя цена ниже 100 $.
                  С IP67!
                  Т.е. ваш офисный Сименс просто отдыхает рядом по пыле-влаго и антиударности.
                  Практически все они рутуются и соответственно вы можете делать все что угодно — выключать Playgoogle, чтобы не закачивали новых игрушек и т.д.
                  Я все это делал на модели Keneksi несколько лет назад — там все очень хорошо лочится, вплоть до камеры.

                  Сколько стоит дект-база? Сколько стоит репитер дект-базы?
                  Вы на эту сумму весь склад покроете каким-нибудь юбикьюти на 10 раз.

                  Выходило на 3-4 тысячи. У декта покрытие больше чем у WiFi. Максимум 2 базы, остальное репиторы. Когда считали выходило в два раза дороже чем взять wifi-трубку (самые дешевые Linksys)


                  Т.е. вы хотите сказать что дект база от Сименса стоит 50$?
                  Извините, я вам не верю.
                  Потом вспомните, сколько одновременных разговоров и трубок держит такая база, потом еще вспомните, сколько держит репитер базы и сколько он стоит.
                  Также я вам скажу что Wi-Fi трубок отдельных уже никто не производит — все что и есть в продаже — остатки 5 летней давности.
                  Также я вам скажу, что если вы посмотрите лидеров дект строения лет 5 назад, то увидите что они делали Андроид в Дект и с тачскином — 5 (!) лет назад — погуглите RTX вендора.
                  Т.е. уже тогда было понятно, что Андроид нужен.

                  Внезапно. Люди, которые работают кладовщиками, отличное отделяют свое от рабочего. И заставить их использовать свои телефоны для работы не всегда у вас и выйдет. Проще дать рабочую трубку и не тратить время.


                  Ну это притянуто немного, обычно продаваны -впариватели так говорят.
                  Обычно это связано с тем что у них личные трубки — не смартфоны.
                  Но можно дать и трубку — порядок цен я вам выше привел.

                  В складе может быть плохое покрытие операторов. Телефонный звонок на любом телефоне (android, iphone) прервет работу приложения.


                  Ну вот это смешно слышать.
                  Во первых зона покрытия сотовиков постоянно расширяется и понастроив дект системы вы через полгода с удивлением обнаружите что ее никто не пользуется — т.к. сотовые прекрасно стали работать и все перешли на вацап.

                  Во вторых, вы сами работали например с ритейлом и т.д.?
                  Там вацапом и мессенджерами в полный рост пользуются, как и мерчандайзеры, так и вообще все с магазина, т.к. это тупо удобней — видео — фото зала, накладной и т.д.

                  Тупо голос уже никому не нужен. Вообще.

                  Вместо него придут in-door покрытия. Уже приходят. Но стоимость внедрения и обслуживания, мягко говоря, — не радует глаза и уши руководства.


                  Все индор-покрытие решается просто — ставится вайфай — мессенджеры работают и все всем нормально.

                  Так что у меня твердое мнение — Дект должен умереть, как тяжелое наследие телефонии.

                  А Сименса или их дилеров на складах скопилось мног такого неликвида и они думают как его слить.
                  Но время уже прошло — я не знаю как можно вменяемого ЛПР раскрутить на покупку оборудования из прошлого века.
                  Еще раз — имхо.


                  1. willyd
                    10.07.2017 14:50

                    Т.е. вы хотите сказать что дект база от Сименса стоит 50$?
                    Извините, я вам не верю.

                    Нет. База сервер стоила в районе 500, репитеры дешевле. Цифры в долларах, четерехлетней давности. Вендор был не Семиненс.

                    Т.е. ваш офисный Сименс просто отдыхает рядом по пыле-влаго и антиударности.
                    Практически все они рутуются и соответственно вы можете делать все что угодно — выключать Playgoogle, чтобы не закачивали новых игрушек и т.д.
                    Я все это делал на модели Keneksi несколько лет назад — там все очень хорошо лочится, вплоть до камеры.

                    Рутуется. Девайс с вайфаем и слотом симкарты в сети компании.
                    Не знаю как сейчас. Но с моими знаниями трехлетней давности, протянуть согласование такого практически нереально. Небезопасно. Нужны сотрудники, которые в этом разбираются, не просто могут рут установить, а реально знают что они делают. Скорее уж какой-то MDM будет использоваться.

                    И все остальное в том же духе. Может мы с вами в разных вселенных живем?
                    1. Да. Сотрудники иногда могут тупо отказаться использовать свои телефоны для работы. Увы, такова жизнь. Я бы сейчас не использовал свой личный телефон для работы.
                    2. Мессенджеры? Серьезно? Whatsup, Viber? Как это контролируется со стороны безопасности? Вы использовали MDM? Могу представить только skype.
                    3. Да я имел дело с ритейлом и «голос» используется очень много.

                    Знаете часто некоторые проекты, которые выстреливают, через некоторое время вынуждены нанимать человека, который просто умеет работать в большой компании, и понимает как должны быть устроены все бизнес процессы. Вы мне эти проекты напоминаете, вроде что-то знаете, но с энтерпрайсом дело не имели.

                    Все что я писал, ранее взято из реального опыта работы в холдинге с 10000+ сотрудников. Основное направление ритейл.

                    Я не писал конкретно о сименсе, а вообщем о декте. И уверен, что есть проекты в которых он может быть оправдан. Я не поклонник декта, я сталкивался с такими проектами, где дект был оптимальным решением, в плане обслуживания. Все зависит от каждого конкретного случая.


              1. willyd
                09.07.2017 20:16

                Ну и вдобавок.
                С мобильными мне было бы намного проще. У меня была сквозная внутренняя нумерация на корпоративных номерах. Но мобильные заказчик не захотел, всех причин не помню.