1 Введение


Всем привет, меня зовут Владислав, я из России, и я фрилансер-программист. Сейчас на Хабре очень популярная тема — юридические и налоговые вопросы при работе с Upwork, как получать и декларировать плату от зарубежных заказчиков, и так далее.



Я тоже довольно долго изучал эти вопросы. Российское законодательство по этим вопросам сильно зарегулировано, и все эти законы и правила причиняют массу проблем фрилансерам, работающим на зарубежный рынок. В итоге я принял решение перевести свой «бизнес» в другую юрисдикцию. Изучив все возможные варианты, я выбрал такой путь — зарегистрировать фирму ООО в Латвии, и принимать платежи от заказчиков на эту фирму. То есть просто переместить свой бизнес из России в Латвию.

Я уже год работаю в таком формате, я сталкивался с разными проблемами и оценил плюсы и минусы. В итоге я решил, что в сумме я выиграл от такого решения. В комментариях к статьям о фрилансе я периодически читаю вопросы типа «как работать на заказчиков из США», «Как платить налоги на платежи с Upwork-а», и поэтому я решил поделится своим опытом, тем более что подобных статей я еще нигде не видел.

2. Основные выводы и результаты


Если коротко, выводы такие:

  1. Ежемесячные расходы — от 150 евро если вы простаиваете, и около 350-400 если работа идет хорошо. Это не считая банковских комиссий за платежи и переводы, они сильно зависят от банка. Так что переводить свой фриланс в Латвию имеет смысл, когда вы уже зарабатываете от $1000 в месяц, иначе есть большой риск, что вы «не потянете»
  2. Главный плюс — никакого валютного контроля, принимайте платежи из любых стран мира без ограничений
  3. Принимайте платежи как от юридических, так и от физических лиц. Сразу на банковский счет. Онлайн-кассы? Не, не слышал
  4. Можно работать с PayPal, получать платежи и оплачивать услуги. Почти все мои заказчики из США предпочитали не возиться с документами и банками, а просто платить через PayPal, и никак иначе. Если вы фрилансер из России и вы будете втирать заказчику-американцу какую-то дичь про SWIFT-перевод, договоры, акты выполненных работ для валютного контроля и прочее, то он справедливо пошлет вас подальше и выберет фрилансера с более удобным способом оплаты
  5. Если говорить про минусы, то главный минус — налоги. Так как я учредитель фирмы, я же и являюсь директором и плачу сам себе минимальную зарплату. Вместе с зарплатой я плачу налогов на 200 евро каждый месяц. Если вы зарабатываете не очень много, то налоги пробьют чувствительную брешь в вашем бюджете
  6. Второй минус — на первоначальном этапе вам придется часто бывать в Латвии, решать всякие возникающие проблемы с банком, с Службой Госдоходов и с бухгалтером. Приготовьте деньги на авиабилеты и сделайте мультивизу-шенген. С другой стороны, Латвия все равно легко достижима, я не представляю что бы я делал, если бы я зарегистрировал компанию где-нибудь в Гонконге или на Багамах
  7. Еще минус — вам придется нанять бухгалтерскую аутсорсинговую фирму, чтобы они вели ваши дела. В Латвии есть свои законы о бухгалтерском учете, свои системы подачи налоговой отчетности через Интернет, плюс ко всему все документы на латышском языке… В-общем я не стал разбираться, и просто нашел бухгалтера, вести отчетность за меня. За бухгалтерские услуги я плачу 100 евро в месяц
  8. В качестве бонуса — можно списывать некоторые свои траты в расходы фирмы. Со счета фирмы я обычно оплачиваю авиабилеты, гостиницы, покупку электроники, хостинг. Если вы фрилансер-путешественник, вы можете оформлять себя в «командировку» и начислять себе суточные. Просто периодически привозите своему бухгалтеру все чеки, инвойсы, посадочные талоны, билеты, и вы сможете компенсировать свои расходы
  9. Для заказчика вы теперь выглядите намного солиднее — не ИП в России, а юридическое лицо в Европе. Можно сделать себе красивые визитки и раздавать на конференциях. Мелочь, а приятно
  10. Регистрируйте домен и сайт на фирму в Латвии, и вы можете забыть о ФЗ-152 «О персональных данных», о котором было много статей на Хабре. Ваш сайт теперь в юрисдикции Европейского союза. С другой стороны, вам теперь нужно показывать уведомление о том что ваш сайт использует cookies...

3 С чего начать и этапы


Если вы решитесь зарегистрировать фирму в Латвии, ваш маршрут будет примерно таким:

  1. Регистрация фирмы (адрес, уставный капитал и т.д.)
  2. Наим бухгалтера
  3. Открытие счета в банке
  4. Получение PVN-номера
  5. Подготовка PayPal, Upwork, начало работы с заказчиками

Все вышеописанное может стоить 800-1000 евро и занять 2-3 недели. Также, первые пару месяцев по закону подлости могут возникнуть какие-нибудь заминки либо с банком, либо с Службой Госдоходов, либо еще с чем-нибудь. Поэтому рекомендую иметь шенген-мультивизу и держаться недалеко от Латвии, чтобы при необходимости сорваться туда решать возникшие проблемы. Когда все этапы пройдены, пойдут первые платежи, деньги будут успешно выводится — вы можете расслабиться и фрилансить в России или в любой точке мира, посещая вашего бухгалтера в Латвии пару раз в год.

Что же, сначала я расскажу про все этапы по порядку, а в самом конце статьи будет про самое сладкое — вывод денег.

4 Шаг за шагом


4.1 Регистрация компании


4.1.1 Общая информация


В Латвии фирму может открыть любой нерезидент, ограничений практически нет. Самый популярная форма, аналог нашего ООО — SIA, Sabiedriba ar ierobezotu atbildibu. Для того чтобы открыть фирму, нужно иметь адрес и уставный капитал.

Кстати, вот так выглядит типичный устав ООО в Латвии (сравните с уставом ООО в России):

Statuti


4.1.2 Адрес


Адрес получить не проблема. В Латвии существует много фирм, которые предоставляют услуги «Виртуального офиса». Вы им платите и они вас регистрируют у себя, получают за вас вашу почту, отвечают на звонки и всем подтверждают, что ваша фирма находится здесь.
Вы должны получить согласие владельца о регистрации юридического адреса и договор о предоставлении юридического адреса. Насчет корреспонденции — вам нужно договорится, чтобы они уведомляли вас о письмах, и нужно сообщить бухгалтеру, чтобы он забирал их периодически (о бухгалтере я напишу ниже).

Вообще, по идее это не очень хорошо, что по одному адресу расположено много фирм, но как я понял, это не может служить основанием в отказе в регистрации. Согласие владельца помещения есть — значит фирму вам зарегистируют.

Также, при оформлении виртуального офиса вам могут за небольшую плату оформить документы для регистрации предприятия — заявление, устав, решение об учреждении и т.д. Выберите название для своей фирмы, выберите род деятельности. В моем случае это «Datorprogrammesana», «Деятельность в области компьютерного программирования» (62.01, версия 2.0).
Мне юридический адрес за год обошелся в 363 евро (300 евро + 21% НДС), а оформление документов — 50 евро. Госпошлина за оформление — примерно в 22 евро. Если бы я открывал фирму с уставным капиталом 2800 евро (об этом ниже), то пошлина была бы около 140 евро. Сохраняйте все чеки за оказанные услуги, потом вы можете списать их в расходы.

4.1.3 Уставный капитал


Уставный капитал должен быть 2800 евро и более для обычного SIA или от 1 до 2799 евро для SIA малого капитала. Во втором случае будут некоторые ограничения по учредителям, ограничения в получении дивидендов, вы не сможете получить вид на жительство через эту фирму и еще кое-какие мелочи.
Я оформил SIA с уставным капиталом в 100 евро. Для мелкого фриланса этого вполне достаточно.

Впоследствии, если вы захотите, вы можете увеличить уставный капитал до 2800 евро и снять вышеописанные ограничения. Даже если у вас нет полной суммы, вы можете пополнять счет и тут же снимать деньги «под отчет». Ваш бухгалтер подробно вам расскажет о том как это сделать (о бухгалтере я напишу ниже).

4.1.4 Регистрация фирмы


С всеми документами идите в регистр предприятий (Uznemumu registrs). Там есть очередь, но сотрудники регистра дружелюбные, знают русский язык и помогут вам в случае чего.

Где-то через 3 дня фирма будет зарегистрирована. Как это узнать: заходите на сайт Lursoft lursoft.lv и вводите в поиск название своего предприятия. Если предприятие найдено — значит компания успешно зарегистрирована. Запишите регистрационный номер своей фирмы. Теперь вы можете идти в банк открывать расчетный счет и подавать документы на получение PVN-номера.

Можно оформить фирму и за 1 день, если оплатить госпошлину в троекратном размере.

4.2 Печать


Иметь печать вам необязательно, но если вы хотите выводить деньги через ИП в России, то для проведения платежей через валютный контроль вам лучше сделать себе крутую печать. В Риге есть несколько фирм, которые делают печати, идите в любую из них. Лично я просто заприметил вывеску во время моих мотаний по Риге. Вам нужны будут документы полученные в Регистре предприятий. Стоимость изготовления печати примерно 15-20 евро.

4.3 Налоги в Латвии


Налогами в Латвии заведует Служба Госдоходов (Valsts ienemumu dienests).
Самые значимые для вас налоги, которые вы будете платить — зарплатные. Вы числитесь учредителем фирмы и единственным сотрудником, и должны платить сами себе зарплату. И, естественно, налоги на зарплату — подоходный, социальный, налог на безработицу. Каждый месяц, до 25 числа. Про зарплатные налоги я написал в разделе «зарплата» ниже.
Если у вас за прошлый год была прибыль, то нужно заплатить налог на прибыль 15% за прошлый, и этот же налог авансом за текущий год. Если у вас за год прибыль оказалась больше, то доплатите, если нет — то вам его вернут.

Если вы выводите дивиденды, то вы как резидент России должны платить налог на дивиденды в России, и сообщить об этом латвийской налоговой. Я еще не выводил дивиденды, поэтому подробностей не могу сказать, извините.

Существует еще налог на добавленную стоимость (PVN — Pievienotas vertibas nodoklis), но он взимается только при расчетах внутри Латвии. Если ваши заказчики находятся не в Латвии (так это было в моем случае), то вы не платите PVN. Тем не менее, вам необходимо зарегистрироваться как плательщик PVN и получить PVN-номер, хотя бы потому что его следует указать в настройках PayPal и Upwork. Про получение PVN-номера я расскажу ниже.

По налогам в-целом это все. Более подробно о налогах, зарплатах и PVN-номере вам расскажет нанятыми вами бухгалтер.

4.4 Бухгалтер


В Латвии множество фирм, которые предлагают бухгалтерское обслуживание и сопровождение предприятий, также множество бухгалтеров-фрилансеров. Выбирайте кого угодно, ориентируясь на стоимость услуг, отзывы, личные симпатии и т.д. Я рекомендую делать это на как можно более раннем этапе. Бухгалтер вас проконсультирует и поможет избежать проблем.
Как я уже сказал, мне бухгалтерские услуги обходятся в 100 евро в месяц, возможно вы найдете бухгалтера чуть дешевле или дороже.

Ваше взаимодействие с бухгалтером будет выглядеть следующим образом. На первом этапе ваш бухгалтер регистрирует вашу фирму в государственной системе электронной отчетности. Для этого вы с бухгалтером вместе отправляетесь в Службу Госдоходов, там вы должны предоставить документы из Регистра предприятий, а также указать электронный адрес, куда будут падать уведомления. Рекомендую создать один электронный адрес специально для Службы Госдоходов и дать доступ бухгалтеру. Или сделать перенаправление писем на email бухгалтеру.

После того как электронный кабинет заведен, ваш бухгалтер примет вас на работу и будет начислять рабочие часы, зарплату и зарплатные налоги, и будет подавать отчетность через эту систему, а также вести переписку с Службой Госдоходов при необходимости.

Служба Госдоходов может слать вам обычные письма на юридический адрес, где зарегистрирована ваша фирма. Вы должны договориться с бухгалтером, чтобы бухгалтер забирал корреспонденцию и реагировал на эти письма. Не игнорируйте эти письма, если вы не будете отвечать, вашу фирму могут закрыть.

Следующее что бухгалтер должен для вас сделать — оформить вам PVN-номер. Это тоже небольшой квест, об этом я написал в следующем разделе.

Когда фирма будет зарегистрирована, PVN-номер получен, расчетный счет открыт, вы будете взаимодействовать с бухгалтером примерно 1 раз в месяц — шлете бухгалтеру все свои выписки и счета (полученные и отправленные), а бухгалтер будет писать вам, какие налоги на какие реквизиты нужно платить, и сколько денег можно перечислить себе.

Также, если вам нужны будут подтверждающие документы, что вы являетесь учредителем компании в Латвии и получаете зарплату (для визы или для открытия банковского счета как физ. лицо), бухгалтер тоже их запросить и подготовить для вас.

Ну и конечно же, бухгалтер поможет вам списать расходы и вывести деньги, об этом подробнее написано в конце статьи.

4.5 Оформление PVN-номера


После того как фирма зарегистрирована, вы должны подать заявку на регистрацию PVN-номера. Это делает бухгалтер через систему электронной отчетности. Через некоторое время после того как вы подали заявку, Служба Госдоходов пришлет на ваш юридический адрес письмо с просьбой прийти и рассказать о своем бизнесе. Игнорировать это письмо нельзя, вы должны прийти или договорится на другое время.

В назначенное время вы с бухгалтером приходите в Службу Госдоходов и специальный сотрудник проводит с вами собеседование, заполняет анкету о вас и задает вопросы для принятия решения о выдаче PVN-номера.

В моем случае у меня уже был подписанный договор с заказчиком и опыт фриланса в России. Я пришел с договором, принес выписку из ЕГРИП о том что я ИП в России с 2014 года и свои налоговые декларации на УСН за 2014 и 2015 год. Этого было достаточно. Сотрудница Службы Госдоходов была очень вежливая и хорошо разговаривала на русском языке. Вообще, государственные служащие в Латвии, на мой взгляд, вежливые и доброжелательные, и работают хорошо.

4.6 Банк


Что меня действительно поразило — так это банки.
Я привык к российским банкам, где вы желанный клиент и любой банк с удовольствием предложит вам свои услуги. Увы, в Европе это не так. В Латвии банки будут придирчиво осматривать вас со всех сторон, заставлять заполнить 100500 анкет, предъявлять доказательства ведения деятельности.

За все время моей работы не государство, а именно банки в Латвии доставили мне наибольшее количество проблем. В банке вам нужно будет общаться с живыми людьми, вы будете доказывать менеджеру, что ваши намерения чисты, вы не будете отмывать деньги, не будете финансировать терроризм, и что ваше сотрудничество с банком принесет им пользу.
Я не знаю, во всех ли банках Европы такое отношение к нерезидентам. Единственное, что можно поставить в плюс банкам в Латвии — вы можете разговаривать с банковским сотрудником на русском языке, здесь также многие россияне ведут свой бизнес, так что вести переговоры становится немного проще. Если бы я открывал бизнес в другой европейской стране, может быть ко мне было бы еще больше вопросов.

Как в случае с собеседованием на получение PVN-номера, мне помогло то, что у меня был опыт работы фрилансером в России и что на тот момент у меня уже был заключен договор с заказчиком. Я предьявил в банке договор и свою налоговую декларацию за 2014 и 2015 годы. Если у вас нет договора я не знаю что вы можете показать… Может быть, бизнес-план, или выписку с Upwork, или предыдущие договора, которые вы заключали как ИП в России. Как я уже сказал, в банке работают живые люди, постарайтесь найти способ их убедить.

Теоретически, вам необязательно открывать счет в латвийском банке, по закону вы имеете право иметь расчетный счет в любом банке на территории Европейского союза. Но это теоретически, а в моем случае я обращался в один банк в соседней Литве, и менеджеры, рассмотрев мой пакет документов, отказали — мол, вы ведете бизнес не в Литве, контрагенты у вас не в Литве, так что у вас нет достаточных основании для того чтобы иметь счет в нашем банке в Литве, идите отсюда.

Сейчас у меня есть счета в двух банках — в Rietumu и в латвийском ПриватБанке. Мои впечатления, коротко: с Rietumu проблем никаких нет, кроме цены — открытие счета стоило 60 евро, и за ведение счета они иногда снимают с меня 50 евро в месяц, если у меня обороты ниже порога минимума. А так они вежливые, и работают как часы (по европейском меркам, конечно). В ПриватБанке стоимость ведения счета ниже, но ПриватБанк очень сильно докапывается до моих транзакций и все время требует то копию договора, то объяснение по транзакции, то выписку из Rietumu, им все время мерещится что я через них отмываю деньги.

Вместе с счетом дают корпоративную карточку VISA или MasterCard, обязательно требуйте ее — во-первых вы можете оплачивать расходы компании с помощью этой карты (авиабилеты, гостиницы, услуги хостинга, и тому подобное), а во-вторых в экстренном случае вы можете вывести деньги из PayPal на этот счет. Подробнее про PayPal я написал ниже.

Естественно, ни в коем случае не теряйте карту и не забывайте пинкод от нее! Если забудете пинкод, вам придется снова ездить в Латвию, снова делать новую карточку, снова ждать ее, платить за выпуск карты и т.д.

Ну и еще из минусов — банки в Латвии работают с 10 до 18, иногда даже с перерывом на обед. И еще, так как вы нерезидент, не все отделения могут обслужить вас, обычно на всю Ригу только одно отделение банка обслуживает нерезидентов.

Окей, с проблемами разобрались. Теперь преимущества расчетного счета в Европейском банке:

  1. Ваш счет будет мультивалютным (евро/доллар + другие валюты по желанию), то есть вы можете принимать от заказчика SWIFT-переводы денег в любой валюте, из любых стран. Никакого валютного контроля, никаких ограничений.
  2. Если вы хотите поменять крупную сумму денег (например 5000 долларов в евро), вы можете связаться с менеджером банка и он даст вам более выгодный курс.
  3. Ваш счет будет в Европейском банке, так как Латвия — член ЕС. Помимо того, что это престижно — Upwork, и PayPal с недавних пор поддерживают функцию быстрого вывода денег на счет в любом европейском банке, что не может не радовать.

И еще небольшая заметка. Почему у меня два расчетных счета? А вот почему. Теоретически, по системе SWIFT вы можете получать деньги от заказчика из любых стран мира, но я столкнулся с тем, что денежный перевод SWIFT из HSBC в Гонконге не доходит до латвийского ПриватБанка, и через несколько дней возвращается назад. Тут либо у ПриватБанка либо у HSBC неправильные реквизиты, уж не знаю на чьей стороне проблема. Разбираться было некогда, поэтому мы с заказчиком решили проблему путем открытия счета в Rietumu и отправки денег на этот счет, там проблем не возникло.

Вывод: Если вы работаете с заказчиком из экзотических стран, то возможно вам нужно будет иметь второй расчетный счет в другом банке, «про запас». Ну, или вы должны быть готовы к тому, что вам понадобится срочно ехать в Латвию для открытия второго расчетного счета. Как я писал в самом начале, первые пару месяцев держитесь поближе к Латвии, мало ли вдруг какая проблема внезапно возникнет.

По закону, кстати, вы можете иметь сколько угодно расчетных счетов в любом банке Евросоюза.

4.7 PayPal


4.7.1 Общая информация


В Латвии нет никаких ограничений на прием и получение платежей через PayPal. Вы можете принимать платежи от юрлиц и физлиц из любых стран, платить юрлицам и физлицам в любых странах. В любой валюте и в любых размерах. Одним платежом или несколькими. Ну что, как там дела в России, фрилансеры? ЦБ разрешил уже пейпалу переводить деньги между юрлицами, нет?

Ладно, а теперь серьезно. Вот причины, по которым вы должны открыть PayPal:

  1. Американцы привыкли к PayPal, это их привычный инструмент для оплаты услуг
  2. В PayPal комиссии немаленькие (~4%, плюс иногда конверсия валюты), но все же не конские 20%, как на Upwork. Если вы сработались с заказчиком из США на Upwork, предложите ему оплачивать ваши услуги через PayPal, уверен, он не откажется.
  3. С PayPal также вы можете оплачивать услуги — хостинг, например. Это пойдет в расходы.
  4. У PayPal достаточно удобная отчетность
  5. Вы можете выводить деньги на счет в Европейском банке или на карту Visa/MasterCard.

4.7.2 Открытие счета PayPal


Счет в PayPal можно открывать сразу как только вы получили PVN. Вам необходимо открывать новый счет, старый — не годится. Я открыл счет на свой рабочий email. Регистрируйтесь обязательно как ю
рлицо и обязательно «в Латвии»: то есть либо заходите на paypal.com с латвийского IP либо при открытии paypal.com внизу страницы выберите свое местоположение — Латвия.

После регистрации ваш PayPal аккаунт заморозят и попросят заполнить длинную анкету для борьбы с отмыванием денег. Нужно будет указать название компании, адрес, PVN-номер, имя владельца компании (т.е. вас) ваш адрес, паспортные данные и т.д., также нужно будет загрузить вашу копию паспорта. На последнем этапе вас попросят загрузить сканы документов, подтверждающих что фирма принадлежит вам. Нужно отсканировать LEMUMS, который вам дали в регистре предприятий Латвии.

LEMUMS


На этом этапе возник небольшой затык, после заполнения всех пунктов анкеты PayPal не размораживал мой аккаунт. Проблема решилась после звонка в службу поддержки, я им сообщил что я заполнил анкету, и они разморозили мой аккаунт вручную. У PayPal плохой интерфейс, но служба поддержки по телефону работает неплохо, при любой проблеме звоните им, не стесняйтесь.
Извините, я не помню сколько времени вышеописанное заняло, но кажется, от 7 до 14 дней с момента регистрации, с учетом заморозки аккаунта.

Дальше. Существует еще одно ограничение, очень обидное — начинающие продавцы на PayPal могут выводить деньги с PayPal только после того как они «полежат» на счете 20 дней. Если я не ошибаюсь, на 2016 год, чтобы выйти из статуса «начинающий продавец» нужно было выполнить 2 условия:

  1. Чтобы с момента первого платежа прошло 50 дней
  2. Чтобы вы получили 10 платежей

Чтобы решить этот вопрос, найдите любого своего друга, имеющего счет в PayPal и живущего за пределами Латвии (неважно, в ЕС, в США или где-нибудь еще) и выставите ему 10 счетов на 1 доллар на какие-нибудь услуги, например, консультация или исправление багов в сайте, или что-нибудь подобное. Выставляете счета без PVN (VAT), так как заказчик находится за пределами Латвии. Затем все инвойсы скачиваете и отдаете вашему бухгалтеру.
Когда 10 платежей будут готовы — вы восхитительны, осталось подождать 50 дней.

Эти числа (50 дней, 10 платежей) были актуальны в 2016 году, возможно правила сейчас изменились.

4.7.3 Выставление счетов в PayPal


После того как вы сделали заказчику работу, вы просите у заказчика его данные и email-адрес кошелька PayPal. Все мои заказчики — это компании, поэтому от них вам нужно знать название компании, адрес регистрации и имя контактного человека.
Дальше вы заходите в Tools / Invoicing и создаете инвойс за оказанные услуги. Пишете туда пункты и стоимость. Если хотите — укажите фиксированную сумму, или часы работы, как вам и заказчку удобнее. Если вы оказываете услуги за пределами Латвии вы не платите VAT (PVN), поэтому поле с налогом оставляете пустым.

Получается примерно так:

Мой типичный счет в PayPal



Дальше жмете «SEND» и ждете когда заказчик оплатит работу. Когда деньги окажутся на вашем PayPal аккаунту, вы можете распоряжаться деньгами — оплачивать ими хостинг, например, или выводить в банк.

Некоторые заказчики оплачивают платежи прямо так, без счетов. В этом случае вам все равно нужно создать в PayPal счет, чтобы было чем отчитываться бухгалтеру. Убедитесь, что дата счета поставлена до даты фактической оплаты заказчиком работы. Отправлять такой счет заказчику, естественно, не нужно.

4.7.4 Вывод денег


В PayPal вы можете добавить корпоративную карту Visa/MasterCard или банковский счет, я рекомендую вам добавить и то и другое.
При добавлении банковского счета вы должны указать реквизиты банка: Swift-код, адрес, название, и т.д., а также номер счета и информацию о нем. Реквизиты банка вы можете найти на официальном сайте, ваш номер счета и информацию о нем посмотрите в своем интернет-банке. Номер счета имеет вид типа LV00XXX0000123456789

Ваш счет в латвийском банке я думаю, мультивалютный доллар/евро (по умолчанию). Поэтому валюту счета можете указывать хоть евро хоть доллар, деньги теоретически в любом случае должны дойти.
Если вы укажете валюту в евро, а на PayPal будете получать деньги в долларах, то при выводе денег PayPal будет их конвертировать евро принудительно, по своему курсу. А курс у PayPal менее выгодный, чем в вашем банке.

Также обратите внимание: Поменять валюту счета в дальнейшем вы не можете. Наверное, это можно сделать через техподдержку PayPal или если отвязать счет и привязать его снова? Я не пытался.

После того как вы добавите в PayPal свой расчетный счет, вам на этот счет упадут один или два платежа от PayPal. Вам нужно будет посмотреть код в описании платежа и ввести его в PayPal, для подтверждения. Либо, как вариант, вам нужно будет назвать величины платежей для подтверждения, например 0.01 и 0.11 евро. Чуть позднее эти деньги PayPal спишет обратно.

После того как счета подтверждены, вы можете выводить на них деньги. Раньше вывод денег занимал 5-7 дней. После того как вы закажете вывод денег, сначала ваш заказ проверит служба безопасности PayPal, через 1-2 дня вам на почту придет сообщение что вывод денег одобрен, и еще через 3 дня деньги будут на счете в банке. С недавних пор деньги оказываются на счету уже на следующий день.

С привязкой карты то же самое — вы указываете данные карты (номер, срок действия, имя владельца), а затем подтверждаете ее через платежи от PayPal, как я писал выше. Разумеется, карта должна быть корпоративная, и принадлежать вашей компании, а не вам как физлицу! В этом случае, на карте будет написано что-то типа FOR BUSINESS, а в качестве имени владельца будет написано ACCESS TO ACCOUNT. Вот так выглядит моя карта:

Карта



Когда вы добавляете в PayPal карту, вы не можете написать туда «ACCESS TO ACCOUNT» в качестве владельца, поскольку PayPal автоматически подставляет туда вашу фамилию. Не переживайте, пишите в владельца карты свое имя и фамилию, проблем не возникнет, деньги все равно приходят на карту.

Исходя из моего опыта, деньги на карту идут дольше, вплоть до 14 дней. Если вдруг по каким-то причинам вам не удалось добавить номер счета (например, кодовые платежи от PayPal не упали на счет, или еще какой затык произошел), а вам срочно нужен «кеш» или вы далеко от Латвии, то можете использовать карту для «аварийного» вывода денег на нее, пока разбираетесь с банком почему платежи не доходят. Хотя блин, срочный кеш с задержкой в 14 дней звучит как-то не очень.

4.7.5 Отчетность PayPal


Раз в месяц скачиваете все инвойсы которые вы получили или оплатили за предыдущий месяц, а также качаете выписку, и отправляете бухгалтеру.
Заходите в Reports, затем Activity Download. Ставьте Transaction Type: Balance affecting. Затем указываете период (за предыдущий месяц) и жмите Create Report. Через некоторое время вам на почту упадет уведомление, что отчет готов.

Инвойсы берите из раздела Tools — Invoicing, каждый инвойс скачивайте как PDF.
Отправляете отчет и инвойсы бухгалтеру и забываете об этом до следующего месяца.

4.8 Upwork


4.8.1 Общая информация


Когда я зарегистрировал фирму и получил PVN, у меня был пустой профиль на Upwork, так что я создал новый, на рабочий email. Не знаю как быть если у вас уже есть отзывы, рейтинг и т.д., думаю вам тоже лучше зарегистрировать новый аккаунт, увы.

После регистрации указываете в Contact Info ваш юридический адрес в Латвии, затем заходите в Tax Information и указываете ваши реквизиты — название компании, адрес и PVN (VAT) номер. Этот номер PVN нужно подтвердить, процесс этот автоматический, обычно Upwork его подтверждает за 1 день. Не забудьте в настройках указать, что вы не резидент США.

Upwork вам будет присылать счета с VAT-налогом 21%, но если вы будете оплачивать взаиморасчетом (с своего баланса) или через PayPal, то почему-то VAT не взимается. Не знаю с чем это связано, но в любом случае это уже заморочки Upwork-а, если Upwork считает неправильно, это уже их головная боль. В вашем же случае расчет простой — если вы оказываете услуги за пределами Латвии, VAT вы не платите и точка.

В остальном все как обычно — пополняем connect-ы, ищем заказчиков, получаем от них оплату за mailstones и следим как растет сумма на балансе.

4.8.2 Вывод денег с Upwork


Здесь все еще проще чем в PayPal. Вы можете выводить деньги на PayPal-кошелек или на расчетный счет в европейском банке. Для вывода на PayPal — указываете свой email-адрес на который зарегистрирован PayPal-кошелек. Для банка — указывайте реквизиты своего банка (Swift-код, название, адрес), а также данные своего счета. Напоминаю, реквизиты банка вы можете найти на официальном сайте, ваш номер счета и информацию о нем посмотрите в своем интернет-банке.

Деньги на счет в европейском банке приходят в течение суток. Предпочтительно выводить деньги именно на счет, но на всякий случай добавьте оба метода (счет и PayPal) вывода денег.

4.8.3 Отчетность в Upwork


Раз в месяц заходите в Reports / Transaction History, ставите период — предыдущий месяц, затем сохраняете таблицу и сохраняете все инвойсы. И таблицу и инвойсы отправляете своему бухгалтеру. Таблицу лучше всего сохранить путем печати всей веб-страницы в PDF, потому что CSV-файл который предлагается Upwork-ом абсолютно нечитаем.

Опять таки, как и в случае с PayPal — это можно сделать за 5 минут, лениво попивая смузи.

5 Как выводить деньги из фирмы


5.1 Общая информация


А теперь переходим к самому приятному! Итак, ваша фирма работает, у вас есть счета в банке, у вас привязан PayPal, Upwork, вы работаете на заказчиков, заказчики платят, деньги от заказчиков разными стекаются на расчетный счет, и теперь нужно только получить их!

Есть 4 основных способа выводить деньги из фирмы себе в карман:

  1. Дивиденды
  2. Зарплата
  3. Расходы, командировки
  4. Если вы имеете ИП или ООО в России, закажите услуги у этого ИП/ООО и проведите оплату через валютный контроль

5.2 Обычные способы вывода денег


5.2.1 Дивиденды


С дивидендами я пока не разбирался детально. Если я не ошибаюсь, то при выводе дивидендов вы должны платить налоги в России, так как вы являетесь резидентом России. Налог на дивиденды в России 13%, а в Латвии 10%, у России и Латвии есть договор об избежании двойного налогообложения, так что вы должны предоставить службе госдоходов информацию о том, что вы уже уплотили этот налог в России и не должны ничего платить в Латвии. И еще: если у вас SIA с уставным капиталом менее 2800 евро, выводить дивиденды можно только при определенных условиях. Проконсультируйтесь с вашим бухгалтером об этом.

5.2.2 Зарплата


Так как фирма не может быть без сотрудников, после оформления фирмы бухгалтер добавляет вас в команию на должность «Член правления» (Valdes loceklis по латышски) и регистрирует вас в электронной системе отчетности. Вы получаете определенную зарплату и платите налоги раз в месяц. Интересно получается — вы работаете в Латвии, официально, вау! Но это вам не дает вид на жительство, это вам вообще никаких преимуществ не дает. Ну, может быть, в следующий раз при обращении за визой в Латвии вам дадут многократный шенген на 90 дней, вот и все преимущество.

Раз в год вы платите налог на риск безработицы 3.6 евро. Ежемесячно при получении зарплаты вы платите два основных налога — социальный 34.09% и налог на доходы физ.лиц 23%. Минимальная зарплата в 2017 году 380 евро, но можно платить меньше, если бухгалтер будет ставить вам мало рабочих часов.

Например если вы хотите тратить меньше денег на налоги, попросите бухгалтера считать вашу зарплату по минимуму, например, что вы работали 2 часа в месяц. Это проканает, если в этом месяце вы вообще не вели деятельности и не получали платежей от заказчиков. Например если июль был «пустым» месяцем, я плачу себе зарплату 4.13 евро, социальный налог 2.05 евро и подоходный налог 1.24 евро. В другом месяце цифры могут быть другие, зависит от количества рабочих часов в месяце.

Если же я вел какую-то деятельность, но не полностью, то я плачу зарплату, например 103.37 евро, соц. налог 51.14, НДФЛ 30.88 евро. Напоминаю, минималка в Латвии 380 евро в месяц, по идее вы можете себе назначить в любой месяц какую угодно зарплату и сколько угодно рабочих часов.

Ну и третий вариант, если у вас много заказчиков и кеш льется рекой, платите полную зарплату: оплачивайте iedzivotaju ~78, socialais ~129 и зарплату к выдаче ~261 евро.

5.2.3 Расходы


Также вы можете списать расходы на фирму. Вы можете списывать счет за аренду офиса, авиабилеты, гостиничные чеки, чеки за проезд в общественном транспорте, любые материалы которые вам нужны для работы (электроника), счета за хостинг, счета за лицензии на ПО. Нельзя списывать расходы на продукты и на рестораны/кафе. Для подтверждения нужен фискальный чек или инвойс плюс выписка с корпоративной банковской карты. Коллекционируете все чеки, потом привозите их вашему бухгалтеру. Бухгалтер считает вам, сколько денег вы можете получить, вы эти деньги переводите себе. Профит!

5.2.4 Командировки и авиабилеты


Если вы часто путешествуете, дополнительным бонусом к авиабилетам вы можете также получить командировочные. Просто бухгалтер оформляет ваше пребывание в другой стране как командировку, и начисляет вам суточные.
Подробнее узнайте о командировках и суточных у своего бухгалтера.

5.2.5 Возврат займа учредителя


При открытии расчетного счета вы наверняка пополнили его каким-то стартовым капиталом. Это пополнение считается как заим от учредителя, и в ходе вашей деятельности вы можете вернуть эти деньги назад, по частям или полностью, в любой момент.

5.3 Как получать деньги


5.3.1 Общая информация


Допустим, ваш бухгалтер насчитал вам зарплату, суточные, а также вы решили вернуть часть денег, вы можете получить эти деньги следующим образом:

  • Снимаете деньги в банкомате с корпоративной карты, дальше бухгалтер отчитывается за них в информационной системе. Это не очень хороший способ, потому что при частом снятии больших сумм наличных ваш банк начинает бить тревогу и требовать от вас отчетных документов, угрожая закрыть ваш счет и обвиняя в отмывании денег. Конечно, в банке работают люди, вы можете им все объяснить и успокоить их, но все-таки лучше лишний раз не давать им повода нервничать
  • Оформляете себе карточку в латвийском банке, но уже как физ.лицо, и выводите туда, в назначении платежа пишете по латвийски «avansu norekini» (подотчет) или «Darba alga par [месяц] [год]» (зарплата) или «aizdevuma atgriesana» (возврат займа). Бухгалтер вам точно скажет, какие суммы под каким заголовком вы можете выводить. Самый безопасный способ, но вам придется потратить время и оформить карточку в банке
  • Выводите эти деньги в Россию на счет физлица в российском банке. Через валютный контроль. Я не пробовал, но наверняка это не очень хорошая идея

5.3.2 Банковская карта в Латвии для физ.лица


Как я уже сказал, банки будут вас придирчиво рассматривать, а вам нужно будет доказывать менеджеру банка, что вы достойны иметь счет в их банке. На момент оформления карты я уже вел деятельность примерно полгода, поэтому бухгалтер распечатал мне данные информационной системы о том что я числюсь сотрудником, плачу налоги, и т.д., распечатал данные о моей фирме из системы Lursoft, этого оказалось достаточно.

Я открыл карту в латвийском ПриватБанке. Мне оформили простейшую карту Visa Electron, ту самую унылую без чипа, которую в России еще называют «зарплатной картой». Как и в случае с корпоративной картой — ни в коем случае не теряйте пин-код от этой карты, пинкод нельзя ни поменять, ни восстановить. Если вы потеряете пинкод, вам придется снова ехать в Латвию и заказывать новую карту.

Когда карта у вас, вы можете снимать деньги с этой карты в банкомате или расплачиваться ею в терминалах везде, где принимают Visa Electron.
Теперь — о том как снимать с нее наличные в России. Снимать в рублях — не вариант, потому что курс обмена у ПриватБанка просто грабительский. В моем случае, наиболее выгодным способом пока является снятие в банкоматах Альфа-банка в евро. Комиссия при снятии денег у Привата составляет 2.5 евро за одно снятие, а снять за раз можно только 100 евро. Пока что ищу более удобные способы, но не нашел, увы.

Ну и еще: в латвийском банке уведомили меня, что они сообщат налоговым органам России о том что у меня есть счет за рубежом. Так что я под колпаком. По закону о деоффшоризации, я должен уведомлять налоговую о состоянии счета каждый квартал.

5.4 Вывод денег через ИП/ООО


5.4.1 Общая информация


У меня ИП поэтому я написал про ИП. Все что написано ниже, применимо и к ООО тоже.

Выводить деньги в ИП нужно, оформляя сделку. То есть по сути ваша компания в Латвии заключает договор с ИП и платит на валютный счет, затем ИП выводит эти деньги через валютный контроль. На тему валютного контроля было много статей на Хабре, они все актуальны. Отмечу лишь, что раз вы заключаете договор сами с собой, то вы можете прописать в договоре гибкие условия оплаты и сроков. Я, например, сделал один договор, и когда мне нужны деньги, заключаю доп. соглашение, выставляю счет, оплачиваю и закрываю актом. Или иногда даже без доп. соглашения — просто счет и акт. Следите чтобы общая сумма переведенных денег по 1 договору не превысила 50000 долларов, иначе нужно подготовить паспорт сделки, при необходимости закрывайте один договор и открывайте другой.

Договор и доп. соглашения у меня двух языках (русский / английский), счета и акты можно не переводить, годятся стандартные счета из 1C-ки, с латвийской стороны нет каких-то требований к оформлению счетов или к их переводу.

Как вы поняли, из-за валютного контроля это самый проблемный способ вывода денег, но и он же самый дешевый — вы платите какую-то комиссию банку за SWIFT-перевод (обычно в районе 15-30 евро, почти не зависит от размера платежа) и 6% УСН в России. Напомню, выводя через дивиденды вы платите 13% налога, выводя через зарплату — половину.

Теоретически, Служба Госдоходов или банк может докопаться, типа что это за камасутра с платежами самим себе. Это примерно как известная схема «ООО + ИП» в России. Способ защиты тот же как и в России — обосновывайте необходимость этих платежей документами, не завышайте цены.

Но пока что ни Служба Госдоходов, ни даже банки не придирались. И это очень странно, кстати. Стоило мне снять с корпоративной карты 1600 евро, как банк меня забомбил письмами с требованиями предоставить подтверждающие документы от кого я получал свои доходы и на каком основании. А то что в три раза большие суммы уходят в Россию, их не волнует.

5.4.2 Закон о КИК


Теперь, про то же самое, но с российской стороны. Итак, в России существует закон о контролируемых иностранных компаниях. Поскольку вы являетесь владельцем компании в Латвии, вы должны сообщить в налоговую о том, что у вас есть эта компания. Для этого есть определенная форма заявления, вы должны ее заполнить и подать в налоговую по месту жительства. На этом пока все, если от вашей фирмы вы получаете менее 10 миллионов рублей в год, то можете больше ничего не делать. А если больше — нанимайте бухгалтера и считайте с ним средневзвешенные ставки.

Также, все ваши сделки между латвийской компанией и ИП, согласно налоговому кодексу РФ, являются контролируемыми, так как совершаются между взаимозависимыми лицами. Это не запрещено, но это накладывает на вас обязательство сообщать в свою налоговую о совершенных сделках раз в год. Просто уведомляйте налоговую, и если ваше ИП держит рыночные цены на оказание своих услуг, не завышает и не занижает их, то проблем быть не должно.

6 Вид на жительство


При определенных условиях, фирма в Латвии дает вам возможность получить вид на жительство. Если я правильно понял, самые доступные условия такие — вы должны быть членом правления своей фирмы, фирма должна быть старше 1 года, уставный капитал фирмы должен быть 2800 евро, ваша зарплата должна быть ~1800 евро и вы должны заплатить налогов за год на сумму ~22000 евро. При этих условиях вы получаете вид на жительство на 1 год. Дальше вы продляете его каждый год, и если каждый год вышеописанные условия выполняются, то через 5 лет вы получаете постоянный вид на жительство.

Я пока по требованиям не прохожу, но вообще смотрю в эту сторону, было бы интересно.

Большое преимущество вида на жительство в Латвии — это то, что его не нужно «поддерживать» путем проживания в стране. Вы можете мотаться по миру и фрилансить хоть на Гоа хоть в Таиланде. Пока вы попадаете под условия, вид на жительство вам продлят без проблем.

7 Заключение


Статья неожиданно получилось очень длинной, но я надеюсь вы не заскучали, и смогли получить ценные знания из этой статьи. Если у вас есть какие-то вопросы, вы можете их задать в комментариях, я постараюсь ответить.

Спасибо за то что дочитали до конца!

Комментарии (188)