Одно касание обеспечивает комфортное перемещение
В этой статье я расскажу о том, как компания ЛАНТЕР (входит в группу ЛАНИТ) оснастила Московский метрополитен ридерами и разработала программное обеспечение, позволяющее оплачивать проезд с помощью банковской карты или мобильного устройства с банковской картой «внутри».
Общемировой тренд
На рынке платежей растет доля бесконтактной оплаты товаров или услуг. К примеру, к концу 2017 года Сбербанк планирует перевести все обслуживаемые им торговые точки на прием бесконтактных платежей, а до конца 2020 года — завершить создание сети бесконтактных устройств.
Данные исследования Visa говорят о том, что среднегодовой темп роста безналичных оборотов в мире в ближайшие пять лет составит 17-20%. MasterCard намерена до 2020 года обеспечить возможность всем европейским торгово-сервисным предприятиям принимать бесконтактные платежи. Технологии оплаты товаров или услуг в одно касание уже доступны в четырех десятках стран Европы.
Источник
Поддержка технологии оплаты проезда банковской бесконтактной картой со стороны метрополитена означает, что оплата проезда осуществляется напрямую банковской картой на турникете. Таким образом из процесса выпадет промежуточное звено — транспортная карта. В Москве в этой роли сейчас выступает «Тройка»: пассажир прикладывает ее к ридеру в метро или в наземном транспорте, и с карты списывается стоимость поездки. Но транспортную карту необходимо предварительно купить, регулярно пополнять и постоянно отслеживать ее баланс.
В мире примеров внедрений оплаты с банковской карты на транспорте не так много. Пионером стал Лондон, где эта функция доступна с 2014 года.
Источник
Промежуточной транспортной смарт-картой в Лондоне была Oyster, выпущенная в 2003 году. Поставщиком сервиса выступила компания Cubic Transportation Systems. Однако ее же контракт, помимо поддержки Oyster, предусматривал, что с 2010 года компания начнет устанавливать на 8500 автобусах Лондона ридеры для бесконтактной системы оплаты с помощью банковских карт. С 2013 года процесс затронул всю транспортную сеть города. С 2014 года весь Лондонский транспорт перешел на бесконтактные платежи с помощью банковской карты (Pay as you go).
Источник
К формату банковской карты жители Лондона привыкли еще во времена популярности Oyster. Бесконтактные технологии востребованы со стороны потребителей.
Особенности бесконтактной оплаты
Оплата поездок в метрополитене и наземном транспорте различается и функционально выстроена по-разному. Отличается она и от классического эквайринга, где вы платите за товар. При этом банковская и транспортная карты (та же «Тройка» или лондонская Oyster) — два совершенно разных продукта. Чтобы транспортная карта работала быстро, у нее есть допустимые пробелы в безопасности. При желании такие карты можно подделать. Для перевозчика — это риск потери выручки.
Банковская карта защищена на порядок лучше. За счет того, что в ней используются более серьезные алгоритмы безопасности, она считывается дольше. Просто передается больше информации.
В транспорте решение о том, пропустить пассажира или нет, должно приниматься практически мгновенно. При этом транзакция происходит не в онлайне, поэтому изначально неизвестно, есть ли средства на счету карты или нет.
Источник
Банковские карты некоторых эмитентов позволяют провести легитимное списание в режиме офлайн. Карточка в состоянии самостоятельно принять решение, можно ли списать средства, не обращаясь к эмитенту. Само списание происходит позже. Эта опция заложена в карту при ее выпуске. В принципе более широкое распространение карт с офлайн-лимитом — новый этап развития банковских технологий. Но даже в отношении карточек, которые не поддерживают эту технологию, мы реализовали механизм, который позволяет независимо от правил эмитентов пропускать пассажиров и в дальнейшем списывать средства со счета.
При реализации проекта у нас возникали сложности не только с пластиковыми картами, но и с виртуальными платежными сервисами — приложениями, которые устанавливаются на мобильные телефоны. Например, мы сталкивались с проблемами при списании средств. Поэтому нашей задачей было разработать такое программное решение, которое работало бы с разными операционными системами и разными моделями мобильных устройств. На это ушла пара месяцев. Пилотный проект двигался к завершению, но по мере выхода новых платежных инструментов нам приходилось адаптировать систему под эти новые платежные решения — Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay.
Информация о внедрении
Дополнительная особенность внедрения бесконтактной оплаты в метрополитене — необходимость интеграции нашего решения с ключевыми системами метрополитена. Это была достаточно сложная процедура.
Источник
Мы делали стыковку с решениями, разработанными другими интеграторами. В то же время нам важно было усовершенствовать процесс приема платежей. В результате мы создали программное решение, которое позволяет для приема и транспортных, и банковских карт использовать один ридер и при этом поддерживает скорость обработки всех видов карт на приемлемом уровне.
В России есть опыт других проектов, где используются два отдельных ридера, которые нередко установлены на турникете раздельно, что усложняет использование сервиса и приводит на начальном этапе к плохому пользовательскому опыту. Нам удалось обеспечить универсальную идентификацию — так, как это сделано в Лондоне.
Наши считывающие устройства пока размещены на 60 станциях метрополитена и на большинстве станций МЦК. Их производитель — американская компания ID Tech. На рынке есть отечественные продукты, но с точки зрения общей стабильности оборудования они хуже в силу того, что у производителей меньше опыта и экспертизы, чем у иностранных коллег.
Как я уже говорил, программное обеспечение мы разработали самостоятельно. Оно соответствует всем требованиям платежных систем, отраслевым стандартам и стандартам безопасности.
Наше ПО позволяет проводить транзакции в минимально возможное время с максимальной вероятностью того, что деньги будут списаны с карточки. Велосипед мы, конечно, не изобретали, а, взяв за основу собственные разработки, задались целью максимально оптимизировать процесс прохождения транзакции. У нас, с одной стороны, есть банк-эквайер — финансовое учреждение, которое получает транзакцию и пересылает ее дальше в платежную систему, с другой — системы метрополитена и оборудование, открывающее двери. Оптимизация заключается в том, чтобы на каждом этапе с каждым из участников выстроить такой алгоритм, который позволит за минимальное время выполнить все необходимые проверки карты, чтобы пропустить пассажира за турникет. Отдельное спасибо компании MasterCard и сотрудникам ее российского офиса, которые помогли нам применить лучшие практики мирового опыта в нашем проекте.
По результатам нашего проекта банковская карта считывается менее чем за 2 секунды, транспортная карта «Тройка» — менее чем за 1 секунду. Сейчас мы работаем над тем, чтобы приблизить скорость считывания банковской карты к транспортной еще больше.
Мы работаем над скоростью
Источник
В Москве проект реализован с двумя банками, хотя в дальнейшем работа будет выстроена только с одним банком-эквайером, которого на конкурсной основе выберет руководство метрополитена. В рамках пилотного проекта используется стандартное оборудование, которое будет работать и в дальнейшем. Отличается только программная составляющая, поскольку у банков разные подходы к реализации бесконтактных платежей. С точки зрения конечного пользователя все работает одинаково.
Масштабы и сроки внедрения
Внедрение заняло полгода. Проект в московском метрополитене совпал по времени с выходом на рынок технологий, которых ждали, — ApplePay, Samsung Pay и Android Pay. Для корректного функционирования в процессе разработки нам пришлось учесть кучу нюансов, поскольку эти технологии по принципам работы не похожи ни на банковскую, ни на транспортную карты.
Источник
Проект начинался с нескольких станций. Сейчас технология доступна на 30 станциях Московского центрального кольца и 60 станциях метрополитена. Тем не менее, это пилот. Мы преследовали несколько целей: посмотреть востребованность и работу сервиса в реальных условиях, чтобы отладить его с точки зрения ПО, и выстроить цепочку, которая позволит решению работать максимально эффективно. При этом важно, что наш сервис никак не ущемляет права пользователей стандартных транспортных карт.
Наше решение достаточно универсальное, его можно интегрировать с решениями любых банков. В рамках пилотного проекта мы работаем с теми банками, которые сами изъявили желание участвовать в проекте и делают это за свой счет.
При необходимости масштабирования решения метрополитен должен будет провести конкурс по выбору банка-эквайера. По его результатам останется только один банк, который будет предоставлять услугу.
Какой опыт получили
Велосипед мы, конечно, не изобретали, но собрали все свои предыдущие наработки в универсальное решение
Источник
Мы шли в проект с некоторыми наработками. ПО всячески расширялось и дополнялось. Например, в Мосгортрансе мы обкатывали эту технологию на автобусах. А потом модернизировали ее под турникетные проходы. Метро и автобус в этом плане существенно различаются. Метрополитен обладает стабильными каналами связи, что облегчает обмен информацией между всеми элементами системы оплаты. В автобусе связи может не быть и 30 минут. Отсюда необходимость работать в офлайне.
Кроме того, валидатор в автобусе — это некоторое отдельно стоящее устройство, которое надо разработать, установить - так, чтобы при этом на нем отображались различные сообщения. В метро оборудование настроено. Нам нужно было только интегрировать решение в существующую концепцию, чтобы оно не выделялось с точки зрения сообщений и индикации.
Итоги нашей работы
В будние дни услугами Московского центрального кольца пользуются 350 тысяч пассажиров в сутки.
Источник
В Санкт-Петербурге по итогам 16 месяцев работы количество бесконтактных транзакций в метро превысило три миллиона. И хотя внедрением занималась не наша компания, но использовался аналогичный ридер, поставляемый нашей компанией, также мы обеспечили консалтинг разработчика ПО в части работы с нашим ридером.
Банки и метрополитен проводят акции по стимулированию спроса на сервис. Предполагается, что в будущем технология оплаты банковскими картами будет выстроена так же, как на «Тройке», — с понижающим коэффициентом стоимости одной поездки.
Дополнительный плюс для метрополитена еще и в том, что для него себестоимость оплаты одной поездки банковской картой ниже. Транспортные карты закупает сам метрополитен. Несмотря на то, что он продает их пассажирам, это не покрывает всех расходов. Банковская карта не требует от метрополитена затрат на носители, на комиссию по пополнению, инкассацию и т.д.
Таким образом, по моему личному мнению, транспортные карты плавно перекочевывают в категорию технологических рудиментов.
Комментарии (76)
dm9
23.08.2017 13:35+2Здорово, что вы пытаетесь оптимизировать скорость. Я в Лондоне не пользуюсь банковской картой по 2 причинам:
1. Реальные тормоза при проходе через турникет. Возможно, те же 2 секунды, но бесит после Ойстера дико.
2. Я иногда занимаюсь сверкой баланса личной карты (смотрю, на что я трачу деньги). В рамках этого мероприятия десятки транзакций, часть которых «on hold», а часть вообще пока отсутствует, — это вечная проблема. Хотелось бы, чтобы была опция оплаты итогового счета 1 раз в месяц.relia
23.08.2017 15:301. Реальные тормоза при проходе через турникет. Возможно, те же 2 секунды, но бесит после Ойстера дико.
В Киеве на всех станциях метро можно расплатиться MasterCard Pay pass с начала 2015 или конца 2014 года (точно не помню). Пока желающих так оплачивать не очень много, то это не напрягает — выделенный под эту возможность турникет имеет среднее время прохождения на уровне с остальными. Зато практически исключены варианты, когда тело перед тобой упорно тычет в турникет транспортную карту без достаточного баланса, заблокированную и т.д.
2. Я иногда занимаюсь сверкой баланса личной карты (смотрю, на что я трачу деньги). В рамках этого мероприятия десятки транзакций, часть которых «on hold», а часть вообще пока отсутствует, — это вечная проблема. Хотелось бы, чтобы была опция оплаты итогового счета 1 раз в месяц.
В Киеве никогда такого не видел — банк подтверждение о списании присылает чаще всего в течение ближайших 2...5 минут, максимум 1 час.
Но все это фигня! Возможность не париться с регулярным пополнением транспортной карты, ношением еще каких-то дополнительных карт, не морозить свои деньги на предоплату услуг, которые тебе вдруг могут перестать быть нужными — все это делает для меня использование банковской карты для оплаты поездок практически безальтернативным.NIKOSV
24.08.2017 02:05В Киеве никогда такого не видел — банк подтверждение о списании присылает чаще всего в течение ближайших 2...5 минут, максимум 1 час.
Все зависит от банка и типа карты (дебетовая или кредитная)
Возможность не париться с регулярным пополнением транспортной карты
Обычно есть возможность настроить автопополнение, что если баланс транспортной карты опускается ниже какого-то уровня, то пополнить его на такую-то суму с такой-то карточки.
Но в общем да, хотелось бы иметь одну карту (телефон, браслет, вшитый чип, что-нибудь) для всего — платежей, транспорта, пропусков, скидок и т.д.
vlivyur
24.08.2017 11:16Банк может и пришлёт, но средства со счёта спишутся далеко не сразу, а значит и в отчёт они не попадут.
dbond
24.08.2017 22:30Я выше писал у Альфы была кредитка по которой оплата списывалась один раз в месяц и по кол-ву поездок считалась цена, чем больше ездишь, тем дешевле.
AndreyAgafonov Автор
23.08.2017 15:30+1Это дальнейшее совершенствование сервиса. Если будет принято решение о расширении пилота, то мы готовы продолжать. Мысли о подобной реализации есть у всех участников процесса, но это пока только будущее.
DirectX
23.08.2017 15:52+2В Лондоне значительно более сложная логика списания, странно что оно вообще работает. Помимо прикладывания карты/телефона на выходе нужно также прокатывать и на выходе, причём сумма дифференцируется от расстояния поездки. Но и это ещё не все, есть максимальный лимит на один день, после чего до конца дня списаний больше не будет. Довольно интересная там система. По скорости работы в ТЗ у них (в Лондоне) фигурировала цифра 500 миллисекунд на транзакцию. Похоже что не укладываются в норматив.
QDeathNick
23.08.2017 13:38Я тут попользовался в метро оплатой через телефон, удалось даже записать поездки вместо рублей на телефон, но проблем много.
Рассказал на GT.
А в наземном транспорте ваших ридеров нет?Shumina
23.08.2017 15:33+1Все проблемы, с которыми сталкиваются пользователи, мы стараемся решать. Поэтому если какие-то вопросы и пожелания, не стесняйтесь обращаться в службы метрополитена. В наземном транспорте наших ридеров нет. Мы участвовали в пилотном проекте, но все оборудование не было оснащено ридерами. Над этим идет работа, но это вопрос следующего года.
Alexsey
23.08.2017 13:46+1По результатам нашего проекта банковская карта считывается менее чем за 2 секунды, транспортная карта «Тройка» — менее чем за 1 секунду.
Тройки явно считываются заметно дольше, чем вы пишете. Не меньше секунды — двух.Evengard
23.08.2017 14:19Не знаю как вы так ухитряетесь её прикладывать к ридеру, у меня Тройка считывается почти что моментально.
Alexsey
24.08.2017 09:57+1А вы уверены что мы говорим об одной вещи? Я говорю про турникеты с ридером о котором идет речь в статье.
Может, конечно, это только отдельные ридеры себя так ведут, не знаю.Evengard
24.08.2017 19:16Редко через такие прохожу с тройкой, обычно через другие иду (прохожу по ним только когда оплачиваю с карточки), попробую на днях.
dumistoklus
23.08.2017 18:32+2Подтверждаю.
Помню, когда их поставили на Проспекте Мира, девушка из персонала вылавливала людей из толпы и приглашала пройти в ворота с этим терминалом. Когда я поднес тройку и подержал пару секунд, ворота не открылись, девушка отобрала у меня карту, повозюкала ей секунды три по терминалу, и говорит «Вот, открылись».
С тех пор никогда не подхожу к таким терминалам, если есть возможность пройти в соседнем. 3 секунды, да даже одна — это не вариант для московского метроvconst
23.08.2017 19:20+23 секунды, да даже одна — это не вариант для московского метро
Ха! Расскажите это тем, кто встает в створе турникета и начинает копаться в сумке ища карту. Или прикладывает сумку 5 раз, потом роется в ней, достает карту и снова прикладывает.
eyeofhell
23.08.2017 13:53А «мобильный билет» от «Мегафон» — это тоже ваша работа?
Markscheider
23.08.2017 14:15-1А «мобильный билет» от «Мегафон» — это тоже ваша работа?
Надеюсь, что не их. Ибо у меня не заработало от слова «совсем». И да, он не от «Мегафона». Вся большая тройка предлагала похожие решения.QDeathNick
23.08.2017 14:42А какая модель телефона? Симку меняли?
Markscheider
23.08.2017 14:47Симки менял. С телефонами без NFC (несколько разных) пробовал использовать патентованную фиговину — NFC-антенну.
Вот такуюeyeofhell
23.08.2017 15:00У меня работает, но не на всех станциях. В центре норм, а на той же «Тульской» турникет часто мигает «ошибка» и ничего не происходит. И вроде раньше на Тульской все работало, что оч странно О_О
Markscheider
23.08.2017 15:17+1работает, но не на всех станциях
Транспортные карты — вещь в себе :) У родственника соц.карта москвича. Она работает как магический шар у плохой гадалки: в московских автобусах нормально «пробивает» даже через карман сумки. Но это желтые терминалы. Черные (новые, красивые) капризничают: надо доставать карту и прикладывать. В метро то же самое — надо билет прикладывать непосредственно к считывателю, причем крутить, чтобы поймать сочетание вектора направленности принимающей и передающей антенн.
Но круче всего в пригородных автобусах. Там мобильные терминалы двух типов. Так вот, один из них прекрасно считывает карту даже через пластиковый чехол, а второй отказывается ее принимать вообще. Правда, водитель, когда видит соц.карту и она не читается — так пропускает :)AndreyAgafonov Автор
23.08.2017 17:28+1Ридеры для считывания обычных транспортных карт имеют слабую безопасность и, как следствие, большее дальнодействие поля считывания. Ридеры, которые используются для приема банковский карт, имеют ряд ограничений со стороны платежных систем. Это распространяется и на поле их действия. Именно поэтому банковскую карту надо доставать, прежде чем приложить к устройству.
DonAlPAtino
24.08.2017 09:22А я-то думал это мои тараканы! (есть соцкарта). Самая засада — лучше всего она считывается если подносить той стороной где нет фотки и ФИО. У меня лежит в ксивнике. Соотвественно когда-то я проходил поднося ксивник, а потом показывал его контролерам. Теперь приходиться для контролеров карту вынимать, т.к. кол-во считывателей где она считывается только с одной стороны постоянно растет :-(
intsurfer
23.08.2017 14:05-1раз уж упомянули Нижний Новгород. Практически ежедневно пользуюсь т.н. «транспортной картой». Задержки срабатывания бывают достаточно часто — иногда до нескольких секунд. Приложишь карту и ничего не происходит. Только соберешься приложить еще раз — как вдруг загорается зеленый свет. а иногда и успеваю приложить второй раз. Интересно, списываются ли деньги один раз или все-таки два?
ЗЫ удобство прохода компенсируется неудобством пополнения. Нельзя настроить автопополнение с банковской карты, не все терминалы могут пополнить эти карты — приходится стоять в очереди. У коллеги были случаи, когда терминал съедал наличность и потом ничего не пополнял, а выдавал чек, мол, технический сбой. Хотя, наверное, это уже не к Вам претензия.AndreyAgafonov Автор
23.08.2017 15:44+1Нижний Новгород я упомянул по причине того, что там реализован проект, аналогичный московскому, но делали его не мы. Сообщить о проблемах Вы можете в службу поддержки конкретного транспортного предприятия.
vconst
23.08.2017 14:08В плане стоимости что-то изменилось? Несколько лет назад пытались такое сделать, но цена была — как билет на одну поездку, карты метро на много поездок — обходились почти в два раза дешевле. Еще в спешке карту можно выронить или даже потерять, потеря или порча транспортной карты это обидно, но терпимо. Потеря или порча банковской карты — куда хуже.
Markscheider
23.08.2017 14:21В плане стоимости что-то изменилось?
Поддержу вопрос. То что метро — структура косная, это мы знаем. Но если вдруг до них дойдет, что надо повернуться лицом к пассажиру — ваше ПО и оборудование будут готовы? Т.е. сможете «на лету» править стоимость?
Пример:
Тариф на одну поездку в день — 30 руб.
2 поездки — 29 за каждую
…
Захожу утром в метро. С меня списывается (ставится на холд) 30 рублей за первую поездку, что логично. Еду с работы. Поскольку это вторая поездка — я должен заплатить 58 руб (29х2) за обе. То есть второе списание должно быть на сумму 58-30=28 рублей.
Сможет ли ваша система оперативно посмотреть — ездил ли пассажир с этим ID в текущем дне и если да, то сколько раз?vconst
23.08.2017 14:25Учитывая, что билет на 60 поездок стоит 1700 и одна выходит 28, билет на одну поездку стоит 55 и 60 поездок обойдутся 3300! Ни малейшего желания платить в два раза больше только за то, что в кармане будет на одну карточку меньше.
Evengard
23.08.2017 15:18По бесконтакту вроде взимают как с кошелька Тройки — 35 рублей за поездку, фикс.
Markscheider
23.08.2017 15:20+135 рублей за поездку, фикс
Я с того и начал: можно ли будет этот фикс победить, если метрополитен расщедрится…
AndreyAgafonov Автор
23.08.2017 17:29+1Сможет. Мы реализовывали подобные вещи в рамках акций по популяризации использования банковских карт на МЦК. В частности, скидок, которые предоставляли платежные системы при использовании определенных типов карт или платежных средств.
DistortNeo
24.08.2017 01:40+1Единственное преимущество бесконтактной оплаты — возможность не покупать билет в кассе из-за очередей.
Система тарификации мне действительно непонятна. В случае с бумажными билетами на одну поездку действительно имеет смысл устанавливать повышенный тариф, чтобы окупить затраты на производство билета и время кассира. Но в случае с Тройкой или банковской картой мне такое непонятно.
Почему-то при использовании Стрелки стоимость оплаты регрессивная — чем больше ездишь, тем дешевле становятся поездки. Почему метро не может сделать так же?
Лично я бы полностью отказался от проездных билетов и сделал все поездки разовыми, но подобрал стоимость поездки так, чтобы суммарная стоимость N поездок за месяц равнялась стоимости проездного билета на такое же число поездок.
Stalkeros
23.08.2017 15:33Порча или потеря транспортной карты, заряженной безлимитом на пол года\год это событие, пожалуй, более неприятное, чем быстрая блокировка и перевыпуск банковской карты.
Какой смысл рассуждать и переживать о том, что что-то можно выронить и потерять?
Карту можно протерять и при оплате в кассе магазина.
AndreyAgafonov Автор
23.08.2017 15:46+2Про тарифы ответил выше. Что касается карт, то потеря банковской карты гарантирует сохранение средств, а вот потеря транспортной — полную их потерю. Поэтому, на мой взгляд, банковская карта выгоднее, удобнее и надежнее.
ProRunner
23.08.2017 14:10+1бесконтактные банковские технологии на общественном транспорте внедрены или внедряются в… Белгороде
О, так это вы у нас в ряде автобусов банковские терминалы установили? Эта конечно, хорошо, но банковская карта в них считывается гораздо больше 2 секунд. От вставки/прикладывания карты до печати чека проходит минимум секунд 5-6. А когда за тобой стоит очередь на выход, ещё думаешь, заставлять ли других за тобой ждать, или просто быстро положить водителю наличные монеты.
Особенно весело, когда в автобусе есть наклейка, что проезд можно оплатить банковской картой, но при этом терминал лежит у водителя. Я уже представляю взгляды пассажиров и водителя, когда я буду просить его достать.
AndreyAgafonov Автор
23.08.2017 15:50+2В большинстве городов реализуются только пилотные проекты, поэтому технологии не до конца отлажены. В Белгороде внедрение делали не мы, но с подобными проблемами сталкивались в Москве и ряде других городов. Так что все знаем не понаслышке. Давайте подождем, и я уверен, что коллеги смогут оптимизировать сервис.
Steed
24.08.2017 16:46В Подмосковье есть оплата автобусов и маршруток по карте Стрелка — технология очень похожа на оплату бесконтуктной банковской картой. Водители маршруток научились это делать прямо молниеносно. Во всяком случае, не сильно медленнее, чем отсчитать сдачу со 100 руб.
OlegProton
23.08.2017 16:09У нас (в Киеве) можно привязать банковскую карту к смартфону с NFC и платить как разово так и купить виртуальный проездной, на Android друг пользуется, а на айфоне в теории можно тоже, но пока не открыт доступ к NFC (обещают в iOS 11) так и использовать ApplePay (пока украинские карты не поддерживается, но можно привязать российскую или любую другую из поддерживаемых банков)
Laser42
23.08.2017 16:10+1Последняя фраза про умирание транспортных карт преувеличена. Довольно большая (сейчас не могу найти точную цифру) доля пассажиров в Москве пользуется не разовыми поездками / электронным кошельком, а абонементами-проездными (на поездки или на время). Более того, есть тенденция перехода к такой модели, когда человеку дешевле и удобнее купить (или записать на транспортную карту) проездной, если он ездит на работу и обратно каждый день, и не пользоваться разовыми поездками. Как в таком случае могут отмереть транспортные карты? Или покупка проездного будет привязываться к банковской карте?
Ведь получается, что воспользоваться оплатой через NFC могут только 1) туристы, 2) редко ездящие на общественном транспорте люди, 3) отдельные люди, которые почему-то не используют проездной.
Опять же, даже если все метро охватить, встает вопрос с оплатой в наземном транспорте.NatalyCherkasova
23.08.2017 16:55-2При некоторых условиях транспортная карта быстро умрет. Например, как только это станет выгоднее, большинство перейдет. Транспортную карту не надо будет покупать, пополнять той же банковской картой.
dm9
23.08.2017 16:55Я надеюсь, всё-таки сделают широко распространенный стандарт банковской карты, на которую можно «записать» билет в метро или что-то ещё. Это уже работает, просто не распространено.
AndreyAgafonov Автор
23.08.2017 17:30+2Вполне разумный довод. В рамках текущих внедряемых технологий ничто не мешает нам реализовать проездной на месяц, на 20 поездок, на несколько видов транспорта и т.д. с помощью обычной банковской карты. Дополнительная транспортная вам будет не нужна. Уверен, через год подобные технологии начнут внедряться на транспорте.
dm9
23.08.2017 16:53Давно интересовало: скажите, есть ли у контролера техническая возможность проверить, что я действительно оплатил проезд банковской картой? Можно ли эту информацию достать из самой карты? Или только через интернет (если таковой есть в аппарате для проверки)? Если что, вопрос не про Мск, где не проверяют билеты, а про Лондон.
vconst
23.08.2017 17:03-1Если что, вопрос не про Мск, где не проверяют билеты, а про Лондон.
Как раз в Москве — проверяют. И да — они считывают с карты эту информацию.dm9
23.08.2017 17:12А можно немного подробностей? Вопрос именно про технический стандарт: к какой информации имеет доступ контролер? Контролер имеет какой-то ключ для аутентификации, публичная часть которого записывается в карту при совершении транзакции? Сколько этот ключ там хранится? Не может же быть, что любой считыватель имеет доступ ко всей истории транзакций.
AndreyAgafonov Автор
23.08.2017 17:26Такая возможность есть, но она пока не очень удобна для контролера. Мы работаем над тем, чтобы ее усовершенствовать и упростить.
ragesteel
24.08.2017 13:36Они такой возможностью не пользуются? Оплатит тут один раз проезд карточкой на Проспекте мира кольцевой, тётенька контролёрша попросила билет, я ей свою карточку которую прислонял. Она долго-долго ей водила и говорила что нечитается.
alcanoid
25.08.2017 15:24Однажды в питерском трамвае оплатил проезд банковской картой. Кондуктор так и не смог объяснить, каким образом он проверит, совершил ли я оплату, и что мне сказать контролёру в случае его появления в вагоне.
Кстати, примерно через полгода-год номер уже не прошёл: ридеры висят, но не работают.
ipswitch
23.08.2017 21:16+1Портативный валидатор у контролёра позволяет считать из транспортной (социальной) карты или разового билета время последнего прохода. Время читается с карты. Не из «сети». Это оффлайн-операция.
Тот турникет, что открывается по PayPass, ничего не пишет на карту. Соответственно, контролёр не может ничего считать из банковской карты своим прибором. Он просто не найдёт на карте те сектора, которые есть на транспортных картах.
В качестве промежуточного решения первое время были совмещённые кобрендовые банковские карты с транспортной картой. Эти карты несли на себе логотип совершенно отдельной сторонней организации-посредника между метрополитеном и банком — некой конторы Express Card:
Каждая банковская карта, оснащённая этой функцией, была по сути оффлайновой транспортной картой. Турникет по умолчанию открывался, пока карта не попадала в стоп-лист.
Проверить есть ли деньги на карте было НЕВОЗМОЖНО. Списание производилось в зависимости от карты и банка от нескольких суток («Метро-карта» банк Авангард, карта «Мой проездной» банк «Русский стандарт») до 30 дней (многие кредитные карты).
Были такие бесконтактные карты, на которых даже не было PayPass.
Вот такие карты считывались валидатором, поскольку были по своей сути транспортными.
Они остались и сейчас.
alcanoid
23.08.2017 18:22-1И хотя внедрением занималась не наша компания, но использовался аналогичный ридер, поставляемый нашей компанией, также мы обеспечили консалтинг разработчика ПО в части работы с нашим ридером.
Будете в следующий раз их консультировать — передайте, пожалуйста, что уж если турникет с ридером предусмотрен один на станцию, то пусть это будет не перегруженный первый.M_AJ
24.08.2017 09:06+1Первый турникет в отличие от все остальных имеет кнопку, которой в случае чего легко открывается. Поэтому эксперименты проще проводить на нем.
alcanoid
25.08.2017 15:13Турникет — не лифт, в нём застрять нельзя — в отличие от очереди из пенсионеров и пассажиров с багажом и колясками. А если оплата картой не пройдёт, эту кнопку всё равно никто не нажмёт.
Неужели с самого начала не было понятно, что на первых порах платить пэйпассом будут совсем иные люди, нежели те, что традиционно через первый турникет ходят?
Hixon10
23.08.2017 19:11+3Несколько вещей, которые дико бесят в бесконтактной оплате (спб):
1) Это супер долго, по сравнению с Подорожник.
2) Иногда какая-то из частей системы лагает, и приходится подходить к турникету спустя минуту.
3) Раньше разница в цене с базовым способом оплаты была, кажется, 5 рублей. Сейчас вроде бы ещё больше. А по сравнению с Подорожником — вообще беда. Там 40 поездок за 1400 рублей, а тут 40 поездок за 40 * 45 = 1800 рублей.
4) Самое главное — Одним телефоном нельзя оплатить сразу 2 поездки. Нужно ждать 15 минут. Что за бред? Ладно с проездным — там мотивация понятна. Но почему я не могу своей картой оплатить за двоих человек?
Vest
23.08.2017 19:31+2Простите меня, но я решил прочитать вашу статью, чтобы увидеть технические подробности о внедрении такого проекта. Меня в таких случаях интересует какого рода интерфейсы есть, прокладывают ли кабели какие-нибудь (а-ля Ethernet или просто пара проводов к ближайшему узлу), что за ПО стоит (может быть там всё на go написано или на Java), и какой объём данных получается, храните ли где, что интересного можно открыть обществу из собираемой аналитики.
В этой теме огромный потенциал для освещения в рамках HighLoad конференций, а на деле вышло много воды (уж простите меня ещё раз) и маркетинговой информации.
AndreyAgafonov Автор
24.08.2017 10:52+1Действительно, детальной информации в материале минимум. Это сделано специально, т.к., по нашему мнению, читателям она не сильно интересна. Если это будет востребовано, мы напишем об этом в будущем.
Vest
24.08.2017 13:39+2Спасибо, что обратили внимание на мой комментарий. Я написал его немного сумбурно. Надеюсь, что сообщество меня поддержит, в моей просьбе, но я бы хотел видеть/прочитать (опять же, если ваше соглашение о неразглашении позволяет это) техническую сторону:
- расскажите сперва об объёмах данных: в штуках (запросах) в единицу времени, объёме передаваемых байт, какой охват аудитории (может быть этими карточками пользуется всего лишь 1% от общего числа пассажиров), параметры в пиковые часы;
- интересно было бы узнать о high-level архитектуре, наподобие: турникет — это датчик, который считывает карточку, получает, не знаю, 100 байт всяких там кодов, и по двум проводам передаёт в ардуину — одну на станцию; потом с ардуины агрегируя данные вы шлёте их на какой-нибудь дешёвый сервер или микрокомпьютер а-ля «малинка» и та уже по каким-нибудь оптоволоконным кабелям рассылает это в дата-центр — во всяком случае это то, как я вижу эту архитектуру сам, но раз вы не написали об этом, приходится фантазировать;
- интересно узнать про мощности, нагрузку на сервера, что за ПО стоит. Сомневаюсь, что вы изобрели свою БД, может быть у вас там крутится Cassandra, из которой вы с некоторой периодичностью читаете данные, чтобы банк их обработал и списал деньги. Что за дополнительные трюки вы применили для оптимизации и т.п.;
- где теряется производительность. Что для вас важно CPU, RAM, LAN, HDD, чтобы масштабировать ландшафт;
Я не прошу вас выкладывать исходники в открытый доступ, или сообщать нам IP-адреса и файерволлы, но читая про такие проекты как социальная сеть, метро, аэропорт, магазины, всякие там дата-центры, биржи и т.п. мне бы хотелось прочитать техническую составляющую, а не информацию вида: "мы участвовали в проекте для метрополитена, у нас всё получилось, мы так рады, теперь будете рады и вы. Вот вам КДПВ".
Извините, что так резко, но я читаю хаб «разработака» на Хабре, а не «счастье» на geektimes.
Спасибо
Gordon01
24.08.2017 08:59>Таким образом, по моему личному мнению, транспортные карты плавно перекочевывают в категорию технологических рудиментов.
Да, только в развитых странах транспортные карты заменены приложениями, использующими Android HCE api.
Особых плюсов замены одного пластика на другой не вижу.
M_AJ
24.08.2017 09:15А почему нельзя было убрать ваш ридер под накладку, понятно, что закрепить его там малость сложнее (хотя на самом деле кронштейн для закрепления можно за тонкой жести согнуть), но то как выглядит сейчас ваше решение это просто нечто.
AndreyAgafonov Автор
24.08.2017 10:50+2Решение о размещении ридера принимал заказчик. На момент старта пилота это был самый простой вариант для того, чтобы понять, будет ли вообще востребован такой метод оплаты или нет. Сейчас уже ясно, что услуга востребована и ридер действительно необходимо убрать внутрь под накладку. Если будет решение о масштабировании на весь метрополитен, то это, безусловно, будет реализовано. Понимание, как это оптимально сделать, сейчас уже есть.
n_demitsuri
25.08.2017 13:14Однажды я прошел через такой турникет в метро и приложил к валидатору Тройку, так как посчитал, что через этот турникет можно ходить и тем, кто не по Пэйпассу. С Тройки списалась стоимость проезда (35 рублей, кажется) вместо одной поездки из записанного единого на много поездок. Теперь просто намеренно избегаю таких турникетов.
Это так и задумано? Разве не должен валидатор такого турникета обрабатывать Тройку как на обычном турникете, а банковские карты уже обрабатывать отдельно?
Tmix
Пока «стимулирование спроса» будет чуть ли не в 2 раза дороже, чем по рудименту, то толку от всей затеи будет мало.
Stalkeros
Ну для тех кто редко ездит, уже стимул есть — visa\samsung pay\android pay\apple pay стоят 40 руб.\одна поездка, а билетик в кассе — 55р. да еще и с сильно ограниченным сроком действия.
kirillaristov
Кто сильно хочет, тот может взять в кассе "Тройку", положить на нее 35р на одну поезду, а на выходе из метро сдать "Тройку" и вернуть ее залоговую стоимость.
AndreyAgafonov Автор
Я с вами полностью согласен. Мотивация должна быть, в том числе и финансовая. Банки над этим работают. В прошлом году тариф был 50 рублей, в этом стал 40 рублей. Но двигаться еще есть куда.
vconst
40 рублей — это стоимость поездки? Если речь идет про московское метро, то в картах все еще нет ни малейшего смысла.
dbond
Возьмите модель оплаты транспортной карты Альфы у них ещё в 2010 году (на 4 года раньше чем в Лондоне) была «Метрокарта» списание поездок по которой происходило в конце месяца и стоимость поездки считалась в соответствии с их количеством в соответствии с тарифной политикой метрополитена — чем больше поездок, тем дешевле билет. Было очень удобно.