Вокруг темы качества связи всегда было больше эмоций, чем фактов. Недозвон до друга или коллеги в критической ситуации — это всегда очень обидно, как и сбой работы интернета в момент отправки важного письма.



И подобные прецеденты справедливо вызывали нападки на операторов, у которых всегда есть наготове оправдания: «У вас телефон старый», «Да, на вашем участке был сбой, но он у нас происходит раз в 10 лет, а вообще наше качество тут на уровне, об этом говорят все отраслевые исследования», «Вы находились в тоннеле (или в помещении из бетонных стен, или в метро и пр.) и поэтому не смогли дозвониться. Сожалеем, но мы тут не причем». Ну и абоненту приходилось соглашаться, ведь доказать плохое качество сигнала, сравнить его с другими операторами он никак не мог.

В начале сентября Роскомнадзор опубликовал результаты собственного мониторинга качества связи в Москве. Не буду вдаваться в подробности конкретно этого замера, они изложены в материале Коммерсанта.

Как всё начиналось?

6 февраля 2013 года премьер Дмитрий Медведев поручил Минкомсвязи разработать комплекс мер по улучшению качества услуг подвижной радиотелефонной связи в Москве.

В июне 2014 года на заседании комиссии министр связи Николай Никифоров предложил создать систему публичного контроля за качеством связи. По идее министра, государство должно постепенно отойти от регулирования качества связи — это должен делать рынок, но для этого нужно, чтобы у абонента была возможность осознанно выбирать оператора.

В ответ вице-премьер Аркадий Дворкович поручил регуляторам, в том числе Минкомсвязи, вместе с сотовыми операторами выработать методику мониторинга качества связи.
В октябре того же года проект методики, разработанной в НИИ радио, Минкомсвязи направило на рассмотрение руководителям МТС, «Вымпелкома», «Мегафона», Tele2.

В декабре 2014 года методику подписали. Весной 2015 года был произведен первый замер.

Методика опубликована, с ней можно ознакомиться здесь.

Как измеряется качество связи?

Измерительный мобильный комплекс РЧЦ ЦФО, подведомственного Роскомнадзору центра, двигается по заранее составленным маршрутам, которые включают в себя основные городские магистрали и центральные улицы.



Контрольные вызовы осуществляются с помощью комплекса ASCOM TEMS Automatic на стационарный телефонный номер (call-генератор на территории РЧЦ), который также подключён к цифровым линиям Е1 фиксированной сети связи (ТфОП). При этом комплекс включает в себя 4 одинаковых аппарата для звонков, оснащённых симками четырёх федеральных операторов. Таким образом, звонки совершаются синхронно в одно и то же время, из одного и того же места, что исключает привилегированные условия для какого-либо оператора.

Тесты по качеству голосовой связи фиксируют следующие параметры:

  • Качество голосовой связи. Включает в себя долю неуспешных попыток установления соединения, долю оборванных вызовов, разборчивость речи. Качество речи измеряется по технологии POLQA (Perceptual Objective Listening Quality Assessment), утверждённой Международным союзом электросвязи. Оценка каждого голосового вызова осуществляется на протяжении трех минут. Результатом обзвона «большой четверки» является совокупность log-файлов измерительных комплексов. Оценка каждого голосового вызова осуществляется на протяжении 3 минут.
  • Доставку sms-сообщений (доля недошедших до адресата сообщений, а также среднее время доставки).
  • Передачу данных: доля неуспешного TCP/IP соединения с сервером (HTTP IP-Service Access Failure Ratio); доля неуспешных сессий по протоколу HTTP (HTTP Session Failure Ratio); среднее значение скорости передачи данных к абоненту (HTTP DL Mean User Data Rate) в кбит/c; продолжительность успешной сессии (HTTP Session Time) в мс. Процедура выполняется для трёх стандартов: GSM (2G), UMTS (3G) и LTE (4G). Размер файла для загрузки по протоколу HTTP для GSM и UMTS составляет 3 МБ, а для LTE 100 МБ.
  • Общий скан покрытия, наличие и уровень сигнала (измеряемый в дБм).

Полученные материалы анализируются, формируется протокол, после чего они отправляются на сайт качествосвязи.рф. Затем ресурс публикует данные.

Замеры нельзя проводить во время аномальной нагрузки на сеть: например, в праздники, во время массовых мероприятий или крупных происшествий. Также нельзя проводить ночные замеры.



В чем отличие от краудсорсинга

Есть мнение, что специальные сервисы, например приложение SpeedTest, могут продемонстрировать более надежные результаты. Ведь замеры в таком случае производит многотысячная аудитория приложения во всех средах, в самые разные отрезки времени и в любых помещениях.

Но несмотря на все эти плюсы, краудсорсинговые замеры содержат один большой минус: их результаты очень легко оспорить. Оператор всегда сможет сослаться на искажающие сигнал факторы. Ведь простой пользователь, в отличие от спецлаборатории, никак не сможет замерить «чистый сигнал».

Подвижные лаборатории проводять одновременное параллельное тестирование в сетях всех операторов связи, используя однотипное оборудование. Таким образом на результаты оценки не оказывают влияние такие факторы, как различные возможности абонентского оборудования и различные профили абонентского трафика во времени и пространстве.

Источники:

1. Сайт Роскомнадзора. Материалы по измерению качества связи.
2. Интервью с начальником управления организации и развития радиоконтроля ФГУП «РЧЦ ЦФО» Валерием Иваненко. Rspectr.com, 11.09.2017.
3. «Как радиочастотная служба качество связи замеряла». Geektimes.ru, 15.06.2016.

Комментарии (51)


  1. hardegor
    12.09.2017 16:34
    +2

    Типичная кривая инфографика — 1 хорошо, а 5 плохо, или наоборот?


    1. yea
      12.09.2017 19:12
      +1

      Лично мне это кажется вполне интуитивным при взгляде на инфографику, но на всякий случай там на ней же серым шрифтом этот момент разъяснен:

      каждому оператору было присвоено место


      1. severgun
        13.09.2017 12:34

        Сложна


      1. sasha1024
        13.09.2017 15:54
        +1

        Мне тоже в такой инфографике (столбики, над которыми порядковые номера — причём над более высокими столбиками меньшие номера) было интуитивно понятно, где лучше.

        Но, формально говоря, слово «место» не означает сортировку именно в определённом порядке. «Место» вполне может быть в антирейтинге: «первое место по количеству помех и претензий клиентов занял …».

        То есть инфографика — ничё (нейтрально), а вот пояснительная подпись под ней ничегошеньки не поясняет.


    1. psycho-coder
      13.09.2017 12:46

      На основе каждого показателя замера каждому оператору было присвоено место. Место в общем зачете...

      Там же сноска есть.


  1. CrazyRoot
    12.09.2017 18:24
    -1

    Я конечно может быть и ошибаюсь, но разве Теле2 не виртуальный оператор?, т.е. без своих БС и узлов связи?


    1. KorDen32
      12.09.2017 18:42
      +1

      Виртуальная Yota, а не Т2


      1. Samoglas
        16.09.2017 11:46

        Yota — не виртуальный оператор, у них есть и собственные БС.


        1. KorDen32
          16.09.2017 12:16

          Далеко не во всех городах


          1. Samoglas
            16.09.2017 15:09

            Так и для федерельных операторов можно найти города, где их БС нет.


    1. zedalert
      13.09.2017 00:34
      -1

      У них просто нет 2G, а инфраструктура своя.


      1. Jef239
        13.09.2017 03:20
        +2

        У теле2 есть 2G везде, кроме Москвы. Для 3G и 4G они используют в основном (кроме Москвы) оборудование ростелекома, которому продались пару лет назад.


    1. o4karek
      13.09.2017 12:46

      Теле2 — вполне себе реальный оператор с физически имеющейся собственной инфраструктурой. Вирутальный — Yota.


  1. blik13
    12.09.2017 19:05
    +2

    Speedtest может быть необъективен ещё и потому, что желание замерить скорость обычно появляется, когда с этой скоростью наблюдаются проблемы.


    1. foxyrus
      12.09.2017 23:52
      +2

      Не только поэтому, все операторы отдают приоритет трафику приложения.


    1. Samoglas
      13.09.2017 10:16

      Я, наоборот, смотрю как работает speedtest на одной удаленной машине в психотерапевтических целях — честный безлимит от полосатых, под 50 Мбит входящий-исходящий, торрент не душится, сказка.
      У меня же в регионе на этом же самом тарифе Билайна творится Адъ и Израиль, исходящий хорошо, если 0.1 Мбит, 4G включается раз в несколько недель и лучше бы не включался вовсе, потому что тогда скорость хуже всего.
      Я это к тому, что какой бы то ни было интегральный индекс — средняя температура по больнице, толку мало. В немаленьком городе размером с областной центр, спустя более чем 2 десятка лет присутствия сотовых операторов, есть места — по красной линии, почти самый центр города, где нормально не работает ни один оператор, теряется сеть.
      Абонентики, конечно могут гордится своим оператором, который в каком то там рейтинге — первый, но если при этом телефон дома сеть не ловит…


    1. kibar
      13.09.2017 12:46
      +1

      И еще одно неприятная вещь Спидтеста — это выбор разного сервера для проверки пинга и скорости при каждом запуске программы/сайта. Каждый раз он может выбрать «наилучший сервер» по его мнению. Не факт, что конкретный сервер будет занят «другими» делами.


  1. Serge78rus
    12.09.2017 20:01
    +4

    продолжительность успешной сессии (HTTP Session Time) в Мс

    согласно общепринятым сокращениям Мс — это мегасекунды?


    1. sasha1024
      13.09.2017 16:19

      Написал в личку (вроде, здесь принято писать об ошибках в личку) — авось исправят.


  1. dmitry_dvm
    12.09.2017 22:50
    -1

    Все хуже.


  1. ivan4th
    12.09.2017 23:07
    +1

    Для качества связи было бы полезнее, если бы роскомдерьмище не промерами занималось, а просто провалилось к чертям собачьим — в полном составе, до последнего имбецила. Какая это нахрен качественная связь, если я не могу без проксей смотреть слайды на slideshare или не могу открыть какие-то ссылки только потому, что они сокращены через tinyurl?


    1. x67
      13.09.2017 10:42
      +2

      Это проблема не конкретной организации, а текущего тренда в отношениях к гражданину и пользователю. А у государства этот тренд направлен на контроль, воспитание и цензуру. Получается этакий навязчивый «правильный» и заботливый родитель. Роскомнадзор же выполняет роль пугала, мишени, которая принимает весь удар на себя. В самом деле, какая разница кто (если речь идет не о профессионализме) и с каким названием занимается этим, если это действие закреплено законом? Ненавидеть людей только потому что они исполняют закон неправильно. Надо корректировать законы так, чтобы их соблюдение было комфортным для общества. А в этом у нас самая большая проблема, ибо никакой обратной связи с государством по сути то и нет.


      1. ivan4th
        13.09.2017 13:18
        +2

        Да о чём речь, понятно ведь, что РКН — не первопричина. Но от того ответственность исполнителей цензуры за «технический регресс» не снижается. И, мне кажется, этих людей, исполняющих волю изворовавшегося жулья и тем самым нарушающих основной закон страны, Конституцию, можно и нужно позорить — может быть, не в первую очередь, но тем не менее. Нужно сделать так, чтобы человек, когда либо работваший на РКН, не мог бы найти себе приличную работу в IT. В принципе, в РКН и сейчас работают в основном недалёкие люди, но я допускаю, что могут быть и квалифицированные специалисты, способные пойти на сговор со своей совестью. Надо, чтобы такие люди понимали, что работа на РКН для них будет клеймом. Пусть в РКН сидят только полудурки — с полудурками всё-таки проще бороться.


        1. x67
          13.09.2017 16:49

          Нужно сделать так, чтобы человек, когда либо работваший на РКН, не мог бы найти себе приличную работу в IT

          Понимаете, проблема в том, что РКН является злом для вас, но не является злом для тех, кто управляет вашей жизнью.
          Да и с такой логикой я могу сказать, что всех бомжей надо отправить в отдельную резервацию, ибо эти асоциальные элементы только и портят жизнь другим. А потом придет усатый карлик и скажет что в резервацию должны отправиться мы, так как не соответствуем стандартам homo perfectus. Нечто подобное было в истории нового времени. Причем не раз! В итоге все решили что радикальная позиция ненависти не приведет ни к чему хорошему.


          1. ivan4th
            14.09.2017 13:30

            Здесь я вижу существенную подмену понятий. Бомжами редко становятся добровольно; обычно это совершенно непредвиденные последствия решений, ранее принятых человеком, или вовсе даже следствие не зависящих от человека обстоятельств. А вот, скажем, заняться гопстопом и грабить людей, или, что немногим лучше, пойти работать в орган, занимающийся цензурой, и помогающий «управляющим жизнью» грабить целую страну — абсолютно добровольное и осознанное решение. Негативные последствия гоп-стопа, как правило, очевидны, нужно, чтобы также было и с работой на цензуру.


            1. x67
              14.09.2017 14:14

              Вот опять конфликт мнений. Бомжами может редко становятся добровольно, а остаются очень даже добровольно. Я считаю, что в Москве уж точно совершенно обычный человек может жить иначе и не представляю, какие вообще могут быть «независящие от человека обстоятельства», что он в итоге спивается и единственным своим занятием делает попрошайничество недалеко от магазина с хорошей проходимостью, например. Я просто не понимаю как можно так жить. Но это мое мнение. Как видите позиции у нас почти что противоположные, но нас объединяет то, что мы оба в какой-то степени не толерантно относимся к определенным группам лиц. Если экстраполировать и утрировать это отношение, я считаю, ничего хорошего не получится, так как найдется третий человек, который тоже захочет экстраполировать свое видение мира, которое категорически не устраивает ни вас ни меня.


        1. DummyBear
          14.09.2017 13:34
          +1

          Здравствуйте, я инженер и я работаю в радиочастотном центре (это считается ркн или нет?). Работать здесь я начал задолго до того, как ркн вручили почётную должность цензора интернета, и меня весьма настораживает ваше желание не дать мне отсюда уйти.


          На всякий случай, для тех кто не в курсе, замечу, что основная задача ркн — надзор в сфере радиосвязи, т.е. выдача разрешений на использование радиочастот и выдача штрафов не соблюдающим правила радиосвязи. А радиочастотный центр занимается инструментальным контролем радиоэфира и поиском источников помех для легальных пользователей радио устройств.


  1. rustavelli
    12.09.2017 23:14
    -2

    Как измерить качество связи?
    Позвонить через viber, skype, telegram. Если булькает — инет фигня. Остальные услуги от опсоса не нужны.

    И именно эту метрику роскоскомпозор заменил на ничего не значащую скачку файла.


    1. DnD_designer
      13.09.2017 13:31

      Да что скайп, вайбер? У меня обычная голосовая связь в центре города-миллионника булькает, прерывается, отваливается, глотает фразы (Привет, Yota!), причем, с каждым годом всё хуже и хуже. Видать, ради прибыли взяли груз, который не могут нормально потянуть.


      1. rustavelli
        13.09.2017 13:48

        в классической голосовой связи такие кодеки, что на качество особо и не рассчитываешь.


        1. DnD_designer
          13.09.2017 14:38

          Вот на «качество голоса» я как раз и не жалуюсь, пока «голос» идет через 3g. Потом, что-то случается (заканчивается время «качественной» связи) и разговор перескакивает на 2g, а там качество проседает заметно. А установить «голос только через 3g» я тоже не могу, из-за того, что 3g-покрытие не везде целостное, даже для центров крупных городов. Но это — мелочи, по сравнению с бульканьем и пропаданием слов или даже фраз.


  1. denisemenov
    13.09.2017 01:53
    +2

    Если вдруг кого-то заинтересует не инфографика, а конкретные циферки, то вот вам новость от РКН и протокол (xls) оттуда же.

    Как я понимаю, зона покрытия 2G заведомо больше 3G и 4G. Tele2 не обладает сетью 2G. При этом покрытие 3G и 4G Tele2 хуже (местами значительно), чем, например, у Мегафона (смотрите протокол — карты покрытия). По доле неуспешных голосовых соединений, обрывов и качества связи, лично мне Tele2 как-то менее предпочтителен, чем Мегафон или МТС. Просто дозвониться иногда важнее, чем качество связи, а это у Tele2 немного хуже, чем у Мегафона и МТС. И это без учёта зоны покрытия? Так почему Tele2 по голосовым вызовам на первом месте? Лишь из-за разницы в 1% низкой разборчивости речи? В общем, мне не очень понятна эта инфографика, а ведь глубже неё никто смотреть и не будет. Ну или я в протоколе не разобрался… :)


    1. x67
      13.09.2017 10:44

      Месяц пользуюсь теле2 и пока что к качеству связи, как голосовой, так и интернета, претензий нет. Очень хорошо все. Однако покрытие по сравнению с остальными оставляет желать лучшего. Хотя в пределах Москвы все комфортно.


    1. Serge3leo
      13.09.2017 10:56
      +1

      Антиресно, почему на http://качествосвязи.рф/maps/cfo_6_moscow/moscow.pdf лежат старые данные?

      Зато можно сравнить прошлый год, с годом нынешним. Качество голосовой связи имеет общую тенденцию к снижению, и хуже всего у Билайна, доля «недозвонов» выросла в четыре раза. А качество Интернет у всех улучшилось, лучше всего у МТС, доля ошибок связи снизилась в три раза.


    1. Serge3leo
      13.09.2017 11:05

      У TELE2 не только разборчивость речи, кстати, думаю не стоит недоценивать этот показатель, думаю неразборчиво это буквально ничего не разобрать, но недаром у TELE2 значительно меньше показатель разрывов соединений.


    1. DistortNeo
      13.09.2017 11:47

      Ну и непонятно, почему Мегафон не оказался на последнем месте по качеству передачи данных. Неужели скорость оказалась важнее разрывов?


  1. TheDeadOne
    13.09.2017 09:41

    Ну и абоненту приходилось соглашаться, ведь доказать плохое качество сигнала, сравнить его с другими операторами он никак не мог.

    У меня симки всей Большой Четвёрки в трёх устройствах. Я могу сравнивать. И кстати, в Иркутске у Телеги отвратительное качество и голосовой связи, и передачи данных.


  1. september669
    13.09.2017 12:45

    И чем же сигнал спецлаборатории чище чем у простого пользователя?


    1. kibar
      13.09.2017 15:11
      +2

      Вероятно у них измерительный комплекс имеет одну антенну (на крыше той самой мобильной лаборатории) для всех телефонов для выполнения условия «одинаковые условия для каждого» подключенный через комбайнер. Это даст преимущество по уровню сигнала +4...8 дБм на входе приемника.
      НО! На фото не видно той самой антенны. Там есть пеленгационная, КВ антенна, широкодиапазонная активная антенна. Но внешней антенны для телефонов не видно. Зачем таскать столько ценного оборудования (мониторинга) на такой спец. машине?


      1. DummyBear
        14.09.2017 14:15
        +1

        Антенна для телефонов если и есть отдельная — то она маленькая, её и не будет видно. А показанный на фотографии мобильный измерительный комплекс, очевидно, предназначен не только для измерения качества связи сотовых сетей.


  1. eteh
    13.09.2017 12:45

    В любом случае такое исследование будет разниться от региона к региону. Теле2 я пользуюсь как резервной симкартой и только в Норильске он уходит в роуминг и быстро разряжает телефон, везде, вроде как, в «родной» сети регистрируется. БС у него свои в Санкт-Петербурге раньше точно свои были, до момента ухода из России оператора.


  1. 3gmodem
    13.09.2017 12:45

    очень сомнительный рейтинг качества от роскомнадзора. качество связи это сугубо субъективный параметр. Житель Москвы может возмущаться что LTE слишком медленно грузит HD видео, а житель хутора Бобры Серафимовичского района Волгоградской области вылазит на чердак что бы отправить СМС.
    Или другой пример… замечательный оператор МТС у меня дома предоставляет нереально быстрый мобильный интернет, но совершенно ужасную услугу голосовой связи. А на улице за моим окном все наоборот.
    Да сегодня я использую направленную антенну и комплект 3gmodem.ru для усиления мобильного сигнала в частном секторе. Но я четко понимаю что самый лучший выход это увеличение количества баз мобильными операторами. Или придется ждать появления новой технологии.
    Говоря о новой технологии я не имею ввиду 5G, а подразумеваю совершенно новую технологию.


    1. Samoglas
      15.09.2017 20:24

      Администраторы неХабра!
      Проснитесь и забаньте спамера — ник 3gmodem, 1 сообщение и спам-ссылка на 3gmodem.


  1. Valen-rus
    13.09.2017 12:46

    " несмотря на все эти плюсы, краудсорсинговые замеры содержат один большой минус: их результаты очень легко оспорить. Оператор всегда сможет сослаться на искажающие сигнал факторы. Ведь простой пользователь, в отличие от спецлаборатории, никак не сможет замерить «чистый сигнал»."


    Я бы не был так категоричен.
    Открываем качествосвязи.рф и смотрим покрытие трасс. Спецлаборатория нам говорит, что по Ярославке от Москвы ни у одного оператора почти нет 3G, да что там 3G, 2G только местами, а абоненты в живую видят, видимо, какой-то не чистый сигнал :)
    Последний замер показал, что у Билайна 15% недозвонов, очевидно же, что либо симка отвалилась, либо деньги на счету кончились, как это было год назад в измерениях с Мегафоном. Но как обычно, на теже грабли- всё усреднили и получили не понятно что.
    Краудсорсинг всё-таки даёт результаты куда лучше, так как не сильно завязан на компетентность измеряющего.


  1. Leon010203
    13.09.2017 12:46

    Жаль не учитывают обрезание скорости операторами: в своем городе интернет на TELE2 заметно лучше работает чем на билайне(спалились, когда ставил симку от телефона в 4G модем и 4G ловило сразу, а на симке с модемом ловило с трудом и вечно отваливалось соединение)


  1. ASZotov
    13.09.2017 12:46

    К сожалению, и это только мое мнение, большинство людей еженедельно курсируют по одному и тому же маршруту, что приводит нас к тому, что не слишком удобно ориентироваться на общую проверку при выборе, а лучше выбирать, исходя из качества связи там, где находишься большую часть своего времени


  1. Corsonamor
    13.09.2017 13:53

    Хотелось бы увидеть цифры. А то так разброс ранжирования в телефонных звонках и смсках может быть небольшим, а интернет — существенным и наоборот



  1. BoHoken
    13.09.2017 16:33

    Есть еще один краудсорсинговый аналог — Качество связи для Android. Создавала его ФГБУ НИИ «Восход».
    Результаты можно смотреть на geo.minsvyaz.ru Но, похоже, там упор сделан на карту покрытия.


  1. kolyan222
    13.09.2017 16:33

    Как-то высоковато Билайн находится.
    Я уже 4 месяц бьюсь с ними, чтоб они вышедшую после бури из строя вышку, у родителей за городом, наладили, как было до бури. Запустить, после недели обращений таки запустили, а вот вернуть сигнал и качество на прежний уровень (вышка в зоне прямой видимости, около 2 км) так и не вернули.
    Меня каждый раз выслушивают, а спустя неделю потом присылают уведомления, что обращение направлено в отдел планирования сетей или же, что изучили заявку, проблема действительно была, и они её решили (на самом деле нет).

    Меня уже замучили люди с модемами Билайна, как приезжаю к родителям, так мне постоянно приносят модемы, жалуясь что раньше было норм, а теперь интернет почему-то совсем плохо работает.


  1. Gorodnya
    13.09.2017 16:58

    Как измеряется качество связи?
    Измерительный мобильный комплекс РЧЦ ЦФО, подведомственного Роскомнадзору центра, двигается по заранее составленным маршрутам, которые включают в себя основные городские магистрали и центральные улицы… Таким образом, звонки совершаются синхронно в одно и то же время, из одного и того же места, что исключает привилегированные условия для какого-либо оператора.

    Вам ещё повезло) В Украине операторы сами (!) делают эти замеры!

    Все операторы, кроме крупнейшего CDMA-игрока «Интертелеком», проводили проверки самостоятельно, не привлекая независимые лаборатории.

    Пруф