Идея
![Canon EOS 5 Canon EOS 5](https://habrastorage.org/web/3ea/60c/274/3ea60c2749db4b70aa84bc22db54b939.jpg)
Я работаю панорамным фотографом в студии Tour-360.ru, у меня появилась идея снять виртуальный тур используя технологию прошлого, не на цифровую камеру, а на аналоговую. Есть пленочные камеры, которые позволяют снять цилиндрические панорамы, а вот сферические панорамы 360?180?, снятые на пленку я не нашел, поэтому, возможно буду первым. Далее немного теории, практики и, конечно же, результат.
Все ниже изложенное делалось исключительно ради интереса и не несет никакого практического применения.
Оборудование
Обычно для съемки панорам я использую цифровую камеру Canon 5D mark III, фишай объектив Sigma AF 8mm f/3.5 EX DG, панорамную головку 360Precision Atome и надежный штатив Benro a1970t.
Для того, чтобы снять панораму на пленку из моего набора, мне нужно заменить только камеру. Объектив и другое оборудование будет прежнем. Я решил выбрать для этого Canon 5. Это прародитель цифровой камеры Canon 5D в (D в названии — Digital), мне удалось купить её всего за 2500?, в хорошем состоянии. При том, что цифровая камера сейчас стоит около 180 000?. С виду обе камеры несколько похожи. Разница в возрасте камер около 24 лет.
![Сравнение двух камер Canon EOS 5 и Canon EOS 5D mark III Сравнение двух камер Canon EOS 5 и Canon EOS 5D mark III](https://habrastorage.org/web/c87/7a8/bee/c877a8beefa1423a88f9c7a87c13cfd1.jpg)
Для примера я сниму панораму как на аналоговую, так и на цифровую камеру, при одинаковых параметрах съемки, чтобы было можно с чем сравнивать.
![Коробка пленки Kodak Professional Ektar 100 Коробка пленки Kodak Professional Ektar 100](https://habrastorage.org/web/0d2/8e6/173/0d28e61738434d8fae12acce4c38f7b8.jpg)
Немного теории
![Анимация съемки 4 кадров панорамы на фишай объектив](https://habrastorage.org/web/fe4/70d/f43/fe470df43d8c4541b43e1ec067208e3a.gif)
Для съемки полной панорамы необходимо снять всего 4 кадра в каждую сторону.
Все снимки должны быть сняты из одной точки, если немного сместить камеру, то предметы переднего и заднего плана разойдутся, что сделает дальнейшую склейку невозможной. Для достижения наилучшего результата нужно вращать камеру вокруг оптического центра объектива, что позволит избежать параллакса и добиться наилучшего результата при склейке. Для этого и нужна панорамная головка.
Так как объектив имеет достаточно большой угол обзора в один кадр, может одновременно попасть очень яркое небо и достаточно темная земля. Камера попытается одинаково хорошо отразить и то, и другое, но динамического диапазона сенсора не хватает, чтобы одинаково хорошо показать участки в темных и светлых местах кадра.
Для того, чтобы кадр получился более равномерным, нужно снять несколько кадров с разной экспозицией.
![Эксповилка 3х кадров для HDR](https://habrastorage.org/web/fdf/255/83c/fdf25583c05940638d0164c024a8bde2.png)
На первом снимке хорошо видны облака, а на последнем трава.
Затем отснятая серия кадров объединяется в один, где видно и небо и землю, таким образом мы получаем снимок с широким динамическим диапазоном (WDR, он же HDR). Ниже на сравнении хорошо видно разницу.
![Сравнение обычной фотографии и HDR](https://habrastorage.org/web/dc3/37b/578/dc337b5780c04a0d87287965fad94970.jpg)
Такой снимок более точно отражает то, как видит человек. Далее 4 таких снимка сшиваются в одну 360? панораму.
![Анимация склейки 4х кадров в одну сферическую панораму](https://habrastorage.org/web/ec3/6bd/c42/ec36bdc425754b09ba02f353483dc816.gif)
Съемка на пленку
Технология съемки на пленку в точности такая же, как и на цифру, единственное, съемка в HDR была бы избыточна, так как пленка, в отличии от цифрового сенсора камеры, способна запечатлеть более широкий динамический диапазон. Тем не менее, я решил подстраховаться и снять серию кадров, и не ошибся, так как потом оказалось, экспонометр пленочной камеры меня подвел, и первые 2 снимка серии оказались слишком темными.
После съемки пленку нужно отсканировать, у меня был сканер, но я отдал её в лабораторию. Пленку отсканировали сканером Nikon Super Coolscan 5000 ED с разрешением 4280?2834, это в 1,8 раз меньше, чем разрешение цифровой камеры 5760?3840. Но больше и не надо, так как больше деталей все равно из моей пленки не получить. По ссылке кроппы в 100% масштабе с Canon 5D и скан кадра с Canon 5.
Результат и сравнение
Далее я собрал две панорамы и выровнял у них баланс белого, на следующей демке можно их сравнить.
![](https://habrastorage.org/web/5e8/443/4c2/5e84434c2fd3495e8ac4f338e5d11e68.png)
Как видно, пленка уступает в качестве цифре. Но результат все равно превзошел мои ожидания. Мне казалось, что разница будет более значительной.
![](https://habrastorage.org/web/40b/433/dd0/40b433dd05dd4206bcf739ec595af47f.png)
Спасибо за внимание, мне будет интересно услышать ваше мнение по поводу этой затеи.
Комментарии (4)
vconst
18.09.2017 12:49+1Снимал панораму московского Кремля для оформления одной гостиницы. Но на средний формат, какую пленку при этом выбирал — уже точно не вспомню, но можно порыться в коробках. Кажется — слайд Фуджи. Сканировал на Имаконе. 5 или 6 кадров 120 формата с перекрытием около 20%. Детализация получилась такая, которую цифровой камерой можно было достичь — только сшивая панораму из 3-4 горизонтальных рядов, то есть порядка полусотни кадров. Детализацию сравнивал не пикселями, а кирпичиками, которые были различимы на стене.
Лет 10 назад было, а может и больше…
Rumlin
19.09.2017 12:33Как видно, пленка уступает в качестве цифре.
Разве цифровая камера НЕ проводит предобработку полученного изображения с сенсора?
Было бы честно провести прекоррекцию результатов сканирования пленки.
zedalert
Я то думал будет щелевая съёмка, как было у одного панорамного Зенита, а всё оказалось проще. Но всё равно интересно. Про экспонометр — вы не в полностью ручном режиме фотографируете?
BorodinKO Автор
Нет, я снимаю в AV, так как на солнечной и темной стороне слишком разное освещение.