Аукцион – явление почти такое же древнее, как сама торговля, причем, начиная еще с натурального обмена. В мире всегда существовала ситуация, при которой спрос превышал предложение или конечную цену товара было сформировать крайне тяжело. При этом аукцион – это всегда взаимовыгодное мероприятие, чего нельзя сказать о торговле. В ходе торгов каждый получает то, что хочет: продавец – минимальную сумму за товар, если он был продан, покупатель – предмет, которым хотел обладать. Казалось бы, с развитием информационных технологий аукционы, как и многие другие явления, должны были перекочевать в интернет, но все вышло не так удачно, как могло.
Но аукционы все еще популярны в оффлайне
Впрочем, начиналось все достаточно радужно. Торговые площадки Ebay и Amazon изначально позиционировались именно как интернет-аукционы, на которых пользователи могут приобрести интересующие их вещи в ходе торга за них. Некоторые черты аукциона Ebay смог сохранить, чего не скажешь об Amazon: он окончательно и бесповоротно трансформировался в торговую площадку и маловероятно когда-нибудь откажется от этой модели.
Изначально, с момента основания, DomRaider, о котором уже писали на Хабре, был проектом по перехвату и последующей продаже через аукцион доменных имен. Сейчас команда провела ICO, чтобы расширить свою деятельность и в этой публикации хотелось бы обсудить интернет-аукционы как явление. Без приукрас, со всеми проблемами, болезнями и уязвимостями, которые присущи данному виду деятельности.
В России первым, крупнейшим и, наверное, единственным интернет-аукционом был ресурс molotok.ru. Основанный в 1999 году, он с переменным успехом просуществовал 16 лет и был закрыт в 2015 своими владельцами за нехваткой рентабельности. Цифры «молотка» говорят сами за себя: всего 250 тыс. уникальных пользователей, в 2011 году оборот составил всего 2,7 млрд рублей, т.е. 1,1% от всего объема рынка электроники (которая в основной своей массе и торговалась на «Молотке»). Не спас проект ни сделанный когда-то Артемием Лебедевым логотип, ни иностранный капитал. Частично его место занял Avito.ru, но это больше «барахолка», чем аукцион.
Параллельно с «Молотком» и другими схожими проектами в российском сегменте сети, на стыке десятилетий, появилось такое «развлечение» как скандинавский аукцион, о котором стоит поговорить отдельно.
Скандинавский (шведский) аукцион – это торги за какой-либо товар, где ставка делается с помощью небольшой суммы денег. То есть, торги начинаются с совершенно бросовой отметки в, например, 100 рублей за смартфон, и каждый участник аукциона повышает стоимость на 10, 50, 100 рублей каждой ставкой соответствующего размера. При этом при достижении какого-то критического времени (10 минут, 5 минут, 30 секунд), каждая новая ставка отодвигает окончание торгов. Победитель – последний сделавший ставку пользователь, получает возможность выкупить товар по сформированной в ходе торгов стоимости.
Казалось бы, кто будет платить дважды? Как показала практика – многие. В 2008-2010 годах скандинавские аукционы захлестнули европейский интернет и победоносно шагали по сети. Их популярность достигла таких размеров, что на законодательном уровне страны ЕС признали скандинавские аукционы – все же аукционами, и только итальянские законодатели приняли решение, что подобная схема ближе к азартным играм (на ставки тратились реальные деньги с баланса участника, которые не возвращались). Так что для организации таких торгов на территории Италии, было необходимо получать лицензию и разрешения, как для казино. При этом скандинавские аукционы как быстро появились, так быстро и исчезли с радаров рядовых интернет-пользователей. Многие вовсе пропустили данное явление. Однако факт остается фактом – менее десяти лет назад специфические, схожие с азартными играми, но все же аукционы, были популярны.
Одно можно утверждать с уверенностью: за последние 20 лет интернет-аукционы появлялись с завидной стабильностью и так же стабильно и исчезали. Так в чем их проблема и почему площадки, которые смогли выжить, перепрофилировались на торговлю?
Можно выделить несколько аспектов, без которых невозможно существование ни одного аукциона:
· доверие к организаторам;
· разнообразие лотов;
· финансовая защищенность участников;
· удобство использования.
Любой аукцион начинается с организаторов площадки. Именно они выступают своеобразными модераторами всего действа, контролируют происходящее на аукционе: устанавливают правила работы, размеры комиссионных сборов, решают проблемные ситуации. В этом интернет-аукционы во многом схожи с торговыми площадками типа Amazon: организаторы берут на себя ответственность за качество предоставляемых товаров (услуг). Однако вся эта схема осложняется тем, что большинство лотов на аукционе – это бывшая в употреблении продукция, которую продают частные лица.
Можно сказать, что зачастую организацией интернет-торгов занимаются не самые честные люди. История знает факты, когда в ход тех же скандинавских аукционов вмешивалась сама администрация, искусственно завышая цену лотов и влияя на ход торгов. Умысел прост: чем выше итоговая цена, тем большую комиссию получат организаторы. В случае скандинавских аукционов все еще печальнее, ведь ставки пользователей делались реальными деньгами, которые сразу же оседали в кармане организаторов аукциона. В итоге подобные действия приводят к потере доверия и закрытию площадки, с последующим локальным скандалом и подрывом доверия к механизму аукционов как таковых. До недавнего времени интернет не мог предложить более-менее вменяемого механизма обеспечения прозрачности интернет-торгов. В последние же годы популярность обрел блокчейн – сквозная технология, защищенная от внешнего вмешательства и абсолютно прозрачная для пользователей.
Наряду с доверием к площадке существует и проблема наполняемости аукциона. Так повелось, что самый «бойкий» сегмент Интернет-торговли – это торговля электроникой. Продукция этого сегмента не из дешевых, поэтому большинство потребителей предпочитают «отовариваться» в ранее проверенных местах или у крупных вендоров с репутацией. Мелкий же тематический аукцион по продаже, например, условных «чугунных дверных ручек», обречен на прозябание: нехватка аудитории и «свежей крови» рано или поздно приводит минимум к стагнации, а обычно – к закрытию проекта. При этом подозрительно к аукционам относятся и сами продавцы: обычно, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность, площадки «заламывают» не совсем гуманные размеры комиссионных, которые сводят всю потенциальную прибыль к нулю, либо же делают ее столь ничтожным, что связываться с инструментом аукциона отпадает всякое желание. Тут же, опять, всплывает вопрос доверия к организаторам и опасения на счет подтасовок и «правил мелким шрифтом». Никто не хочет остаться в минусе.
Еще одна проблема аукционов – это то, как и чем оплачивать товары и услуги. Вся парадигма платежей в сети построена на том, что деньги, чаще всего, двигаются только в одну сторону – от покупателя к продавцу. Всевозможные выплаты, отмены, чарджбэки и прочие возвраты облагаются немалыми комиссиями, которые оседают в карманах банков и платежных сервисов. При этом сам процесс обратного движения денежных средств небыстрый: он занимает до 5 банковских дней и деньги могут с легкостью где-нибудь зависнуть. Конечно, крупные площадки зачастую покрывают подобные издержки из своего кармана, взыскивая деньги с продавца постфактум, но если говорить об интернет-аукционах, то для подобных действий у подавляющего большинства из них банально не хватает капитала.
Еще один финансовый аспект – это баланс пользователя. Казалось бы, в чем проблема? Но именно в случае с наличием активного баланса на аккаунте, который пользователь может пополнять посредством банковской карты или перевода (да любым способом), всплывают вышеописанные проблемы. Допустить же прямую оплату товаров между пользователем и продавцом организатор аукциона не может, потому что в этом случае он выпадает из финансового потока и не способен удержать комиссию за свои услуги. В итоге мы получаем патовую ситуацию: пользователи не хотят «морозить» крупные суммы на счету непонятно какого ресурса, а у организаторов нет другой альтернативы. Все было бы намного проще, если бы обратная конвертация баланса на аукционе была так же проста, как и ввод денег на проект. Но сейчас это далеко не так. Даже в случае «оплаты по факту» что-то может пойти не так: продавец не отправил лот, пользователь решил отменить сделку, произошла другая ошибка. Во всех этих случаях современный участник аукциона попадает в капкан парадигмы работы платежных сервисов. И, по сути, вины аукциона в этом нет: он такой же заложник имеющего инструментария, как и все остальное.
И последнее – удобство. Конечно, аукцион должен быть удобным. До недавнего времени уровень развития цифровых технологий был недостаточно высок для организации массовых потребительских аукционов. Не этих ленивых пародий, когда лот торгуется по четыре недели, а именно быстрых, азартных и выгодных торгов, когда покупатель получает не только товар, но и удовольствие от процесса, а продавец – быструю реализацию своего товара. На скорость торгов влияет все: качество интернет-соединения, вопросы с оплатой, банальный мониторинг лотов. Даже сейчас, в эпоху мобильных устройств, приложений, API и прочих инструментов, аукционы «застряли» хорошо, если в нулевых годах, когда информация о начале торгов рассылается на электронную почту.
Так почему DomRaider вообще занялся интернет-аукционами и как они сумели собрать на ICO 56 млн евро на свой проект? Ответ прост – технология блокчейн.
И перед тем, как вы неодобрительно покачаете головой и закроете публикацию, попрошу вас уделить еще немного времени тексту. Все более чем просто. Аукционы – это тот редкий вид деятельности, когда использование блокчейн-технологий само напрашивается, а не «притягивается за уши» в желании сорвать пару миллионов на «хайпе» вокруг ICO, а потом уехать в Таиланд спускать пары.
Все четыре вышеизложенные проблемы решаются блокчейном и его токеном. Децентрализация дает:
Я уже говорил, что блокчейн – сквозная структура. Именно блокчейн поможет организовать прозрачные и честные торги, когда все их этапы будут у аудитории «на виду». Это исключит махинации как со стороны продавцов и организаторов торгов, так и со стороны пользователей и позволит сделать аукционный процесс на платформе DomRaider честным и удобным для всех сторон.
Токен станет одним из двух внутренних платежных инструментов, наравне с классическими фиатными валютами. Команда проекта — реалисты, а не фанатики, принуждать людей пользоваться криптотехнологиями нельзя, а отсекать аудиторию с банковскими картами – глупо. Очевидно, цель DomRaider – стать лидером рынка интернет-аукционов, так что для нас важен каждый участник. Свободное же обращение токена на биржах позволит упростить процедуру вывода средств с площадки и избежать многочисленных «подводных камней», которые встречаются в случае подобного «реверса» денежных средств с помощью классических финансовых механизмов в лице банков и платежных агрегаторов.
Даже за последние пять лет технологии совершили качественный скачок и жизнь среднестатистического пользователя стала заметно проще. Увеличились вычислительные мощности устройств, повысилось качество соединения, появились новые технологии, развился рынок и культура пользования мобильными приложениями. Все это вкупе с позицией DomRaider на тему того, что площадка будет обладать открытой для сторонних разработчиков экосистемой, позволит организовать процесс торгов максимально комфортно удовлетворить потребности любой категории пользователей. Команда делает большую ставку на API и внимание к площадке со стороны свободных разработчиков приложений и сервисов, которые смогли бы сделать платформу по-настоящему дружелюбным местом для всех.
DomRaider поставили перед собой амбициозную задачу вывести интернет-аукционы на качественно новый уровень, отказавшись от наследия эры «доткомов» и переведя все на рельсы принципиально новой, современной технологии блокчейна. Детально как будет развиваться и существовать проект изложено в Whitepaper проекта. Но уже сейчас ясно: аукционной площадке DomRaider быть, потому что с текущим объемом инвестиций через ICO вкупе с опытом команды не реализовать этот проект невозможно.
Но аукционы все еще популярны в оффлайне
Впрочем, начиналось все достаточно радужно. Торговые площадки Ebay и Amazon изначально позиционировались именно как интернет-аукционы, на которых пользователи могут приобрести интересующие их вещи в ходе торга за них. Некоторые черты аукциона Ebay смог сохранить, чего не скажешь об Amazon: он окончательно и бесповоротно трансформировался в торговую площадку и маловероятно когда-нибудь откажется от этой модели.
Изначально, с момента основания, DomRaider, о котором уже писали на Хабре, был проектом по перехвату и последующей продаже через аукцион доменных имен. Сейчас команда провела ICO, чтобы расширить свою деятельность и в этой публикации хотелось бы обсудить интернет-аукционы как явление. Без приукрас, со всеми проблемами, болезнями и уязвимостями, которые присущи данному виду деятельности.
В России первым, крупнейшим и, наверное, единственным интернет-аукционом был ресурс molotok.ru. Основанный в 1999 году, он с переменным успехом просуществовал 16 лет и был закрыт в 2015 своими владельцами за нехваткой рентабельности. Цифры «молотка» говорят сами за себя: всего 250 тыс. уникальных пользователей, в 2011 году оборот составил всего 2,7 млрд рублей, т.е. 1,1% от всего объема рынка электроники (которая в основной своей массе и торговалась на «Молотке»). Не спас проект ни сделанный когда-то Артемием Лебедевым логотип, ни иностранный капитал. Частично его место занял Avito.ru, но это больше «барахолка», чем аукцион.
Параллельно с «Молотком» и другими схожими проектами в российском сегменте сети, на стыке десятилетий, появилось такое «развлечение» как скандинавский аукцион, о котором стоит поговорить отдельно.
Скандинавский (шведский) аукцион – это торги за какой-либо товар, где ставка делается с помощью небольшой суммы денег. То есть, торги начинаются с совершенно бросовой отметки в, например, 100 рублей за смартфон, и каждый участник аукциона повышает стоимость на 10, 50, 100 рублей каждой ставкой соответствующего размера. При этом при достижении какого-то критического времени (10 минут, 5 минут, 30 секунд), каждая новая ставка отодвигает окончание торгов. Победитель – последний сделавший ставку пользователь, получает возможность выкупить товар по сформированной в ходе торгов стоимости.
Казалось бы, кто будет платить дважды? Как показала практика – многие. В 2008-2010 годах скандинавские аукционы захлестнули европейский интернет и победоносно шагали по сети. Их популярность достигла таких размеров, что на законодательном уровне страны ЕС признали скандинавские аукционы – все же аукционами, и только итальянские законодатели приняли решение, что подобная схема ближе к азартным играм (на ставки тратились реальные деньги с баланса участника, которые не возвращались). Так что для организации таких торгов на территории Италии, было необходимо получать лицензию и разрешения, как для казино. При этом скандинавские аукционы как быстро появились, так быстро и исчезли с радаров рядовых интернет-пользователей. Многие вовсе пропустили данное явление. Однако факт остается фактом – менее десяти лет назад специфические, схожие с азартными играми, но все же аукционы, были популярны.
Одно можно утверждать с уверенностью: за последние 20 лет интернет-аукционы появлялись с завидной стабильностью и так же стабильно и исчезали. Так в чем их проблема и почему площадки, которые смогли выжить, перепрофилировались на торговлю?
Проблемы интернет-аукционов
Можно выделить несколько аспектов, без которых невозможно существование ни одного аукциона:
· доверие к организаторам;
· разнообразие лотов;
· финансовая защищенность участников;
· удобство использования.
Любой аукцион начинается с организаторов площадки. Именно они выступают своеобразными модераторами всего действа, контролируют происходящее на аукционе: устанавливают правила работы, размеры комиссионных сборов, решают проблемные ситуации. В этом интернет-аукционы во многом схожи с торговыми площадками типа Amazon: организаторы берут на себя ответственность за качество предоставляемых товаров (услуг). Однако вся эта схема осложняется тем, что большинство лотов на аукционе – это бывшая в употреблении продукция, которую продают частные лица.
Можно сказать, что зачастую организацией интернет-торгов занимаются не самые честные люди. История знает факты, когда в ход тех же скандинавских аукционов вмешивалась сама администрация, искусственно завышая цену лотов и влияя на ход торгов. Умысел прост: чем выше итоговая цена, тем большую комиссию получат организаторы. В случае скандинавских аукционов все еще печальнее, ведь ставки пользователей делались реальными деньгами, которые сразу же оседали в кармане организаторов аукциона. В итоге подобные действия приводят к потере доверия и закрытию площадки, с последующим локальным скандалом и подрывом доверия к механизму аукционов как таковых. До недавнего времени интернет не мог предложить более-менее вменяемого механизма обеспечения прозрачности интернет-торгов. В последние же годы популярность обрел блокчейн – сквозная технология, защищенная от внешнего вмешательства и абсолютно прозрачная для пользователей.
Наряду с доверием к площадке существует и проблема наполняемости аукциона. Так повелось, что самый «бойкий» сегмент Интернет-торговли – это торговля электроникой. Продукция этого сегмента не из дешевых, поэтому большинство потребителей предпочитают «отовариваться» в ранее проверенных местах или у крупных вендоров с репутацией. Мелкий же тематический аукцион по продаже, например, условных «чугунных дверных ручек», обречен на прозябание: нехватка аудитории и «свежей крови» рано или поздно приводит минимум к стагнации, а обычно – к закрытию проекта. При этом подозрительно к аукционам относятся и сами продавцы: обычно, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность, площадки «заламывают» не совсем гуманные размеры комиссионных, которые сводят всю потенциальную прибыль к нулю, либо же делают ее столь ничтожным, что связываться с инструментом аукциона отпадает всякое желание. Тут же, опять, всплывает вопрос доверия к организаторам и опасения на счет подтасовок и «правил мелким шрифтом». Никто не хочет остаться в минусе.
Еще одна проблема аукционов – это то, как и чем оплачивать товары и услуги. Вся парадигма платежей в сети построена на том, что деньги, чаще всего, двигаются только в одну сторону – от покупателя к продавцу. Всевозможные выплаты, отмены, чарджбэки и прочие возвраты облагаются немалыми комиссиями, которые оседают в карманах банков и платежных сервисов. При этом сам процесс обратного движения денежных средств небыстрый: он занимает до 5 банковских дней и деньги могут с легкостью где-нибудь зависнуть. Конечно, крупные площадки зачастую покрывают подобные издержки из своего кармана, взыскивая деньги с продавца постфактум, но если говорить об интернет-аукционах, то для подобных действий у подавляющего большинства из них банально не хватает капитала.
Еще один финансовый аспект – это баланс пользователя. Казалось бы, в чем проблема? Но именно в случае с наличием активного баланса на аккаунте, который пользователь может пополнять посредством банковской карты или перевода (да любым способом), всплывают вышеописанные проблемы. Допустить же прямую оплату товаров между пользователем и продавцом организатор аукциона не может, потому что в этом случае он выпадает из финансового потока и не способен удержать комиссию за свои услуги. В итоге мы получаем патовую ситуацию: пользователи не хотят «морозить» крупные суммы на счету непонятно какого ресурса, а у организаторов нет другой альтернативы. Все было бы намного проще, если бы обратная конвертация баланса на аукционе была так же проста, как и ввод денег на проект. Но сейчас это далеко не так. Даже в случае «оплаты по факту» что-то может пойти не так: продавец не отправил лот, пользователь решил отменить сделку, произошла другая ошибка. Во всех этих случаях современный участник аукциона попадает в капкан парадигмы работы платежных сервисов. И, по сути, вины аукциона в этом нет: он такой же заложник имеющего инструментария, как и все остальное.
И последнее – удобство. Конечно, аукцион должен быть удобным. До недавнего времени уровень развития цифровых технологий был недостаточно высок для организации массовых потребительских аукционов. Не этих ленивых пародий, когда лот торгуется по четыре недели, а именно быстрых, азартных и выгодных торгов, когда покупатель получает не только товар, но и удовольствие от процесса, а продавец – быструю реализацию своего товара. На скорость торгов влияет все: качество интернет-соединения, вопросы с оплатой, банальный мониторинг лотов. Даже сейчас, в эпоху мобильных устройств, приложений, API и прочих инструментов, аукционы «застряли» хорошо, если в нулевых годах, когда информация о начале торгов рассылается на электронную почту.
Так почему DomRaider вообще занялся интернет-аукционами и как они сумели собрать на ICO 56 млн евро на свой проект? Ответ прост – технология блокчейн.
Почему ICO Domraider состоялось и как они собрали столько денег
И перед тем, как вы неодобрительно покачаете головой и закроете публикацию, попрошу вас уделить еще немного времени тексту. Все более чем просто. Аукционы – это тот редкий вид деятельности, когда использование блокчейн-технологий само напрашивается, а не «притягивается за уши» в желании сорвать пару миллионов на «хайпе» вокруг ICO, а потом уехать в Таиланд спускать пары.
Все четыре вышеизложенные проблемы решаются блокчейном и его токеном. Децентрализация дает:
- прозрачность механизма торгов, то есть команда физически неспособна подтасовывать ход торгов в попытке нечестно нажиться на участниках аукциона;
- понятную внутреннюю валюту, которая с одинаковым успехом движется в обе стороны – «на» и «из» экосистемы платформы через биржу;
- современные технологии, а так же позиция самой команды DomRaider относительно формирования экосистемы сторонними разработчиками, позволит обеспечить быстрый, комфортный, а главное – актуальный инструментарий участия в аукционах в рамках площадки. В этом поможет, само собой, широкополосный доступ к сети и современные гаджеты;
- прозрачность блокчейна, опыт команды DomRaider а так же размер инвестиций в проект через ICO, лягут в основу репутации новой площадки, а первую аудиторию они приведут сами после миграции оригинального проекта по дропкэтчингу доменных имен на блокчейн-платформу.
Я уже говорил, что блокчейн – сквозная структура. Именно блокчейн поможет организовать прозрачные и честные торги, когда все их этапы будут у аудитории «на виду». Это исключит махинации как со стороны продавцов и организаторов торгов, так и со стороны пользователей и позволит сделать аукционный процесс на платформе DomRaider честным и удобным для всех сторон.
Токен станет одним из двух внутренних платежных инструментов, наравне с классическими фиатными валютами. Команда проекта — реалисты, а не фанатики, принуждать людей пользоваться криптотехнологиями нельзя, а отсекать аудиторию с банковскими картами – глупо. Очевидно, цель DomRaider – стать лидером рынка интернет-аукционов, так что для нас важен каждый участник. Свободное же обращение токена на биржах позволит упростить процедуру вывода средств с площадки и избежать многочисленных «подводных камней», которые встречаются в случае подобного «реверса» денежных средств с помощью классических финансовых механизмов в лице банков и платежных агрегаторов.
Даже за последние пять лет технологии совершили качественный скачок и жизнь среднестатистического пользователя стала заметно проще. Увеличились вычислительные мощности устройств, повысилось качество соединения, появились новые технологии, развился рынок и культура пользования мобильными приложениями. Все это вкупе с позицией DomRaider на тему того, что площадка будет обладать открытой для сторонних разработчиков экосистемой, позволит организовать процесс торгов максимально комфортно удовлетворить потребности любой категории пользователей. Команда делает большую ставку на API и внимание к площадке со стороны свободных разработчиков приложений и сервисов, которые смогли бы сделать платформу по-настоящему дружелюбным местом для всех.
DomRaider поставили перед собой амбициозную задачу вывести интернет-аукционы на качественно новый уровень, отказавшись от наследия эры «доткомов» и переведя все на рельсы принципиально новой, современной технологии блокчейна. Детально как будет развиваться и существовать проект изложено в Whitepaper проекта. Но уже сейчас ясно: аукционной площадке DomRaider быть, потому что с текущим объемом инвестиций через ICO вкупе с опытом команды не реализовать этот проект невозможно.
Комментарии (8)
ingumsky
10.10.2017 00:29+2современные технологии, а так же позиция самой команды DomRaider относительно формирования экосистемы сторонними разработчиками (ТУТ ДАТЬ ССЫЛКУ НА ПОСТ НА ХАБРЕ ОБ ЭКОСИСТЕМЕ), позволит обеспечить быстрый, комфортный, а главное – актуальный инструментарий участия в аукционах в рамках площадки.
Мило. Почему же ссылку не дали? O:)
Welran
10.10.2017 20:17А зачем тут вообще упоминается скандинавский (шведский) аукцион (мошенническая схема не имеющая ни к Скандинавии ни к аукционам никакого отношения)? Еще и тег доверие как то совсем не вызывает доверие к этому посту.
А ещё не понимаю как блокчайн может что либо гарантировать и исключать махинации?pasetchnik
12.10.2017 18:38Никак: организатор с «левого» аккаунта может спокойно перебивать ставку на предпоследней минуте до тех пор, пока его не устроит цена.
Думаю, на оффлайн аукционах — такая же проблема.
DrPass
Для меня, например, остаётся большой загадкой, как может оказаться недостаточно рентабельным бизнес, который делает деньги из воздуха, учитывая, что из 2.7 млрд чужих денег в год примерно 130 миллионов доставалось Молотку. А их затраты — несколько саппортов, пара админов, пара программистов, аренда офиса да сервер-кормилец.
APLe
Насколько я смог понять, хитрость в том, что у Авито и Молотка был один владелец – и он, фактически, монопольно владеет площадками частных объявлений в России.
В результате, имела место конкуренция за пользователей между Авито и Молотком внутри одной компании, и Молоток оттягивал пользователей у более прибыльной (?) ветви Авито.
Косвенно это предположение подтверждает факт, что до закрытия Молотка Авито успело купить и закрыть (точнее, влить в себя) конкурирующие площадки Sladno и OLX.
bimcom
Скорее всего это не все расходы — ведь пользователей — потративших 2,7 денег нужно как-то привлечь, да и тех — кто будет выставлять товары тоже.
Реклама банально не окупалась из-за отсутствия роста ожидаемому сарафанному радио :(