Сейчас многие пишут о проведении ICO и все как один утверждают, что для этого нужны какие-то фантастические ресурсы, огромная команда и немыслимые рекламные бюджеты. И это отчасти так, если вы решили все отдать на аутсорс, а сами просто сидеть и ждать результатов.

Я решил пойти своим путем: провести ICO и собрать $500,000 без денег и большой команды. Нас в SmartProgress только двое: Я (Маликов Максим) — программист и мой бизнес-партнер — Захаров Сергей. В этой статье я постараюсь вам рассказать весь путь подготовки к ICO, который занял у нас 4 месяца.



Про ICO я узнал в конце мая, когда на глаза попалась статья про то, как русский фермер выпустил свою криптовалюту (колионы) и привлек финансирование на $500,000. Эта новость меня просто потрясла, я понял что мир изменился. Совсем недавно единственным способом привлечь финансирование было найти крупного венчурного инвестора, который еще и долю у тебя заберет и свои порядки наводить будет.

Я понял, что это наш шанс привлечь достаточную сумму для развития SmartProgress. Но я совершенно ничего не знал, что для этого нужно делать, поэтому я создал новую цель «Провести ICO для SmartProgress» и я стал собирать информацию по крупицам. Именно в блоге этой цели вы увидите всю цепочку событий.

Какие же шаги необходимы для проведения ICO?





Этап 1: Юридическая сторона вопроса


Все статьи уверяют нас, что перво-наперво необходимо позаботиться о юридической стороне вопроса: открыть компанию, причем желательно в Сингапуре, открыть банковский счет, заказать у юристов пакет документов: White Paper, Terms of Condition, Privacy Policy.

На мой взгляд — это бессмысленная трата средств. Если вы хотите собирать исключительно криптовалюту, то смело отложите открытие компании и банковского счета на момент успешного завершения вашего ICO. Это сэкономит вам несколько тысяч долларов и пару седых волос. Возможно, вы вообще не соберете ни сатоши (0.00000001 BTC). И даже если соберете, юридическое обоснование потребуется только для вывода вашей криптовалюты в фиат (обычные деньги).

Что касается документов: Terms of Condition, Privacy Policy, то они в основном все стандартные, и даже юристы их делают по шаблону. Поэтому возьмите любой понравившийся в интернете и замените название проекта. Про White Paper напишу далее.

Экономим: около $ 5,000 и месяц своего времени.



Этап 2: Регистрация на BitcoinTalk и прокачка аккаунта


Этот этап нужно выполнить как можно раньше. Вся движуха по ICO происходит именно на этом форуме и чем больший ранг будет у вашего аккаунта, тем выше доверие будет у инвесторов.

Будет большой ошибкой публикация вашего анонса об ICO с аккаунта новичка. На форуме существуют ограничения для прокачки ранга, поэтому подъем до Jr. Member у вас займет 1,5 месяца, до Member — 2,5 месяца. Поэтому регистрируем аккаунт и начинаем писать комментарии на нем, повышая свой ранг как можно раньше. И еще. Вы должны знать, что по правилам форума новички не имеют возможности публиковать картинки, это значит вы не сможете сделать презентабельные посты об ICO как у нас или Полибиуса.

Вот тут есть вся информация о рангах и периодах смены рангов, вы должны успеть к дате смены периодов набрать определенное количество постов, чтобы перейти в следующий период.

Делаем этот этап параллельно с остальной подготовительной работой и уделяем минут 30 в день на комментирование чужих постов.



Этап 3: Выбираем платформу выпуска токенов


Тут существует 3 варианта:

1. Создание собственного блокчейна.
Самый сложный и дорогой. Нужен только если вы создаете блокчейн-проект. Если цель вашего ICO — просто привлечение средств, то этот вариант не для вас.

2. Токены в Ethereum.
Вариант значительно проще, т.к. работает на имеющемся блокчейне Ethereum, но от вас потребуется написание смарт-контракта. Можно конечно заморочится, но зачем такие сложности, если есть вариант еще проще?

3. Токены Waves.
Waves — блокчейн-платформа для выпуска криптографических токенов и проведения краудфандинговых кампаний. Её основное предназначение как раз выпуск своих токенов и она решает эту задачу в пару кликов. Самый простой и быстрый вариант. Мы выбрали именно его. На то, чтобы его попробовать, протестировать и понять на практике как все это работает, у вас уйдет пару часов.



Этап 4: Пишем White Paper


White Paper — это основной документ вашего проекта, он должен содержать: описание идеи, история развития (если она есть), конкурентные преимущества, команда проекта, дорожная карта развития, сколько вам нужно денег, на что они будут потрачены, сроки и детали вашего ICO. Это скорее творческая работа, нежели юридическая, его должны писать вы сами и он должен быть идеальным.

В качестве примера, можете посмотреть White Paper SmartProgress (eng).

White Paper должен быть написан на английском языке, остальные языки по желанию. На качественную проработку White Paper может уйти от двух до четырех недель.



Этап 5: Выбираем способ продажи токенов


Тут существует несколько вариантов в зависимости от того, на какой платформе вы решили выпускать свои токены.

1. Смарт-контракт Ethereum.
Вы пишите смарт-контракт, который служит своего рода мерчантом. На счет контракта покупатели отправляют эфир, а контракт в обмен отправляет автоматически ваши токены. С одной стороны удобно, т.к. покупатель сразу получает токены на свой счет эфир-кошелька, а с другой — мы ограничиваем прием средств только эфиром. К тому же опять сложности с написанием смарт-контракта.

2. Waves DEX.
На платформе Waves вы можете создать публичные заявки на продажу ваших токенов в различных валютах: USD, EUR, BTC, ETH, WAVES. Покупатели будут покупать ваши токены прямо на бирже Waves, а вам будут зачисляться деньги на счет.
Это самый простой и дешевый вариант. По сути, не написав ни строчки кода, вы создали способ продажи своих токенов и вам даже не нужен будет сайт. Достаточно White Paper, в котором будет написано название вашего токена, его адрес и время старта продаж. В назначенное время, вы создаете оферы и ждете покупок.

3. Создание своего сайта для продажи токенов.
Этот вариант хоть и трудозатратнее, но мы выбрали именно его.

Во-первых, в нашем White Paper мы заявляем, что мы команда опытных веб разработчиков с многолетним стажем. Поэтому было бы странным тот факт, что мы поленились создать специальный сайт под ICO.

Во-вторых, сайт дает нам дополнительные возможности, такие как сбор email-адресов, партнерская программа, начисление различных бонусов и т. д.
На разработку сайта у нас ушел 1 месяц работы.



Этап 6: Пишем Bounty-кампанию


Bounty программа — это поощрение людей, которые помогают в продвижение вашего ICO. Оплата происходит вашими будущими токенами, т. е. это бесплатный маркетинг, тем более самый эффективный, на нем и нужно делать упор.

При написании Bounty-кампании назначают бюджет в виде определенного процента от собранных средств. Его размер колеблется в районе от 2 до 20 процентов в зависимости от запланированного объема собираемых средств. Чем меньше вы собираетесь привлечь средств, тем больший процент вы должны выделить на Bounty. Бюджет менее $ 40,000 уже воспринимается как маленький.

За различные действия участника должны начисляться «доли» от общего бюджета. Например, если пользователь с рангом Member устанавливает на форуме вашу рекламную подпись (надпись, которая автоматически добавляется под каждым постом пользователя), то ему начисляется 3 доли, а если это же действие делает пользователь с рангом Hero, то ему начисляется 6 долей. После завершения ICO, бюджет делится на общее количество долей и выплачивается участникам Bounty в виде ваших токенов в зависимости от того, сколько долей они заработали.

За какие действия можно начислять участникам вознаграждения?

  • Перевод вашего анонса на форуме, сайта, white paper на другие языки.
  • Установка вашей рекламной подписи на форуме
  • Публикации в социальных сетях
  • Написание статей
  • Выпуск видеороликов

Это только основные Bounty-кампании, ограничений никаких нет, можете придумать свои. Но чем больше кампаний вы придумаете, тем сильнее будет размазываться общий бюджет и если общий бюджет всей bounty-кампании и так не большой, то дополнительное его размазывание сделает её еще менее привлекательной со стороны участников.

Проанализировав большое количество участников различных Bounty-кампаний, я пришел к выводу, что самые эффективные каналы — это перевод и подписи.

Участники кампаний в социальных сетях по больше части создают фейковые аккаунты с накрученным подписчиками. Поэтому эффективность данного канала практически нулевая. А те, кто обладает реальным раскрученным социальным аккаунтом с целевой аудиторией, не готовы участвовать наравне с такими фейками и получать одинаковую с ними оплату. Для них же будет более предпочтителен вариант партнерской программы с получением процента от привлеченных средств.

В качестве примера, можете посмотреть нашу Bounty-кампанию.



Этап 7: Назначаем дату старта продаж токенов и длительность


К этому моменту у вас уже есть прокачанный аккаунт на форуме BitcoinTalk, написанный White Paper и создан инструмент продажи токенов. Пора назначать дату продаж. Как правило это + 1 месяц от даты вашей полной подготовки. Этот месяц вам дается на маркетинговую кампанию. Меньше времени может не хватить, больше — остудит интерес инвесторов.

Классическая длительность ICO составляет 30 дней. Успешные ICO могут собрать максимальную сумму за считанные часы, но, а если вы не собираете минимальную сумму за 30 дней, то вы её и за больший срок не соберете.



Этап 8: Публикуем анонс на форуме


Вам нужно будет опубликовать анонс вашего ICO на форуме в разделе «Форки» в основном разделе на английском языке и в локальном на русском.

Ваш топик должен начинаться с приставки «[ANN]», означающий анонс ICO. Когда ICO начнется, вы должны будете заменить приставку на «[ICO]».

Существует 2 варианта оформления вашего топика: текстом и картинками. Как показывает практика, пост оформленный картинками выглядит презентабельнее и инвесторы к нему относятся с большей лояльностью.

В вашем топике нужно вынести всю основную информацию из White Paper, но не перенасытить лишними деталями.

Будьте готовы к тому, что в английской версии форума к вам доверие будет ниже чем нулевое. По разным причинам к командам из России и Украины в англоязычном сегменте отношение предвзятое и считается, что все мы мошенники, хотим собрать деньги и свалить. Поэтому вы должны отработать возражения на этот счет и иметь хорошее обоснование почему именно вам можно доверять.



Этап 9: Реклама


Тут начинается самое интересное. Все статьи про ICO заявляют, что вам потребуется чуть ли не $500,000 на рекламную кампанию ICO. С одной стороны они правы, т.к. все что касается рекламы ICO кампаний стоит просто фантастических денег, а продают в этой сфере даже воздух. Но не нужно платить за рекламу, если вы не будете её покупать.

Все продвижение за пределами форума BitcoinTalk имеет очень низкую эффективность. Т.к. инвестирование в ICO по-прежнему остается занятием не массовым и занимаются им только посвященные в эту отрасль люди. А на форуме продвижение работает посредством Bounty где от вас не требуются финансовые вложения.

Как же увеличить охват аудитории на форуме?


1. Переводы на другие языки.
В рамках Bounty нужно сделать как можно больше переводов вашей [ANN] топика на другие языки.

2. Подписная кампания.
В рамках подписной кампании, участники устанавливают вашу рекламную подпись и начинают писать посты на форуме, другие участники видят эту подпись и если она их заинтересовала, они кликают на неё и попадают на ваш сайт или [ANN] топик.
Чем больше будет участников вашей кампании, тем больший охват аудитории они сделают.

3. Подъем вашего топика в списке.
Активность на форуме бешеная и ваш топик будет очень быстро опускаться вниз, поэтому вы должны постоянно думать как его поднять снова наверх.
— Опубликовали Bunty-кампанию? Напишите об этом в комментарии к [ANN] топику.
— Запустили страницы в социальных сетях? Напишите об этом.
— Сделали перевод на китайский? Еще коммент.

Но не переусердствуйте. Ваши комментарии не должны выглядеть как спам, в противном случае вашу тему удалят, а вас забанят и тогда месяцы подготовки пойдут коту под хвост.

4. Общайтесь с вашими подписчиками.
Если у вас есть сайт, на котором вы собираете email адреса, то обязательно ведите еженедельную рассылку с последними новостями о вашей кампании. Рассказывайте им о ваших успехах. На какие языки вы сделали перевод, сколько подписчиков вы собрали, где сделали публикаций анонсов о предстоящем ICO. Постоянно подогревайте интерес потенциальных инвесторов.

Немного по нашему ICO:


Старт продаж токенов запланирован на 22 Октября в 14:00 UTC. В первые 24 часа, токены будут продаваться с 20% бонусом. ICO продлится 30 дней до 22 Ноября.



Оставьте email на нашем сайте, чтобы получать новости и не пропустить старт продаж.

Если у вас остались вопросы по ICO SmartProgress, можете написать нам в группу телеграмм.

Комментарии (26)


  1. ViruSkin
    13.10.2017 10:42
    +1

    Возможно, вы вообще не соберете ни сатоши (0.1 BTC)

    разве сатоши не 0.00000001 BTC?


    1. maxttor Автор
      13.10.2017 10:42

      Вы абсолютно правы, исправили.


  1. ProRunner
    13.10.2017 10:51

    Всем желающим поучаствовать в очередной раз посоветую посмотреть на стоимость альткоинов на ICO и сейчас (в эквиваленте биткоина). Например, EOS.


    1. maxttor Автор
      13.10.2017 10:52

      да, ViruSkin уже заметил это, мы исправили уже


      1. ProRunner
        13.10.2017 10:58

        Ну я уже тоже заметил и отредактировал комментарий)


        1. maxttor Автор
          13.10.2017 11:11

          Вы привели EOS в качестве примера. И я могу подробно вам расписать о нем, почему EOS — сомнительное ICO:
          1) ICO EOS проходит до сих пор. Заявленный период сбора и выпуска новых токенов с 26 июня 2017 года до 1 июня 2018 года. Т.е. целый год они продают токены всем жалающим. У нас данный период всего 1 месяц.
          2) Нет hard cap. Т.е. нет верхней рамки ограничивающий сбор средств. На текущий момент, они собрали уже более $200 млн. У нас же есть очень маленький hard cap в $500.000 основанный на рыночных механизмах оценки проектов.
          3) Проекта EOS по сути еще нет, они запустят свой блокчейн только через год. У на уже проект работает более 5 лет и приносит доход.
          Поэтому о каком росте цены токена EOS на рынке можно говорить? Это просто безлимитный сбор денег основанный на хайпе.

          Вывод: Не все ICO одинаково полезны.

          Вот ссылочка на видос по EOS: youtu.be/8paJtS9m10c?t=27m52s


          1. ProRunner
            13.10.2017 11:21

            Ну EOS это не совсем ICO. Это чисто механизм распределения токенов. Они не собирают деньги на проект, деньги на это у них были ещё до старта. В любом случае, большинство, если не все альткоины (по крайней мере стартовавшие в 2017) торгуются по цене ниже ICO (в BTC).

            По моему мнению участие в вашем ICO имеет смысл только если кто-то хочет поддержать проект. Лично я не вижу никаких предпосылок для участия в целью получения прибыли/спекуляций.

            Для обычного инвестора как обычно HODL BTC — наиболее разумный и выигрышный вариант.


            1. maxttor Автор
              13.10.2017 11:45

              А много вы знаете ICO, когда собирается финансирование не под голую идею, а уже под многолетний работающий проект с прибылью?


              1. aleks_raiden
                13.10.2017 22:48

                такие проекты также есть, но они не интересны — зачем им деньги (я утрирую), они не смогут (маловероятно) показать значительный рост, обычно это проекты реального сектора, там нет ничего от крипторынка и они ничего не дают ему, только вымывая деньги, их очень сложно контролировать, они сложно структурируются юридически.


                1. maxttor Автор
                  13.10.2017 23:24

                  Им нужны деньги на масштабирование. Вот у нас есть пример: в 2015 году мы получили грант от Startup Chile в размере $35,000 и смогли всего за полгода увеличить наш ежемесячный доход в 3 раза. Это разве не показатель значительного роста? А во сколько рас проект сможет вырасти при поучении финансирования в $500,000?


            1. maxttor Автор
              13.10.2017 11:48

              Вот вам список успешных ICO, с доходностью выше чем у BTC: icostats.com/roi-since-ico

              Один из примеров: OmiseGO.
              Запущен: 07/15/17
              Цена токена на момент ICO: $0.244
              На текущий момент: $8.555
              Рост: +3404%


          1. 2fidel
            13.10.2017 18:27

            Я прошу прощения, но можете немного пояснить по экономике проекта.


            Предположим вы продали в первый месяц 1000 своих смарткоинов по одному доллару за штуку. Все понимают что через месяц вы их выкупите за 1.2 доллара. Но скажите, какой мне резон держать его еще месяц, или два, если вме равно цена не увеличится.
            Кроме того, какая причина для появления вторичного рынка, с чего бы народу начать спекулировать, цена то не меняется?
            Или я чего-то не понимаю?


            1. maxttor Автор
              13.10.2017 19:26
              +1

              Да, вы видать не совсем понял. Цена будет увеличиваться, т.к. мы будем постоянно делать обратный выкуп своих токенов. Т.е. спрос на них будет расти постоянно, так же как и будет постоянно падать предложение, т.к. все выкупленные токены будут уничтожены, а значит физическое количество будет постоянно уменьшаться.
              Увеличивается доход проекта => увеличивается объем выкупаемых токенов => увеличивается спрос на токены => уменьшается их предложение на рынке => увеличивается цена на токены.
              Все очень просто — закон спроса и предложения.


  1. Moon_Lobster
    13.10.2017 12:37
    +1

    Долго ждать статью не пришлось)
    Спасибо за информацию, интересно как кухня внутренняя устроена.

    Еще интересен такой вопрос, допустим вы собрали нужную сумму, как вы будите выводить деньги из токенов, возможен ли единоразовый вывод, возможно ли это в РФ в принципе или нужен офшор в какой-то другой стране? Надеюсь ответ будет уже в следующей статье с успешным завершением своего ICO)


    1. maxttor Автор
      13.10.2017 12:51

      Как мне видится, Эстония — самый наилучший выбор. Она очень лояльна к привтовалютам и ICO. Более того, Эстония собирается провести первое в мире государственное ICO: forklog.com/estoniya-mozhet-provesti-pervoe-v-mire-gosudarstvennoe-ico
      К тому же подоходный налог = 0% )


  1. kernel24
    13.10.2017 14:01

    Как по мне, народ набаловался с краундфандингом. Теперь новый тренд, ICO. По аналогии с кикстартом на 2-3 успешных проекта приходятся сотни которые тупо хапнули денег и прокрутили их…

    В случае ICO это легкие деньги для, которые не ценятся теми кто их получил…


    1. Fan_Fan
      13.10.2017 14:20

      Краудфандинг до сих пор существует и его рынок только растет.

      Криптовалюты и ICO дали новый инструмент для рынка, который более гибок, инвестор всегда может продать токены после ICO, в краудфандинге ты закинул деньги и обратно их получить никак не можешь.

      У одних людей есть деньги, у других — идея и команда, если все будут держать свое при себе, то о каком развитии города, страны, мира можно говорить?

      Выше уже давали ссылку на доходные ICO, в которых инвесторы получили сотни процентов, по остальным еще рано судить, многие на стадии разработки своих продуктов и о реальных результатах мы узнаем, через год-два. Блокчейн — это очень сложная разработка, разработчиков на рынке в этой сфере можно по пальцам пересчитать. Поэтому ждем.

      По поводу нашего проекта, то мы 5 лет на рынке, есть прибыль и работающая бизнес модель. В предыдущей статье мы писали почему пошли на ICO geektimes.ru/company/smartprogress/blog/293721


      1. kernel24
        13.10.2017 15:16

        Я не про ваш проект, удачи в вашем начинании и успеха.
        Я в целом по индустрии, общая масса успешных проектов на краудфандинге не велика. Но по крайней мере площадки проводят хоть какую-то проверку, в случае ICO вообще ничего, только слова.
        Интересно будет собрать статистику по успешным ICO через год и понять какой процент проектов вышел на прибыль для инвесторов. Но интуиция мне подсказывает что будет намного меньше чем у краудфандинговых.


        1. maxttor Автор
          13.10.2017 15:22

          Да, успешных проектов будет не более 10% и тут не в ICO дело. Венчурное инвестирование появилось не вчера и если спросить любого инвестора, который вкладывается в проекты на раннем сроке, он вам скажет, что 9 из 10 его вложений — сгорают, но зато остается 1, которое окупает все неудачные вложения.
          ICO — отличается лишь тем, что в проект на ранней стадии вкладывается не 1 крупный инвестор, а сотни или даже тысячи мелких. И здесь уже вам необходимо оценивать риски и смотреть на качество проекта.


          1. kernel24
            13.10.2017 15:27

            В том то и проблема что хорошо если этих проектов будет хотя-бы 0,1% успешных.
            Венчурный инвестор прежде чем дать денег, оценивает риски и выставляет требования минимальные, в ICO все очень хаотично, никакой ответственности.


            1. maxttor Автор
              13.10.2017 15:32

              В венчурном инвестировании, стартапер также не несет личных обязательств. Не взлетел проект — бывает, никто «выжимать» деньги из него не будет обратно.
              Другое дело мошенничество, когда деньги собирают, а проект даже и не думали запускать, но это уже совершенно другая история, которая описана в уголовном кодексе. Кстати, в США уже был прецедент: www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/10/03/736241-ssha-delo-ico


        1. Fan_Fan
          13.10.2017 15:28

          Сейчас уже на подходе проекты, которые как раз будут заниматься проверкой команд ICO, будет некий фильтр. Возможно, позже вмешаются государства.

          Вы можете зайти сюда www.tokendata.io/advanced
          и увидеть сколько ICO выросло в цене


      1. Moon_Lobster
        16.10.2017 11:52

        И краудфандинг это все таки не инвестиции, ICO в этом плане скорее краудинвестинг и аналог IPO в одном лице


  1. inscriptor
    14.10.2017 11:36

    >Terms of Condition
    правильно "Terms and Conditions". Да, на русском как «масло масляное» звучит, но на англ. именно так верно — это устойчивое выражение :)


  1. flyaway
    15.10.2017 18:18

    Но как вы можете утвержать что-то об эффективности разных каналов продвижения ICO, если еще ничего не собрали?
    Мы видели уже очень много основателей, которые делали самоуверенные заявления менторским тоном, а после открытия crowdsale на их eth-адресах оказывалось 5 эфиров.


    1. maxttor Автор
      15.10.2017 18:23

      Мои личные суждения основываются на лидах — регистрациях на сайте.
      Также я общался с большим количество людей, которые проводили ICO, смотрел опыт других проектов. Перед запуском собственной кампании пришлось потратить много времени на аналитику других проектов