В обязанности любого государства входит контроль за торговыми операциями. В XXI веке это лучше делать с помощью современных технологий — так будет проще для всех. И пока у нас в стране идет массовый переход на онлайн-кассы, хотим познакомить вас с тем, какие подходы к учету продаж уже реализованы в некоторых других странах мира.



Бизнес стремится к увеличению прибыли. И иногда высокие финансовые показатели могут достигаться незаконным путем, в частности манипуляциями с налоговой отчетностью.

Теоретически налоговые органы могут проверять все сделки компании, но в условиях бумажного документооборота такой тотальный контроль превратится в кафкианский кошмар, который потребует колоссальных временных и финансовых затрат.

Гораздо лучше обстоит ситуация в странах, внедряющих новые технологии в кассовый сектор.

Россия с последними изменениями в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники», вводящими обязательное повсеместное использование онлайн-касс с 1 июля 2018 года, – движется в том же направлении, но не является первопроходцем.

В 2005 году Южная Корея дала старт массовому внедрению онлайн-касс, и с тех пор целый ряд стран перенял эту практику. Типичные онлайн-кассы представляют собой комплект программного обеспечения или программно-аппаратный комплекс, состоят из нескольких модулей или содержат все необходимое в одном корпусе.

Они могут хранить данные в зашифрованном виде в «фискальном накопителе» или передавать их в налоговую службу по сети, непрерывно или периодически, по общим каналам связи или через инфраструктуру оператора фискальных данных. Нюансы работы новой контрольно-кассовой техники зависят от многих факторов. Предлагаем вам взглянуть на опыт некоторых зарубежных стран, где эти технические решения уже давно прижились.

Казахстан


С июля 2015 года для оформления покупок в Казахстане используются новые контрольно-кассовые машины, которые передают сведения о денежных расчетах в налоговые органы в режиме реального времени.

За взаимодействие продавца и налоговых органов в Республике отвечает оператор фискальных данных — «Казахтелеком». Информация о расчетах, в отличие от России, где она шифруется в фискальном модуле кассы и идет по открытым каналам, передается через VPN-туннель.

Информация уходит на сервера оператора. Он подтверждает получение данных и формирует чек, который продавец распечатывает и выдает покупателю.

«Казахтелеком» формирует ежедневные отчеты по работе каждой кассы и отправляет их на сервера Комитета государственных доходов Республики Казахстан. Налоговые органы имеют полный доступ к базе оператора через простой веб-интерфейс и отслеживают расчеты по каждой из касс.

Аргентина


В этой стране модернизация кассовых аппаратов началась в декабре 2013 года. Теперь все кассы снабжаются фискальным принтером-регистратором, который дополнительно ведет электронный журнал операций, удостоверяющийся электронной подписью.

Бизнес передает журнал в налоговые органы вместе с налоговой декларацией, причем зачастую на отдельном носителе, поскольку в стране немало районов с нестабильным или медленным подключением к интернету.

Королевство Швеция


В Швеции практически все продажи фиксирует сам кассовый аппарат, сохраняя в отдельном устройстве всю информацию по ним.

Сама касса должна соответствовать общепринятым стандартам, а местный вариант фискального накопителя сертифицируется и регистрируется государственными органами.



В накопителе хранятся сведения о квитанциях (общее число чеков и число чеков разных типов, общая сумма операций) и информация о каждой из продаж в отдельности (номер квитанции, дата, время, сумма НДС). Все данные зашифрованы. Ключи шифрования доступны налоговым органам королевства.

Накопители используют практически все — за исключением такси, онлайн-магазинов, правительственных и муниципальных организаций.

Налогоплательщики могут попытаться убедить государственные органы сделать индивидуальное исключение, но они должны доказать его целесообразность и гарантировать надежный финансовый контроль иными методами.

Венгрия


В этой стране онлайн-кассы появились в 2014 году. Венгерский Fiscal Control Unit (FCU) лицензирует только кассовые аппараты со встроенным блоком финансового контроля.

Данные о транзакции шифруются и регулярно поступают в налоговый орган. Интересно, что роль посредников — операторов фискальных данных, если пользоваться российской терминологией, в Венгрии исполняют основные сотовые операторы, имеющие покрытие по всей стране.

За счет мобильной сети можно отслеживать на карте местоположение кассовых аппаратов.

Для проверок используются переносные инспекционные терминалы с подключением к центральной базе данных. С их помощью налоговый инспектор на месте может проверить, совпадает ли количество и тип касс в магазине с данными в документах, а суммы в них — с финансовой отчетностью.

Словацкая Республика


В Словакии электронные кассы (electronic cash registers — ECR) появились в 2008 году, а с 1 января 2015 года заработали и виртуальные электронные кассы (virtual electronic cash register — vECR).

vECR – веб платформа, интегрированная в сайт Финансового ведомства республики. Она бесплатна и доступна каждому продавцу с персонального компьютера, смартфона или планшета.

В отличие от чека, выдаваемого ECR, кассовый чек vECR, содержит не только уникальный идентификационный код и QR-код со всей информацией о продаже, но и данные предпринимателя: название компании, платежный адрес, адрес пункта продаж, идентификационный налоговый номер.

QR-код на чеке предназначен для покупателей. Считав его при помощи приложения для смартфона и найдя несоответствия, покупатель вправе обратиться в налоговое органы с жалобой.

Все транзакции, осуществляемые продавцом, сохраняются на серверах налоговых органов.



С помощью ECR и  vECR, проверяющие получают информацию обо всех кассах (расположение торговых точек, выпущенные чеки, сумма в кассовом аппарате).

Для выездных проверок вместо специальных терминалов, как в Венгрии, используется приложение для удаленного доступа к налоговым базам.

Предполагается, что оно будет предоставлять данные о «финансовом поведении» предпринимателя, выпущенных чеках и налоговых декларациях прямо «в поле» в режиме реального времени.

Австрийская Республика


Изменения в австрийский федеральный налоговый кодекс вносились в два этапа.

С 1 января 2016:

  • Каждая торговая операция в стране требует печати чека;
  • Компании с годовым оборотом более 15 000 евро при условии, что ежегодный наличный товарооборот превышает 7 500 евро, должны использовать электронные кассовые аппараты;
  • Каждый кассовый аппарат обязан вести журнал (data collection log — DCL) для записи и хранения информации о каждой операции с наличностью;
  • DCL должен передаваться налоговым органам по первому требованию.

С 1 апреля 2017 требования ужесточились:

  • Каждый кассовый аппарат должен быть оснащен устройством для создания электронной подписи и фискальным накопителем;
  • Все чеки подписываются;
  • Кассовый аппарат должен ежемесячно печатать заключительный отчет «нулевой чек» и сохранять все данные в DCL;
  • Компании должны приобретать кассовое оборудование только у сертифицированных поставщиков.

При этом программное обеспечение кассового аппарата не требует сертификации. В Австрии считается, что для защиты данных достаточно электронной подписи и аппаратного шифрования.

По требованию налоговых органов компания обязана сохранять все чеки, выпущенные кассовым аппаратом в бумажном или электронном виде для контроля, а также передать DCL на внешнем носителе за период, определенный налоговым органом. Носитель информации предоставляет компания.

Бельгия


В 2014 году Бельгия сильно модернизировала законодательство для борьбы с неуплатой НДС.

Кассовые аппараты должны обязательно проходить сертификацию Министерстве финансов, а специальные технические решения собирают данные о продажах.

«Registered Cash Register System» (RCRS) включает в себя три устройства:

  • Электронный кассовый аппарат / торговая точка (ECR/POS) с возможностью настройки и отключения отдельных функций;
  • Fiscal Data Module (FDM) — шифрованный фискальный накопитель;
  • VAT Signing Card для цифровой подписи чека.

При регистрации сделки в ECR/POS информация о ней поступает в FDM, который фиксирует время и ставит электронную цифровую подпись. Часть информации пропечатана на чеке — чтобы сделать возможной его проверку.

Квебек – Канада


В провинции Квебек налоговая служба внедряет для баров, ресторанов и прочих подобных заведений еще один подход к регистрации продаж — Sales Recording Module — SRM.



Этот модуль имеет три основные функции.

Он получает, регистрирует и отсылает данные об операции из торговой точки/кассового аппарата на чековый принтер. Чек, формируемый SRM, содержит общую сумму причитающегося налога со сделки, дату и время выставления счета, информацию о заведении, штрих-код и индивидуальную цифровую подпись, которая гарантирует подлинность документа.

Данные SRM помогают стандартизировать бухгалтерский учет для всех баров и ресторанов. Установка SRM дает право претендовать на налоговые льготы.

SRM также формирует «перечень продаж», который можно направить налоговому органу по требованию.

Налоговый орган устанавливает технические требования к кассовым аппаратам для того, чтобы обеспечить совместимость с SRM, и выдает сертификаты соответствия.

Для проверок в заведениях с SRM используются портативные компьютеры.
Инспекторы посещают рестораны под видом обычных клиентов и проверяют, выдают ли им чек. После этого они считывают с него штрих-код и определяют, выставлен ли он с помощью SRM.



Что в целом?


Несмотря на сильные различия в технических аспектах контроля над уплатой налогов с розничных продаж, у всех описанных систем есть нечто общее.

Внедрив новые контрольно-кассовые технологии, власти неизменно оказываются впечатлены их способностью учитывать доходы, ранее скрытые и не облагавшиеся налогами. С другой стороны, эти же кассовые аппараты защищают от краж со стороны сотрудников, предотвращая манипуляции с отчетностью на местах, и уменьшают нагрузку, которую представляют собой налоговые проверки.

Например, в канадском Квебеке среднее время, необходимое для выездной проверки ресторана, составляло порядка 70 часов. После распространения современных контрольно-кассовых устройств оно сократилось до трех часов, а проверки куда чаще проходят удаленно.

Комментарии (23)


  1. sshmakov
    24.10.2017 14:22

    Тема упрощенки (УСН, ЕНВД и патентов), безналичных и онлайн платежей не раскрыта.


    1. erwins22
      24.10.2017 20:31

      Вероятно после введения для государства не будет смысла в ЕНВД и патентов, так как данные формы возникли как ответ на сложность администрирования микропредприятий(собираемая сумма была сравнима с затратами контроля).


      1. sshmakov
        24.10.2017 22:41

        ЕНВД и патенты сами по себе решают проблему администрирования.


        1. erwins22
          24.10.2017 23:20

          Да, но если можно установить их реальную выручку за бесплатно(для государства), то почему бы и нет?
          ЕНВД и патенты — для технологически отсталых стран, где не введен полный контроль.


  1. mwizard
    24.10.2017 14:23
    +2

    В XIX веке это лучше делать с помощью современных технологий — так будет проще для всех.

    Достаточно продвинутые решения как для 1800 годов.


  1. Sap_ru
    24.10.2017 17:48

    А онлайн магазин «у них», интересно, тоже на весь этот бред в реальном времени завязаны, как у нас?


  1. Survtur
    24.10.2017 18:54

    И как «у них» с платежами через интернет? Тоже надо чек бить при оплате картой на сайтах платёжных систем?


    1. SantrY
      27.10.2017 19:21

      Онлайн платежи учитывают так же сильно по-разному. Если хочется разобраться, на сайте OECD можно скачать книжку с обзором законодательства на английском или немецком.


  1. adasoft
    24.10.2017 21:00

    Список стран как бы… как бы не полон.
    Интересны лидеры — США, Германия, Япония, Китай.
    То что сделали в России можно считать системой заработка некоторым кругом лиц. Как минимум потому, что (о неожиданность!) купить устройство стало просто дороже, а кроме самого устройства потребуются ещё затраты… которые надо еще отбить. Это про сверхмалый бизнес (ИП и ЕНВД), а крупный… крупный создаёт свои ОФД, пример — Магнит.


    1. mkm565
      25.10.2017 18:25
      +1

      У меня, помимо работы на чужого дядю, есть еще и хобби. 15 лет продаем через интернет и прилавок всякие разные товары народного потребления. Или наоборот, продажа — это работа, а чужой дядя — хобби.
      Начинали с прокатки кредиток на жестяной машинке. Никакой централизации нет. Да и не дадут народные избранники в США такое сделать, если вдруг какому-нибудь Трампу такая идея придет. Дело в том, что федеральное правительство внутренней коммерцией (продажами внутри штата) заниматься не имеет права (конституция-с, панимаишь).


      НДС нас нет. Есть налог с продаж (sales tax), который платит конечный покупатель. Ставка определяется штатом. Плюс, может быть накрутка округа (county), города, и т.д. На некоторые виды товаров накрутки нет. Например, на кусок булки в гастрономе, поскольку это еда. А в ресторане на тот же кусок булки — налог, поскольку это приготовленная еда. А, например, на школьные тетрадки, в преддверии 1 сентября, которое совсем не 1-го сентября, отменяют налог на пару недель.


      Я должен отчитываться:


      1. За налог с продаж — перед штатом. Раз в месяц (или чаще/реже — в зависимости от обьема продаж) я подаю онлайн декларацию на сайте штата. Раньше ножками ходил/по почте высылал. Некоторые и сейчас так делают.
        Беру сумму продаж. Вычитаю из нее отправленное за пределы штата. Вычитаю то, что продано тем, у кого бумажка о невзимании налога (non-profit, те, кто покупают для перепродажи, и т.д.).
        Поскольку разные места берут налоги по-разному внутри штата, то это создает дополнительный бардак. Есть штаты, которие взимают налог исходя из процента в том месте, откуда ты отправляешь (это просто, origin-based tax). Есть те, которые взимают по норме того места, куда товар отправляется (destination-based tax), которые могут быть другие (см. выше). Да-да-да. Это придется учесть. И иногда налог надо взимать и на стоимость доставки.
      2. То, что отправляется в другой штат — налогом не облагается. Поскольку такой лакомый кусок пирога вызывает обильное слюноотделение у наших депутатов, то они уже лет 10 поднимают этот вопрос. На что им реально отвечают, что на данний момент это нереально, поскольку придется всем каким-то образом учитывать все тонкости в налогообложении продаж во всех штатах. И потом, я офигею регистрироваться в 50 штатах и в каждый подавать декларации тамошним мытарям. Предлагалось ввести упрощенные правила, содав единую систему с упрощенными правилами. Но пока тишь да гладь, хотя когда-нибудь дожмут. Дожали Амазон. Лет 5 назад они стали взимать налоги с продаж.
      3. Помимо собирания налогов с покупателей, я (как и любой законопослушный гражданин) обязан подавать декларацию (use tax) на то, что я купил в другом штате и не заплатил налоги там. В своем бизнесе, я знаю, что и как я покупаю на еБай-е с других штатов. Вася Пупкин вертел эти правила, пока его не поймали. Поэтому в разных местах сделано так. Например, я купил машину в соседнем штате и заплатил там налог (или не платил). Когда я у себя пойду регистрировать, то мне придется заплатить разницу между тем штатом и этим. При покупке машины с рук, обычно в продажном документе ставится заниженная цена.
      4. Никто меня не проверяет. Проверяют рестораны и прочие места, где много налички. Либо, если стуканут. В public records всегда много имен бизнесов, которые не платили и их поймали.
      5. Никакой электронной кассы я иметь не обязан. Могу на клочке бумаги выписать чек. См. 4) выше.
      6. Все мои продажи идут через компьютер. Платежные системы, которые я использую (PayPal, credit card processor, etc) в конце года посылают мне и в федеральную налоговую службу форму 1099-К, которую я использую в своих налогах (налоги на доход, а не на продажи). Наверняка, если мои данные не сойдутся с теми формами, то меня спросят. Но я не пробовал. Кроилово ведет к попадалову. Один раз напутал с налогами на зарплату работникам. Прислали запрос. Ответил на него. Никто с автоматами не прибегал.
      7. Продажи за наличку. Главная проблема, чтобы продавец не продавал мимо кассы. Поэтому иногда висят бумажки над кассой — если вам не дали чек, то товар — бесплатно. У нас — все через компутер. Програмку либо купить, либо в ехселе, либо бесплатную, либо сам написал. Включая налог. Иногда есть ушлые покупатели — «если я вам наличкой заплачу, то давайте вы не будете брать налог». Агащасблин. А потом ты на меня стукнешь. Уж если такое, то или иди нафик или я за тебя сам проплачу налог, или снижу цены.

      так и живем


    1. SantrY
      27.10.2017 19:30

      В Германии только-только вступает в силу Act on the Protection of Digital Records from Manipulation was implemented (Federal Law Gazette 2016, page 3152) и систему учета снова перетряхивают. Все должны будут использовать сертифицированные электронные кассы. В этом плане от стран, перечисленных в статье, принципиальных отличий нет.


  1. RoboShop
    24.10.2017 23:13

    Лучше расскажите, почему 2 новые купюры ввели 12 октября, а у вас в каталоге до сих пор нет ящиков под 7 купюр.


  1. Beloborodov_A
    24.10.2017 23:22

    АТОЛ компания хорошая, но статья — очень так себе. В статье не раскрывается разница между фискальной памятью на самом устройстве и online фиксацией продаж.

    А история этого вопроса такая… ЭКЛЗ в России используется года так с 2005. ЭКЛЗ — это тот самый чип с фискальными данными, защищенный алгоритмами шифрования, исключающими его подмену и замену данных (занижение продаж по кассе и сопутствующую неуплату налогов).

    Отдельный и очень интересный вопрос, почему этот чип, который в закупке, по оценкам экспертов, должен был стоить около 10 долларов вся страна покупала по 5-8 тысяч рублей (точно уже не помню) и меняла ежегодно, а не по мере заполнения. У немецких производителей кассового оборудования, к примеру, такой подход вызывал недоумение… Сумма же и прозрачность прохождения сертификации, при попытках вживить этот чип в импортные кассы, приводили к тому что импортных касс в России практически не было.

    В дальнейшем, по моему при правлении Медведева, кому то пришла в голову разумная идея — раз интернет доступность розничных точек уже высокая, давайте этот чип уберем, и все данные о продажах будем сохранять онлайн. Замены чипа не будет, TCO снизится, данные о продажах будут сразу поступать в налоговую. Вроде win-win для государства и бизнеса.

    Но нет, не учтены были те самые 5-8 ежегодных тысяч умноженных на количество касс в стране. И таким образом в итоговом 54-ФЗ появился не ЭКЛЗ, а фискальный накопитель, суть тот же чип, который по прежнему нужно менять (теперь для ОСНО правда раз в 13 месяцев).

    Таким образом, у нас теперь уникальная для всех перечисленных стран ситуация, которая разумному человеку в голову не придет — все данные пишутся и online и в чип. Вот именно по этому критерию и надо было сравнивать. Но сравнение тогда будет совсем иным, не в нашу пользу.


    1. erwins22
      25.10.2017 00:33

      Я думаю тут попытка скрестить ежа с ужем.
      Инет есть не везде и не всегда. Если делать только онлайн продажи, то продажи останавливаются если нет инета. Это возмущение населения.
      Поэтому приняли вероятно решение ввести промежуточный буферный элемент.

      На месте правительства я бы добавил еще один вариант. Только онлайн продажа через карточки. Тут в любом случае требуется инет для операции.


      1. Beloborodov_A
        25.10.2017 00:43

        Для записей в отсутствии интернета вполне подходил и старый ЭКЛЗ. Запись в него была в любом случае, а для чтения можно было использовать команды, используемые для формирования Х-отчета. Изначально идея была именно отказаться от ЭКЛЗ, сделать, win-win для бизнеса и государства. Если для розницы вроде Ашана поменять ЭКЛЗ — ерунда, то для всяких бутиковых магазинов с штучным товаром вполне себе значимая статья затрат.


        1. erwins22
          25.10.2017 08:18

          Изначально была идея проверки в онлайн режиме. «отказаться от ЭКЛЗ» — думаю в налоговой никого не интересовало.


      1. Survtur
        25.10.2017 23:25

        Так надо бы фискальный накопитель использовать как буфер. Туда пишется только то, что не отправилось, после отправки — стирается. И менять его не надо было бы.


        1. Dr_Wut
          26.10.2017 00:53

          Если применять такую схему, то буквально тут же появится механизм который будет удалять неугодные записи и вся идея рухнет. Что ЭКЛЗ, что фискальники — это неперезаписываемая память, поэтому ей можно доверять. А вот вопрос цены — да, это жесть. Но в целом идея здравая, ибо когда нет возможности кроить и инфа о доходах видна нет смысла мутить с налогами. Так глядишь и до повсеместных белых зарплат доживем


  1. Canapsis
    25.10.2017 18:28
    +1

    «В обязанности любого государства входит контроль за торговыми операциями» причем эти «обязанности» приписало себе само государство, народу это нафиг не надо


  1. BLOOD_ELF
    25.10.2017 18:29

    В Беларуси вводят СККО (Система контроля кассового оборудования), которая заключается в подключении устройства СКНО (Средство контроля налоговых органов) к фискальному регистратору. СКНО посредством мобильного интернета передает все данные с фискальника на сервер налоговых органов, плюс имеет память на случай невозможности отправить данные. Подключить можно не ко всем фискальным регистраторам. И тут самое интересное. Как быть с фискальниками, которые не поддерживают возможность подключения СКНО, но при этом в государственном реестре активны до 2026 года? У нас в сети магазинов медицинской техники 6 фискальников Гепард без возможности подключения СКНО (у них физически нет разъема для подключения) и 8 штук Datecs, которые поддерживают, но необходимо их прошивать. А кассовая программа пока не умеет работать с прошитыми Datecs. И никто не знает, будут ли модернизировать Гепарды, когда это будет. Все в каком-то подвешенном состоянии.


    1. Beloborodov_A
      26.10.2017 00:02

      А какая пр этом возникает дополнительная нагрузка на бизнес? Сколько стоит СКНО, какие регулярные платежи, включая трафик? У вас же Белтелеком фактически монополист… Меняется ли что то в уже существующих кассах, где есть возможность подключения СКНО?

      Что касается изменений в России — они также происходили с существенным затягивание сроков, потому что все производители должны были пройти сертификацию на соответствие новым требованиям. Фактически, сидишь и до последнего не подписывешь договор поставки/обновления, ожидая письма из налоговой, о включении конкретного устройства в реестр разрешенной ККТ. Хотя в моем примере речь идет о тысячах устройств, замену которых надо планировать за под года. Полагаю, что небольшому бизнесу было проще.


      1. BLOOD_ELF
        26.10.2017 01:07

        Суммы сам не смотрел, говорю со слов людей, обслуживающий фискальники. Сам блок СКНО стоит 300 рублей (150$) и ежемесячно за каждый платить 50 рублей (25$). Плюс-минус… Отдельно за мобильную связь вроде не нужно, но это не точно.
        В кассах, которые поддерживают СКНО, только прошивку поменять. Но и тут никто не знает, каким образом будет происходить это. На руках у фирм, обслуживающих фискальники, нет новых прошивок. Будет ли завод изготовитель давать прошивки им, не известно. Я так купил Datecs с новой прошивкой, но он отказался работать с нашей кассовой программой. А фирма, которая сделала эту программу, сказала, что данная прошивка не прошла еще сертификацию и они не могут добавить ее поддержку сейчас. Пришлось менять фискальник. Все очень мутно в общем. Как обычно, бардак.
        Сейчас на новую точку возьму фискальник TFP 115, проверю его в работе.
        P.S. Вообще не нравится мне это все. С одной стороны затраты с нашей стороны возрастут (купить СКНО, абонентскую за него платить, фискальники прошивай, половину скорее всего придется полностью менять), так еще и бухгалтерии дополнительные отчеты делать с их онлайн сервисов. А по опыту сервиса онлайн подписей счетов фактур, уже предвижу дикие тормоза и глюки их будущего сервиса.


  1. ArjLover
    26.10.2017 18:48

    В Чехии еще уникальный онлайн код на чеке участвует в ежемесячной лотерее от налоговой. Изящный ход — заставить всю страну хранить и репортить чеки.