Телеграм это нечто бОльшее. Пока правда непонятно насколько именно большее. Однако большинство моих знакомых, работающих в медийном бизнесе, воспринимают телеграм как удобный мессенджер, не более. Попробую разубедить.
image

Все инновационные стартапы проходят через несколько стадий прежде чем их начинают воспринимать всерьез и телеграм — не исключение. Появившись на рынке, как очередной мессенджер с улучшенной защитой — на данный момент он претендует на роль замены социальных сетей как минимум.

Это трансформация произошла не мгновенно. Но определяющую роль в этом процессе, на мой взгляд, сыграло то, что продукт изначально развивался не по классическому сценарию. Обычно, при разработке продукта целью ставится заработок на нем каким либо из способов. Это приводит к тому, что интересы пользователей конечно учитываются, но далеко не в первую очередь. Обычно пользователи воспринимаются как некий досадный фактор, к сожалению необходимый для заработка. Примерно как вечно жужжащие пчелы, без которых, к несчастью, невозможен мёд.

Телеграм же с самого начала был нацелен не на прибыль, а на удобство использования и рост пользовательской базы. Это отразилось на продукте кардинальным образом. Первоначально меня, как и большинство первых пользователей, в телеграм привлекла его скорость работы и низкая ресурсоемкость, по сравнению с другими мессенджерами.

Это был первый фактор.

  • Высокая скорость работы и низкая ресурсоемкость


Но сейчас это уже не основной фактор. Ориентир на удобство потребления контента определил формат постов в телеграм. В телеграм четыре базовых типа постов:

  • текст
  • изображение (с подписью)
  • видео
  • и документ — вложение для всего остального


Аудио, перископ — частный случай.

Но важно то, от каких форматов телеграм отказался. В то время как фейсбук развивал виджеты — баннеры формата карусель, для привлечения потенциальных рекламодателей, телеграм отрезал все то лишнее, что может негативно отразиться на юзер экспириенс. Да, сейчас речь идет о том, что рекламодатель ограничен технически на этой платформе и не может разместить не только бодрый попап, но и обычный мигающий банер, перекрывающий контент, как все мы любим. Платформа, нацеленная на пользователя, не позволяет нанести вред ему, и в этом кардинальное отличие. В целом, если убрать из любой формулы деньги, конечный продукт выходит лучше для потребителя. Как бы парадоксально это не звучало, да простит меня Маркс. Попрубуйте представить тот же список каналов в телеграм, с платным размещением, станет ли он лучше, если у любого канала будет возможность разместится в нем, просто заплатив? Или поисковую систему, ценность ссылки в которой определяется величиной бюджета потраченного на ее размещение?

Тем не менее формат рич медиа, был необходим для длиннопостов наподобие этого, что привело, в свою очередь к появлению телеграф, в котором этот пост пишется. Но опять же, у меня нет технической возможности разместить в нем бодрый яваскрипт казино вулкан, что с одной стороны лимитирует мои возможности как рекламодателя нативным форматом, но с другой, дает пользователю, открывающему данную ссылку уверенность в том, что на странице он будет потреблять контент а приемлемом виде. Что она как минимум загрузится быстро, и читать ее будет удобно. Да, сейчас телеграф, выглядит как еще бОльшая игрушка, но попробуйте представить что в следующей иттерации будет добавлена возможность навигации, по контенту опубликованному определенным автором, реакции пользователей и возможность подписки на автора. Что вы скажете тогда? Будет ли он сильно отличаться от медиум? Но речь сейчас не о телеграф.

Вы наверняка застали появление пабликов в вконтакте? Думаю многие медиа тогда точно также восприняли их как игрушку для подростков и не восприняли всерьез. Однако сейчас большинство медиа стараются быть в той или иной форме представлены на публичных страницах социальных сетей. Та же ситуция сейчас происходит в телеграм, но в Большей степени. Медиа отказались от полнотекстовых rss, так как они не приносят мёд. Какое то время надежда была на нативные приложения, но со временем мы научились и их сделать такими же тормозными и перегруженными рекламой, как и сайты. А пользователи хотят конетнт, они не хотят банеры. Конечно каналы не уникальная «фишка», телеграм, но только в нем, есть возможность завести канал, даже если у Вас нет ни сайта, ни бюджета на его продвижение (привет viber!). И это не единственное отличие канала в телеграм (хотя относительная свобода творчества — один из определяющих факторов). Сам процесс ведения канала в телеграм — максимально симплифицирован. Для создания, шеринга поста требуются по сути нулевые усилия. Точно также как и подписка на канал для читателя, сведена к одному клику. И что мы получили в итоге? Удобную платформу для ведения и чтения блогов по сути. Да, без свистелок. Но как выяснилось, не это главное. Гораздо важнее то, что на этой платформе ограничена возможность рекламы — нативным форматом. Того самого, о котором мы давно рассуждаем в веб.

Второй фактор.

  • Фокус на контенте


В этом состоит отличие от большинства традиционных медиа, которые сфокусированы на зарабатывании денег. Фокус на контенте привел к тому, что, следом за гиками в телеграм пришли профессиональные журналисты. А следом за ними — аудитория.

Третий фактор.

  • Качество контента


Сперва было порно. Как и на любой новой технологической платформе. Следом пришел нелегальный контент. Затем пришли каналы, перепостивающие мемасики из групп вконтакте. Сейчас начали появляться и набирать популярность высокопрофессиональные каналы, с контентом очень высокого качества. Отчасти это еще связано, с тем, что завести канал и вести его — невероятно просто.

Четвертый фактор.

  • Симплификация


Следом за аудиторией, которая пришла потреблять качественный контент — пришли деньги. А как только появились деньги — это перестало быть игрушкой Дурова для самовыражения его либертарианских взглядов. И это последний фактор.

  • Демократичность платформы


Все эти факторы привели к тому, что телеграм перестал быть мессенджером в традиционном понимании этого слова. Большую часть времени аудитория в нем, не переписывается с семьей, а потребляет контент опубликованный в нем же. И эта тенденция приведет к тому, что в ближайшее время телеграм станет равен по значимости традиционным сайтам и соцсетям.

Но не все так хорошо. Есть и риски, раз уж мы заговорили о либертаринстве. По иронии судьбы, когда вконтакте заблокировали в/на Украине — я как раз заканчивал разработку бота для чтения rss и социальных сетей в телеграм (@telefeedbot). Cейчас, я заканчиваю разработку бота для чтения телеграм каналов в веб (http://tggram.com). Что станет особенно актуальным в случае того-о-чём-нельзя-говорить. Совпадение? Мне хочется быть оптимистом, я не верю что этого НЕ произойдет. Будем надеяться на лучшее.

Комментарии (0)