Даниил Козлов, директор по развитию бизнеса GVA LaunchGurus, о том, как покорить рынок Азии, какие условия для начинающих предпринимателей созданы в Китае и какие проекты и технологии востребованы там сегодня.
Какие условия для развития и поддержки предпринимательства существуют в Китае на сегодняшний день?
Достаточно посмотреть статистику: за последние 6 лет только в Пекине было построено 45 инкубаторов (без учета частных). Были запущены масштабные программы, правительство на самых разных уровнях проявляет инициативу и старается выделять средства на развитие инфраструктуры предпринимательства- это стоит на повестке дня как одна из важнейших национальных задач. Нельзя сказать, что инкубаторы в Китае гораздо лучше наших, тем не менее, сама скорость роста и объем впечатляют. Государство однозначно создает и обеспечивает условия для развития малого и среднего бизнеса. Кроме того, в Китае очень быстро растет сеть частных инвесторов. Конечно, как и в России, там существуют свои пробелы, тормозящие развитие этого сектора: небольшое количество бизнес-ангелов, недостаточное количество частных инвестиций, предприниматели еще не на столько квалифицированы, чтобы, с точки зрения бизнеса, продумать бизнес-модель, свое позиционирование, как в той же Долине. Но у них абсолютно точно есть желание развиваться в данном направлении.
Как со-организаторы и партнеры Plug&Play мы побывали на конференции US-China Startup Investment Forum, представили проекты своего портфеля и закрепили наше взаимодействие с китайскими партнерами. Стоит отметить уровень форума в китайском Чжэнчжоу. Конференцию открывал мэр города и вице-губернатор провинции Хэнань – самой большой провинции в Китае, где проживает более 100 миллионов человек. Чжэнчжоу – ее центр. С точки зрения предпринимательства, город еще не такой яркий, в сравнении с Пекином, Шанхаем, Гонконгом, но, тем не менее, у местного правительства есть четкая цель развивать это направление, что видно невооруженным глазом. С этой точки зрения правительство проявило большое внимание к этой конференции- мероприятие получилось гигантским, там было около 2-3 тысяч человек, учитывая, что мероприятие длилось два с половиной дня. Было много молодых предпринимателей, было много студентов из местного университета SIAS.
Как стартапу выйти на китайский рынок и зачем участвовать в конференциях и форумах?
Если стартап хочет выйти на китайский рынок, совершенно точно не стоит искать партнера дистанционно, необходимо ехать и погружаться в среду, общаться с людьми. Когда ты приходишь с улицы или пишешь на электронную почту – китайцы могут просто не ответить. В нашем случае, стартапы приезжают уже от имени организации, которую китайцы хорошо знают, к которой уже есть уважение — в этом случае формируется совсем другое восприятие и люди становятся гораздо более открытыми. В рамках таких мероприятий гораздо лучше развивать бизнес и строить отношения. Такие форматы конференций вообще в России практически не делаются, мало кто ездит в Китай, в основном только небольшие группы инвесторов и экспертов. А это необходимо делать, так как у нас много точек соприкосновения, отталкиваясь от которых мы можем работать. Очень важно китайской стороне показать то качество предпринимателей, стартапов из России, с которыми можно работать.
На конференции US-China Startup Investment Forum от нас была делегация, совместная с Plug&Play и партнеров-со-организаторов, таких как мы, «GVA LaunchGurus», которая состояла из предпринимателей, экспертов и инвесторов. Программа мероприятия состояла из дискуссионных панелей, где выступали эксперты из разных стран, круглых столов и питчинга более 60 предпринимателей. От GVA LaunchGurus на конференцию поехало 7 стартапов, в том числе были проекты из акселератора GVAccelerator: «Hotel Face» Алексея Журика, Олег Сеньков с «Arenza», «IPV17», CEO Василий Просин, «SpyLance», CEO Михаил Хусаинов. Также приехала Ольга Ошуркова с «Diva Ora». Наши партнеры из Азербайджана привезли один проект: «SmartPlane».
C китайской стороны было очень много медийных проектов и приложений. Отрасль «Peer-to-peer lending» также растет невероятно: этот рынок оценивается в 140 миллиардов юаней в год. В Китае именно это направление широко представлено среди стартапов. Было несколько IT проектов. С нашей же стороны были совершенно разные стартапы: интернет-агрегация, чистый IT-протокол, приложение для улучшения сферы услуг в отелях, платформа для дронов, бутылки для кормления детей. Мы привезли из России не только виртуальные проекты, но и стартапы из реального сектора, такое разнообразие впечатлило коллег в Китае.
Выступления всех участников были на разном уровне, но, в целом, я могу сказать, что российские проекты, в том числе стартапы, вышедшие из GVAccelerator, были подготовлены лучше. В Китае присутствует замечательная структура для инкубации стартапов, но мало сильных акселерационных программ. Однако, с точки зрения питча, у нас немного другой подход в подготовке, более выраженная ориентация на бизнес-модель, а не на продукт, на понимание того, как бизнес будет расти, что действительно для этого необходимо. У китайцев было много презентаций, больше касающихся самого продукта и его особенностей.
Какие стартапы были интересны коллегам из Китая?
«DivaOra», как компания, представляющая особый способ изготовления продуктов для детского кормления, очень заинтересовала китайцев из-за особенностей производства. Проект «Hotel Face» заинтересовал, потому что в Китае большая растущая туристическая отрасль и им интересны новые решения, они отстают в технологиях отелей. «SmartPlane» интересны, потому что есть множество компаний, которые производят дроны им может быть полезна базовая платформа для их создания.
Еще раз хочу отметить, почему необходимо ехать. В Китае очень настроены на работу с русскими. Наши компании не были обделены вниманием на протяжении всей конференции: к каждому стартапу подходили коллеги из Китая, предлагали свои услуги, партнерство по производству, возможные инвестиции. В Китае не хватает серьезных технологических проектов, с которыми предприниматели из России могут заходить на этот рынок.
Ольга Ошуркова, основатель и генеральный директор компании DivaOra, поделилась с нами впечатлениями от поездки: «Подобные мероприятия открывают большой диапазон возможностей перед предпринимателями. Важно, насколько сам предприниматель использует открывшиеся возможности, ведь за него никто не сделает его работу. Данные мероприятия — отличная возможность снятия барьеров (психологических, организационных, культурных и т.д.) для построения международного бизнеса. Это как первый шаг, который сделать самостоятельно очень трудно в силу разных причин. После этой конференции, мне будет значительно легче самостоятельно организовать свой следующий визит в Китай, предварительно разработав график встреч и перемещений. Проведение данной конференции было организовано на высоком уровне, нашу делегацию в группе от GVA LaunchGurus встречали как VIP персон и персональные ассистенты существенно помогли адаптироваться в новой среде. Результаты поездки для «DivaOra» — появление первых реальных контактов в Китае, через которые планируется прорабатывать выходы на инвесторов и партнеров, а личные знакомства позволяют в дальнейшем, при необходимости, привлекать новых сотрудников (которые предварительно дали согласие) для работы в компании на территории Китая».
Реально, наш опыт показал, что такие поездки являются необходимыми для развития отношений и партнерства. Люди боятся везти стартапы в Китай, но почему? Для нас это был очень важный опыт, потому что почти все стартапы смогли найти новых партнеров в Китае, с которыми можно будет начинать работу, нас теперь зовут обратно, на новые мероприятия. Там были люди со всей Азии, представители из Америки, поэтому это была возможность найти партнеров по всему миру.
Василий Просин, проект IPv17 рассказал: «Сразу видно, что китайский рынок-это быстро растущая экономика, потому что китайские партнеры были буквально жадными до новых стартапов и до новых идей. Они хватались за все новое, чего к сожалению нет на развивающихся рынках. Как мне показалось, основной критерий интереса- это что-то новое. Если новое, то готовы участвовать. Новые контакты стали результатом поездки, лично я, так как у меня высокотехнологичный стартап, нашел для себя контакты потенциальных партнеров и продолжаю с ними общаться на предмет будущего сотрудничества. Определенно, мы были самой передовой делегацией, были организованы. Также поездка вместе с GVA LaunchGurus открывала нам дополнительные возможности для встречи с партнерами и инвесторами».
Разумеется, что кроме новых контактов и партнеров, проекты в результате получают большое количество информации, для многих труднодоступной, тем не менее, необходимой для развития бизнеса. Участники видят, как их специфическая отрасль развивается в Китае и могут понять, насколько актуален их стратап. Побывав на данном мероприятии и пообщавшись с экспертами и проектами из Азии, некоторые предприниматели поняли, что теряли время, а нужно было идти в Китай, искать партнеров, налаживать там производство. А в развитии своего бизнеса очень важно не опоздать.
Какие условия для развития и поддержки предпринимательства существуют в Китае на сегодняшний день?
Достаточно посмотреть статистику: за последние 6 лет только в Пекине было построено 45 инкубаторов (без учета частных). Были запущены масштабные программы, правительство на самых разных уровнях проявляет инициативу и старается выделять средства на развитие инфраструктуры предпринимательства- это стоит на повестке дня как одна из важнейших национальных задач. Нельзя сказать, что инкубаторы в Китае гораздо лучше наших, тем не менее, сама скорость роста и объем впечатляют. Государство однозначно создает и обеспечивает условия для развития малого и среднего бизнеса. Кроме того, в Китае очень быстро растет сеть частных инвесторов. Конечно, как и в России, там существуют свои пробелы, тормозящие развитие этого сектора: небольшое количество бизнес-ангелов, недостаточное количество частных инвестиций, предприниматели еще не на столько квалифицированы, чтобы, с точки зрения бизнеса, продумать бизнес-модель, свое позиционирование, как в той же Долине. Но у них абсолютно точно есть желание развиваться в данном направлении.
Как со-организаторы и партнеры Plug&Play мы побывали на конференции US-China Startup Investment Forum, представили проекты своего портфеля и закрепили наше взаимодействие с китайскими партнерами. Стоит отметить уровень форума в китайском Чжэнчжоу. Конференцию открывал мэр города и вице-губернатор провинции Хэнань – самой большой провинции в Китае, где проживает более 100 миллионов человек. Чжэнчжоу – ее центр. С точки зрения предпринимательства, город еще не такой яркий, в сравнении с Пекином, Шанхаем, Гонконгом, но, тем не менее, у местного правительства есть четкая цель развивать это направление, что видно невооруженным глазом. С этой точки зрения правительство проявило большое внимание к этой конференции- мероприятие получилось гигантским, там было около 2-3 тысяч человек, учитывая, что мероприятие длилось два с половиной дня. Было много молодых предпринимателей, было много студентов из местного университета SIAS.
Как стартапу выйти на китайский рынок и зачем участвовать в конференциях и форумах?
Если стартап хочет выйти на китайский рынок, совершенно точно не стоит искать партнера дистанционно, необходимо ехать и погружаться в среду, общаться с людьми. Когда ты приходишь с улицы или пишешь на электронную почту – китайцы могут просто не ответить. В нашем случае, стартапы приезжают уже от имени организации, которую китайцы хорошо знают, к которой уже есть уважение — в этом случае формируется совсем другое восприятие и люди становятся гораздо более открытыми. В рамках таких мероприятий гораздо лучше развивать бизнес и строить отношения. Такие форматы конференций вообще в России практически не делаются, мало кто ездит в Китай, в основном только небольшие группы инвесторов и экспертов. А это необходимо делать, так как у нас много точек соприкосновения, отталкиваясь от которых мы можем работать. Очень важно китайской стороне показать то качество предпринимателей, стартапов из России, с которыми можно работать.
На конференции US-China Startup Investment Forum от нас была делегация, совместная с Plug&Play и партнеров-со-организаторов, таких как мы, «GVA LaunchGurus», которая состояла из предпринимателей, экспертов и инвесторов. Программа мероприятия состояла из дискуссионных панелей, где выступали эксперты из разных стран, круглых столов и питчинга более 60 предпринимателей. От GVA LaunchGurus на конференцию поехало 7 стартапов, в том числе были проекты из акселератора GVAccelerator: «Hotel Face» Алексея Журика, Олег Сеньков с «Arenza», «IPV17», CEO Василий Просин, «SpyLance», CEO Михаил Хусаинов. Также приехала Ольга Ошуркова с «Diva Ora». Наши партнеры из Азербайджана привезли один проект: «SmartPlane».
C китайской стороны было очень много медийных проектов и приложений. Отрасль «Peer-to-peer lending» также растет невероятно: этот рынок оценивается в 140 миллиардов юаней в год. В Китае именно это направление широко представлено среди стартапов. Было несколько IT проектов. С нашей же стороны были совершенно разные стартапы: интернет-агрегация, чистый IT-протокол, приложение для улучшения сферы услуг в отелях, платформа для дронов, бутылки для кормления детей. Мы привезли из России не только виртуальные проекты, но и стартапы из реального сектора, такое разнообразие впечатлило коллег в Китае.
Выступления всех участников были на разном уровне, но, в целом, я могу сказать, что российские проекты, в том числе стартапы, вышедшие из GVAccelerator, были подготовлены лучше. В Китае присутствует замечательная структура для инкубации стартапов, но мало сильных акселерационных программ. Однако, с точки зрения питча, у нас немного другой подход в подготовке, более выраженная ориентация на бизнес-модель, а не на продукт, на понимание того, как бизнес будет расти, что действительно для этого необходимо. У китайцев было много презентаций, больше касающихся самого продукта и его особенностей.
Какие стартапы были интересны коллегам из Китая?
«DivaOra», как компания, представляющая особый способ изготовления продуктов для детского кормления, очень заинтересовала китайцев из-за особенностей производства. Проект «Hotel Face» заинтересовал, потому что в Китае большая растущая туристическая отрасль и им интересны новые решения, они отстают в технологиях отелей. «SmartPlane» интересны, потому что есть множество компаний, которые производят дроны им может быть полезна базовая платформа для их создания.
Еще раз хочу отметить, почему необходимо ехать. В Китае очень настроены на работу с русскими. Наши компании не были обделены вниманием на протяжении всей конференции: к каждому стартапу подходили коллеги из Китая, предлагали свои услуги, партнерство по производству, возможные инвестиции. В Китае не хватает серьезных технологических проектов, с которыми предприниматели из России могут заходить на этот рынок.
Ольга Ошуркова, основатель и генеральный директор компании DivaOra, поделилась с нами впечатлениями от поездки: «Подобные мероприятия открывают большой диапазон возможностей перед предпринимателями. Важно, насколько сам предприниматель использует открывшиеся возможности, ведь за него никто не сделает его работу. Данные мероприятия — отличная возможность снятия барьеров (психологических, организационных, культурных и т.д.) для построения международного бизнеса. Это как первый шаг, который сделать самостоятельно очень трудно в силу разных причин. После этой конференции, мне будет значительно легче самостоятельно организовать свой следующий визит в Китай, предварительно разработав график встреч и перемещений. Проведение данной конференции было организовано на высоком уровне, нашу делегацию в группе от GVA LaunchGurus встречали как VIP персон и персональные ассистенты существенно помогли адаптироваться в новой среде. Результаты поездки для «DivaOra» — появление первых реальных контактов в Китае, через которые планируется прорабатывать выходы на инвесторов и партнеров, а личные знакомства позволяют в дальнейшем, при необходимости, привлекать новых сотрудников (которые предварительно дали согласие) для работы в компании на территории Китая».
Реально, наш опыт показал, что такие поездки являются необходимыми для развития отношений и партнерства. Люди боятся везти стартапы в Китай, но почему? Для нас это был очень важный опыт, потому что почти все стартапы смогли найти новых партнеров в Китае, с которыми можно будет начинать работу, нас теперь зовут обратно, на новые мероприятия. Там были люди со всей Азии, представители из Америки, поэтому это была возможность найти партнеров по всему миру.
Василий Просин, проект IPv17 рассказал: «Сразу видно, что китайский рынок-это быстро растущая экономика, потому что китайские партнеры были буквально жадными до новых стартапов и до новых идей. Они хватались за все новое, чего к сожалению нет на развивающихся рынках. Как мне показалось, основной критерий интереса- это что-то новое. Если новое, то готовы участвовать. Новые контакты стали результатом поездки, лично я, так как у меня высокотехнологичный стартап, нашел для себя контакты потенциальных партнеров и продолжаю с ними общаться на предмет будущего сотрудничества. Определенно, мы были самой передовой делегацией, были организованы. Также поездка вместе с GVA LaunchGurus открывала нам дополнительные возможности для встречи с партнерами и инвесторами».
Разумеется, что кроме новых контактов и партнеров, проекты в результате получают большое количество информации, для многих труднодоступной, тем не менее, необходимой для развития бизнеса. Участники видят, как их специфическая отрасль развивается в Китае и могут понять, насколько актуален их стратап. Побывав на данном мероприятии и пообщавшись с экспертами и проектами из Азии, некоторые предприниматели поняли, что теряли время, а нужно было идти в Китай, искать партнеров, налаживать там производство. А в развитии своего бизнеса очень важно не опоздать.