У нас в офисе 9 этажей парковки, каждый этаж 40 на 60 метров. Частая проблема — сотрудники забывают этаж со своей машиной и как зомби ходят с ключами, пытаясь «пикнуть» сигнализацией. Именно там мы решили обкатать indoor-навигацию на базе Bluetooth.

В целом тема горячая. Активный интерес есть у больших магазинов (устройства для тележек в продуктовом с пуш-уведомлениями про акции и интересные товары рядом), стадионов, аэропортов и госкомпаний для разного рода indoor-навигации. Опыт для музеев был, но понадобились дотесты ряда вещей. А ещё решения актуальны для промышленности (мониторинг персонала, груза, транспорта; обеспечение промышленной безопасности и охрана труда).

Про сами датчики уже сотни раз писали. Я хочу рассказать про практику их применения в реальном мире. Например, одним из сюрпризов во время тестов стало то, что они падают на головы людям.



Вводная


Изначально хотели решать задачу с помощью видеоаналитики номеров (у нас RFID-пропуск на входе в здание и распознавание номеров перед въездом на территорию), но осенью и весной дороги грязные, поэтому видеоаналитика отпадает. Покрасили двери на разных этажах парковки в разные цвета — не помогло. Стилизовали каждый этаж под свою страну и написали название — не помогло. Итог — комплекты блютус-датчиков. Заодно хотели проверить другие применения навигации внутри помещений.

Задача решается выбором правильных датчиков (правильной технологии и реализации) и написанием правильного приложения. С приложением для навигации по офису идея с машинами довольно простая:

  1. Когда геофенсинг говорит, что сотрудник приближается к офису, приложение на iOS и Android начинает фоновую активность. Также приложение (даже iOS!) «просыпается», если видит маяки с определённым диапазоном идентификаторов.
  2. На выходе с каждого этажа парковки стоят датчики. По блютусу они ловят телефон пользователя и «видят», где он прошёл.
  3. Пока мы считаем, что пользователь идёт вниз по лестнице или едет в лифте, а не ходит по парковке вверх-вниз, то есть запоминаем самый верхний этаж для интерфейса и кладём остальные в историю в лог (тоже доступный, но с большим количеством телодвижений).



Это режим «где моя тачка, чувак?». А вот обычный режим навигации по офису (скриншоты из разных версий ПО, которое мы делали во время тестов, SDK Local Geo и Navigine, датчики — Kontakt.io с сертификатом Ростеста):





Кроме маршрутов и отметок точек «где что», мы быстро дописали интеграцию с другими информационными источниками офиса:



Конфигурация


Нужно расставить датчики «ногами» и нанести их на карту в режиме админа:



И загнать контент в базу данных. Ещё можно прописать маршруты:



И построить ещё много логики. Но это просто разработка, и ничего особо сложного там нет. Главное — удобство расстановки датчиков. К счастью, на некоторых наших моделях, которые применялись для тестов, есть NFC, что очень упрощает жизнь.

Но давайте уже про «железо».

Датчики


У нас были разные решения разных вендоров. Вот эти, пожалуй, самые крутые:





Внутри:

  • Три батарейки (они служат 3–5 лет — аккумуляторы разряжались бы за то же время, и подходил бы к концу срок их службы). Такие же маяки есть на слаботочке (USB).
  • Плата со всеми нужными штуками и антенной (отправляет фреймы раз в 3 секунды).
  • Красный светодиод (помогает при поиске нужного маяка в ходе отладки и инициализации).
  • Датчик освещённости (очень крутая опция, отключает маяк или переводит его в режим редких проверок в темноте, то есть ночью навигация офиса спит).
  • Защёлка для монтажа, крепится к корпусу сзади щелчком.
  • Влагозащищённый корпус (нырять не может, но ливень выдержит).

Датчику будет довольно плохо при температуре ниже -20 по Цельсию, поэтому на парковке мы их ставили именно около лифтов или на лестничные проёмы, где относительно тепло — рядом радиаторы. Вот пример монтажа:



Другие маяки тоже тестировались, но эти — самые впечатляющие. Простые маяки (дешёвые) сюрпризов почти не преподнесли. Почти — это потому что мы их крепили на двусторонний скотч на потолочные плиты, а они падали через месяц-другой. Лучше всего класть их на плиты фальшпотолка.

Вот пример монтажа:



Особенность: если маяк приклеивается к потолку, то может упасть на голову пользователя. Хорошо или приклеивать к фальшпотолку изнутри, или вешать на клипсе.

Итог и ещё детали


Приложение всё ещё обкатываем в плане работы с пользователями. Точнее, дописываем фичи: вроде того же меню столовой и расписания собственных мероприятий или офисного бота.

На парковке у нас стоят Beacon Pro — 32 штуки, на втором этаже офиса — просто Beacon — 17 штук.

Надо сказать, что сейчас активно развиваются устройства интернета вещей, в частности, уже сейчас есть лампы с блютус-маяками (интересны торговым центрам) и даже лампы с сервисным блютус-каналом для информирования об оставшемся ресурсе и сбоях. Холодильник, кулер с водой — всё это в 5G-сетях будет маяками. А вот первая ласточка от «Филипс»: тут и тут.

Подводя итоги, делаем вывод, что применение у этой технологии самое разное — от контроля персонала в аэропортах (кто и куда заходит) до особенностей автодилера (кое у кого «Мерседесы» постоянно на территории пропадали). Ещё пример: в США есть большая автобусная парковка типа нашего автопарка, и там водители перед выездом на маршрут ищут свою машину по такому же примерно приложению.

Сами приложения взаимодействуют между собой. Я вот сейчас очень хочу вывести на фитнес-браслет вибрацию на тот случай, если встречаю коллегу в офисе второй раз, чтобы знать, что мы уже здоровались. Шутка, конечно, но в целом в большой компании это может быть проблемой.

Ещё кейсы


В музеях могут использоваться Points of Interest для высвечивания данных по экспонатам:





В торговых центрах — для поиска магазинов:



Ну а в самих магазинах — для поиска товаров и пушей с акциями, если вы идёте мимо нужного товара.

В качестве примеров с рынка: Мосметро отслеживает своих сотрудников (пока в тестовой эксплуатации), многие магазины и торговые центры мира предоставляют сервис навигации своим покупателям (сеть «Хамлейс», ТЦ «РИО», решения — тележки SMART, решения — Shimeba для ТЦ в Израиле), работает навигация и во многих аэропортах Европы. Из самого весёлого: год назад финская розничная сеть Kesko оборудовала свои тележки недорогими планшетами с картой магазина и информацией о товарах. Можно набрать название товара — и тележка вас «доведёт» до места. А ещё можно выбрать рецепт — и тележка поможет собрать компоненты. Само решение разработала финская компания Smartcart, а систему навигации предоставила российская Navigine. Подробнее — на сайте РБК.

Напоследок из практики скажу, что маяки надо вешать высоко: у нас по офису бродят инженеры-параноики и иногда снимают «железо» со стен на анализ. А уборщица как-то спросила, не подслушивает ли эта штука теперь её разговоры.

Ссылки:


Комментарии (58)


  1. JC_IIB
    20.03.2018 10:49

    А уж СБ-то как довольна, наверное, это ж какое подспорье для слежки за людьми.


    1. igor_suhorukov
      21.03.2018 08:47

      Да чуть ли не первый вопрос от HR в КРОК 10 лет назад был «А вы курите?». Раньше был 10 часовой рабочий день, что либо изменилось? Теперь можно посчитать сколько времени сотрудник проводит в туалете, у кофепоинта, в курилке и геймифицировать процесс!


    1. vburmistrov
      21.03.2018 10:14

      Да, мне тоже сразу на ум пришли вопросы ИБ и защиты конфиденциальной информации компании от утечки по техническим каналам.
      А что, половина работы сделана, коробочки установлены на легальных основаниях в согласованные места. Даже уборщица к ним привыкла.
      Добавь туда виброакустический датчик для снятия речевой информации или еще лучше pinhole камеру. И батареек всем хватит. :-)
      А вообще классно, прогресс не остановить.


  1. hdfan2
    20.03.2018 11:19
    +1

    А проще никак? Ну там, qr или штрихкод на каждом парковочном месте. Уходя, сканируешь спец. приложением, обратно идёшь — оно карту показывает.

    Я вот сейчас очень хочу вывести на фитнес-браслет вибрацию на тот случай, если встречаю коллегу в офисе второй раз, чтобы знать, что мы уже здоровались.

    Вот бы такое же, только чтобы предупреждало, что к тебе идёт мудак/зануда, и лучше от него спрятаться.


    1. zedalert
      20.03.2018 11:39

      Боюсь постоянная вибрация выведет вас из себя.


    1. IOmehin Автор
      20.03.2018 11:41

      С BLE маяками как раз проще для пользователя, не нужно доставать телефон и ничего сканировать. Приложение само просыпается и все запоминает.


      1. mhuk
        20.03.2018 18:50

        Просыпается даже из полностью выключенного состояния или необходимо что бы оно хотя бы висело в фоне?


        1. IOmehin Автор
          20.03.2018 18:53

          Операционная система умеет запускать приложение, даже если оно было выгружено, по сигналу от маяков с определенными id.


      1. Buchachalo
        21.03.2018 17:44

        А почему не использовать пассивные RFID метки которые прикрепляются на лобовое авто? Поделить этажи на сектора, в каждом секторе в самом узком месту установить на потолке считыватель. У пользователя на телефоне графически отображать этаж и сектор в котором он оставил авто. Точность зависит насколько секторов поделили этаж.


    1. aPiks
      20.03.2018 18:00

      Проще реализовано в новом андроиде. По времени ответа от роутера WI-FI и зная положение самого роутера, устройство видит свое положение в пространстве. Ставишь метку на карте, где машину оставил, а потом она тебя к ней приводит. А от мудаков и зануд всю жизнь прятаться не будешь, учитесь с ними правильно разговаривать.


    1. safari2012
      20.03.2018 19:04

      Я всегда фотках свой авто на таких парковках, чтобы в кадр попали координаты типа А15.


  1. kossik
    20.03.2018 11:19

    НЛО похитило картинку первой ласточки от «Филипс»?


    1. IOmehin Автор
      20.03.2018 11:34

      Это мое упущение. Поправлено, спасибо!


  1. LoadRunner
    20.03.2018 11:25
    +1

    Покрасили двери на разных этажах парковки в разные цвета — не помогло. Стилизовали каждый этаж под свою страну и написали название — не помогло.
    Пробовали каждому сотруднику зарезервировать место на парковке? Или тогда буча будет похлеще, чем в фильме «Гараж»?


    1. IOmehin Автор
      20.03.2018 11:53

      Если за каждым резервировать место, понадобится намного больше парковочных мест, это не эффективно.


      1. LoadRunner
        20.03.2018 12:30

        За каждым, кто и так там паркуется? Ну пусть даже там 100 мест, работают 50 человек в две смены, можно же график парковки составить? Тоже интересная техническая задачка.


        1. synedra
          20.03.2018 14:12

          Два сотрудника, претендующие на одно место, появляются одновременно (дедлайны горят, например) и полчаса выясняют, кто тут право имеет, а кому выметаться на парковку для гостей. С использованием подручных предметов линейки иерархии в компании, стажа работы, взаимоотношений отделов и прочего такого.


          1. LoadRunner
            20.03.2018 14:19

            Не то, чтобы я защищал свою идею, но можно же предусмотреть, как быть в пограничных случаях? Можно же тупо ввести адресацию мест и фоткать его на телефон (всё равно на него всё завязано в итоге). Не обязательно QR-кодом адрес делать. Можно и понятными обозначениями.


        1. IOmehin Автор
          20.03.2018 14:24

          График парковки у нас составить практически невозможно, многие люди приезжают и уезжают по мере необходимости, например, на встречи с заказчиком


        1. anthtml
          20.03.2018 17:27
          +1

          Вот и я за то же. Можно разработать очень крутую систему интеллектуального управления парковкой, завязанной на графики и ежедневники/календари работников, чтобы не телефон показывал где вы бросили машину, а навигатор при подъезде к парковке показывал где для нее зарезервировано место поближе к офису, а не чтоб человек от машины с 1 этажа ехал работать на 15й, а от машины с 9 на 2й.


    1. boilroom
      20.03.2018 19:12
      +1

      Есть еще один вариант, как мне кажется. Выдавать на въезде карточки с указанием конкретного места/этажа для парковки. Место может достаточно интеллектуально высчитываться, а не просто по принципу набиваем «подряд». За парковку не на указанном месте — штраф и все дела. На выезде карточку сдавать. Пока она в кармане — место не забудешь. И не нужно устанавливать никаких приложений, что, если я правильно понял, является частью предложенной системы. Если я к вам в гости, то я не захочу ставить приложение. Или если у меня кнопочный телефон или я забыл свой смартфон дома.


      1. LoadRunner
        20.03.2018 21:13

        Я так понял, что приложение ставят те, у кого проблема с запоминанием. Можете использовать другие способы запомнить, где оставили машину.


  1. zedalert
    20.03.2018 11:46

    Можно ли подобный датчик закинуть в чемодан(-ы), чтобы не стоять долго ждать его у ленты в терминале, а подойти непосредственно при видимости маячка поблизости?


    1. IOmehin Автор
      20.03.2018 12:05

      Да, для этого даже есть готовые решения. Пример по ссылке.


      1. nikitasius
        20.03.2018 12:22

        Супер!


  1. berezuev
    20.03.2018 13:13

    Очень странная у вас проблема, и еще более странное решение.

    Сейчас на всех нормальных парковках ряды нумеруются. В идеале добавляется цветовое кодирование информации. Если парковка многоэтажная, то это в номере тоже нужно указывать. Можно выходя из машины сфотографировать на телефон ближайший столб и по нему найти свой пепелац.

    Даже если не найдешь сам, всегда можно поймать аборигена и показать ему фото.


    1. Loki3000
      20.03.2018 14:28
      +1

      Штука в том, что постороннему не всегда известна планировка здания, так что он даже не представляет что там можно заблудиться. Как-то я зашел в торговый центр через парковку, считая что она одноэтажная и небольшая. А когда выходил — успел побродить по четырем парковочным этажам немаленкой площади, прежде чем нашел свой.


    1. beeruser
      20.03.2018 15:06
      +2

      В идеале добавляется цветовое кодирование информации.

      Не читал, но осуждаю? (с)
      Покрасили двери на разных этажах парковки в разные цвета — не помогло. Стилизовали каждый этаж под свою страну и написали название — не помогло.


    1. evnuh
      20.03.2018 17:25

      Вчера вы парканулись на зелёном этаже, вечером было ДР у Тани, все хорошо отметили, полчаса все курили на парковке рядом с вашей машиной на зелёном этаже, все смеялись над нарисованными пальмами. Сегодня вы плохо проснулись, поехали на работу, долго искали парковочное место, в итоге забились где-то на 8-м этаже, коричневом. Завтра у вас утром встреча, вам нужно быстро забрать бумаги из офиса и поехать на встречу. Вы запарковались на 7-м, чёрном этаже, забежали за бумагами, бежите обратно, и точно помните, что вроде как зелёный — ваш любимый этаж, но там нет вашей машины. Так, а вчера был чёрный или коричневый? Значит сегодня ....?

      Так что если вы внимательный, программист и любите упорядоченность, вы точно не ошибётесь больше двух раз в год. А если вы из разряда обычных людей, то представляете, как им тяжко? Хоть письками обклей этажи, при ежедневной смене картинок у вас всё спутается.


      1. JC_IIB
        20.03.2018 17:32
        +1

        Хоть письками обклей этажи


        «Хммм… где там я запарковался-то… ах да, Саша Грей. Хотя нет, Саша была вчера, сегодня я у Миа Магма...» :)


      1. berezuev
        20.03.2018 17:42

        Так разговор был не о том, как обклеить, а о том, что никому не составляет труда потратить 5 секунд и сфотографировать ближайший к машине столб с номером. Точно также стоит всегда фотографировать план помещения или территории.

        Идея лежит на поверхности, но почему-то для многих не очевидна.

        И не нужно рассказывать истории про севшую батарейку и забытый дома телефон. Это уже личные проблемы каждого


        1. evnuh
          20.03.2018 18:55
          +3

          Серьёзно? Никому не составляет труда в 9 утра перед работой фотографировать столб с номером каждый день?
          Проведите эксперимент лично, насколько вас хватит?
          А самое интересное, что забыв утром сфоткать, вечером вы откроете телефон, и последняя фотка — фотка столба с номером, только вчерашняя :) Шанс ошибиться увеличивается на 83%.

          Идея настолько очевидная, как и то, что неплохо бы не забыть выкинуть мешок с мусором перед выходом из дома.


      1. HueyOne
        21.03.2018 07:41

        У нас в гаражах кто-то ввел подобную цветографическую схему. Хотя местами повторяются.


    1. tommyangelo27
      21.03.2018 10:37

      Плюс нумерацию мест можно начинать с номера этажа. Если на каждом этаже мест меньше 100 — нумерация будет трехзначной, если больше — четырехзначной.
      (Лично мне вообще проблема показалась надуманной, но это когнитивное искажение)


  1. igor_kuznetsov
    20.03.2018 13:36
    +1

    Чем мне нравится офис крока — он ламповый и теплый. Я даже не знаю как это выразить, но там какая-то прямо домашняя атмосфера.


  1. Igrek_L
    20.03.2018 15:57

    Может зря отбросили идею с распознаванием номера. У них номеров специальная окраска, нужно снимать с ИК вспышками в с ИК фильтрами и обычная грязь уже не помеха. Такая технология в камерах видеофиксации, распознают даже очень грязные номера. Здесь же задача намного проще, не нужна 100% достоверность в распознавании, достаточно несколько цифр/букв, вероятность совпадения не очень большая.


  1. SergeyMats
    20.03.2018 17:16

    А какая дальность у этих меток?
    Выглядит очень прикольно и перспективно!


    1. IOmehin Автор
      20.03.2018 17:18

      В реальности в среднем около 50 м, но зависит от формы помещений.


      1. SergeyMats
        20.03.2018 17:25

        Это довольно много для навигации по зданию...


        1. IOmehin Автор
          20.03.2018 17:44

          Это дальность действия, а точность определения местоположения около 2-3 метров.


  1. 3aBulon
    20.03.2018 18:31

    Боже, серьезно? Запомнить где моя тачка чувак?


  1. decomeron
    20.03.2018 19:01
    -1

    А не лучше ли сделать разметку и повесить на каждом месте что то вроде бирки, паркуешся и ее береш. На ней написан этаж и место


  1. decomeron
    20.03.2018 19:10

    Или, если есть смарт, на него записывать, считывать код устройства у каждого парковочного места


  1. Sergey-S-Kovalev
    20.03.2018 20:42
    +1

    если встречаю коллегу в офисе второй раз, чтобы знать, что мы уже здоровались. Шутка, конечно, но в целом в большой компании это может быть проблемой.
    Я если не уверен что видел человека сегодня всегда здороваюсь, и если это повтор, просто говорю, что с хорошим человеком и несколько раз поздороваться можно.

    А уборщица как-то спросила, не подслушивает ли эта штука теперь её разговоры.
    Пока еще нет, но такими темпами это вопрос времени.


  1. LODIII
    20.03.2018 21:01

    Помнится в современных авто машины сами умеют заезжать на парковку и выезжать с нее. автовладелец вроде как просто вызывает по телефону и ждут у выхода внизу.
    У вас не такие машины у сотрудников?


    1. iproger
      21.03.2018 00:12

      Не спрашивайте, в наше время у каждого второго Тесла.


  1. apachik
    20.03.2018 21:41

    если встречаю коллегу в офисе второй раз, чтобы знать, что мы уже здоровались. Шутка, конечно, но в целом в большой компании это может быть проблемой.

    подскажите, каким образом вы собираетесь реализовать подобное, не раздавая beacon-ы всем сотрудникам?
    На сколько я знаю, iOS не дает возможностей эмулировать beacon в фоновом режиме.
    То есть, если приложение запущено, то можно спамить всем в сеть «я такой-то beacon», но как только сворачиваешь — уже нельзя.
    Слушать в фоне — можно, это да.


  1. rework
    21.03.2018 07:40

    А есть функция которая покажет свободные места на парковке на необходимом мне этаже?


    1. Igrek_L
      21.03.2018 11:29

      Вряд ли она будет работать. Технология в определении приложением в телефоне маячков, которые проходил, а для определения количества машин нужно как то из телефона эту инфу извлекать и по ней аккумулировать. Если нет телефона или приложения а машину поставил (гость) будет ошибка.


    1. IOmehin Автор
      21.03.2018 16:38

      Пока такой функции нет, но пару лет назад мы выпускали пост про датчики занятости парковочных мест, которые в дальнейшем могут позволить решить эту проблему.


  1. HueyOne
    21.03.2018 08:02

    При входе в лифт с парковки повесить считыватель пропусков. Потом хотя бы лифт на нужный этаж можно автоматом направлять.


  1. sbh
    21.03.2018 08:50
    -1

    Люди настолько тупы\ленивы что не могут запомнить где оставили машину?


    1. Skerrigan
      21.03.2018 08:57

      Либо считают, что нечего забивать ценнейшую ОЗУ мозга ерундистикой.
      Бывает стою у кофе-машины и пока наливается кофе, я могу уже и не помнить «сыпал ли я сахар». Поэтому действую полностью на автопилоте, по алгоритму «сначала сахар, потом налить кофе».


      1. sbh
        21.03.2018 09:01

        Вы правы ) Бывает и такое в мелочах. Решение такого «вопроса» выглядит громоздким.


  1. Galamoon
    21.03.2018 11:21

    Простите может я слишком старомоден, но как насчет после парковки черкануть этаж/ряд/место в заметках смартфона ну или на листике, на крайний случай. И не нужно говорить что панировка сложная. Этажи парковки обычно идут по порядку как и ряды, если человек не прогуливал внеурочные занятия в школе должен был научится ориентироваться на месте и найти допустим 5 этаж / 3 ряд / 12 место не должно составить особого труда.
    Что касается отслеживание народа в здании, я читал тут на хабре более практичный метод через триангуляцию сигнала WiFi, гораздо проще мотивировать подключится к халявному инету чем поставить приложение и пользоваться им.


  1. paulmarko
    21.03.2018 11:22

    Датчик вход/выхода на каждом этаже.
    Можно по пальцу. Идешь обратно, пищит, что не тот этаж. И все.


  1. opetrenko
    21.03.2018 11:24

    Считывать желающим их rfid пропуск на выходе с этажа + смс/емейл? Пропуск все равно уже в руках, ведь в гараж-то по нему и въехали?


    Я конечно, даже мимоходом не махну пропуском — ведь это ж признаться себе в собственной забывчивости! Но на третий день скитаний по этажам, думаю смирюсь


  1. zhenyat
    21.03.2018 13:27

    Еще проще сделать выход с парковки по пропуску — вот и регистрация…