У нас в офисе 9 этажей парковки, каждый этаж 40 на 60 метров. Частая проблема — сотрудники забывают этаж со своей машиной и как зомби ходят с ключами, пытаясь «пикнуть» сигнализацией. Именно там мы решили обкатать indoor-навигацию на базе Bluetooth.
В целом тема горячая. Активный интерес есть у больших магазинов (устройства для тележек в продуктовом с пуш-уведомлениями про акции и интересные товары рядом), стадионов, аэропортов и госкомпаний для разного рода indoor-навигации. Опыт для музеев был, но понадобились дотесты ряда вещей. А ещё решения актуальны для промышленности (мониторинг персонала, груза, транспорта; обеспечение промышленной безопасности и охрана труда).
Про сами датчики уже сотни раз писали. Я хочу рассказать про практику их применения в реальном мире. Например, одним из сюрпризов во время тестов стало то, что они падают на головы людям.
Вводная
Изначально хотели решать задачу с помощью видеоаналитики номеров (у нас RFID-пропуск на входе в здание и распознавание номеров перед въездом на территорию), но осенью и весной дороги грязные, поэтому видеоаналитика отпадает. Покрасили двери на разных этажах парковки в разные цвета — не помогло. Стилизовали каждый этаж под свою страну и написали название — не помогло. Итог — комплекты блютус-датчиков. Заодно хотели проверить другие применения навигации внутри помещений.
Задача решается выбором правильных датчиков (правильной технологии и реализации) и написанием правильного приложения. С приложением для навигации по офису идея с машинами довольно простая:
- Когда геофенсинг говорит, что сотрудник приближается к офису, приложение на iOS и Android начинает фоновую активность. Также приложение (даже iOS!) «просыпается», если видит маяки с определённым диапазоном идентификаторов.
- На выходе с каждого этажа парковки стоят датчики. По блютусу они ловят телефон пользователя и «видят», где он прошёл.
- Пока мы считаем, что пользователь идёт вниз по лестнице или едет в лифте, а не ходит по парковке вверх-вниз, то есть запоминаем самый верхний этаж для интерфейса и кладём остальные в историю в лог (тоже доступный, но с большим количеством телодвижений).
Это режим «где моя тачка, чувак?». А вот обычный режим навигации по офису (скриншоты из разных версий ПО, которое мы делали во время тестов, SDK Local Geo и Navigine, датчики — Kontakt.io с сертификатом Ростеста):
Кроме маршрутов и отметок точек «где что», мы быстро дописали интеграцию с другими информационными источниками офиса:
Конфигурация
Нужно расставить датчики «ногами» и нанести их на карту в режиме админа:
И загнать контент в базу данных. Ещё можно прописать маршруты:
И построить ещё много логики. Но это просто разработка, и ничего особо сложного там нет. Главное — удобство расстановки датчиков. К счастью, на некоторых наших моделях, которые применялись для тестов, есть NFC, что очень упрощает жизнь.
Но давайте уже про «железо».
Датчики
У нас были разные решения разных вендоров. Вот эти, пожалуй, самые крутые:
Внутри:
- Три батарейки (они служат 3–5 лет — аккумуляторы разряжались бы за то же время, и подходил бы к концу срок их службы). Такие же маяки есть на слаботочке (USB).
- Плата со всеми нужными штуками и антенной (отправляет фреймы раз в 3 секунды).
- Красный светодиод (помогает при поиске нужного маяка в ходе отладки и инициализации).
- Датчик освещённости (очень крутая опция, отключает маяк или переводит его в режим редких проверок в темноте, то есть ночью навигация офиса спит).
- Защёлка для монтажа, крепится к корпусу сзади щелчком.
- Влагозащищённый корпус (нырять не может, но ливень выдержит).
Датчику будет довольно плохо при температуре ниже -20 по Цельсию, поэтому на парковке мы их ставили именно около лифтов или на лестничные проёмы, где относительно тепло — рядом радиаторы. Вот пример монтажа:
Другие маяки тоже тестировались, но эти — самые впечатляющие. Простые маяки (дешёвые) сюрпризов почти не преподнесли. Почти — это потому что мы их крепили на двусторонний скотч на потолочные плиты, а они падали через месяц-другой. Лучше всего класть их на плиты фальшпотолка.
Вот пример монтажа:
Особенность: если маяк приклеивается к потолку, то может упасть на голову пользователя. Хорошо или приклеивать к фальшпотолку изнутри, или вешать на клипсе.
Итог и ещё детали
Приложение всё ещё обкатываем в плане работы с пользователями. Точнее, дописываем фичи: вроде того же меню столовой и расписания собственных мероприятий или офисного бота.
На парковке у нас стоят Beacon Pro — 32 штуки, на втором этаже офиса — просто Beacon — 17 штук.
Надо сказать, что сейчас активно развиваются устройства интернета вещей, в частности, уже сейчас есть лампы с блютус-маяками (интересны торговым центрам) и даже лампы с сервисным блютус-каналом для информирования об оставшемся ресурсе и сбоях. Холодильник, кулер с водой — всё это в 5G-сетях будет маяками. А вот первая ласточка от «Филипс»: тут и тут.
Подводя итоги, делаем вывод, что применение у этой технологии самое разное — от контроля персонала в аэропортах (кто и куда заходит) до особенностей автодилера (кое у кого «Мерседесы» постоянно на территории пропадали). Ещё пример: в США есть большая автобусная парковка типа нашего автопарка, и там водители перед выездом на маршрут ищут свою машину по такому же примерно приложению.
Сами приложения взаимодействуют между собой. Я вот сейчас очень хочу вывести на фитнес-браслет вибрацию на тот случай, если встречаю коллегу в офисе второй раз, чтобы знать, что мы уже здоровались. Шутка, конечно, но в целом в большой компании это может быть проблемой.
Ещё кейсы
В музеях могут использоваться Points of Interest для высвечивания данных по экспонатам:
В торговых центрах — для поиска магазинов:
Ну а в самих магазинах — для поиска товаров и пушей с акциями, если вы идёте мимо нужного товара.
В качестве примеров с рынка: Мосметро отслеживает своих сотрудников (пока в тестовой эксплуатации), многие магазины и торговые центры мира предоставляют сервис навигации своим покупателям (сеть «Хамлейс», ТЦ «РИО», решения — тележки SMART, решения — Shimeba для ТЦ в Израиле), работает навигация и во многих аэропортах Европы. Из самого весёлого: год назад финская розничная сеть Kesko оборудовала свои тележки недорогими планшетами с картой магазина и информацией о товарах. Можно набрать название товара — и тележка вас «доведёт» до места. А ещё можно выбрать рецепт — и тележка поможет собрать компоненты. Само решение разработала финская компания Smartcart, а систему навигации предоставила российская Navigine. Подробнее — на сайте РБК.
Напоследок из практики скажу, что маяки надо вешать высоко: у нас по офису бродят инженеры-параноики и иногда снимают «железо» со стен на анализ. А уборщица как-то спросила, не подслушивает ли эта штука теперь её разговоры.
Ссылки:
- Наше приложение для музеев.
- Wi-Fi-навигация и счётчики посетителей в магазинах.
- Почта для вопросов — indoorN@croc.ru.
Комментарии (58)
hdfan2
20.03.2018 11:19+1А проще никак? Ну там, qr или штрихкод на каждом парковочном месте. Уходя, сканируешь спец. приложением, обратно идёшь — оно карту показывает.
Я вот сейчас очень хочу вывести на фитнес-браслет вибрацию на тот случай, если встречаю коллегу в офисе второй раз, чтобы знать, что мы уже здоровались.
Вот бы такое же, только чтобы предупреждало, что к тебе идёт мудак/зануда, и лучше от него спрятаться.IOmehin Автор
20.03.2018 11:41С BLE маяками как раз проще для пользователя, не нужно доставать телефон и ничего сканировать. Приложение само просыпается и все запоминает.
Buchachalo
21.03.2018 17:44А почему не использовать пассивные RFID метки которые прикрепляются на лобовое авто? Поделить этажи на сектора, в каждом секторе в самом узком месту установить на потолке считыватель. У пользователя на телефоне графически отображать этаж и сектор в котором он оставил авто. Точность зависит насколько секторов поделили этаж.
aPiks
20.03.2018 18:00Проще реализовано в новом андроиде. По времени ответа от роутера WI-FI и зная положение самого роутера, устройство видит свое положение в пространстве. Ставишь метку на карте, где машину оставил, а потом она тебя к ней приводит. А от мудаков и зануд всю жизнь прятаться не будешь, учитесь с ними правильно разговаривать.
safari2012
20.03.2018 19:04Я всегда фотках свой авто на таких парковках, чтобы в кадр попали координаты типа А15.
LoadRunner
20.03.2018 11:25+1Покрасили двери на разных этажах парковки в разные цвета — не помогло. Стилизовали каждый этаж под свою страну и написали название — не помогло.
Пробовали каждому сотруднику зарезервировать место на парковке? Или тогда буча будет похлеще, чем в фильме «Гараж»?IOmehin Автор
20.03.2018 11:53Если за каждым резервировать место, понадобится намного больше парковочных мест, это не эффективно.
LoadRunner
20.03.2018 12:30За каждым, кто и так там паркуется? Ну пусть даже там 100 мест, работают 50 человек в две смены, можно же график парковки составить? Тоже интересная техническая задачка.
synedra
20.03.2018 14:12Два сотрудника, претендующие на одно место, появляются одновременно (дедлайны горят, например) и полчаса выясняют, кто тут право имеет, а кому выметаться на парковку для гостей. С использованием
подручных предметовлинейкииерархии в компании, стажа работы, взаимоотношений отделов и прочего такого.LoadRunner
20.03.2018 14:19Не то, чтобы я защищал свою идею, но можно же предусмотреть, как быть в пограничных случаях? Можно же тупо ввести адресацию мест и фоткать его на телефон (всё равно на него всё завязано в итоге). Не обязательно QR-кодом адрес делать. Можно и понятными обозначениями.
IOmehin Автор
20.03.2018 14:24График парковки у нас составить практически невозможно, многие люди приезжают и уезжают по мере необходимости, например, на встречи с заказчиком
anthtml
20.03.2018 17:27+1Вот и я за то же. Можно разработать очень крутую систему интеллектуального управления парковкой, завязанной на графики и ежедневники/календари работников, чтобы не телефон показывал где вы бросили машину, а навигатор при подъезде к парковке показывал где для нее зарезервировано место поближе к офису, а не чтоб человек от машины с 1 этажа ехал работать на 15й, а от машины с 9 на 2й.
boilroom
20.03.2018 19:12+1Есть еще один вариант, как мне кажется. Выдавать на въезде карточки с указанием конкретного места/этажа для парковки. Место может достаточно интеллектуально высчитываться, а не просто по принципу набиваем «подряд». За парковку не на указанном месте — штраф и все дела. На выезде карточку сдавать. Пока она в кармане — место не забудешь. И не нужно устанавливать никаких приложений, что, если я правильно понял, является частью предложенной системы. Если я к вам в гости, то я не захочу ставить приложение. Или если у меня кнопочный телефон или я забыл свой смартфон дома.
LoadRunner
20.03.2018 21:13Я так понял, что приложение ставят те, у кого проблема с запоминанием. Можете использовать другие способы запомнить, где оставили машину.
zedalert
20.03.2018 11:46Можно ли подобный датчик закинуть в чемодан(-ы), чтобы не стоять долго ждать его у ленты в терминале, а подойти непосредственно при видимости маячка поблизости?
berezuev
20.03.2018 13:13Очень странная у вас проблема, и еще более странное решение.
Сейчас на всех нормальных парковках ряды нумеруются. В идеале добавляется цветовое кодирование информации. Если парковка многоэтажная, то это в номере тоже нужно указывать. Можно выходя из машины сфотографировать на телефон ближайший столб и по нему найти свой пепелац.
Даже если не найдешь сам, всегда можно поймать аборигена и показать ему фото.Loki3000
20.03.2018 14:28+1Штука в том, что постороннему не всегда известна планировка здания, так что он даже не представляет что там можно заблудиться. Как-то я зашел в торговый центр через парковку, считая что она одноэтажная и небольшая. А когда выходил — успел побродить по четырем парковочным этажам немаленкой площади, прежде чем нашел свой.
beeruser
20.03.2018 15:06+2В идеале добавляется цветовое кодирование информации.
Не читал, но осуждаю? (с)
Покрасили двери на разных этажах парковки в разные цвета — не помогло. Стилизовали каждый этаж под свою страну и написали название — не помогло.
evnuh
20.03.2018 17:25Вчера вы парканулись на зелёном этаже, вечером было ДР у Тани, все хорошо отметили, полчаса все курили на парковке рядом с вашей машиной на зелёном этаже, все смеялись над нарисованными пальмами. Сегодня вы плохо проснулись, поехали на работу, долго искали парковочное место, в итоге забились где-то на 8-м этаже, коричневом. Завтра у вас утром встреча, вам нужно быстро забрать бумаги из офиса и поехать на встречу. Вы запарковались на 7-м, чёрном этаже, забежали за бумагами, бежите обратно, и точно помните, что вроде как зелёный — ваш любимый этаж, но там нет вашей машины. Так, а вчера был чёрный или коричневый? Значит сегодня ....?
Так что если вы внимательный, программист и любите упорядоченность, вы точно не ошибётесь больше двух раз в год. А если вы из разряда обычных людей, то представляете, как им тяжко? Хоть письками обклей этажи, при ежедневной смене картинок у вас всё спутается.JC_IIB
20.03.2018 17:32+1Хоть письками обклей этажи
«Хммм… где там я запарковался-то… ах да, Саша Грей. Хотя нет, Саша была вчера, сегодня я у Миа Магма...» :)
berezuev
20.03.2018 17:42Так разговор был не о том, как обклеить, а о том, что никому не составляет труда потратить 5 секунд и сфотографировать ближайший к машине столб с номером. Точно также стоит всегда фотографировать план помещения или территории.
Идея лежит на поверхности, но почему-то для многих не очевидна.
И не нужно рассказывать истории про севшую батарейку и забытый дома телефон. Это уже личные проблемы каждогоevnuh
20.03.2018 18:55+3Серьёзно? Никому не составляет труда в 9 утра перед работой фотографировать столб с номером каждый день?
Проведите эксперимент лично, насколько вас хватит?
А самое интересное, что забыв утром сфоткать, вечером вы откроете телефон, и последняя фотка — фотка столба с номером, только вчерашняя :) Шанс ошибиться увеличивается на 83%.
Идея настолько очевидная, как и то, что неплохо бы не забыть выкинуть мешок с мусором перед выходом из дома.
HueyOne
21.03.2018 07:41У нас в гаражах кто-то ввел подобную цветографическую схему. Хотя местами повторяются.
tommyangelo27
21.03.2018 10:37Плюс нумерацию мест можно начинать с номера этажа. Если на каждом этаже мест меньше 100 — нумерация будет трехзначной, если больше — четырехзначной.
(Лично мне вообще проблема показалась надуманной, но это когнитивное искажение)
igor_kuznetsov
20.03.2018 13:36+1Чем мне нравится офис крока — он ламповый и теплый. Я даже не знаю как это выразить, но там какая-то прямо домашняя атмосфера.
Igrek_L
20.03.2018 15:57Может зря отбросили идею с распознаванием номера. У них номеров специальная окраска, нужно снимать с ИК вспышками в с ИК фильтрами и обычная грязь уже не помеха. Такая технология в камерах видеофиксации, распознают даже очень грязные номера. Здесь же задача намного проще, не нужна 100% достоверность в распознавании, достаточно несколько цифр/букв, вероятность совпадения не очень большая.
SergeyMats
20.03.2018 17:16А какая дальность у этих меток?
Выглядит очень прикольно и перспективно!IOmehin Автор
20.03.2018 17:18В реальности в среднем около 50 м, но зависит от формы помещений.
SergeyMats
20.03.2018 17:25Это довольно много для навигации по зданию...
IOmehin Автор
20.03.2018 17:44Это дальность действия, а точность определения местоположения около 2-3 метров.
decomeron
20.03.2018 19:01-1А не лучше ли сделать разметку и повесить на каждом месте что то вроде бирки, паркуешся и ее береш. На ней написан этаж и место
decomeron
20.03.2018 19:10Или, если есть смарт, на него записывать, считывать код устройства у каждого парковочного места
Sergey-S-Kovalev
20.03.2018 20:42+1если встречаю коллегу в офисе второй раз, чтобы знать, что мы уже здоровались. Шутка, конечно, но в целом в большой компании это может быть проблемой.
Я если не уверен что видел человека сегодня всегда здороваюсь, и если это повтор, просто говорю, что с хорошим человеком и несколько раз поздороваться можно.
А уборщица как-то спросила, не подслушивает ли эта штука теперь её разговоры.
Пока еще нет, но такими темпами это вопрос времени.
apachik
20.03.2018 21:41если встречаю коллегу в офисе второй раз, чтобы знать, что мы уже здоровались. Шутка, конечно, но в целом в большой компании это может быть проблемой.
подскажите, каким образом вы собираетесь реализовать подобное, не раздавая beacon-ы всем сотрудникам?
На сколько я знаю, iOS не дает возможностей эмулировать beacon в фоновом режиме.
То есть, если приложение запущено, то можно спамить всем в сеть «я такой-то beacon», но как только сворачиваешь — уже нельзя.
Слушать в фоне — можно, это да.
rework
21.03.2018 07:40А есть функция которая покажет свободные места на парковке на необходимом мне этаже?
Igrek_L
21.03.2018 11:29Вряд ли она будет работать. Технология в определении приложением в телефоне маячков, которые проходил, а для определения количества машин нужно как то из телефона эту инфу извлекать и по ней аккумулировать. Если нет телефона или приложения а машину поставил (гость) будет ошибка.
HueyOne
21.03.2018 08:02При входе в лифт с парковки повесить считыватель пропусков. Потом хотя бы лифт на нужный этаж можно автоматом направлять.
sbh
21.03.2018 08:50-1Люди настолько тупы\ленивы что не могут запомнить где оставили машину?
Skerrigan
21.03.2018 08:57Либо считают, что нечего забивать ценнейшую ОЗУ мозга ерундистикой.
Бывает стою у кофе-машины и пока наливается кофе, я могу уже и не помнить «сыпал ли я сахар». Поэтому действую полностью на автопилоте, по алгоритму «сначала сахар, потом налить кофе».sbh
21.03.2018 09:01Вы правы ) Бывает и такое в мелочах. Решение такого «вопроса» выглядит громоздким.
Galamoon
21.03.2018 11:21Простите может я слишком старомоден, но как насчет после парковки черкануть этаж/ряд/место в заметках смартфона ну или на листике, на крайний случай. И не нужно говорить что панировка сложная. Этажи парковки обычно идут по порядку как и ряды, если человек не прогуливал внеурочные занятия в школе должен был научится ориентироваться на месте и найти допустим 5 этаж / 3 ряд / 12 место не должно составить особого труда.
Что касается отслеживание народа в здании, я читал тут на хабре более практичный метод через триангуляцию сигнала WiFi, гораздо проще мотивировать подключится к халявному инету чем поставить приложение и пользоваться им.
paulmarko
21.03.2018 11:22Датчик вход/выхода на каждом этаже.
Можно по пальцу. Идешь обратно, пищит, что не тот этаж. И все.
opetrenko
21.03.2018 11:24Считывать желающим их rfid пропуск на выходе с этажа + смс/емейл? Пропуск все равно уже в руках, ведь в гараж-то по нему и въехали?
Я конечно, даже мимоходом не махну пропуском — ведь это ж признаться себе в собственной забывчивости! Но на третий день скитаний по этажам, думаю смирюсь
JC_IIB
А уж СБ-то как довольна, наверное, это ж какое подспорье для слежки за людьми.
igor_suhorukov
Да чуть ли не первый вопрос от HR в КРОК 10 лет назад был «А вы курите?». Раньше был 10 часовой рабочий день, что либо изменилось? Теперь можно посчитать сколько времени сотрудник проводит в туалете, у кофепоинта, в курилке и геймифицировать процесс!
vburmistrov
Да, мне тоже сразу на ум пришли вопросы ИБ и защиты конфиденциальной информации компании от утечки по техническим каналам.
А что, половина работы сделана, коробочки установлены на легальных основаниях в согласованные места. Даже уборщица к ним привыкла.
Добавь туда виброакустический датчик для снятия речевой информации или еще лучше pinhole камеру. И батареек всем хватит. :-)
А вообще классно, прогресс не остановить.