Чем чаще падают “Протоны” и дольше задерживают зарплаты строителям российского космодрома, тем большую активность разворачивает пресслужба господина Комарова, рассказывая о всё более амбициозных проектах Роскосмоса, которые будут осуществлены в основном в достаточно отдалённым будущем под его мудрым руководством. Мои глубокоуважаемые партнёры по перу и клавиатуре уже весьма подробно и со всех возможных сторон осветили грандиозные планы выдающегося эффективного менеджера автопрома и космоса, а так же возглавляемой им организации. Достаточно много пишут на страницах GT также о космических достижениях США, а вот Европейские, Китайские и Индийские практически не освещаются. Чтобы постараться исправить этот перекос, возьму на себя смелость рассказать о Европейском конкуренте отечественных лёгких ракета-носителей, благо для этого подвернулся удачный повод. 23 июня 2015 года в 4:51:58 по московскому времени произошёл пятый по счёту старт все пять были запусков были успешными лёгкого ракеты-носителя, который вывел на расчётную орбиту спутник Sentinel-2A массой массой 1,1 тонны. Он будет работать на солнечно-синхронной орбите на высоте 785 километров. Спутник отделился от ракеты через 54 минуты после запуска. Первая ступень (P80) отделилась через 1 минуту 52 секунды после запуска, вторая (Zefiro-23) — вскоре за ней, примерно через 3 минуты 30 секунд полета. Zefiro-9, третья ступень, отделилась через 6,5 минут полета.
Под катом расскажу подробней о самой европейской космической программе в рамках которой был осуществлён запуск и спутниках.



Как это не странно, ведущим разработчиком проекта является страна, которая не слишком ассоциируется у россиянина с космосом — Италия. Она также предоставила 65 % бюджета, другие участвующие страны — Франция (15 %), Испания (6 %), Бельгия (5,63 %), Нидерланды (3,5 %), Швейцария (1,34 %) и Швеция (0,8 %). Российского вклада в этом Европейском проекте не наблюдается, но мы можем порадоваться за своих ближайших соседей по бывшему лагерю. На верхней ступени использует маршевой двигатель AVUM RD-868P, разработанный украинским КБ «Южное».им. М.К. Янгеля и изготовленный Государственным предприятием «Производственное объединение „Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова“ (Днепропетровск).

image

Сначала немного о спутниках.


Цель запуска спутника, выведенного на орбиту во время последнего запуска, Sentinel-2A — наблюдение за состоянием и изменениями поверхности Земли. Аппарат способен наблюдать за планетой в интервалах от минус 53 градусов до плюс 83 градусов широты, что позволит получать четкие снимки Европы.
Предположительный срок службы спутника равен 12 годами и ограничен запасом топлива для совершения орбитальных маневров. Расчетный срок службы аппарата оценивается в 7,25 лет. Соглашение о Sentinel-2A на сумму 195 миллионов евро ЕКА и Airbus было подписано в 2008 году. В 2009 году было подписано соглашение о втором спутнике (Sentinel-2B), который должен быть запущен в 2016 году.
Программа Sentinel ЕКА включает в себя пять групп спутников: Sentinel-1 (для получения радиолокационных данных со спутников ERS и Envisat), Sentinel-2 и Sentinel-3 (для мониторинга океана и суши), а также Sentinel-4 и Sentinel-5 (для метеорологических и климатических исследований состава атмосферы).

Предпосылки рождения проекта.


Программа «Вега» берет начало десятилетие назад, когда изменившаяся расстановка политических сил в мире и смена государственных приоритетов привела к резкой перестройке космической промышленности в тех странах, где таковая имелась.
Во-первых, для всего мира в одночасье стали доступными бывшие советские ракета-носители различного назначения, в том числе и военного, и конкуренция на рынке ожесточилась. Во-вторых, стремительно осуществленная при Клинтоне консолидация американской аэрокосмической промышленности значительно повысила ее конкурентоспособность на мировом рынке.
На рынке спутников также произошли глубокие изменения. С одной стороны, масса аппаратов, предназначенных для работы на геостационарной орбите, начала быстро расти. С другой, резко повысился интерес к развертыванию крупных орбитальных группировок, размещенных на низких и средних орбитах (так называемые концепции LEO и MEO, Low and Medium Earth Orbit satellite constellation concepts), открывавшим возможности предоставления пользователям глобальных круглосуточных сервисов нового уровня. Кроме того, сократилась доля запусков орбитальных аппаратов военного назначения, и, наоборот, возросла потребность в запусках на околополярные орбиты спутников, предназначенных для дистанционного зондирования Земли.
Все эти факторы заставили ESA выработать официальную европейскую стратегию в области носителей (European Strategy for the Launcher Sector). Она призвана обеспечить решение базовых задач по обеспечению для европейских стран независимого (и коммерчески выгодного) доступа в космос с учетом текущих общеевропейских стратегических, экономических, культурных и политических интересов. Документ предусматривает, что Европе необходимо:
  • Повысить конкурентоспособность своего носителя Ariane V на мировом рынке, путем расширения возможностей ракеты-носителя, расширения круга решаемых с ее помощью задач, оптимизации производственных и эксплуатационных процессов. При этом основной целью ставится снижение удельной стоимости выведения полезной нагрузки на орбиту.
  • Предоставить клиентам весь спектр услуг по выведению в космическое пространство полезной нагрузки, для чего необходимо дополнить тяжелую Ariane V носителями среднего и легкого классов.
  • Обеспечить технологическую базу для разработки новых систем, которые смогут обеспечить конкурентоспособность ESA в долгосрочной перспективе (2015 — 2020 гг.).
  • Обеспечить сохранение высокого качества услуг и уровня обслуживания клиентов ESA.
  • Значительный рост потребностей в выведении на орбиту относительно небольших аппаратов поставил в качестве первоочередной задачу создания недорогого и многоцелевого носителя, предназначенного для выведения на орбиты различных типов полезных нагрузок массой от 300 до 2500 кг.


Немного деталей.


За основу концепции новой ракеты-носителя взято предложение итальянцев, накопивших богатый опыт разработки и
использования твердотопливных двигателей.
В качестве первой ступени используется высокоэффективный твердотопливный двигатель P80 FW концерна FiatAvia. В его конструкции использованы новейшие технические решения — в частности, корпус из углеродного волокна, производство которого осуществляется методом намотки (технология filament-wound, FW).
Также широкое применение нашли новейшие композитные материалы, обеспечивающие ему повышенные характеристики и низкую стоимость — предполагается, что она будет на 25-30% ниже, чем у аналогичных твердотопливных двигателей с металлическими корпусами. В будущем P80 FW откроет путь для разработки двигателей для перспективной европейской ракеты-носителя среднего класса, а также создания нового поколения твердотопливных ускорителей для тяжелой Ariane V.

image

Справа «Вега» изображена на фоне тяжёлого «Ариан-5»

Второй и третьей ступенью «Веги» служат также твердотопливные двигатели Zefiro 23 и Zefiro 9. Четвертой ступенью является модуль AVUM (Attitude & Vernier Upper Module).
AVUM предназначен для финальной корректировки параметров переходной орбиты и ее циркуляризации (перевода полезной нагрузки на круговую орбиту), выдачи тормозного импульса, управления вращением комплекса во время работы третьей ступени и управления ориентацией по трем осям на пассивных участках полета. Двигатель ступени — жидкостный (четырехокись азота + несимметричный диметилгидразин), над ним расположен блок авионики.
Отсек полезной нагрузки состоит из стандартного адаптера полезной нагрузки и обтекателя (внешний диаметр 2,6 м, общая длина 7,9 м, в том числе горизонтальной секции — 3,5 м). Сброс обтекателя осуществляется на пассивном участке полета перед включением двигателя третьей ступени.
Благодаря широкому использованию новых материалов «Вега» оказалась относительно компактной и легкой. При длине 27 м и максимальном диаметре 3 м ее взлетный вес составляет 128 тонн.
Для обеспечения пусков «Веги» с космодрома Куру предполагается используется стартовая площадка ELA-1, изначально предназначавшуюся для РН Ariane-1, а также центр управления Ariane-5.
Благодаря удачному расположению космодрома на побережье океана вблизи экватора пуски «Вега» могут осуществляться в широком диапазоне азимутов, в том числе в экваториальной и меридиональной плоскостях, а также на орбиты с промежуточными наклонениями.


На фото представлен процесс тестирования.

История, перспективы и конкуренты


Потребовалось 25 лет разработки, нескольких отсрочек и более 700 млн €, чтобы европейская бюджетная «Вега» была окончательно готова к первому своему полёту. Она представляет из себя самый маленький из трёх носителей ЕКА. Космическое агентство рассчитывает, что новая ракета сможет удовлетворить запросы рынка по запуску небольших научно-исследовательских спутников и сделает космические исследования доступными для университетской науки. „Вега“ будет использоваться в основном для спутников, ведущих наблюдение за поверхностью Земли.
Первые пять запусков оплатило Европейское космическое агенство, спутники которого стали основными грузами ракеты-носителя «Вега». В рамках данной программы в космос вышли ( и выйдут) следующие спутники: «Sentinel-2,-3», «Proba-V» и «Aeolus», а также научный спутник для изучения гравитационных волн «LISA-Pathfinder».


Конкуренты в сегменте лёгких ракета-носителей.

После 2016-го года ESA будет самостоятельно искать коммерческую нагрузку на рынке. В качестве потенциальных клиентов рассматриваются национальные космические агентства, университеты и коммерческие компании. Планируется что «Вега» будет выполнять по 3 — 5 миссии в год, а ориентировочная стоимость запуска составит 4 — 5 миллионов долларов США. Конкурировать придётся с Российскими, Американскими и Китайским проектами.

Тем кто заинтересовался темой и для кого разговорный английский не проблема предлагаю посмотреть очень интересный видеорепортаж по данной теме.


Основные материалы почерпнуты из новостей, а так же следующих источников:

Википедия
http://www.spaceflightinsider.com

Благодарю за внимание.

Комментарии (6)


  1. andybe
    27.06.2015 18:51

    в неопределённом будущем планируется замена украинских движков на разработку немецкого космического агентства


    1. progchip666 Автор
      27.06.2015 19:24

      Вполне возможно. Геополитические риски производства в Днепропетровске на сегодняшний день весьма велики. Однако, если Украине всё таки удастся стать полноценным членом Европейского Сообщества, то могут назреть проблемы замены уже Российских двигателей для ракет средней грузоподъёмности.


  1. dmbreaker
    27.06.2015 22:05
    +2

    стоимость запуска составит 4 — 5 миллионов долларов США

    Что-то слишком мало, вроде ничего прорывного в ракете нет — откуда такая стоимость?


    1. progchip666 Автор
      27.06.2015 22:07

      Она же имеет весьма низкую грузоподъёмность. Полторы тонны — максимум. Это не «Протон»!


    1. kibitzer
      28.06.2015 19:41
      +3

      Как-то она за 2 года резко подешевела :) Вот нашел источник, где цена на порядок выше была ($46 — $59 миллионов) — spacenews.com/34931esa-arianespace-prep-vega-for-more-complex-second-flight


  1. kibitzer
    28.06.2015 20:58
    +2

    Из легких РН самая дешевая — это Стрела, по характеристикам ближе всего к Vega. Стоимость пуска в 5 раз ниже (ракета конверсионная), чем Vega. И даже полезная нагрузка, под которую обе РН планируется использовать, одинаковые — это спутники ДЗЗ.