Возврат билета на самолет сегодня — дело пары кликов. Если выбран возвратный тариф, то достаточно войти в личный кабинет на сайте продавца, нажать кнопку «вернуть билет» и дождаться возврата денег. Однако со стороны агента эта процедура выглядит куда сложнее.



Однажды вы покупаете билеты на самолет. На средиземноморское побережье. Весной. Летняя жара вас утомляет, а толпы полуголых людей вгоняют в тоску. Дефицит йода, свежего воздуха и не палящего солнца везете с собой, кота пристраиваете друзьям. А потом обстоятельства выкладывают фул хаус против вашей пары валетов. Вы остаетесь. Билеты нужно вернуть.

До 2014 года российские авиакомпании придерживались единого стандарта по возврату билетов. Если вы успевали вернуть билет более, чем за сутки до вылета, потери были минимальные. Менее расторопным приходилось отдавать от 25% стоимости тарифа. Иностранные перевозчики уже тогда не укладывались в стандарт, как ваша ручная кладь в рамки измерительной стойки. А когда и российским авиакомпаниям законодательно разрешили продавать невозвратные билеты, они без промедлений включились в игру «My castle, my rules». На сегодняшний день это чудесное многообразие — основное препятствие на пути к автоматизации возврата для агента, предлагающего покупку билетов тучи авиакомпаний. Волшебной кнопки «возврат» для всех авиабилетов не существует. И вот почему.

Полную стоимость билета формируют:

  • тариф (цена за услуги перевозки, установленная авиакомпанией)
  • таксы (топливные сборы, сборы аэропортов за наземное обслуживание, сборы систем бронирования за бланки билетов, сборы государств и другие)
  • сервисный сбор агента (сбор за предоставление технической возможности покупки билетов и оказание информационно-консультационных услуг).

Для каждого тарифа установлены правила применения, которые регулируют возможность и сроки возврата, как самого тарифа, так и оплаченных такс, а также размер сбора в случае добровольного отказа от перевозки со стороны пассажира. На нашем сайте уже на выдаче вариантов перелета покупатель может выбрать билет с возвратным тарифом. Однако, если вероятность того, что билет придется возвращать выше 50%, мы рекомендуем подробнее узнать про условия применения тарифа.

Есть авиакомпании, которые, используют дружелюбную систему тарифных правил, когда для каждого класса обслуживания есть два основных тарифа, один подешевле и пожестче, другой нормальный. Технически возвращать такие билеты легко и приятно. Некоторые из этих авиакомпаний даже делают специальные графические терминалы, где агент может автоматически вернуть билет, не боясь получить начет — штраф от авиакомпании за неверно проведенный возврат. Другие авиакомпании отдают предпочтение более сложной тарифной сетке с витиеватыми правилами обмена и возврата.

И тут уже не обойтись без боевых магов отдела бронирования авиабилетов. Дело в том, что ни математические модели, ни общие законы логики здесь не помогут. Только накопленный опыт, консультации с helpdesk авиакомпаний и систем бронирования, да сушеные жабы.

При неверном расчете компанию-агента штрафуют, а нам это не нравится. Для правильного расчета могут потребоваться уточнения описанных правил. Сбор за возврат один раз за билет, или за каждый участок перелета? Можно ли вернуть билет после вылета, если не были сняты места до неявки на рейс? Как правильно рассчитать к возврату обратный перелет, если пассажир использовал первую часть билета? Do you speak English? Are you sure this is English? Плюс есть часовые пояса, и они добавят времени на получение ответа от авиакомпаний, которые не могут себе позволить круглосуточную поддержку.

В то время, как мы совершенствуем умение жонглировать тарифами так, чтобы по минимуму ронять их на пол, стремление предложить клиентам больший выбор билетов усаживает нас на горящий велосипед разных систем бронирования.

Глобальная дистрибутивная система (англ. Global Distribution System, GDS) — специализированная компьютерная система резервирования (CRS), предоставляющая в режиме реального времени данные о тарифах, расписании рейсов и наличии мест с последующей возможностью бронирования авиабилетов.

Системы возникли в середине прошлого века в недрах авиакомпаний, для автоматизации процесса бронирования и невиданного повышения эффективности работы собственных сотрудников. Первоначально эти системы предназначались только для авиаперевозок конкретной компании. Позже они стали обслуживать несколько авиакомпаний и открыли доступ для турагентов. Сейчас ГДС предоставляют также возможность бронирования гостиниц, автомобилей и круизов. Занятно, что в наши дни некоторые авиакомпании возвращаются к истокам, для снижения себестоимости продаж предоставляя агентам возможность бронирования через прямые подключения в обход ГДС.

Работа с разными ГДС дает нам возможность предложить покупателю больше комбинаций перелета. На сегодняшний день мы используем подключения ко всем крупнейшим системам бронирования.

У каждой системы своя логика и свой набор команд, рядовой менеджер отдела бронирования владеет несколькими системами, старший менеджер — большинством, ведущий — всеми. Вы можете протестировать информативность экрана бронирования на примерах:

Так выглядит бронирование в буржуйском Galileo



так в пролетарской Сирене



Какие-то из систем умеют считать возврат для одних авиакомпаний автоматически, и это позволяет нам упростить часть процесса. Эти же системы для билетов других авиакомпаний сумму к возврату считают неверно и требуют проверки. Есть те, кто производят расчет только для ограниченного списка перевозчиков или вовсе не имеют возможности автоматического расчета.

А системы, которые в случае неверного автоматического возврата сами заплатят начет от авиакомпании, стоят дороже тех, кто этого не делает.

Основная задача — найти во всем этом великолепии баланс, не забывая при этом жонглировать и про велосипед.

А теперь я покажу вам, как глубока кроличья нора.

Мечты о море разбились вдребезги и осколками брызнули из глаз. Сквозь слезы вы без труда найдете кнопку «вернуть билет», мы старались, чтобы она «отсвечивала» в вашем личном кабинете в любой ситуации. После нажатия на кнопку, сайт предлагает заполнить форму, где мы просим уточнить детали. Вернуть билеты для всех пассажиров из заказа? Каждый билет целиком, или какой-то частью вы намерены воспользоваться? Может быть, есть справка от врача? (подтвержденные медицинские противопоказания к перелету для ряда авиакомпаний — особый случай). Указать удобное время для переговоров и канал связи полезно, чтобы мы не позвонили в Петропавловск-Камчатский в полночь.

По указанным данным в заказе автоматически формируется заявка. Далее она попадает в обработку к менеджеру отдела бронирования. Чтобы согласовать с пассажиром условия, необходимо произвести расчет суммы возврата. Как упоминалось выше, иногда существует возможность сделать расчет автоматически, но не в этот раз.

Менеджер открывает бронирование в системе и первым делом проверяет бронь на наличие изменений в расписании. При длительных задержках и отмене рейса могут действовать особые условия возврата.

Чтобы зайти в бронирование, нужно в системе (в данном случае это Galileo) ввести код бронирования LQW2WA и открыть запись. Код – это случайный набор букв и цифр. Хотя однажды пассажир был крайне возмущен работой случая, когда прочитал на своем билете SD0XNY.



В строке после кода бронирования техническая информация о том, какой агент, в каком из экранов создал запись 14 февраля.

На следующей строчке фамилии, имена и пол пассажиров.

  • В нашем бронировании их двое.

Далее указаны подробности перелета.

  • Перелет состоит из четырех сегментов: туда-обратно с пересадками.

Следом информация по каждому участку перелета

  • Полет совершает авиакомпания Lufthansa. Код авиакомпании, которыми пользуются системы бронирования LH.
  • Цифры следом за кодом авиакомпании – номер рейса.
  • Q и W — классы бронирования (не путать с классами обслуживания). Названия тарифов часто, но не всегда, также будут начинаться с этой буквы.
  • Дата вылета 19 апреля
  • Трехбуквенные коды ИАТА для аэропортов:
    DME/ Domodedovo;
    MUC/ Munich;
    FCO/ Fiumicino;
    FRA/ Frankfurt
  • HK2 – статус полетного сегмента, который сообщает, что на этот рейс подтверждено бронирование двух мест.
    При задержке рейса статус будет TK (confirming, advise passenger new times).
    При отмене — UN (unable, does not operate).

В данном случае изменений в расписании нет. Статусы полетных сегментов HK (service segment confirmed). Отказ пассажиров от перелета считается добровольным, сумма возврата рассчитывается по условиям применения тарифа.

  • Время вылета 17:00
  • Время прилета 18:20
    Время в авиабилетах всегда указано местное для пункта вылета или прилета.

Аналогично для следующих сегментов перелета.

Открываем билет для пассажира Elvis Presley*. Билет для Winnie The-Pooh* идентичен. В одном бронировании возможно оформить только одинаковые билеты. Стоимость может отличаться в случае, если один из пассажиров относится к категории, для которой авиакомпания установила скидки. Например, ребенок до 12 лет.

По бронированию LQW2WA оформлено два билета для взрослых пассажиров на одинаковых условиях и по равной цене.



В билете указаны:

Номер билета, фамилия и имя пассажира



Информация о перелетах, дублирующая данные из бронирования, но уже с расшифровкой названия тарифа.



В код тарифа авиакомпанией зашита информация, но для возврата авиабилета дешифровка не нужна, следует открыть правила применения для тарифов Q11CLSE0 и W11CLSE0.

На этом скриншоте зеленый цвет обозначает, что область кликабельна. Также можно найти тарифы по названию, открыв с помощью команды тарифную сетку, которую авиакомпания внесла в ГДС.

В правилах применения тарифа указаны все условия перевозки: возможность stopover (задержка в пункте стыковки более, чем на 24 часа), max и min stay (срок нахождения с момента прибытия по первому перелету до обратного вылета), скидки, класс обслуживания и прочее.

Для верного расчета суммы к возврату нас интересует 16 пункт правил. В этом пункте все авиакомпании указывают условия обмена и возврата для выбранного тарифа. При покупке билета на Туту.ру эта информация автоматически подгружается из систем бронирования. Однако для правильного чтения даже тогда, когда слова написаны по-русски, нужен навык.



В нашем не самом сложном примере билет возвращается целиком, правила по тарифу Q11CLSE0 и W11CLSE0 идентичны.

Из правил менеджер узнает размер сбора при добровольном отказе от перевозки (40 eur).
Информацию сколько раз брать сбор (per fare component – за тарифный компонент).
Какие из такс не подлежат возврату (YR – код таксы).

Информация о стоимости также указана в билете.



FARE – стоимость тарифа всей перевозки =102 EUR
EQUIV – эквивалент тарифа в рублях на дату выписки билета = 7040RUB
TAX – таксы (указаны сразу в рублях) =1026+15965=16991
TOTAL – итого (стоимость билета в рублях тариф +таксы) = 24031 RUB

Для того, чтобы понять сколько раз брать штраф авиакомпании, нам нужно знать из скольких тарифных компонентов складывается стоимость билета

В этом нам поможет нюковая строка из билета (NUC — neutral unit of construction)



Если умножить NUC на курс ROE (IATA rate of exchange) получим стоимость тарифа в евро.
Стоимость тарифа всего перелета в нюках складывается из двух тарифных компонентов. Участок перелета МоскваMOW-МюнхенMUC-РимROM 62.74 и РимROM-ФранкфуртFRA-МоскваMOW 58.01. Значит сбор авиакомпании берем дважды. 40 евро превращаются в 80.

Еще раз напомним: что касается сборов, каждая авиакомпания хохочет как хочет. Кто берет за тарифный компонент, кто за каждый pricing unit (маршрут или часть маршрута, которая может быть рассчитана, как отдельная, самостоятельная единица), один раз за весь билет, по самому строгому из тарифов в билете, по каждому тарифу отдельно или не взимает сбор за возврат.

Очень часто штрафы увеличиваются после наступления NO SHOW или билет становится и вовсе невозвратным. NO SHOW (техническая неявка) не всегда совпадает с окончанием регистрации на рейс, мы встречали авиакомпании, у которых неявка наступала за несколько дней до вылета.

Так как все расчеты на территории РФ ведутся в национальной валюте, в рубли также необходимо перевести стоимость сбора (80EUR).

Для этого в системе есть команда.



По правилам авиакомпании нельзя также возвращать таксу YR

Величина таксы указана в билете



24 031 руб — это стоимость билета в авиакомпании. Покупка билета на нашем сайте вместе с сервисным сбором стоила 24 163,73 руб. При добровольном возврате билета сервисный сбор не возвращается. Также дополнительно удерживается сервисный сбор за возврат билета в размере 950 руб.

В результате расчетов сумма к возврату за один билет составила 16 457,00 руб.

Удержания:
1104 руб. — невозвратная часть по таксам (YR);
5520 руб. — сбор авиакомпании Lufthansa при возврате авиабилета;
950 руб. — сервисный сбор за услугу возврата авиабилета;
132,73 руб. — сервисный сбор за оказание услуг по оформлению билета.

Волшебно!

А теперь, если мы не заглянули в базу авиакомпаний — внутренний документ, где собраны нюансы по каждой авиакомпании, готовимся заплатить начет, потому как переводить сбор в рубли необходимо по курсу, действующему на момент выписки оригинального билета, а не на день проведения процедуры возврата. Этой информации нет в правилах, мы знаем ее из рассылки авиакомпании LH.

Вносим корректировку



Сумма к возврату за одного пассажира составит 16 257,00 руб. вместо 16 457,00.

Согласовываем сумму возврата и сроки поступления денежных средств с клиентом. До тех пор, пока пассажир не дал своего согласия, возврат не будет произведен.

Проводим технический возврат билета в ГДС:

Маска на возврат тарифа и удержание сборов авиакомпании



Маска на возврат такс



Проверяем изменение статуса купонов с OPEN на REFUND в билетах



Готово! Элвис может остаться в здании.

Повторяем для второго пассажира.

Убиваем бронь. Места должны вернуться в систему, где их купит кто-то другой.

Автоматически возвращаем деньги из платежного шлюза на карту, с которой производилась оплата.

Сообщаем клиенту о завершении процедуры возврата билета письмом.

Это пример возврата с полностью ручным расчетом. Когда система позволяет считать автоматически, бывает значительно проще, но подводных камней легионы.

Теперь вы знаете больше о том, как устроен процесс возврата авиабилета. Поэтому когда в следующий раз билет не получится вернуть за пару секунд — вы будете знать причину.

Житейские советы:


Если вы купили билет по возвратному тарифу, лучше определиться с решением о возврате минимум за 24 часа до вылета, по некоторым тарифам это гарантирует минимальные сборы.

Если вы принимаете решение менее, чем за 24 часа до вылета, старайтесь его принять до конца регистрации на рейс, иначе неявка может превратить ваши возвратные билеты в тыкву.

Если вы купили невозвратный билет, проверьте заранее в день вылета, нет ли задержки по вашему рейсу, длительные задержки, как и отмена рейса, могут превратить вашу тыкву в возвратные билеты.

Также при выборе невозвратного тарифа, на нашем сайте при оформлении многих билетов вы можете докупить возможность возврата — обойдется примерно в 10 процентов от стоимости. По невозвратным билетам стоит уточнить, можно ли вернуть таксы, в некоторых билетах (как правило, на международных направлениях) возвратные таксы при невозвратном тарифе составляют до половины стоимости билета.

Все что нельзя вернуть, можно попробовать обменять, но об этом как-нибудь в другой раз.

*любые совпадения с мертвыми королями рок-н-ролла, плюшевыми медведями и ноунеймами случайны

Комментарии (27)


  1. nerudo
    19.04.2018 12:55

    А многие ли покупают возвратные билеты, пока в наличии еще есть невозвратные (по стоимости в полтора-два раза меньше)?


    1. vvitch Автор
      19.04.2018 13:11

      Многие. Все зависит от того готов ли покупатель потерять стоимость билета целиком, в случае, если путешествие отменится. Нужна либо железобетонная уверенность, что планы не будут корректироваться, либо расслабленное отношение к потере денег. Когда стоимость невозвратного билета десятки тысяч, потерять все — сомнительная экономия


      1. ariklus
        20.04.2018 14:33

        Ну тут скорее оценка вероятности смены планов. Если невозвратный билет стоит 10 000, возвратный (вернут 75%) — 12000, а шанс камней с неба в период пока возвратный можно вернуть я оцениваю в 5% — то логичней брать невозвратный.


  1. akamoroz
    19.04.2018 13:46

    Некоторые европейские лоу-кост агенты авиабилетов требуют сначала заплатить сервисный сбор за возврат, и только после оплаты они готовы сказать сколько они вернут денег и оформить сам возврат.

    Вообще, после 2 лет частых авиаперелетов для себя установил правило: если на сайте авиакомпании билеты дороже <10% чем у агента – брать напрямую у авиакомпании.
    Потому что бывали случаи, например, берешь авиабилет Туркишей у российского агента. Что-то типо SVX-IST-MIA-IST-VKO, через пару месяцев Турки меняют рейсы на плечах SVX-IST и IST-VKO.
    Звонишь Туркам:
    – Можно поменять вылет на VKO, а прилет в TLL на 2 дня позже?
    – Да, окей, пусть агент пришлет запрос на изменения
    Звонишь агенту:
    – Запросите авиакомпанию пожалуйста о смене рейсов
    – Ой, а мы не можем, вам доступна только возможность одобрения предложенного варианта либо полного возврата стоимость авиабилетов. И вообще Турки никогда не согласятся на такой вариант.
    – WTF? Только что Турки сказали что поменяют без проблем
    – Ой, мы ничего не знаем, пишите email…

    И начинается недельная переписка с агентом, звонки Туркам, чтобы они надавили на агента и тд.
    Пару раз с таким столкнулся – больше нет никакого желания связываться с агентами.


    1. vvitch Автор
      19.04.2018 14:29
      +1

      Вопрос по изменениям перелетов достоин отдельной статьи. Описанная ситуация нам, к сожалению, знакома. Дело в том, что пассажир, обращаясь в авиакомпанию, разговаривает с пассажирской линией. И нужно учитывать, что консультация по билетам, купленным у агента, может быть неполной, потому как эти ситуации регулируются другими специалистами. Пассажиры, купившие билет у нас, могут быть уверены, мы используем все доступные способы решения проблемы. В этом, по сути, и состоит основа оказания услуг — хороший агент должен взять на себя весь этот головняк. Но, как говорится, есть нюансы. Например, если а/к требует визит в офис для смены ФИО – мы хоть убейся, но ничего не изменим.

      Что до предоплаты сервисного сбора, подобное мы не практикуем и оплата происходит, только после того, как пассажиру предоставлена исчерпывающая информация.


    1. mikeee1
      20.04.2018 07:36

      Если брать в расчет основных российских перевозчиков, то обычно на сайте авиакомпании выходит даже дешевле, т.к. нет агентских сборов. Ну и в плюс, что при измении расписания с вами своевременно свяжутся.


  1. amarao
    19.04.2018 17:37

    ПОЧЕМУ АВИАКОМПАНИИ ВСЕГДА ПИШУТ КАПСОМ? ОНИ НЕ УМЕЮТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАЛЕНЬКИЕ БУКВЫ?


    1. dunkelfalke
      19.04.2018 17:51

      CCITT-2 я думаю


      1. amarao
        19.04.2018 20:07

        Спецификации 1938 года? Товарищи знаю как таскать легаси.


        1. dunkelfalke
          20.04.2018 13:19

          Скорее всего чтобы телетайпом можно было данные отправлять. Они как раз использовали эту спецификацию.


  1. Alter2
    19.04.2018 17:47

    Что за адские налоги почти на 17 тысяч из общей стоимости билета 24к?


    1. V1RuS
      19.04.2018 20:37

      Не налоги (хотя и они тоже), а сборы аэропорта и прочее, не зависящее от тарифа авиакомпании.


    1. difiso
      20.04.2018 10:52

      Цена перелета это, если грубо, 3 составляющих:


      • Цена билета (зависит от дальности перелета). Это плата а/к за то, что дали возможность посидеть несколько часов в самолете (с различными удобствами, в зависимости от класса обслуживания).
      • Аэропортовые сборы (относительно фиксировано). За то, что аэропорт работает, у вас оформили багаж, досмотрели, и вы ждете вылета в тепле с кофе, а не на летном поле в -40. Ну и работу аэропорта прилета — автобусики, выдачу багажа и т.д.
      • Топливный сбор (зависит от дальности перелета). Сидеть в самолете хорошо, но без соляры он не полетит, а значит кто-то должен ее оплатить (спойлер, не а/к).

      PS в этом контексте слово taxes — сборы.


    1. vvitch Автор
      20.04.2018 11:44

      Перелет на самолете — не путешествие на автомобиле, где вам нужны только дороги и топливо, чтобы ехать. Самолет не сможет улететь без предполетной подготовки, регистрации пассажиров, погрузки багажа и тех же пассажиров, оплаченной работы диспетчерских служб и служб безопасности. И это только в одном аэропорту, а тут их, например, четыре. Самая весомая из такс — топливный сбор, она напрямую зависит от стоимости керосина и от расстояния. В билет могут быть включены туристические сборы и сборы на восстановление экологии. И тут скорее не налоги большие, а стоимость тарифа невелика.

      clacsec.lima.icao.int/2016-P/Estudios/IATA-tax.pdf вот тут есть довольно подробное описание от IATA. В двух словах, таксы собираются на общественные нужды (в них могут быть включены налоги, расходы на сохранение экологии, развитие туризма, обеспечение безопасности), сборы — на чисто авиационные и аэропортовые нужды (топливо, оплата за использование терминалов, таможни). Но, кажется, их терминологически путают. Потому что, например, RI — это сбор за использование терминала, аэропортовый сбор. Но говорят чаще «такса RI».


  1. nikolayv81
    19.04.2018 23:08

    С бронью вечно подвохи в разных местах :(
    При покупке билета у агрегатора(агента) наткнулся на двойную конвертации через visa с приличной комиссией (нужно было мастеркардом, там запретили банкам встраивать комиссию вроде как)
    Выходит что по карте с тебя сначала блокируют сумму в рублях, а потом блокировку подменяют платежём в пользу авиакомпании в котором сумма списания = сумма оплаты + 7% но при этом валюта счёта и валюта оплаты — рубли.


  1. Wesha
    20.04.2018 03:28

    Какие из такс не подлежат возврату (YR – код таксы).
    Величина таксы указана в билете
    image

    Таксы передают привет туту Надмозгу.

    А у русского языка есть слово «налоги».


    1. DS28
      20.04.2018 05:40

      Налоги в данном случае не подходят совсем… И отсылка не в тему…

      Откройте толковый словарь, слово «такса» в нём уже в начале 20-го века было…
      Даже загадка была — Такса, а не собака.


      1. Wesha
        20.04.2018 06:48

        Налоги в данном случае не подходят совсем…

        Если уж хотите быть 100% педантом, то "налоги и сборы".


        А та, которая "не собака" — это "точно установленная расценка оплаты труда или определённого вида услуг", что здесь совсем не в таксу кассу — по контексту видно.


        1. DS28
          20.04.2018 07:36

          Если уж хотите быть 100% педантом, то «налоги и сборы».
          Ни в коем случае не хочу. Наоборот, спорю с вашим неуместным педантизмом в отношении русских слов и глупой отсылкой к «надмозгу»…
          Сборы — корректнее, однако, чем вам мешает синоним «такса»?
          Налоги — по прежнему не подходят… Ратуете за точность употребления слов — начинайте с себя.

          А та, которая «не собака» — это «точно установленная расценка оплаты труда или определённого вида услуг», что здесь совсем не в кассу — по контексту видно.
          Правда что ли? Ну давайте посмотрим на контекст из ваших же цитат: во фразе "Какие из такс не подлежат возврату (YR – код таксы)" речь идёт не об оплате за услуги, например, системы бронирования (код YR)?


          1. Wesha
            20.04.2018 16:08

            Сборы — корректнее, однако, чем вам мешает синоним «такса»?

            Тем, что я не хочу, чтобы мои дети учили строки Некрасова «Зима! Пейзанин, экстазуя, ренувелирует шоссе». В языке есть существующие и вполне подходяще термины — используйте их, а не заимствуйте налево и направо без надобности.


            "Какие из такс не подлежат возврату (YR – код таксы)"

            речь идёт не об оплате за услуги

            Совершенно верно! Поэтому и не "такса", которая и есть "оплата за услуги", а здесь -


            Какие из сборов не подлежат возврату (YR – код сбора)"


            1. DS28
              20.04.2018 18:17

              В языке есть существующие и вполне подходяще термины — используйте их, а не заимствуйте налево и направо без надобности.
              Не вам решать, что надобность или нет. Язык — живой, всё лишнее само уйдёт, всё нужное останется.
              Тем, что я не хочу, чтобы мои дети учили строки Некрасова «Зима! Пейзанин, экстазуя, ренувелирует шоссе».
              Некрасов не писал таких строк, поэтому не переживайте… Вы сами не знаете чего боитесь, потому что не понимаете, как язык меняется со временем…

              Про таксу.
              Это термин принятый в отрасли, авиационный жаргон если хотите, синоним слов тариф и сбор. На литературный язык влияния не оказывает. Поэтому лучше поборитесь против слова «суп», но за «похлёбку»…


              1. Wesha
                20.04.2018 21:08

                Не вам решать, что надобность или нет.

                Ага, "у нас гласность, поэтому все те, кто со мной не согласен, должны заткнуться"?


                Язык — живой, всё лишнее само уйдёт, всё нужное останется.

                Язык живой, пока живы его носители. Я — носитель. Я — против. У Вас может быть другое мнение, но этот факт отнюдь не отменяет существования моего мнения.


                Это термин, принятый в отрасли, авиационный жаргон если хотите, синоним слов "тариф и сбор".

                Хочу. И абсолютно с Вами согласен с этим Вашим высказыванием. Но это не мы пришли к Вам на форум авиаторов, а Вы пришли к нам на форум программистов — так и пишите для программистов. Я ведь, приходя к англичанам, не учу их, что "их произношение слова "зе тейбл" не соответствует последним постановлениям ВЦСПС".


                1. DS28
                  21.04.2018 05:06

                  В языке есть существующие и вполне подходяще термины — используйте их, а не заимствуйте налево и направо без надобности.
                  Не вам решать, что надобность или нет. Язык — живой, всё лишнее само уйдёт, всё нужное останется.
                  Ага, «у нас гласность, поэтому все те, кто со мной не согласен, должны заткнуться»?
                  Не нужно переворачивать смысл первоначального высказывания. Я отстаиваю право автора самостоятельно оценивать надобность слова в конкретной ситуации. Вы же спорите за консервацию сохранение языка — хотя язык меняется самостоятельно…
                  У Вас может быть другое мнение, но этот факт отнюдь не отменяет существования моего мнения.
                  Напомнить с чего начался спор?
                  1) Вы увидели в слове «такса» породу собак, хотя в языке есть гораздо более близкий по смыслу вариант (что вы признали).
                  2) Вы предложили альтернативой слово «налоги», которое совершенно не подходит как замена для слова такса
                  3) Вы сделали отсылку к неверным переводам (надмозг), что было совсем неуместно.

                  Ваш первый комментарий по всем пунктам — ошибочный.
                  Я уважаю право на мнение, и принимаю его во внимание, но если мнение ошибочное — я на это указываю. Уважать само мнение я не собираюсь.
                  Но это не мы пришли к Вам на форум авиаторов, а Вы пришли к нам на форум программистов — так и пишите для программистов. Я ведь, приходя к англичанам, не учу их, что «их произношение слова „зе тейбл“ не соответствует последним постановлениям ВЦСПС
                  Пример некорректен.
                  1) Авиатор приходя к программистам находится с ними на равных по отношению к нормам русского языка, у программистов нет приоритета, как у англичан в вашем примере.
                  2) Авиатор не учит, что правильно, а что нет. Он просто использует „таксы“, без критики или поучений. Критику начали вы и она была неуместной.
                  3) В статье на авиационную тематику вполне уместно использовать термины из отрасли, особенно при описании процессов отрасли. Вы против химических формул в статье по химии не выступаете?


  1. DS28
    20.04.2018 05:41

    Указать удобное время для переговоров и канал связи полезно, чтобы мы не позвонили в Петропавловск-Камчатский в полночь.
    Указать просите в UTC? Как народ реагирует, не путается в показаниях?

    А как быть с тарифами которые завели в аэропорту в рамках соглашения М2?
    А если отмена одного сегмента из двух? Агент же не видит, какие доли у сегментов…


  1. TimsTims
    20.04.2018 11:02

    Когда же технологии докатятся и до авиа-отрасли? Вспоминаем истории про взлом самолёта. Еще были истории про отправку самолёту неверных координат с земли. Про авиабилеты, и что они до сих пор живут в эре fortran я вообще молчу.
    Почему, когда на дворе 2018й год, когда я при покупке билета вдруг указал неверную дату (например когда время вылета в 00:10, но не 26го, а 27го, и у тебя уже нестыковки), то почему такая смена даты только-что купленного билета должна быть платной? За какой-то запрос к базе данных? Ведь авиаперевозчик не сильно так обламывается тем, что у него изменение планов на -1 пассажира, который лишь только-что купил билет.
    Почему авиаотрасль, которая неплохо так умеет договариваться друг с другом(международные стандарты авиаперелётов, навигации(наземные вышки, технологии навигации к аэророрту итд), маршрутизации, сопровождения) не может договориться о самом первом сервисе — покупки и продажи этих билетов, чтобы было всё чуточку современнее, чтоли?


  1. Daddy_Cool
    20.04.2018 13:04

    Покупал как-то билеты у AirAsia — почти всё готово — типа проверьте всё окончательно и оплачивайте. И справа в столбик данные о билете-дате-времени. Мелким шрифтом.
    Купил. Обнаружил, что купил билет с датой возврата на месяц дальше. Срочно возвращаю. Два билета, штраф за возврат 100$ за каждый. Я конечно ССЗБ, всё происходило в спешке в четыре часа ночи/утра, о том, что можно увеличить шрифт в трудной визуальной ситуации я не подумал. )))


  1. ProRunner
    21.04.2018 20:27
    +1

    Кстати, меня вот этот самый stopover интересует. Я, к примеру, был бы рад задержаться в пункте пересадки на несколько дней, да и по условиям тарифа это разрешено. Но при поиске билетов я не могу выбрать длительность пересадки, а система подбирает ближайшие рейсы.

    Как можно увеличить время пересадки, не бронируя отдельные рейсы, которые получаются гораздо дороже?