Всё это — примеры не очень популярных сейчас музыкальных инструментов, которые были довольно широко распространены в прошлом.
Фото Shunichi kouroki CC
Окарина
Окарина — это итальянское (ocarina) название духового инструмента, более известного нам как свистулька. Окарины — это те самые «птички» из глины, фарфора или дерева, которые можно встретить во многих этнографических музеях. В переводе с итальянского ocarina значит «гусёнок». Современные окарины часто делают из пластика или поликарбоната.
Обычно окарина в своей основе имеет форму сферы (чаще всего яйцеобразную), но на самом деле «золотого стандарта» для инструмента практически нет. У свистулек бывает самая разная форма и самое разное количество отверстий — обычно от четырех до тринадцати. Высота звука зависит только от размера отверстий, а окарина без дополнительных отверстий становится… обычным свистком.
В Европу окарину принёс итальянец и изобретатель Джузеппе Донати — именно он придумал более или менее современный облик «гусёнка» с десятью отверстиями, настроенными на знакомую европейцам нотную гармонию. Он же придумал специальный выступ, похожий на мундштук (и одновременно на клюв гуся — отсюда и современное название).
Но на самом деле окарина — обманчиво современное название для одного из самых древних музыкальных инструментов, известных человечеству. По оценкам некоторых историков, похожие на окарину инструменты использовались ещё в древнем Китае 7 тысяч лет назад. Керамическая прото-окарина называлась «сюнь». На Руси тоже была своя окарина — те самые дымковские игрушки и филимоновские свистульки. У древних окарин было меньше отверстий и поэтому диапазон звучания был куда более ограниченным — однако принцип был тем же, что и у современных инструментов.
В 1960-х годах англичанин Джон Тейлор усовершенствовал конструкцию Донати — он сделал окарину всего с четырьмя отверстиями, которые имели, однако, разный размер. На окарине «английской» конструкции можно сыграть все ноты из привычной диатонической гаммы.
Панфлейта
Или «флейта Пана», или многоствольная флейта — инструмент, состоящий из нескольких трубок (обычно от трех до пяти) разной длины (в среднем от 100 до 160 миллиметров) и диаметра, скрепленных между собой. Каждая трубка издает звук в одной тональности. Традиционно многоствольные флейты изготавливались из стеблей тростника, бамбука или камыша. Сейчас панфлейты делают и из пластмассы. В современных вариациях у инструмента может быть больше трубок для дополнительной вариативности звучания. Трубки могут идти и в несколько рядов.
Этот инструмент сейчас не очень широко распространен, но у него богатая история — он даже фигурирует в известном древнегреческом мифе. Нимфа Сиринкс (или Сиринга) спасалась от влюбленного в неё бога Пана и попросила помощи у речного бога. Тот превратил её в тростник, из которого Пан сделал себе флейту и назвал именем возлюбленной. Отсюда и древнее название флейты — сиринга.
Разные народы называли сирингу по-разному — например, на Руси «флейта Пана» называлась кугиклы (по названию стеблей камыша, из которых она изготавливалась — куги). Единственное отличие было в том, что трубочки не скреплялись между собой — их можно было менять местами, получая разный строй инструмента. Интересно, что кугиклы — инструмент для преимущественно ансамблевой игры, сольно на нём играли редко.
Хроматическая свирель (или сопилка)
Свирель — «зонтичное» название целой категории духовых музыкальных инструментов. Обычно свирели и дудки изготавливались из дерева или камыша. Один конец срезался наискосок, у отверстия делался язычок, в самой свирели — от 4 до 8 отверстий.
История инструмента (в том или ином виде) уходит корнями в Киевскую Русь. Сопилка — название украинского музыкального инструмента с похожей на свирель конструкцией. У сопилки традиционно 6 отверстий, но существуют вариации. Одна из них — конструкция Дмитрия Деминчука с десятью отверстиями разных размеров. Эта система превращает инструмент с традиционно диатоническим звучанием в хроматическую свирель с полутонами.
На такой свирели можно сыграть самые разные мелодии, причем не только народные, в разных ладах и тональностях. И звучание будет более точным — не нужно частично зажимать отверстия, чтобы получать разные тона, как в случае с блокфлейтой.
Ещё один похожий инструмент — калюка. У неё тоже с десяток разных названий — обертоновая флейта, сельефлэйта у норвежцев, паюпилли у финнов. Калюка — полая трубка с отверстиями внизу и вверху, и «свистком» у верхнего отверстия. Длина и диаметр трубки бывает разным. Играющий дует в верхнее отверстие и регулирует звук, открывая и закрывая пальцем нижнее отверстие. Калюка — скорее ритмический инструмент, который чаще всего используется для поддержания ритма, а не для основной мелодии.
Фото elPadawan CC
Стеклянная гармоника
Стеклянная гармоника — редкий и малоизвестный инструмент с очень необычным звучанием и оригинальной историей.
В середине XVII века стеклянная гармоника представляла собой конструкцию из тридцати-сорока стаканов, наполненных разным количеством воды — играющий прикасался к краям стаканов, извлекая «волшебные» звуки. В 1744 году ирландский музыкант Ричард Пакрич усовершенствовал эту технику — он создал инструмент под названием «серафим».
Более или менее современная конструкция гармоники — ряд стеклянных дисков-полусфер, нанизанных на вращающуюся металлическую ось. Звук извлекается трением или ударами пальцев исполнителя о влажное стекло. Более низкие ноты (крупные диски) расположены слева, более высокие (и маленькие) — справа. Ось приводится в движение педалью. Именно этот инструмент и получил название «стеклянной гармоники». Он может похвастаться довольно широким диапазоном — от двух с половиной до четырёх октав, что приближает его к клавишным инструментам.
За неземное звучание гармонику полюбили композиторы — Моцарт написал для неё два адажио, Чайковский использовал в балете «Щелкунчик» (Танец Феи Драже), Глинка — в «Руслане и Людмиле» (Чудеса Черномора), Доницетти — в опере «Лючия ди Ламермур». Интересно, что в XVIII веке гармонику пытались запретить из-за её якобы негативного влияния на здоровье и психику людей и животных.
К XX веку на стеклянной гармонике почти перестали играть. Инструмент стал очень редким — современных исполнителей насчитывается всего несколько десятков по всему миру. Так как сам инструмент найти очень сложно, его заменяют той самой «прото-гармоникой» из XVII века — набором стаканов, который иногда называют «стеклянной арфой».
Некоторые из этих инструментов появлялись примерно в одно и то же время в самых разных частях планеты и в разных культурах. Они назывались по-разному и чем-то отличались друг от друга, но в основе у них были похожие конструкции и принципы звукоизвлечения. Сейчас многие из них незаслуженно забыты, однако есть вероятность, что всплеск интереса к этнокультуре или (как в случае со стеклянной гармоникой) к инструментам с необычным звучанием, вернет им хотя бы долю былой популярности.
Посты по теме из нашего «Мира Hi-Fi»:
- Колёсная лира, варган и музыкальная пила — инструменты, которые не стали мейнстримом
- Какие необычные музыкальные инструменты используют в озвучке фильмов ужасов
- «Изгиб морковки жёлтой»: 8 необычных музыкальных инструментов
С 30 апреля по 10 мая мы решили провести большую честную распродажу — 400 товаров со скидками до 80%! Можно купить в магазине, а можно никуда не ехать и заказать доставку — она осуществляется без выходных, а при заказе от 10 000 рублей будет для вас бесплатной.
Комментарии (11)
p_fox
01.05.2018 07:07«Интересно, что в XVIII веке гармонику пытались запретить из-за её якобы негативного влияния на здоровье и психику людей и животных.»
Учитывая что используется хрусталь, а технология изготовления хрусталя раньше была примитивнее, и в состав хрусталя входит свинец, то да, негативное влияние на здоровье действительно было.juray
01.05.2018 22:07При этом отнюдь не запрещали хрустальную посуду, как и куда менее стойкую свинцовую глазурь на глиняной посуде. Да даже использование самого свинца и его сплавов не запрещали. И реально токсичных красок на его основе. И «свинцовых примочек» на ацетате свинца («Гулярдова вода» — рецепт 1760 г.). Так что вряд ли запрет на гармонику исходил из соображения о токсичности свинца.
И кстати, как свинец, связанный в хрустале, попадает в организм при игре на такой гармонике?
Ну ладно — допустим, на коже пальцев музыканта таки следы свинца оставались, и музыкант их иногда облизывал. Но как сюда притянуть «и животных»?
akhalat
01.05.2018 09:18+2Ну, окарину знают все кто играл или интересовался историей знаменитой серии игр «Зельда» :)
А стеклянная гармоника была в недавнем фильме по книге «Пчелы мистера Холмса» (и, соответственно, в самой книге), где как раз эксплуатировалась тема ее связи с сумасшествием.
prigor
01.05.2018 12:25В классической челесте металические пластины. Может есть еще какие-то вариации, но я сомневаюсь. Это типа металофона, только с клавишами как у фортепиано.
juray
01.05.2018 18:30Насчет игры на стаканах — есть захватывающее видео (сильно похоже, что рендеренное, но всё-таки)
Igor_O
Нам на уроках музыки в школе рассказывали, что для Щелкунчика из какой-то заграницы привезли специальный инструмент, челесту, который внешне выглядел как пианино, но вместо струн там были подвешены стеклянные стержни. Что интересно, в описании этого инструмента в википедии — пишут про стальные пластины на деревянных резонаторах…
Но да, звучание «танца феи драже» на стеклянной гармонике — очень гармоничное.