Индустрия домашних видеосистем за последние полвека прошла путь от проекторов для 8-миллиметровой кинопленки до 3D-телевизоров и Blu-ray проигрывателей. Новые форматы и устройства приходили на смену прежним, а некоторые устаревали, едва попадая на рынок.
Об одной из оригинальных задумок для рынка видеосистем — Capacitance Electronic Disc (CED) — расскажем в этой статье.
Фото Alan Light CC
Capacitance Electronic Disc — технология записи аудио и видео на пластинку, воспроизводимую на специальном CED-проигрывателе. Носителем выступали виниловые пластинки диаметром 30 см. На обеих сторонах пластинки выгравирована спиральная дорожка шириной в 657 нм. Во время проигрывания диск крутится с постоянной скоростью (450 об/мин по стандарту NTSC и 375 об/мин по стандарту PAL), а каждый оборот содержит 4 полных видеокадра. Принцип считывания напоминает работу граммофона — он тоже основан на физическом воздействии иглы на носитель.
По словам Тома Хоу (Tom Howe), коллекционера и энтузиаста CED, идея записать видео на винил появилась еще в 1950-х годах, но ее реализация началась не раньше 1964 года в компании Radio Corporation of America (RCA). В то время пластинки были основным музыкальным носителем, и их уже использовали для записи изображений.
Емкость пластинок CED по задумке должна была значительно превысить емкость обычного винила, что стало бы технологическим прорывом для своего времени. Однако реализация идеи затянулась. В первые годы над проектом работала небольшая команда из 4 человек. В основном над CED трудились два инженера — Юджин Кайзер (Eugene Kaiser) и Джон Клеменс (Jon Clemens). Из-за ограниченности доступных ресурсов прогресс в работе был медленным.
Первый прорыв произошел в 1970 году, когда лаборатория смогла записать на пластинку черно-белые неподвижные изображения. К 1972 году команде удалось записать 10-минутное цветное видео. В следующем году RCA выпустила прототип проигрывателя, который мог читать и воспроизводить экспериментальные носители. Кстати, на этом этапе были выявлены их главные недостатки. Даже небольшое количество пыли создавало помехи при воспроизведении, а сами пластинки были хрупкими. Чтобы решить эти проблемы, в последствии пластинки поместили в пластиковые корпусы, и они стали больше похожи на кассеты, нежели на привычный винил.
В 1975 году был разработан первый прототип CED-плеера для массового рынка. К 1977 году начались разработки будущих лазерных проигрывателей, а на рынке появились VHS-проигрыватели. RCA продвигала свое видеоустройство как более доступное в сравнении с конкурентами.
По словам Хоу, в 1978 году технология CED стала основным направлением деятельности RCA. Благодаря этому после 17 лет разработки первый CED-проигрыватель VideoDisc RCA SFT100W был выпущен в марте 1981 года (он стоил порядка 500 долларов). На пластинки для плеера записали 50 фильмов и мультфильмов. На тот момент стандартом для домашней видеосистемы в США уже стал VHS — более практичный и более удобный формат, чем CED. Кассеты в отличие от пластинок не приходилось переворачивать, и они не так быстро портились со временем.
Фото Justin Hall CC
У CED были свои преимущества — в два раза меньшая стоимость производства проигрывателей по сравнению с видеомагнитофонами и схожее с VHS качество картинки. Что касается лазерных дисков, то качество видео CED уступало видео на LaserDisc. Однако у форматов был общий недостаток — диск, как и пластинка, мог вместить не более 60 минут видео.
Записывать на винил можно было с двух сторон, но если фильм длился более 120 минут, приходилось либо вырезать сцены, либо проигрывать части видео в ускоренном темпе, либо (если речь шла о длинных кинокартинах) выпускать фильм на нескольких дисках.
Цена дисков менялась соответственно — от пятнадцати долларов за мультфильм до сорока долларов за двухдисковое издание популярного блокбастера (двухдисковое издание «Конана-варвара», правда, продавалось по цене в целых $44,98). По подсчетам RCA, одну CED-пластинку можно было воспроизвести до 500 раз.
За первые полгода продаж у RCA купили около 100 тыс. проигрывателей. К RCA присоединились такие производители как Toshiba и Hitachi. На пластинках выходили блокбастеры того времени — «Звездные войны», «Челюсти» и другие популярные картины. Тем не менее, VHS активно завоевывал рынок, а спрос на CED-проигрыватели так и оставался низким.
В 1984 году RCA объявила о прекращении выпуска проигрывателей. За три года было продано более 500 тыс. плееров. Компания заверила их владельцев, что продолжит выпускать пластинки в течение следующих трех лет. Пластинки выходили еще два года.
Между началом разработки и выпуском коммерческой версии CED-пластинок и проигрывателей прошло больше 15 лет (существует мнение, что работа над CED затянулась из-за конфликтов внутри RCA). За это время на рынке появились более практичные форматы носителей. Плеер и пластинки попали к потребителям слишком поздно, чтобы завоевать рынок, однако сейчас виниловые видеодиски — популярный предмет коллекционирования среди любителей винтажных аудио- и видеоформатов.
Наши материалы для дополнительного чтения:
Об одной из оригинальных задумок для рынка видеосистем — Capacitance Electronic Disc (CED) — расскажем в этой статье.
Фото Alan Light CC
Что такое CED
Capacitance Electronic Disc — технология записи аудио и видео на пластинку, воспроизводимую на специальном CED-проигрывателе. Носителем выступали виниловые пластинки диаметром 30 см. На обеих сторонах пластинки выгравирована спиральная дорожка шириной в 657 нм. Во время проигрывания диск крутится с постоянной скоростью (450 об/мин по стандарту NTSC и 375 об/мин по стандарту PAL), а каждый оборот содержит 4 полных видеокадра. Принцип считывания напоминает работу граммофона — он тоже основан на физическом воздействии иглы на носитель.
История формата
По словам Тома Хоу (Tom Howe), коллекционера и энтузиаста CED, идея записать видео на винил появилась еще в 1950-х годах, но ее реализация началась не раньше 1964 года в компании Radio Corporation of America (RCA). В то время пластинки были основным музыкальным носителем, и их уже использовали для записи изображений.
Емкость пластинок CED по задумке должна была значительно превысить емкость обычного винила, что стало бы технологическим прорывом для своего времени. Однако реализация идеи затянулась. В первые годы над проектом работала небольшая команда из 4 человек. В основном над CED трудились два инженера — Юджин Кайзер (Eugene Kaiser) и Джон Клеменс (Jon Clemens). Из-за ограниченности доступных ресурсов прогресс в работе был медленным.
Первый прорыв произошел в 1970 году, когда лаборатория смогла записать на пластинку черно-белые неподвижные изображения. К 1972 году команде удалось записать 10-минутное цветное видео. В следующем году RCA выпустила прототип проигрывателя, который мог читать и воспроизводить экспериментальные носители. Кстати, на этом этапе были выявлены их главные недостатки. Даже небольшое количество пыли создавало помехи при воспроизведении, а сами пластинки были хрупкими. Чтобы решить эти проблемы, в последствии пластинки поместили в пластиковые корпусы, и они стали больше похожи на кассеты, нежели на привычный винил.
В 1975 году был разработан первый прототип CED-плеера для массового рынка. К 1977 году начались разработки будущих лазерных проигрывателей, а на рынке появились VHS-проигрыватели. RCA продвигала свое видеоустройство как более доступное в сравнении с конкурентами.
По словам Хоу, в 1978 году технология CED стала основным направлением деятельности RCA. Благодаря этому после 17 лет разработки первый CED-проигрыватель VideoDisc RCA SFT100W был выпущен в марте 1981 года (он стоил порядка 500 долларов). На пластинки для плеера записали 50 фильмов и мультфильмов. На тот момент стандартом для домашней видеосистемы в США уже стал VHS — более практичный и более удобный формат, чем CED. Кассеты в отличие от пластинок не приходилось переворачивать, и они не так быстро портились со временем.
Фото Justin Hall CC
У CED были свои преимущества — в два раза меньшая стоимость производства проигрывателей по сравнению с видеомагнитофонами и схожее с VHS качество картинки. Что касается лазерных дисков, то качество видео CED уступало видео на LaserDisc. Однако у форматов был общий недостаток — диск, как и пластинка, мог вместить не более 60 минут видео.
Записывать на винил можно было с двух сторон, но если фильм длился более 120 минут, приходилось либо вырезать сцены, либо проигрывать части видео в ускоренном темпе, либо (если речь шла о длинных кинокартинах) выпускать фильм на нескольких дисках.
Цена дисков менялась соответственно — от пятнадцати долларов за мультфильм до сорока долларов за двухдисковое издание популярного блокбастера (двухдисковое издание «Конана-варвара», правда, продавалось по цене в целых $44,98). По подсчетам RCA, одну CED-пластинку можно было воспроизвести до 500 раз.
За первые полгода продаж у RCA купили около 100 тыс. проигрывателей. К RCA присоединились такие производители как Toshiba и Hitachi. На пластинках выходили блокбастеры того времени — «Звездные войны», «Челюсти» и другие популярные картины. Тем не менее, VHS активно завоевывал рынок, а спрос на CED-проигрыватели так и оставался низким.
В 1984 году RCA объявила о прекращении выпуска проигрывателей. За три года было продано более 500 тыс. плееров. Компания заверила их владельцев, что продолжит выпускать пластинки в течение следующих трех лет. Пластинки выходили еще два года.
Между началом разработки и выпуском коммерческой версии CED-пластинок и проигрывателей прошло больше 15 лет (существует мнение, что работа над CED затянулась из-за конфликтов внутри RCA). За это время на рынке появились более практичные форматы носителей. Плеер и пластинки попали к потребителям слишком поздно, чтобы завоевать рынок, однако сейчас виниловые видеодиски — популярный предмет коллекционирования среди любителей винтажных аудио- и видеоформатов.
Наши материалы для дополнительного чтения:
- «Академия Винила» — тематический проект Аудиомании
- Как работает крупнейшая фабрика виниловых пластинок
- Кассеты – это новый винил?
- Новые-старые форматы: HD-винил и DIY-пластинки
- Гибкие пластинки — универсальный носитель, который вернулся из прошлого
Zoolander
Спасибо, узнал абсолютно неизвестную для себя страницу в истории техники ))
Надо полагать, и в эпоху фонографов уже задумывались — а можно ли записать видео таким же образом, но техника не позволяла уплотнить запись