Идея автоматизировать процесс выдачи наличных пришла в голову Джону Шеперду-Бэррону (John Shepherd-Barron). В 1967 году этому шотландскому изобретателю удалось убедить руководство лондонского Barclays Bank в том, что пока банк закрыт на выходные, обслуживать клиентов может машина. С тех пор эта идея прижилась повсеместно, а функциональность банкоматов расширилась с простой выдачи денег до большинства банковских операций.
Современный банкомат способен принимать наличные и безналичные платежи, работать с банковскими счетами, подключаться к системе банковского обслуживания и выполнять в ней различные операции.
Для нашего банка, не имеющего розничных отделений, и наших клиентов эти возможности чрезвычайно полезны, но с момента основания и до недавнего времени Тинькофф использовал инфраструктуру банков-партнеров. Так что все предпосылки для создания собственных банкоматов у нас налицо.
Несмотря на спешку, мы не хотели использовать стандартные решения, поскольку все они были зажаты рамками протоколов и давно состарившейся ОС Windows XP, которая являлась ядром абсолютного большинства из них.
Итак, мы начали с поиска подходящего «железа».
Аппаратная основа банкомата
Детище Шеперда-Бэррона по конструкции было не многим сложнее, чем торговый автомат, которым вдохновлялся изобретатель. Но современные банкоматы представляют собой компьютерные терминалы, объединяющие в себе самое разное оборудование.
Необходимый для любого банкомата минимум — это управляющий компьютер, устройство чтения карт, пин-пад – клавиатура, служащая для ввода пин-кода и сумм платежей, устройство, выдающее и принимающее банкноты, чековый принтер, а также набор датчиков, следящих за правильностью работы подсистем банкомата.
Основным требованием к «железной» части будущего банкомата Тинькофф была поддержка функции кеш-ресайклинга. Банкомат с этой опцией работает по замкнутому циклу, принимает и выдает денежные средства из одной кассеты и благодаря этому дольше работает без инкассаторского обслуживания. Кроме того, это устройство должно полноценно поддерживать NFC, считывать QR-коды и обладать большим сенсорным экраном.
Программное обеспечение банкомата
Одновременно с поиском аппаратного решения мы занялись вопросами софта.
С точки зрения программиста банкомат представляет собой клиентский терминал, который самостоятельно управляет лишь подключенным к нему оборудованием, а обработкой операций занимается сервер.
Для взаимодействия компьютера банкомата с картридером, пин-падом, ресайклером и прочей периферией, а также для организации «общения» с сервером существуют давно разработанные стандарты и протоколы. Они сильно ограничивают гибкость разработки и внедрение новых фич.
Идея создания банкоматного ПО с нуля могла бы показаться сомнительной, но иначе реализовать многое из задуманного командой Тинькофф было попросту невозможно.
Первоначально мы планировали отказаться от стандарта eXtension For Financial Services (XFS), описывающего логику управления оборудованием банкомата, в пользу собственного решения на основе Linux. С ним можно было бы добиться мультиплатформенности. Но эту идею пришлось отбросить, поскольку ни один производитель банкоматов не хотел соглашаться на вмешательство в драйвера банкоматного оборудования на столь глубоком уровне.
Поэтому к работам по созданию управляющего программного обеспечения, интеграции банкомата с сервером и написания API для создания различных сценариев работы банкомата мы привлекли подрядчика — компанию, у которой был опыт разработки программного обеспечения на .NET для платежных терминалов.
Вместо Windows XP, установленной в решениях конкурентов, банкомат получил 64-битную Windows 10. Свежая ОС давала больше возможностей по реализации визуально привлекательного и отзывчивого интерфейса, который напоминает тот, что реализован в нашем мобильном приложении, как внешне, так и по сценариям использования.
Всем, кто регулярно пользуется банкоматами, знакомы стандартные меню, которые предлагают выбрать язык, счет и т.д. Эти сценарии и алгоритмы во многом неинтуитивны и неудобны. Они жестко зашиты в стандартных протоколах NDC/DDC, предназначенных для общения банкомата и сервера (хоста).
Чтобы избавиться от этих атавизмов, пришлось сменить протоколы на оригинальное гибкое и современное решение, которое бы связало банкомат с серверной частью, целиком написанной на Java.
В самом начале коллеги из других компаний говорили нам, что мы сошли с ума, как только мы заикались о том, что хотим уйти от стандартных протоколов NDC/DDC. Но время нас уже рассудило.
Что нового для клиентов
Конечно, почти все эти изменения в недрах ПО клиенту незаметны, однако он легко отличит банкомат Тинькофф от других не только по экрану и меню — переработка программного обеспечения позволила реализовать новые сценарии использования банкомата.
Прежде всего, речь об авторизации в личном кабинете при помощи NFC. Каждый клиент, чей смартфон или карта поддерживает бесконтактную оплату, может воспользоваться банкоматом, просто приложив свое устройство или карту к считывателю. Стараниями наших программистов NFC полноценно работает с платежными системами Google Pay, Apple Pay и Samsung Pay, поддерживает пополнение и снятие денежных средств.
Еще один, прежде невозможный способ взаимодействия с банкоматом — quick cash. Так мы называем выдачу денег при помощи QR-кода, сгенерированного в личном кабинете через мобильное приложение банка. Достаточно просканировать экран смартфона и забрать нужную сумму без всяких очередей и проволочек с поиском карты, вводом PIN-кода и навигацией по меню.
Кроме того, нашей команде удалось устранить еще одно виртуальное препятствие, ограничивающее пользователей банкоматов. Теперь, авторизовавшись в банкомате любым удобным ему способом, клиент Тинькофф Банка из единого личного кабинета получает доступ ко всем своим картам и счетам. Так, например, вставив в банкомат дебетовую карту и обнаружив, что на ней недостаточно средств, можно сразу снять деньги с кредитки, оставшейся дома.
Оптимизация бэк-офисных процессов
При создании новых банкоматов мы уделили много внимания оптимизации бэк-офисных процессов: менеджменту, мониторингу, системе распространения обновлений, сервисному обслуживанию и инкассации.
Конечно, для всех этих операций существуют стандартные решения, но в них заложены те же недостатки, что и в протоколах NDC/DDC. Эти решения не поддаются кастомизации и тонкой настройке. Они попросту неудобны.
Инкассация
Инкассация — это отдельный пользовательский сценарий, запускаемый на банкомате. И он сложнее, чем те, что отвечают за выдачу денежных средств или пополнение счетов.
В решениях Тинькофф Банка взаимодействие инкассатора с банкоматом сведено к минимуму. От него больше не требуется делать подсчетов, вводить в банкомат дополнительные данные. Процесс управляется с хоста, а на экране банкомата отображаются инструкции для работника, осуществляющего замену кассет с деньгами. Уменьшив число действий, выполняемых инкассатором, мы сократили количество человеческих ошибок и ускорили процесс инкассации.
Сервера отслеживают счетчики кассет с деньгами, что в будущем позволит автоматизировать отправку заявок на обслуживание банкоматов и даже предсказывать необходимость в ней.
В теории Recycle-банкомат может не инкассироваться вовсе, но на деле в зависимости от местоположения банкомата, времени года и праздников из него могут забирать больше наличности или, напротив, пополнять кассеты быстрее, чем они опустошаются. Рано или поздно возникает необходимость в инкассации.
Собирая информацию о том, как различные факторы влияют на поведение клиентов, и отслеживая динамику использования банкоматов сети Тинькофф, мы разрабатываем технологию, позволяющую предсказать, как скоро потребуется дозаполнить или опустошить банкомат. Таким образом можно не только экономить на регулярных выездах инкасаторов, но и повысить доступность услуг, исключив ситуацию, в которой банкомат простаивает в ожидании обслуживания.
В перспективе предсказание инкассации позволит частично переложить эту задачу на клиентов банка путем управления клиентскими потоками. Эти схемы сейчас прорабатываются. Суть идеи заключается в том, чтобы стимулировать наших клиентов забирать денежные средства из переполненных банкоматов и, напротив, осуществлять пополнения счетов в банкоматах, где наличных осталось совсем мало.
Регулярное обновление ПО
Еще мы решили проблему с обновлением внутреннего ПО. Релизы выходят у нас раз в две недели и накатываются автоматически, в то время как у большинства банков на рынке обновление ПО происходит в лучшем случае раз в год. А сам процесс достаточно хлопотный.
Обработка запросов клиентов
Еще один момент. Нам удалось сильно сократить время, которое уходит на разбор претензий от клиентов. Работа с проблемой начинается сразу после обращения.
Вся необходимая информация передается банкоматом на сервер, автоматически, приводится в читабельный вид и отправляется в службу поддержки вместе с записями с камер. В итоге большинство проблем можно решить буквально за пару часов.
Тестирование прототипа: первые шишки
Для получения сертификатов от платежных систем VISA и MasterCard пришлось выделить отдельную команду, и все же в июне 2017 года прототип нашего банкомата был готов. С учетом того, что начали мы в январе, получилось весьма оперативно.
В тестовую доводку активно включилась команда тестировщиков. Затем банкомат был установлен в бизнес-центре, и доступ к нему получили все наши сотрудники. Хотя тестировщики проделали важную работу, выловив большинство критических багов, некоторые ошибки начали всплывать лишь на этапе внутреннего тестирования. Причем заранее предугадать появление тех или иных проблем было практически невозможно.
Так, в одном случае не срабатывал сценарий внесения в банкомат наличных. Просмотр логов операций ничего не дал, баг не воспроизводился. Выяснить в чем дело удалось лишь после просмотра записей с камер видеонаблюдения.
Оказалось, что клиент авторизовавшись в личном кабинете и достав купюры из кошелька, положил его на NFC-ридер. Внутри кошелька банкомат обнаружил другие карты, и сценарий внесения наличных, в котором не было учтено такого развития событий, сломался.
И если с этой проблемой справится было несложно (путем обновления ПО), то случаи, в которых играет роль человеческий фактор, так легко не исправляются. Например выяснилось, что люди имеют обыкновение игнорировать инструкции и действовать машинально. В качестве примера приведем случай, в котором клиент, желающий пополнить счет Тинькофф Банка без карты по номеру договора, вместо того, чтобы нажать кнопку «пополнить», выбирает «оплатить». Так он попадает в диалог, где предлагается выбрать в какую из популярных систем электронных переводов или на счет какого сотового оператора следует перевести средства. Клиент выбирает пункт Qiwi и вводит в поле, предназначенное для телефона, номер счета в Тинькофф банке. Причем Qiwi такой перевод принимает и кладет деньги на какие-то свои технические счета для дальнейших разбирательств.
Конечно, такую ошибочную операцию можно отозвать и вернуть клиенту деньги, но когда подобное происходит несколько раз в неделю, совершенно очевидно, что с интерфейсом что-то не так. Решить проблему помогло введение маски, которая не позволяет указывать в злополучном поле ввода что-либо кроме мобильного телефона.
Сказка будет впереди
Сами мы считаем, что наша история с банкоматами только началась. По сути у нас получился абсолютно уникальный продукт только благодаря тому, что мы не стали слушать возгласов типа «да как вы вообще будете жить без стандартных протоколов NDC/DDC». Хотя всевозможные трудности, конечно, были.
Карта банкоматов
Пока в нашей сети немногим более 200 банкоматов, которые позволили нам быстро отточить все узлы этого сложного «организма», включая центр управления. В ближайшее время их количество удвоится, причем далее мы планируем наращивать темп. И если вам интересны технические детали или кейсы по этому направлению, в последующих постах мы с радостью поделимся тем опытом, который нам удалось накопить.
Комментарии (156)
HermaMora
11.05.2018 15:39+5Как и зачем мы сделали свои банкоматы
Зачем в итоге сделали?runalsh
11.05.2018 16:46Чтобы легко и быстро вносить как валюту так и рубли.
Причем при снятии действует увеличенный вдвое лимит.
Очень жаль, что ввели высокую комиссию на пополнение карт других банков. Ввели бы лимит на карту в месяц и всё…t_kanstantsin
12.05.2018 16:08А на чём тогда зарабатывать? Гораздо выгоднее убрать лимит и выставить комиссию, чем сделать лимит и убрать комиссию.
Хотя высокая комиссия (по крайней мере для меня) означает, что я этой услугой воспользуюсь только в крайнем случае и на небольшой сумме
osipov_dv
11.05.2018 18:58Сторонние банки все равно вносят ограничения — сбер не дает снять за раз больше 7.5 тысяч, приходится делать несколько подходов к банкомату. Некоторые банки не имеют жестких лимитов — альфа, газпром. Некоторые имеют менее жесткие — 20 тысяч, в выходные снимал с такого 85 тр, устал.
Плюс есть проблемы с внесением наличных, чужие банкоматы жрут комиссию и очень неплохую. Через точки вроде евросети\мегафона не всегда бывает оперативное зачисление (в мегафоне зависли деньги больше чем на сутки).
Молодцы что изменили планы, и стали улучшать жизнь клиентам установкой своих банкоматов. 200 штук не очень много, если будет штук 500 по Москве, то для большинства пользователей это будет уже удобно.mikka1
11.05.2018 22:58200 штук не очень много, если будет штук 500 по Москве, то для большинства пользователей это будет уже удобно
Мда. Всё-таки жизнь в любом крупном городе накладывает неизгладимый отпечаток на восприятие доступности услуг.
Рядом с моей деревней — ДВА банкомата, в которых я могу снимать наличные с карты Тинькофф без комиссии. Один — где-то в 20 минутах езды на машине в «неудобную» сторону, другой — почти в получасе, но в «удобную» :))))
Только переехав в дерЁвню после 20+ лет жизни в Москве, начал слегка понимать причины многих трений между «сельскими» и городскими жителями.TimsTims
12.05.2018 14:25+2Не понимаю, зачем вообще нужна наличка в Москве. В 99 магазинах из 100 принимают карты.
AlexVBOG
12.05.2018 16:08Да просто потому что многие получают конвертную зарплату и это большое количество в процентах.
Makito
12.05.2018 20:01Что мешает пойти в ближайший связной и закинуть все на карту? Деньги будут в безопасности и будет капать копеечка на остаток.
AmberSP
13.05.2018 10:50Например, процесс. С громкими криками на весь торговый зал:
— А давайте мы с вами сейчас проверим номер карты! ПЯТЬ ДВА НОЛЬ ТРИ…
Maccimo
13.05.2018 11:06— Я пересёк перекрёсток на запрещающий сигнал светофора.
— Что мешает пойти в ближайшее отделение ГИБДД и сознаться в правонарушении?
osipov_dv
12.05.2018 18:08+1Иногда надо, не 100% магазинов принимают карты. Торговцы на улице тоже пока не приучены. В конкретно моем случае, надо было передать деньги родителям.
nevzorofff
12.05.2018 22:43В Москве… очень много езжу по Оренбургской области — даже в райцентрах о восьми тысячах жителей уже принимают, не то что в самом областном — тут я вообще наличными 2 раза в месяц расплачиваюсь.
Проблема осталась только в деревнях, но в каких я езжу — часто бывает и магазина нет, из всех признаков цивилизации только почта. Всё остальное — школа, ФАП, а бывает сельсовет — закрыты совсем.
vorphalack
13.05.2018 18:55вот будете смеяться, но вчера я таки в тот самый сотый магазин зашел. и плюс после 23 всякие мелкие магазины тоже имеют тенденцию «забывать» про карты. только нал, и не важно, что именно ты купить хочешь.
Gogino2005
12.05.2018 16:13В поселке 500 жителей и ни одного банкомата ближе 40 км. (
Сбер морозится уже сколько лет, даже коммерсантам в магазины не дают поставить, типа оборот никакой в поселке. Подожду пока Тинькофф наделают кучу банкоматов, дальше буду просить поставить один нам…
urtow
11.05.2018 15:47+3Пользоваля банкоматом. Снять беньги по NFC — самое офигенное, что запомнилось.
Пишите еще!
berezuev
11.05.2018 16:08+1Банкоматы у вас действительно лучшие. Но, как уже сказали выше, маловато их (хотя, наверное, это вопрос времени).
Будем ждать то прекрасное будущее, когда пластиковая карта станет рудиментом для всех банков.
moscowpan
11.05.2018 16:12+2Банкоматы удобные, спасибо. Развивайте сеть, например во всех ТЦ и у всех станций метро — идеал.
И ещё пожелание — предупреждайте о комиссиях в своих же банкоматах. Например при внесении наличных с превышением лимита, ни у одного другого банка таких комиссий не видел (за внесение через собственный банкомат банка) или всегда предупреждения.
Jeka178RUS
11.05.2018 16:12Вот это правильный подход! В печь тупые банкоматы прошлого века, давно их ненавижу.
andersong
13.05.2018 08:33Не всё так однозначно) Например, всегда печатаю чек с балансом после операций и кладу с картой. Один зеленый банк обновил ПО и возможность печати баланса на чеке пропала( Но я на проходной одного завода нашел старенький банкомат, где ПО не обновляли и печатать чеки ещё можно, им и пользуюсь.
linuxover
11.05.2018 16:29а собственно ПО на чем писали?
Мы тут работали над вопросом сделать "просто обновляемый терминал". Нашли весьма интересное решение (надо будет статью написать), интересно бы доработать это до банкоматного уровня...
вообще что Visa/MC для сертификации хочет?
Update: а дочитал: дотнет у вас.
а в сторону WebApp не смотрели/не думали?
HermaMora
11.05.2018 16:32Кстати, пользуясь случаем, хотел бы пожаловаться. Сайт свой в дерьмо превратили. Куда пропала кнопка погашение кредита? Мне не нужно оформлять новый, я просто закрыть старый и больше никогда не пользоваться вашим банком.
nitso
11.05.2018 16:33Как решаются проблемы замкнутого цикла? Вероятность попадания в кассету "не денег" есть, но с замкнутым циклом эту проблему рискует получить другой клиент банка. Существуют камеры, которые позволяют проследить, что выдали клиенту на запрос наличности?
VaalKIA
11.05.2018 19:48+4Присоединяюсь к вопросу. Я всегда считал, что в нашей стране законодательно запрещено выдавать принятые деньги без инкассации и тут я читаю эту статью… Если человеку банкомат выдал фальшифку, или сам клиент считает что эта фальшивка, я считаю, что его слово выше какой-то железки и он имеет право просто не принимать такую купюру, реализован в вашем банкомате отказ клиентом от выданных ему купюр и приём их обратно?
cadmi
11.05.2018 20:30+1ну как запрещено. ЦБ не возражает, да и у «Почта-банка» более двух тысяч банкоматов с рециркуляцией.
Archon
12.05.2018 11:07+5ЦБ и не будет возражать, риск возложен не на банк, а на клиента, который ничего не сможет никому доказать. По возможности сторонюсь таких банкоматов, чего и вам советую. Отличить их можно по возможности выдачи сразу большого количества купюр (более 40).
Для желающих возразить, что это ничем не отличается от выданной сдачи в магазине: суммы разные, получить фальшивые 50р на сдачу — это принципиально другая цена вопроса, чем получить пачку фальшивых тысячных купюр в банкомате.misato
12.05.2018 11:49-3Пачки наличности — это вообще довольно диковато в современном большом городе.
cadmi
12.05.2018 12:24считал, что в нашей стране законодательно запрещено
ответ был только на это. сам я налом не пользуюсь. разве что когда еду к родителям в деревню, снимаю две-три тысячи на случай, если по дороге на заправке случится «ой, у нас терминал не работает»
nikolayv81
11.05.2018 23:54В данной ситуации никак не докажешь что ты не верблюд увы.
Помимо прочего в старых банкоматах тоже были проблемы когда купюры не попадали в сброшенные и в случае не выдачи полной суммы клиент оставался без средств (купюры могли застрять "по пути" и быть изъяты обслуживающим персоналом без нарушения пломб и при пересчёте излишек не оставалось.
symbix
12.05.2018 07:26+4Да нигде они не решаются, похоже. Мне как-то досталась стодолларовая купюра с проставленной на ней печатью, не фальшивая, но в кассе не хотели принимать. Решил — положу на карту (не Тинькова, другого банка) и сразу сниму. Разумеется, получил обратно ту же купюру. Пришлось сунуть в один банкомат, а снять в другом.
WaXe
12.05.2018 16:09+1В плане попадания «не денег» в валидатор с рецайклингом у последних существует возможность проверять купюры как во время приема, так и во время выдачи купюр. Ну и в большинстве устройств для подобных случаев предусмотрен лоток или кассета для ветхих или некачественных купюр.
Например навороченный «GRG CRM 9250» может иметь, помимо 4 кассет под различные номиналы, одну кассету общего назначения (для всех остальных номиналов), лоток под плохие купюры и лоток под забытые купюры. Ну и в довесок он имеет сенсор способный распознавать номер купюры.
И вскользь по поводу законодательства могу сказать что существует:
Cписок валидаторов и других приёмных устройств, прошедших испытание в Банке России и рекомендованных для применения кредитными организациями
Список программно-технических средств (банкоматов, кассовых терминалов и других устройств), функционирующих в рециркуляционном режиме, прошедших испытание в Банке России и рекомендованных для применения кредитными организациями, филиалами, их внутренними структурными подразделениями
ads83
12.05.2018 16:48+1Поиск на странице по второй ссылке не нашел банкомат Тинькофф. Означает ли это, что банкомат не прошел/не проходил испытание в ЦБ РФ?
Еще интересно, какие нормы (ограничения, плюшки) по использованию аппаратов, не прошедших испытания. Их вообще в России нельзя использовать, или это добровольно и влияет в лучшем случае на страховку банка от нехороших случаев?
beduin747
12.05.2018 16:09Типа, запись всех маней, что получает клиент в текущей сессии, а затем ожидания какого-то аларма о просьбе заменить купюру? Было бы круто.
andersong
13.05.2018 08:50Патентую идею: услуга «Выдача необоротных купюр» за дополнительный процент)))
morez
11.05.2018 16:33Из минусов — хотел внести евро банкноты, но не получилось, банкомат принимает только купюры по 50 и 100.
dmitry_dvm
11.05.2018 16:36вставив в банкомат дебетовую карту и обнаружив, что на ней недостаточно средств, можно сразу снять деньги с кредитки
Какой вы неприятный кейс описали, давайте лучше наоборот.MIKEk8
12.05.2018 16:09-1вставив в банкомат кредитную карту и обнаружив, что на ней недостаточно средств?
Mixalych
11.05.2018 16:46Буду ждать статью о внутренностях аппарата — какое железо, какой канал связи, дублируется ли он (канал связи), сколько стоит один банкомат (игрушка то не из дешёвых), как происходит удаленное обновление, что делается, если комп (или что там внутри?) завис, бесперебойное питание и пр… Коль вы делаете сами «от и до» то сделайте тогда как у сбера (у кого еще есть — не в курсе), если сети нет, то выдача скажем до 1000 р. офлайн, как в тех тралликах (и магазинах) оплату берут, когда инета нет — как только появился прошло списание с лицевого счета, а то «Извините, банкомат не работает» — раздражает, и бежать на соседнюю улицу (в лучшем случае, а в деревне (мечтая..) — в соседний город) то еще «удовольствие», причем негарантированное. А так на мелкие расходы — самое то.
PavelMSTU
11.05.2018 16:58+3Что с информационной безопасностью?
Защита от скиминга? Атаки на ОС? Сетевые атаки? и т.д.
SergeySmirnovDesign
11.05.2018 17:04Хотелось бы больше подробностей по формированию всего аппарата (железо). Готовый корпус или свой дизайн делали? Если свой, то где производили и были ли сложности в этой части?
sergey_belyakov Автор
11.05.2018 17:11+2Основа корпуса от поставщика, но внесли некоторые изменения: поставили 17 дюймов экран (стандартно таких нет) и оформили внешне (покраска, короб).
Aspos
11.05.2018 17:06+3Так и не ответили на вопрос зачем писать свое ПО с нуля и обрекать себя на вечные косты по поддержке и регулярной ресертификации если это всё можно было пиксель-в-пиксель сделать на готовом, коробочном софте?
Есть целый ряд сторонних решений типа CR2, KAL, и решений у самих банкоматных вендоров типа NCR Connections т.п. которые позволяют делать все описанное в статье быстро, просто, безгеморройно.
sergey_belyakov Автор
11.05.2018 18:37+6Ни одно решение от вендора не смогло удовлетворить нашим требованиям. Ни один софт от вендора не сможет обеспечить быстрое внедрение новых фич.
8ex7er
12.05.2018 16:09Зачем задавать неудобные вопросы автору? :)
Ведь вся статья могла начаться с фразы почему сущестующее мультивендорное ПО для банкоматов нам не подошло…Aspos
12.05.2018 16:15Собственно, была надежда, что автор раскроет что именно не подошло в готовых решениях и что они делают такого, что не может коробочный софт. В статье об этом ни слова, вполне обычный функционал.
Но, вообще, молодцы конечно. Мир безумцами движется.
8ex7er
13.05.2018 10:10Вот именно безумцы! Софт это хорошо, но отсутствие на самой железке прайваси скрина — это не просто безумие, это преступление. Если они такие продуманные, то почему упустили такой архиважный момент?
anton9408
11.05.2018 17:12После банкоматов Сбербанка и Альфа-Банка, это просто идеальные банкоматы. И самое главное очередей на них почти никогда нет, так как снять деньги и внести в среднем уходит минуты 2-3.
kudryavy
12.05.2018 16:09-1Я думаю проблема долгого обслуживания в банкоматах сбера стоит так остро не из-за операций со снятием налички. Там социальные операциии типа платеж за патент или ЖКХ. Вот когда тиньковский банкомат будет примимать такие платежи за 2 минуты, тогда будет о чем говорить.
А пока очередей нет, потому что эти банкоматы как неуловимый джо. Даже в день ЗП не нужны никому
kirillaristov
11.05.2018 17:14+2Доступ ко всем картам и счетам это как-то стремно. Но если объединение карточных счетов физлица и ИП вроде как нормально (хотя тоже хотелось бы разделить), но вот объединение в одном ЛК счетов для физлица и юрлица — вот это уже совсем неудобно, небезопасно и палевно. Если же заводишь новую карту (счет, договор) на иной номер телефона, то, вдруг, все остальные счета перепривязываются к этому номеру. Мне так и не получилось разделить счета физлица и компании.
vikarti
12.05.2018 15:10А иногда бывает наоборот — у меня например есть 'нормальные' карты Тинькова и виртуалка Тинькова, выданная через Мобильный Кошелек (от CardsMobile). Объединить их — никак. Срок действия истек. Перевыпустить карту в приложении CardsMobile нельзя. Перевести тоже нельзя. CardsMobile предлагает пачку бумаг нотариально заверенных отправить и поддержка Тинькова подтверждает (но говорят что можно нотариально заверенный скан(?!)).
Вообщем дешевле оказалось подарить те несколько сот рублей.
RusXP
11.05.2018 17:14Ребята молодцы, так держать. Хотел бы узнать в каких еще регионах планируется установка банкоматов?
amarao
11.05.2018 17:20+9Рассказываю про суперфичу банкоматах Хеленики. Они показывают последнюю (предыдущую) операцию и предлагают её повторить. 99% раз это та же самая операция — снять кеша. На ту же самую сумму.
Бесценно, быстро, божественно.Gorodnya
11.05.2018 17:52+1Приват в Украине предлагает, если я правильно помню, 5 самых популярных снятий. Но да, та же сумма, что и в прошлый раз — это хорошо.
foldr
11.05.2018 17:25банкомат получил 64-битную Windows 10
Как обстоят дела с обновлениями? Так же как и на десктоп ставятся (принудительно), или же можно как-то управять?
VaalKIA
11.05.2018 19:55-4Меня этот пункт вообще убил, после того, что уже каждый ребёнок знает, что Виндовс 10, это ОС которая шпионит за всем что только можно и гонит шпионский трафик на свои сервера… выбор этой ОС просто не поддаётся логике, наверное, до кучи и багованные процы от Интел, которые она сказала что не исправит, поставили?
lopatoid
11.05.2018 20:06+3Вы серьёзно думаете, что в банкоматах есть прямое подключение к интернету?
VaalKIA
11.05.2018 20:22+1Я считаю, что Микрософт ведёт целенаправленную политику сбора данных, в обход запретов, устанавливаемых пользователями и не удивлюсь, если её же файрвол будет полностью игнорировать такой трафик или с очередным обновлением не появится какой-нибудь способ обойти запреты через служебные протоколы. Верю, что всё можно намертво заглушить на уровне железа, но когда это превращается в борьбу, типа вирусы/антивирусы, то зачем вообще нужен этот запредельный риск?
khim
11.05.2018 20:41+1Не «зачем», а «почему»: потому что когда-то производители разных запчастей для банкоматов заложились на OS/2… а их кинули… пришлось на XP переходить. Перешли на XP — теперь уж на что-то не от Microsoft переходить совсем-совсем не хочется… так и живут, пока «жареный петух не клюнет»…
dmitry_dvm
12.05.2018 11:11+3Принудительные только в редакции Home. Вы же не думаете, что там Home стоит? В Pro принудиловка отключается 2 (двумя) кликами в политиках. И я уже устал это повторять.
dimatl
11.05.2018 17:26Кстати, у нас организация работает с Тиньковом, у менеджеров банка узнавал как заполучить терминал, но они предложили только эквайринг, сказали, что терминалов нет.
Хотя условия шикарные, фитнес-клубы в ТЦ, под камерами, нормальный интернет, всегда в поле зрения рецепции, своя тех. поддержка, которая может нормально описать проблему, для дебага очень удобно.
super-guest
11.05.2018 18:37+3Молодцы, спасибо, прогресс идёт!
но когда подобное происходит несколько раз в неделю, совершенно очевидно, что с интерфейсом что-то не так. Решить проблему помогло введение маски, которая не позволяет указывать в злополучном поле ввода что-либо кроме мобильного телефона.
А вот тут недоработка — вы сами попали в ловушку костных систем, о которой пишите.
Маска — это костыль, т.к. человек всё равно дойдёт до неё, упрётся, чертыхнётся и пойдёт искать «правильный пункт в этом дурацком новом банкомате». А нужно было переработать меню.
Мне, например, тоже не понятно — если я хочу передать кому-то деньги по номеру договору, то это оплата услуг по договору или пополнение чьего-то счёта/договора?vikarti
12.05.2018 15:13Вот кто бы еще Qiwi объяснил как чеки печатать. Там есть опция 'пополнение Тинькофф' и прямо спрашивается — кредит гасить или пополнить. Выбираю второе, ввожу номер дебетовой карты и получаю чек где сказано что гасился кредит. Раздражает.
achekalin
11.05.2018 18:40+3Вообще, возможность снимать наличность с карт Т без комиссии в любых сторонних банкоматах трудно переоценить: просто подходишь к банкомату, который работает лучше других, и снимаешь (тот же Сбер тупо выдает не более 5 тыс. — «ну да, это они не конкурентов гнобят, это безопасности ради, я все понимаю»; но банкоматы Альфы просто отлично работают). Очень неудобно, что без комиссии снятие при сумме от 3000 руб., но все же: универсальность дорогого стоит.
А ответ на вопрос из заголовка, думаю, простой: надоело платить комиссию (она же все равно есть, просто банк ее не перекладывает на клиентов, а платит сам) чужим банкам. Предвижу, что чуть покрытие «своими» в крупных городах улучшится, и отключат снятие без комиссий в чужих — будет обидно и повод задуматься.
1cubik
11.05.2018 18:41Спасибо за статью!
Я понимаю, что такое предложение будет из мира фантастики, наверное, и немного сложно сделать такую вещь технически, но всё-таки.
Мне, как пользователю Вашего банка было бы удобно снимать денюжку через мобильное приложение. Т.е. я где-то еду в метро/на машине/иду пешком, пользуясь смартфоном, на котором есть Ваше мобильное приложение. Мне было бы удобно снять деньги в Вашем банкомате(местоположение которого найду в мобильном приложении), но не хочется тратить время на нажатие кнопок на экране самого банкомата. Можно ли сгенерировать заранее QR-код в приложении, например, для снятия N-ной суммы наличных, поднести его к считывателю и получить необходимую сумму(в рублях/долларах и тд) без взаимодействия с банкоматом?
Если бы NFC находился рядом со считывателем QR-кода, то тогда бы сразу и выполнялась и авторизация и распознавание QR-кода, кстати.
P.S. Исходя из Вашего опыта, хотелось бы знать, какие типы операций совершаются чаще всего: снятие наличных, переводы, пополнение карт или что-либо ещё. Заранее спасибо!sergey_belyakov Автор
11.05.2018 18:47+2Снятие по QR коду, сформированному в приложении, уже сейчас доступно клиентам.
youtu.be/n2UcONGHFyU1cubik
11.05.2018 21:18Упс. Спасибо большое, упустил. Тогда вы действительно лучший мобильный банк =)
Maccimo
12.05.2018 21:49Сколько дадут по QR-коду из ролика?
ATMWDL;1;3ae30cd8-1599-40b1-a2ae-0d2aee52b437
Nick_Shl
11.05.2018 18:42Как-то вносил на счёт деньги через банкомат который принимает купюры(не рекламируемый в статье). В какой-то момент засовывая купюры по 100 евро он одну съел, а денег не зачислил. Пришлось писать заявление, вернули только через несколько дней после инкассации. С тех пор зарёкся зачислять деньги через банкоматы.
AlexChudd
11.05.2018 19:05+1Процессы внесения средств и инкассации максимально автоматизированы, в этом случае намного вероятнее решение проблем клиента, если они возникают. Пополнение через [оператора денежных переводов] или кассу в отделении [банка какого-нибудь другого цвета] за комиссию, возможно, ощущается более надежным из-за присутствия за стеклом живого материально ответственного человека, но не всегда таковым является.
Так почему зарёкся-то, раз всё вернули?
zuluss
11.05.2018 18:47+1классно
сразу видно что поработали для удобства пользователей а не просто очередной ящик
h0rr0rr_drag0n
11.05.2018 19:21Так мы называем выдачу денег при помощи QR-кода, сгенерированного в личном кабинете через мобильное приложение банка. Достаточно просканировать экран смартфона и забрать нужную сумму без всяких очередей и проволочек с поиском карты, вводом PIN-кода и навигацией по меню.
А учитываются ли при этом лимиты на снятие наличных, установленные в интернет банке?
SDKiller
11.05.2018 19:56может воспользоваться банкоматом, просто приложив свое устройство или карту к считывателю
то есть у меня украли карту и без ввода пин-кода можно ее использовать в банкомате?
nitso
11.05.2018 20:11+1Банкомат запрашивает пин-код карты при авторизации через NFC, даже если он отключен в настройках для обычных операций. Нельзя просто взять и снять наличность с карты. Если это не QR.
IvanTheCrazy
11.05.2018 20:02На уровне простого пользователя — вчера впервые пользовался банкоматом. Крутейшее устройство. Один только приемник для наличных чего стоит. Не какая-то непонятная щель, в которую страшно деньги пихать, а нормальный лоток.
Офигенские короче!VaalKIA
11.05.2018 20:05Мокрые купюры принимает?: о)
P.S. Шучу, конечно, но кто-то ведь может после дождя, додуматься.IvanTheCrazy
11.05.2018 20:08Да одаренных у нас хватает. Но думаю это всеже не частый случай — я бы не рискнул просто боясь порвать деньги :D
Но технически в лоток положить легко, собственно в щель засунуть тоже никто наверное не мешает
misato
12.05.2018 08:44Лоток сейчас и у других банкоматов есть, у Сбера есть такие модели.
IvanTheCrazy
13.05.2018 20:50Я честно говоря впервые вижу, особенно при том что все связанное со сбером стараюсь стороной обходить настолько далеко, насколько возможно
kolabaister
11.05.2018 20:19Поддрежу — банкоматы действительно лучшие из всех, что видел.
Вопрос — заметил, что чеки по умолчанию вообще не выдаются. Раньше еще переключатель был, а сейчас и он пропал. Это куда то спрятали, или я не вижу? И зачем такие ограничения, это тоже последствия редкой инкассации (замены ленты)?
vsespb
11.05.2018 21:08+5Основным требованием к «железной» части будущего банкомата Тинькофф была поддержка функции кеш-ресайклинга
т.е. получить поддельные деньги из вашего банкомата — шанс больше?shurf
11.05.2018 21:49+1Во всех ресайклерах внесенные купюры сортируются банкоматом в зависимости от их качества и вероятности подделки (идентифицированных признаков подлинности) в соответствии требованиям регулятора. Недостаточно качественные, но, тем не менее определенные как подлинные, помещаются в депозит кассету из которой выдача клиентам не предполагаются. В нее же помещаются внесенные номиналы, для которых в банкомате нет ресайклинговых кассет. Таким образом, шанс получить поддельные банкноты примерно такой же, как в отделении банка.
nikolayv81
12.05.2018 00:09В отделении банка купюру можно вернуть, а замечательный банкоматы выданную им же даже подлинную может обратно не взять.
Konkase
11.05.2018 21:53+1Добавьте мониторинг и выводите на карту в приложении только рабочие банкоматы. Будет гораздо удобнее
avelor
11.05.2018 21:55Банкоматы очень крутые, пользуюсь и радуюсь, лучше не встречал.
Единственное что не нравится — открытый пинпад, если одна рука занята (ну или если кто-то с нарушением раьоты конечности) надо нависать, чтоб его закрыть. Подумайте над боковыми щитками или чем-то подобным.
Или если по модному-молодёжному — спарить банкомат со смартфоном по nfc и производить авторизацию через приложение по биометрии, без пинкода (если конечно такое позволяют сертификации)
Magister7
11.05.2018 22:07А зачем банкоматом сканировать телефон? Проще ведь как ПриватБанк сделал — телефоном банкомат — в банкомате вообще авторизоваться не нужно, подойти и отсканировать код, получить деньги. Всё :)
MacIn
12.05.2018 12:41+1зачем банкоматом сканировать
Проще… подойти и отсканировать
...?Magister7
13.05.2018 13:39Тут в статье описано сканирование телефона банкоматом — код генерирует приложение на телефоне, банкомат его читает. Т.е. нужно авторизоваться в приложении на телефоне, авторизоваться (?) в банкомате, дальше отсканировать и получить деньги.
ПриватБанк сделал проще — авторизоваться нужно только в приложении на телефоне (причем никто не мешает это сделать по пути к банкомату), дальше подойти к банкомату, и камерой телефона отсканировать QR-код, показанный на экране банкомата. Ввести на телефоне же сумму, и всё — банкомат выдаст наличные.MacIn
13.05.2018 15:28Так здесь, насколько я понимаю, речь идет вообще просто о сканировании разового валидного предварительно сгенерированного QR кода — будь он на бумаге или экране телефона.
Magister7
13.05.2018 16:08Хм, я подумал про единоразовый код — как-то привязанный к метке времени и с ограничением срока действия.
Впрочем, это автор статьи лучше знает.MacIn
13.05.2018 21:14Просто я видел применение подобного кода у одного блогера на ютюбе — он таким образом разыгрывал деньги среди подписчиков, вписав QR код в видео. Мол, кто первый заметит и добежит до банкомата тинькова, получит эту сумму.
woopler
11.05.2018 22:08+1"Так, например, вставив в банкомат дебетовую карту и обнаружив, что на ней недостаточно средств, можно сразу снять деньги с кредитки, оставшейся дома."
если предположить, что картой пин-кодом завладел злоумышленник? получается, что у него появляется доступ к другим счетам?
dmitry_dvm
12.05.2018 11:21+4Получается, что да, надо беречь пинкод.
Еще кейс:
Украли телефон, если есть приложение банка, то сбросили его код и привязали заново, т.к. доступ к смс тоже есть. В приложении напечатали QR на все деньги и всё сняли. Стало быть телефон тоже должен быть запаролен и это печаль, я никогда не ставлю пароли на телефон, т.к. до этого момента он мне был не нужен.
aliev
11.05.2018 22:21Не понял почему Linux в итоге не использовали? Под оборудование нет драйверов?
Prototik
12.05.2018 15:12+3Я так понял, банкоматы нужно сертифицировать у Visa/MC, а они очень-очень хотят блобы от вендоров устройств, а вендоры не хотят делать ещё дрова и под линукс.
Обычная жизнь линуксоидов.
Error1024
13.05.2018 00:26+3Например по причине того, что устраивает Windows.
Вообще меня всегда поражает, то что линуксоиды ожидают, что все хотят перейти на линукс. Нет. Довольно часто поддержка линукса, дороже и геморнее Windows.
lumaxy
12.05.2018 04:38А как обстоят дела с централизованным мониторингом технического состояния банкоматов? Что-то самописное или промышленное решение?
MisterParser
12.05.2018 08:40Поставьте, пожалуйста, хотя бы один в Белгороде. В Липецке есть, судя по карте, а в Белгороде нет. Города по населению одинаковые.
kuber
12.05.2018 10:13Мало чего принципиально нового. В статье указан интерфейс Сбербанка, но уже несколько лет, как он обновлен и теперь он много лучше. Например, вот вам принципиально новая идея: клиент с телефона выбирает банкомат и выбирает действие (например, снять 1500 рублей банкнотами по 500 + 10 * 100) вставляет карту в банкомат и тот уже знает чего он хочет и сразу ему предлагает это сделать.
green_tree
12.05.2018 10:37+5а можете объяснить почему у 99% банкоматов в России пин-код ограничен 4 цифрами?
как я понимаю в России не выпускают других карт, но есть банки (страны), где пин-код 6 цифр, ни больше ни меньше, какая боль снять деньги с такой карты при посещении России…
нашёлся лишь ВТБ24, у остальных баноматов ограничение на пин 4 цифры, Тинькофф в том числеvorphalack
13.05.2018 19:04действительно непонятно. у меня у одного человека есть азиатская карта с 8-значным пином, наши банкоматы такое прожевывают, хоть и не всегда отображают корректо.
Captcha
12.05.2018 11:07+3Все круто, толко удивляет что приемное устройство без антискиммера и пин-пад без зашиты от камеры. Это уже стандарты де-факто в мире банкоматов.
Anton23
12.05.2018 13:05+1Офигенно. Всем надо брать пример с вас. Это рили очень круто.
У меня появился вопрос, какую лицензию винды вы используйте и во сколько это примерно обходится?
AirLight
12.05.2018 13:30-3Это все конечно хорошо и замечательно, но само сущестсование банкоматов уже анахронизм, а после запуска крипторубля и подавно будет бессмысленным, особенно с этим рециклингом грязных купюр, которые до тебя кто-то трогал немытыми руками.
s-kozlov
12.05.2018 14:53+4Ох уж эти сказочники, всё бегут впереди паровоза. Картошку на улице уже можно купить за эти ваши биткойны? А деньги перевести в другой банк без комиссии? Купить что-то, когда терминал не работает?
Надо иногда выходить из своего уютного мирка будущего, где у всех бесперебойный безлимитный интернет 100 Мбит, оплата безналом и последняя версия браузера.h0rr0rr_drag0n
12.05.2018 15:53+5Немного дополню вас, если позволите. У всех этих карточек и крипторублей (эмитируемых государством, судя по названию?) есть один фатальный недостаток — вам могут легко перекрыть доступ к ним, если вы попадёте в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга (вдруг оскорбите кого-нибудь в пылу ссоры или репостните чего-нибудь не то) или если банк решит (по паттернам работы с большими суммами на вашем счету), что вы отмываете деньги или там терроризм финансируете.
Тогда как «грязные купюры, которые кто-то трогал немытыми руками» не получится так просто у вас отобрать — для этого нужно будет найти, где вы их спрятали и применить к вам насилие, чтобы вы их отдали, что несколько затратнее и сложнее, чем просто перекрыть доступ к вашим счетам в банке.
dapi
12.05.2018 14:48+2Сколько стоит инкасация? Может будет выгоднее ”скидывать" накопившиеся купюры обьявляя дисконт? и наоборот, если в банкомате не хватает наличности, можно обьявить прием с отрицательной комиссией.
captain_obvious
13.05.2018 18:52Вот это кстати тема. Идёшь по улице, тебе пуш на телефон приходит: «В 50 метрах можно положить наличку в наш банкомат и получить 2% сверху».
jobgemws
12.05.2018 15:19Это очень здорово, что Банк Тинькофф стал ставить свои банкоматы, да еще и на столько удобные-правда в ОК возле ТРК Июнь он два раза ломался. Но это мелочи.
Надеюсь, что такие банкоматы будут поставлены в самые часто посещаемые людьми точки-вокзалы, аэропорты и станции метро.
Делается ли анализ с камеры по тому куда человек смотрит на экран, чтобы определить дальнейшие его действия? Будет ли возможность в будущем управлять голосом? Речевая аналитика уже есть в теории (на практике применяется в ПО колл-центров например). На счет управления по тому куда смотрит человек-здесь не знаю-может такого нет, но теоретически такое можно сделать. Т е анализируя взгляд/голос (как и нажатия и набор сейчас), можно не просто управлять, но и предотвращать в будущем ошибку как человека, так и банкомата.
Извиняюсь за сумбурный текст-пишу в жару +24
gnomeby
12.05.2018 15:48>> Вместо Windows XP, установленной в решениях конкурентов, банкомат получил 64-битную Windows 10.
А что так? Вендоры железа дрова под другие ОС не делают?
shaukote
12.05.2018 16:08Отличная статья, интересно узнать кухню разработки таких продуктов.
И как клиента меня такая статья гораздо более мотивирует таки перевести зарплатную карту в Тинькофф, чем постоянные напоминания о такой возможности от сотрудников поддержки. :)
ianzag
12.05.2018 16:08+1Банкоматы с выдачей внесенных кем-то купюр вызывают некоторые опасения. При прочих равных я бы выбрал «классический» банкомат. От греха подальше. С точки зрения конечного пользователя — это отнюдь не фишка. Это скорее минус.
> Теперь, авторизовавшись в банкомате любым удобным ему способом, клиент Тинькофф Банка из единого личного кабинета получает доступ ко всем своим картам и счетам. Так, например, вставив в банкомат дебетовую карту и обнаружив, что на ней недостаточно средств, можно сразу снять деньги с кредитки, оставшейся дома.
Мне казалось, что доступ ко всем разрешенным счетам, перевод денег между счетами, погашение кредитов и пр. — это предоставляют все разумные банки (к примеру Альфа) и считать это фишкой в 2018м году несколько странно?
maxkomp
12.05.2018 16:08Спасибо за интересную статью. Вопрос: Ваше ПО работает под управлением обычной win10? Или все таки под промышленной версией "десятки"?
saskuu
12.05.2018 16:09Новое, что я увидел — это получение денег по QR-коду, остальное — это просто догнали другие банкоматы.
Интерфейс в живую не видел, на картинках — симпатичный.
hasap
12.05.2018 16:09Где можно посмотреть тарифы, в частности интересуют лимиты и проценты за снятие наличной валюты с карт иностранных банков в ваших банкоматах?
selfoss
12.05.2018 16:09+1О, а где же еще задать этот вопрос. Почему вы забанили виртуальные карты для новых пользователей?
pupsegadm
12.05.2018 16:09+1Если VISA и MC это сертифицировали, то почему нет. Хост получается тоже не NDC\DDC, а какой-нибудь TCSDC, насколько я понимаю.
Проблем с передачей 55го поля на хост и далее нет? Как ваш TCSDC-хост понимает кобрейжинговые карты, например мир\маэстро? Эквайрите UPI? Как ваш TCSDC-хост относится к шестизначным пинам (уверен, в тест-кейсах МПС поддержка 6значных пинов была обязательной)?
Когда наконец почините до конца переводы ил вашего ЛК с карт «МИР» сторонних банков? Перейдя на MirACCEPT 2.0, что-то не отладили до конца?
Привет коллегам!
omikron2001
12.05.2018 16:09+1Я правильно понимаю, что QR на снятие генерируется один раз и потом не меняется? т.е. возможно повторное снятие по тому же qr коду, либо его фотографии например?
DonnerJack
12.05.2018 16:09+1Банкоматы огонь, я как то случайно попал в такую ситуацию, что дома забыл карту и с собой взял немного налички. За наличку добрался на общ. транспорте до тц. Выбрал что надо в икеи и обнаружил на кассе, что карты нет и наличных не хватит чтобы добраться до ближайшего метро. Был только iphone, но без apple pay. В итоге случайно наткнулся в тц на банкомат, сгенерил QR код и снял наличные. Не думал, что когда нибудь буду так рад банкомату))
dariasavage
12.05.2018 16:09+3Боже, храни Тинькоф и его банкоматы. В них прекрасно все: от звука захвата карточки до предельно простого и полного функционала. Спасибо вам.
cadaverzian
12.05.2018 16:09+3Сначала Олежа рассказывает, что все банки со своими отделениями и банкоматами тупые, а он весь такой передовой и строит интернет-банк.
И тут, внезапно (ну как внезапно, после того как пара блогеров наглядно рассказали ему, что при всём пафосе, банк Тинькова без инфраструктуры других банков — пустышка), опа — и свои банкоматы.
Ждём еще открытия своих отделений.
Что бы наверняка уже.
Makito
12.05.2018 20:41Ну вот моя история: захотел я сегодня положить на свой счет евро, осталось немного с поездки, да и интересно было повидать сей банкомат.
Пришел с дебетовкой, авторизовался, но почему то баланс по карте показывает 0 хотя такого не может быть, всех прочих карт банкомат почему то тоже не увидел, хотя у меня есть и кредитка, и прочие допкарты.
Пришлось лезть в приложение и смотреть номер виртуальной карты на которую я и хотел закинуть еврики.
В конечном итоге все вылилось в то что закинуть деньги то ты можешь на любую карту по ее номеру, к примеру, а вот выбрать валюту пополнения можно только из той, на какую у тебя завязана карты которую ты сунул в банкомат. Как итог — поход к банкомату был бессмысленным.
Jesting
13.05.2018 17:041. В рамках NDC/DDC можно было, воспользовавшись веб-экзитами, реализовать абсолютно любой интерфейс и функционал. Работа с QR-кодами в сценарии — не проблема и может быть так же реализована в рамках как XFS так и NDC/DDC
2. Для сертификации в МПС абсолютно не нужно предоставлять какие-то данные о протоколе между банкоматом и хостом — это ваша внутренняя кухня. МПС смотрит на EMV логи (между картой и ридером) и на ISO8583(между хостом и МПС). Не могли бы вы рассказать какие всё-таки сложности у вас возникли на этом пути? Можно конечно предположить что вы изобрели велосипед и написали своё собственное EMV-ядро(занятие для сильных духом мужчин), которое так же пришлось сертифачить (ха а ещё обновлять, ежеквартально минимум, в соответствии с новыми требованиями МПС и прочие приятные мелочи которые могут возникнуть с приёмами карт которые укладываются в спецификации mchip/vsdc но реализуют функционал отличный от типовых сценариев). Пабло Чепалич или Томас Фриман из мастеркарда приезжали или они уже на покое?
3. Раз уж ломать все правила то почему не выбрали JAVA/XFS?
interprise
Пользовался пару раз, скажу честно удобней чем большинство других.
Пока беда с количеством, в спб к примеру на острове вообще ничего нету толком, только в центре. Как мне кажется это сейчас главная проблема. Что мешает расставить хотя-бы по одной штуке в каждом районе.
BratSinot
На Нарвской в Перекрестке есть. Правда зал работает до 22:00 только.