TooWheels (это каламбур, слышится также как two wheels) — инвалидная коляска с открытой документацией (CC-NC-SA), которую можно изготовить самостоятельно где угодно, подогнав под требуемые размеры и доступные в данной местности материалы. Разработанная первоначально в качестве спортивной, сегодня она является легко адаптируемой к другим областям применения благодаря усилиям пользователей и сообщества. От Индии до Эквадора, не говоря уж об Италии, где всё и началось, ведётся разработка конструкции, отвечающей требованиям широкого круга лиц с ограниченными возможностями. В проекте также принимают участие множество партнёров, включая Итальянскую федерацию инваспорта*. Вы можете скачать файлы и документацию и изготовить коляску как дома при помощи простых инструментов, так и в мастерской, располагающей компьютеризированным оборудованием. Сделайте как можно больше деталей самостоятельно, и вы сможете уменьшить себестоимость в 10 раз. Ещё в 2016 году проект получил «Золотой циркуль» — международную награду Ассоциации дизайнеров Италии.

В коляске Toowheels можно применить подручные материалы, такие, как фанера, трубы, велозапчасти. Можно менять размеры и их соотношения, получив в итоге конструкцию, адаптированную к различным применениям. Также, как указано выше, возможна адаптация к материалам и деталям, доступным в данной местности. Ведётся работа по организации местного производства колясок в развивающихся странах, что позволит создать рабочие места для инвалидов, дать им социальные преимущества и доступное средство передвижения.

Преимущества проекта:

Возможность подгонки размеров под пользоаателя, использования местных материалов.

Цена в 10 раз меньше, чем у спортивных инвалидных колясок с аналогичными характеристиками.

Адаптируемость к различным применениям: на одном и том же шасси можно сделать спортивную, внедорожную или городскую коляску, внеся лишь небольшие изменения.

Открытая документация: можно скачать с сайта проекта трёхмерные файлы либо чертежи, после чего изготовить коляску как на компьютеризированном оборудовании, так и при помощи обычных электролобзика, дрели, и т.п.

Проект начат в 2012 году, за прошедшие годы удалось вовлечь в него людей, работающих над ним и предлагающих новые усовершенствования. Плодотворное сотрудничество помогает искать новые цели, быть готовыми к решению новых задач.

Для одной коляски потребуются:

3 листа фанеры 800х600х10 мм
5 шпилек M8
1 шпилька M16
40 болта M8 x 40 мм
40 гаек M8
6 гаек M16
4 шайбы 20х56 мм
14 шайб 8х20 мм
26 шайб 8х32 мм
14 болтов 6х35 мм
1 алюминиевая труба 30х0,2х200 мм
1 алюминиевая труба 20х0,2х100 мм
1 алюминиевая труба 10х0,2х100 мм
4 шарикоподшипника 42х20 мм
2 поворотных колеса диаметром в 40 мм
2 велосипедные покрышки 26 дюймов или иного желаемого диаметра
2 велосипедных обода того же диаметра
2 велосипедные камеры того же диаметра
32 спицы
1 железный лист 200х20х1 мм
1 деревянная балка
Пена
Клей
Саморезы



* В оригинале — FIBA, под этой аббревиатурой удалось найти в том числе и спортивные организации, но не имеющие отношения к инваспорту. Возможно, автор имеет в виду FIGD.

Комментарии (64)


  1. Javian
    19.05.2018 12:15
    +3

    сделать спортивную, внедорожную или городскую коляску

    Сомневаюсь в износоустойчивости фанеры при интенсивном использовании. Например, место крепления колес — насколько это надежно?
    Эта конструкция не выглядит как пригодная для постоянного использования вне помещений.
    Фанеру необходимо хотя бы покрасить, может подольше проживет.


    1. onborodin
      19.05.2018 16:24
      +1

      Вместо «вот этой фанеры» можно применить любой подходящий и доступный композитный материал.


      1. trimtomato
        19.05.2018 23:35
        +1

        Сразу вспоминаю ламинированную фанеру, которая очень износоустойчивая.


    1. yolityolit
      19.05.2018 16:24
      +4

      Пары самостоятельных спусков с бордюра им хватит. А потом опять в гараж на пару недель корпеть с лобзиком. Все это сделано дизайнерами для инвесторов, как и 95% всех стартапов.


      1. Veddary
        19.05.2018 18:26

        Истребители второй мировой могут передать вам горячий привет в связи с этим утверждением.


        1. slovak
          19.05.2018 20:43
          +2

          И какова была средняя продолжительность жизни фанерного истребителя в бою?


          1. Zangasta
            19.05.2018 22:05

            А с кем вы собрались воевать на инвалидных колясках?
            Истребитель в бою жил недолго не потому, что фанера хлипкая — а потому, что враги стреляли в него из пулеметов.


          1. Pokolo
            19.05.2018 22:14
            +2

            такая же как и не фанерного


            1. iig
              20.05.2018 13:51
              +1

              Но к концу войны фанерные истребители окончательно сошли с дистанции. Фанера проще в обработке, да. Но металл лучше.


          1. Veddary
            20.05.2018 03:18

            А это уже зависело от того, кому на данном участке времени и пространства принадлежало господство в воздухе. Цельнометаллические Bf-109 вертелись с перегрузками, горели и бились также отлично, как и цельнодеревянные ЛА-5ФН


        1. Marsikus
          20.05.2018 11:40
          +3

          Самолеты после каждого вылета латали специально обученные механики. Не думаю, что вам бы понравились в быту вещи, над которыми надо регулярно потеть, как механикам над самолетом.


  1. selivanov_pavel
    19.05.2018 15:59
    +4

    Интересно, как долго служат обычные веловипедные колёса, когда на них идёт нагрузка с наклоненном положении? По-моему, сразу восьмёрками должны пойти


    1. snnrman
      20.05.2018 01:23

      Не пойдут. Вы же на велосипеде не строго вертикально едете + центр тяжести выше. К тому же есть усиленные колеса.


      1. selivanov_pavel
        20.05.2018 09:47
        +1

        Практически вертикально, иначе упаду. Даже если наклоняюсь в повороте, нагрузка всё равно идёт параллельно плоскости колеса за счёт центробежной силы. Из детства помню, что если тормозить юзом с разворотом( красиво :) ), то колёса восьмёрками идти начинают. Правда, там колёса были советские одноободные.

        Про усиленные колёсса не знаю, наверное для всякого там экстремального катания? Такие наверное могут выдержать


        1. Chamie
          20.05.2018 12:50

          Практически вертикально, иначе упаду. Даже если наклоняюсь в повороте, нагрузка всё равно идёт параллельно плоскости колеса за счёт центробежной силы.
          И с седла не встаёте, и когда в горку нужно побыстрее, то велоспиед за руль руками из стороны в сторону не качаете, чтобы ногам помогать?


          1. selivanov_pavel
            20.05.2018 13:13
            +2

            И к концу сезона небольшие восьмёрочки вылезают, правлю. А если бы постоянно ездил только в горку, раскачивая вел из стороны в сторону, то наверое каждую неделю восьмёрки бы правил(если бы я в таком режиме прожил неделю, конечно).


            1. Chamie
              20.05.2018 13:17
              -2

              Какие-то у вас колёса… странные, если от простой наклонной нагрузки восьмёрками покрываются. Всю жизнь так езжу, ни разу восьмёрок просто о такой езды не получал.


    1. TheSskain
      20.05.2018 09:40

      На коляске — колёса продержатся сотни лет…
      На заурядном велосипеде, на 26" — в последний раз прикасался к спицам ровно три сезона назад, то бишь ~10000км поребриков, ям, лесных дорог и асфальта они пережили, не требуя никакого обслуживания.


      1. selivanov_pavel
        20.05.2018 09:48

        Это всё нагрузка почти в плоскости колеса.


        1. TheSskain
          20.05.2018 10:02

          Но на предыдущих байках, с 28-29" колёсами, но в "спортивно-утончённом" исполнении, на тех же маршрутах и ямах — приходилось править те же "восьмёрки" каждый сезон и по несколько раз.
          Так что проблема просто в применении комплектухи по назначению и даже цена вопроса ни при чём — 28-29" на порядки дороже.


  1. alexhott
    19.05.2018 18:02
    +3

    фанера при грамотном монтаже прослужит очень долго
    вот только по весу такая коляска будет рекордсменом, а тягать ее руками…


    1. Zangasta
      19.05.2018 22:00

      А давайте посчитаем.
      Чтоб мы не делали, чтоб не предпринимали, коляска с человеком будет весить килограмм, скажем, 75 — из которых 65 кг — это человек — то есть тот вес, который ты никуда не денешь + коляска 10 кг.
      Облегченная модель коляски, весит, условно, 5 кг.
      То есть весь сыр-бор из за разницы меньше чем на 10 процентов? Это совершенно не заметно при эксплуатации.


      1. iig
        20.05.2018 08:34

        Разница 5 кг между дешевым и не очень дешевым велосипедом ооочень заметна, например.


        1. TheSskain
          20.05.2018 09:19
          +1

          Разницу между 9 и 18 кг, когда велосипед под задницей, на дороге — не ощущаю вообще.
          Если тащить вел пешком на десятый этаж — ну, может быть и есть отличия, если настолько немощен, что будешь обращать внимание на столь ничтожный груз вообще..


          1. iig
            20.05.2018 11:13
            +2

            Даже на любительские соревнования никто едет на ашанбайке. И тем более на фанерном велосипеде. Наверное, есть разница.


            1. Zangasta
              20.05.2018 11:22
              +1

              Ашан байк плох не тем, что он тяжелый.
              Он плох тем, что он хлипкий. Ну и не забывай фактор понтов.


            1. TheSskain
              20.05.2018 11:48
              +1

              Ашанбайкистовость определяется разве ценой, а не уместностью материалов и качеством изготовления?


              На всякий случай спешу огорчить — в условиях комбинированного похода лес-асфальт-горы какой либо карбоновотитановый легковес за миллионы тонн нефти — обязательно сдохнет на половине дороги. А чугунный ашанбайк за три рубля — пройдёт дистанцию не чихнув..


          1. wormball
            20.05.2018 11:28
            +1

            Ну, ежели вы взлетаете на десятый этаж с 18-килограммовым велосипедом в руках, не замечая оного — вам можно только позавидовать и посоветовать сейчас же идти на олимпийские игры. Фелпс повесится от зависти.


            1. TheSskain
              20.05.2018 11:56
              +2

              У меня не десятый, а всего шестой этаж и в антикварный лифт байк не влезает — так что пешком.
              И не ощущаю разницы между Джиантом и Стелсом (9 vs 18).
              На олимпиаду не поеду — мне эти миллисекунды не интересны.))


              1. wormball
                20.05.2018 12:13
                -1

                Что, и миллионы долларов тоже не интересны?


                1. TheSskain
                  20.05.2018 12:19

                  Я алкоголик. Нутром чую, что объявят водку допингом, лишь бы мои гонорары зажать.)))


                1. Zangasta
                  20.05.2018 12:20
                  +1

                  Вы просто не понимаете, что Вам пытаются донести.
                  Забежать на 10 этаж сложно. И с великом и без. Не каждый это может.
                  При этом нужно понимать, что забегать с великом на 10 — еще тяжелее. Потому что велик большой и неудобный.
                  А вес велика — тут третий фактор — тебе все равно тащить на 10 этаж свой вес и неудобный велик. Плюс-минус несколько кило тут погоды не делают.


                  1. iig
                    20.05.2018 12:40
                    +1

                    Плюс-минус несколько килограмм… Попробуйте забежать на 10 этаж с 2 гантелями по 5 кг. А потом добавить по блину на каждую и описать разницу.
                    Гантели они в руках, ага. Можно и иначе. Положите в рюкзак мешочек песка в 10кг, повторите забег с 15 кг.


                    1. TheSskain
                      20.05.2018 12:46
                      -1

                      Дык, тренироваться надо, регулярно!


                    1. Zangasta
                      21.05.2018 00:31
                      -1

                      А вот и повторю.
                      На этой неделе я занят, меняю паспорт, а на следующей возьму сына и устрою замер — сбегаю на 9 этаж сначала с легким велосипедом, а потом с арендованным московским велопрокатным — видит бог, тяжелее велика мироздание не знает.
                      И замерю пульс по прибытии. Уверен, что он будет больше, но не более чем 5 процентов. (Жаль, у меня нет пульсометра на грудь, но за неделю что-нибудь придумаю)
                      И запилю пост. Чтоб закрыть эту тему раз и навсегда.


        1. Zangasta
          20.05.2018 10:42

          Потому что вы его тащите на руках.
          Средний человек несет без проблем 10 кг. В этих условиях плюс-минус 5 кг, это половина веса. Очень чувствуется.


  1. stalinets
    19.05.2018 18:42

    Идея очень хорошая и правильная. Многие инвалиды ждут годами в очереди на коляску от государства, а имея продуманные чертежи, минимум инструментов и время, можно сделать её самому. А добавив тысяч 30 к стоимости, можно добавить электропривод с помощью мотор-колеса и литиевый аккумулятор. В принципе, можно было бы на местах наладить «гаражно-домашний» выпуск таких колясок. Да даже я со своим домашним набором инструментов мог бы наладить мелкосерийных выпуск, но, боюсь, бюрократия не даст мне развернуться.


    1. tormozedison Автор
      19.05.2018 20:17

      Только учтите, что там CC-NC-SA, где NC = non-commercial.


      1. Zibx
        19.05.2018 21:56

        Коляски бесплатные и предоставляются всем вступившим в клуб DIY Коляскостроительства. Вступление платное.


        1. tormozedison Автор
          19.05.2018 22:17

          Почему? В некоммерческих целях — хоть тоннами.


          1. Chamie
            20.05.2018 01:43

            Это Zibx описал возможный механизм коммерциализации.


  1. Sonikelf
    19.05.2018 20:26
    +1

    Я прошу прощения за нечеловеческую лень в подсчетах, но может кто-то примерно назвать стоимость коляски на основе прописанных в статье деталей?


    1. TheSskain
      20.05.2018 10:20

      Озадачился подсчётом:
      Фанера — 700
      Два велоколеса в сборе — 1600
      Остальная мелочёвка — 1000
      Всё из магазина, новьё.
      Инструмент не считал, ессно..


      1. wormball
        20.05.2018 11:24
        +1

        Простите, а можно ссылки? А то в сокольниках одно только колесо будет стоить столько же, сколько вы насчитали в сумме.


        1. TheSskain
          20.05.2018 12:17
          +2

          Я в Питере.
          Фанера — стройбаза Петрович. 1 лист 10х1500х1500 — 700
          Blackbike store Ярослава Гашека 17 колесо 26" передние (одинарный обод) под гайку — 550 рублей
          Покрышки + камеры — Петрошина — 255 рублей комплект
          Рассыпуху из строительного — недавно заморачивался с ремонтом, так что зайдя в магазин ближайший просто перефотографировал все прилавки — кадры сохранились в телефоне..))


  1. bugdesigner
    19.05.2018 20:59
    +2

    У этой коляски есть существенный минус — отсутствие специального обода для рук. Если ей пользоваться на спортивных площадках или в помещении — это ещё не так проблемно. Представьте как будут выглядеть руки, если проехать по улице, особенно после дождя.


    1. tormozedison Автор
      19.05.2018 21:03

      Так его добавить можно.


  1. bugdesigner
    19.05.2018 21:08
    +1

    Боюсь, не так это просто будет. Обода чаще из алюминиевых сплавов — так просто не приварить. Лучше сразу обод с таким обручем искать, если такие продаются (я не знаю, вполне может и продаются?)


    1. tormozedison Автор
      19.05.2018 21:15

      Как вариант — брать с неисправных колясок.
      Или вместо сварки крепить другим способом.


    1. stalinets
      19.05.2018 22:53
      +1

      Если взять велосипедные колёса со втулкой под дисковый тормоз, можно приварить или прикрутить такой обод прямо к тормозному диску. Дёшево и сердито. Специальное колесо для инвалидной коляски будет явно дороже, чем велосипедные.


  1. arielf
    19.05.2018 22:20
    +1

    Лучше бы вкладывали больше в регенеративную медицину и выращивание новых конечностей, а не в инвалидные коляски и дома престарелых. А это как тушить пожар бензином. Конечно, пока альтернативы им не придумали, но если ею не заниматься — она сама не появится.


    1. tormozedison Автор
      19.05.2018 22:24

      Так-то оно так, но нелепо резко прекращать заниматься колясками, пока выращивание конечностей — не в продакшене.
      Да и потом, если кто-то решит, что продление жизни стоит затраченных на него денег, а вот выращивание утраченной конечности — нет, ведь ещё длиннее жизнь от этого не станет? Тогда рациональнее жизнь-то продлить, а на конечность — забить, отдав предпочтение более дешёвой коляске.


      1. tormozedison Автор
        19.05.2018 22:45

        Да и потом, возможно, будет так: биологическое бессмертие — услуга бесплатная и даже обязательная для всех, а выращивание утраченных конечностей — платная и необязательная, так отсутствие конечности всё равно бессмертия не лишает. В этих условиях найдутся отдающие предпочтение коляскам, тем более, что в них есть куда вложить DIY-навыки. Возможно, вы читали в «Чёрной дыре» мой рассказ «Ноги», там эта проблема затронута.


    1. engine9
      20.05.2018 10:15

      Эх, мечтатель, человечество на данном этапе не способно решить и более приземленные проблемы. Например, безопасной утилизации ТБО.


      1. tormozedison Автор
        20.05.2018 11:02
        +1

        А вот это ни о чём не говорит. Проблему создания вычислительных машин с неслыханной ещё недавно производительностью человечество решило. И решение проблемы биологического бессмертия тоже не исключено.


      1. arielf
        20.05.2018 16:38
        +1

        Вы ещё скажите — «грипп не можем вылечить» — так вот как немного разбирающийся в биологии и биомедицинской инженерии могу уверенно сказать, проблемы заболевания обмена веществ, всякие возрастные патологии и выращивание живых или проектирование бионических конечностей будут решены задолго до искоренения гриппа и многих иных инфекционных заболеваний.


  1. tempo13
    20.05.2018 09:08

    Не удержался всё же от регистрации второго аккаунта, чтобы прокомментировать (извини, НЛО).

    Во-первых, и у автора проекта и в комментариях, КМК, смешались в кучу кони, люди…
    Давайте сначала подумаем, какая ЦА у этого проекта? Сразу отбрасываем страны Северной Америки, Европы и остальные с нормальным уровнем жизни.
    Даже Украину отбрасываем — я здесь живу и могу почти со 100% уверенностью сказать, что не найдётся даже процента инвалидов-колясочников в нашей стране, которые будут использовать такую коляску. Во-первых, соцслужбы обеспечивают колясками на достаточном уровне по количеству и по качеству, чтобы никто не задумался всерьёз об использовании чего-то подобного. Да, проблемы есть; да, это не отличные коляски, вроде тех, на которой приехала девушка на видео, но они несоизмеримо лучше этого фанерного поделия. Во-вторых, на вторичном рынке их очень много по крайне низким ценам, если говорить, о тех которые выдаются (это, кстати, признак не особо правильного подхода, но это отдельная тема).
    Думаю, что в РФ, ещё нескольких странах СНГ и прочих среднячках по уровню жизни — ситуация почти такая же, так что их мы тоже отбрасываем.

    Что остаётся? Всякие отсталые страны с низким уровнем жизни. Внимание вопрос: о каком вообще инваспорте может идти речь в стране, в которой инвалид в качестве банального повседневного средства передвижения вынужден использовать что-то вроде поделия индийских студентов на фото? Что, серьёзно? Есть возможность арендовать спортзал с инвентарём, свозить туда регулярно участников спортивной команды (это достаточно нетривиально должно быть в какой-то Уганде, я должен сказать), но денег или помощи различных благотворительных организаций на хотя бы средненькую коляску не нашлось? Не верю. Отбрасываем все попсовые спортивные коляски с наклонными колёсами и малюсенькими передними колёсиками.

    Дальше, уличные варианты. Тут уже выражалось сомнение насчёт долговечности фанеры — подкреплю его. В стране с низким уровнем жизни (даже Украина сюда входит, к сожалению :( ) передвижение по улице — это куча камней, ям, бордюров. Во-первых, таки выдержит ли это фанера (кстати, нужно ещё, чтобы она продержалась и под дождём и во время мойки)? Во-вторых, тут лучше подходит что-то трёхколёсное, вроде вот этого (https://img01-olxua.akamaized.net/img-olxua/633644784_1_1000x700_kolyaska-invalidnaya-s-veloprivodom-ksi-1-2-3p-iskra-novovolynsk_rev003.jpg), но это точно не сделаешь из фанеры. В общем, мне это видится малореалистичным, но надеюсь, что ошибаюсь.

    Остаются комнатные коляски. Здесь уже план выглядит более реальным, но только потому, что фактически в безвыходной ситуации подойдёт даже что-то жутко выглядещее и точно такое же по эгрономичности, вроде распространяемых какой-то благотворительной организацией обрезанных пляжных (или какие они там) пластиковых стульев на металической раме с колёсами.
    То есть да, в качестве комнатной коляски, наверно, приятнее сделать что-то подобное, чем использовать обрезанный стул. Теперь нужно только подсчитать количество людей, которым в забитой глубинке сделают по 3D моделям в фаблабе подобную коляску (тут я, конечно, утрирую, но не сильно).

    P.S. Ув. stalinets, насчёт электропривода с мотор-колесом — как Вы себе это представляете, если не секрет? Комнатные электроколяски значительно сложнее, чем электропривод с мотор-колесом и нужны людям у которых проблемы и с руками (в общем, совсем другая ЦА). По улице на обычной коляске, вроде тех, для которых представлены чертежи, с электроприводом вы доедете до ближайшей ямки.
    Если говорить о трёхколёсных почти электровелосипедах, то это, думаю, не из фанеры нужно делать.
    То есть сделать-то, наверно, можно, но это уже совсем другая тема, и парень из сабжевого проекта ни на йоту к ней не приблизился.

    P.P.S. Учитывайте, пожалуйста, психологический фактор, если думаете о каких-то колясках, на которых предполагается выход из дома. В ситуации «хоть что-то или ничего» — выбор очевиден, но если есть выбор между заводской коляской и сделаной где-то в гараже фанерной хреновиной, то, скорее всего, выиграет первая, какой бы неказистой она не была. И да, дизайн игрушек UGears не очень подходит для коляски, от которой хотелось бы, чтобы она как можно меньше бросалась в глаза.


  1. iig
    20.05.2018 09:19
    +1

    Странная идея — строить из г**на и палочек. Да, инструменты для фанеры дешевле, чем аргоновая сварка. Но аргоновая сварка все равно есть везде, где ремонтируют автомобили. И каркас из дюралевых труб будет лучше, чем фанерный.


    1. TheSskain
      20.05.2018 11:13
      +1

      Идея правильная.
      Всё сделать можно на кухне/на коленке, одолжив у соседа ручной любительский инструмент.
      Сварка это уже из профи-оперы плюс необходимость мастерской для рукоделия.


      1. iig
        20.05.2018 11:25
        +1

        Попросить (за деньги) мастера из соседнего гаража сварить конструкцию по готовым чертежам? Все равно материалы и комплектующие покупаются, и везуся издалека.


        1. TheSskain
          20.05.2018 12:28

          Я так думаю, что дело ещё и в возможности даже самому инвалиду-колясочнику всё сделать самостоятельно, дома.
          Доставка материалов минимальна по стоимости. Собрать собственными руками, не обращаясь к посторонней помощи — бесценная самореализация и самореабилитация… Как-то так мне представляется..


          1. iig
            20.05.2018 12:52

            Разве что для diy challenge. В результате — фанерная коляска дешевле по материалам — но все равно требует и денег, и помощи посторонних, и потребительские качества (вес, прочность, возможность складываться) хуже.


            1. TheSskain
              21.05.2018 00:10

              Да, diy хороший пример.
              Когда сам, под себя, с перепроверкой и перекручиванием саморезов, ибо материалы позволяют, подогнать под свою тушку габариты девайса — это правильный ход.
              Отладочная плата ака макет, учитывая мизерность первоначальных расходов. Когда всё устроит — откорректированные цифирки внести в эскизы и отдать на исполнение из "качественных" материалов.


  1. Loki3000
    21.05.2018 10:11

    Если эта штука не складная, значит только вокруг дома кататься? В багажник ее уже не закинешь — только спецтранспортом…