TooWheels (это каламбур, слышится также как two wheels) — инвалидная коляска с открытой документацией (CC-NC-SA), которую можно изготовить самостоятельно где угодно, подогнав под требуемые размеры и доступные в данной местности материалы. Разработанная первоначально в качестве спортивной, сегодня она является легко адаптируемой к другим областям применения благодаря усилиям пользователей и сообщества. От Индии до Эквадора, не говоря уж об Италии, где всё и началось, ведётся разработка конструкции, отвечающей требованиям широкого круга лиц с ограниченными возможностями. В проекте также принимают участие множество партнёров, включая Итальянскую федерацию инваспорта*. Вы можете скачать файлы и документацию и изготовить коляску как дома при помощи простых инструментов, так и в мастерской, располагающей компьютеризированным оборудованием. Сделайте как можно больше деталей самостоятельно, и вы сможете уменьшить себестоимость в 10 раз. Ещё в 2016 году проект получил «Золотой циркуль» — международную награду Ассоциации дизайнеров Италии.
В коляске Toowheels можно применить подручные материалы, такие, как фанера, трубы, велозапчасти. Можно менять размеры и их соотношения, получив в итоге конструкцию, адаптированную к различным применениям. Также, как указано выше, возможна адаптация к материалам и деталям, доступным в данной местности. Ведётся работа по организации местного производства колясок в развивающихся странах, что позволит создать рабочие места для инвалидов, дать им социальные преимущества и доступное средство передвижения.
Преимущества проекта:
Возможность подгонки размеров под пользоаателя, использования местных материалов.
Цена в 10 раз меньше, чем у спортивных инвалидных колясок с аналогичными характеристиками.
Адаптируемость к различным применениям: на одном и том же шасси можно сделать спортивную, внедорожную или городскую коляску, внеся лишь небольшие изменения.
Открытая документация: можно скачать с сайта проекта трёхмерные файлы либо чертежи, после чего изготовить коляску как на компьютеризированном оборудовании, так и при помощи обычных электролобзика, дрели, и т.п.
Проект начат в 2012 году, за прошедшие годы удалось вовлечь в него людей, работающих над ним и предлагающих новые усовершенствования. Плодотворное сотрудничество помогает искать новые цели, быть готовыми к решению новых задач.
Для одной коляски потребуются:
3 листа фанеры 800х600х10 мм
5 шпилек M8
1 шпилька M16
40 болта M8 x 40 мм
40 гаек M8
6 гаек M16
4 шайбы 20х56 мм
14 шайб 8х20 мм
26 шайб 8х32 мм
14 болтов 6х35 мм
1 алюминиевая труба 30х0,2х200 мм
1 алюминиевая труба 20х0,2х100 мм
1 алюминиевая труба 10х0,2х100 мм
4 шарикоподшипника 42х20 мм
2 поворотных колеса диаметром в 40 мм
2 велосипедные покрышки 26 дюймов или иного желаемого диаметра
2 велосипедных обода того же диаметра
2 велосипедные камеры того же диаметра
32 спицы
1 железный лист 200х20х1 мм
1 деревянная балка
Пена
Клей
Саморезы
* В оригинале — FIBA, под этой аббревиатурой удалось найти в том числе и спортивные организации, но не имеющие отношения к инваспорту. Возможно, автор имеет в виду FIGD.
Комментарии (64)
selivanov_pavel
19.05.2018 15:59+4Интересно, как долго служат обычные веловипедные колёса, когда на них идёт нагрузка с наклоненном положении? По-моему, сразу восьмёрками должны пойти
snnrman
20.05.2018 01:23Не пойдут. Вы же на велосипеде не строго вертикально едете + центр тяжести выше. К тому же есть усиленные колеса.
selivanov_pavel
20.05.2018 09:47+1Практически вертикально, иначе упаду. Даже если наклоняюсь в повороте, нагрузка всё равно идёт параллельно плоскости колеса за счёт центробежной силы. Из детства помню, что если тормозить юзом с разворотом( красиво :) ), то колёса восьмёрками идти начинают. Правда, там колёса были советские одноободные.
Про усиленные колёсса не знаю, наверное для всякого там экстремального катания? Такие наверное могут выдержатьChamie
20.05.2018 12:50Практически вертикально, иначе упаду. Даже если наклоняюсь в повороте, нагрузка всё равно идёт параллельно плоскости колеса за счёт центробежной силы.
И с седла не встаёте, и когда в горку нужно побыстрее, то велоспиед за руль руками из стороны в сторону не качаете, чтобы ногам помогать?selivanov_pavel
20.05.2018 13:13+2И к концу сезона небольшие восьмёрочки вылезают, правлю. А если бы постоянно ездил только в горку, раскачивая вел из стороны в сторону, то наверое каждую неделю восьмёрки бы правил(если бы я в таком режиме прожил неделю, конечно).
Chamie
20.05.2018 13:17-2Какие-то у вас колёса… странные, если от простой наклонной нагрузки восьмёрками покрываются. Всю жизнь так езжу, ни разу восьмёрок просто о такой езды не получал.
TheSskain
20.05.2018 09:40На коляске — колёса продержатся сотни лет…
На заурядном велосипеде, на 26" — в последний раз прикасался к спицам ровно три сезона назад, то бишь ~10000км поребриков, ям, лесных дорог и асфальта они пережили, не требуя никакого обслуживания.selivanov_pavel
20.05.2018 09:48Это всё нагрузка почти в плоскости колеса.
TheSskain
20.05.2018 10:02Но на предыдущих байках, с 28-29" колёсами, но в "спортивно-утончённом" исполнении, на тех же маршрутах и ямах — приходилось править те же "восьмёрки" каждый сезон и по несколько раз.
Так что проблема просто в применении комплектухи по назначению и даже цена вопроса ни при чём — 28-29" на порядки дороже.
alexhott
19.05.2018 18:02+3фанера при грамотном монтаже прослужит очень долго
вот только по весу такая коляска будет рекордсменом, а тягать ее руками…Zangasta
19.05.2018 22:00А давайте посчитаем.
Чтоб мы не делали, чтоб не предпринимали, коляска с человеком будет весить килограмм, скажем, 75 — из которых 65 кг — это человек — то есть тот вес, который ты никуда не денешь + коляска 10 кг.
Облегченная модель коляски, весит, условно, 5 кг.
То есть весь сыр-бор из за разницы меньше чем на 10 процентов? Это совершенно не заметно при эксплуатации.iig
20.05.2018 08:34Разница 5 кг между дешевым и не очень дешевым велосипедом ооочень заметна, например.
TheSskain
20.05.2018 09:19+1Разницу между 9 и 18 кг, когда велосипед под задницей, на дороге — не ощущаю вообще.
Если тащить вел пешком на десятый этаж — ну, может быть и есть отличия, если настолько немощен, что будешь обращать внимание на столь ничтожный груз вообще..iig
20.05.2018 11:13+2Даже на любительские соревнования никто едет на ашанбайке. И тем более на фанерном велосипеде. Наверное, есть разница.
Zangasta
20.05.2018 11:22+1Ашан байк плох не тем, что он тяжелый.
Он плох тем, что он хлипкий. Ну и не забывай фактор понтов.
TheSskain
20.05.2018 11:48+1Ашанбайкистовость определяется разве ценой, а не уместностью материалов и качеством изготовления?
На всякий случай спешу огорчить — в условиях комбинированного похода лес-асфальт-горы какой либо карбоновотитановый легковес за миллионы тонн нефти — обязательно сдохнет на половине дороги. А чугунный ашанбайк за три рубля — пройдёт дистанцию не чихнув..
wormball
20.05.2018 11:28+1Ну, ежели вы взлетаете на десятый этаж с 18-килограммовым велосипедом в руках, не замечая оного — вам можно только позавидовать и посоветовать сейчас же идти на олимпийские игры. Фелпс повесится от зависти.
TheSskain
20.05.2018 11:56+2У меня не десятый, а всего шестой этаж и в антикварный лифт байк не влезает — так что пешком.
И не ощущаю разницы между Джиантом и Стелсом (9 vs 18).
На олимпиаду не поеду — мне эти миллисекунды не интересны.))wormball
20.05.2018 12:13-1Что, и миллионы долларов тоже не интересны?
TheSskain
20.05.2018 12:19Я алкоголик. Нутром чую, что объявят водку допингом, лишь бы мои гонорары зажать.)))
Zangasta
20.05.2018 12:20+1Вы просто не понимаете, что Вам пытаются донести.
Забежать на 10 этаж сложно. И с великом и без. Не каждый это может.
При этом нужно понимать, что забегать с великом на 10 — еще тяжелее. Потому что велик большой и неудобный.
А вес велика — тут третий фактор — тебе все равно тащить на 10 этаж свой вес и неудобный велик. Плюс-минус несколько кило тут погоды не делают.iig
20.05.2018 12:40+1Плюс-минус несколько килограмм… Попробуйте забежать на 10 этаж с 2 гантелями по 5 кг. А потом добавить по блину на каждую и описать разницу.
Гантели они в руках, ага. Можно и иначе. Положите в рюкзак мешочек песка в 10кг, повторите забег с 15 кг.Zangasta
21.05.2018 00:31-1А вот и повторю.
На этой неделе я занят, меняю паспорт, а на следующей возьму сына и устрою замер — сбегаю на 9 этаж сначала с легким велосипедом, а потом с арендованным московским велопрокатным — видит бог, тяжелее велика мироздание не знает.
И замерю пульс по прибытии. Уверен, что он будет больше, но не более чем 5 процентов. (Жаль, у меня нет пульсометра на грудь, но за неделю что-нибудь придумаю)
И запилю пост. Чтоб закрыть эту тему раз и навсегда.
Zangasta
20.05.2018 10:42Потому что вы его тащите на руках.
Средний человек несет без проблем 10 кг. В этих условиях плюс-минус 5 кг, это половина веса. Очень чувствуется.
stalinets
19.05.2018 18:42Идея очень хорошая и правильная. Многие инвалиды ждут годами в очереди на коляску от государства, а имея продуманные чертежи, минимум инструментов и время, можно сделать её самому. А добавив тысяч 30 к стоимости, можно добавить электропривод с помощью мотор-колеса и литиевый аккумулятор. В принципе, можно было бы на местах наладить «гаражно-домашний» выпуск таких колясок. Да даже я со своим домашним набором инструментов мог бы наладить мелкосерийных выпуск, но, боюсь, бюрократия не даст мне развернуться.
tormozedison Автор
19.05.2018 20:17Только учтите, что там CC-NC-SA, где NC = non-commercial.
Zibx
19.05.2018 21:56Коляски бесплатные и предоставляются всем вступившим в клуб DIY Коляскостроительства. Вступление платное.
Sonikelf
19.05.2018 20:26+1Я прошу прощения за нечеловеческую лень в подсчетах, но может кто-то примерно назвать стоимость коляски на основе прописанных в статье деталей?
TheSskain
20.05.2018 10:20Озадачился подсчётом:
Фанера — 700
Два велоколеса в сборе — 1600
Остальная мелочёвка — 1000
Всё из магазина, новьё.
Инструмент не считал, ессно..wormball
20.05.2018 11:24+1Простите, а можно ссылки? А то в сокольниках одно только колесо будет стоить столько же, сколько вы насчитали в сумме.
TheSskain
20.05.2018 12:17+2Я в Питере.
Фанера — стройбаза Петрович. 1 лист 10х1500х1500 — 700
Blackbike store Ярослава Гашека 17 колесо 26" передние (одинарный обод) под гайку — 550 рублей
Покрышки + камеры — Петрошина — 255 рублей комплект
Рассыпуху из строительного — недавно заморачивался с ремонтом, так что зайдя в магазин ближайший просто перефотографировал все прилавки — кадры сохранились в телефоне..))
bugdesigner
19.05.2018 20:59+2У этой коляски есть существенный минус — отсутствие специального обода для рук. Если ей пользоваться на спортивных площадках или в помещении — это ещё не так проблемно. Представьте как будут выглядеть руки, если проехать по улице, особенно после дождя.
bugdesigner
19.05.2018 21:08+1Боюсь, не так это просто будет. Обода чаще из алюминиевых сплавов — так просто не приварить. Лучше сразу обод с таким обручем искать, если такие продаются (я не знаю, вполне может и продаются?)
tormozedison Автор
19.05.2018 21:15Как вариант — брать с неисправных колясок.
Или вместо сварки крепить другим способом.
stalinets
19.05.2018 22:53+1Если взять велосипедные колёса со втулкой под дисковый тормоз, можно приварить или прикрутить такой обод прямо к тормозному диску. Дёшево и сердито. Специальное колесо для инвалидной коляски будет явно дороже, чем велосипедные.
arielf
19.05.2018 22:20+1Лучше бы вкладывали больше в регенеративную медицину и выращивание новых конечностей, а не в инвалидные коляски и дома престарелых. А это как тушить пожар бензином. Конечно, пока альтернативы им не придумали, но если ею не заниматься — она сама не появится.
tormozedison Автор
19.05.2018 22:24Так-то оно так, но нелепо резко прекращать заниматься колясками, пока выращивание конечностей — не в продакшене.
Да и потом, если кто-то решит, что продление жизни стоит затраченных на него денег, а вот выращивание утраченной конечности — нет, ведь ещё длиннее жизнь от этого не станет? Тогда рациональнее жизнь-то продлить, а на конечность — забить, отдав предпочтение более дешёвой коляске.tormozedison Автор
19.05.2018 22:45Да и потом, возможно, будет так: биологическое бессмертие — услуга бесплатная и даже обязательная для всех, а выращивание утраченных конечностей — платная и необязательная, так отсутствие конечности всё равно бессмертия не лишает. В этих условиях найдутся отдающие предпочтение коляскам, тем более, что в них есть куда вложить DIY-навыки. Возможно, вы читали в «Чёрной дыре» мой рассказ «Ноги», там эта проблема затронута.
engine9
20.05.2018 10:15Эх, мечтатель, человечество на данном этапе не способно решить и более приземленные проблемы. Например, безопасной утилизации ТБО.
tormozedison Автор
20.05.2018 11:02+1А вот это ни о чём не говорит. Проблему создания вычислительных машин с неслыханной ещё недавно производительностью человечество решило. И решение проблемы биологического бессмертия тоже не исключено.
arielf
20.05.2018 16:38+1Вы ещё скажите — «грипп не можем вылечить» — так вот как немного разбирающийся в биологии и биомедицинской инженерии могу уверенно сказать, проблемы заболевания обмена веществ, всякие возрастные патологии и выращивание живых или проектирование бионических конечностей будут решены задолго до искоренения гриппа и многих иных инфекционных заболеваний.
tempo13
20.05.2018 09:08Не удержался всё же от регистрации второго аккаунта, чтобы прокомментировать (извини, НЛО).
Во-первых, и у автора проекта и в комментариях, КМК, смешались в кучу кони, люди…
Давайте сначала подумаем, какая ЦА у этого проекта? Сразу отбрасываем страны Северной Америки, Европы и остальные с нормальным уровнем жизни.
Даже Украину отбрасываем — я здесь живу и могу почти со 100% уверенностью сказать, что не найдётся даже процента инвалидов-колясочников в нашей стране, которые будут использовать такую коляску. Во-первых, соцслужбы обеспечивают колясками на достаточном уровне по количеству и по качеству, чтобы никто не задумался всерьёз об использовании чего-то подобного. Да, проблемы есть; да, это не отличные коляски, вроде тех, на которой приехала девушка на видео, но они несоизмеримо лучше этого фанерного поделия. Во-вторых, на вторичном рынке их очень много по крайне низким ценам, если говорить, о тех которые выдаются (это, кстати, признак не особо правильного подхода, но это отдельная тема).
Думаю, что в РФ, ещё нескольких странах СНГ и прочих среднячках по уровню жизни — ситуация почти такая же, так что их мы тоже отбрасываем.
Что остаётся? Всякие отсталые страны с низким уровнем жизни. Внимание вопрос: о каком вообще инваспорте может идти речь в стране, в которой инвалид в качестве банального повседневного средства передвижения вынужден использовать что-то вроде поделия индийских студентов на фото? Что, серьёзно? Есть возможность арендовать спортзал с инвентарём, свозить туда регулярно участников спортивной команды (это достаточно нетривиально должно быть в какой-то Уганде, я должен сказать), но денег или помощи различных благотворительных организаций на хотя бы средненькую коляску не нашлось? Не верю. Отбрасываем все попсовые спортивные коляски с наклонными колёсами и малюсенькими передними колёсиками.
Дальше, уличные варианты. Тут уже выражалось сомнение насчёт долговечности фанеры — подкреплю его. В стране с низким уровнем жизни (даже Украина сюда входит, к сожалению :( ) передвижение по улице — это куча камней, ям, бордюров. Во-первых, таки выдержит ли это фанера (кстати, нужно ещё, чтобы она продержалась и под дождём и во время мойки)? Во-вторых, тут лучше подходит что-то трёхколёсное, вроде вот этого (https://img01-olxua.akamaized.net/img-olxua/633644784_1_1000x700_kolyaska-invalidnaya-s-veloprivodom-ksi-1-2-3p-iskra-novovolynsk_rev003.jpg), но это точно не сделаешь из фанеры. В общем, мне это видится малореалистичным, но надеюсь, что ошибаюсь.
Остаются комнатные коляски. Здесь уже план выглядит более реальным, но только потому, что фактически в безвыходной ситуации подойдёт даже что-то жутко выглядещее и точно такое же по эгрономичности, вроде распространяемых какой-то благотворительной организацией обрезанных пляжных (или какие они там) пластиковых стульев на металической раме с колёсами.
То есть да, в качестве комнатной коляски, наверно, приятнее сделать что-то подобное, чем использовать обрезанный стул. Теперь нужно только подсчитать количество людей, которым в забитой глубинке сделают по 3D моделям в фаблабе подобную коляску (тут я, конечно, утрирую, но не сильно).
P.S. Ув. stalinets, насчёт электропривода с мотор-колесом — как Вы себе это представляете, если не секрет? Комнатные электроколяски значительно сложнее, чем электропривод с мотор-колесом и нужны людям у которых проблемы и с руками (в общем, совсем другая ЦА). По улице на обычной коляске, вроде тех, для которых представлены чертежи, с электроприводом вы доедете до ближайшей ямки.
Если говорить о трёхколёсных почти электровелосипедах, то это, думаю, не из фанеры нужно делать.
То есть сделать-то, наверно, можно, но это уже совсем другая тема, и парень из сабжевого проекта ни на йоту к ней не приблизился.
P.P.S. Учитывайте, пожалуйста, психологический фактор, если думаете о каких-то колясках, на которых предполагается выход из дома. В ситуации «хоть что-то или ничего» — выбор очевиден, но если есть выбор между заводской коляской и сделаной где-то в гараже фанерной хреновиной, то, скорее всего, выиграет первая, какой бы неказистой она не была. И да, дизайн игрушек UGears не очень подходит для коляски, от которой хотелось бы, чтобы она как можно меньше бросалась в глаза.
iig
20.05.2018 09:19+1Странная идея — строить из г**на и палочек. Да, инструменты для фанеры дешевле, чем аргоновая сварка. Но аргоновая сварка все равно есть везде, где ремонтируют автомобили. И каркас из дюралевых труб будет лучше, чем фанерный.
TheSskain
20.05.2018 11:13+1Идея правильная.
Всё сделать можно на кухне/на коленке, одолжив у соседа ручной любительский инструмент.
Сварка это уже из профи-оперы плюс необходимость мастерской для рукоделия.iig
20.05.2018 11:25+1Попросить (за деньги) мастера из соседнего гаража сварить конструкцию по готовым чертежам? Все равно материалы и комплектующие покупаются, и везуся издалека.
TheSskain
20.05.2018 12:28Я так думаю, что дело ещё и в возможности даже самому инвалиду-колясочнику всё сделать самостоятельно, дома.
Доставка материалов минимальна по стоимости. Собрать собственными руками, не обращаясь к посторонней помощи — бесценная самореализация и самореабилитация… Как-то так мне представляется..iig
20.05.2018 12:52Разве что для diy challenge. В результате — фанерная коляска дешевле по материалам — но все равно требует и денег, и помощи посторонних, и потребительские качества (вес, прочность, возможность складываться) хуже.
TheSskain
21.05.2018 00:10Да, diy хороший пример.
Когда сам, под себя, с перепроверкой и перекручиванием саморезов, ибо материалы позволяют, подогнать под свою тушку габариты девайса — это правильный ход.
Отладочная плата ака макет, учитывая мизерность первоначальных расходов. Когда всё устроит — откорректированные цифирки внести в эскизы и отдать на исполнение из "качественных" материалов.
Loki3000
21.05.2018 10:11Если эта штука не складная, значит только вокруг дома кататься? В багажник ее уже не закинешь — только спецтранспортом…
Javian
Сомневаюсь в износоустойчивости фанеры при интенсивном использовании. Например, место крепления колес — насколько это надежно?
Эта конструкция не выглядит как пригодная для постоянного использования вне помещений.
Фанеру необходимо хотя бы покрасить, может подольше проживет.
onborodin
Вместо «вот этой фанеры» можно применить любой подходящий и доступный композитный материал.
trimtomato
Сразу вспоминаю ламинированную фанеру, которая очень износоустойчивая.
yolityolit
Пары самостоятельных спусков с бордюра им хватит. А потом опять в гараж на пару недель корпеть с лобзиком. Все это сделано дизайнерами для инвесторов, как и 95% всех стартапов.
Veddary
Истребители второй мировой могут передать вам горячий привет в связи с этим утверждением.
slovak
И какова была средняя продолжительность жизни фанерного истребителя в бою?
Zangasta
А с кем вы собрались воевать на инвалидных колясках?
Истребитель в бою жил недолго не потому, что фанера хлипкая — а потому, что враги стреляли в него из пулеметов.
Pokolo
такая же как и не фанерного
iig
Но к концу войны фанерные истребители окончательно сошли с дистанции. Фанера проще в обработке, да. Но металл лучше.
Veddary
А это уже зависело от того, кому на данном участке времени и пространства принадлежало господство в воздухе. Цельнометаллические Bf-109 вертелись с перегрузками, горели и бились также отлично, как и цельнодеревянные ЛА-5ФН
Marsikus
Самолеты после каждого вылета латали специально обученные механики. Не думаю, что вам бы понравились в быту вещи, над которыми надо регулярно потеть, как механикам над самолетом.