Среди блокчейн-конференций, организуемых нашей компанией, самым крупным событием остается мероприятие в Москве. Но за последние годы наша география расширилась на полмира. Мы делаем мероприятия в странах Европы, СНГ, Гибралтаре, Филиппинах, Австралии, Индии — и это далеко не полный список.
В каждом из этих государств свои национальные особенности и политическая ситуация, которые влияют на подготовку и проведение ивентов. В этом посте мы расскажем о самых интересных наблюдениях, накопленных нами за несколько лет.
Города, где мы уже проводили блокчейн-конференции или будем впервые проводить в этом году (кликабельно)
По европейским блокчейн-проектам тяжело работать в декабре. Многие спикеры и экспоненты готовятся к Рождеству и попросту не отвечают. Особенно строго с этим в Швейцарии: в течение двухнедельных каникул никто не ответит на ваш вопрос — ни по телефону, ни по почте, ни в соцсетях. Поэтому конференции в Гибралтаре, Швейцарии, Эстонии, и других европейских странах мы проводили уже после Рождества.
Что касается проектов в СНГ, здесь действует то же правило. Только вместо Рождества другой праздник — Новый год.
Лучшие дни недели, чтобы провести конференцию — это среда и четверг. Люди уже настроились на работу, никто еще не успел устать — все максимально настроены на общение и нетворкинг. Причем лучше, чтобы эти дни были не праздничными, ибо кто же из бизнес-аудитории пойдет на B2B-мероприятие в свой выходной? В субботу и воскресенье блокчейн-мероприятия тоже лучше не делать.
По времени суток также есть особенности. Разница во времени с Индией — 2,5 часа (по Москве). Но очевидно, что индусы начинают работать очень рано: звонки в 4 или 5 утра перед мероприятием были обычным делом (представьте наших бедных сотрудников, судорожно просыпающихся от звонка). Финны тоже начинают работать довольно рано: письма от них приходят уже с 6-7 утра (по их времени).
В Казахстане блокчейн и крипта — хайповые темы. В стране есть «Международный финансовый центр «Астана», который стал финтех-хабом для стран Центральной Азии. МФЦ искал блокчейн-стартапы, которые могли бы развиваться в рамках их организации. Поэтому на свою конференцию мы пригласили и тех, и других. Директор по цифровым технологиям МФЦ «Астана» Асель Жиенбаева открывала нашу конференцию в Алматы. Вообще, власти Казахстана открыты для диалога с блокчейн-сообществом.
В Эстонии к крипте относятся более чем позитивно. Кроме того, в стране действует программа электронного резиденства. По ней гражданин любой страны может относительно свободно вести бизнес в Эстонии. Поэтому участием активно интересовались зарубежные спикеры и компании.
Еще в конце 2017 года финансовый регулятор Филиппин (Philippines` Securities and Exchange Commission) заявил, что намерен ввести криптовалюты в правовое поле. Поэтому зарубежные блокчейн-компании сразу стали внимательнее присматриваться к стране, чтобы в случае чего переместить туда свои штаб-квартиры. Ведь всегда выгоднее вести бизнес там, где его поддерживают, а не душат.
Швейцария со своей «Силиконовой криптодолиной» не подкачала: и правительство и бизнес-комьюнити заинтересованы в крипте и блокчейне. Это одна из самых лояльных и продвинутых стран по применению блокчейна. Криптоэксперты и блокчейн-компании звонили сами и предлагали свои кандидатуры для участия. Страна определенно заинтересована в том, чтобы оставаться европейским центром для криптовалют.
Гибралтар — очень специфическая по законам страна. Вроде бы Европа-не Европа, UK-не UK. Прямо перед нашей конференцией там вступили в силу новые законы о лицензировании блокчейн-компаний. Теперь все местные компании, которые предоставляли услуги по внедрению блокчейна, обязаны были получить лицензию Комиссии по финансовым услугам (GFSC). Чтобы разъяснить подробности бизнес-сообществу, мы создали отдельную дискуссионную панель, где эксперты объясняли поэтапно, что нужно делать.
С мероприятием в Беларуси нам пришлось поторопиться, потому что незадолго до начала события в стране вышел знаменитый Декрет №8. На то время (27 февраля 2018 г.) он лишь предписывал создать законы по крипте. Поэтому сообщество было настроено на обсуждение всех его положений и будущего, которое он сулит Беларуси. Так и получилось. Хотя добиться участия спикеров из числа государственных деятелей не удалось: кажется, они тогда и сами не до конца понимали, как все обернется (кстати, автор Декрета № 8 станет спикером готовящейся конференции в Грузии).
Предстоящая конференция в Грузии состоится во многом благодаря лояльному отношению властей к криптовалютам и блокчейну. В свое время для нас было откровением, что в стране можно зарегистрировать международную финансовую компанию за один час, а майнит здесь едва ли не каждый второй — благодаря низкой цене на электричество. Вместе с низкими ставками налогов для бизнеса стало понятно, что крипта — это тема как раз для Грузии.
В Азербайджане власти совсем недавно смягчили свою категоричную позицию по криптовалютам. Если в прошлом году говорилось, что эта сфера не будет легализована, то теперь и банки и правительство заявляют о желании развивать операции с криптовалютами. Каким образом они будут регулироваться, пока непонятно — бизнес замер в ожидании разъяснений. Соответственно, и первые мероприятия, связанные с блокчейном, в стране появляются только в этом году.
Вне зависимости от страны экспоненты и спикеры с удовольствием остаются на афтепати — для неформального общения.
Присутствие государственных деятелей на мероприятии очень важно, поскольку всех участников блокчейн-мероприятий интересует информация о регулировании криптовалют. А чиновники — первоисточник таких данных.
Традиционно работать с чиновниками гораздо сложнее, чем с бизнесменами: чтобы добраться до них, чаще всего нужно пройти фильтр из нескольких секретарей или заместителей. Звонишь одному, договариваешься о звонке с другим, тебя перенаправляют к третьему, и в итоге (если повезет) беседуешь с тем, кто нужен. Бывает, что не везет и сбрасывают.
А в таких структурах, как Европарламент, нужно сначала написать в отдел по связям с общественностью — это и вовсе занимает недели. Зато в случае удачи можно ожидать большой «выхлоп». Но расслабляться не стоит: как-то раз один высокопоставленный европейский чиновник согласился на участие в нашем мероприятии, а за несколько дней до начала у него образовались срочные дела, и он не смог присутствовать. К такому тоже нужно быть готовым.
С бизнесменами проще. Они видят выгоду от участия как в выставке, так и в конференции. Но бывает и так, что приходится подолгу ждать ответов. Иногда кто-то соглашается, а потом за неделю до ивента «слетает» — ситуация нечастая, но не исключительная.
В плане общения удивила Грузия. Все спикеры отвечают на сообщения в течение дня. Не было такого, чтобы вопрос, заданный утром, оставался без ответа к вечеру. Грузинские бизнесмены готовы общаться хоть в мессенджерах, хоть по телефону. При этом они говорят, какие темы интересно было бы услышать на конференции.
Охотно идут на контакт в Швейцарии. Там мы изначально планировали демозону на одно количество участников, а в итоге ее пришлось увеличить в два раза. Бизнес-аудитория интересуется блокчейном, поэтому проекты не отказываются от участия, а кое-кто даже проявляет инициативу самостоятельно.
В Чехии большинство спикеров и экспонентов тоже заинтересованы в участии. Этому способствует лояльность властей к криптовалютам и блокчейну. На нашем ивенте в Чехии в качестве спикера выступал советник Европарламента по рынкам капитала и регулированию финансовых технологий Димитриос Псаракис. Вообще крипта в Чехии — очень распространенная тема. В одной только Праге тьма кафе, где можно расплатиться криптовалютами. Там можно даже купить недвижимость за крипту. (См. наш криптовалютный путеводитель по Праге)
Участники гибралтарского ивента отвечали преимущественно в течение 2-3 суток — это довольно быстро. Но и здесь есть подводные камни: две противоборствующие юридические компании делят между собой рынок. Представителей той и другой стороны лучше не пытаться свести вместе.
Чтобы улучшать наши ивенты, мы собираем отзывы о мероприятиях от всех участников: спикеров, экспонентов и посетителей. Как это обычно бывает, больше всего отзывов полярных: от тех, кто от конференции в восторге, и тех, кому категорически не понравилось (мы очень рады, что первые преобладают).
Большинство участников оставляют отзывы в первую неделю, но из-за занятости некоторых спикеров это время иногда увеличивается. По оперативности обратной связи особо хочется выделить ивенты в Чехии и Эстонии: мероприятия едва закончились, а участники уже прислали на нашу почту множество откликов со словами благодарности.
От страны к стране спикеры не повторяются. Но если кто-то из выступающих очень нравится публике, мы можем привлечь его на мероприятие в следующем году или в другой стране — как правило, уже с новой темой доклада. Сюрпризы встречаются даже тут. Так, юрисконсульт компании Nir Porat & Co. Авия Арика вызвала восторг у слушателей на ивенте в Швейцарии, но в Беларуси публика встретила доклад куда более прохладно. Возможно, виной языковые барьеры.
Панельные дискуссии, которые сейчас есть на многих наших блокчейн-конференциях, также появились из работы с отзывами участников. Обсуждение криптоэкспертами самых злободневных вопросов неизменно вызывает ажиотаж. Хотя в плане организации это одна из самых трудоемких частей ивента: от подбора актуальной для страны темы до упорного и сложного поиска специалистов, которые не только разбираются в предмете, но и могут интересно рассказать о нем. И да, панельные дискуссии не зря стоят в конце дня и перед кофе-брейками: публика долго не отпускает спикеров и продолжает беседы с ними в коридорах.
В каждом из этих государств свои национальные особенности и политическая ситуация, которые влияют на подготовку и проведение ивентов. В этом посте мы расскажем о самых интересных наблюдениях, накопленных нами за несколько лет.
Города, где мы уже проводили блокчейн-конференции или будем впервые проводить в этом году (кликабельно)
Работаем по выходным?
По европейским блокчейн-проектам тяжело работать в декабре. Многие спикеры и экспоненты готовятся к Рождеству и попросту не отвечают. Особенно строго с этим в Швейцарии: в течение двухнедельных каникул никто не ответит на ваш вопрос — ни по телефону, ни по почте, ни в соцсетях. Поэтому конференции в Гибралтаре, Швейцарии, Эстонии, и других европейских странах мы проводили уже после Рождества.
Что касается проектов в СНГ, здесь действует то же правило. Только вместо Рождества другой праздник — Новый год.
Лучшие дни недели, чтобы провести конференцию — это среда и четверг. Люди уже настроились на работу, никто еще не успел устать — все максимально настроены на общение и нетворкинг. Причем лучше, чтобы эти дни были не праздничными, ибо кто же из бизнес-аудитории пойдет на B2B-мероприятие в свой выходной? В субботу и воскресенье блокчейн-мероприятия тоже лучше не делать.
По времени суток также есть особенности. Разница во времени с Индией — 2,5 часа (по Москве). Но очевидно, что индусы начинают работать очень рано: звонки в 4 или 5 утра перед мероприятием были обычным делом (представьте наших бедных сотрудников, судорожно просыпающихся от звонка). Финны тоже начинают работать довольно рано: письма от них приходят уже с 6-7 утра (по их времени).
Где больше всего любят криптовалюты
В Казахстане блокчейн и крипта — хайповые темы. В стране есть «Международный финансовый центр «Астана», который стал финтех-хабом для стран Центральной Азии. МФЦ искал блокчейн-стартапы, которые могли бы развиваться в рамках их организации. Поэтому на свою конференцию мы пригласили и тех, и других. Директор по цифровым технологиям МФЦ «Астана» Асель Жиенбаева открывала нашу конференцию в Алматы. Вообще, власти Казахстана открыты для диалога с блокчейн-сообществом.
В Эстонии к крипте относятся более чем позитивно. Кроме того, в стране действует программа электронного резиденства. По ней гражданин любой страны может относительно свободно вести бизнес в Эстонии. Поэтому участием активно интересовались зарубежные спикеры и компании.
Еще в конце 2017 года финансовый регулятор Филиппин (Philippines` Securities and Exchange Commission) заявил, что намерен ввести криптовалюты в правовое поле. Поэтому зарубежные блокчейн-компании сразу стали внимательнее присматриваться к стране, чтобы в случае чего переместить туда свои штаб-квартиры. Ведь всегда выгоднее вести бизнес там, где его поддерживают, а не душат.
Швейцария со своей «Силиконовой криптодолиной» не подкачала: и правительство и бизнес-комьюнити заинтересованы в крипте и блокчейне. Это одна из самых лояльных и продвинутых стран по применению блокчейна. Криптоэксперты и блокчейн-компании звонили сами и предлагали свои кандидатуры для участия. Страна определенно заинтересована в том, чтобы оставаться европейским центром для криптовалют.
Гибралтар — очень специфическая по законам страна. Вроде бы Европа-не Европа, UK-не UK. Прямо перед нашей конференцией там вступили в силу новые законы о лицензировании блокчейн-компаний. Теперь все местные компании, которые предоставляли услуги по внедрению блокчейна, обязаны были получить лицензию Комиссии по финансовым услугам (GFSC). Чтобы разъяснить подробности бизнес-сообществу, мы создали отдельную дискуссионную панель, где эксперты объясняли поэтапно, что нужно делать.
С мероприятием в Беларуси нам пришлось поторопиться, потому что незадолго до начала события в стране вышел знаменитый Декрет №8. На то время (27 февраля 2018 г.) он лишь предписывал создать законы по крипте. Поэтому сообщество было настроено на обсуждение всех его положений и будущего, которое он сулит Беларуси. Так и получилось. Хотя добиться участия спикеров из числа государственных деятелей не удалось: кажется, они тогда и сами не до конца понимали, как все обернется (кстати, автор Декрета № 8 станет спикером готовящейся конференции в Грузии).
Предстоящая конференция в Грузии состоится во многом благодаря лояльному отношению властей к криптовалютам и блокчейну. В свое время для нас было откровением, что в стране можно зарегистрировать международную финансовую компанию за один час, а майнит здесь едва ли не каждый второй — благодаря низкой цене на электричество. Вместе с низкими ставками налогов для бизнеса стало понятно, что крипта — это тема как раз для Грузии.
В Азербайджане власти совсем недавно смягчили свою категоричную позицию по криптовалютам. Если в прошлом году говорилось, что эта сфера не будет легализована, то теперь и банки и правительство заявляют о желании развивать операции с криптовалютами. Каким образом они будут регулироваться, пока непонятно — бизнес замер в ожидании разъяснений. Соответственно, и первые мероприятия, связанные с блокчейном, в стране появляются только в этом году.
Вне зависимости от страны экспоненты и спикеры с удовольствием остаются на афтепати — для неформального общения.
За чиновниками нужно бегать
Присутствие государственных деятелей на мероприятии очень важно, поскольку всех участников блокчейн-мероприятий интересует информация о регулировании криптовалют. А чиновники — первоисточник таких данных.
Традиционно работать с чиновниками гораздо сложнее, чем с бизнесменами: чтобы добраться до них, чаще всего нужно пройти фильтр из нескольких секретарей или заместителей. Звонишь одному, договариваешься о звонке с другим, тебя перенаправляют к третьему, и в итоге (если повезет) беседуешь с тем, кто нужен. Бывает, что не везет и сбрасывают.
А в таких структурах, как Европарламент, нужно сначала написать в отдел по связям с общественностью — это и вовсе занимает недели. Зато в случае удачи можно ожидать большой «выхлоп». Но расслабляться не стоит: как-то раз один высокопоставленный европейский чиновник согласился на участие в нашем мероприятии, а за несколько дней до начала у него образовались срочные дела, и он не смог присутствовать. К такому тоже нужно быть готовым.
С бизнесменами проще. Они видят выгоду от участия как в выставке, так и в конференции. Но бывает и так, что приходится подолгу ждать ответов. Иногда кто-то соглашается, а потом за неделю до ивента «слетает» — ситуация нечастая, но не исключительная.
В плане общения удивила Грузия. Все спикеры отвечают на сообщения в течение дня. Не было такого, чтобы вопрос, заданный утром, оставался без ответа к вечеру. Грузинские бизнесмены готовы общаться хоть в мессенджерах, хоть по телефону. При этом они говорят, какие темы интересно было бы услышать на конференции.
Охотно идут на контакт в Швейцарии. Там мы изначально планировали демозону на одно количество участников, а в итоге ее пришлось увеличить в два раза. Бизнес-аудитория интересуется блокчейном, поэтому проекты не отказываются от участия, а кое-кто даже проявляет инициативу самостоятельно.
В Чехии большинство спикеров и экспонентов тоже заинтересованы в участии. Этому способствует лояльность властей к криптовалютам и блокчейну. На нашем ивенте в Чехии в качестве спикера выступал советник Европарламента по рынкам капитала и регулированию финансовых технологий Димитриос Псаракис. Вообще крипта в Чехии — очень распространенная тема. В одной только Праге тьма кафе, где можно расплатиться криптовалютами. Там можно даже купить недвижимость за крипту. (См. наш криптовалютный путеводитель по Праге)
Участники гибралтарского ивента отвечали преимущественно в течение 2-3 суток — это довольно быстро. Но и здесь есть подводные камни: две противоборствующие юридические компании делят между собой рынок. Представителей той и другой стороны лучше не пытаться свести вместе.
Книга отзывов: собираем обратную связь
Чтобы улучшать наши ивенты, мы собираем отзывы о мероприятиях от всех участников: спикеров, экспонентов и посетителей. Как это обычно бывает, больше всего отзывов полярных: от тех, кто от конференции в восторге, и тех, кому категорически не понравилось (мы очень рады, что первые преобладают).
Большинство участников оставляют отзывы в первую неделю, но из-за занятости некоторых спикеров это время иногда увеличивается. По оперативности обратной связи особо хочется выделить ивенты в Чехии и Эстонии: мероприятия едва закончились, а участники уже прислали на нашу почту множество откликов со словами благодарности.
От страны к стране спикеры не повторяются. Но если кто-то из выступающих очень нравится публике, мы можем привлечь его на мероприятие в следующем году или в другой стране — как правило, уже с новой темой доклада. Сюрпризы встречаются даже тут. Так, юрисконсульт компании Nir Porat & Co. Авия Арика вызвала восторг у слушателей на ивенте в Швейцарии, но в Беларуси публика встретила доклад куда более прохладно. Возможно, виной языковые барьеры.
Панельные дискуссии, которые сейчас есть на многих наших блокчейн-конференциях, также появились из работы с отзывами участников. Обсуждение криптоэкспертами самых злободневных вопросов неизменно вызывает ажиотаж. Хотя в плане организации это одна из самых трудоемких частей ивента: от подбора актуальной для страны темы до упорного и сложного поиска специалистов, которые не только разбираются в предмете, но и могут интересно рассказать о нем. И да, панельные дискуссии не зря стоят в конце дня и перед кофе-брейками: публика долго не отпускает спикеров и продолжает беседы с ними в коридорах.
igruh
языке. После доклада к нему подошел физик Джексон и спросил:
— Послушайте, Сциллард, на каком, собственно, языке вы делали доклад?
Сциллард смутился, но тут же нашелся и ответил:
— Разумеется, на венгерском, разве вы этого не поняли?
— Конечно, понял. Но зачем же вы натолкали в него столько английских
слов? — отпарировал Джексон"