23 июля Илон Маск, директор компании Tesla Motors, которая выпускает известные электромобили, поделился планами: «Мы собираемся полностью избавиться от контрактов, — написал он в твиттере. — Должна быть просто кнопка „Нажмите здесь — и получите свою машину”. А затем, если она вам по каким-то причинам не понравится, то вы просто возвращаете её, как любой другой товар».


Маск написал это в ответ автовладельцу JD Mankovsky: тот пожаловался что его невестка пришла покупать Tesla X — и очень долго ожидала, пока в салоне закончат оформление всех бумаг, Вероятно, там возникли какие-то непредвиденные проблемы. Девушка пришла в салон в 14:00, но смогла уехать на своём автомобиле только в 21:00.

Инновационный автомобиль, который получает апгрейды через интернет, технологии будущего — но людей заставляют ставить физическую подпись на бумаге, как в средние века.

Разумеется, в современной компании такого быть не должно: контракты мгновенно закрепляются личной цифровой подписью клиента в системе цифрового документооборота. Давно существуют системы для цифровой подписи документов Microsoft Office и PDF.

Так, сертификат PDF Signing используется для сертифицирования и для утверждения PDF-документов. Получатель сертифицированного документа знает, что документ подлинный, получен от проверенного источника, и не подвергся подделке. Подписи утверждения документа является электронным аналогом рукописной подписи на физических документах.



Для менее значительных документов разрешено ставить простое факсимиле: например, есть простое приложение HelloSign для Gmail.


HelloSign for Gmail — простое расширение к Chrome, чтобы ставить факсимиле на приходящие по электронной почте документы

У Tesla очень быстро растут продажи, и старые методы оформления сделок уже не справляются с оборотом. В прошлом году компания продавала в своих американских салонах по 1000 машин Tesla S и Tesla X в неделю, а сейчас оформляет по 6000 в неделю (Tesla S, Tesla X и Model 3). В июле компания объявила о продаже 200 000-го автомобиля в США.

Оформление документов в автосалонах традиционно занимает много времени. Компания пытается стремится сократить сроки: в некоторых офисах Tesla работает система Sign & Drive, где оформление обещают закончить в течение 5 минут. Есть возможность заказать доставку автомобиля прямо к дому.

Цифровые контракты особенно удобны для беспилотных автомобилей, которые в будущем смогут планировать маршрут и перемещаться из точки А в точку Б без участия водителя. Теоретически можно представить, что контракт заключают через интернет — и после перевода денег машина сама едет к покупателю из салона. Впрочем, «автопилоту» Tesla пока далеко до такого уровня автономности, сейчас в салоне обязательно должен сидеть водитель и держать руки на руле.


Экран автомобильного компьютера Model 3 (скриншот из руководства пользователя)

Так или иначе, но переход на цифровые подписи значительно ускорит оформление документов, а Tesla ещё сильнее дистанцируется от традиционных автосалонов. Приобретение автомобиля Tesla станет больше похожа на покупку технологического гаджета. Илон Маск постоянно проводит мысль, что его компания отличается от остальных автопроизводителей не только технологически, но и бизнес-практиками. Возврат купленных автомобилей без объяснения причин, как телефонов iPhone — одна из таких инновационных практик, которая словно подчёркивает, что автомобили Tesla — это компьютеры на колёсах. Apple впоследствии продаёт эти возвращённые телефоны со скидкой как «восстановленные». Возможно, у Tesla тоже появится такая опция.

Автомобильная компания Илона Маска не одинока в своём стремлении избавиться от бумажных контрактов. На самом деле цифровые контракты всё больше внедряются в повседневную практику. Почти в каждом банке есть сервис интернет-банкинга с возможностью подписать и отправить в банк любые документы. Во многих странах налогоплательщики отправляют налоговые декларации через интернет, подписав их своей цифровой подписью. Другие государственные услуги доступны таким же образом, а в некоторых странах вроде Эстонии даже голосование на выборах давно происходит по электронным ID, в том числе через интернет.

Настоящие физические подписи по-прежнему требуются для самых важных документов, таких как завещания или финансовые контракты. Но и здесь внедряются новые технологии. Например, крупнейший немецкий банк Deutsche Bank объявил об успешном испытании цифровых подписей для корпоративных контрактов и открытия счетов. Тест по внедрению цифровых подписей DocuSign был проведён совместно с одним из крупнейших клиентов банка — американской компанией Honeywell. Теперь Deutsche Bank разворачивает этот сервис для корпоративных клиентов в США, Великобритании, Германии, Бельгии и Нидерландов. В других регионах технологию начнут внедрять со следующего года.

Физически подписи постепенно вытесняются цифровыми контрактами. Недавно проведённый опрос в Великобритании показал, что более половины взрослых жителей страны редко расписываются от руки, а примерно у 20% вообще нет специальной подписи — они просто пишут свою фамилию в тех случаях, когда это требуется. «Мы так привыкли использовать современным инструментам верификации, будь то распознавание отпечатков пальцев, простые пароли или пинкоды, что идея просто написать имя от руки кажется почти смешной, — говорит Стив Робертс из британской консалтинговой фирмы в области информационной безопасности. — Поэтому неудивительно, что у значительной части людей больше нет конкретной постоянной подписи, а многие из нас даже не помнят, когда в последний раз подписывались собственным именем».

Комментарии (21)


  1. Praporshik_Zadov
    06.08.2018 12:14
    -1

    Вангую — Тесла замутит свой блокчейн


    1. roscomtheend
      07.08.2018 10:09

      Потому что Тесла не доверяет Тесле?


  1. Zergos_Z
    06.08.2018 17:21

    Какая прелесть. К нам подобное дойдет не скоро. Помню когда оформлял ипотеку, то нужно было подписать 2 копии контракта на каждом листе, а было в нем листов 20.


  1. 1Fedor
    06.08.2018 17:38

    Странная статья, непонятно о чем.
    Начало о крутости Маска, у него бардак у дилера, но он всех спасет.
    А вот отсутствие цифровой подписи сдерживает продажи Тесла.
    Ну и конец про торжество цифровой подписи
    "… в Великобритании… более половины взрослых жителей страны редко расписываются от руки, а примерно у 20% вообще нет специальной подписи — они просто пишут свою фамилию в тех случаях, когда это требуется".


    1. idiv
      06.08.2018 20:02
      +1

      они просто пишут свою фамилию в тех случаях, когда это требуется

      Еще непонятно, чем хуже вместо закрученной подписи писать свою фамилию от руки. Вроде как графологам даже легче будет доказать, кто писал.


  1. progman_rus
    06.08.2018 18:47
    +2

    У Tesla очень быстро растут продажи, и старые методы оформления сделок уже не справляются с оборотом.

    Очень странное заявление. То есть в Ford, BMW или Mercedes c оборотами справляются, а вот Тесла нет. Хотя у последней обороты в сотни раз меньше.
    Странно.


    1. idiv
      06.08.2018 20:01

      Главное не вспоминать Тойоту или Фольксваген у которых продажи под 200 тысяч в неделю.


    1. BlackMokona
      06.08.2018 20:44

      Обычно производители работают через автодилеров, а Тесла всё сама делает. А так как у неё бурный рост, то она вся состоит из косяков бурного роста. Постоянно то там, то там жуткий дефицит.


      1. progman_rus
        07.08.2018 04:40

        И что это меняет? Или, по вашему, среднестатистический автосалон Форда продает в день в сто раз меньше автомобилей и потому там нагрузка меньше?


        1. BlackMokona
          07.08.2018 06:59

          Тем, что автопроизводители используют огромную и развитую сеть автодилеров. А Тесла пилит свою, которая не справляется из за бурного роста производства с оформлением всех бумаг. Так как персонал и число точек не поспевает за ростом работы.


          1. progman_rus
            07.08.2018 11:56

            Купить/арендавать готовую сеть?
            Покупать другие бизнесы Маску религия до сего момента не запрещала ).


    1. diamond_nsk
      06.08.2018 20:54

      Ford, BMW и прочие Тойоты продают авто через стороннюю сеть автодилеров, Тесла — через собственную. Да и у этих дилеров не купишь авто за 5 минут.


      1. alexmay
        06.08.2018 21:36

        Дело в цене… Дело в цене…
        Классическое «шеф, два счетчика» никто не отменяет )


      1. progman_rus
        07.08.2018 04:40

        И что это меняет? Или, по вашему, среднестатистический автосалон Форда продает в день в сто раз меньше автомобилей и потому там нагрузка меньше?


        1. roscomtheend
          07.08.2018 10:16

          Автосалон Форд уже давно продаёт автомобили и знает что делать, менеджер автосалона знает что делать в случае пропадания интернета или сгорания принтера (у них за историю такое бывало не раз), а салон Теслы на любой форс-мажор впадает в ступор. Это и пытаются сказать, говоря «вся состоит из косяков». Они пытаются решить это методом «а давайте без бумаг», если в штатах упрощённая система учёта и регистрации (в наше ГАИ ещё приди с этим акробатом, тебя с ним в цирк пошлют), то может прокатить, а там и остальные дилеры подтянутся — экономия и им понравится, а их опыт и набивание Маском шишек на безбумажном пути позволит сделать это лучше (или не позволит — «как так без бумажек? не положено!»)


          1. progman_rus
            07.08.2018 11:51

            Автосалон Форд уже давно продаёт автомобили и знает что делать, менеджер автосалона знает что делать в случае пропадания интернета или сгорания принтера (у них за историю такое бывало не раз), а салон Теслы на любой форс-мажор впадает в ступор.

            эээ тоесть Маск на работу первых встречных людей с улицы набрал которые не знают что делать?


            1. roscomtheend
              07.08.2018 12:38

              Вы никогда не начинали нового проекта, который, вроде, и похож на другие (но не совсем, иначе смысла в нём бы не было)? Достаточно крупного проекта. И исполнители уровня продавцов в автосалоне без прописанных инструкций зачастую не знают как действовать в нетипичной ситуации — отсюда и задержки. И да, даже они не с улицы, то не значит что они знают — правила компаний могут отличаться и принятое в одной может не работать в другой, а с инициативой и сообразительностью они бы работали в другом месте.


              1. progman_rus
                07.08.2018 13:01

                У меня есть свой небольшой IT бизнес ( примерно 50 человек штат ). И я нанимал на работу с опытом а не людей с улицы которые впадают в ступор при любой нештатной ситуации ))

                И исполнители уровня продавцов в автосалоне без прописанных инструкций зачастую не знают как действовать в нетипичной ситуации — отсюда и задержки.

                Ну да, ведь продажа автомобиля куда как сложнее чем зонд на Марс запустить.

                И да, даже они не с улицы, то не значит что они знают — правила компаний могут отличаться и принятое в одной может не работать в другой, а с инициативой и сообразительностью они бы работали в другом месте.

                Ну бред же написали. С таким подходом к бизнесу надо медленно на кладбище ползти а не на рынке котироваться.


  1. BalinTomsk
    07.08.2018 08:02

    ---Девушка пришла в салон в 14:00, но смогла уехать на своём автомобиле только в 21:00.

    Это офигенно быстро, сколько в Канаде не покупал — быстрее 2 суток не получалось.
    пока дилер пригонить машину со склада, пока оформит бумаги.


  1. andrey_aksamentov
    07.08.2018 11:38

    Я давно говорю — к черту эту бумагу! К черту рукопись!


  1. OnelaW
    07.08.2018 13:17

    парку а бы и не па.
    Что у бумажного что у электронного документооборота, в подписи пользователя примерно одинаковые хвори в плане удобства эксплуатации и безопасности. Да и служат одной и той же цели.