Привет, Хабр! Представляю вашему вниманию перевод статьи о внутреннем устройстве шоу The Chemical Brothers.

За последние 30 лет The Chemical Brothers добились международной известности на все времена. Их шоу и техническое оснащение на сцене считаются одними из лучших. Мы отправились на встречу с их штатным специалистом Мэттом Коксом на фестиваль Creamfields в Ливерпуле в 2015 году для экскурсии по сцене и используемому оборудованию.



Мэтт был назначенным техником бэкстейджа «Братьев» на протяжении многих лет. В то время использовался лишь сэмплер Akai MPC 3000 и несколько аппаратных синтезаторов. Но с каждым новым туром конфигурация развивалась, и ответственность Мэтта заключалась в том, чтобы гарантировать работу этой впечатляющей инсталляции.


Мэтт Кокс проверяет системы аудиоэффектов за несколько секунд до шоу

Подготовка нового тура заняла 6 недель. Мэтт сначала встретился с «Братьями» в их студии чтобы помочь подготовить аудиодорожки для основного плейбэка. Он также начал собирать стойку с системой воспроизведения и оборудование, которое «Братья» и он будут использовать во время выступления.


Начальная стадия сборки системы аудиоэффектов

Через 4 недели все собрались в маленькой студии чтобы объединить все составляющие, отрепетировать и выполнить технические изменения для безупречного исполнения. Затем всё переносится в большой зал для постройки сцены и наладки синхронизации звука, света и двух гигантских роботов, которые появляются в конце шоу.


Роботы Джордж и Милдред — маскоты The Chemical Brothers


Оборудование во время репетиций в маленькой студии

Для исполнения шоу необходимы 3 стойки, заполненные оборудованием, и 8 человек, путешествующих на 2 автобусах. Когда команда выходит на сцену, она отрабатывает все аспекты шоу: звук, коммутацию, свет и видеоряд. Команда фестиваля будет вмешиваться только в выпуск на сцену гигантских роботов, и все.

Выступление же является чем-то средним между DJ-сетом и живым концертом, потому что треки связаны между собой в начале и в конце. Основные подложки предзаписаны в аудиодорожки и воспроизводятся с Macbook Pro, в то время как «Братья» манипулируют текстурами звучания синтезаторов и сводят на пульте все источники звука в реальном времени.

Это линейное шоу, в котором временная шкала запускается в начале шоу и останавливается в конце.

Выступление основано на живом сведении 25 аудиосигналов благодаря микшеру Soundcraft GB8. Большинство синтезаторных и барабанных партий заранее запрограммированы, но некоторые простые вещи играются в живую. «Патчи» в синтезаторах также загружены заранее, их «Братья» переключают в реальном времени на сцене.


Микшер Soundcraft GB8 — «сердце» выступления

Переходы между треками являются главными моментами импровизации. «Братья» запускают «one shot» сэмплы с помощью контроллера Ableton Push и используют системы аудиоэффектов, чтобы заполнить пустотные пространства временной шкалы.


Используемое на сцене оборудование. В 2018 к нему добавились Korg Minilogue и Roland TB-03

Система воспроизведения:

После того, как Мэтт настроил все синтезаторы, он выставляет временную шкалу в начало и остается за компьютером, чтобы вмешаться, если это будет необходимо. Logic Pro воспроизводит 13 предзаписанных аудиодорожек и посылает LTC (Linear Time Code) сигнал к команде, отвечающей за видео. За вывод аудиосигнала отвечают интерфейсы MOTU 16A.


Система воспроизведения за сценой: 2 x MacBook с Logic Pro X, 1 x MacBook c Ableton Live, 1 x MacBook с Avid ProTools



Два компьютера A и B играют один и тот же контент в одно и то же время, они прекрасно синхронизированы благодаря MTC clock (MIDI Time Code), который генерируется модулем Rosendahl MIF4.


Модуль Rosendahl mif4

Благодаря этой системе в случае отказа первого компьютера с Logic Pro, другой может продолжить работать без проблем. Даже лучше: первый Logic Pro после этого можно перезапустить и синхронизировать с той же временной шкалой, что и у второго. Кроме того, аудиосигналы, отправляемые с двух инстансов Logic Pro X идут через переключатель Radial SW8, который постоянно следит за состоянием сигналов, и переключает источник в случае падения первого ноутбука.

Наконец, MTC генерируется модулем Sync-Gen II LE для старта и синхронизации синтезаторов и драм-машин, которые окружают «Братьев». Эти маленькие коробочки были разработаны для решения проблем синхронизации между программным обеспечением и оборудованием.


Модуль Sync-Gen II LE


Интерфейс плагина в Logic Pro

Вместо классического USB или FireWire MIDI-интерфейса Sync-Gen II LE является плагином, который генерирует импульсный сигнал на внешний юнит, который далее генерирует MIDI-clock. Импульсный и традиционный аудиосигналы совмещаются в этом устройстве, обеспечивая стабильную синхронизацию без потерь. Затем MIDI-сигнал отправляется на Kenton LNDR MIDI, для транспортировки через Ethernet-кабель на сцену. На принимающей стороне используется MOTU MIDI Patchbay, который распределяет сигналы на все остальное оборудование.

Синтезаторы довольно винтажные и склонны к ошибкам по своей природе. Они могут рассинхронизироваться в любое время. Мэтт создал приложение для iPad, чтобы удобно перезапускать MTC сигнал во время шоу. В нужный момент (когда барабанные партии не играют) он может повторно синхронизировать все машины в критической точке.

Третий ноутбук оснащен Ableton Live и используется в качестве сэмплера, а также взаимодействует с плагином NI Maschine. Все вокальные партии играют в Ableton как аудиодорожки. Некоторые барабанные сцены запускаются «Братьями» с контроллера Maschine Studio, «one shot» сэмплы запускаются с контроллера Ableton Push в качестве инструмента Drum Rack. Для взаимодействия USB MIDI-контроллеров между сценой и бэкстейджем используются USB-удлинители Black Box.

Четвертый компьютер запускает Pro Tools для записи каждого шоу, включая микрофоны, чтобы захватить звук толпы.


Звукоинженер сцены за пультом MIDAS Legend 3000

Два звукоинженера путешествуют вместе с командой. Один из них отвечает за звук с основного пульта (Front Of The House, FOH), другой обеспечивает мониторинг звука на сцене. Они очень активны во время выступления, они регулируют уровни и частотные пики, посылаемые с пульта на сцене. Также они накладывают компрессию в реальном времени, чтобы получить плотный органичный микс. Микшеры MIDAS также выходят за пределы своих возможностей, чтобы получить еще более теплый звук.


Диаграмма потока сигнала

Твиттер Мэтта Кокса (источник некоторых фото)

Комментарии (19)


  1. Arson
    04.10.2018 11:39

    Не понял сколько каналов идёт по линии от soundcraft gb8 на FOH пульт. Просто если там unmixed (что скорее всего), то нафига на сцене soundcraft?


    1. Planet_Dust Автор
      04.10.2018 12:14

      Soundcraft GB8 используется как еще один «инструмент». На него приходит весь плейбек за сценой и весь звук с машин на сцене (в целом 25-27 каналов). Один из участников группы (Том) все это сводит находу, также посылает сигналы на стойку с эффектами с помощью AUX-sends, крутит AUX-return и прочее. Такой уж у группы workflow.

      В открытых источниках нет информации сколько каналов идет до FOH, микшер поддерживает до 8-ми моно-групп.


  1. Dimd13
    04.10.2018 13:08

    Спасибо за отличную статью.


  1. xe_xe
    04.10.2018 13:21
    +1

    "Мэтт создал приложение для iPad, чтобы удобно перезапускать MTC сигнал во время шоу."

    Интересно, он не боится, что WiFi отвалится в самый неподходящий момент?
    Тем более, на концертной площадке-то…


    1. Planet_Dust Автор
      04.10.2018 13:51

      Это уже доп. фишка для удобства, основное конечно же рулится на компах.


  1. tvr
    04.10.2018 17:36

    Хороший перевод интересной статьи, спасибо.
    И теперь я знаю. что буду слушать в ближайшую пару дней. За это отдельное спасибо.


  1. ffffffffff
    04.10.2018 19:26

    Интересно было-бы узнать насчет огромного экрана на выступлениях «братьев», когда-то был у них на шоу, казалось что лучи лазеров исходят прям из него


    1. vovadvision
      05.10.2018 10:45
      +1

      С экраном проще- сеточный экран (сейчас таких много, например рекламные экраны на высотках), за ним стоят или подвешены фермы со светоприборами. А видеоряд синхронизирован со звуком, к стати тоже по MIDI


      1. Planet_Dust Автор
        05.10.2018 10:45

        Не совсем по миди, по SMPTE/LTC сигналу.


        1. vovadvision
          05.10.2018 13:57

          Когда то давно в года молодости, работал на шоу Armin Only так там он использовал для синхронизации работы всех служб на шоу — диск на котором просто был записан тайм код, (воспроизводился диск с cdj1000 pioneer) и запускал он его, фактически, когда считал нужным. А у всех служб был сценарий где до секунды прописано что за чем нужно делать


  1. gwathedhel
    05.10.2018 08:26

    Всегда казалось странным, почему все звуковое оборудование идёт нормальное, рэковое, а источник основного сигнала — это два консьюмерских мака. Почему нельзя поставить 2 рэковых сервера и сделать всю систему резервирования на них? С нормальным аудио интерфейсом, питанием и отказоустойчивостью.


    1. Planet_Dust Автор
      05.10.2018 10:49

      Во-первых, насколько мне известно, Apple больше не выпускает стоечные сервера. А Logic Pro, к которому давно привыкли братья есть только под мак. Видел правда случаи, когда некоторые музыканты умудрялись запихивать в рэк 2 Mac Pro «пепельницы».
      Во-вторых, аудиоинтерфейсы как раз нормальные, MOTU 16A, об этом есть в статье. Неужто вы подумали что тупо к 3,5 джеку маков подключено? :)
      В-третьих, это просто удобно, макбук можно взять в гостиницу и с утра за чашечкой кофе поменять необходимые детали шоу и сетлист.


      1. gwathedhel
        05.10.2018 11:15

        Я к тому, что стоечные сервера как бы куда более продуманы и отказоустойчивы, чем бук. Про аудиоинтерфейсы я видимо проглядел, ну это логично, что не встроенное используется.

        А Logic Pro — вендор лок классический. Есть куча аналогов, но зачем, есть же яблочко… ну, моя имха.


        1. JC_IIB
          05.10.2018 11:19

          Есть куча аналогов


          Но зачем? Если их вполне устраивает Logic? К тому же, это и впрямь очень удобная программа.

          Вообще, я бы с удовольствием почитал что-нибудь подобное, но про Armin van Buuren. Любопытно, как там у него.


          1. gwathedhel
            05.10.2018 11:20

            Претензия то не к программе, а к оборудованию. Ну, им виднее, хотят костыли на ноутбуках — значит их все устраивает.


            1. JC_IIB
              05.10.2018 11:49

              То, что вам кажется костылями, совсем не обязательно является таковым и для других. Видимо, для CB плюсы буков перевесили плюсы рэковых серваков. Выше вон очень удачный пример привели — можно где угодно работать со звуком, в гостинице, в самолете, не дожидаясь полного развертывания системы. Причем работать в привычной софтине.


  1. sweedis
    05.10.2018 10:51

    Давно ещё читал где-то что видеоинженеры у Братьев не менялись с момента начала выступлений и считаются чуть ли не постоянными полноценными членами команды, правда ли это?
    Был на двух их концертах, это было потрясающе!


    1. Planet_Dust Автор
      05.10.2018 10:53

      Ну, скорее не то, что видеоинженеры, а именно режиссеры и создатели. Да, Адам Смит делает для них визуалы с самого их первого живого выступления.


  1. decomeron
    05.10.2018 15:39

    Спасибо за статью, очень познавательно. А интересно, сколько может стоить все это хозяйство?