В прошлом году на конференции «USENIX Symposium on Networked Systems Design and Implementation» была представлена весьма занятная презентация. О том, как превратить футболку или рекламный щит – в FM-радиостанцию. Автор презентации объясняет, как «подсаживать» цифровые данные и произвольные аудио-треки – на уже летящий по эфиру FM-сигнал. Посредством эффекта обратного рассеяния радиоволн. Презентация показалась мне настолько интересной, что я не удержался от того, чтобы подготовить краткий пересказ.
В чём практическая ценность таких «FM-подсадок»? Они вообще реальны, или это из области научной фантастики? И если реальны, то как насчёт лицензирования радиопередатчиков? Обо всём об этом – ниже.
Представьте себе…
…умные плакаты на автобусных остановках и умные уличные знаки, которые могут передавать в цифровом виде (1) информацию о местных достопримечательностях или (2) рекламные объявления. Непосредственно на наш FM-приёмник (на магнитолу водителя или на смартфон прохожего).
…умные плакаты, которые, рекламируя артистов, транслируют их аудио-треки на наш смартфон. Или побуждают нас купить билеты на предстоящий концерт, отправляя контекстную рекламу на наш смартфон.
…умные уличные знаки, которые (1) транслируют информацию о названии перекрёстка и (2) сообщают инвалидам, когда можно безопасно пересечь улицу.
…умную одежду, сшитую из умной ткани, которая отслеживает скорость бегуна и основные показатели его самочувствия, а затем напрямую транслирует эти данные ему на смартфон.
Как этого достичь?
На упомянутой в начале статьи презентации докладчик продемонстрировал три технологических новшества, которые обеспечили ему возможность делать FM-подсадку:
- Хлопчатобумажная футболка с машинной вышивкой из проводящей нити, которая служит в качестве антенны, передающей сигнал на смартфон.
- Дизайн плоской антенны из медной ленты, пригодной для размещения на тыльной стороне рекламного плаката.
- Прототип устройства, реализующего программную логику FM-подсадки, и соответствующую этому прототипу микросхему.
Каковы технические характеристики этой микросхемы?
- Скорость передачи данных: до 3,2 килобит в секунду
- Дальность действия (при наличии антенны): до 18 метров.
- Потребляемая мощность: до 11 мкВт.
- Заряда батарейки в умном плакате хватает по меньшей мере на 12 часов.
Каковы технические ограничения?
FM-подсадка может быть осуществлена только при выполнении следующих трёх условий:
- Окружающие радиосигналы, на которые мы делаем FM-подсадку, должны быть повсеместными в наружной городской среде.
- Целевые приёмники (смартфоны прохожих и магнитолы автомобилей) должны быть оснащены FM-радиоприёмниками.
- Обратное рассеяние на нужных нам частотах должно быть в рамках легального пользования (чтобы не потребовалось получать лицензию); и поэтому возможность пользования сотовым диапазоном сразу же отпадает.
FM-радиосигналы действительно удовлетворяют этим ограничениям?
Короткий ответ: да. Технический ответ:
- FM-радиостанции работают по широковещательному принципу и уже развёрнуты во всех городах.
- Радиовышки передают сигналы на большой мощности (в несколько сотен киловатт), – которой вполне хватит для коммуникаций, опирающихся на обратное рассеяние.
- FM-приёмники интегрированы практически во все современные микросхемы LTE и Wi-Fi. Это значит, что для приёма транслируемой через FM-подсадку информации, не нужно никакое дополнительное оборудование.
- Федеральная комиссия по связи позволяет маломощным FM-передатчикам работать с FM-диапазоном – без лицензирования.
Реальные примеры
Предметом гордости автора вышеупомянутой презентации являются следующие достижения:
Запрограммировал умный плакат таким образом, чтобы он подсаживал рекламный аудио-трек на уже летящий по эфиру FM-сигнал. В результате чего радиоприёмники проезжающих мимо машин (естественно, если те включены и настроены на ту же волну, через которую осуществляется FM-подсадка) начинали проигрывать этот рекламный аудио-трек.
Нашёл способ передавать через FM-подсадку контекстную рекламу в смартфоны прохожих.
Итак, на сегодняшний день уже существует техническая возможность превращать статические объекты городской инфраструктуры – в FM-радиостанции. Распространяемые ими сигналы могут использоваться в качестве несущих, – для коммуникаций, построенных на основе эффекта обратного рассеяния. Радиосигналы, передающиеся при таких коммуникациях могут быть декодированы любым FM-приёмником, в том числе теми, которые размещены в авто-магнитолах и смартфонах.
Пример такого аудиосигнала можно послушать здесь:
PS. Если кого-то интересуют технические подробности реализации механизма FM-подсадок и матчасть по обратному рассеянию, – читайте первоисточник. Там они приведены в изобилии.
PPS. Коллеги, что думаете о перспективах такой технологии. Приглашаю высказаться в комментариях.
Комментарии (79)
Kwisatz
16.10.2018 07:14+2А может ненадо? Ну правда а. Вы же ящик Пандоры открываете.
Кроме того мне кажется, где то я слышал о злоупотреблении в рф функциями RDSElmot
16.10.2018 10:42Да не будет ящика Пандоры. Народ забьет на FM окончательно и пойдет слушать цифровое вещание. И плакаты не окупятся.
tormozedison
16.10.2018 22:42+1Вот не знаю, злоупотребление это или программный сбой (или вообще глюк ФАПЧ), но в Android-смартфонах тюнер с поддержкой RDS иногда на другую частоту самопроизвольно перепрыгивает. Не исключено, что кто-то с функцией «альтернативной частоты» экспериментирует на станциях.
Scarred
16.10.2018 23:31+1Насколько помню, что бы перепрыгнуть на альтернативную частоту должен совпадать PI-код в RDS на разных частотах.
PI-код обычно разный на разных станциях. Если PI-код одинаковый на разных частотах в одном городе при примерно одинаковой мощности — приемник будет прыгать с частоты на частоту каждые несколько секунд проверено экспериментально (случайно).
Kotaffei
16.10.2018 08:46+1А если с такой технологией любимая песня или передача на радио будет беспардонно прерываться на каждом шагу и светофоре навязчивой рекламой, то подавляющее большинство откажется от прослушивания радиостанций в FM-диапазоне -> радиостанции потеряют аудиторию и следовательно прибыль от рекламы, т.е. будут нерентабельны и в большинстве своем уйдут из эфира -> технология и сама погибнет без востребованности у потребителя своего канала передачи, и FM-радио за собой утянет в ту же пропасть. ИМХО.
VolKarev Автор
16.10.2018 08:47Или, как вариант, из-за возросшего числа недовольных (со стороны слушателей и владельцев радиостанций) – примут какой-нибудь новый закон, регламентирующий такой вариант использование радио-эфира.
Kotaffei
16.10.2018 10:44Только перед новыми законами, думается, будут вообще жестокие рекламные войны для начала — когда реклама с плаката будет вклиниваться в рекламный блок на радиостанции, и только успевай после этого «читать новости» :)
questor
16.10.2018 15:03Это судьба любых новых рынков: сначала туда входят исследователи, потом крупные игроки, потом входят регуляторы.
kvazimoda24
16.10.2018 09:00+1Т.е. рекламы на самой радиостанции недостаточно, давайте добавим ещё и местную рекламу. Мне почему-то видится, что первыми против будут сами радиостанции, т.к. это повлечёт за собой отток слушателей. Единственный вариант, это вставлять рекламу во время рекламных роликов на самой радиостанции, но если этот плакат будет установлен не самой радиостанцией, то снова она будет против, т.к. в этом случае не недополучает доход с рекламы. Ну и, как выше написали, вещь довольно сомнительная в плане охвата слушателей. Из статьи я не совсем понял, 18 метров это радиус покрытия или диаметр пятна. Если радиус, то получается 36 метров в округе, пешеходов можно практически полностью исключить, они в большинстве своём слушают либо интернет, либо локальные записи. Остаются водители авто, но 36 метров они будут пролетать на столько быстро, что не успеют прослушать ролик. И это ещё с привязкой к конкретной частоте, т.е. конкретной радиостанции. Конечно, это можно рассматривать как адресную рекламу, типа, рекламировать билеты на рок концерт стоит на частоте радиостанции с роком, а например масло для двигателя на частоте Авторадио. Хотя, конечно, такая себе адресность.
VolKarev Автор
16.10.2018 09:15Согласно первоисточнику, 18 метров — это диаметр пятна. Так что именно 18, а не 36.
YMA
16.10.2018 09:16Роскомнадзор, отвечающий в том числе за использование радиочастотного спектра, будет очень рад появлению таких плакатов.
Gansterito
16.10.2018 10:47Не Роскомнадзор, а ГКРЧ — Государственная комиссия по радиочастотам и ГРЧЦ — Главный радиочастотный центр. Оба будут рады.
tormozedison
16.10.2018 20:33+1У нас можно вот что:
«31. Беспроводные аудиоприложения для использования внутри салонов автомобилей, других транспортных средств, а также внутри закрытых помещений в полосе радиочастот 87,5 — 108 МГц с максимальной эквивалентной изотропно излучаемой мощностью передатчика не более минус 43 дБм».
Вообще-то это про FM-трансмиттеры чтобы слушать музыку с флешки на старых автомагнитолах и музыкальных центрах, а также про караоке-устройства типа Leadsinger. Но формально попадает и FM-реклама в метро или магазинах. В общем, во всём что угодно, если оно является транспортным средством или помещением. Правда, такая реклама ни разу не попадалксь.Scarred
16.10.2018 21:41+1Эти устройства не требуют регистрации, но это не значит что они могут вещать на чужой частоте. На частоте на которую выдана лицензия вещать может только обладатель лицензии.
То что не ловят машины с FM-трансмиттреами, которые на несколько десятков метров в пробке глушат радио у всех своей музыкой, не значит что не будут ловить владельцев подобных стендов. Там же не надо за машинами бегать и выяснять в какой из десятков установлен трансмиттер и как заставить владельца авто с трансмиттером остановиться и показать документы что бы штраф выписать.tormozedison
16.10.2018 22:44+1Так они на незанятой частоте вещать будут и при помощи RDS на себя переключать приёмники.
А ещё, вооружившись этой нормой, зарегистрированные радиостанции могут начать вещать в метро прямо на своих же частотах. Не превышая требуемые «минус 43 дБм», но с синхронными передатчиками в каждом вагоне. Свой же сигнал брать из интернета, в вагоне уже есть всё необходимое для этого.makkarpov
16.10.2018 23:44+1Зачем вам "минус 43 дБм", если это ваша частота? У вас есть на неё лицензия, хоть киловатт туда засовывайте.
Scarred
17.10.2018 00:00+1За переключение на другую частоту без серьезной причины (опасное изменение дорожной обстановки, катастрофа, распоряжение правительства и т.п.) через RDS будут проблемы. Инфа с одно из семинаров который посещал пару лет назад.
Я лично сталкивался с таким один раз, городок небольшой был и там просто перепрограммировали RDS до проверки и штрафов. Если это будет в любом городе больше 100 тыс населения (конкурсный город где частоту получить просто так нельзя) подобное должно быть быстро выявлено мониторингом.
В крупных городах свободных частот почти не осталось и они разыгрываются на конкурсе (раз в несколько лет), выставляется одна-две частоты. За них идет нешуточная борьба.
В принципе нет проблемы, если будет городом получена частота (или несколько) на которых будет вещаться сигнал необходимый для работы этой технологии. Кому надо послушать что вещают памятники или рекламные щиты — переключаются на эту частоту и слушают. На остальных это никак не влияет.
Ну и в метро пусть вещают, главное на незанятых частотах.tormozedison
17.10.2018 21:53+1Кстати. Видеоэкраны в вагонах метро немые, потому что запрещена звуковая реклама в транспортных средствах. Как-то видел на таком экране объявление, что «скоро мы придумаем, как транслировать звук на ваши смартфоны». И я уже догадываюсь, как.
И ещё, видели во «Флинтстоунах» такую штуку — «drive-in movie»? Оказывается, это не хохма, такое реально существует. А звуковое сопровождение доставляется зрителям всё тем же способом.
hssergey
16.10.2018 09:25Это будет расцениваться как радиохулиганство. Не думаю, что радиостанции обрадуются тому, что кто-то подменяет их контент своей рекламой.
Scarred
16.10.2018 09:43+1Радиовышки передают сигналы на большой мощности (в несколько сотен киловатт), – которой вполне хватит для коммуникаций, опирающихся на обратное рассеяние.
Сотни кВт в FM диапазоне? Может если только в Москве, хотя там вроде десятки кВт были, давно интересовался. А в большинстве городов 1 кВт это единичные передатчики, обычно 100-250 Вт, редко 500 Вт. На вышка где размещены антенны определяют стоимость за размещение оборудования в зависимости от мощности и мощные передатчики просто не окупаются.
Федеральная комиссия по связи позволяет маломощным FM-передатчикам работать с FM-диапазоном – без лицензирования.
Не готов сейчас привести ссылки на документы, но насколько помню за вмешательство в радиосигнал передатчиком на любой мощности можно получить по шапке.
Да и вроде без лицензии на FM диапазоне нельзя вещать вообще.
Возможно технология жизнеспособна в одном случае: город покупает лицензию на частоту ставит передатчик и на этой частоте вещают объекты городской инфраструктуры. Кому надо — настроился и слушает что ему рассказывают памятники и остальным не мешает.Loki3000
16.10.2018 10:33Да и вроде без лицензии на FM диапазоне нельзя вещать вообще.
Тем не менее, FM-трансмиттеры давно продаются и, вроде как, не считаются чем-то противозаконным. Так что утверждение про маломощные передатчики выглядит правдоподобным.Scarred
16.10.2018 11:45+1то фм-тпансмиттеры продаются, это не эначит что их можно законно использовать.
купить фм передатчик сейчас можно без проблем, но включить без лицензии — это получить кучу проблем. а уж вещание на кем то отлицензированной частоте — точно нельзя.DnD_designer
16.10.2018 16:29+1Маломощный китайский FM-передатчик с флешкой, в прикуриватель, тоже надо лицензировать?
Scarred
16.10.2018 16:42+1ссылку на документы не приведу, но на семинаре года полтора назад говорили что без лицензии нельзя вещание, кроме некоторых безлицензионнных диапазонов.
twelve
16.10.2018 18:36+1Несколько сотен kW — это знаменитый Выжигатель из «С.Т.А.Л.К.Е.Р.»’а.
В Москве максимальная мощность FM-передатчика = 10kW. В меньших городах и того меньше.
sim-dev
16.10.2018 09:51Когда уже Маск на Марсе колонию откроет? Там-то дооооолго рекламы не будет, придется эмигрировать на Марс. Изобретателю описанного в статье метода рекламы должен быть выделен отдельный котел в аду.
tormozedison
16.10.2018 23:00+1Почему-то мне кажется, что Марс будет первым местом, где не будет копирастии. Просто к международным договорам не присоединятся сами колонизаторы, и всё.
fukkit
16.10.2018 10:29Тому, кто настроит конкретный слишком умный плакат на вещание на законным образом занятой частоте, придется несладко.
Сначала связисты наваляют, потом ФАС, ну и иск от лицензиата имеет малоприятные перспективы.DnD_designer
16.10.2018 16:36+1Вот сейчас я точно открою ящик пандорры:
Не стационарный плакат, а мобильное вещание (в автомобиле, перемещающемся по городу с радиусом покрытия не более сотни метров — пойди поймай такой в пробках) на всех частотах разных радиостанций.
Loki3000
16.10.2018 10:30+2Решил тут на днях послушать музыкальное радио. Вышел из метро, включил какую-то музыкальную радиостанцию, попал на рекламу. Ну решил что потерплю чуток… Я 15 минут шел до офиса и за это время не было ни одного музыкального трека! Сначала реклама, потом какой-то астрологический прогноз, потом снова реклама. Когда я вошел в офис и выключил радио, реклама еще так и не закончилась.
Это я к чему: радиостанциям в вопросе рекламы бояться конкуренции не стоит — они самостоятельно себя прекрасно похоронят.Scarred
16.10.2018 12:00+1по закону в можно максимум 12 минут рекламы в час. обычно это 4 блока по 3 минуты.
либо это конкретный залет, либо вы отнесли к рекламе то что рекламой не является.
то же гороскоп рассчитан на определенную аудиторию (и рекламой не является, хотя может указываться спонсор), так же как и болтовня ведущих.
вообще радиовещание достаточно зарегулированная область. и при проверках (особенно в городах с населением больше 100 тыс) высчитывается соответсявие программной концепции до долей процентов. а уж перебор рекламы и неправильная обозначение рекламы — это вообще подарок для проверяющих.
скорее всего это не ваша станция или вам вообще радио не интересно.Loki3000
16.10.2018 12:10+1Вполне может быть все перечисленное сразу. Может у них до этого целый час рекламы не было, наверняка спонсорские ролики были и гороскоп, понятное дело, рекламой не является. Но там факт того, что за 15 минут я слушал сплошную рекламу, меня довольно сильно задел.
Evengard
16.10.2018 20:28+1Мне интересно, на некоторых радиостанциях пускают всякие "передачи" про "здоровье", где по сути рекламируется один конкретный (как правило, гомеопатический) препарат. И длиться может час легко. Это тоже не реклама?
Scarred
16.10.2018 21:55+1С точки зрения здравого смысла — реклама, но с точки зрения закона вылезают всякие нюансы по формату и прочее, и это нельзя назвать рекламой.
Теоретически назвать это рекламой и нарушением может ФАС, но практически подобных решений не слышал (хотя и не интересовался специально).
На мой скромный взгляд в подобных передачах не только нарушение закона о рекламе, но и мошенничество… Видать хорошо делятся с нужными людьми :(
Kwisatz
18.10.2018 04:00Плевать все давно хотели на этот закон. Когда приняли — соблюдали. А сейчас включите тв в прайм тайм. Мне как то раз лень было фильм качать я тыкнул один из федеральных каналов через IP тв, нервы у меня сдали через 20 минут.
Scarred
18.10.2018 10:04+1ТВ я редко смотрю, в основном в гостях. Явных нарушений на вскидку не припомню.
Именно рекламные блоки обычно 3-4 минуты. Но вот передними и/или после них часто идут анонсы передач и фильмов, а это уже не реклама с точки зрения закона и может набежать еще пара минут.
Или окончание одной передачи (реклама спонсора), рекламный блок, анонсы, начало другой передачи (реклама спонсора).
Федеральные каналы закрывать никто не будет, но совсем наглеть им не дают. Надо соблюдать видимость равных возможностей с коммерческими…Kwisatz
18.10.2018 13:20А, это не реклама? Ну приплыли. Я специально засек, рекламный блок вместе с «не рекламой» длился почти 6 минут, самого фильма было чуть больше 12
Zagrebelion
19.10.2018 12:43Сейчас посмотрел разницу в длительности фильма и в том, сколько времени под него выделено в tv.yandex.ru. Брал субботний вечер.
РенТВ, "Властелин колец: Возвращение Короля" — в эфире 220 минут, по кинопоиску — 201 минута = 8% рекламы
СТС, "Пит и его дракон" — 120 минут/102 минуты=15% рекламы.
СТС, "Доктор Стрендж" — 135 минут/115 минут =14% рекламы.
Но тут надо ещё учесть, что в телевизоре файктически вырезают финальные титры, сжимая их в несколько секунд. То есть, плюс ещё несколько процентов будет.
safari2012
16.10.2018 10:43По моему, не взлетит. Проще qr-код сфоткать, и открыть сайт, если меня заинтересовала реклама. Да и незаконно это...
tuxx
16.10.2018 10:49+1А себестоимость производства этой медной антенны какая? По-моему оно не взлетит просто из-за того что их растащат быстрее из-за меди, чем оно принесет хоть сколько-то дохода
vvzvlad
16.10.2018 14:27Вы что, издеваетесь? Там десятков микрон хватит толщины. Массу меди посчитайте сами.
agat000
16.10.2018 14:29Такого вандализма давно уже нет. Не разбирают же сейчас лайт-боксы, а там и провода и лампочки есть.
tormozedison
16.10.2018 22:53+1Там ещё и светодиоды есть, и всё равно… Видел, как однажды на «Пятёрочке» хулиганы палкой разбили боковую круглую эмблему. Несколько светодиодных модулей вместе с кусками пластмассы валялись на земле, так их не брал никто. А по периметрам входов в некоторые кафе ставят много патронов E27 и вкручивают светодиодные лампочки, филаментные даже иногда. Ничем не закрывают. И никто не выкручивает. Зажрались.
SkyHunter
16.10.2018 11:15То есть, если я решил кого-то подождать или припарковаться под этим «умным» плакатом, то буду вынужден всё время ожидания рекламу слушать?
warranty_voider
16.10.2018 12:12+1Оно же на одной частоте только вещает. Переключить на другую станцию просто
agat000
16.10.2018 14:31Думаю, рекламщики не будут мелочиться с одной волной. Они любят широкий охват продавать. Так что, забьют все наличные радиостанции и резервные частоты.
Rikkitik
16.10.2018 11:18Как по мне, то эта технология могла бы использоваться только адресно: например, в музее или в квест-руме, или где-то ещё, где нужно воспроизведение по триггеру приближения к цели.
warranty_voider
16.10.2018 12:15+1>где нужно воспроизведение по триггеру приближения к цели
iBeacons в таком сценарии по-моему более применимы, возможностей больше, цена вряд ли намного выше
andersong
16.10.2018 13:34+1Для подобной рекламы вижу следующий кейс: трансмиттер у автодороги «выкрикивает» в эфир короткие (пока автомагнитола проезжает зону приема) сообщения, типа «Пейте Вятский квас!»
)))JediPhilosopher
16.10.2018 13:56Вспоминается история вроде в Питере, где какой-то умник повесил фм-трансмиттер, вещавший на частоте дальнобойщиков возле кольцевой дороги какую-то рекламу. Так много кто делает, но у него реклама была уж очень навязчивой и мешала разговаривать. В итоге всех это достало, не поленились, замерили силу сигнала в нескольких точках, триангулировали его, нашли источник на чердаке какого-то дома и разломали нахрен. Ибо нефиг.
Не знаю уж насколько история правдива, но думаю такая же участь быстро постигнет все эти «умные» постерыvvzvlad
16.10.2018 14:31фм-трансмиттер, вещавший на частоте дальнобойщиков
Взаимоисключающие параграфы. Дальнобойщики общаются в AM.
Кроме того, это обычная практика — огромная куча кафешек/заправок/СТО вещают в 27мгц свою рекламу. Она тоже навязчивая и мешает говорить. Благо, проезжается быстро.
PKav
17.10.2018 13:48Байка. Триангулировать сигнал довольно сложно, особенно мощный — местность сильно влияет на его передачу, отражения, другие источники сигналов той же частоты. Да и чтобы просто замерить мощность сигнала обычной рации не хватит. Тут нужно профессиональное оборудование и довольно много времени.
Scarred
17.10.2018 20:35+1Ну может и не совсем байка — дальнобойщиков много, у них есть друзья у которых тоже есть друзья, если сильно достал этот передатчик могли найти людей которые помогли триангулировать… Или в тот же роскомнадзор могли пожаловаться, им тоже в зачет пойдет закрытие незаконного передатчика…
GreyPhantom
16.10.2018 14:00-1Следующим шагом будут роботы, которые будут хватать прохожих и заталкивать их в бутики.
hzs
16.10.2018 14:34В топку такие технологии, и автора идеи туда же.
С учётом того, сколько сейчас аналогового спама в городе и если её всю научить спамить в FM, то представьте ситуацию, идёшь или едешь по городу, пытаешься слушать музыку и тут тебе в уши каждые 10 метров долбится всякая неведомая херня!
Звук запретили на электронных рекламных щитах, уже хорошо. Ну и реклама на зданиях в матюгальниках тоже исчезла.vikarti
17.10.2018 10:51+1Ну и реклама на зданиях в матюгальниках тоже исчезла.
Исчезла? А как называется когда идешь через остановку, рядом бывший ДК (теперь там много кто снимает) и на всю улицу «Женщина! Вы брюки забыли! Вы, вы! Забыли купить брюки! Только сегодня....» причем текст если и меняют то очень редко.
14th
16.10.2018 17:17+1Одна беда: FM-приемники массово выпиливаются из устройств.
И да, рекламы и так уже через чур много, настолько, что пользоваться Интернет на смартфоне неудобно.
Kotman34
16.10.2018 18:08+1Когда-то Говард Старк в послании своему сыну сказал:"… я ограничен технологиями своего времени..."
А теперь у нас какой-то технологический беспредел. Причём на совершенно копеечных вещах, несопоставимых по затратам с космосом, автомобилестроением, медициной…
Как долго теперь ждать дверных замков, которые не пускают домой без прослушивания рекламы?VolKarev Автор
16.10.2018 18:28Или "умных пуль" [1], которые наводятся на цель только после просмотра рекламы.
- John Keller. Technology trends revealed in 2017’s top stories // Military & Aerosapace Electronics. 28(12), 2017. p. 2.
IBAH_II
16.10.2018 18:52+1Не знаю как в этих ваших америках, но нам это не грозит, потому что:
КоАП РФ Статья 13.18. Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм и работе сайтов в сети «Интернет» (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 97-ФЗ)
1. Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
+ конфискация орудия совершения правонарушения.
xirahai
16.10.2018 18:54+1"Первоисточник" не открывается с мобилки. Фраза "подсаживать … на уже летящий по эфиру FM-сигнал посредством эффекта обратного рассеяния радиоволн" — какая-то сумбурная. Пока что затрудняюсь представить пассивное (т.е. не имеющее встроенного передатчика) устройство, да ещё малых габаритов, которое могло бы повлиять на сигнал FM станции. А если иначе — так бы и написали, мол плакат с микромощным FM трансмиттером аудио и RDS сигналов, перекрывающий в небольшом радиусе вещание популярной FM станции.
aproject
17.10.2018 01:54+1Описанное в статье это кошмар. С цифрововым радиовещанием такая штука, я надеюсь, не прокатит. Вот в сиби диапазоне как раз похожая тема. По трассе постоянно рекламируют себя заправки и придорожные гостиницы. Мощность таких передатчиков как раз охватывает тех, кто проезжает мимо. Запускают в эфир постоянно повторяющийся ролик. А ещё кажется бывает такое, что ролик запускается, как ответ на чужой радиосигнал. Т.е. хотел, что-то спросить у проезжающих автомобилистов, а в ответ получаешь рекламный ролик.
vikarti
17.10.2018 10:53+1Вот в сиби диапазоне как раз похожая тема. По трассе постоянно рекламируют себя заправки и придорожные гостиницы. Мощность таких передатчиков как раз охватывает тех, кто проезжает мимо. Запускают в эфир постоянно повторяющийся ролик
Но по крайней мере оно хоть как то осмысленно и полезно целевой аудитории. В отличии от ЭТОГО.
YemSalat
17.10.2018 11:10+1В Питере надо такой перед мостом глупости повесить. Только не рекламу крутить, a предупреждение о надвигающемся мосте. Думаю если забить Шансон/Наше/ЮморFM можно большую часть газелей спасти.
Popadanec
17.10.2018 12:29Не думаю. Если уж их не останавливает надпись прямо перед глазами: «Газель не пройдет», то их уже ничто не остановит. Кроме моста разумеется.
P.S. Пишут уже 157 газель там застряла.
Zagrebelion
Неужели настолько много людей слушают FM, чтобы городить такое?
Satim
Большая часть в машине слушают радио. Я например пока до работы еду слушаю новости.
dipsy
У вас есть статистика про большую часть? Я например FM не слушаю, «благодаря» наличию там рекламы, в то время как есть альтернативы.
artskep
В машине многие слушают. Чтобы пешеходы массово увлекались — сомневаюсь.
А, значит, затея сомнительная. Стандартный ролик 30 секунд, вроде как (легально?) получилось вещать на 18 метров. Получается, что слушатель должен стоять или двигаться со скоростью < 2.16 км/ч.
Если только у светофоров ставить. И то покрытие мизерное. В пределах 18 метров ну максимум машин 9 уберется (3 полосы, 4-5 метров между машинами). Таким образом десяток человек за один светофорный цикл. Если цикл минута и машины 24 часа стоят на перекрестке, получаем аудиторию 14400. Это при нереально идеальных условиях. В реальности, я вангую, раз в 10 меньше в лучшем случае.
tim_leon
Дело в том, что FM необязательно должен использоваться для прослушивания, вот там выше пример с телефоном и контекстной рекламой. Мне кажется, если бизнес решит взяться за это всерьез, то такая реклама действительно станет реальностью. Можно будет написать приложение для блокировки, но что если теперь производители смартфонов, как с двумя камерами, будут ставить два модуля — один для рекламы (не блокируемый), один для радио… прямо сценарий из антиутопии
DnD_designer
Что-то позновато спохватились. Сейчас в городской застройке чаще можно увидеть IP-радио, или цифровое радио. А туда инкапсулировать что-то будет сложно.
Да и что у нас скажут юристы — будет ли «рада» FM-радиостанция, если какая-нибудь условная клиника будет забивать их, радиостанции, рекламу?