Российская Федерация, имея самые большие в мире воздушные просторы и выгодное географическое положение, может и должна стать ключевым поставщиком логистических авиационных услуг.
Особое место в развитии современной аэронавигационной отрасли занимает задача интеграции беспилотных авиационных систем в несегрегированное воздушное пространство, когда беспилотные перевозки из специальных операций с выделением и закрытием воздушного пространства, превратятся в рутинную повседневную задачу. Фактически сегодня ставится вопрос создания аэронавигационной системы будущего с несравнимо более высоким уровнем автоматизации, где участие человека в контуре управления будет сведено к минимуму.
Совместное использование воздушного пространства беспилотной и пилотируемой авиацией преимущественно в нижнем воздушном пространстве создает фундаментальную основу для развития новых видов бизнеса (услуг В2В/В2С, создания высоких технологий, производства, новой инфраструктуры), развития образования в сфере высоких технологий (авиастроение, электроника, IT), новых рабочих мест (в первую очередь, в научных и инженерных компаниях), развития малого и среднего высокотехнологичного бизнеса, цифровизации и автоматизации, развития городов и регионов, создания высокотехнологичного экспортного потенциала, в целом повышения качества жизни.
Задача интеграции беспилотной авиации в единое воздушное пространство решается мировым сообществом уже в течение более 10 лет. В США, в 2011 году, после примерно 5 лет исследований и формулирования миссии, NASA в качестве головного исполнителя и в сотрудничестве с Федеральными авиационными властями США FAA и промышленностью, приступила к плановой реализацию проекта по интеграции беспилотных летательных аппаратов в национальное воздушное пространство США. Этот проект нацелен на заполнение технологических и эксплуатационных пробелов, необходимых для обеспечения безопасной интеграции беспилотных летательных аппаратов размером более 55 фунтов (25 кг), летающих выше 500 футов (150 м).
В ходе исполнения проекта было выделено ТРИ критических технологии:
- ПЕРВОЕ — Радиолиния контроля и управления (С2), включая и киберзащиту, и выделение радиочастот, которые являются важнейшим ресурсом современного мира, наравне с нефтью и газом.
- ВТОРОЕ — Система соблюдения безопасных интервалов и предупреждения столкновений (Detect & Avoid — DAA), которая техническими средствами заменит дистанционному пилоту органы зрения, физическое ощущение машины и возможность обзора окружающей обстановки из кабины летательного аппарата.
- ТРЕТЬЕ — Интеграция всех технологий в зонах валидации, включая их цифровые двойники, где эксплуатационная пригодность технологий будет подтверждена многократными испытаниями в процессе воспроизведения различных сценариев полетов, моделями и имитацией. В этих испытаниях будет накоплено большое количество полетных данных, на основании которых будут сделаны окончательные выводы о готовности технологий.
Основой решения для гибкой интеграции дронов в общее воздушное пространство являются технологии беспрерывного сплошного наблюдения за полетами в режиме реального времени посредством разворачивания наземной инфраструктуры. За счет возможности качественного мониторинга воздушной обстановки в поле наблюдения внедряемых в настоящее время в России систем мониторинга «Альманах» смогут безопасно сосуществовать все участники воздушного движения.
В настоящее время в России разворачиваются системы многопозиционного наблюдения за гражданской авиацией (МПСН «Альманах»). Данная сеть территориально распределенных станций с высокой чувствительностью и темпом обновления приемов сигналов от бортов менее 1 секунды способна обеспечить поле непрерывного наблюдения во всех классах воздушного пространства, от малых высот до 20 км, тем самым позволяя «видеть» воздушную обстановку участникам движения по принципу «каждый видит каждого».
Еще один элемент системы «Альманах» — первый в России компактный бортовой ответчик для малой авиации и беспилотников «Колибри». Небольшой передатчик с помощью несложных манипуляций крепится к корпусу конкретного транспортного средства или летательного аппарата. «Колибри» позволит борту малой авиации или дрону стать «видимым» в системе «Альманах» и обеспечить свое безопасное нахождение в общем воздушном пространстве.
Очевидно, что в Аэронавигационной системе будущего цифровые информационные технологии, цифровые платформы, кибербезопасность, беспроводные системы передачи данных и все, что основано на «цифре», займет основополагающее место.
Комментарии (3)
Rehtru
26.11.2018 12:57Нацеленность вовсе не только на «от 25 кг», скорее наоборот, на нишу от 1,5 до 25.
Установление режимов, как обязательное условие применения БАС вызвано необходимостью обеспечить безусловную безопасность пилотируемых ВС.
От этого можно уйти, если будут созданы эффективные методы минимизации рисков, ниже, чем вероятность сближения до 1е-6.
Этого можно достичь организационными методами (режим — один из таких методов) или технологическими методами, например, обеспечив взаимную видимость или видимость их для земли (которая будет управлять воздушным пространством динамически).
Как правило, комплексом мероприятий, совокупностью организации и технологий, начиная от планирования ИВП заканчивая бортовыми средствами.
Такие работы (DAA) ведутся во всем мире.
Возьму на себя смелость поотвечать на вопросы, которые увидел:
1. Да, это основной профиль деятельности ЦРТС. Самые современные системы наблюдения в интересах ОрВД (МПСН, МВРЛ с реж. S) производит именно ЦРТС.
2. Да. Есть несколько подходов с разной завязанностью на наземную инфраструктуру.
Почему вы «боитесь» транспондера, весящего 15 грамм и потребляющего менее Вт?
kAIST
Нам показывали похожее на ваше предложение, которое направили военным и различным министерствам типа министерства транспорта. Тоже речь шла о транспондерах на БПЛА и сети приемных станций. Вы нацелены, насколько я понимаю на БПЛА от 25 кг, то есть промышленные и военные.
Мы сейчас занимаемся схожей тематикой. А именно получением разрешения на полеты в один клик. Мы нацелены именно на гражданское применения БПЛА среди любителей и коммерческих пилотов. В тестовом режиме в данный момент работаем в одном городе. И так получается, что берем на себя роль и контроля воздушного движения (со стороны БПЛА), обеспечения безопасности и пр. То есть опыт в этой области уже есть. Поэтому возникает ряд вопросов:
Сделать свою информационную систему, на которой в режиме реального времени будет видны положения БПЛА, не очень то и сложно. У нас такая есть. Но с другими диспетчерскими пунктами все вопросы приходится решать по старинке. Установление местного или временного режима, подача плана полетов и пр. Что то поддается автоматизации, но вот без человека-диспетчера не обойтись. Именно он, несмотря на все планы полетов, будет в режиме реального времени общаться с пилотами. Да да, пилот вертолета может прямо в полете позвонить с сотового и что то уточнить). Интеграция нашей системы в их системы вопрос очень сложный и почти невозможный. Там очень много веселых моментов. Вы в этом направлении работали?
Еще вопрос. Промышленное использование БПЛА сейчас, это в основном полеты в зоне G. Это очень большие территории. Например, обследование с БПЛА газопроводов и пр. Места могут быть труднодоступные и сеть придется разворачивать наравне с сотовыми сетями. Просчитывали этот момент?
P.S. И если будете куда то соваться с инициативами, не забывайте пожалуйста про от 25 кг. Иначе есть шанс что выйдет новый закон, где обяжут все БПЛА иметь транспондер, но это поставит крест на тех, кто физически не может взять его на борт.
P.P.S. Ролик конечно красивый, но в реальности будет все совсем не так ;)