Обычно, слыша об «акустической системе», люди представляют провода и колонки, которые занимают всё свободное пространство в комнате. Но на деле это не всегда так: аудиосистему можно разместить на потолке или целиком спрятать в специальных нишах в стене. Поговорим о встраиваемой акустике, о том, как она устроена и где такие системы применяют.
На фото: большой кинозал в офисе «Аудиомании»
Направление плоских колонок в индустрии акустических систем начало развиваться в 1990-х. В 1996 году был разработан «динамик с принципом распределённого функционирования», он же DML (Distributed Mode Loudspeaker). А уже в 1997 году поступила в продажу первая мини-аудиосистема, в которой использовалась эта технология, — её изготовила компания Benwin.
Продукт назывался Benwin BW2000 и представлял собой набор компьютерных колонок. Инженеры компании видели потенциал в DML-оборудовании: технологию планировали использовать в автомобильных аудиосистемах. Однако Benwin заморозили проект.
Плоские динамики привлекли внимание других игроков рынка, в том числе создателей звуковоспроизводящей техники для дома. В 2006 году компания Sonance представила одну из первых «невидимых» акустических систем Architectural Series. Колонки можно было встраивать в стены или потолок — аудиосистема становилась совершенно незаметной в интерьере.
В плоских колонках источник звука — широкополосный излучатель, или эксайтер. В нём, в отличие от динамического громкоговорителя, нет конического диффузора, и звуковая катушка соединена со сплошной панелью без отверстий. На неё катушка передаёт колебания, которые распространяются по всей площади панели.
Поверхность, в свою очередь, работает как дека музыкального инструмента и усиливает звуковые волны от катушки. Чтобы передавать колебания излучателя, материал поверхности колонки должен быть жёстким, но достаточно гибким. Поэтому панели делают из фанеры, алюминия или пластика.
Когда колонку устанавливают в стену или на потолок, панель красят им в тон (или в случае со стенами прячут за обоями). В среднем толщина покрытия над устройством не должна превышать 2–3 мм, иначе звучание системы будет нарушено.
«Невидимые» аудиосистемы устанавливают как дома, так и в общественных местах. В жилом помещении плоские колонки можно смонтировать где угодно: в спальне, гостиной, на кухне. Встраиваемую акустику размещают даже в ванных и саунах. Например, модели серии LRg компании Stealth Acoustic выдерживают температуру до +60 °C и высокую влажность воздуха. Все металлические элементы колонки находятся за панелью, поэтому устройство не портится.
Также встраиваемые колонки используют как источник звука в домашних кинотеатрах. Подходящую для такого применения акустику выпускает компания Ceratec — под названием Cerasonar. В эту серию входят колонки для помещений разной площади — от 25 до 100 кв. м, — а также полноценный сабвуфер. Конструкция устройств предполагает наличие от одного до четырёх звуковых излучателей, их толщина — 10 см у сабвуфера и 5 см у остальных колонок.
На фото: малый кинозал в офисе «Аудиомании» с акустической системой Cerasonar
Видео о том, как производится монтаж акустики Cerasonar:
Плоские колонки устанавливают и в общественных местах, например в кафе и музеях. В ресторанах встраиваемую акустику размещают обычно на потолке. По словам владельцев заведений, плоские динамики «рассеивают» звук по помещению. В ресторане, как следствие, нет отдельных шумных мест возле динамиков, и все гости спокойно общаются друг с другом без необходимости перекрикивать музыку.
В выставочных пространствах встраиваемую акустику используют для создания звуковых инсталляций или делают частью произведения искусства. Так, британская художница Адриана Пейс (Adriana Paice) установила динамик в полотно, на котором была вышита шёлком строка из стихотворения. Когда посетители галереи прикасались к картине, они активировали датчики движения, и колонка начинала воспроизводить аудиозапись этого произведения.
Причём не всегда плоские колонки прячут в интерьере: аудиосистема может быть полноценным предметом декора. Такие устройства выпускает компания Frasch. Колонки Fella таятся в ярких войлочных плитках, которые на 60% сделаны из переработанного пластика. Управляется система по Bluetooth.
Похожую аудиосистему создали в Bang and Olufsen. Набор BeoSound Shape состоит из шестиугольных плиток разного размера. В состав комплекса входят собственно плоские колонки с текстильным покрытием (под ним — пластиковая поверхность), усилители и демпферы.
Встраиваемую акустику используют и в уличных аудиосистемах. Например, колонки компании Feonic размещают под полом террасы или прячут за горшками с растениями. Устройства защищены от влаги и снега и работают при температуре -20… +100 °C.
С помощью встраиваемой акустики можно создать полноценную аудиосистему, которая не займет много места. Интерьер помещения не нужно подстраивать под колонки, и по вашему желанию всё оборудование уберут с глаз долой. Причём по качеству звучания «невидимые» системы сопоставимы с обычными, «объёмными» колонками.
Основной недостаток встраиваемой акустики — величина расходов на создание такой системы. Хотя цена самого оборудования не превышает стоимости напольных колонок, инсталляция «невидимой» аудиосистемы в доме обойдётся дорого и займёт много времени.
Отдельный минус есть у потолочных колонок. Их звучание кому-то покажется странным и неестественным. Происходит это потому, что уши человека не привыкли воспринимать звук, идущий сверху. Поэтому акустическая система на потолке подойдёт не всём.
Об акустических системах в микроформате — в нашем Telegram-канале:
?Наш гид покупателя: полочные колонки vs напольные
С чего начать выбор домашней акустики
Как сделать прослушивание аудиосистемы более комфортным
На фото: большой кинозал в офисе «Аудиомании»
Предыстория
Направление плоских колонок в индустрии акустических систем начало развиваться в 1990-х. В 1996 году был разработан «динамик с принципом распределённого функционирования», он же DML (Distributed Mode Loudspeaker). А уже в 1997 году поступила в продажу первая мини-аудиосистема, в которой использовалась эта технология, — её изготовила компания Benwin.
Продукт назывался Benwin BW2000 и представлял собой набор компьютерных колонок. Инженеры компании видели потенциал в DML-оборудовании: технологию планировали использовать в автомобильных аудиосистемах. Однако Benwin заморозили проект.
Плоские динамики привлекли внимание других игроков рынка, в том числе создателей звуковоспроизводящей техники для дома. В 2006 году компания Sonance представила одну из первых «невидимых» акустических систем Architectural Series. Колонки можно было встраивать в стены или потолок — аудиосистема становилась совершенно незаметной в интерьере.
Как это работает
В плоских колонках источник звука — широкополосный излучатель, или эксайтер. В нём, в отличие от динамического громкоговорителя, нет конического диффузора, и звуковая катушка соединена со сплошной панелью без отверстий. На неё катушка передаёт колебания, которые распространяются по всей площади панели.
Поверхность, в свою очередь, работает как дека музыкального инструмента и усиливает звуковые волны от катушки. Чтобы передавать колебания излучателя, материал поверхности колонки должен быть жёстким, но достаточно гибким. Поэтому панели делают из фанеры, алюминия или пластика.
Когда колонку устанавливают в стену или на потолок, панель красят им в тон (или в случае со стенами прячут за обоями). В среднем толщина покрытия над устройством не должна превышать 2–3 мм, иначе звучание системы будет нарушено.
Сферы применения
«Невидимые» аудиосистемы устанавливают как дома, так и в общественных местах. В жилом помещении плоские колонки можно смонтировать где угодно: в спальне, гостиной, на кухне. Встраиваемую акустику размещают даже в ванных и саунах. Например, модели серии LRg компании Stealth Acoustic выдерживают температуру до +60 °C и высокую влажность воздуха. Все металлические элементы колонки находятся за панелью, поэтому устройство не портится.
Также встраиваемые колонки используют как источник звука в домашних кинотеатрах. Подходящую для такого применения акустику выпускает компания Ceratec — под названием Cerasonar. В эту серию входят колонки для помещений разной площади — от 25 до 100 кв. м, — а также полноценный сабвуфер. Конструкция устройств предполагает наличие от одного до четырёх звуковых излучателей, их толщина — 10 см у сабвуфера и 5 см у остальных колонок.
На фото: малый кинозал в офисе «Аудиомании» с акустической системой Cerasonar
Видео о том, как производится монтаж акустики Cerasonar:
Плоские колонки устанавливают и в общественных местах, например в кафе и музеях. В ресторанах встраиваемую акустику размещают обычно на потолке. По словам владельцев заведений, плоские динамики «рассеивают» звук по помещению. В ресторане, как следствие, нет отдельных шумных мест возле динамиков, и все гости спокойно общаются друг с другом без необходимости перекрикивать музыку.
В выставочных пространствах встраиваемую акустику используют для создания звуковых инсталляций или делают частью произведения искусства. Так, британская художница Адриана Пейс (Adriana Paice) установила динамик в полотно, на котором была вышита шёлком строка из стихотворения. Когда посетители галереи прикасались к картине, они активировали датчики движения, и колонка начинала воспроизводить аудиозапись этого произведения.
Причём не всегда плоские колонки прячут в интерьере: аудиосистема может быть полноценным предметом декора. Такие устройства выпускает компания Frasch. Колонки Fella таятся в ярких войлочных плитках, которые на 60% сделаны из переработанного пластика. Управляется система по Bluetooth.
Похожую аудиосистему создали в Bang and Olufsen. Набор BeoSound Shape состоит из шестиугольных плиток разного размера. В состав комплекса входят собственно плоские колонки с текстильным покрытием (под ним — пластиковая поверхность), усилители и демпферы.
Встраиваемую акустику используют и в уличных аудиосистемах. Например, колонки компании Feonic размещают под полом террасы или прячут за горшками с растениями. Устройства защищены от влаги и снега и работают при температуре -20… +100 °C.
Преимущества и недостатки
С помощью встраиваемой акустики можно создать полноценную аудиосистему, которая не займет много места. Интерьер помещения не нужно подстраивать под колонки, и по вашему желанию всё оборудование уберут с глаз долой. Причём по качеству звучания «невидимые» системы сопоставимы с обычными, «объёмными» колонками.
Основной недостаток встраиваемой акустики — величина расходов на создание такой системы. Хотя цена самого оборудования не превышает стоимости напольных колонок, инсталляция «невидимой» аудиосистемы в доме обойдётся дорого и займёт много времени.
Отдельный минус есть у потолочных колонок. Их звучание кому-то покажется странным и неестественным. Происходит это потому, что уши человека не привыкли воспринимать звук, идущий сверху. Поэтому акустическая система на потолке подойдёт не всём.
Об акустических системах в микроформате — в нашем Telegram-канале:
?Наш гид покупателя: полочные колонки vs напольные
С чего начать выбор домашней акустики
Как сделать прослушивание аудиосистемы более комфортным
Комментарии (6)
savostin
28.11.2018 16:08А «дорого», это столько? А то «обойдется» ведет непонятно куда…
Audioman Автор
28.11.2018 17:37Добрый день, Сергей!
У каждого клиента свои задачки, поэтому здесь сложно давать оценки. Домашний кинотеатр может быть самым разным, как показывает наша практика. Если вы хотели бы обсудить возможные варианты, мы бы рекомендовали написать напрямую нашим специалистам.
Anton23
У меня вопрос: на Хабре много людей, которые используют хороший звук «за дорого»? Напишите ниже те, у кого есть встраиваемая акустика.
mediaman
Как я понял, сейчас это больше для бизнеса используют (конфзалы и прочее). Но в целом для условного меломана, который так или иначе тратится на свое увлечение, это вариант «спрятать» акустику уже на этапе ремонте и не раздражать близких постоянными перестановками (преимущественно черных) кабинетов с колонками.
usego
В статье почему-то знак равенства между встраиваемой акустикой и плоскими колонками. Достаточно много «обычной» акустики, которая встраивается в ниши в стенах. У себя делал 7.1 на B&W, встроил в стены боковые и задние потолочные, прямо в регипсовые короба. Звук не хайфай, регипс добавляет своих особенностей, но для кина звучание весьма приличное.