И вот совсем лаконичный факт — количество патентов только по точному запросу в наименовании «artificial intelligence»/искусственный интеллект, т.е. даже не принимая в расчет сходные термины «neural network»/нейронные сети, «machine learning»/машинное обучение и пр., по состоянию на начало ноября 2018 г.:
- Google (Alphabet) — 1 430 патентов,
- Apple — 592 патента,
- Китай всего — более 7 000 патентов,
- Всего в мире — более 100 тыс. патентов (эти и аналогичные данные можно увидеть и проанализировать на открытом ресурсе Google Patent или других агрегаторах).
И, внимание(!!!):
- Россия – 17 патентов (база данных Роспатента, также есть в открытом доступе), содержащих в наименовании термин «искусственный интеллект» и 657 патентов (это с учетом незавершенных и отмененных), содержащих термин «искусственный интеллект» в описании.
Причем изобретение может лежать совсем в другой области и просто применять в своем составе какие-либо существующие модули искусственного интеллекта. Например, «Нефтедобывающая скважина с искусственным интеллектом» (чтобы это ни значило), где последний упомянут только как управляющий способ регулирования напора.
То есть состояние в связке: «искусственный интеллект — интеллектуальная собственность — правовая защита — коммерциализация технологий — потеря рынков» не то, чтобы не очень хорошее – оно очень-очень плохое.
Справка, которую можно пропустить, про искусственный интеллект (далее ИИ).
Сферы возможного применения ИИ перечислены в огромном количестве статей и, наверное, проще сказать, какие отрасли не будут в будущем затронуты, так как таковых будет очень немного. Только из уже существующих проектов и только в финансовой сфере можно отметить следующие: ВТБ запущена кросс-канальная система противодействия мошенничеству на базе методов ИИ; «Альфа-Банк» предлагает трейдерам торговых роботов, а Сбербанк внедрил Iron Lady, которая звонит клиентам-должникам.
В производственных отраслях ИИ-разработки применяются, например, в целях: оптимизации производства, логистики и управления складскими запасами, информационной безопасности и электронной коммерции, управления персоналом и маркетингом, снижения количества брака и рекламаций.
В ИТ-сфере способов применений ИИ, разумеется, еще больше и только, например, рынок «умных колонок» вырос в разы за 2018 год, причем с прогнозом, что через 5-10 лет данные устройства станут такой же необходимостью домашних хозяйств, как холодильник или стиральная машина. Очень весомы достижения в сфере здравохранения, например, при использовании нейросетевых алгоритмов для диагностики заболеваний и научных исследований, связанных с анализом больших объемов данных
Одним словом
ИИ является одной из ключевых технологий будущего. С его применением только в ближайшие 5-10 лет существенно изменится облик многих отраслей, откроются огромные рынки. А для кого-то рынки закроются.
Проблему, применительно к интересам российских или хотя бы условно российских компаний, проектов, стартапов я бы сформулировал так:
min — необходимо обеспечить хотя бы внутренний рынок хотя бы на существующем уровне в ближайшие несколько лет;
max — возможно имеет смысл вложиться хотя бы в некоторые направления ИИ полноценно (исследования, систематизация, финансирование, разумеется), т.к. до сих пор есть существенная вероятность выхода на целые отрасли внешнего рынка.
Снова о Danger!
Почему данную проблему уже сейчас решить не так то просто.
Еще немного скучной статистики — всего по сумме запросов « artificial intelligence"/искусственный интеллект, «neural network»/нейронные сети, «machine learning»/машинное обучение:
- Всего в мире — 1,2 млн патентов,
- Матушка-Русь — 657+1891+745 патентов (просто есть упоминание данных терминов),
- США — 533 635 патентов,
- Япония — 67 853 патента,
- Корпорация IBM — 4 396 патентов, то есть в одной компании больше чем всего в России, что очень печально.
Как известно, а, по крайней мере, западным компаниям это хорошо известно, весомым средством защиты своей доли на рынке является интеллектуальная собственность.
Каждый патент — это монополия на свои идеи и технологии, пусть в относительно узком секторе техники, определяемом формулой изобретения, с типовым сроком действия в 20 лет.
Защита программных продуктов (а ИИ часто таковым и является) путем госрегистрации программ ЭВМ и баз данных без патентования, или как секрет производства (ноу-хау), как показывает мировая практика, именно в сферах, связанных с разработкой программного обеспечения, зачастую неэффективна.
Это может показаться парадоксом, поскольку зачастую именно в области программного обеспечения технологию успевают разработать, применить и заменить на более совершенную прежде чем на нее будет получен патент, т.к. в ряде стран процедура получения патента может растянуться на несколько лет.
Однако, защитив несколькими сотнями или даже тысячами патентов некое перспективное направление, можно уже не беспокоиться, что конкуренты, по-крайней мере большая часть, будут тут мешать и спокойно развиваться, например, уже в режиме ноу-хау.
При этом в большинстве стран Европы (участниц Европейской патентной конвенции, ЕПК) и в России патенты на изобретение и полезную модель использовать для целей регистрации программных продуктов формально нельзя. Однако патенты на вычислительные идеи действуют в США, Южной Корее и ряде других стран, изначально обеспечивая преимущество, по крайней мере, в отсутствии препятствий при государственной регистрации, что опять же увеличивает шансы резидентов, обеспечивая мировой приоритет идеи.
Но! И в России и в странах-участницах ЕПК существуют достаточно многочисленные прецеденты получения патентов на изобретения программных продуктов в виде способов, технических устройств и т.д., то есть путем адаптации под формальные требования закона. По принципу «если нельзя, но очень хочется, то можно». Зачастую это необходимо, и так делают все.
Теперь точно о Danger!
Собственно, патентная стратегия корпораций-гигантов примерно одинакова, будь то сфера мобильных устройств, искусственного интеллекта или других высоких технологий и при этом эффективна как колонизация Америки: сначала «застолбить» максимальную долю рынка, патентуя все, что можно, а потом уж разбираться, где углубляться, где дать на откуп, где оставить за ненадобностью.
Разумеется, этим занимаются высококлассные специалисты, точнее целые подразделения из связок юристов, инженеров и экономистов, закаленные в войнах с конкурентами и патентыми троллями. Оспорить такой патент, даже если он действует в «незападной» стране и даже если он не особо интересен корпорации, не под силу и не по карману большинству средних и малых компаний. Тем более из «незападных» стран – Азии, Южной Америки и России, конечно же.
При этом следует отметить, что, например, Китай выстроил эффективную систему защиты как своих внутренних рынков, так и своих компаний, выходящих (и успешно выходящих) на внешний рынок, во многом благодаря усилиям на государственном уровне и есть резон взять его опыт на вооружение.
Вера и надежда...
Соревноваться с иностранными корпорациями в количестве патентов весьма дорого и, возможно, количественно не очень эффективно. Однако имеет смысл изучить их патентную стратегию, агрессивную и хорошо систематизированную в отношении всех категорий конкурентов, от одиночных стартапов и вплоть до целых государств, разработать эффективную стратегию противодействия, включающей защиту интеллектуальной собственности хотя бы на территории своей родной страны.
Потому что если этого не сделать, то рынок ИИ, и внешний и внутренний, будет для нас потерян, впрочем, как и многие другие.
Печенька
Как итог, чтобы внести свой посильный вклад в далекую победу родной Скайнет над супостатской — совсем кратко, рекомендации специалистам, по умолчанию, создателям качественного ИИ-продукта, не вполне представляющим (ключевое слово), как с ним быть.
В любом случае, последние годы практика такова, что при прочих равных суды в области интеллектуальной собственности принимают сторону автора-исполнителя, так что статистика тоже за вас.
Итак, если вы:
- Одинокий, но умный фрилансер-программист и т.п. — зарегистрируйте свою интеллектуальную собственность хотя бы как программу ЭВМ или базу данных, сейчас это можно сделать не выходя из дома, например, на сайте gosuslugi.ru, самому и за небольшую госпошлину. Таки это не совет периодически обдирать заказчика, это напоминалка о том, что если он вдруг продаст вашу прелесть за много-много денег, то и вас бы не забыл. Автор и правообладатель — это не всегда одно и то же, но об этом в следующий раз.
- Участник-начальник стартапа, небольшой, но перспективной компании — п.1 + режим коммерческой тайны, хотя бы как сможете, хотя бы на ключевые системы; даже если вы специалист data science, вы вряд ли представляете, как внимательно неправославные алгоритмы прочесывают сеть (и да, рунет) в поисках интересных идей и как просто их перехватывают. Если есть возможность — подайте заявку на изобретение или, хотя бы, на полезную модель, не раскрывая ноу-хау, конечно. Несколько сложнее, чем регистрация программ ЭВМ, но вполне можно и самостоятельно, данных на сайте Роспатента (клянусь, это не реклама оного), вполне достаточно. Да и услуги профессионалов-юристов в этой сфере сейчас вполне доступны.
- Руководитель, топ-менеджер крупной ИТ-компании — я польщен, держитесь там!
- ИТ-сотрудник средне-крупной компании — п.1+п.2, но тут, как правило, все осложняется тем, что сотрудникам дают на подпись кучу бумаг о том, что все созданное… является служебным… и т. д., так что здесь желательно сохранить баланс своих интересов и закона в своих же интересах.
О том, зачем это нужно самим авторам-программистам и как это сделать, и какие эффекты может дать, и как их хотя бы приблизительно оценить — в следующей статье, если данная выползет из песочницы. И о стратегиях защиты своего интеллектуального капитала для компаний тоже.
Комментарии (20)
maslyaev
30.11.2018 19:20Не надо так уж серьёзно относиться ко всем этим интеллектуально-собственническим играм. Глупости всё это. Да, в Западной Европе и Северной Америке есть некоторая локальная специфика, связанная с наличием в массовом сознании существенно устаревших предрассудков относительно того, что человеческая мысль может быть чьей-то эксклюзивной собственностью. Но поскольку эти предрассудки грубо противоречат природе вещей, основанное на них бумажное законодательство неизбежно оказывается насквозь дырявым.
Играть самим в эти глупые игры, или не играть — каждый принимает решение за себя. Лично мне представляется правильной стратегия не тратить на это время и душевные силы, но специфику учитывать, и работая на западный рынок соломку подстилать.NP73 Автор
03.12.2018 02:33Много людей считают, что доступ к знаниям должен быть открытым и свободным, и я в том числе. Но эта позиция не мешает встраивать свои идеи в свой или чужой бизнес с пользой для себя и других (а ИС — просто один из способов сделать это).
Иначе оставшейся беспринципной горстке ничто да давно не мешает вовсю пользоваться дырявым бумажным (да, устарело, есть такое, ну вы же живете иногда в городе, которому несколько сот лет) законодательством, причем с таким эффектом, что торговцы оружием, девушками и наркотиками глотают слезы зависти.
И если глупизну вышеупомянутых игр оценивать как отношение затраченных усилий к полученному профиту, то есть плохие новости…iCpu
03.12.2018 08:19В ИТ есть одна очень неприятная проблема. Для того, чтобы потроллить патентом, нужно доказать, что алгоритм из патента использовался. Учитывая, что компиляция и\или обфускация значительно преображают исходники, сделать это бывает весьма и весьма непросто. Особенно, если это не формат хранения данных и не набор пиктограмм.
Поэтому у нас многие и не озадачиваются патентами. Да и не только у нас, посмотрите на мировое ИТ: сейчас все от патентования перебираются в OpenSource. Конкуренция высокая — куда проще кормиться с донатов, поддержки и лицензий на продажу побочных продуктов, чем пытаться продавать свой закрытый продукт до получения первых положительных результатов пользователями. Исключение — совсем крупные продукты с долгой историей.maslyaev
03.12.2018 12:47Во многих странах (например, в России) нельзя патентовать математику. Соответственно, патентованным оказывается только текст исходника, переписать который, и тем самым вывести из-под действия патентного законодательства — фигня вопрос.
Что касается форматов хранения данных, то их патентование, как правило, себе дороже. Появляется свободный альтернативный, а патентованный отправляется на свалку истории.
APXEOLOG
30.11.2018 19:35Я думаю причин тут можно найти немало. Например:
- "Утечка мозгов" за рубеж за более достойным уровнем жизни
- Малое количество отечественных крупных ИТ компаний, которым под силу разработка в сфере ИИ
- Ориентация на западные рынки
У нас подавляющая часть ИТ отрасли аутсорсит на запад, по-моему текущая ситуация очень логична
takraf
01.12.2018 22:28Хочу немного поправить: «Утечка мозгов» за рубеж за более достойным ОБРАЗОМ ЖИЗНИ.
Alexey2005
01.12.2018 21:29ИИ — это изначально игрушка для больших корпораций. У которых есть доступ к мощным вычислительным кластерам, которые могут организовать сбор и первичную обработку охрененных объёмов данных для обучения, и которые УЖЕ производят нечто такое, что может быть улучшено с помощью ИИ или конвертировано в родственный продукт.
Стартапы в любом случае получат лишь объедки с барского стола. Их скромные достижения целиком зависят от тех массивов данных и тех наработок, что корпорации щедро выкладывают в открытый доступ.
В общем, это явно не та область деятельности, к которой стоит всерьёз присматриваться стартаперам. Уж лучше тогда рыть в сторону новомодных блокчейн-технологий.Stepan555
01.12.2018 16:53Не соглашусь. Есть масса небольших ниш. автоматизировать одну технологическую установку. одну домну, встроить ИИ в небольшой программный продукт — например, дополнить АСКУД распознаванием лиц, встроить прогноз продаж в ресторанный софт и т.п. Есть множество интересных локальных задач.
Stepan555
01.12.2018 23:08Какой смысл патентовать ИИ не очень понятно. Вот у Яндекса в каждом сервисе по пять ИИ. Допустим, они не запатентованы. И что? Кто-то напишет Таксишный сервис лучше, чем Яндекс.Такси? Но в это надо столько денег и времени вложить, что никакой патент тут ничего значить не будет. А доказать, что в движке какого-то такси стоит движок Яндекса? При том, что Яндекс и так бесплатно раздаёт всем свой движок :-) в чём смысл патентовать-то?
mikeee1
02.12.2018 00:18Не надо путать теплое с мягким, они с самого начала сделали его открытым, как раз для того чтобы никакие хитрые Васи его не запатентовали.
В другом случае, например, вы приозводите прибочик который меряет что нибудь и вы к нему написали софт. Вполне логично, что стоит получить патент и на софт
NP73 Автор
03.12.2018 01:42Если, скажем, вы напишете автопилот для беспилотного авто, извиняюсь за тавтологию, то, уверяю вас, и Гугл, и Яндекс, и, вероятно, родное Минобороны его у вас с удовольствием выкупит (ну может и отберет), будет у вас патент или нет. А патентовать каждую html-страничку и вправду смысла нет, я как бы и не настаивал
divanus
02.12.2018 12:56Патентное право в РФ — жалкая пародия и она идёт со времен СССР. В кармане 22 патента по наследству :) так, чисто для понта. Когда-то приносили деньги кстати.
Новые делать патенты — нецелесообразно, т.к. долго, нудно, бесполезно. Российские патенты — просто бумажка для туалета.NP73 Автор
03.12.2018 01:33Даже не знаю, почему в 2017-м подано иностранцами ~14 тыс. заявок на изобретение. (36%)
Дурачки, наверно…
Российскими кстати ~23 тыс.
Назовите, пожалуйста, государства (ну, кроме там Фиджи с Мадагаскаром), где есть такая диспропорция(?)
Это и есть примерно будущее соотношение капиталов в будущем
olegshutov
Я работал и в компании, которая пыталась запатентовать все, даже всякий бред.И в той, в которой можно было запатентовать реально много хорошего, но лень. Из-за того, что патентный троллинг не распространен в России, российским компаниям это делать просто лень. Плюс, многие российские компании зарегистрированы как иностранные. Если ты наоформлял бесполезных патентов в Америке, то их могут скопом купить достаточно задорого — тысячи баксов и выше за патент для защиты от троллей. В России это никому не надо просто.
Короче говоря, вы не там смотрите. Возьмите топовые статьи по ИИ и процент русских фамилий в них — получите реальную и сильно другую картину
NP73 Автор
Взял — не получил.
1 абзац — да, сейчас все так.
Но таки лет через n выровняется с западом, и троллинг, и суды, и все остальное.
Речь не об отсутствии российских спецов по ИИ, я в курсе, что их немало, а о том, что они в большинстве своем увеличивают иностранный капитал (интеллектуальный, человеческий и как следствие финансовый).
olegshutov
По моим прикидкам ну где-то с трети всех статей выходит с упоманинием русских имен. Если взять соотношение кол-ва населения в разных странах, то как бы не вышло, что Россия вообще впереди всех идет
NP73 Автор
По количеству и качеству статей, побед в Кaggle и т.п. — вполне может быть, что впереди. Наверно, у меня не вышло хорошо показать, в статье совсем про другое
mikeee1
Если патентный троллинг не распространен сейчас, то это не значит, что в будущем его не будет. Как только придет производство и капитал, с ними придут и патентные тролли.
Сделать патент в России дешево и поэтому можно патентовать вообще все. Ну и при продаже компании можно выторговать подороже.
olegshutov
Ну, как бы, с одной стороны да, но с другой я не думаю, что есть люди, которые верят в то, что патентный троллинг что-то более, чем небольшое американское недоразумение и о нем люди через лет 30 будут вспоминать со смехом, типа там, раздельных умывальников для негров и белых. Он просто не может существовать хоть какое-то долгое время в достаточно развитом обществе.