Найти исполнителя на фриланс-площадке можно двумя способами. Первый — открыть список фрилансеров, отфильтровать его по нужным критериям (специализация, наличие портфолио и отзывов), выбрать самого подходящего кандидата и связаться с ним. Контакты обычно указаны в профиле. Здесь есть свои риски и минусы, например, понравившийся фрилансер может не указать свои контактные данные или быть занят другой работой.
Второй вариант — разместить заказ на площадке и выбрать исполнителя среди откликнувшихся фрилансеров. Страница создания заказа на всех площадках примерно одинаковая — различаться могут только дополнительные параметры. В нашем случае, она состоит из следующих пунктов:
- заголовок;
- описание заказа;
- вложения — техническое задание, макеты, картинки, все дополнительные материалы, которые могут потребоваться для работы;
- стоимость;
- категория заказа;
- теги.
Возьмем гипотетического заказчика Машу и посмотрим на ее примере, как делать стоит, а как нет. Предположим, она владеет небольшим цветочным магазином и хочет выйти в интернет. У Маши уже есть сайт с каталогом цветов, и она хочет сделать так, чтобы букеты можно было не только посмотреть, но и заказать онлайн. Макеты от дизайнера готовы, муж Маши занимается бэкенд-разработкой, осталось найти фрилансера, который сделает визуальную часть сайта.
Для этого Маше предстоит:
- зарегистрироваться на фриланс-площадке;
- описать задачу — в заказе и техническом задании;
- выбрать фрилансера;
- ответить на дополнительные вопросы в процессе работы;
- протестировать готовую работу;
- оплатить заказ и оставить отзыв об исполнителе.
Инструкция поможет со вторым шагом — публикацией заказа. Мы разберем ответы на следующие вопросы:
- как создать емкий и простой заголовок, который заинтересует фрилансеров;
- что обязательно должно быть в описании заказа;
- как понять, сколько должен стоить проект;
- какие бывают категории заказов и как выбрать нужную;
- что такое навыки и как определить, какими должен обладать идеальный фрилансер.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Заголовок заказа
Грамотный заголовок заказа строится всегда по одной и той же схеме.
- Глагол — сверстать/нарисовать/написать — это действие, которое должен сделать фрилансер.
- Существительное — макет/логотип/статья — это предмет, с которым будет работать фрилансер.
- Уточнение — для интернет-магазина цветов/для компании-производителя натуральной косметики/про пользу фруктов — для чего именно нужно выполнить задачу.
Такой формат постановки задачи дает четкое понимание, что и как нужно сделать. Например, заменим первое слово «сверстать» на «нарисовать» и мы уже имеем заказ не для разработчика, а для дизайнера. Если уберем глагол, то станет вообще непонятно для кого это задание. Заменим «интернет-магазин цветов» на «высоконагруженная ERP-система», и предварительная оценка времени работы тут же увеличится в десятки раз.
Именно по заголовку фрилансер определяет, интересен ему заказ или нет. Идеальный заголовок должен быть коротким и емким, начинаться с глагола, объяснять, что и с чем нужно сделать.
Не пишите «Срочно», не используйте капслок и не ставьте восклицательные знаки и смайлики. Фрилансеры обычно игнорируют подобные заголовки. Если хочется привлечь больше внимания к задаче, лучше воспользоваться платными услугами сервиса, например, выделением заказа в списке цветом.
Что пишет Маша: «Сверстать макеты личного кабинета для интернет-магазина цветов»
Как писать не стоит:
- «Разработчик для макета магазина».
- «Верстка сайта из 11 страниц на движке Битрикса».
- «Ищу верстальщика!!! Надо сверстать сайт».
Описание задачи
Описание задачи — это детализация заголовка. На этом этапе фрилансер не только знакомится с деталями задачи, но и оценивает вменяемость заказчика. Чем подробнее и понятнее описан проект, тем больше релевантных откликов получает заказ. Структура хорошего описания задачи включает в себя:
- краткое описание проекта заказчика;
- непосредственно описание задачи;
- дату сдачи работы;
- дату начала работы;
- количество доработок, включенных в стоимость заказа;
- необходимость промежуточной оценки результата;
- варианты оплаты работы;
- дополнительные условия;
- кодовую фразу.
Подробнее рассмотрим каждый из пунктов.
Описание проекта заказчика
Фрилансеры редко заглядывают в профиль заказчика перед откликом. Решение принимается на основе заголовка, описания задачи и других пунктов на странице открытого заказа, которые можно быстро пробежать глазами. Вникать в написанное в профиле и тонкости технического задания начинают уже после того, как заказчик среагировал на отклик. Поэтому начинать описание задачи стоит с короткого вступления «О себе» — чем занимается заказчик, какого размера компания, где о ней можно почитать в сети.
Что пишет Маша: «Мы офлайновый магазин цветов с 3-летним стажем работы. До сих пор наш сайт работал как визитка и каталог товаров. В ближайшее время мы планируем расширять ассортимент и начать продавать онлайн»
Как писать не стоит:
- «Привет, чуваки!».
- «Я Петя, сейчас я все расскажу...».
- «У нас тут типа магазин цветов. Мы еще не решили, что мы точно хотим, но некоторые наработки есть. Вы откликнитесь, а там мы дальше уже на месте разберемся».
Описание задачи
Включает в себя расшифровку той информацию, которая указана в заголовке:
- уточнение всех деталей заказа;
- рассказ о текущей ситуации на проекте, например, какой используется стек технологий;
- описание дополнительных материалов: техническое задание, макеты, прототипы и так далее;
- обозначение критериев выполненности задачи.
Важно! Описание заказа не является техническим заданием, поэтому писать, как работают конкретные кнопки или какие ошибки могут быть у полей, не нужно. О том, как составлять техническое задание, мы напишем в другой статье. Самое главное, что стоит запомнить, те пункты, которые не описаны в техническом задании, — не входят в стоимость заказа. Например, если в ТЗ не отмечено, что на форме регистрации должна быть ссылка на оферту, то такой ссылки не будет. И когда фрилансер потребует дополнительную плату за ввод нового функционала, то будет прав, даже если подобное изменение займет пять минут его времени.
Маше нужно сверстать макет личного кабинета для интернет-магазина цветов, поэтому она пишет: «Мне нужно сверстать три макета личного кабинета: товары в корзине; страница с оформлением доставки; страница с итоговой информацией о заказе. Верстка должна быть валидная и кросс-браузерная. Я уже получила макеты от дизайнера, ведется работа над backend частью. Тестированием будем заниматься я и backend-разработчик».
Как писать не стоит:
- «У меня есть несколько макетов, остальные детали напишу в личной переписке».
- «Всю информацию вышлю с ТЗ на почту».
- «Макеты еще в разработке, но когда мы согласуем стоимость, уже все будет готово».
Дата сдачи работы
Описание задачи в техническом задании и полученный результат различаются как цветок и выросшее из него яблоко. В процессе тестирования верстки, прочтения готовой статьи или просмотра логотипа, обязательно всплывет какая-нибудь забытая мелочь. Например, что по клику вот на эту кнопку пользователю в почту должно упасть письмо или еще что-нибудь, что сложно было учесть до того, как появился конечный результат.
Наличие конкретной даты сдачи работы — это отлично! Если такой даты нет, то стоит попросить фрилансера самостоятельно оценить задачу и срок, к которому он готов ее завершить, и заложить от 20% до 50% временных рисков. Если фрилансер говорит, что выполнит задачу за 10 дней, то рассчитывать стоит на 12-15 (в лучшем случае). Фрилансеру эту цифру сообщать необязательно. В это время заложены причины, связанные с человеческим фактором и тестированием (про него все регулярно забывают), в результате которого могут обнаружиться новые проблемы.
Лучшее решение для задачи, которую необходимо выполнить «вчера» — это изменение объема работы. Например, большую статью можно разбить на несколько маленьких и выпускать частями. Фрилансер сам может посоветовать, как именно можно ускорить процесс. Главное, не экономить время в ущерб качеству.
Что пишет Маша: «На выполнение этой работы у меня запланировано две недели»
Как писать не стоит:
- «Проект нужно было выполнить еще вчера, поэтому ищу крутого профессионала, умеющего работать быстро».
- «У меня нет определенных сроков, сделаете, когда сделаете».
- «У меня запланировано две недели, но лучше, если вы сделаете за одну».
Когда приступать
В описании заказа укажите дату начала работы. Когда исполнителю нужно приступить к выполнению задачи — например, сейчас или в течение недели. Часто фрилансеры ищут новый проект параллельно с окончанием работы над другой задачей. Для того, чтобы не терять деньги, фрилансерам важно иметь постоянный поток заказов. Бывает, что фрилансер просит заказчика подождать несколько дней, пока он закончит предыдущую работу. Это лишний раз доказывает, что он востребованный специалист, которому можно доверять.
Что пишет Маша: «Приступить нужно в понедельник на следующей неделе»
Как писать не стоит:
- «Приступите, когда приступите».
- «Приступить можно будет, когда я получу макеты, т.к. дизайнер еще закончил работать».
- «Нужно было вчера, так что давайте поскорее решим все формальности».
Входят ли доработки в стоимость заказа
Хорошо, если фрилансер внимательно изучил техническое задание и задал вопросы. По наличию этих вопросов и их формулировке можно определить его компетентность. Кроме того, по результатам общения, заказчик может включить новые пункты в ТЗ и после этого согласовать окончательную стоимость.
На этом этапе можно уточнить какой объем дополнительных правок (они могут быть уже указаны (или нет) в техническом задании) и/или часов работы будет входить в стоимость.
Что пишет Маша: «В стоимость проекта входит возможность добавить в техническое задание до 2-х новых пунктов, совокупная реализация которых займет по времени не более 4 часов»
Что писать не стоит:
- «Пока я не буду доволен результатом, вы не получите оплату за заказ».
- «Правок не будет, полностью полагаюсь на ваш профессионализм и добросовестность».
- «Я оставляю за собой возможность вносить любое количество правок в техническое задание на протяжении всего рабочего процесса».
Оценка промежуточного и конечного результатов
В описании заказа напишите о желании видеть промежуточные варианты работы. Если что-то пойдет не так, заказчик сможет вовремя обратить на это внимание и поменять исполнителя. Будьте готовы, что в некоторых специализациях черновой и итоговый результаты могут разительно отличаться друг от друга. Фрилансер может даже отказаться показывать «сырую» работу, особенно это касается текстов. Заказчику стоит обсудить этот вопрос заранее.
В примере с версткой, пока заказчик будет смотреть первый макет, фрилансер будет заниматься вторым. А во время тестирования третьего, фрилансер будет вносить правки по первому. Экономится куча времени.
Что пишет Маша: «Необходимо высылать результаты работы по мере готовности. Задача будет считаться выполненной после того, как все макеты будут сверстаны в соответствии с техническим заданием и переданы мне»
Как писать не стоит:
- «Пришлите мне что-нибудь посмотреть через пару-тройку дней».
Формат оплаты
Оплачивать работу фрилансера можно следующими способами:
- за проект;
- за час работы;
- за месяц работы;
- за количество знаков, если заказан текст.
Выбор почасовой оплаты — это неплохой вариант для творческих заданий, можно ограничить полет фантазии профессионала временными рамками. Также почасовую оплату можно использовать для заданий со сложной структурой — там, где нельзя точно определить, сколько времени уйдет на работу.
Есть специализированное программное обеспечение, которое помогает работать в проектах с почасовой оплатой. Оно устанавливается на компьютер фрилансера и периодически делает скриншоты экрана — снимки можно посмотреть и удостовериться, что в оговоренное время фрилансер действительно занимался нужной задачей.
Оплату за проект целиком хорошо использовать, когда у вас есть подробное техническое задание, изменения в котором могут быть, но минимальные.
Оплата за месяц рекомендуется для больших задач, например, по разработке программного обеспечения. Такие проекты могут длиться до полугода, поэтому проще оплачивать работу фрилансера по месяцам.
Оплата за количество знаков актуальна для заказов, связанных с написанием текстов: копирайтинга, рерайтинга, интервью и других.
Что пишет Маша: «Оплату планируем за проект. Но готовы обсуждать оплату каждого макета по мере готовности»
Что писать не стоит:
- «Про оплату договоримся после завершения заказа».
Дополнительно
Иногда бывает важно, чтобы фрилансер работал в команде. Иногда — чтобы он жил в том же часовом поясе, что и заказчик. Для некоторых заказчиков принципиален вопрос предоплаты или возможность использовать специфические каналы связи. Об этом нужно написать.
Кодовая фраза
Бывают такие ситуации, когда фрилансеры откликаются на заказ, не читая его условий. Для того, чтобы убедиться, что фрилансер действительно ознакомился с текстом заказа, попросите его начать свой отклик с кодовой фразы или указать какую-то другую специальную информацию.
Что пишет Маша: «Начните отклик с оценки времени, которое вам потребуется на решение задачи».
Стоимость
Как понять сколько стоит проект? Никак.
Расчет стоимости каждого проекта индивидуален. Оставьте поле пустым, тогда вместо цены фрилансер увидит пометку «договорная». Посмотрите похожие проекты на выбранной фриланс-площадке. Предложите фрилансеру самому определить размер вознаграждения, посчитайте среднее арифметическое в откликах между разными предложениями и примите конечное решение.
Маша в этом пункте ничего не выбирает, она планирует получить предложения по оплате от фрилансеров
Категория
Заказ размещается на бирже в определенной категории — специализации, в которой работает фрилансер. На «Фрилансим» это:
- разработка (сайтов и программного обеспечения);
- тестирование;
- администрирование;
- дизайн;
- контент;
- маркетинг;
- разное.
Внутри больших направлений тоже есть свои подразделы. Например, в разработке есть такие общие направления, как «Сайт под ключ». А есть более частные — «Фронтенд» и «Бэкенд».
У Маши уже есть дизайн для ее заказа «Сверстать макет личного кабинета для магазина цветов». Дело осталось только за визуальной составляющей. Маша выбирает категорию «Разработка», а в ней — подкатегорию «Фронтенд»
Что ей выбирать не стоит:
- «Разработка/Бэкенд».
- «Разработка/Сайты «под ключ».
- «Дизайн/Сайты».
Навыки
При создании заказа на фриланс-площадке, можно указать навыки, которые будут необходимы фрилансеру для выполнения задачи — те технологии и программы, которые необходимы при выполнении заказа.
Например, если речь идет о машинном обучении и принципиально, чтобы работа была выполнена на языке программирования R, а не Python, это нужно указать в навыках. Или, например, обязательное условие, чтобы фрилансер использовал Фотошоп, а не Иллюстратор при работе.
Что пишет Маша: «JS, HTML, CSS, PHP, верстка, адаптивность, кроссбраузерность»
Что писать не стоит:
- «Бэкенд, дизайн, макеты, ответственный исполнитель, внимательный, умный, с чувством юмора».
Выводы
Размещение заказа на фриланс-площадке — несложный, но требующий внимания процесс. Определите, какой результат хотите получить на выходе, придерживайтесь инструкции на всех этапах заполнения полей.
Лицо заказа — заголовок, он формирует первое впечатление фрилансера о заказчике.
Описание заказа детализирует информацию из заголовка и формирует желание откликнуться. Не забудьте про проверку на внимательность — попросите фрилансера начать отклик с ответа на вопрос или специальной фразы. Это можно сделать в любой части описания заказа.
Расчет стоимости каждого проекта индивидуален. Если вы не знаете, какую назначить цену, попросите фрилансера предложить свой вариант, сравните ответы нескольких и примите решение.
Под категорией (сферой деятельности) на фриланс-площадках понимаются направления работы, в которых нужно реализовать проект. Некоторые фрилансеры получают рассылку в выбранных ими категориях и подкатегориях на почту, в телеграм бот и социальные сети. Если категория выбрана неправильно, то нужные специалисты могут не увидеть заказ.
Навыки уточняют выбранную подкатегорию. Если вы не уверены в технологии или программе, то лучше не заполняйте это поле. Адекватность, внимательность и чувство юмора — черты, которыми должен обладать каждый фрилансер, не упоминайте их в навыках.
Комментарии (9)
gp1616
04.12.2018 00:42Макеты от дизайнера готовы, муж Маши занимается бэкенд-разработкой.
И она говорит ему: «Витя, настрой там нам корзинку и яндекс директ, ты ж программист».
frig
04.12.2018 14:56Инструкция хорошая, но по большей части бесполезная. Те, кто публикуют заказы не читают инструкции. Да вообще никто не читает инструкции и правила :)
Salenda Автор
05.12.2018 15:11Инструкции и правила читают те, у кого что-то не получается, и им хочется это исправить. Люди все разные. Рефлексирующие заказчики понимают, что одной из причин малого количества релевантных откликов может быть не только узость запроса или неправильно выбранная площадка, но и недостаточно четко описанная задача. Нам хотелось дать отправную точку (чекликст, если хотите) читающим заказчикам. Мы уверены, что таких больше, чем кажется. :)
frig
05.12.2018 15:26Конечно я обобщаю для простоты и некоторое количество тех, кто читает инструкции есть. Кто-то читает инструкцию при возникновении проблем, кто-то еще до начала работы, но таких людей крайне мало. Да и дело даже не в количестве этих людей. Само по себе то, что для заказа у фрилансера нужно читать инструкции, что есть какой-то свод правил по обращению с фрилансерами — большая проблема. Так как инструкции «никто» не читает, подавляющее большинство при возникновении проблем разворачиваются и уходят. Кто после того, как на заказ никто не откликнулся, кто после того, как его нагрели на предоплату, но основной поток не начинает искать инструкции, а крестится, что-то бормочет под нос и потом рассказывает знакомым страшные байки как он попытал счастья с фрилансерами.
Salenda Автор
05.12.2018 16:47Если попробовать поискать, то хороших общеобразовательных материалов для фриланс рынка не так уж и много. Точнее их нет. Рунет заполнен статьями в духе «Как уйти из офиса на свободу» или «10 программ необходимых для удаленной работы».
Мы видим проблему не в том, что инструкции никто не читает, а в том, что подобных инструкций, написанных простым и понятным языком, просто нет. И с этим можно работать.
Anshi85
Мне бы очень не помешала инструкция, о том как получить заказ, так как нет рейтинга, а на любую работу куча откликов исполнителей с рейтингом, естественно заказчик доверит заказ тем у кого рейтинг высокий и отзывы есть.
MrSunny
Через «Клуб» (https://freelansim.ru/posts) поработать за отзывы, как вариант.
Salenda Автор
У нас есть несколько идей решения этой проблемы на глобальном уровне, но реализация будет явно не в ближайшее время. Вы за него, скорее всего, успеете прокачаться. :)
Можно действительно попробовать поработать над портфолио через «Клуб» (https://freelansim.ru/posts), как советовали выше.
И еще хорошо писать не типовые отклики на заказ. Иногда выверенный ответ может обратить на себя гораздо больше внимание, чем несколько хороших отзывов.
frig
Начинать всегда сложно. Многое зависит от специализации в которой вы планируете работать, так что общего рецепта нет.
Но так как фрилансеры очень часто вообще не читают задание, можно достаточно легко составить конкуренцию прочитав задание и написав нормальную, не шаблонную заявку. Ваша задача показать заказчику, что вы таки прочитали задание и что заинтересованы в нем. Задайте уточняющий вопрос, изложите ход мыслей, может быть предложите варианты решения его проблемы. На фоне «пешите зделаю» это будет ярко выделяться.