В мае этого года МаксимаТелеком подписала соглашение с индийской компанией TechnоSаtComm (TSC), в рамках которого должна была провести аудит уже существующей Wi-Fi сети в метрополитене Дели.
Wi-Fi в метро Дели — это совсем не то же самое, что Wi-Fi Московского и Петербургского метрополитенов. Хотя бы потому, что сеть там построена только на некоторых станциях (а не в поездах) и еще не монетизируется. Строительство сети Wi-Fi в поездах также предусмотрено контрактом с Метрополитеном Дели и должно начаться в 2019 году. Именно поэтому TSC пригласила МаксимаТелеком в качестве консультанта и партнера. Мы должны были оценить техническую возможность реализации полноценного проекта, оценить ресурсы, провести аудит самой концепции и проверить актуальность примененных технических решений.
19 декабря на 57 станциях метро Дели заработал Wi-Fi, управляемый платформой МаксимаТелеком. Одновременно было подписано соглашение о дальнейшем участии компании в создании сети Wi-Fi в делийском метро.
Курс на Дели
Сеть Wi-Fi в метро Дели — это первый масштабный международный проект МаксимаТелеком. Для нас самих Индия была не самым очевидным вариантом для экспансии технологии за рубеж. Гораздо легче изучать ближние рынки, хотя бы с точки зрения пользовательских предпочтений.
Однако Дели сегодня — это самый быстрорастущий город Азии, а Индия к 2050 году, по прогнозам, сможет обогнать США и занять второе место по объему рынка. Побывав там, мы увидели очевидные преимущества и потенциал технологии Wi-Fi для индийского рынка.
Во-первых, проникновение мобильного интернета в Индии хоть и высокое, но это все еще не самый доступный сервис для среднего жителя страны. Между тем на рынке существует устойчивый рост проникновения недорогих смартфонов (в основном китайских). Сейчас этот показатель в целом по стране находится всего лишь на уровне 38% по сравнению с 63,8% в России. Все это движет рынок диджитал-контента: в Индии бешеной популярностью пользуются видеоролики.
Метрополитен Дели — один из самых молодых и быстрорастущих метрополитенов в мире: он входит в ТОП-20 по пассажиропотоку, обеспечивая более 3 млн поездок в сутки, при этом объем перевозок растет в среднем на 6% в год. По размеру в ближайшие годы он станет сопоставим с Москвой — со строящимися линиями, общая протяженность метро Дели достигнет 384 км.
С учетом спроса на бесплатные сервисы и лояльности к рекламе на локальном рынке, бизнес-модель проекта будет похожа на модель МаксимаТелеком в России. Основным источником выручки будет реклама при подключении к сети и монетизация партнерских сетей Wi-Fi вне метро. Дополнительным — сервисы Smart City, высоко востребованные в стране в целом и в Делийском метрополитене в частности. Среди них — интеллектуальное видеонаблюдение, диспетчеризация поездов, управление движением, аналитика пассажиропотоков и показателей движения.
В подземельях Дели
Как мы уже упоминали, сеть Wi-Fi в Дели уже была частично построена — силами TSC. Строительство сети идет с 2016 года, а сейчас TSC решили привлечь стратегического партнера, который ускорит строительство и запуск монетизации.
Проведенный нами аудит существующей сети на 57 станциях показал следующее:
- На момент аудита сеть была выключена и услуги не оказывались, при этом радиопланирование и выбор оборудования были выполнены на достаточно высоком уровне.
- Строительство сети началось только на станциях и пока не затронуло поездов, хотя проектирование сети выполнено полностью. Ко времени нашего визита полностью были оборудованы станции только линии Airport Express, вторая, «синяя», линия была оборудована частично.
- Архитектура сети базируется на оборудовании Cisco и Huawei и топологии «кольцо», и разработана не только для предоставления Wi-Fi пассажирам, но и для оказания услуг операторского уровня. Такой тип архитектуры был выбран, поскольку один из сервисов, который планировалось предоставлять — организация интернет-каналов для клиентов, расположенных непосредственно в метрополитене.
- Для реализации такой архитектуры необходимо использовать дорогостоящую линейку оборудования и покупать дорогостоящие лицензии, что, на наш взгляд, не очень оправдано для целевой бизнес-модели.
- Места размещения базовых станций для организации канала поезд-тоннель подобраны на основании данных о среднем расстоянии между ними, требуемом для нормальной работы, или по принципу «там где удобнее». Но профессиональное радиопланирование радиосети поезд-тоннель, которое выполняет Максима с использованием собственной методики и ПО, в Дели пока не проводилось.
- Для работы сети используется взятая в аренду волоконно-оптическая линия связи, при этом из-за ограничения в емкости возможно использовать не более двух волокон между двумя соседними станциями.
В процессе обследования мы посетили места размещения оборудования ядра сети и несколько центров агрегации трафика, посмотрели большое количество станций. В целом, впечатления остались положительные — метро в Дели новое, в нём легко и удобно располагать оборудование и прокладывать кабельные линии, что является несомненным плюсом. Существующая сеть смонтирована достаточно качественно, единственный минус — это подключение оборудования к электрической сети, требования к уровню его исполнения в Дели ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге.
Экспертное заключение Максимы
Существующую архитектуру сети, «кольцо», на наш взгляд, возможно реализовать только на дорогостоящем оборудовании. При этом часть этого оборудования уже закуплена и установлена. Для оптимизации затрат мы рекомендовали переход на смешанную топологию сети при максимальном использовании в новой архитектуре уже закупленного оборудования.
Наш вариант архитектуры сети предполагает, что существующие дорогостоящие коммутаторы образуют «кольцо» и устанавливаются на каждой третьей станции, а на все остальные станции устанавливаются более дешевые коммутаторы Cisco. При этом георезервированием каналов подключения SMB-коммутаторов мы достигаем достаточного уровня надежности, чтобы оказывать качественные услуги предоставления каналов связи.
Сама целевая архитектура выглядит так:
Необходимо провести полноценное радиопланирование по размещению базовых станций в перегонах. Скорее всего, количество базовых станций возрастёт относительно рассчитанного TSC и вендорами, что в свою очередь приведёт к необходимости прокладки собственной волоконно-оптической сети. Экономия на дорогостоящем оборудовании позволяет сделать это и уложиться в изначальный бюджет.
Трудности перевода (частот)
В проекте Wi-Fi в Московском метрополитене одним из основных вопросов, который требовал решения, был вопрос выделения частот для работы сети. В Дели он также оказался ключевым и существенно повлиял на первоначальный план запуска проекта.
В Индии, как и везде в мире, разрешенные для использования диапазоны частот для Wi-Fi — 2,4 ГГц и 5 ГГц. Как мы рассказывали ранее для доступа пользователей в интернет мы используем две радиосети: одна для соединения поездов метрополитена с наземной инфраструктурой, вторая для непосредственного подключения пользовательских устройств (сеть Wi-Fi). Если с частотным регулированием второй сети вопросов в процессе аудита не возникло, то с наличием частот сети поезд-тоннель ситуация в Индии отличалась.
На момент аудита в Индии для организации радиоканала поезд-тоннель было доступно только 50 МГц. Поскольку при интенсивном движении поездов для ограничения интерференции крайне желательно использовать более одного частотного канала (минимум два), в такой полосе возможно было организовать радиоканалы «состав-тоннель» шириной 20 МГц, что позволило бы достичь средней скорости передачи данных не более 50-70 Мбит/сек при разумных с экономической точки зрения значения плотности размещения БС в тоннелях.
На момент начала работы над проектом несколько лет назад такая целевая пропускная способность хоть как-то соответствовала потребностям пользователей. Сейчас же, с учетом развития мобильных технологий и накопленного опыта понятно, что пропускная способность — от 200 Мбит/сек на состав. Для достижения таких показателей при той же плотности размещения БС нужно использовать каналы шириной 80 МГц, что с учетом буферных интервалов частот означает потребность в спектре шириной 180-200 МГц. Для примера, в России в метрополитенах для организации связи поезд-тоннель возможно использовать два диапазона по 200 МГц каждый.
К счастью, 22 октября этого года правительство Индии опубликовало новый нормативный акт, разрешающий свободное использование всех выделенных для сетей Wi-Fi диапазонов для организации связи без получения специальных лицензий или разрешений. Теперь в Индийских метроплитенах частотная проблема отсутствует.
Платформа Максимы
Чтобы запустить платформу авторизации и монетизации от МаксимаТелеком, мы арендовали необходимое количество серверов в ЦОД на территории Индии. Там, как и в России, требуется идентификация пользователей по СМС, поэтому не потребовалось существенной переработки нашей платформы. Она изначально поддерживает многоязычность, язык по умолчанию в международной версии — английский, альтернативные языки выбираются при наличии их в нашей системе на основе языка устройства пользователя. Кстати, жители Индии активно используют английский — его знает значительная доля населения, так как английский является государственным языком Индии, наряду с хинди.
Основное технологическое отличие платформы в Дели — отсутствие рекламы от Яндекса. На первом этапе сеть будет монетизироваться через RTB-экосистему Google, а в дальнейшем мы подключим прямые продажи и других RTB-партнеров.
Внедрение портала для пассажиров решили перенести на вторую фазу — на первом этапе планируется собрать статистику подключений и сфокусироваться на технологической части сети.
Тем не менее, разработка портала для Дели уже ведется. Портал планируется наполнить самым востребованным контентом. Например, индийцы просто обожают крикет, и когда транслируют матчи с участием Индии, их смотрят или читают текстовые трансляции почти все в поезде. Договорившись со спортивными каналами, можно доставлять этот контент прямо в мобильные устройства так же, как мы транслировали новогодние видеообращения и концерты музыкальных исполнителей на нашем портале в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме крикета, индийцы с большим энтузиазмом смотрят и болеют за другие виды спорта, например, кабадди, напоминающий пятнашки и борьбу.
Точно так же будет осуществляться и доставка самого любимого пассажирами типа контента — музыкальных видео из популярных и классических болливудских драм. Вы удивитесь, но Болливуд в самом деле искренне любим, и музыку из фильмов вы в Индии услышите везде, начиная с терминала аэропорта имени Индиры Ганди, куда вы прилетите, и заканчивая любым такси или тук-туком.
Весь этот контент будет кэшироваться прямо на борту поездов с помощью промышленных ПК, установленных в составах, для снижения общей нагрузки на сеть и уменьшения времени отклика.
Wi-Fi не только для метро
Метро Дели выглядит не так, как московское (и совсем не так, как вы его себе представляли). Помимо отсутствия мрамора и архитектурных форм, это метро отличается абсолютно новой инфраструктурой станций и поездами, а пассажиры — в основном представители делийского «среднего класса». Вагоны в час пик, конечно, переполнены, но на крышах никто не ездит.
Сеть там имеет более широкие возможности монетизации, дополнительные модели дохода. Например, как уже сказано выше, на многих станциях метро Дели есть фудкорты, магазины и офисные помещения, которые также нуждаются в доступе в сеть. Особенно это актуально для кафе, поскольку даже в городских заведениях практически нет публичного Wi-Fi.
Активный спрос на видеоконтент делает Wi-Fi незаменимым — сотовые сети в Индии зачастую не обеспечивают пропускную способность и стабильность соединения, необходимые для комфортного просмотра роликов.
Тест Максимы, ноябрь 2018 г.
В целом, опыт обещает быть интересным. Ожидайте продолжения по мере продвижения проекта — мы будем рассказывать о встреченных задачах и найденных решениях в метро Дели.
При участии Максуда Камарова, Олега Копицына и Михаила Миньковского.
Комментарии (47)
uncle_dima
26.12.2018 14:06+2Жалко пользователей, которые подключаются минуты три к сервису, чтобы проехать пару остановок и снова ждать минуты три при повторном подключении, всё это время слушая рекламную хрень.
Ладно бы один раз показывали за поездку, так постоянно связь рвётся.LAG_LAGbI4
26.12.2018 14:16Достаточно тапнуть по первому рекламному блоку. Происходит переход на рекламируемый сайт с одновременным включением интернета.
kuza2000
26.12.2018 14:19Это давно не работает.
foxyrus
26.12.2018 15:47Работает не всегда, похоже отслеживают, что ранее нажимал на рекламу и повторный не всегда засчитывается, сколько не тыкай.
LAG_LAGbI4
27.12.2018 07:48Разве кликание по рекламным банером не основной способ монетизации максима телеком?
foxyrus
27.12.2018 09:22Так рекламные сети давно поумнели, только простой клик могут не оплачивать вообще.
uncle_dima
26.12.2018 16:24Я пользуюсь софтом, который авторизуется. Если вдруг банят, то просто плюю и не пользуюсь wifi, т.к. бесит постоянный обрыв с переподключениями.
foxyrus
26.12.2018 15:45В мобильном Chrome поддерживается выключения звука для отдельных сайтов
chrome://settings/content/sound нужно добавить туда auth.wi-fi.ru и static.wi-fi.ru и больше не будет звука в рекламных роликах.
iVolynkin
28.12.2018 22:20А если бы вам на странице авторизации предложили авторизоваться на короткий срок, но с минимумом рекламы или на более длинный, но с полным набором — насколько возможность альтернативы была бы интересна?
foxyrus
28.12.2018 22:52Еще вопрос: понятное дело, что с ветки на ветку есть повторная авторизация, но почему, например, на зеленой с белорусской, на водном рвется связь и надо авторизовываться повторно? Ограничение оп времени? Глюк? Перегруз оборудования?
iVolynkin
28.12.2018 23:52Скорее всего, ограничение по времени, если это регулярно в одном и том же месте при одинаковых поездках.
kuza2000
28.12.2018 23:11Если бы одна реклама на всю поездку — скажем, не чаще одного раза за 2 часа, это еще терпимо. Разок в начале поматерился, потом едешь спокойно :)
iVolynkin
28.12.2018 23:56Подобный вариант обсуждается.
А, скажем, что вы думаете про сети не в метро? Может ли быть интересным вариантом для вас за две авторизации в метро пользоваться бесшовной сетью над землей?kuza2000
29.12.2018 01:50Мне бы был интересен другой вариант. Например, я еду, и на турникете с меня списывают не 36 р, а, например, 38. И никакой рекламы. Или 36 и с рекламой. Как я выбрал сам.
foxyrus
29.12.2018 10:33Мне, например, над землей ваш wifi вообще не нужен и ЖУТКО бесит, что на поверхности у меня нет интернета из-за того что телефон цепляется к вашему WIFI_Free.
AnastasiiaSam
29.12.2018 13:28У нас есть приложение MT_FREE, в нем есть вкладка «Сети», где можно выбрать сети, к которым вы хотите подключаться. Например, только в метро.
uncle_dima
29.12.2018 10:16Интересный сценарий. Я бы выбрал оба, на усмотрение пользователя: если мне условно надо проехать пару остановок, то длинный ролик сожрёт много времени. А если десяток — предпочту один длинный и чтоб потом «ни единого разрыва».
kuza2000
26.12.2018 14:17Угу… а оплачивать смысла нет, так как ездишь не каждый день.
Надеюсь, сотовая связь все ветки скоро покроет, и не будет ни рекламы, ни блокировщиков, ни капчей)iVolynkin
28.12.2018 22:23Сотовая связь, в такой архитектуре, как есть сейчас в метро, существенно медленнее и быстро деградирует с ростом числа абонентов в сети. Кроме того, «безлимитные» тарифы стоят дорого, а в «лимитных» трафик ценный сам по себе. Вообще разница между «безлимитом» и «лимитом» в деньгах намного больше, чем стоимость премиум-пакета в Wi-Fi в Метро. И пока это так — смысл есть.
kuza2000
28.12.2018 22:55У меня по тарифу 30 Гб в месяц за 500 р (это за весь тариф, с 1500 минутами и др.). Плюс к этим 30 Гб полностью бесплатный безлимитный трафик ютуб, месенджеры и еще что-то там. Реально в дороге не выбираю больше 3-6 Гб в месяц, куда 30 девать — не знаю :) Это дорого?
Работает везде, не только в метро. Быстро, стабильно.
Может, платный Wi-Fi в Метро тоже хорош, но я езжу 1-3-5 раз в месяц, и он мне точно не нужен. А бесплатный таков, что пользоваться им просто невозможно. Пробовал, матерился. Сейчас стоит блокиратор. Отработает — хорошо, нет — и не надо… нервы дороже :)iVolynkin
28.12.2018 23:52У меня только один вопрос: зачем вы покупаете тариф с 30 Гб, если потребляете только 3-6? Ну и по тарифу, похоже на Теле2 — там связь только на станциях…
kuza2000
29.12.2018 01:27На самом деле, я немножко лукавлю. В том плане, что этот тариф у меня по персональному предложению от Мегафона, со скидкой 50%. Без скидки он стоит 1000р. Для меня он, конечно, излишний, минут я трачу процентов 20, про трафик уже написал.
Но до этого был довольно простой тариф, с минутой за 1р20к, и интернетом 5 Гб на месяц за 350-400 р. Всего со связью в месяц получалось рублей 600. Вполне хватало, серфинг, месенджеры, иногда короткое видео. Иногда интернет-радио, но, если много слушать, 5 Гб может не хватить.
Связь не только на станциях, но и не все метро покрыто, конечно.
Вообще, идея вай-фай в метро, сама по себе, замечательная.
Но так, как сейчас…
Половину перегона подключаешься, остро чувствуешь, как тебя пытаются изнасиловать рекламой… обороняешься, рекламу, конечно не смотришь))) в конце перегона уже выходить, вроде страничка начала грузиться… поезд уезжает, показывает кукишь, увозя с собой вай-фай, страничка не загрузилась…
Переходишь, садишься в поезд, и по новой)))
Иногда вроде ехать далеко, от рекламы отбился, все пучком, вай-фай есть, расслабился… А тут раз, и отваливается просто так, и снова запускает рекламу…
Контрольный выстрел в голову! Тыдыщь! :)))iVolynkin
29.12.2018 10:04Да, согласен — в таком формате не интересно. Мы работаем над модернизацией схемы оказания услуги, чтобы вот таких случаев не возникало.
uncle_dima
29.12.2018 10:19Враки. Wi-fi, который предоставляется сейчас за просмотр рекламы, намного медленней сотовой. Через мобильную от 0.5 до 6 Мбайт/сек выходит в метро. В туннелях рвётся, бывает, но надеюсь, что и это скоро покроют.
foxyrus
26.12.2018 15:51Мне больше всего не нравится то, что Максима Телеком не реализовала корректно поддержку Captive Portal для WIFI, ведь телефон его показывает (не всегда правда) автоматом при подключении или при переподключении, но вот после просмотра рекламы через Captive Portal соединения с интернет нет, все равно нужно запускать браузер и там смотреть рекламу.
iVolynkin
26.12.2018 18:39К сожалению, этот инструмент очень плохо работает в ситуации с нестационарными сетями использующими рекламную модель монетизации, не говоря уже о том, что каждый производитель пользовательских устройств имеет свой собственный Captive, что еще сильнее усложняет с ним работу. Но, тем не менее, мы очень хорошо понимаем важность повышения пользовательского опыта и работаем над стандартизацией этого инструмента для всей Wi-Fi индустрии в целом: www.wballiance.com/wi-fi-captive-portal-standards
Кстати, уже сейчас, в качестве хорошей альтернативы можно использовать наше приложение MT_FREE, которое использует пуш-уведомления при подключении к сети в качестве альтернативы стандартным инструментам Captive-а.LAG_LAGbI4
26.12.2018 19:07приложение для оплаты вайфай называется wifi free?
SKarasev Автор
27.12.2018 11:22+1Оно называется MT_FREE, с его помощью можно не только оформлять подписку, но и авторизовываться по push. Это ускоряет переход на страницу авторизации
foxyrus
27.12.2018 17:06Прочитал отзывы в PlayMarket и ответы поддержки, желания ставить не появилось, уж лучше по старинке — начинать с httP://ya.ru
Кстати, а как вы договорились с Yandex, что после авторизации (просмотра всей рекламы), последующее открытие сайта Yandex (или может и других с http?) опять идет через просмотр рекламы, в url есть midsession?iVolynkin
28.12.2018 22:12Отзывы, в основном, касаются конкретных сетевых проблем — само приложение работает достаточно хорошо: уведомление о появлении сети в зоне доступа приходит стабильно и при клике на него, сразу открывается страница авторизации в браузере, что заметно быстрее, чем всё это делать вручную. Вы попробуйте — заодно расскажите об опыте использования.
Что касается «межсессионника» (как мы его называем) — это отдельный рекламный инвентарь, который периодически возникает при переходе на http-шный сайт. В настоящее время обсуждаем его вывод из эксплуатации.
Sagittarius67
26.12.2018 16:44В Дели, как и в Москве, будете использовать Radwin RW-7200-2000 и WinLink-1000?
SKarasev Автор
26.12.2018 17:24Сейчас идет проектирование сети поезд-тоннель, в ходе которого определим вендора для метро Дели.
Sagittarius67
26.12.2018 20:19Т.е. это может быть и не Radwin вовсе?
А что вас не устраивает в текущем решении, если не секрет?SKarasev Автор
27.12.2018 11:23Не можем комментировать до завершения проектирования и выбора вендора
vilgelm-hero
29.12.2018 00:35Не нравится реклама в метро — просто не смотрите её
Firefox Focus на любом Android устройстве позволяет пропустить всю рекламу, требуется всего лишь тапнуть 2 раза на продолжить. Ну и потом пару раз изобразить заход на любой домен — с 3 раза интернет откроется. В целом, это получается примерно на 1/2 быстрее, чем смотреть всю рекламу, и не так надоедливо.
P.S. Обнаружено случайно в ходе экспериментов с браузерами в метро. Для длительного пользования Focus не подходит, просто после авторизации пользуйтесь любимым вами браузером.
kuza2000
Бедные индусы… теперь они узнают, что такое реклама. Нет, не так… Что такое РЕКЛАМА!
DrZlodberg
Нам до их рекламы далеко.
Когда был там — поразило их телевидение. Картинка занимает примерно треть экрана, а оставшиесы сбоку и снизу 2 полосы заняты рекламой. Постоянно.
berez
Это что ж за канал такой? Помню, пытались смотреть индусский телевизор в отеле — ну так, ни о чем, какие-то дурацкие шоу, сериалы и крикет. И нихрена непонятно, потому что хинглиш вперемешку с хинди. Но чтоб реклама на весь экран — такого я что-то не помню.
DrZlodberg
Да все местные, иначе не удивился бы. Правда, возможно это местные заморочки (кстати в Кашмире ещё вместо хинди основной — арабский, там вообще своя атмосфера).
А хинглишь просто требует привычки. Недели через полторы начинаешь более-менее понимать.
immaculate
В Индии на местные номера постоянно приходят рекламные SMS. Это порой очень сильно раздражает, так как все время вынуждает тянуться к телефону — обычно ждешь, что в SMS будет что-то важное.
Так что это мы на самом деле пребываем в счастливом неведении, что такое настоящая агрессивная реклама.