Преимущество частных космических запусков – это возможность предоставлять пользователям визуальные данные о текущей ситуации на каждом этапе в ходе реализации проекта, таким образом популяризируя астрономию и другие науки, а так же говорить о научных достижениях и исследованиях на понятном для обывателей и даже детей языке. Луна снова в моде!

Обновление на 26.02.2019: Перегрев что ли у них или неполадки? Проблемы с выполнением очередного маневра: На этапе подготовки перед выполнением маневра включения двигателей компьютер космического корабля неожиданно перезагрузился, и этап выполнения маневра был автоматически отменен. Инженерные группы анализируют ситуацию. В настоящее время системы космического корабля работают хорошо.

В SpaceIL говорят, что если они найдут и исправят проблему в ближайшие 1-2 дня, то это не повлияет на дату высадки 11 апреля.

Обновление на 27.02.2019: В NASA добавили аппарат «Beresheet» в свой онлайн симулятор «Eyes on the Solar System» — eyes.nasa.gov/apps/orrery


Ранее тут уже была публикация про успешный запуск лунного модуля «Берешит», разработанного организаций SpaceIL, которая поддерживается в основном частными инвесторами, в том числе американским магнатом Шелдоном Адельсоном и миллиардером Моррисом Каном, которые так же являются соучределями Amdocs (DOX), одной из крупнейших компаний Израиля.

Почитать про миссию команды SpaceIL можно тут.

Характеристики лунного аппарата «Берешит»:

— высота составляет около 1,5 метра;

— масса 585 килограмм с топливом (масса топлива – 390 кг), 195 кг без топлива.

У аппарата «Берешит» нет тепловой защиты и систем охлаждения, расчетное время работы на поверхности Луны примерно два дня (три дня максимум), потом его электроника и батареи выйдут из строя из-за перегрева, связь с аппаратом будет потеряна, и он станет новым лунным памятником в Море Ясности, рядом с Луноходом-2 (миссии Луна-21) и модулями миссии Аполлона-17.





Этапы космической миссии «Берешит»:

— 22 февраля 2019 года: старт на ракетоносителе Falcon 9 с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида);

— выход на геопереходную орбиту, выполнение серии маневров (включение двигателей на несколько секунд) для увеличения апогея своей эллиптической обиты после каждого витка вокруг Земли;

— 20 марта 2019 года: выход на орбиту с апогеем 400000 км;

— 4 апреля 2019 года: выход на Лунную орбиту (захват гравитационным полем Луны);

— 11 апреля 2019 года: выполнение процедуры посадки на Лунную поверхность, за посадкой «Берешит» будет следить LRO — лунный орбитальный зонд NASA.

При этом «Берешит», в случае успеха, побьет своеобразный рекорд — он летит на Луну по самой длинной траектории из возможных.



«Мы провели наш первый успешный маневр на расстоянии в 69,4 тысячи километров от Земли, включив двигатели на 30 секунд. Это первое включение нашего главного двигателя! Следующая коррекция будет проведена 25 февраля», — сообщила команда SpaceIL.



Отчеты по выполнению этапов от команды SpaceIL:

Уже два доклада о состоянии аппарата сделала в твиттере Israel To The Moon команда SpaceIL.

Moon Travel Report #1
Moon Travel Report #2
Moon Travel Report Probem

Проблемы с выполнением второго маневра: На этапе подготовки перед выполнением маневра включения двигателей компьютер космического корабля неожиданно перезагрузился, и этап выполнения маневра был автоматически отменен. Инженерные группы анализируют ситуацию. В настоящее время системы космического корабля работают хорошо.

В SpaceIL говорят, что если они найдут и исправят проблему в ближайшие 1-2 дня, то это не повлияет на дату высадки 11 апреля. Более подробно о действиях по устранению ошибку можно почитать тут.








Кстати, по данным SpaceIL, для первого маневра двигатели на 30 секунд включались на апогее, а не на перигее, как ранее планировали.

Некоммерческая организация SpaceIL предоставила в открытый доступ онлайн ресурс с симулятором и данными в реальном времени, о текущем состоянии миссии «Берешит».

Мы можем узнать на этом ресурсе:

— текущее визуальное расположение аппарата «Берешит» относительно Земли и Луны, включая данные об оставшемся времени полета:



— с помощью колесика мышки можно изменять масштаб картинки, а зажав левую кнопку мышки, можно двигать мышкой и менять углы наклона на картинке:



— онлайн данные параметров аппарата «Берешит» можно увидеть, нажав посередине экрана на кнопку “Learn More” (данные меняются все время, что очень интересно):



Нажав кнопку “Show route” в левой верхней части экрана, можно увидеть планируемую траекторию аппарата «Берешит» (отключить ее можно, нажав там же кнопку “Hide route”):



Самая интересная часть в этом проекте – симуляция, которая визуально в ускоренном времени нам покажет все этапы, которые уже пройдены и еще предстоит пройти аппарату «Берешит».

Итак, нажмем кнопку “Play Simulator”:



















Кстати, интересно так же было заглянуть в код этого сайта, может я что-то упустил, но вот как поставить на паузу во время симулятора или изменить скорость его отображения – непонятно, если это возможно.

view-source:http://live.spaceil.com
<script>

        var currentTime = (new Date()).getTime();       //This line SHOULD be the actual code when the site is online
        //var currentTime = 1541408502000;                 //This line is a temporary line for debug purposes
        var time = currentTime;
        var interval;
        var intervalTime = 20;
        var si = 1;             //si stands for 'Speed Index'
        var speed = 1;
        // var speeds = [0,1, 30, 60, 300, 900, 1800, 3600, 21600, 43200, 86400];
        var speeds = [0,1, 30, 60, 300, 900, 1800, 3600, 21600, 64800, 86400];
        var speedsT = ["paused","1 sec/sec", "30 sec/sec", "1 min/sec", "5 min/sec", "15 min/sec", "30 min/sec", "1 hour/sec", "6 hours/sec", "12 hours/sec", "1 day/sec"]
        var pause = true;
        var loading = 0;

        let launchingTime, landingTime;


        if (Detector.webgl) {
            var visualizer = new SpaceI.Visualize(document.getElementById('image'), currentTime);         //This objects handles everything related to the 3D environment directly. See Space.js for more details.
            $(document).ready(function () {
                $.ajax({
                    type: "GET",
                    url: "data/man.txt",
                    dataType: "text",
                    success: function (data) { visualizer.addMan(data); loadMore(); }
                });
                $.ajax({
                    type: "GET",
                    url: "data/data_m.txt",
                    dataType: "text",
                    success: function (data) { visualizer.addRouteM(data); loadMore();}
                });
                $.ajax({
                    type: "GET",
                    url: "data/data_s1.txt",
                    dataType: "text",
                    success: function (data) { visualizer.addRoute(data, 0); loadMore(); }
                });
                $.ajax({
                    type: "GET",
                    url: "data/data_s2.txt",
                    dataType: "text",
                    success: function (data) { visualizer.addRoute(data, 1); loadMore(); }
                });
            });
        
            animate();
        }
        else {
            document.getElementById("load").innerHTML = "Unfortunately your browser doesn't seem to support WebGL.";
            document.getElementById("orbitviewer").style.height = "0px";
        }

        function loadMore() {   //this function removes the loading screen and starts the simulation only when all the important files have been loaded.
            loading++;          //4 out of 5 calls for this function are a few lines above this one (in the ajax), the 5th is called after the WebGL scene has been established (see Space.js)
            $('#loadingStatus').html(`RECEIVING DATA - ${loading}/5`);
            if (loading == 5) {
                $('#load').hide();
                setSpeed();
                visualizer.cameraSetup(currentTime);
                pause = false;
                document.dispatchEvent(new Event('loadingFinished'));
            }
        }

        function animate() {
            requestAnimationFrame(animate);
            visualizer.render();
            visualizer.onWindowResize();    //it's important that this function is called whenever the window dimensions change.
        }

        function realTime() {
            time = (new Date()).getTime();            //This line will be used when the site is actually online
            // time = currentTime;
            // time = landingTime;
            si = 1;
            setSpeed();
            visualizer.setTime(time);
            visualizer.cameraSetup(time);
        }
        function changeSpeed() {
            var s = document.getElementById("speed").value;
            si = s - 0;         //converts string to int
            speed = Math.sign(speed) * speeds[si];
            $("#speedT").text(speedsT[si]);
        }
        function setupLine(t, n) {      //called from the visualizer object to set the beginning and end of the timeline
            if(n==0) {
                launchingTime = t;
                $('#line').attr('min', t);
            }
            else if (n == 1) {
                landingTime = t;
                $('#line').attr('max', t);
            }
        }
        
        function setSpeed() {
            speed = Math.sign(si) * speeds[Math.abs(si)];                   //if 'si' is negative just take the negative speed.
            $("#speedT").text(((si < 0) ? "-" : "") + speedsT[Math.abs(si)]);   
        }
        
        function timeC() {
            var t = document.getElementById("line").value;
            time = t - 0;   //Converts string to number. If it's stupid and it works it ain't stupid.
            update();
        }

    </script>



Данные в отдельных файлах для симулятора находятся тут:
live.spaceil.com/data/man.txt
live.spaceil.com/data/data_m.txt
live.spaceil.com/data/data_s1.txt
live.spaceil.com/data/data_s2.txt

Данные для Live Data получаются так (мне хочется понять – это расчетные данные или те, которые реально приходят с аппарата), интересно, их можно получать отдельно и строить графики по значениям параметров:

Live Data

<div id="live_data_title">Live Data: </div>
                <table class="more_info_container">
                    <tbody>
                        <tr>
                            <td id="time_since_launch_label">Time since launch:</td><td id="time_since_launch_number">-</td></tr>
                        <tr>
                            <td id="distance_moon_label">Distance to the Moon:</td><td id="distance_moon_number">-</td></tr>
                        <tr>
                            <td id="altitude_label">Current altitude:</td><td id="altitude_number">-</td></tr>
                        <tr>
                            <td id="current_velocity_label">Current velocity:</td><td id="current_velocity_number">-</td></tr>
                    </tbody>
                </table>



Думаю, далее этот ресурс еще доработают и будут новые данные добавлены, так что ждем.

Вот и первое обновление с 26.02 — телеметрия на портале будет обновляться каждые 24 часа, это связано с решением текущей проблемой запуска двигателей для маневров у аппарата:



Это замечательно, что есть такие интересные и познавательные онлайн ресурсы, изучая которые, можно стать частью истории космических исследований.

В NASA добавили аппарат «Beresheet» в свой онлайн симулятор «Eyes on the Solar System» — eyes.nasa.gov/apps/orrery

Комментарии (7)


  1. principality_of_sealand
    25.02.2019 17:28

    Интересно, почему в космосе аппарат может продержать почти 2 месяца, а на Луне перегреется за 2-3 дня? Неужели охлаждение одним лишь вращением настолько эффективно?


    1. denis-19 Автор
      25.02.2019 19:21

      Эти 2 месяца еще нужно пролететь стабильно с рабочей бортовой аппаратурой, а пока что столкнулись с новыми трудностями на орбите.


    1. GM-2
      26.02.2019 06:02

      Так оно не в 30 раз эффективней — оно просто обеспечивает термодинамическое равновесие при рабочей температуре. Чего на Луне не будет и аппарат начнет медленно нагреваться и сварится за два дня.


  1. solariserj
    25.02.2019 17:48

    > Преимущество частных космических запусков – это возможность предоставлять пользователям визуальные данные о текущей ситуации на каждом этапе в ходе реализации проекта,

    Безосновательное утверждение.
    Мне кажется это не прерогатива/обязательное условие, частных космических запусков, а просто стечение обстоятельств или желание которое реализует производитель или заказчик


  1. First_Spectr
    25.02.2019 18:30
    +1

    Аж в ksp поиграть захотелось.


  1. denis-19 Автор
    26.02.2019 16:52

    Ну вот :( перегрев, радиация или еще что....? А ведь придется пересчитывать теперь программу маневров.
    Проблемы с выполнением очередного маневра: На этапе подготовки перед выполнением маневра включения двигателей компьютер космического корабля неожиданно перезагрузился, и этап выполнения маневра был автоматически отменен. Инженерные группы анализируют ситуацию. В настоящее время системы космического корабля работают хорошо.

    В SpaceIL говорят, что если они найдут и исправят проблему в ближайшие 1-2 дня, то это не повлияет на дату высадки 11 апреля.


  1. denis-19 Автор
    27.02.2019 19:20

    Обновление на 27.02.2019: В NASA добавили аппарат «Beresheet» в свой онлайн симулятор «Eyes on the Solar System» — eyes.nasa.gov/apps/orrery