У нас есть 52 карты игральной колоды и стоит задача отсортировать их каким-либо способом. Мы можем составить из них две стопки, разложив на красные и черные, и оставить так. Также мы могли бы разделить эти 2 стопки на 4 по мастям. Усложнив подход, можно было бы карты в каждом из 4-х наборов отсортировать по номиналу от туза до короля.
Положим, мы дали эти колоды карт случайному человеку.Можно ожидать, что он сможет вытащить какую-то конкретную карту.
Например, если попросить вытащить туз пик, то он или она смогут сделать это без труда перевернув колоды и определив порядок сортировки. Это понятное ожидание, но оно основывается на предположении о том, что восприятие того кто ищет карту и сортировщика идентичны.
Что будет, если он не сможет определить порядок сортировки? Что будет, если они смогут определить порядок сортировки, но поиск конкретной карты займет дополнительное время?
Для дислексиков во всем мире это является настоящим испытанием. Йельский центр Дислексии и Творчества говорит, что 20% населения больны дислексией, но проектировщики и дизайнеры в основном плохо подготовлены для создания адаптированных для дислексиков продуктов. В этой статье мы рассмотрим мое исследование и то, что мне удалось узнать о дислексии. Во второй части, мы обсудим 5 универсальных принципов проектирования от Центра Универсального Дизайна Северной Каролины, которые, как я считаю, могут быть внедрены в любой процесс проектирования, для улучшения дизайна для дислексиков.
Определение дислексии
Дислексия — это когнитивное нарушение чтения, вследствие которого мозг испытывает сложности при преобразовании слов в звуки и наоборот. Как результат, чтение становится сложной задачей. В связи с когнитивными трудностями в разпознавании письменной речи многие дислексики могут путать похожие в написании слова: слово «КОТ» может не отличаться для них от слова «ТОК». Так как дислексия затрагивает большой процент населения, то она может проявляться различными способами. Например, у одного человека болезнь может вызывать легкое затрудение при чтении, в то время, как другой не знает как справиться с самыми простыми предложениями.
Статистические отчеты показывают разный процент людей с дислексией среди населения Земли. Британская ассоциация Дислексии говорит о 10% людей с дислексией, в то время как Институт Исследования Дислексии в Америке утвердждает, что эта цифра равна 15%.
Независимо от точного количества больных факт остается фактом — это просто огромное количество людей. Число незрячих пользователей просто меркнет в сравнении с этим, но скорее всего большинство дизайнеров намного лучше понимают, как делать те или иные вещи для слепых нежели для больных дислексией.
Интерес к дислексии
Мой собственный интерес к изучению дислексии с точки зрения UX начался, когда я встретил Франсуа Рошди, информационного архитектора в шведской компании “Border Crossing Media”. Он дислексик. Когда я спросил его о том, как его расстройство влияет на его работу, он ответил, что воспринимает всю информацию по частям, перед тем, как соединять ее в общую идею. Иными словами, если дать Франсуа нашу колоду карт, то он увидит в ней 52 колоды по одной карте, прежде чем приступит к анализу колоды как одного набора и определению алгоритма сортировки. Вдохновившись объяснением Рошди, я решил узнать больше о дислексии. Я пообщался, примерно, с 35-ю дислексиками и спросил их о том, как они взаимодействуют с веб- и мобильными приложениями. Результатом стал, как я считаю, одно из крупнейших когда-либо существовавших исследований в области построения интерфейсов для дислексиков.
Мне удалось выделить 2 основные причины, из-за которых предыдущие исследования не дотягивают до приемлемого уровня. Первая заключается в том, что исследования были сфокусированы на графическом дизайне. Это, несомненно, важный аспект этой области, но графический дизайн — это только часть того, что представляет из себя взаимодействие человека и системы. Типографы, в частности, стремились создать шрифты, которые были бы менее затруднительными для восприятия дислексиками при чтении. В дополнение к этому были выпущены гайдлайны по графическому оформлению, которые вошли в коллекцию стандартных рекомендаций по повышению доступности веб-контента (the Web Content Accessibility Guidelines 2.0 / WCAG 2.0). В них описывается работа с текстом и контрастом. Это очень помогло мне в исследовании, но это только часть пазла.
Второй причиной неактульности предыдущих исследований стал тот факт, что они были проведены несколько лет назад, и наша сфера сильно изменилась с тех пор. Было сделано несколько попыток по разработке гайдлайнов по созданию интерфейсов для дислексиков (формально, основанных на тех немногочисленных исследованиях, которые существовали на тот момент), но это произошло до распространения типовых элементов интерфейса на мобильных и планшетах. Тип и форма человеческого взаимодействия с интерфейсами развивается так быстро, как пользователи обучаются использовать новые интерфейсные решения, поэтому они сталкиваются с новыми трендами каждый день. В итоге, гайдлайны, бывшие произведением искусства в 2010-м, году вряд ли смогут быть доработаны до необходимого по качеству уровня в 2014-м году и позже. Даже если бы эти исследования покрывали весь спектр UX проблем с точки зрения дислексии, они бы уже морально устарели.
Мое исследование
Когда я начал свое собственное исследование, моей целью было понять, как можно улучшить подход к созданию продуктов для дислексиков. Я начала с серии интервью, проведенных с Рошди, который помог понять мне, с какими именно проблемами сталкиваются больные дислексией, какие вопросы задавать и где найти дополнительную информацию. С его помощью я сформировал 10 вопросов, которые хотел задать:
- Когда у вас диагностировали дислексию?
- Как бы Вы описали вашу дислексию и ее влияние на окружающих?
- Какие сложности Вы испытываете из-за дислексии?
- Каковы потенциальные преимущества Вашей дислексии?
- Какие сайты или мобильные приложения Вы находите удобными в использовании?
- Что делает их удобными?
- Какие сайты или мобильные приложения Вы находите сложными в использовании?
- Что делает их такими сложными?
- Что Вы хотели бы чтобы люди знали о дислексии?
- Если у Вас есть какие-либо замечания или дополнительная информация, пожалуйста, напишите ее ниже.
Как доктор, который лечит всего пациента, а не отдельные симптомы, я попытался узнать не только о взаимодействии дислексиков с цифровыми продуктами, но и о самих дислексиках. Была ли дислексия чем-то, чего они стыдились или они рады быть такими? Как это меняет их поведение? На мои вопросы ответили, приблизительно, 35 человек. Большинство из них я нашел через группы в facebook для дислексиков или родителей диагностированных дислексией детей. Администраторы этих групп были рады помочь мне с опросом. Многие опрошенные были рады пообщаться со мной вне опроса и дать более подробную информацию, снабдить ссылками на другие тематические ресурсы. Спустя 2 месяца у меня был огромный объем данных, и я смог выделить несколько трендов и подходов, а также 3 основные идеи.
#1: Дислексия проявляется у людей самыми разными способами
Первое, что я усвоил: дислексия проявляется у людей самыми разными способами. Некоторые говорят, что им несложно читать, но тяжело писать; другие — что все ровно наоборот. Есть люди, расстройство которых распространилось на математику; числа — самая большая сложность для них. Некоторые объясняли дислексией свою неуклюжесть. То, что, казалось лишь проблемой со словами, на самом деле выходит далеко за пределы чтения.
Как я писал выше, предыдующие рассуждения на тему дислексии в веб-дизайне были сосредоточены на улучшении типографики или цветового контраста. Это не сильно решает проблему использования e-commerce сайтов. Только представьте, что Вы не знаете сколько денег потратите на очередную покупку или что Вы не уверены в правильности написанного адреса. Один дислексик писал мне: “Я боюсь оплачивать что-либо через интернет и снимать деньги в банкомате (!)”.
#2: Дислексия может быть преимуществом
Второе, что я узнал: некоторые воспринимают свой диагноз как преимущество. От дислексии нет лекарств, но многие находят способы справляться с расстройством или свои подходы к процессу, что позволяет им преодолеть сложности в обучении. Показательный пример успешного в бизнесе дислексика — Ричард Бренсон [eng: 1, 2], один из управляющих владельцев холдинга Virgin Group, чьи сложности, вызванные расстройством, были точно зафиксированы в автобиографии [ книжка “К черту все, берись и делай” ].
В своей недавней книге, “Давид и Голиаф: неудачники, отбросы искусство сражающихся гигантов / David and Goliath: Underdogs, Misfits, and the Art of Battling Giants”, Малкольм Глэдвэл использует дислексию как пример “желательной трудности” [ eng ] в попытке показать, как эти вещи могут быть источником движения вперед для некоторых людей. Глэдвэл приводит в пример успешных предпринимателей-дислексиков, которые объясняют свой успех именно дислексией. В особенности, он говорит о Гэри Коне, президенте инвестиционного банка-конгломерата Goldman Sachs. Это показалось мне странным, поэтому я стал задавать вопрос о преимуществах дисклексии. Большинство дислексиков объясняли, что их способ решения проблем отличается от способа их коллег. Они говорили, что могут “соединить все воедино” в своей голове не так, как другие люди, и это, несомненно, было неоспоримым их преимуществом.
#3: Проектирование для людей с дислексией — уникальное испытание
Наконец, я просил респондентов объяснить, какие сайты, приложения и устройства им удобны и помогают в жизни. Ответы сильно отличались друг от друга. Я ожидал увидеть очевидные тенденции, которые описывали бы что работает в сфере веб- и мобильных приложений, а что нет, но здесь нет единого решения. Я заметил только один общий тренд: 5 основных принципов универсального дизайна полезны при проектировании для дислексиков. Ключевые моменты здесь: гибкость, простота, фокус на информации, учет ошибок пользователя, здравое использование тех или иных элементов. Применение этих принципов мы рассмотрим во второй части.
Двигаясь вперед
Дислексию ошибочно считают проблемой обучаемости. Хотя в широком смысле это так, я встретил множество пользователей, старавшихся объяснить мне, что проявления дислексии могут быть самыми разными.
Не каждый дизайнер, прочитав эту статью, немедленно озадачится вопросом проектирования для дислексиков, но я надеюсь донести мысль о том, как важно учитывать дислексиков в дизайн-процессе. Я верю, что осознание этого — первый шаг на пути улучшения интерфейсов не только для людей с расстройствами, но и для всех пользователей в целом.
Перевод оригинальной статьи «Designing for Dyslexia, Part 1» Эндрю Зусмана, опубликованного на сайте UX Booth. Переведено и опубликовано с разрешения автора. Редактура Марии Ёрема и Стеллы Хон.
Комментарии (47)
kloppspb
16.07.2015 19:18Может, оно для америков только актуально? Почти 100% так называемой дислексии в России — это банальная безграмотность + эпатаж у молодёжи, и не менее банальная попытка скрыть неуверенное отношение к компьютерным способам общения у людей 60+. Во всяком случае у меня такие ощущения. Но я и не клинический специалист, выборки другие…
MaximChistov
16.07.2015 22:38+1Почти 100% так называемой дислексии в России — это ...
90% статистики — цифры, взятые с потолка
phil_b Автор
17.07.2015 07:05это ведь не важно, как выглядит со стороны — все дело в том, какие трудности человек испытывает когда занят своими делами, не для показухи.
Например, вот тут женщина спрашивает что можно сделать чтобы ее мужу было проще читать сайт: rus / eng
Т.е. он реально страдает видимо. Можно было бы предположить, что часть из этих людей не использует дислексию для отмазок типа «я не могу то, я не могу это…» — но мне кажется это предположение было бы неверным (ведь всегда есть такие люди в независимости о того, чем они страдают или не страдают), так что про людей 60+ я склонен согласится.
Aelyth
17.07.2015 08:12У меня легкий вид — не воспринимаю понятия право и лево, при печатании путаю буквы местами. При написании от руки, впрочем, это становится проблемой — слова могут превращаться в кашу. В школе такого не было вообще. В принципе, это не мешает в жизни, я вожу машину, но не могу понять направление словами (право-лево это сюда или туда), поэтому голосовым навигатором пользоваться, не глядя на экран, соответственно почти не могу. А от опечаток, связанных с переменой букв местами лечит проверка правописания.
tushev
17.07.2015 08:36Право-лево водить машину не мешает. Просто на равнозначном перекрестке вместо «пропусти машину справа» держим в голове «пропусти машину со стороны пассажирского кресла». А когда мне говорят «направо поворачивай», я отвечаю «ты не умничай, ты руками покажи» )
Aelyth
17.07.2015 08:48Ручку держу правой. И это помню как факт. Но чтобы построить цепочку «рука, которой держу ручку, правая, ручку держу этой рукой, значит право там, а лево там» уходит достаточно много времени, проще махнуть рукой в нужную сторону. По сути, это мешает только когда объясняешь дорогу кому-то другому.
alex_shabalin
17.07.2015 08:51Ни разу не видел дислексиков. Все, кто заявлял, что у них дислексия, на проверку оказывались ленивыми хипстерами-двоечниками, узнавшими про модное словечко. Сам могу по запарке неправильно слово прочитать, или опечаток нагородить, но в основном связываю это с недосыпом, спешкой и невнимательностью. Стоит сосредоточиться — и все в порядке. А 10-15% — это перебор, жить и работать стало бы невыносимо. Скорее синдром модного диагноза, позволяющего оправдать лень и безответственность.
Aelyth
17.07.2015 09:02Есть ведь разные опечатки. Пропуск букв, написание одних букв вместо других, перемена мест букв в слове местами. А если тупо ошибки: орфография, пунктуация. Лично я меняю буквы местами — но при перечитывании я не вижу ошибку вообще. Обращаю внимание только если подчеркивает проверка. Но к примеру, если проверки нет, то я могу заметить только раз на пятый (если перечитать каждое слово) или вообще пропустить.
alex_shabalin
17.07.2015 09:38По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйскго унвиертсиета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве.
Галвонеб чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордякеб все-рвано ткест чтаитсея без порбелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем ктаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.Aelyth
17.07.2015 09:44Оно дело так читать, другое дело не видеть ошибку вообще. В «причиной» и «букву», к примеру, я искала ее долго. Но вообще вы абсолютно правы, это не проблема, это мелочи.
Sadler
17.07.2015 10:28В «причиной» и «букву», к примеру, я искала ее долго.
Аналогично. Всё-таки куда легче читается, когда хотя бы согласные идут в нужном порядке.
tushev
17.07.2015 09:13А как вы различаете что человек не хочет сосредоточиться или человек в принципе не может сосредоточиться на правильном написании?
alex_shabalin
17.07.2015 09:35Человек может все, если захочет. Мозг — очень гибкий, адаптивный механизм, готовый перестроиться как угодно и научиться чему угодно. Просто не каждый готов идти на такие трудности. Те же право и лево. У всех были трудности, но достаточно постоянно выполнять упражнение на определение право и лево, чтобы довести определение до автоматизма, и мозг уже не будет запариваться по этому поводу, само начнет получаться. Все сначала путают педали, но потом за рулем думаешь о чем угодно, даже о работе, но управление автомобилем становится состоянием мозга, автомобиль становится продолжением тела, которым мозг управляет посредством конечностей. Как идешь домой и думаешь о чем угодно, так можно и ехать домой и думать о чем угодно. До автоматизма можно довести все, и правописание, и чтение. А это труд. Но для кого-то придумано оправдание, чтобы трудом этим не заниматься.
tushev
17.07.2015 09:55Для грамотного правописания кому то надо приложить небольшое усилие, т.к. у него и так «врожденная грамотность». А кому то совершать ежедневные титанические усилия. Вопрос, зачем себя мучить, если в современном мире это далеко не самый важный навык. Не лучше ли бросить свои усилия на более полезные вещи, к которым твой мозг более адаптирован.
Кстати, не стоит говорить дислексикам что они просто не стараются. Вы же не ругаете дальтоников за то, что они тупят с цветами, или людей с проблемами слуха за то что они не всегда могут расслышать вас.alex_shabalin
17.07.2015 10:04+1Мой знакомый машинист поезда — дальтоник. У него стаж 30 лет. Книжку с цветными картинками для теста на дальтонизм он выучил наизусть и без проблем проходит тесты на медкомиссиях. Какой огонь на светофорах горит он знает по форме светофора. Это пример адаптивности мозга в случае физиологических дефектов организма. В случае дислексии о физиологических проблемах не слышал.
tushev
17.07.2015 10:10Машинист поезда — дальтоник, это тоже самое что юрист — дислексик. Не хотел бы я воспользоваться услугами такого юриста или ехать на поезде с таким машинистом. Несмотря на всю их адаптированность.
Goodkat
17.07.2015 13:41Какой огонь на светофорах горит он знает по форме светофора.
Попал на участок с новыми семафорами невиданной ранее формы и всё, крушение?alex_shabalin
17.07.2015 13:53Ну во-первых не семафорами, а светофорами. Во-вторых светофоры все стандартизованы, где какой размещается, где какой какую форму имеет. См. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Семафоры еще существуют на участках с электрожезловой системой, например в Карелии, и, конечно же, их вид и конструкция также жестко регламентированы ПТЭ.
tushev
17.07.2015 14:03А если сильный туман и никакой формы не видно, а только размытое свечение где то там вдалеке?
alex_shabalin
17.07.2015 14:14
Rondo
17.07.2015 10:10Кстати, а почему бы не сделать игру — симулятор дислексии? Чтобы другие люди могли оценить, насколько это тяжело и задумались, как они могут помочь.
tushev
17.07.2015 10:15Можно показать как в тексте буквы и цифры перескакивают с места на места. А целые слова время от времени заменяются на похожие по начертанию но разные по смыслу. В принципе, это будет не очень сложный скриптик для показа произвольного текста в режиме дислексии. Или вообще сделать плагин для браузера, который искажает все страницы.
Rondo
17.07.2015 10:44О, что-то нашёл похожее, но не игра, а просто примеры: homeschoolingwithdyslexia.com/dyslexia-simulations
Судя по всему, часть видео была от pbs, вот их основной портал по дислексии
И заодно нашлось дополнение для Firefox, которое окрашивает шрифт в градиент по всей длине предложения: (правда название немного сбивает с толку, картинка кликабельна, ведет на сайт с дополнением)
sergey_dobrodey
17.07.2015 11:30Есть хороший фильм в котором показана проблема дислексии — «Звёздочки на земле».
bfDeveloper
17.07.2015 12:19По настоящему, что такое дислексия я осознал вместе с мигренью. Есть такая вещь, как «аура» мигрени — сопутствующие симптомы. Часто это нарушение зрения на уровне понимания больших объектов, таких как слова. Очень интересное состояние, когда слово по буквам прочитать можешь, переписать его можешь, но чтобы понять требуются отдельные усилия.
Вообще, дислексия разная бывает. Например, у меня были проблемы в начальной школе со «списыванием». Если помните, это такая форма контрольной. Так вот, тот же текст на слух я писал без ошибок и описок, не смотря на то, что это требовало ещё и знаний орфографии и пунктуации, а списать с бумажки — проблема.
Забавно как это повлияло на дальнейшую жизнь. Это вносит постоянную неуверенность в том, правильно ли прочитал или переписал. Даже в коде всегда предпочитаю полагаться на автокомплит или просто копипастить, нежели вводить руками. Это даже влияет на выбор языков программирования в сторону статической строгой типизации. На каком-нибудь перле так писать вообще не получается.alex_shabalin
17.07.2015 14:04У меня такая же хрень была. Контрольные списывания всегда заваливал, хотя диктанты всегда писал отлично. Родители не понимали, что сложного в списывании, когда все перед тобой. Со временем прошло, хотя код тоже копипастю безбожно. ) Не считаю это дислексией. Обычная невнимательность. Если самого себя контролировать, все норм, стоит отвлечься, идешь вразнос. Но если понапрягаться какое время, скоро все переходит в автоматизм, и так называемая дислексия проходит.
Goodkat
17.07.2015 21:52А в чём суть списывания? Каллиграфию отрабатывать?
alex_shabalin
20.07.2015 14:16Видимо как раз таки с проявлениями «дислексии» бороться и развивать внимательность.
nickolaym
17.07.2015 17:52Битая ссылка philipp.ninja/ux/dyslexia-homepage-points
phil_b Автор
18.07.2015 12:26не совсем, возможно какие-то иные проблемы?
потому что я проверял доступность сайта с разных регионов через vpn и через знакомых.
вот как я это вижу: clck.ru/9YFAMnickolaym
18.07.2015 17:32Да, похоже, это провайдер или брандмауэр прикалывался. nslookup проходил, а curl нет.
Из дому сейчас проверил, всё работает.
jerom
А куда пропадают больные дислексией в России?
В моём детстве в обычном классе было больше 30 человек, по статистике должно быть от 3 до 6 человек с дислексией. Не было ни одного.
Сейчас у сына 26 человек в классе, читать-писать умеют абсолютно все, 100%. А то, что ошибки делают… Так и я «тотальный диктант» на два написал и не согласен с критериями оценок :)
evnuh
Аналогично, прочитал статью, прочитал википедию, но до сих пор ничего не понял про эту вашу дислексию. Симптомы на википедии вообще смешные.
tushev
Ничего смешного, особенно для школьников.
phil_b Автор
на практике, чаще, если дислексия ярко выражена, то она может проявляться описанным способом: "… многие дислексики могут путать похожие в написании слова: слово «КОТ» может не отличаться для них от слова «ТОК»".
Аналогично про карты: тоже самое происходит и со словами, часто трудность (не проблема) заключается в том, что на первый взгляд слова воспринимаются как наборы отдельных букв, и чтобы прочесть слово нужно немного постараться.
В этом нет ничего страшного и это не дает людям никаких доп льгот в ментальном плане, просто особенности, которые в некоторых ситуациях следуете учитывать.
Например, при проектировании интерфейса сервиса, у кого целевая аудитория содержит достаточное количество таких людей.
Sadler
Теперь понятно, почему дизайн некоторых сайтов таков, каков он есть. Вообще, интересно было бы провести голосование на хабре, чтобы узнать, сколько здесь людей с лёгкой формой дислексии.
phil_b Автор
После перевода этих 2-х статей (2-ая скоро будет) я начал склоняться к мнению что у меня есть дислексия в очень легкой форме. И, как говорится здесь многие удивляются, когда им ставят такой диагноз.
С другой стороны, диагнозы такие диагнозы — всем ставят все подряд и это не всегда значит, что у тебя действительно то, что диагностировали. Особенно, если речь идет про дислексию, где ее наличие или просто невнимательность идут бок о бок, на мой взгляд.
Punk_UnDeaD
[sarcasm]Их при СССР ещё заморили.[/sarcasm]
А это вообще к психотерапевту надо идти с фобией бороться.
Goodkat
У меня в классе был третьегодник, который классе в пятом читал с трудом.
Отстающих в развитии детей отсеивают в классы коррекции, поэтому велика вероятность, что вы с ними не столкнётесь в школе.
tushev
Вовсе нет. Многие известные ученые и просто успешные люди являются дислексиками. Мне в моей взрослой жизни абсолютно не мешает то что я не умею писать без ошибок, путаю похожие по написанию слова и с трудом отличаю право от лева. Я полностью к этому приспособился и мне это никак не мешает. Компьютеры решают все проблемы с правописанием.
Goodkat
В Германии, например, 4% взрослых, это 2 миллиона человек совсем не умеют читать и писать, а у 14% или 7,5 миллионов проблемы с чтением и пониманием сколько-либо длинных текстов — многие из них приспособились к этой своей особенности и умело её скрывают, пока не станет слишком поздно.
tushev
tushev
Были они. Просто тогда им ставили «диагнозы» типа рассеянный, невнимательный, безграмотный или просто придурок. А они, сколько не старались, в отличии от своих сверстников не могли научиться грамотно писать и читать без ошибок.