Двое суток не было известий о статусе миссии «Берешит». И вот, после решения двух проблем, появившихся у аппарата «Берешит» в первые дни своего длинного пути к Луне, команда SpaceIL продолжает в штатном режиме управлять системами на борту аппарата «Берешит».

В продолжении этой публикации.

Что же были за проблемы у аппарата «Берешит»?

Первая проблема:



Засветка солнечными лучами датчиков положения аппарата (датчики оказали очень чувствительны к такому «ослеплению»), что может повлиять на ориентацию аппарата в пространстве.

Решение: была выполнена программная компенсация по обработке данных с датчиков и уменьшения их чувствительности, произведены дополнительные многократные проверки новых данных с датчиков аппарата.

Вторая проблема 26 февраля 2019 года:



На этапе подготовки перед выполнением второго маневра включения двигателей, бортовой компьютер аппарата «Берешит» неожиданно перезагрузился, и этап выполнения маневра был автоматически отменен. Инженеры SpaceIL и IAI начали анализировать ситуацию.
На борту возникла неполадка, которая ограничивала маневренность аппарата.

Для поиска и исправления проблемы у них был космический дедлайн 1-2 дня, если за это время удалось бы исправить ситуацию, то это не повлияло бы на расчетную дату высадки 11 апреля 2019 года.

Второй маневр с включением двигателе аппарата пришлось отложить до решения проблемы.

Решение 28 февраля 2019 года: инженеры SpaceIL и IAI устранили сбой в компьютерной системе аппарата «Берешит», теперь аппарата «Берешит» продолжает свой полет к Луне в штатном режиме.

Если в процессе выполнения первого маневра двигатель включался на 30 секунд, то теперь для проведения второго маневра 28 февраля 2019 года и компенсации потерь времени из-за сбоя ранее, основной двигатель был активирован на целых 4 минуты, чтобы выйти на эллиптическую орбиту с апогеем 131000 км.

Доклады о состоянии миссии «Берешит» выкладываются тут твиттер Israel To The Moon команда SpaceIL.

Moon Travel Report #1
Moon Travel Report #2
Moon Travel Report Probem
Moon Travel Report #4

Вот как визуально отражаются данные (телеметрия и мониторинг), которые анализируют в ЦУП SpaceIL и IAI аппарата «Берешит»:





Основное помещение ЦУПа (удобное и просторно), который расположен в израильском городе Йегуд:



На стенах выше проектируется картинка с мониторов:











Команда инженеров работает сплоченно и под больших давлением (это уже после решения проблемы можно выдохнуть, но еще 41 день...), ведь успешное решение текущих проблем не устраняет возможность появления новых, которые придется решать еще в более короткие сроки, чтобы посадку аппарата в 11 апреля 2019 года сделать реальной датой, а не расчетной.



А вот немного дальше если отойти, то оказывается, что смотровая площадка на этот мостик ЦУПа просто как зал в театре, где инженеры на сцене, надеюсь, что там не часто столько прессы (на фото момент после запуска запечатлен) и инженеры не под постоянным присмотром работают:



К сожалению, это их бремя сейчас – еще 41 день 22 часа и 22 минуты находится на посту и быть готовыми исправлять ситуацию. Ведь у аппарата длинный путь — миссия «Берешит», в случае успеха, побьет своеобразный рекорд — аппарат летит на Луну по самой длинной траектории из возможных.

Еще одна радостная новость — в NASA добавили аппарат «Beresheet» в свой онлайн симулятор «Eyes on the Solar System» — eyes.nasa.gov/apps/orrery





Причем, после этого обновления симулятора «Eyes on the Solar System» 27 февраля 2019 года я был уверен, что инженеры SpaceIL и IAI решили проблему с перезагрузкой бортового компьютера аппарата, просто еще не афишировали, но в NASA об этом уже знали.

Комментарии (15)


  1. amartology
    01.03.2019 13:00

    А где-то есть информация по поводу того, из чего у них сделан бортовой компьютер и другая авионика?
    А то ведь небось как обычно, сначала сделают авионику из веток и хвороста, а потом бессонными ночами спасают компьютер после внезапной перезагрузки.


    1. denis-19 Автор
      01.03.2019 13:09

      К сожалению, данных пока что не нашел.
      Даже фото аппарата редко можно где найти в хорошем качестве, вот тут оптимально есть по нему визуалка:
      spaceflightnow.com/2019/02/21/photos-beresheet-lander-tested-for-historic-moon-mission


    1. denis-19 Автор
      01.03.2019 17:22

      the spacecraft’s design and development is all Israeli, the organizers explained… The craft is equipped with solar panels, avionics, electronics and a control system – all of which were developed in Israel.
      СБ, СУ, электроника израильские.
      По движку тут уже сказали ниже данные.

      Двигатель — британский адаптированный LEROS 2b (применяемый на спутниковых платформах) на гидразине — с тягой в 45 кгс.


      1. lingvo
        01.03.2019 18:05

        Aitech? У них, вроде, разработка в Израиле.


        UPD. Yes. Они там замешаны, но не полностью.


  1. striver
    01.03.2019 14:29

    30 секунд и 4 минуты — это много. Это у них топливо с запасом было или как?


    1. denis-19 Автор
      01.03.2019 14:33

      По данным, у аппарата масса 585 килограмм с топливом (масса топлива – 390 кг), 195 кг без топлива.
      Как они его планируют расходывать и есть ли запас — это хороший вопрос.


    1. Lexxnech
      01.03.2019 15:22
      +1

      Это еще ничего, когда Кассини выходил на орбиту Сатурна, для изменения скорости на 626м/c двигатель работал 96 минут.
      У Beresheet установлен вроде бы LEROS 2b с тягой в ~41.5кг и УИ 318с. Если в среднем на момент запуска двигателя масса аппарата (с учетом предыдущего расхода топлива) была 550-500 кг, то за 4 минуты изменение скорости будет порядка 200 метров в секунду, а топлива израсходуется чуть более 31кг.


      1. denis-19 Автор
        01.03.2019 17:08

        Т.е. во второй маневр они с 69400 до 131000 км подняли аппарат за 4х60=240 секунд.
        61600 км за 240 секунд или 256 метров в секунду. Близко по Вашим данным.
        Далее масса аппарата будет легче и т.д.


        1. Lexxnech
          01.03.2019 17:57
          +1

          Извините, но у Вас что-то не то. Скорость так в высоту не пересчитывается, тем более скорость в метрах/c, а апогей в километрах. Они не подняли аппарат, они подняли апогей аппарата.
          У аппарата в перигее была скорость X и апогей 69400 км а стала X+~200 при этом апогей поднялся до 131000 (а скорость в апогее упала почти вдвое). Скорость в перигее была что-то вроде 10,6 км/c а стала 10,8. А если ускорить аппарат еще на ~400 м/c у него апогей вообще до бесконечности вырастет, так как будет превышена вторая космическая.


          1. denis-19 Автор
            01.03.2019 18:05

            Да, действительно у меня каша там получилась, Вы намного понятнее объяснили, спасибо!


    1. Bobnecat
      01.03.2019 23:18

      Не стоит сравнивать первый и второй маневры относительно их долготы. Вполне возможно что второй маневр изначально был с расчетом на 3 и более минуты, но например пришлось его удлинить еще на минуту из-за пропуска оптимального окна. Статья в этом плане немного сбивает с толку, так как более логично было бы сравнивать расчетное время запусков двигателя до и после сбоя для второго маневра.


  1. alhel
    01.03.2019 14:35

    Какой-то тесный у них ЦУП, и название аппарата выбрали неблагозвучное, нет чтобы сначала нормальное здание построить и название хорошее выбрать.(Sarcasm)


    1. Linsh
      01.03.2019 17:46
      +1

      Сидит среднестатистический американец и думает:" Вот что такое soyuz? Или federatsiya? Не могли блин чего благозвучнее найти? А Чанъэ — как это вообще произносить то?". Если что — это шутка, не обижайтесь. А на страну с населением в 10М которая запускает максимум спутники, размер ЦУПа в самый раз. Правда панно с вождем не хватает, да.


    1. ignorabimus
      03.03.2019 22:03

      Название — первые слова Книги Бытия на иврите (?????????????), что означает — «В начале...».


  1. WildLynxDev
    01.03.2019 17:19
    +2

    Бедные flight controllers. Ты сидишь и обдумываешь крайне сложную техническую проблему с тяжелыми последствиями в случае ошибки… а на тебя пялится куча народа, и весь мир по большом счёту. Не хотел бы оказаться на их месте.