Привет из детства: как менялись технологии в знакомых гаджетах
Каждый житель определенной эпохи окружен своим набором технологий и гаджетов, облегчающих жизнь. Мы решили взять несколько устройств, которые, как может показаться современной молодежи, возникли внезапно из ниоткуда, и разобраться — какой шлейф технического прогресса на самом деле тянется за ними. Но вспоминать будем не с самой древности, а с момента счастливого детства сегодняшнего 35-летнего гика.
Так, куда оно подевалось?
Все мы постоянно что-то теряем. В детстве теряли игрушки — и искали их вместе с родителями. Чем старше мы становимся, тем больше вещей окружает нас — и потерять любую из них гораздо проще. Смартфоны, ключи, часы, шапки, рюкзаки и шарфы — в любом бюро находок постоянно лежит куча забытого кем-то добра. Поиск потерянных вещей раньше был делом мучительным, к нему подключались родные и знакомые и шансы на благополучный исход были невысоки.
В начале нулевых проблема нашла неожиданное решение — появилось первое поколение устройств Key finder. Внешне это были маленькие брелки, которые пищали в ответ на хлопок или свист.
Второе поколение устройств откликалось на радиосигнал от базы, которым являлся другой брелок. Причем маячки могли не только громко завывать или пищать, но и моргать светодиодами, что в некоторых ситуациях было предпочтительнее.
Однако у них был существенный недостаток — малое время жизни от батареи, которую надо было менять раз в три месяца или даже чаще.
В 2013 году идея радиометок неожиданно стала набирать популярность на краудфандинговых платформах типа KickStarter. Оттуда и начался путь, например, компании Chipolo, одной из первых запустившей в массовое производство бытовые метки на основе технологии Bluetooth. Сегодня даже самые миниатюрные маячки различных производителей не сильно отличаются от брелока для ключей, хотя еще пять лет назад метки от Sony были размером с беспроводную гарнитуру.
Метки Chipolo Classic фиксируются на особо ценных предметах, подключаются к смартфону и «пасут» все, что не хочется долго искать.
Те, что на фото выше — уже второе поколение поисковых штуковин. Они весьма компактны и весят всего 8 грамм. Питается девайс от емкой встроенной часовой батарейки CR2025 сроком службы 9 месяцев. Работает по Bluetooth 4.0 LE и обеспечивает связь с мобильным устройством на расстоянии до 60 метров. Внутри — динамик громкостью до 92 Дб.
Чтобы начать работу с такими метками, нужно установить на смартфон мобильное приложение, зарегистрировать новый профиль и привязать к нему имеющиеся на руках устройства. Работает аксессуар как эхолот, подавая информацию о качестве связи со смартфоном, а дальше приложение уже показывает радиус предполагаемого местонахождения. Разумеется, тут есть вариант звукового отклика. Благодаря пьезо-динамику эти метки умеют издавать пронзительную высокочастотную трель. Открываем приложение и отправляем запрос на обратную связь — уже через секунду под шкафом раздаётся визг сирены громкостью около 90 Дб.
Особенность нового поколения Key finder-ов Chipolo в том, что их можно пометить как потерянные. Тогда смартфоны других пользователей Chipolo будут автоматически искать их и — при обнаружении — отправят координаты владельцу.
Ценники на модели последнего поколения. Те же Chipolo Classic на витрине наших друзей из Mad Robods стоят сейчас 1790 рублей. До 15 марта будет работать промо-код HABR20, дающий 20% скидки.
Пойдем в гости к Петровым, надо взвеситься!
Это сегодня купить весы проще простого, а в нашем детстве подобный гаджет — с вращающимся барабаном, словно спидометр у машины — был не в каждом доме. Позднее появились куда более технологичные весы: с кнопочками и батарейками, способные запоминать несколько показаний. Наверняка вашим родителям доставались такие в подарок. Эх, какое развлечение было у детей!
Если копнуть чуть глубже, весь XX век напольные механические весы с тросиковым механизмом продолжали уступать в точности классическому рычажному подвесу с гирьками. Поэтому во многих поликлиниках и больницах так и не появилась напольная «Бирюса», и пациентам на приеме регулярно приходилось самостоятельно отлавливать свой вес гирьками на шкале кондовой напольной платформы.
Лишь транзисторная революция позволила решить проблему механического износа тросов и наладить массовое производство небольших измерительных платформ высокой точности. Тензометрические датчики измерения сопротивления оказались настолько эффективными в создании весов, что уже на стыке веков мы могли купить весы с ценой деления 1 грамм, а то и сотую долю грамма, а по размерам они не превышали калькулятор.
Чтобы лучше понимать роль изобретения тензометрических датчиков с принципом работы резистора, достаточно упомянуть популярные вплоть до 1950-х развлекательные весы в парках развлечений. Там они даже сумели мельком пересечься с волшебниками моментальных фотокарточек. Полупроводники и электроника на транзисторах совершили переворот раз и навсегда. Они превратили весы в тонкий и стильный предмет домашней бытовой техники. Уже в нулевые годы начали появляться первые умные девайсы, с клавишами управления и настройками. Ближе ко второму десятилетию продавцы в магазинах уже рассказывали про функцию определения процента воды и жира в организме. Сегодня же некоторые особо умные экземпляры подключаются к домашней беспроводной сети, демонстрируя тем самым общий тренд на экосистему IoT.
А вот и реальный пример: те же разрекламированные по всему интернету Picooc S3 с модулями Wi-Fi и Bluetooth, дюжиной параметров оценки состояния здоровья и собственным коммюнити в сети. Пульт управления — приложение на смартфоне.
Picooc S3 измеряют 12 показателей организма (максимум на сегодняшний день) путём анализа токопроводимости различными импульсами низкого напряжения:
- масса костной ткани;
- вес тела;
- телесный жир;
- мышечная ткань;
- индекс внутреннего жира;
- COOB;
- вода в организме;
- белок;
- соединительная мышечная ткань;
- индекс массы тела;
- метаболический возраст.
Двенадцатый — автоматизированная оценка типа вашего телосложения, определяемая на основе анализа всех полученных данных. Чем больше информации, тем точней результат. Вся статистика отправляется в «облако».
Сначала приложение просто анализирует данные, а через несколько дней уже начинает давать советы по достижению определенных целей и результатов. Кстати, весы легко определяют каждого члена семьи по полу и возрасту, и честно (и достаточно точно) выдают метаболический возраст. В сочетании с фитнес-трекерами Picooc S3 вполне могут подстегнуть поддерживать форму и тонус.
Прошла уже неделя, сходи за фотографиями
Если 80-е еще можно хоть как-то ассоциировать с газировкой Pepsi, то 90-е явно прошли под эгидой моментальных фотоснимков на Polaroid. В то время у многих поклонников фото в квартире хранился огромный фотоувеличитель и красная лампочка, а тут — полное волшебство.
В России коммерческий успех капитализма начали копировать слишком поздно: эксперименты в НИИ стартовали только в 1984 году. Случись это раньше — наверняка могли бы и советские камеры. Впрочем, знаменитые Polaroid 636 Closeup и Polaroid Supercolor 635CL производились по лицензии в СССР (России) с 1989 по 1999 годы на СП «Светозор».
История самого Polaroid драматична и интересна, и началась она в 1932 году. Все детали под спойлером.
Показать
Где ни глянь, история фотокамер моментальной печати начинается с дочки Эдвина Лэнда, вечно просившей у отца проявить фотографию быстрее. Но начать лучше с миграции его дедушки и бабушки в США из Украины, в 1880-х годах. Лэнд родился в 1909 году и после школы учился на факультете Химии в Гарварде. Точнее пытался. Дважды. Второй раз он ушел вместе со своим преподавателем, чтобы открыть бизнес. Уже тогда Лэнд проявлял деловую хватку в налаживании прочных связей с людьми, что впоследствии вдохновляло Стива Джобса, еще до его увольнения по инициативе Скалли.
Первый коммерческий продукт, заложивший основу Polaroid Corporation, вышел лишь в 1932 году, и это были светофильтры для камер, для борьбы с бликами. Уже в 1947 году удача комбинирования физики и химии рождает на свет камеру Лэнда. С этого момента солнцезащитные очки уходят на второй план, а компания Polaroid начинает одну из самых агрессивных патентных экспансий на рынке США. Каждый элемент, каждая комбинация и последовательность содержимого пакетика фотокарточки Polaroid была защищена патентами. Это пригодилось после разрыва контракта с Kodak, решившей самим выйти на перспективный рынок моментальных снимков, а заодно и начать зарабатывать на производстве пленки. Судебная тяжба длилась долго, выплаты оказались в семь раз меньше и не покрыли потери, а на дворе уже царили 90-е.
Компания Fujifilm также не осталась в стороне от освоения камер моментальной печати и одно время аккуратно мечтала захватить мир своими Instax, но в разгар конфликта Polaroid она предпочла поддержать сторону Лэнда, а заодно избежать сомнительного конфликта. Дело в том, что космос уже встречал Hubble, и орбитальный телескоп не собирался тратить время на посылку фотокарточек. Цифровые камеры были готовы, и в нужный момент Fujifilm перенесла силы на цифровые Finepix.
Polaroid уходить было некуда. Тяжбы за право именовать себя королем моментальных снимков сыграли злую шутку, и коммерческая хватка Лэнда оставила производителя лишь на поляризации в очках. Зато линейка Fujifilm Instax спокойно сохранилась и по сей день.
В целом история фотокамер моментальной печати — это история успеха Эдвина Лэнда, его капризной дочки и всей корпорации Polaroid, построившей многомиллиардную империю на патенте одноступенного фотопроцесса. Уже конец 50-х шел под эгидой моментальных черно-белых фотокарточек от Polaroid и камер 95/100, а к концу 80-х они выиграли у Kodak фантастический судебный иск, почти на миллиард долларов США. Не удивительно, что перестройка в СССР застала Polaroid неким монополистом рынка.
Но уже к концу нулевых монополисты фотокамер моментальной печати и сами оказались банкротами. Всему виной упор на главном козыре — моментальности, которая оказалась не в силах конкурировать с цифровыми камерами и смартфонами, где можно было сразу видеть изображение на экране, а домашние струйные принтеры оставили без работы сотни тысяч мастеров проявки. Успех Nikon и Epson перераспределил рынок, оставив пленочную фотографию уделом профессионалов с Hasselblad, а мы быстро забыли о фотокарточках.
Но в конце прошлого века более изобретательным путем пошла Fujifilm, грамотно поставив фишки на цифровую линейку Finepix, а технологию моментальной печати Instax с заботой донесла вплоть до наших дней. Химия быстрой проявки фотокарточек путем смешения реактивов называется одноступенным фотопроцессом, а квадратные картриджи и камеры Fujifilm можно приобрести и сегодня. Главное отличие от Polaroid уже в том, что проявление снимка требует наличия света, и убирать свежий снимок в карман не рекомендуется.
Как раз недавно ограниченным тиражом в продажу поступила камера Fujifilm Instax Square SQ6 в издании Taylor Swift (дамы оценят). Выглядит как шпионская камера из старых фильмов про Бонда.
По размерам напоминает полнокадровую зеркалку, которой прикрутили батарейную рукоять. Массивная, удобная и полностью аналоговая. Вместо цветофильтров у неё насадки на вспышку, а селфи поможет сделать зеркальце.
Это настоящая камера моментальной печати и главный её элемент: откидной лоток под картридж с тыльной стороны. Заправить кассету не сложней, чем подключить смартфон на зарядку, а первый кадр выдвинет лишь защитную пленку. С этого момента важен лишь значок остатка снимков в правом нижнем углу, а также видоискатель сверху. Никаких дисплеев и блютуса. Готовые снимки выезжают через верхнее отверстие и уже через минуту обретают готовый вид.
Важный момент: здесь есть автофокусный царь-объектив, выезжающий на 45 мм при включении камеры, и нужен он для изменяемой светосилы (мало/много) и выбора между ближней/дальней фокусировкой.
Разумеется, технология 80-х годов прошлого века никак не может конкурировать в плане качества снимков, зато каждая из фотокарточек по своему уникальна и дарит особые ностальгические чувства по классической фотографии и эпохе проявочных мастерских.
Ценник? «Полароид» сегодняшнего дня стартует с отметки в 5 тысяч руб, а увеличенный формат, расширенная комплектация и знаменитость на корпусе поднимают планку практически до 14 тысяч. Для подарочного варианта — вполне. Картриджи? Они, как и 25 лет назад, оцениваются в сумму чуть более 10 долларов за 10 карточек.
Н — ностальгия.
Н — ностальгия.
Nuwen
Пищащие на резкий звук брелки появились в ранних девяностых.
tormozedison
И там один общий пьезоизлучатель воспринимает свист, и откликается в ответ. И они до сих пор есть в продаже.
saege5b
Они реагировали просто на громкость.
По крайней мере, в школе успешно срывали уроки, рассовав их пяток по разным углам класса.
При одновременной сработке найти ушами было очень сложно.
И они срабатывали просто от громкого голоса учительницы. А уж когда она начинала кричать…
katzen
Тот, что был у меня, реагировал на определённую частоту —свиста, музыки — а не на общую громкость. Можно было хоть заораться в него, он молчал. Пока не свистнешь, но на определённой высоте тона. И не короткий свист, там было какое-то простейшее определение длительности.
katzen
1988 год, весна, уже был у меня. И я не был первопроходцем.