Так уж получилось, что любая вещь становится для меня более интересной, если ее можно соединить с компьютером. А если еще из такого «соседства» выходит практическая польза, то это вдвойне плюс! Впрочем, все это предисловие, а суть состоит в следующем.

Некоторое время назад я приобрел для своего автомобиля сигнализацию Starline E90. Почти сразу же после покупки выяснилось, что у данной модели сигнализации существует несколько ревизий, отличающихся версией прошивки, и, вероятно, железом. Купленное мной устройство было выпущено в 2013 году, соответственно, имело не самую свежую прошивку, а какой же гик не любит новейших версий ПО! Как оказалось в дальнейшем, версию прошивки моей автосигнализации можно достаточно легко обновить. Осторожно, под катом скриншоты!



Бродя по просторам интернета, я встретил информацию о том, что официальные дилеры и установщики сигнализаций Starline имеют возможность обновлять версии прошитого программного обеспечения, и, что немаловажно, для этого не требуется JTAG, как я было подумал. Для обновления программного обеспечения изготовитель предоставляет автосервисам программатор с подключением к компьютеру посредством USB интерфейса, и автосигнализация может программироваться с помощью данного программатора как отдельно — «на столе», так и будучи установленной в автомобиле, соединяясь с программатором через штатный кабель, который используется для подключения трансивера — модуля, устанавливаемого на лобовом стекле для связи с брелком сигнализации. А программное обеспечение для компьютера (далее — «Прошивальщик»), непосредственно выполняющее обновление прошивки, доступно для скачивания с сайта производителя. И я решил «на всякий пожарный случай» скачать его.

Сначала я предполагал, что в программаторе используется какое-либо особое железо, специально разработанное проиводителем для исключения «нелегального» обновления прошивок, скорее всего, с интерфейсом вроде SPI, с шифрованием, ключами доступа, и прочими особенностями. Но так бы и не узнал я ничего нового для себя, если бы не обратил внимания в процессе установки «прошивальщика», что в состав дистрибутива входит и устанавливается драйвер на… Обычный USB-to-UART преобразователь CP2102!

Установка драйвера


Внимание! Все описанное далее Вы можете повторять только на свой страх и риск, автор данной статьи не несет никакой ответственности за возможный ущерб, снятие с гарантии, возгорание, утопление, наводнение и прочие бедствия, которые могут обрушиться на Вас и ваш автомобиль после прочтения.

У меня уже достаточно давно был под руками заказанный на DX дешевый модуль, собранный как раз на этой микросхеме. Воткнув USB-свисток в порт компьютера и запустив программу, я увидел на экране своего монитора, что Прошивальщик обнаружил программатор:

Обнаружен программатор


Тут стало понятно, что есть шанс подключиться к автосигнализации и посмотреть, что из этого выйдет. С помощью мультиметра, прозвонкой на провод подключения к «массе» автомобиля, я установил положение общего (земляного) контакта в разъеме подключения радиомодуля, и, уточнив осциллографом положение цепей RX и TX, собрал следующую схему:

Первоначальная схема


Я подключил собранную схему к компьютеру, подал с блока питания напряжение 12В на сигнализацию, запустил прошивальщик, и, к моей радости, ничего не взорвалось, а наоборот, сигнализация успешно определилась:

Обнаружено устройство в режиме настройки


Но, увы, настроить функции сигнализации с помощью Прошивальщика не удалось — мне было выдано сообщение о том, что версия ПО, прошитого в моем железе, слишком старая. Я попробовал нажать неактивную кнопку «Обновить прошивку», но тут тоже ждала неудача — выяснилось, что для обновления прошивки требуется передвинуть некий переключатель, имеющийся на оригинальном адаптере. Можно было бы остановиться на этом и программировать настройки сигнализации «по старинке», с помощью брелка, но это долго, неудобно, а еще меня подстегивало чувство, что решение где-то рядом, и я решил пойти дальше.

Подготовка оригинального программатора для перепрошивки сигнализации


Я предположил, что раз производитель не стал изобретать велосипед и использовал проверенное решение для связи сигнализации с компьютером, то и для перевода сигнализации в режим обновления прошивки вряд-ли выбрал что-либо более сложное, чем замыкание каких-либо выводов разъема между собой, на землю, или же на питание. И буквально через несколько попыток схема подключения устройства несколько изменилась, а Прошивальщик отрапортовал об обнаружении сигнализации в режиме обновления ПО. Оказалось, что действительно требуется всего лишь подключить один из выводов разъема к земляной цепи. Перед этим следует переподключить питание сигнализации и USB-модуль к компьютеру.

Схема подключения для режима обновления прошивки



Дальше дело техники — жмем «Обновить прошивку», выбираем файл прошивки среди идущих в комплекте с Прошивальщиком. При этом файл должен соответствовать желаемой нами версии ПО и типу процессора. Несколько десятков секунд, и Прошивальщик сообщил о том, что прошивка завершена.

Ход прошивки




Отключив «прошивочную» перемычку на землю, я переподключил питание сигнализации и USB-модуль. Прошивальщик успешно обнаружил сигнализацию с новой прошивкой, и после нажатия кнопки «Настройка» я получил доступ к меню установки параметров, что и требовалось!

Новая прошивка и меню настройки параметров



Думается, что и для других моделей противоугонной системы торговой марки Starline можно будет попробовать применить найденное мной решение, при условии, что первоначальная версия прошивки будет иметь загрузчик.

Спасибо производителю за то, что не стал слишком сильно мудрить и оставил открытой лазейку для простых пользователей. Далеко не во всех сервисных центрах возьмутся перепрошивать сигнализацию, а ведь наверняка данная процедура не будет бесплатной. Так что мне удалось сэкономить немного времени, денег, и еще получить некоторый опыт и хорошее настроение.

Спасибо за внимание!

UPDATE: судя по информации с сайта производителя, подобным методом должны прошиваться следующие модели сигнализаций: StarLine i95, StarLine i95 Lux и комплексы StarLine 4-го поколения. А судя по файлам прошивок, которые устанавливаются вместе с Прошивальщиком, список уточняется до следующих моделей: D94/64, B94/64, A94/64, A93/63, E91/61, E90/60, T94, i95 LUX, i95, i95 ECO, AX3.

Комментарии (17)


  1. alexmay
    20.07.2015 21:22

    Starline… После того, как глючный старлайн мне заглушил двигатель в движернии, а также в целом себя странно вел — никому не посоветую ставить их.
    Есть штатные решения, есть вебасто, есть, в конце -концов самопис на распберри для отчаянных ))
    Но только не старлайн.


    1. batal
      20.07.2015 22:00
      +5

      Да ладно, глючат все, в том числе и заводские системы. У знакомой так на ходу глох гольф 6 с штатной (заводской) системой бесключевого доступа. Оказалось что у ключа садилась батарейка) По ее словам до дома она довольно весело добиралась :)


      1. alexmay
        21.07.2015 08:48

        По поводу знакомой странно, так как у меня на ауди стояла такая система. При правильно вставленном ключе (до конца в гнездо) о таких проблемах я не слышал, но, конечно всякое может быть.
        Когда я звонил в старлайн с вопросом надежности и безглючности, ответ был «нас не волнует качество установки, а в надежности своих решений мы уверены на 100%. И кстати — отвалите, вам это туда».
        К производителю, теоретически, можно предъявить претензии, позиция же старлайна «мы производим и продаем, все остальное нас не волнует».


        1. batal
          21.07.2015 08:49

          Ключ там никуда не надо было вставлять) Он должен был лежать в кармане :)


          1. alexmay
            21.07.2015 08:53
            +1

            Сорри, у меня было гнездо + кнопка.

            finally:
            Программное и аппаратное обеспечение, влияющее на жизнь и безопасность людей весьма тщательно тестируется и допустимо к установке только квалифицированным персоналом.
            Неизвестно, насколько тщательно тестируется старлайн и насколько качественно подготовленные работают с ними установщики.


    1. petuhov_k
      21.07.2015 07:30
      +1

      Штатные системы более подвержены взлому, а запускать вебасто с брелка старлайна — это же здорово.


      1. gibson_dev
        21.07.2015 08:48

        А не штатные, к тому же выпускающиеся куда большими тиражами — не подвержены?


      1. ElectricFromUfa
        21.07.2015 11:41
        -2

        Откуда такая информация?
        Штатные системы как раз лучше защищают. Особенно от угона


        1. mmlevin Автор
          21.07.2015 12:35
          +2

          Возможно, но тут есть один нюанс — они штатные и установлены одинаково, в смысле, серийно. Выдержка из интервью с одним из автоугонщиков:

          Выдержка
          «На вскрытие и угон автомобиля со штатной сигналкой уходит от 5 до 35 секунд в зависимости от модели и мастерства угонщиков. Причем, зачастую, на дорогих автомобилях это занимает меньше времени, чем на бюджетных. Например, на первых Audi Q7 мультиплекс (проводка, связующая все электронные системы – прим. ред.) был проложен в водительской двери. Угонщики «пробивали» дверь сверлом, подключались к проводке и выводили из строя сигнализацию и иммобилайзер за несколько секунд».


    1. GloooM
      21.07.2015 08:56
      +4

      Тут надо понимать что 50% успеха зависят еще от установщиков этой сигналки, которые могли кривыми руками что-то не так сделать.
      Вообще старлайн по опыту достаточно надежны и по мнению многих весьма взломостойки, в противовес всяким шерханам и аллигаторам.


  1. petro_64
    21.07.2015 09:10

    А угонщик так же может обновить установленную на авто систему?


    1. mmlevin Автор
      21.07.2015 10:36

      Только если это очень добрый и заботливый угонщик:) А так, раз у угонщика имеется физический доступ к сигнализации, то имеется и физический доступ к салону автомобиля, и при этом, как правило, можно делать с машиной уже почти все угодно. Если дошло до открытия дверей салона, то на этом этапе в действие обычно вступает электромеханическая блокировка капота, разного рода кодовые реле, препятствующие запуску двигателя — все это должно устанавливаться скрытно в моторном отсеке и подключаться или к отдельному иммобилайзеру, или по кодовому каналу связи с сигнализацией. И все равно это не является панацеей, а только продлевает время, требуемое для угона. Как правильно отметили выше, многое тут зависит как от установщиков, так и от владельца. Неугоняемых автомобилей нет, иначе при потере брелка от сигнализации машину приходилось бы сразу утилизировать:) Цель здесь одна — сделать так, чтобы другую машину угнать было проще и быстрее, чем Вашу.


    1. Avalanch
      21.07.2015 14:45

      Если система в режиме охраны то она не должна обновляться.


  1. Nem427
    21.07.2015 12:49

    Какие плюшки появились? Появился ли постоянный беззвучный режим постановки/снятия на охрану или хотя бы постоянный беззвучный режим? Начал ли, наконец, работать датчик наклона?


    1. mmlevin Автор
      21.07.2015 14:11

      Судя по инструкции, постоянного беззвучного режима в каком-либо виде не появилось, бесшумная постановка, бесшумный съем и бесшумная охрана включается для каждого раза заново. Про датчик наклона ничего не могу сказать — я еще не устанавливал сигналку в машину. Позже проведу эксперимент. Не знаю, что из плюшек появилось, т.к. раньше у меня стояла наидревнейшая сигнализация K9-SIX, там даже постановка и съем с охраны выполнялись одной и той же кнопкой. Вроде бы действительно многоканальный трансивер — смотрел на анализаторе спектра, брелок действительно выходит на связь на разных частотах. А так все достаточно стандартно, ну разве что отдельно можно подключать GSM-модуль, но, возможно, это у многих уже есть.


  1. zvyagaaa
    21.07.2015 17:53

    А нет ли инфы как можно перепрошить StarLine ТЕЛЕМАТИКА 1.0 в 2,0, конкретно StarLine M31? А то глючит собака, а до официалов ехать далеко.


    1. 11rus
      21.07.2015 18:00

      Та же беда, видел на drive2 что можно перепрошить M31 на телематику 2.0, но вот мануала не нашел :(