Ещё пять-шесть лет назад беспилотные летательные аппараты (БПЛА), или дроны, только начинали делать свои первые шаги на отечественном рынке. С тех пор объёмы продаж выросли и продолжают быстро увеличиваться. По нашим данным, общий объём продаж дронов в России составил 160 тыс. штук за 2018 год. По итогам года этот показатель вырос на 70% в штуках и на 53% в деньгах (1,9 млрд. рублей).

Результаты весьма впечатляющие на фоне средних темпов роста других категорий электроники на российском рынке. Попробуем понять, чем вызван такой сильный интерес к БПЛА у покупателей и какие проблемы у них могут возникнуть при использовании дронов.

Что говорят цифры?


Давайте сравним объёмы продаж дронов в различных ценовых категориях в 2017 и 2018 годах. При общей позитивной динамике в деньгах и штуках спрос на дешёвые устройства растёт быстрее чем на премиальные.



Эту тенденцию можно объяснить просто: дроны в дорогих ценовых сегментах это сугубо нишевый продукт для гаджетоманов и профи.

А вот беспилотники нижней ценовой категории — продукт именно массовый, спрос на него подстёгивает и продажи более дорогих моделей. Ведь купив дешёвый беспилотник, пользователь быстро столкнётся со всеми ограничениями. А если он захочет совершенствоваться в съёмке с квадрокоптера, потребуется более дорогое устройство. Как говорится, аппетит приходит во время еды!

Многие читатели зададутся вопросом, почему совершенствоваться именно в съёмке видео? Объясняем.

Зачем нужен дрон?


У большинства людей (конечно, не на Хабре) при упоминании «беспилотника» тут же возникает образ разведывательного или штурмового дрона.



Но для БПЛА есть множество сфер применения в мирной жизни. Одна из самых популярных — это фото- и видеосъёмка.

15 лет назад съёмка, к примеру, массового мероприятия или видов с высоты птичьего полёта требовала аренды вертолёта и установки дорогой и сложной аппаратуры, стабилизирующей видеокамеру в полёте. Но с появлением дронов ситуация резко изменилась. Видеографы получили универсальный и гибкий инструмент для съёмки. Стабилизированная видеокамера на гироскопическом подвесе и комплекс управляющей электроники позволяют «привязывать» камеру к объекту съёмки. Абсолютно не важно, как меняется положение самого БПЛА в пространстве (до определённых пределов, конечно), его электроника будет точно удерживать объектив в нужном оператору положении, отслеживая снимаемый объект.



В ноябре 2015 года на пресс-конференции, посвящённой выпуску квадрокоптера DJI Phantom 3, представители компании сказали, что большинство режиссёров и операторов, да и зрителей тоже, давно «устали» от стандартных ракурсов съёмки. Ведь если внимательно посмотреть на многие фильмы и новостные передачи, то хорошо видно, что практически везде используется стандартный набор ракурсов, ограниченный возможностями обычных стационарных или роботизированных видеокамер. А БПЛА, оснащённые высококачественной Full HD или 4K-камерой, дают поистине безграничные возможности для фото- и видеосъёмки.





Кстати, если мы посмотрим на данные по объёмам продаж в штуках, то около 70 % приходится на устройства с HD и SD-камерой. В то время как Full-HD и 4К-дроны занимают порядка 15 % рынка.



При этом, в 2018 году продажи «базовых» SD-устройств выросли по сравнению с 2017-м в штуках в 3,5 раза, а 4К-дронов — в 2 раза. Наличие камеры безусловно является локомотивом продаж.

Дроны, оснащённые Full HD-камерами, занимают самую маленькую долю, так как снимать Full HD-видео сейчас не самое перспективное занятие. На фоне распространения в социальных сетях роликов, снятых в 4K, видеоряд Full HD постепенно теряет своё очарование.

О других возможностях


Видеосъёмка — это, конечно, самая популярная функция дронов. Но сегодня пользователи всё чаще обращают внимание и на сопутствующие возможности.

Конечно, главные из них — стабилизация видеокамеры и количество осей стабилизации. У недорогих БПЛА начального уровня это не самая сильная сторона: чаще всего стабилизации просто нет. А для получения картинки без тремора используется технология электронной стабилизации изображения, с которой снять шедевральные ролики у вас не получится. Но даже простенькие дроны позволят окунутся в увлекательный мир видео, снятого с воздуха, и насладиться уникальным фильмом, сделанным с необычных ракурсов.

В более продвинутых моделях помимо системы стабилизации применяются также фирменные технологии, позволяющие, например, дрону следить за объектом съёмки. Вы можете занести в его память, например, своё лицо, и камера будет отслеживать его перемещение (функция преследования). Такой режим полезен при съёмке путешествий, праздников, спортивных мероприятий.

Возможности БПЛА расширяют и такие функции, как фиксация и прокладывание полётного курса. Как правило, для этого используется встроенный GPS-приёмник. В зависимости от сложности и цены модели подобные системы также различаются точностью позиционирования и другими возможностями. Для примера, если вы смотрели все серии фильма «Назад в будущее», то наверняка помните, как в одной из них собаку выгуливал летающий ошейник. Так вот, с помощью современного БПЛА сделать такую «электронную няньку» для выгула собаки — не проблема. Задаёте дрону траекторию прогулки, закладываете в память фото вашей собаки, связываете дрона с ошейником, и ваш персональный робот для выгула собаки готов. Конечно, этот вариант подходит только для очень мелких пород, но он вполне рабочий и полностью осуществим.

А что делать, если в воздухе поблизости летает, например, сразу несколько дронов? Сейчас, конечно, такая ситуация редкость, но в будущем она легко может стать обыденностью. Или как во время своих первых полётов избежать столкновения вашего девайса, скажем, с деревом, столбом, стеной дома? В подобных случаях выручит технология предотвращения столкновения. Большинство солидных производителей, таких как DJI, SPL, Mioshi, SYMA и других, уже давно включили эту функцию в арсенал своих дронов.

О полётах дронов в России


Ещё несколько лет назад полёты дронов в нашей стране практически никак не регулировались. Действовал закон, согласно которому регистрации подлежали только весьма тяжеловесные БПЛА. Но сейчас ситуация очень сильно изменилась.

Правила использования дронов определены Законом о БПЛА, который разработан на базе ФЗ-60, и в июле 2017-го вступил в силу. Согласно этому документу, все БПЛА поделены на две категории: весом до и более 0,25 кг.

Владельцы беспилотников весом до 0,25 кг могут обойтись без регистрации. А вот если ваш аппарат тяжелее, то его нужно обязательно зарегистрировать. Для этого придётся собрать внушительный пакет документов. Подобные меры объясняются попыткой предотвратить возможные террористические акты, вторжение в личную жизнь и нарушения границ частной собственности.

Заметим, что, согласно закону, категорически запрещено использовать квадрокоптеры в зонах стратегических и военных объектов, имеющих принципиально важное значение для государства. К ним относятся и земли заповедников. Также запрещено летать над частными территориями, находящимися под охраной, и производственными предприятиями. Плюс к этому, закон не рекомендует поднимать беспилотник на высоту более 50 метров, чтобы не было столкновения с другими воздушными судами.

В общем, на данный момент ситуация вокруг видеосъёмки с дронов в России обставлена большим набором бюрократических процедур. И просто так поснимать вы можете только на своем дачном участке, да и то летая над ним, как бурундук в известном анекдоте — «низенько-низенько» — и при условии, что ваши соседи этого не видят. Иначе они могут пожаловаться в полицию за вторжение в их частную жизнь. Ну, или езжайте в глушь, где люди вообще редкость, и там уже отводите душу, снимая красоты дикой природы.







А что в других странах?


Собираясь взять с собой в поездку беспилотник для съёмки фильма с необычных ракурсов, кроме местных обычаев и карты маршрута изучите ещё и местные законы, регламентирующие использование БПЛА. Они могут весьма серьёзно отличаться от наших, причём в обе стороны.

Подробнее о законодательствах, регламентирующих полеты дронов в разных странах, можно прочитать на различных специализированных сайтах.

США
В США действует закон об обязательной регистрации беспилотников. Но там нет необходимости самому везти документы в регистрирующий орган. Вся процедура выполняется в момент покупки БПЛА в интернет-магазине. Если дрон не был зарегистрирован в момент покупки, нарушителю грозит серьёзный штраф в $27 000 (данные на момент написания статьи). После оплаты 5 долларов госпошлины и пары дней ожидания, вы получаете на руки соответствующий документ.

Все вопросы использования БПЛА на федеральном уровне решает Федеральное управление авиации. Федеральные законы запрещают дронам подниматься выше 122 метров, летать ближе 5 миль от аэропортов и подниматься в воздух над некоторыми национальными парками.

Вес дрона не может превышать 25 кг. Кроме того, нужно помнить о том, что в каждом штате имеются свои нормы и правила полётов, поэтому следует внимательно изучать не только требования федеральных, но и местных властей.

Канада
Правила использования дронов в Канаде можно назвать одними из самых либеральных. Они очень простые и понятные.

Если вы не бизнесмен и не научный работник, и ваш аппарат легче 35 кг (дроны легче 250 граммов не считаются беспилотниками, они рассматриваются как игрушки), если вы соблюдаете правила безопасности и полёт вашего дрона не несёт никому никаких угроз, то и лицензия вам не нужна. Со всеми правилами, действующими в Канаде, можно ознакомиться на сайте Министерства транспорта Канады. Но, к сожалению, и в этой стране законы скоро ужесточат.

Италия
Это одна из самых популярных стран для российских туристов. Но помните, что в Италии беспилотникам запрещено летать над большим скоплением людей, над городами, а также рядом со стратегическими объектами: ж/д-вокзалами, аэропортами, электростанциями, военными базами, правительственными зданиями. А наиболее жесткие нормы, ограничивающие использование дронов, действуют в Риме. Запрещается подлетать на беспилотнике к людям и частным владениям ближе, чем на 50 м, а также снимать в радиусе менее восьми километров от аэропортов.

Радует хотя бы то, что все эти ограничения касаются только частной съёмки. Коммерческая же видеосъёмка лишена многих из них, правда, на неё нужно получить лицензию.

Очень похожие законодательные нормы действуют в соседней Франции, а также в Германии.

Великобритания
На «туманном» острове законодательство об использовании дронов очень напоминает российское. Здесь без регистрации вы можете использовать только аппараты весом до 250 гр. Более тяжелые девайсы подлежат обязательной регистрации.

Пилотам, управляющим аппаратами, нужно, естественно знать правила безопасного пилотирования. Отдельно оговорено, что в Великобритании разрешается использовать только те дроны, которые соответствуют британскому законодательству (с точки зрения безопасности).

Отдельно прописаны ограничения для БПЛА, оснащённых фото- и видеокамерой. Им запрещено приближаться к человеку, автомобилю, зданию или другому сооружению менее, чем на 50 м. На некоммерческих беспилотниках запрещено летать над большим группами людей, включая развлекательные и спортивные мероприятия (машина должна находиться не менее, чем в 150 м от таких объектов).

Владельцы коммерческих дронов должны получить лицензию от Управления гражданской авиацией страны. Плюс к этому, британские власти сейчас пытаются законодательно ввести норму о программном запрете полёта БПЛА над определёнными территориями страны.



Вместо заключения


В большинстве стран летать без получения разрешений вы можете только на лёгких 250-граммовых игрушках, да и то со всякими ограничениями. Право на частную жизнь везде охраняется очень строго поэтому внимательно изучите правила использования дронов перед их применением.

Удачных вам полётов и отличных кадров!

Комментарии (39)


  1. exerrk
    12.04.2019 13:42

    Регистрация дронов в Великобритании от 250гр начнется только с ноября 2019, на сколько мне известно


    1. Andy_Big
      12.04.2019 15:03

      Маркетолог, писавший статью, не удосужился узнать действительное положение дел даже по России, а Вы ему про Англию… :)


      1. super-guest
        12.04.2019 19:26

        А какое действительное положение дел в России?
        Дронами заинтересовался только-только, а написанное сильно удручает…


        1. Andy_Big
          12.04.2019 21:26

          Такое, что для каждого запуска под открытым небом любого беспилотного аппарата требуется получать разрешение на использование воздушного пространства. За пределами населенных пунктов это не слишком сложно, хотя и требуется делать это еще за несколько дней до полета. А в населенных пунктах перед запросом разрешения на ИВП нужно сначала получить разрешение от администрации этого населенного пункта. Даже если этот дрон весит 15 грамм :) А если в полете планируется видео- или фотосъемка, то там всплывают разрешения и от военных, и от ФСБ…
          В общем, законно полетать в городе-поселке на авиамодельке без камеры на борту — просто геморрой. Полетать законно на ней же, но с установленной камерой — почти непреодолимый геморрой.
          А не "просто так поснимать вы можете только на своем дачном участке, да и то летая над ним, как бурундук в известном анекдоте — «низенько-низенько» — и при условии, что ваши соседи этого не видят. Иначе они могут пожаловаться в полицию за вторжение в их частную жизнь. Ну, или езжайте в глушь, где люди вообще редкость, и там уже отводите душу, снимая красоты дикой природы.".
          Ну и про регистрацию — "Владельцы беспилотников весом до 0,25 кг могут обойтись без регистрации. А вот если ваш аппарат тяжелее, то его нужно обязательно зарегистрировать. Для этого придётся собрать внушительный пакет документов." — это тоже из разряда «слышал звон». Регистрации подлежат дроны массой тяжелее 30 кг, и там действительно нужна пачка документов и сколько-то денег. А дроны массой от 0.25 до 30 кг подлежат постановке на учет. Но так как никто до сих пор вообще не в курсе как это делать, то и документов никаких не нужно, и саму постановку на учет не требуют до утверждения нормативных актов, регламентирующих эту процедуру. На сегодня таких актов еще нет :)


          1. Accounter
            12.04.2019 22:08

            Постановка на учет очень простая — просто через сайт. Ничего сложного.


            1. Andy_Big
              12.04.2019 22:15

              В России нет узаконенной процедуры постановки БПЛА на учет. Вообще нет.
              Все нынешние сайты, предлагающие «зарегистрировать» или «поставить на учет» — это филькина грамота, не имеющая никакой юридической силы :)


  1. Zmiy666
    12.04.2019 13:58
    +2

    как все печально… не успели дроны толком появиться — паразиты-бюрократы сразу зарубили их использование, навводив кучу глупых ограничений.


    1. RyDmi
      12.04.2019 19:59

      Если по вине неизвестного вам на голову посреди улицы прилетит 10 килограммовая железка, то ограничения не покажутся такими уж глупыми.


      1. Zmiy666
        12.04.2019 23:04

        Я и так хожу каждый день опасаясь, что по вине неизвестных коммунальщиков мне прилетит в голову кусок штукатурки, водосточная труба, сосулька или даже целый балкон… да у нас сосульки больше людей искалечили чем террористы. Так что от того, что летают над головой дроны или нет — ничего не поменяться.


      1. Oz_Alex
        13.04.2019 02:58

        С появлением дронов так же появилась секта свидетелей «на голову упадёт».

        Им безразличны любые аргументы про надёжность дронов, про шанс упасть с высоты 100 метров кому-то именно на голову, им безразлично, что шанс попасть под машину гораздо выше, им нет дела до того, что (вменяемые) владельцы дронов понимают, что делают и летают там, где людей нет.
        Если есть дрон и где-то есть голова — дрон обязательно упадёт на эту голову. А если у свидетеля этой секты есть дети — тут вообще туши свет.

        Кстати, 10 кг — я даже не знаю, что это за дрон. Dji Matrice 200 весит 4.7 кг, а это здоровенная штука, может таскать на себе полноценную видеокамеру, которая весит ещё 3-4 кг. Такой среди непосвящённых людей летать не будет.


        1. RyDmi
          13.04.2019 03:44

          Ох какой винегрет…

          аргументы про надёжность дронов

          В этом вобщем-то и смысл всех этих глупых сертификаций.Что не должны летать по городу всякие поделки
          что (вменяемые) владельцы дронов понимают, что делают и летают там, где людей нет

          В этом вобщем-то и смысл всех этих нелепых регистраций, чтобы абы кто не летал как ему вздумается и полностью осознавал свою ответственность
          что шанс попасть под машину гораздо выше

          про шанс упасть с высоты 100 метров кому-то именно на голову

          Поделитесь ссылочками на исследования?


          1. Oz_Alex
            13.04.2019 03:51

            Научные исследования, опубликованные в известных научных журналах, с рецензией, да? Сколько машин в непосредственной близости от себя вы видите за день и сколько дронов? Попробуйте применить здравый смысл и прикинуть вероятности.

            А заодно не затруднит привести пример, когда 10-килограммовая железяка летала в общественном месте?


            1. RyDmi
              13.04.2019 05:28
              +1

              А заодно не затруднит привести пример, когда 10-килограммовая железяка летала в общественном месте?

              Сейчас они ещё не столь доступны, чтобы быть массовым явлением, но в перспективе вполне будет. И в городе будут летать. Моё желание быть уверенным в том, что оператор дрона знает что делает и отвечает в полной мере за свои действия как и водитель авто, вполне обоснованно.
              И я видимо не понял вашу точку зрения: дроны не надо регать? Необязательно знать кто управляет железкой? В случае происшествий, повреждения имущества, нанесения травм и тп не нужно нести ответственность?
              Вот дяденьке дрон в затылок прилетел youtu.be/r5GWDxyO72s
              Он имеет право спросить с пилота шайтан-коробки?

              Научные исследования, опубликованные в известных научных журналах, с рецензией, да? Сколько машин в непосредственной близости от себя вы видите за день и сколько дронов? Попробуйте применить здравый смысл и прикинуть вероятности.

              Ох уж эти адепты секты свидетелей умозрительных выводов…


              1. Oz_Alex
                13.04.2019 05:34

                С этими выводами согласен, поэтому и хочу получить лицензию. Хотя 10-килограммовый дрон будет стоить, как пол-самолёта и навряд ли будет доступен рядовому покупателю.

                Я делал акцент на неадекватных людей, стремящихся всё запретить, потому что по их мнению каждый дрон оснащён системой наведения на ближайшую голову.

                Видео — жесть, да имеет полное право.


        1. C4ET4uK
          13.04.2019 09:01

          Даже килограмм упавший с высоты 20 метров это повод для серьезных травм с возможным летальным исходом. Мне как-то на голову упала пальчиковая батарейка с 5го этажа, было очень больно. Легко говорить, что вероятность небольшая, но рано или поздно дронов станет в n раз больше с пропорциональным увеличением вероятности падения. Точно не нужна регистрация? Причем я говорю про нормальную регистрацию которая делается на сайте в течении 15 минут, а не тот треш который сейчас происходит.


    1. Oz_Alex
      13.04.2019 03:28

      … паразиты-бюрократы сразу зарубили их использование, навводив кучу глупых ограничений.
      В Австралии закон о дронах весьма вменяем и полон здравого смысла:
      — Летать не выше 120 метров, потому что вертолёты летают от 150, а их в Мельбурне много.
      — Нельзя летать над общественными местами или там, где идут какие-то спасательные операции.
      — Не менее 30 метров от людей, не имеющих отношения к полёту.
      — Если дрон весит больше 100 грамм — быть минимум в 5.5 км от любых аэродромов.
      — Нельзя летать ночью.
      — Дрон должен находиться в пределах видимости оператора.
      — Над частной собственностью можно летать только с разрешения владельца.

      При этом есть курсы сертификации операторов дронов, которые разрешают нарушать все эти пункты, но длятся они неделю и стоят весьма прилично.


  1. Andy_Big
    12.04.2019 14:07

    А вот если ваш аппарат тяжелее, то его нужно обязательно зарегистрировать. Для этого придётся собрать внушительный пакет документов.

    А разве процедура регистрации уже определена? Я что-то не слышал об этом, вроде до сих пор регистрация не требуется в силу отсутствия законодательно утвержденной процедуры.
    В большинстве стран летать без получения разрешений вы можете только на лёгких 250-граммовых игрушках

    Россия в это число не входит — в ней без разрешения нельзя летать даже на игрушках легче 250 грамм. Даже на своем участке низенько-низенько, и даже в глуши :)


  1. DrZlodberg
    12.04.2019 14:08

    А БПЛА, оснащённые высококачественной Full HD или 4K-камерой, дают поистине безграничные возможности для фото- и видеосъёмки.
    При наличии опытного пилота можно снимать даже такое: Follow me.


    1. Oz_Alex
      12.04.2019 15:13



      Это что за дрон у него такой? Понятно, что гоночный, но учитывая последние секунды видео, где дрон садится ему на руку — получается, что всё это время он летал в режиме следования за целью?
      Или это оператор так подыграл?


      1. glycol
        12.04.2019 15:41

        Оператор конечно. Как алгоритм может лететь ПЕРЕД мотоциклистом?


        1. Oz_Alex
          12.04.2019 15:45

          Легко. У DJI Mavic 1/2/air есть режим Active Track и если пультом вручную сдвинуть дрон перед объектом съёмки — дрон будет лететь задом наперёд и снимать. Mavic 2/air при этом ещё препятствия сзади будут отслеживать. Но DJI такую скорость точно не потянут, плюс в конце слышен звук пропеллеров — это 100% гоночный дрон.


  1. Oz_Alex
    12.04.2019 15:20

    По своему опыту в полтора года могу сказать — видео снимать очень тяжело. Надо учиться летать плавно, знать приёмы съёмки и уметь их использовать в конкретной обстановке. Потом надо всё отснятое смонтировать в интересное видео и про музыку не забыть. Куча геморроя. У меня где-то 3 Тб видео и только пять готовых роликов, два из которых — полный отстой.

    Это не полный отстой, но косяков достаточно


    1. Andy_Big
      12.04.2019 15:51

      Совершенно верно. Одного дрона для красивых роликов никак недостаточно, какая бы прекрасная камера на нем ни стояла :)


      1. Oz_Alex
        12.04.2019 16:14

        Почему? Я могу облететь всё, дело только во времени, но никак не в количестве дронов. Если я вижу красивое место — я могу потратить все батареи и потом ещё раз вернуться после зарядки и снять всё, что не снял в первый раз, а потом ещё и ещё, была бы розетка.
        Для последнего ролика я ездил 254 км в одну сторону четыре раза и думаю, что придётся ехать в пятый раз, потому что один долбанный пересвеченный момент мне там не нравится.


        1. Andy_Big
          12.04.2019 16:49
          +1

          Почему?

          Потому что, как Вы и написали, нужно уметь правильно летать, поворачивать камеру, выбирать ракурсы, владеть техникой съемки :)


          1. Oz_Alex
            12.04.2019 16:51

            Да. И для этого достаточно одного дрона, не нужно привлекать второго человека со своими проблемами во всём перечисленном.


            1. Andy_Big
              12.04.2019 17:06

              Я имею в виду, что кроме дрона нужны еще знания и умения :)


              1. Oz_Alex
                13.04.2019 02:36

                А, ну так-то да, просто я почему-то прочитал «одного дрона недостаточно» как «нужно несколько».


                1. Andy_Big
                  13.04.2019 03:07

                  Ну… Может быть я кривовато выразил свою мысль :)


    1. Barma2012
      13.04.2019 12:22

      Опишите, плиз, три главных, на ваш взгляд, косяка в этом ролике.


      1. Oz_Alex
        13.04.2019 12:33

        Ну они все примерно одинаковые — дёрганые движения.
        В самом начале приём с раскрытием перспективы (вылет из-за дома) сделан некачественно, мост частично видно справа. Не то, чтобы косяк, но мне не очень нравится.
        На 0:32 — 0:35 слишком резкий поворот влево с резкой остановкой. Так же дёргания на 0:40 до смены вида.
        На 0:50 я подумал, что ветер может перемениться и флаг может задеть дрон, поэтому слишком сильно сдвинулся вправо, можно было меньше.
        Ну и топорный поворот вправо на 1:08.


        1. Barma2012
          14.04.2019 12:25

          Благодарю!
          Пересмотрел еще раз, особо разглядывая указанные моменты.
          Мне кажется, названные вами косяки — это уже вопрос эстетики и вкуса, а они у каждого свои. Я в этих моментах не увидел ничего такого, что бы резало глаз или было визуально неприятно.
          Но разумеется. каждый видит свою гармонию )))


    1. NIKOSV
      13.04.2019 13:51

      В харборе же летать нельзя, особенно возле моста и оперы. Вы на свой страх и риск или лицензию получили?


      1. Oz_Alex
        13.04.2019 13:52

        Нельзя, лицензии ещё нет и я за это уже огрёб. Так что вот…


        1. NIKOSV
          14.04.2019 08:37

          насколько больно?


  1. Andy_Big
    12.04.2019 16:49

    не туда


  1. Wayfarer15
    12.04.2019 19:39

    Про либеральные канадские правила (от 2017):

    The rules, which are effective immediately, mean recreational users will face a fine of up to $3,000 CAD if drones weighing more than 250 grams are caught flying:
    * Higher than 90 metres.
    * Within 75 metres of buildings, vehicles, vessels, animals or people.
    * More than 500 metres away from the user.
    * At night, in clouds or somewhere you can't see it.
    * Within nine kilometres of somewhere aircraft take off or land, or a forest fire.
    * Without your name, address and phone number marked on the drone itself.
    * Over forest fires, emergency response scenes or controlled airspace.

    B.C.'s Wildfire Act was amended last year to include sanctions of up to a year in jail and fines of as much as $100,000 for interfering with wildfire control efforts. Under Transport Canada regulations, the penalties can include up to 18 months in jail and fines as high as $25,000 for unauthorized aircraft found flying within a radius of about nine kilometres of a fire or below an altitude of about a 900 metres.


  1. leon76
    12.04.2019 21:22

    Международный опыт описан поверхностно, почти в каждой стране есть еще закрытые для полетов зоны, там летать нельзя совсем. Причем зоны могут быть временно закрытыми для полетов! Это нужно отслеживать перед тем как взлетать. По Европе есть специальные сайты для страны где это все можно посмотреть для того чтобы ничего не нарушать, например для Греции dagr.hcaa.gr


  1. kAIST
    13.04.2019 10:02

    Как всегда копирайтеры не разобрались с вопросом, поверхностно нагуглили что то и выложили "публикацию".
    Про законы в РФ читать особенно смешно, особенно если занимаешься работой в этой сфере.