Что нам обещали
Попробовав себя в веб-разработке, тестировании и управлении небольшим продуктом, поняла, что где-то между менеджером, веб-аналитиком и маркетологом нужно покопаться поглубже. Поэтому увидев картину, описанную создателями PU, я вдохновилась возможностью почувствовать себя продактом.
- Короткий путь к новой работе. Возможность учиться и демонстрировать свои навыки и способность к обучению, столь ценимая в наши дни потенциальным работодателям, которые обещают наблюдать за нами прямо во время обучения на онлайн-платформе.
- Бесплатная подготовка с оплатой после трудоустройства. Возможность попасть на “бесплатное” обучение, платить за которое придется только после трудоустройства или повышения. Стоимость составляет 50% от первой зарплаты.
- 8 недель в онлайне без отрыва от работы. Ежедневное обучение, которое занимало бы 1-2 часа в день и позволяло бы совмещать с текущей работой или учебой.
- Подготовка портфолио. Возможность в рамках обучения выполнить несколько проектов и составить по ним портфолио, демонстрирующие наши знания.
Реклама этого курса встречалась много где. В блогах самих основателей, в различных продуктовых чатиках и каналах телеграма и еще много где. Я также получила личные рекомендации от своих знакомых и я решилась. Попытка — не пытка.
Как мы учились
Я подавала заявление на программу “Продуктового менеджмента”, но мне предложили пройти “Продуктовые продажи”, либо выбрать платный вариант обучения, который предусмотрен, к примеру, если за вас платит ваш текущий работодатель. Изучив программу обоих направлений я увидела, что первая половина обучения полностью совпадает, там дается продуктовая аналитика, ну а на навык b2b-продаж просто поможет прокачать мне софт скиллз. И я решилась.
Нас держали в жестких рамках. После начала нам предложили ежедневно выполнять задания и сдавать их в строго установленные дедлайны, 24 часа на выполнение задания. Не было никаких льгот — выходные, поездки, праздники, болезнь. Мы должны находить 1-2 часа в день или проходить платное обучение. Я вертелась как могла, мне даже приходилось выбирать самолет вместо поезда, потому что поездка занимала дольше суток и я могла не уложиться в дедлайн.
Что касается самого обучения, каждый день дается небольшая теоретическая основа в виде текста или короткого видео(которые есть в публичном доступе) и практическое задание по кейсу, над которым ты работаешь в течении спринта. На обучение у меня уходило больше, чем 1-2 часа, так как теорию нужно было изучать самостоятельно. Но смущало меня не это.
За нами не было никакого контроля и проверки. Кто как понял задание, тот так его и делал. И никогда не узнаешь, двигался ли в правильном направлении, если только участливый сокурсник с весомым багажом опыта не давал тебе честный фидбек. В чатах разгорались баталии по трактовке формулировок заданий, я пытала своих знакомых но не находила правильного ответа на то, правильно ли я мыслю и действую.
Также было бы очень интересно узнать, насколько расчеты и теоретические представления по проектам для портфолио соответствуют правде. То есть чем проект оказывается на практике и принесет ли он заявленные 100 000 р, или не выберется из 0. Но этого нам не суждено узнать. Мы либо работал над виртуальным кейсом, либо над реальным, который компании давали на “и так сойдет”.
На второй половине обучения мы стали разбиваться на мини-группы и прорабатывать задания в них. С одной стороны, я смогла прокачать свои софт-скиллз и убеждать в том, во что почти поверила сама, а именно, в свои идеальные расчеты. А с другой стороны, созваниваться с людьми, которые так же как и я ищут эти несчастные часы в своем плотном графике — не самое приятное удовольствие. Мне повезло, что на работе все положительно отнеслись к тому, что я посреди дня начала “впаривать кому-то казино и покупать протезы для своей больницы”.
Что мы получили
Повторюсь, что это лишь мое субъективное мнение на всю программу обучения, подкрепленное некоторыми отзывами в учебных самоорганизованных чатиках.
- Короткий путь к новой работе. Похоже, что работодатели там действительно были и некоторым специалистам предложения делали. Только вот не новичкам, у которых практически нет опыта в этой сфере, а прошаренным ребятам с “опыт работы в продажах — 5 лет и 3 года в маркетинге”. Вероятно, что они и без этого обучения нашли бы себе работу.
- Бесплатная подготовка с оплатой после трудоустройства. Тут всё зависит от тебя. Если ты ежедневно находишь возможность выполнять задания, то не вылетаешь с обучения. Если не находишь, то после подписания договора ты в любом случае обязан выполнить условия. То есть не важно — взял ты знания и возможности или нет. Тебе все условия предоставили и правила игры прописали.
- 8 недель в онлайне без отрыва от работы. Я училась ночью, днём, в поезде, в самолете, на конференции, на улице и еще много где и как. Это как третья работа, за которую ты должен будешь заплатить, обучающие материалы ты найдешь в интернете, а обратная связь будет от таких же ребят, как ты.
- Подготовка портфолио. Признаюсь, мы догадывались, что за 8 недель сделать 4 проекта, тратя на это 1-2 часа в день… Ну такое себе. Проекты нереальные, никакими данными не подтвержденные и на практике не проверяемые. Такое портфолио для работодателей ничего не говорит и не несет. А вот за то, что заставили сделать сайт-визитку, спасибо. Без них я откладывала это достаточно давно.
Что говорят работодатели
Обучение в Product University — это клево, значимо и статусно. Но только до того времени, пока нам не сказали “ищите кейсы у реальных работодателей”. В этот момент продуктовые менеджеры многих “вкусных” IT-компании, таких как SkyEng, Mail.ru, Яндекс и др. были завалены предложениями от зеленых неопытных ребят, которые надеются без опыта попасть в компанию. Совершенно логично, что когда в день пишет по 10 человек с фразами “Здравствуйте. Я из PU! Дайте мне кейс и я сделаю его бесплатно”, начинает складываться не самое лучшее мнение об учащихся.
Поэтому, если сначала все смотрели на тебя с восхищенными взглядами, считая, что ты молодец и можешь гордиться своим “происхождением”, то на одной крупной конференции, когда несколько продактов собрались вместе и я имела неосторожность спросить, как они относятся к Product University, они сдержанно высказали всё, что об этом думают.
Итог
Мои ожидания не оправдались. Знания поверхностные, кейсы недоработанные, работодатели не лояльные. Мне дали информацию о том, чем может заниматься продакт и что ему нужно знать, но вот понять, насколько успешна/провальна моя работа, я не смогла в силу отсутствия обратной связи.
Есть и положительная сторона. Научившись заниматься в любое время и в любом месте я сохраняю этот темп и по сей день. Каждый день я могу выделить и выделяю несколько часов на самообучение. К тому же, “что” копать — мне известно.
Я искренне надеюсь на то, что организаторы учтут эти пожелания и прежде всего добавят эту невероятно желанную обратную связь!
Комментарии (10)
Ele42
28.05.2019 17:06Спасибо за рассказ!
А расскажите, откуда вы в итоге брали кейсы для проработки?audittoria Автор
28.05.2019 17:17Было два основных варианта — либо выбирали из предложенных, либо брали у своих текущих работодателей. В какой-то момент нас отправляли на поиски кейсов :) То есть либо к тому, у кого работаешь, либо к тому, у кого хочешь работать. Именно в этот момент и оказались под «атакой» многие крупные компании, комментарии представителей которых указаны в статье
Ele42
29.05.2019 13:22Ага, то есть какие-то кейсы все-таки предложили организаторы)
А можете поподробнее рассказать, что изучали на направлении b2b продаж? А то в основном про продуктовое направление пишут.audittoria Автор
29.05.2019 13:33Первые несколько блоков сходны для всех трех направлений. То есть мы изучали все то же, что и продуктовики. В какой-то момент на практических заданиях мы стали непосредственно искать потенциальных покупателей, работать с возражениями. В группах по 3 человека мы так же отрабатывали возражения по своему кейсу и пробовали «нанимать друг друга на позиции продавцов». А так, формировали ценностное предложение, выдвигали гипотезы по целевым аудиториям, сегментировали её, учились строить продажи по SPIN, описывали этапы воронки продаж и путь персоны, проводили pre-sale интервью, придумывали бесплатный продукт для завлечения покупателя… В amoCRM учились работать :D
Более подробно можно посмотреть в программе, которую они предоставляют. По каждому из пунктов мы прошлись, но я бы не сказала, что какие-то темы мы хорошо прорабатывали.
GirionMagKenni
29.05.2019 09:55Тоже успешно окончил этот поток, даже получил несколько предложений от работодателей, которые нашли меня на сайте PU. Резюме публиковать в итоге и не понадобилось. Правда, после редизайна страницы со списком выпускников, я тебя там не смог найти, написал им на почту и в личку, по почте ответили, чтобы я перезаполнил анкету. Уже полторы недели как я ее перезаполнил и сообщил им по почте, но в списке выпускников я снова так и не появился. Как-то противно ощущаю себя после этого. Вроде все прошел, закончил, даже получил работу, а тебя потом задним числом с сайта убрали. По ошибке или нет — не знаю. Говорят, по ошибке. Но сейчас если кто-то захочет проверить, действительно ли я прошел PU, не найдут меня там. А я уже во всех соцсетях порадовался за себя. И, вообще-то, договор подписал, по которому должен заплатить.
Кстати, параллельно пошел в бизнес-инкубатор, на акселерационную сессию, там же присоединился к одному из стартапов, и работал над их кейсом. Получилось двойное обучение, и работа над кейсом оказалась намного продуктивнее чем у моих сокурсников, судя по их отзывам.
В целом, к топикстартеру присоединяюсь, очень честно и объективно написано. Если бы писал я, получилось бы более негативно, но менее объективно)
alexzen
Тоже закончил этот поток PU на PM. Подтверждаю все вышесказанное. Ожидания были выше, чем дал курс. И основой минус, то что не было никакой обратной связи от организаторов. Заданий было много, но никто их не проверял и непонятно, насколько правильно они были сделаны. По кейсам аналогично. Очень мало работодателей дало обратную связь. Несколько очень важных тем для PM, таких как аналитика или agile почти не были затронуты. Поэтому я бы назвал это обучение теоретическим. Практика очень оторвана от реальности.
stealthnsk
Я тоже закончил этот поток на продакта. Удалось получить обратную связь по кейсам и это было реально полезно. Я старался выбирать кейс, по которому есть перспективные контакты, и угадал.
Про отсутствие обратной связи от самих организаторов — да, жирный минус, но сам материал понравился.
Mykola_Von_Raybokobylko
Как спекулянт который тоже носит гордое название product manager)) Если брать функции product manager в компаниях разработчиков это работа больше с внутренними контрагентами (контроль дорожной карты, согласование всех пожеланий заказчиков с возможностями это реализовать.
Если брать спекулянта с аналогичным названием должности, то это работа больше с внешними контрагентами. основная задача спекулянта продакта это популяризовать продаваемый продукт в тех сегментах где он востребован. Новичков по этой причине часто вводят в заблуждение.
lappy
А я вот не понял, в чём, собственно, состояла задача организаторов, если они тупо вам дали ссылки на задания (как я понял) и сказали «делай», а больше ничего от них не было?
audittoria Автор
Ссылки были на теоретический материал, не весь. Часть материала была прописана организаторами. Также они прописывали сами задания.
Они искали для нас кейсы. То есть обращались в компании и просили их предоставить. И выбирали из них подходящие. Как я поняла, они не все подряд пропускали