Как мы построили все процессы разработки и внедрения дизайна вокруг одного инструмента.
Привет! Я — Ваня Соловьёв, дизайн-директор в DocDoc (входит в группу Сбербанк). Сегодня рубрика Тим-тим, в которой я расскажу, как мы уживаемся с другими командами.
В 2017 году наши интерфейсы создавались в Sketch, прототипы собирались в Marvel, а в разработку передавались через Zeplin. Всё было стандартно для того времени, пока не появилась Figma.
Эта статья не про сравнение инструментов, таких статей уже написано в избытке. Она про то, как в нашей компании Figma помогла:
- дизайну стать публичным, а не привилегией одного дизайнера;
- организовать весь процесс работы над дизайном без лишней документации;
- избавиться от ненужных инструментов и ресурсов на их поддержку.
Для дизайнера
Дизайнер больше не хранит макеты локально, в виде файлов. Не обменивается скриншотами интерфейсов с менеджером и не пересылает нужные макеты другим дизайнерам. У макета есть ссылка и она доступна всем участникам процесса.
Создал макет > собрал интерактивный прототип > передал в разработку — и всё это по одной ссылке.
Процесс создания дизайна перестал проходить «за семью печатями», он стал публичным. Обычный случай в нашей работе: дизайнер создаёт интерфейс, к нему в макет заходит другой участник задачи и оставляет свой совет в виде комментария.
В Figma удобно не только поддерживать свои макеты, пользоваться общей дизайн-системой, но и взаимодействовать с разработчиками, тестировщикам и менеджерами. Когда продуктовая команда пилит фичу, очень важно не плодить лишних версий и состояний макетов, чтобы не тормозить всю команду. Андрей Горанов, дизайнер.
Для менеджера
У нас семь продуктовых менеджеров и каждый — лидер своего направления. Для их удобства, мы организовали файлы таким образом, что у каждого есть свой проект в Figma: запись к врачу, диагностика, телемедицина и т.д. Им достаточно одной ссылки для того, чтобы все наработки по их задачам были под рукой.
Пример проекта по Телемедицине
Доработки они заносят в виде комментариев к нужной части макета. Мы совместно решили, что большие нигде правки принимать не будем: ни в протоколах, ни в Jira, ни в мессенджерах. В комментарии упоминается нужный дизайнер и к нему на почту приходит уведомление.
Все хранится онлайн, не надо трястись, что не получишь доступ к макету, работая с другого компьютера. Я точно знаю, что доработки можно поставить только в виде комментария в макете и они будут сделаны. Это очень круто. Кроме того история комментариев позволяет восстановить события. Гриша Гаршин, менеджер
Для разработчика и тестировщика
Раньше, когда мы передавали макеты разработчикам через Zeplin у них с дизайнерами было разное представление о макетах. Дизайнеры видели полную картину переходов в Sketch, а разработчики только конкретный экран в Zeplin. Ребята не всегда понимали, какой экран за каким следует и тратили время на расспросы.
Разработчики видели только конкретный макет в Zeplin
В Figma разработчики видят туже самую картину, что и дизайнеры. Для единства мы придерживаемся такой организации макетов: по горизонтали переходы между экранами, по вертикали — внутри экранов. Это помогло ребятам чувствовать себя в макетах «как дома».
По горизонтали переходы между экранами, по вертикали — внутри экранов
Удобно, что все макеты в одном месте и доступ у всех, комфортно делать ревью — есть комментарии. Макеты всегда актуальны и в одном и том же виде для всех участников, удобно, что отдельно макеты для iOS и Android. Еще круто, что можно сделать ссылку на конкретный экрана, и вставить его в документацию. Ирина Мухина, тестировщик.
Мы используем одинаковые названия переменных в цветах и стилях, это помогает не плодить лишние сущности при верстке интерфейса. Разработчики могут самостоятельно выгрузить себе любой элемент в макете, не тратя время на просьбу дизайнеру сделать это. Например, можно получить svg-код иконки или экспортировать её в нужном формате.
Когда привыкаешь к онлайн-сервисам, вроде Figma, предыдущие инструменты кажутся чем-то первобытным и очень далеким. Никаких файлообменников, проблем с лицензией, установкой ПО, вместо этого — просто ссылка в описании задачи в Jira. Чтобы получить CSS-стили элемента достаточно сделать два клика. Пётр Дорожкин, разработчик.
Для маркетолога
Задачи маркетинга, направленные на веб мы тоже делаем в Figma. У них есть свой проект, где хранятся все макеты. Так дизайнерам маркетинга проще придерживаться нашего фирменного стиля — все элементы есть в Figma.
Найти акцию, которую делали осенью 2018 года? Пф, легко!
Хорошо работает и наоборот: дизайнер маркетинга нарисовал иллюстрации, перенёс их в Figma. Продуктовый дизайнер забрал их к себе в интерфейс и при необходимости немного поправил форму и цвет — ведь всё векторное.
Сейчас мы работаем над конструктором иллюстраций в Figma
Легко объяснить дизайнеру, где и какие визуальные элементы необходимо поменять/убрать/добавить. Вместо тысячи слов можно один раз показать, где и что нужно сделать. К этим комментариям дизайнеры могут возвращаться в удобное для них время. Катя Федюнина, маркетолог
А когда задача маркетинговая, но касается напрямую продукта, то командная работа дизайнеров из двух отделов выходит на новый уровень. Один придумывает визуальную концепцию, другой примеряет ее на интерфейс — всё в одном макете и в одно время!
Главная мысль
Дизайн — итог работы команды, а не одного человека. Стремитесь к тому, чтобы каждый участник мог взаимодействовать с ним комфортно. Уходите от локальных инструментов и ищите те, которые объединяют вас и ваши процессы.
Комментарии (12)
mike114
14.06.2019 05:28Не знаю, может в плане организации доступа Figma и хороша, но у нас командная работа (именно работа, а не просмотр) с ней страдает. Как пример — расшарили дизайн с заказчиком, сначала один человек с их стороны написал по нескольку комментариев к каждой букве, потом другой сделал массу правок, потом третий добавил еще комментариев. Ни откатиться на изначальную версию, ни посмотреть версию того, к чему был написан оригинальный комментарий, уже невозможно.
allexx
14.06.2019 05:39Figma — хорошо и дорого.
aimh
14.06.2019 10:52Для инструмента, который заменяет кучу других инструментов, тоже платных (дизайн, прототипирование, передача разработчикам), я считаю приемлемо.
DesignDocDoc Автор
14.06.2019 10:58Бесплатно для тех, кто может просматривать и 15$ в месяц (180$ в год) за того, кто может редактировать — довольно бюджетно. Сравните со связкой Sketch + Zeplin, где Sketch стоит 100$ в год + Zeplin с минимальной ценой 17$ в месяц (204$ в год) за три активных проекта.
Итого: Figma — 180$ в год на одного дизайнера. Sketch + Zeplin — 304$ в год на одного дизайнера.
illo
14.06.2019 19:06Выглядит вроде хорошо и складно, но с этим есть продуктом есть определенные проблемы.
Что с безопасностью?
Не так давно, когда в России блокировали Телеграм поломали сервера фигмы.
Приходилось сидеть через впн. По сути фигма работает в браузере и не является полноценным графическим редактором, без интернета вы не сможете открыть макет.
По сути нет возможности делать бэкапы и хранить исходники у себя.
Фигма позволяет портировать скетч файлы, но не позволяет конвертировать их обратно.
DesignDocDoc Автор
14.06.2019 22:30За 2 года работы в Фигме у нас ни разу не было такого, что их сервера были недоступны. В таком ключе, можно думать про любой облачный софт: Jira без интернета — мертвая доска, RocketChat — даже не запустится и т.п.
Важно понимать, что Фигма, как и любой инструмент для дизайна — лишь связующее звено, для того, чтобы появился интерфейс в коде. Хранить архив макетов — вообще не лучшая затея.illo
15.06.2019 00:44Вы не правы, в апреле 2018 фигма была недоступна в Росиии, коллеги сидели через впн. У Jira есть как облачное так и серверное решение. Хранить макеты у себя это отличная затея. Рад за вас, что вы не сталкивались с такими проблемами.
omickron
16.06.2019 13:42DesignDocDoc расскажи, пожалуйста, как вы решаете проблему версионности изменений в дизайне?
Например, в сценарии, когда дизайнер подготовил макет и отдал ссылку на него в разработку. Пока команда делает продукт по этому макету, дизайнеру приходит идея, как можно улучшить UX, либо менеджер просит ещё "поиграть с цветами". Дизайнер меняет макет, и разработчики с тестировщиками путаются в том, что должно быть сделано.
Насколько я знаю, figma не поддерживает версионность. Поэтому наша команда делает скриншоты и прикладывает их в задачи на разработку.
DesignDocDoc Автор
16.06.2019 14:21Привет, спасибо за вопрос. У нас тоже случались такие затыки, когда макет уже в разработке, а дизайнеры «чуть поправили» и поехало. Мы решили просто: когда макет отдаётся в разработку, он замораживается — никто и ничего не может в нем менять. Если дизайнер понял, как можно улучшить или менеджер попросил «поиграть с цветами» — создаётся дубликат макета в этом же файле, но подальше от «замороженной» версии. Если правка существенная, то дизайнер вносит ее в «замороженный» макет и пишет комментарий, упоминая разработчиков, которые верстают. В комментарии он описывает, что изменилось.
HEKOT
Ми-ми-ми!
DesignDocDoc Автор