Каких менеджеров любят дизайнеры в продуктовых компаниях или как сделать совместную работу в кайф


Привет! Я — Ваня Соловьёв, дизайн-директор DocDoc (входит в группу Сбербанк). Сегодня рубрика Тим-тим, в которой я расскажу, как мы уживаемся с другими командами.

image

В нашей компании дизайнеры — не просто исполнители. Вместе с менеджерами они участвуют в исследовании рынка, конкурентов и пользовательского опыта; копаются в аналитике, строят и проверяют гипотезы. У них есть общая цель — сделать продукт лучше. Они — партнёры.

Мы любим своих менеджеров, но так было не всегда…

Продакт-менеджер курильщика: заказчик > исполнитель


Менеджер приходит с готовым решением, протягивает прототип интерфейса, нарисованный на листочке и говорит — отрисовывай. Будет хорошо, если он расскажет о задаче, а не кинет ссылку на протокол в Гугл-документах. Знакомо? Мы тоже проходили этот этап взросления команды, когда менеджер видит в дизайнере лишь конечного исполнителя его идей.

image

Минусы такого подхода для дизайнера:


  • слабая мотивация — он не влияет напрямую на продукт;
  • не может самореализоваться — в работе использует пару базовых навыков и всё;
  • плохая коммуникация — не готов отстаивать свои решения, даже если они лучше предложенных менеджером;
  • низкая вовлечённость — подключают на последнем этапе, не видит задачу целиком;

Для компании:


  • интерфейс создаётся в отрыве от контекста — он получается не всегда оптимальным и редко достигает поставленных целей;
  • бессилие менеджера — когда всё идет не так, он заваливает дизайнера правками вместо внятных объяснений;
  • нет консистентности — интерфейс спустя какое-то количество итераций начинает «разваливаться», так как менеджеры редко следят за целостностью всего проекта;
  • поверхностные решения — у менеджера мало времени, чтобы хорошо продумать решение, поэтому интерфейс может быть основан буквально ни на чем.

Зачастую у такого менеджера нет цели сделать задачу хорошо. Он стремится закрыть одну задачу и перейти к следующей. Эта «привычка» переходит дизайнеру и процесс замыкается — менеджер даёт свое решение задачи > дизайнер отрисовывает, не думая > задача уходит в разработку. Дальше может всё обойтись, а может и нет: пользователь получит неудобный интерфейс, бизнес — падение конверсии.
Если вы узнали себя, подумайте, что будет с вами через год работы в таком стиле. Как далеко вы продвинетесь в своём развитии?

Что делать?


Для начала определите, способен ли такой стиль работы приносить вам удовлетворение, ведь не всем нужно постоянное развитие, можно и довольствоваться ролью исполнителя.

Если вы решили, что это вас не устраивает, а компания вам нравится — пора налаживать процессы. Вот несколько советов, которые помогли нам:

  • Ничего не изменится в моменте. Для перемен нужно время и лучше быть готовым к этому.
  • Старайтесь «показать», а не «доказать» силу своих решений. Не доказывайте менеджеру, что он не прав, покажите, что есть другие способы решения проблемы. Например, проведите интервью и покажите свой интерфейс бухгалтерии и поделитесь наблюдениями с менеджером. Помните — вы хотите стать партнёрами.
  • Захотели поработать над задачей с самого начала вместе с менеджером, а он против? Покажите, что вами движет единственная цель — повысить удобство использования продукта: пользователь будет быстрее выполнять свои задачи, интерфейсом сможет пользоваться бабушка и т.п. И что совместно у вас больше шансов сделать это.
  • Аргументируйте свои решения логически и просите делать тоже самое менеджера. Это поможет отсеять спорные решения в духе «мне так нравится больше». Хорошая практика — опираться на результаты исследований: «я посмотрел конкурентов и там вот так» или «показал прототип пользователям и они сказали то и то»

Продакт-менеджер здорового человека: партнёры


На этом уровне взаимоотношений начинается настоящая работа. Менеджер прислушивается и ценит решения дизайнера. Делегирует часть обязанностей — потому что доверяет.
Менеджер понимает, что полезный для пользователя и ценный для бизнеса продукт нужно делать совместно
С таким менеджером, дизайнер быстро приобретает новые навыки и сразу применяет их на практике. Он начинает смотреть шире и видит задачу не в отрыве, а в контексте всей экосистемы продукта.

image

Плюсы такого подхода для дизайнера:


  • сильная мотивация — напрямую влияет на продукт и пользовательский опыт;
  • позволяет самореализоваться — в работе использует разносторонние навыки, попутно развивая их;
  • хорошо прокачиваются софт-скиллы — учится проводить исследования, тестировать на пользователях свои прототипы и приобретает качества продакт-менеджера;
  • высокая вовлечённость — в каждой задаче стремится показать все свои знания и навыки.

Для компании:


  • меньше итераций — дизайнер понимает что и для чего он делает, может предложить лучшие решения и поэтому сокращается количество правок от менеджера;
  • повышается качество проектов — делегируя часть задач дизайнеру, у менеджера появляется больше времени на проработку самого решения;
  • расширение ответственности — дизайнер переживает не только за красоту интерфейса, но и за его результаты «на бою»; рост конверсии радует и дизайнера и компанию больше, чем красивые кнопки.

Вместо итогов


Не все менеджеры готовы к такому принципу работы. Одни консервативны, им сложно перенять новый стиль работы. Вторые вроде и хотят, но не могут?—?процессы в компании не позволяют внедрять инновации. А третьи хотят работать в своём комфортном темпе и просто закрывать задачи.

У нас осталось несколько менеджеров-консерваторов, которым такой подход работы с дизайнером даётся не легко, но уверен — это лишь вопрос времени.

Напоследок хочется передать привет нашим менеджерам: Гриша, Даша, Кирилл, Рома, Люда и Богдан — мы любим вас!

Комментарии (6)


  1. kagarich
    27.06.2019 11:04

    Простите за оффтоп: вам там в сбербанке за блогерскую деятельность платят что-ли, или другие какие плюшки дают?


  1. tvr
    27.06.2019 11:10

    Док-док, Тим-тим, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.


  1. GCU
    27.06.2019 11:31

    Почему на карте «Д» усатый дизайнер одет в женскую одежду с пуговицами на левую сторону?


  1. vav180480_2
    27.06.2019 11:35
    +1

    Напоследок хочется передать привет нашим менеджерам: Гриша, Даша, Кирилл, Рома, Люда и Богдан — мы любим вас!


    image

    Зачем передавать привет в «Поле чудес»?

    Для ответа на этот вопрос, нужно задаться вопросом, какова целевая аудитория шоу и каким габитусом обладает средний гость данный передачи.
    Данное шоу представляет из себя форму социальной порнографии, в которой гости — типичные люмпены и мелкие буржуа, падкие на потребление — занимаются приобретением разных форм капитала. Основным из них, само собой, выступает капитал экономический; многочисленные розыгрышы, подарки и призы, изобилующие в этой передаче и навязывающие, как элемент массовой культуры, потребленческие практики зрителям и гостям, олицетворяют его. Однако сам факт приглашения на передачу также подразумевает приобретение определенного капитала; не экономического, но символического (гости приобретают определенный престиж, статус от приглашения на шоу).
    Далее стоит обратиться к понятию реципрокного обмена, существующего ещё с давних времен и ярко отображенного в данном телешоу. Внимательные зрители должны знать, что значительную (если не большую) часть этого шоу составляет обмен подарками: гости дарят Якубовичу бобровые струи и домашние настойки, просят внести в студию цветы для дам и так далее. Это не кажется очевидным на первый взгляд, но таким образом шоу дополняет свою суть: участники приобретают своего рода социальный и символический капитал путем реципрокного обмена. Подумайте, разве не будет типичный зритель передачи смотреть с уважением на человека, который подарил цветы даме-игроку и с пренебрежением на того, кто ничего не подарил? Экстраполируя данную логику на непосредственно тему вопроса, кажется очевидным вопрос: разве не приобретет определенного авторитета и чьей-то лояльности человек, который в прямом эфире поздравил маму с днем рождения или, на худой конец, передал привет знакомому? Именно в показном накоплении разных видов капитала и состоит суть шоу, что олицетворяется также в передаче приветов знакомым.

    (с) Семён Раентович


  1. menstenebris
    27.06.2019 12:37

    То есть исходя из текста статьи дизайнер должен прыгать как собачка вокруг хозяина, чтобы убедить его выслушать. Менеджер же при этом ничего делать не должен. И только когда дизайнеру удается завоевать расположение менеджера начинается командная работы. Вы серьезно? Или вы так пытаетесь вашим дизайнерам намекнуть как они должны взаимодействовать с вашими менеджерами? Может лучше объяснить менеджерам что они не профессионалы дизайна, и что консультироваться у человека который больше тебя понимает в этом, как минимум необходимо?


    1. GCU
      27.06.2019 12:58

      объяснить менеджерам что они не профессионалы

      Каждый должен знать своё место и зону ответственности.
      Менеджеры могут не оценить такой подход и дизайнера заменят на более послушного, т.к. часто кадровые вопросы в компетенции менеджера :)