Основатель компании ABBYY рассказал Forbes о том, чем успешный бизнес отличается от провального. Мы в LeadStartup полностью согласны с Давидом Яном, поэтому хотим поделиться его интервью.

image

1. Грамотное инвестирование


Я инвестирую в те проекты, в которых операционно участвую лично сам. Очень мало инвестирую туда, где не могу влиять на внутренние процессы. А ещё – вряд ли это инвестиция, скорее дарение – вкладываюсь в образовательный фонд Айб.

На вопрос «Какое направление бизнеса сейчас самое прибыльное?» однозначного ответа нет. Если такая жила была бы известна всем, то там уже давно было бы много народа. Лучше говорить о масштабных изменениях. Они заключаются в технологиях искусственного интеллекта, которые внедряются во все области нашей жизни.

И самое интересное происходит на стыке известных ранее потребностей людей и новых технологий, которые эту потребность удовлетворяют. Была доставка курьерам – стала доставка с помощью самодвижущихся устройств и роботов. Были сервисы по оказанию офисных услуг – появились автоматические ассистенты по найму сотрудников. Например, робот по имени Вера сам проводит первичные интервью с кандидатами. Были заключения врачей – появились нейросети, способные по кардио- и томограммам определить зарождение болезни точнее, чем люди.

C появлением искусственного интеллекта всё становится с ног на голову. Поэтому я бы посоветовал молодым предпринимателям развивать нишу, в которой они обнаружат 3 «магических кристалла»:

  1. Знание проблемы;
  2. Знание технологий;
  3. Знание каналов дистрибуции.

Человек должен знать о «болезни», должен сделать таблетку от неё и должен суметь её доставить больному. Если у предпринимателя нет «нечестного» рыночного преимущества в этих пунктах, то и нет смысла начинать бизнес. Я встречал многих людей, с которыми у меня был примерно следующий диалог:

— (они) Я разработал новую программу для редактирования видео!
— (я) Какое твоё образование? Операторское? Режиссёрское? Почему ты считаешь, что твоя программа станет лучше уже существующих?
— Такого образования, просто я пробовал другие программы. И мне кажется, там есть какие-то неудобства.
— Может у тебя есть особые знания обработки изображения или видео-потока?
— В целом, нет, но я занимался этим в студенчестве.
— А может ты знаешь, как продавать эти программы?
— Нет, я ещё не думал о том, как продавать.

На лицо нехватка всех трёх кристаллов. Часто люди знают, как создать таблетку. Они из научной среды, говорят, что «всю жизнь занимались обработкой изображений». Но этого недостаточно. Они не смыслят в знании болезни и способности доставить таблетку больному.

2. Отношение к неудачам как к опыту


Большинство стартапов разоряется ещё до достижения точки безубыточности, потому что у них нет весомого конкурентного преимущества, понимания «болезни» и каналов дистрибуции.

Закрытие бизнес-проекта – нормальный процесс предпринимательства. Это не что-то неординарное. По статистике выживает всего 1 проект из 10. Поэтому закрытие – наиболее ожидаемый исход. Это больно, но это часть жизни предпринимателя и стартапера.

В любых обстоятельствах нужно сохранять межличностные отношения, потому что доверие инвесторов, коллег вытянет другой проект, который будете делать. С этими сотрудниками вы пойдёте в другой проект. Максимально эффективно и конструктивно расстаньтесь в одном проекте, чтобы двигаться дальше в другом.

3. Методичное развитие бизнес-проекта


Обычно я начинаю бизнес с влюблённости. В современном мире много информации, людей, идей вокруг. Но вдруг появляется некое озарение: «Это классно, никто такого ещё не делал!». Имея многолетний опыт создания бизнеса, я иду с этим к моей супруге. И по её реакции понимаю, что за 90% задумок лучше не браться, потому что я уже много раз пробовал.

Но одной влюблённости недостаточно. Необходимо сразу после появления задумки поговорить с людьми, получить от них обратную связь. Если понимаете, что в реализации идеи есть смысл, то следующим шагом становится создание бумажного прототипа.

На данном этапе пока не надо ничего разрабатывать, никуда инвестировать. Нужно просто представить, будто продукт уже существует. Написать к нему рекламку, возможно, сделать лэндинг. Попытаться его продать будущим покупателям. К кому-то подсесть прямо на скамейке. Купил бы этот человек ваш продукт прямо сейчас? Пусть он оценит его по 10-балльной шкале. Это называется Net Promoter Score (NPS).

Затем посчитать, сколько человек вам поставят 9 или 10 баллов. Если из 15 опрошенных никто не оценит на 9-10, то бессмысленно этим заниматься. Оценки 7 или 8 означают, что люди просто вежливы, но они не купят ваш продукт. Это самый важный практический опыт, который я получил. В Кремниевой долине это называется «Fake it, then make it».

Начинающие предприниматели долго доходят до мысли, что если просто спросить человека, то можно получить колоссальное количество инсайтов и понимания проблемы. Если 20-30% опрошенных ставят идее 9 или 10, то это очень серьёзный сигнал о том, что вы что-то нащупали.

4. Понимание ответа на вопрос «Зачем и для кого я делаю бизнес?»


Решительно принимайте решения, когда у вас ещё нет Product-Market Fit. Это важная концепция в стартапах. Найдите свою нишу, своего потребителя, каналы реализации. Как правило, в начале это не получается. Крайне редко стартап доезжает до точки безубыточности на той идее, на которую привлекал деньги. В процессе поиска он делает несколько Pivot`ов – серьёзных изменений в концепции продукта.

Пока не кончились деньги, следует сделать достаточное количество Pivot`ов, чтобы найти своего клиента. Если в запасе один-два года, то нужно успеть совершить 4-5 таких «поворотов». На каждый из них у вас есть 2-3 месяца. Надо придумать очередную гипотезу и начать тестировать её с помощью бумажного прототипа. Если всё складывается удачно — делайте реальный прототип, пробуйте его продавать. Если даже MVP продаётся – это хороший знак. Продавайте дальше.

Если MVP не набирает достаточное количество девяток-десяток – делайте следующий поворот. Таким методом проходится этап «долина смерти». Если за это время удаётся найти точку роста, у продукта появляются пользователи, то можно масштабироваться.

Сайбико – первый в мире карманный коммуникационный компьютер, предшественник Tinder, WhatsApp`а. Это коробочка, в которую вводишь информацию о себе и о девушке своей мечты. Она вибрирует, когда находит такую девушку на расстоянии 150 метров. Дальше связываешься с ней, написав сообщение, и договариваешься о встрече.

Мы придумали эту штуку в 1998 году. Разработали всё с нуля: ещё не было сотовой связи и Bluetooth. Эта идея оказалась настолько популярной, что за 4 месяца в 2000 году мы продали 250 тысяч штук (продавали в США). Нас даже узнавали на улицах Нью-Йорка.

Но случился насдаковский кризис. Мы пытались модернизировать компанию, вышли на европейский рынок. Потом произошёл известный теракт. Беспроводная коммуникация с неизвестными людьми стала запретной историей для подростков. Кризис продолжался ещё несколько лет. И в эту мясорубку мы угодили совершенно случайно.

Есть упрямство, а есть упорство. Упрямство – то, что приводит бизнес к краху. Упорство – то, что приносит успех. Найти тонкую грань между ними, как вы понимаете, чрезвычайно трудно. Но это и есть искусство предпринимателя. Единственное, что может помочь в этом – постоянное общение со своими пользователями. Нужно впитывать обратную связь как губка. Пытайтесь понять их точку зрения. Только такой опыт помогает в скорейшем нахождении отличия упорства от упрямства.

Ссылка на видео

Комментарии (15)


  1. Vsevo10d
    25.07.2019 18:03
    +2

    Грамотно инвестируйте.
    Неудачный опыт — тоже опыт.
    Начинайте бизнес с влюбленности.
    Решительно принимайте решения.

    Да, это — безусловно именно те четыре правила, которые отличают «обычных людей с нормальной работой» от первой сотни Форбс.

    Если я вдруг когда-нибудь разбогатею — я обязательно напишу книгу
    100 моих эффективных правил успешного человека
    1. Улыбнись — и все получится.
    2. Если тебе плюют в спину — значит ты впереди.
    3. Распоряжайся деньгами правильно.
    4. Откажись от семи вещей уже сейчас.
    5. Только с проверенными людьми следует начинать вести любой бизнес.
    6. Все черви умирают стоя.
    8. Ха-ха, я пропустил пункт 7, а ты и не заметил.
    9. Каждое утро пробегай не менее 10 км.
    10. Этот город боится меня. Я видел его истинное лицо, улицы — продолжение сточных канав, а канавы заполнены кровью. Когда скопившаяся грязь похоти и убийств вспенится им до пояса, все шлюхи и политиканы посмотрят вверх и возопят: «Спаси нас!», а я прошепчу: «Нет».

    ну и так далее. А в книгу еще помещу QR-код с эксплойтом, который позволит мне подключаться к селфи-камере смартфона и смотреть на лица читающих ее людей, полные одновременно благоговения от советов бизнес-гуру и подсознательной боли от того, какая ересь там написана, как у деда Гарольда.


  1. Mobile1
    25.07.2019 22:13
    +1

    Но случился насдаковский кризис. Мы пытались модернизировать компанию, вышли на европейский рынок. Потом произошёл известный теракт. Беспроводная коммуникация с неизвестными людьми стала запретной историей для подростков. Кризис продолжался ещё несколько лет. И в эту мясорубку мы угодили совершенно случайно.


    Не поэтому Сайбико умерло.
    Просто GSM стал дешев и вынес все такие девайсы, а не вышеприведенные факторы.
    Имхо.


    1. vbifkol
      26.07.2019 07:01
      +1

      Представил себе как я в GSM набираю девушку своей мечты, поплохело.


    1. Mikluho
      26.07.2019 07:33

      Да нет… Нас (я там работал) вынесли инвесторы как раз после теракта (хотя начало было положено кризисом доткомов). Было очень печально. Ибо и популярность и спрос были. Девайс был уникален, конкурентов не было, т.к. с одной стороны игрушки, а с другой коммуникаторы за бешеные деньги.


      1. Mobile1
        26.07.2019 10:22

        Т.е. несмотря на продажи, на прибыль так и не вышли?


        1. Mikluho
          26.07.2019 11:47

          Для вывода нового бизнеса с новым продуктом нормально выйти на прибыть на второй-третий год. До сентября 2001 аналитики прогнозировали выход на окупаемость в рождественские распродажи. Не со 100% гарантиями, но рынок был хорошо подогрет. Т.е. старые инвестиции уже могли бы быть отбиты, а новые шли бы в развитие продукта и расширение бизнеса.
          Но тогда на рынке вообще ад случился — пострадали очень многие компании.


  1. Mikluho
    26.07.2019 11:46

    .


  1. niccolo2019
    26.07.2019 16:39
    -1

    странно 3 вещи
    1. Отсутствие в 4 правилах бизнеса грамотного подбора кадров…
    2. Неужели нет успехов, достойных описания, после краха доткомов? Всё ж 20 лет прошло.
    3. ABBYY последние 10 лет совсем не блещет… Как в принципе и другие долгоиграющие продуктовые компании. Хотя недостатков в продуктах, видимых ещё тогда, хватает.
    Проще было бы написать просто 1 правило — Повезло…


    1. Mikluho
      26.07.2019 16:48
      +1

      1 — тут нет очень многих самоочевидных правил
      2 — есть успехи, но интервью было о другом
      3 — ABBYY продолжает развиваться, даже если вы об этом не знаете :)

      А вот с «повезло» у него как раз не очень…


      1. niccolo2019
        26.07.2019 16:59

        1. Обычно в таких постах называют самое важное в порядке убывания. Или я не прав?
        2. Успехи, в мирском понимании, подтверждают правильность выбранного пути… Если к 4 правилам приводится не самый успешный пример 20-летней давности… Дальше мысль можете развить сами.
        3. Как простой человек, я сужу по продуктам. Да, они уже вышли на плато развития и ждать больших изменений глупо. Но неустранение старых багов может иметь две причины — дефектную методологию или утрату квалификации.
        Компрено хоть достигло уровня надёжного и эффективного коммерческого продукта?


        1. Mikluho
          26.07.2019 17:19

          1 — нет. Гораздо интереснее то, что хочет выделить конкретный человек. Тупое перечисление очевидных фактов — скучно.
          2 — нет. Пример 20-летней давности был успешен. И демонстрируется как пример того, что нужно упорство, а не упрямство.
          3 — вы судите крайне узко. iiko вполне успешен. Да и ABBYY развивается, только это не стартап, а наукоёмкий продукт, нельзя от него ожидать выстреливания.


          1. niccolo2019
            26.07.2019 18:16
            -1

            1. Судя по тому, как почти все ЗНАЮЩИЕ богатые люди отказываются говорить о том, как они раздобыли свой первый миллион/миллиард, всё озвучиваемое — скучные очевидные факты для бедных.
            2. Судя по длительности успеха, примерно такую же интересную историю может поведать упорный игрок в лотерею, сорвавший джек пот…
            3. Наверное. Но я не могу найти информации о том, что творится в АББИ, как идёт разработка продуктов и т.п. за исключением отзывов на сайтах о работе и некоторых личных контактов.
            Вполне успешен. Оговорка по Фрейду… Правила вполне бизнеса…
            Успех iiko вполне понятен. Почти незанятый рынок, который и сам еще растёт довольно быстрыми темпами. Что будет, когда на плато выйдете? Или тут крючок встроен сразу, чтобы рыба даже не думала срываться? Интересно — а потом, когда обновления будут не 2 раза в месяц а 1 раз в год стоимость поддержки снизится пропорционально или нет?
            Интересно, если врачи начнут с вылеченных за здоровье брать, что будет…


            1. Mikluho
              26.07.2019 18:33

              1 — Давид Ян не скрывает, откуда у него первые деньги. Да и как он зарабатывал остальные, тоже не секрет.
              2 — а это тут каким боком? Сайбико была успешна. Потом был внешний кризис. Можно было упереться рогом и слить все деньги, а можно было понять, что эта история всё же кончилась.
              3 — «вполне успешен» потому, что я не инсайдер, сужу по внешним признакам. Не знаю, как оно было на старте, а сейчас на этом рынке игроков хватает. Выдержать конкуренцию на протяжении многих лет — это тоже показатель успеха. Думаю, плато они уже не раз преодолевали.

              Ну и это… оставьте уж всякие лишние домыслы :)


              1. niccolo2019
                26.07.2019 18:53

                1. Скорее соглашусь с вами чем нет, но тем не менее нигде не видел пространных историй про это с финансовыми выкладками…
                2. Напоминает Нокию. Но там эпитеты руководству абсолютно противоположные.
                3. Раз плато преодолели, тогда только вниз и ждём Нокию2… Разве что она будет медленнее из-за крючков.


                1. Mikluho
                  27.07.2019 00:44

                  1 — конечно не видели, ибо смысла выкладывать нет никакого
                  2 — совсем не напоминает. В Нокии упустили рынок, а потом пытались в него въехать — не вышло.
                  3 — Да что ж у вас только нокия кровавая в глазах… :)