Лето — время года, когда я обычно еду отдыхать на море. Размышляя когда удобнее мне будет поехать, я определился с датой. Чтобы утвердить дату поездки я хотел поговорить с моим клиентом на Elance с которым я сотрудничаю последних несколько месяцев. Перед началом работы на Elance я работал 2.5 года на фирме, где я был наемным работником.

Размышляя как я буду говорить заказчику, что я планирую несколько дней провести на море и не работать над проектом я придумал несколько вариантов:
  • «Я бы хотел взять маленький отпуск ..»
  • «Не против ли вы, если я возьму маленький отпуск ..»

В процессе мышления я заметил, что все идеи исходят из понимания, что я как бы «наемный работник» и только мой заказчик вправе меня отпустить в отпуск. Это не совсем правильно.

Вероятно такое понимание вещей у меня сложилось через опыт, который я получил работая в фирме. Однажды я подошел к PM с просьбой разрешить мне уйти в отпуск (я сделал это за 2-3 недели до самой даты выхода) он посмотрел на меня большими глазами. Его взгляд говорил что я «предал родину» и мою просьба никак не может быть удовлетворена, поставив мне вопрос «А кто будет делать проект?».

После перехода на Elance я заметил, что я делаю ту же работу однако форма отношений изменилась.

  • Когда я работал на фирму, я был наемный работник. Отношение типа «Фирма — Работник». Фирма имеет некоторые права и обязанности перед работником так и наоборот. Это чем-то напоминает отношения типа «Начальник — Работник».
  • Когда я работаю на Elance, казалось бы работу я делаю то же, но форма отношений другая. Теперь это отношения типа «Покупатель — Продавец» или «Бизнес — Бизнес». Здесь нет высшего или более низкого по «карьерной лестнице». Все имеют равные права. В соответствии с этим и сама работа уже квалифицируется не как «обязанности работника» а как «услуга предлагаемая Продавцом для Покупателя».

Получается, что Покупатель приходит к Продавцу что бы купить его услуги и они имеют одинаковые права. Если сравнивать с супермаркетом, который закрывается в конце рабочего дня, администраторы торгового зала просят всех завершить покупки и пройти в кассу а не спрашивают у них «Не хотите ли завершить свои покупки?".

Стоит знать свои права и не быть наемным работником для клиента. Вы не выполняете свои рабочие обязанности — вы предоставляет свои услуги заинтересованному лицу. Клиент заинтересован в получении определенного товара или услуги. Вы заинтересованы в получении денежных средств. Такие отношения имею форму «обмена» денег на продукт.

Комментарии (13)


  1. druss
    28.07.2015 17:14
    +9

    Так как вы сообщили о своем отпуске заказчику?


  1. DrPass
    28.07.2015 17:18
    +4

    Не совсем понимаю, в чём в принципе разница в отношениях «работодатель-наёмный работник», «покупатель-продавец», «бизнес-бизнес» и «работодатель-фрилансер». Это одно и то же. И в случае с наёмным работником схема та же самая. Наёмный работник продаёт свое время, знания, умения, работодатель их покупает. И в случае с фрилансером то же самое. Это всего лишь другая форма трудового контракта, не более того.
    Ключевой вопрос тут как раз выполнение условий своей стороны контракта. Если работник подписал контракт, по которому он должен ходить в отпуск в заранее согласованные сроки, он должен этому следовать. Если по контракту он должен просто за две недели уведомить работодателя, то он не должен заморачиваться и краснеть по этому поводу. Аналогично и с фрилансом. Если фрилансер подписался выполнить работу в указанный срок, то он не должен уходит в отпуск без согласования с нанимателем, если это влияет на выполнение его обязательств.


  1. KvanTTT
    28.07.2015 17:21
    +1

    Ну отпуск всем как бы положен по закону. А если вы работаете не официально, то адекватный работодатель никогда не будет против, скорее даже за, особенно после 2.5 лет без отпуска.

    Так вам дали отпуск, вы спрашивали? К чему этот пост был написан — не ясно.


  1. Dreyk
    28.07.2015 17:37
    +1

    Просто не называть это отпуском. Что-то типа «Я собираюсь уехать на 2 недели. В это время работы по проекту проводится не будут»


  1. degorov
    28.07.2015 18:02
    +1

    > я сделал это за 2-3 недели до самой даты выхода) он посмотрел на меня большими глазами

    Везде, где я работал, расписание отпусков составлялось на весь год заранее, то есть в ноябре-декабре, чтобы больших глаз потом ни у кого не было. В таком подходе тоже есть свои недостатки, но плюсов, как по мне, всё же больше.


    1. KriMs
      28.07.2015 21:07
      +1

      Никаких плюсов. Это как всю жизнь запланировать заранее.
      Например у вас в какой-то месяц будет бюджет на отпуск, а в какой-то нет(например понадобились деньги на что-то другое и нельзя отложить). Соответственно отпуск вы уже отметили, а поехать не сможете.


      1. degorov
        28.07.2015 21:08

        Бюджет на отпуск при таком раскладе начинает выделяться в том же ноябре-декабре, разумеется.


      1. DrPass
        29.07.2015 01:00

        Я тоже много раз работал в таких конторах, где требовалось заранее составить план отпусков. Могу сказать, что ни разу не встречалось такого, чтобы если человеку понадобилось пойти в отпуск не по плану, а в другое время, ему не шли бы навстречу. План отпусков — это не что-то абсолютное, а именно план, как план проекта. Чтобы понимать очерёдность, и чтобы избежать «узких мест», когда несколько ключевых сотрудников одновременно хотят уйти в отпуск.


    1. lostpassword
      28.07.2015 22:40

      Вот у нас отпуска согласовываются в начале года. Я только устроился, поэтому смог согласовать буквально за месяц до самого отпуска.
      Думал, буду купаться летом и загорать.
      В итоге все две недели шел дождь. А как только отпуск прошел — засветило солнышко.
      Напоминаю, отпуск планировался за полтора месяца. При планировании за год даже примерно сказать нельзя, что там получится.


  1. mikenerevarin
    29.07.2015 11:59

    Планировать что-то на год вперед? Это, конечно, здорово, удобно и вообще, но не работает в современных реалиях. Я когда брал авиабилеты, они за 1 день (воскресенье — понедельник) подскочили в цене на 25 тысяч. Деньги, конечно, нашлись, но с трудом.


    1. phprus
      29.07.2015 12:55

      Почему не работает?
      Я покупаю билеты на отпуск последние 4 года в среднем почти за полгода до поездки и пока ни разу не было, чтобы они за эти полгода подешевели. Так что Ваш пример с резким подорожанием наоборот говорит о пользе и выгодах долгосрочного планирования, если, конечно, не забывать эти планы реализовывать вовремя.


      1. DrPass
        29.07.2015 14:53

        Это вы никогда не заболевали гриппом перед отпуском или диареей в день вылета.


        1. phprus
          29.07.2015 14:59

          Ну, форс-мажоры случаются, но не каждый же год и не перед каждой же поездкой?