Один из них живет в Петербурге, на улице Высотной, дом 1. Если хотите узнать, во что он превращается, как это происходит и других секретах трансформации, приглашаем в гости. Добро пожаловать под кат!
Лахта Центр — это не только офисы, но и общественные пространства. Большинство из них сосредоточенно в Многофункциональном здании.
Тут – спортивный центр, планетарий, научно-образовательный центр, театрально-концертный зал… Вот, казалось бы, насчет последнего – что мы там не видели! Но именно он — первый в Петербурге автоматизированный зал-трансформер!
В один день в нем можно провести ток-шоу, фуршет, бал, театральную постановку и небольшой концерт. Для этого не нужно делать то, чем хоть раз в жизни, да занималось большинство из нас– таскать стулья, сдвигать столы, собирать скамьи из подручных материалов, вешать проектор, тянуть провод, собранный из пяти удлинителей…
Нажатием кнопки лекционная зона с сиденьями-ступенями превращается в подиум для модных показов, театр с оркестровой ямой или бальный зал с ровным полом.
Конфигурация зала-трансформера Лахта Центра: зал с подиумом. Разрез из рабочей документации
Одноуровневый зал со сценой
Классическая партерная рассадка со сценой
Все это – один и тот же зал и лишь часть его воплощений. Поговорим о том, как это происходит.
Lift me up!
Источник
Многофункциональность зала обеспечена системой трансформации, которая позволяет поднимать или опускать отдельные элементы интерьера. Сцена может сровняться с полом, а дальше — еще снизиться, став оркестровой ямой.
Занимать разное положение могут ряды кресел – вплоть до ухода «в подполье» или образования амфитеатра со ступенями-скамьями.
На примере Драматического театра в Клайпеде, где реализован тот же принцип
Эти и другие трансформации происходят с помощью системы спиралифтов от Gala Systems.
Технология Spiralift / Спиралифт, разработана компанией Gala Systems – мировым лидером в производстве оборудования для концертных залов. За плечами GS – около 1700 проектов в 65 странах, но полных трансформеров (сцена+зал) из них – всего 30. И это с учетом того, что производитель специализируется на таких решениях. Трансформер – редкость по мировым меркам. Здорово, что мы можем посмотреть на него вживую.
По словам Евгения Локтева, директора по строительству компании-подрядчика «Имлайт ШОУТЕХНИК» — трансформер Лахта Центра – это первый в России зал с технологией спиралифтов, «аналогов нет».
Среди зарубежных залов эта система применена на ряде знаковых объектов. Например, в Air Canada Centre (Торонто) или Театре Лиуре (Барселона) – на коллаже примеры трансформации пространства последнего
Плюсы технологии в том, что спиралифты производительны – показатель эффективности оборудования достигает 80%, а также — компактны, малошумны, экономичны и просты в обслуживании. Посмотрим, как они устроены.
Устройство спиралифта
В основе спиралифта – две свернутые серпантином полосы, в сложенном состоянии занимающие очень мало места. Полосы выполнены из высокопрочной нержавеющей стали марки 301.
В нижней части колонны — корпус подъемного механизма спиралифта. Если снять крышку, то можно увидеть это:
За корпусом скрывается система из электромеханических приводов с червячной передачей и главный герой —небольшая бухта стальной полосы. Толщина бухты – примерно полтора сантиметра. Gala System позиционирует этот механизм как самую компактную подъемную систему в мире.
Толщина свернутой серпантином стальной полосы
Пока не видишь спиралифт в деле, трудно поверить в его возможности. Волшебство начинается при поступлении сигнала – две металлические ленты из бухты плавно раскручиваются и, переплетаясь, образует прочную стальную колонну.
Источник
Стальная полоса, формирующая колонну
Колонны спиралифтов
Вырастая, колонна обеспечивает подъем груза. В зависимости от типа оборудования, спиралифт поднимает до 18 тонн на высоту до 12 метров. До этой отметки колонна у наиболее быстрых типов спиралифта дорастает за минуту.
В движение ленты спиралифта приводит электромотор мощностью всего 1,5 кВт – сравнимо с электрочайником. Так он выглядит:
Таковы составляющие устройства спиралифта. Здорово и просто!
Спиралифты и трансформер
В зале-трансформере Лахта Центра спиралифты работают группами. У каждой – своя зона ответственности. Объединить усилия группы помогают подъемные платформы.
Место крепления подъемной платформы
Свою подъемную платформу имеет каждый ряд кресел зала.
Платформы кресел, вид снизу
Платформы кресел – вид сверху
Каждая платформа стандартного ряда движется вверх и вниз при помощи трех спиралифтов и двух электромоторов. Всего таких платформ для кресел – 27 штук.
Своя группа спиралифтов обслуживает сцену. Та составлена из 5 подъемных платформ, а каждая платформа – из 3 автономных площадок. Каждая может подниматься и опускаться, а все 15 элементов создавать десятки конфигураций!
Площадки подъемных платформ сцены
Самая «небогемная» группа спиралифтов трудится на уровне логистического проезда, который проходит под атриумом Многофункционального здания. Туда могут привезти оборудование для очередного мероприятия.
Подъёмник на четырех спиралифтах понимает грузы с уровня логистического проезда и до отметки разгрузочной зоны трансформера. Грузы прибывают прямо на уровень сцены или в трюм зала. Такой подъемник может поднять до 3, 5 тонн за раз.
Сложно ли монтировать зал-трансформер?
Гениальное – просто, спиралифт – не исключение. Это сравнительно легкая система для установки и обслуживания. Главное – точно и аккуратно все смонтировать. Если у колонны спиралифта будет отклонение – ряд может заклинить из-за перекоса.
Сергей Шешуков, инженер отдела строительного контроля Лахта Центра:
— Контроль качества выполнения работ на объекте очень жесткий и многоуровневый. Во-первых, за бригадами следит собственная служба строительства подрядчика по залу, компании «Имлайт ШОУТЕХНИК». Во-вторых, есть еще один подрядчик, компания AECOM, которая специализируется именно на контроле качества. И наверху этой пирамиды — специалисты отдела строительного контроля Лахта Центра.
Достаточно одной кнопки
Управление трансформацией зала — еще один простой, а значит — хорошо продуманный вопрос. Запустить механизм превращения можно нажатием всего одной кнопки на пульте единой системы управления, который расположен в закулисье.
Слово — проектировщикам:
«…Все подъемы объединены единой компьютерной системой управления, обеспечивающей возможность одновременной и при необходимости синхронной работы любого количества подъемов в любой конфигурации в автоматическом режиме, независимо от направления движения с заданной для каждого подъема скоростью… Система позволяет сделать запись и сохранить в памяти отдельные сценарии и их последующий вызов с возможностью корректировки количества отдельных элементов и их параметров…» /Выдержка из проектной документации/
Выбираем, например, на тачскрине центрального пульта «Сценарий № 2», пуск – и беззвучно закручиваются ленты спиралифтов, плавно появляются кресла там, где только что был пол, меняет конфигурацию сцена… Весь процесс превращения занимает от 10 до 20 минут в зависимости от сценария.
Выйдя в антракте, гости возвращаются в уже совсем другое пространство. Главное, чтобы они ничего не забыли, уходя на перерыв – иначе не исключено, что пропажу придется искать в трюме… Да, кстати, откуда тут трюм?
***
Добро пожаловать в трюм!
Трюмом в театральной среде называют пространство под сценой. В случае Лахта Центра ближе будет морская трактовка – пространство между нижней палубой (= полом всего зала) и днищем судна (= полом собственно трюма как нижней отметки объекта).
Трюм. Корабль «Полтава», реконструкция исторического линейного корабля Балтийского флота эпохи Северной войны. Источник. Фото подобрал uuger
Трюм зала-трансформера Лахта Центра
В трансформере технический уровень пролегает под всем пространством зала. Большое «подполье» нужно чтобы разместить систему трансформации – какими бы компактными не были спиралифты, место им все равно нужно.
Трюм, техническое пространство под полом зала-трансформера Лахта Центра
На фрагменте инфографики видно, что спиралифты имеют разную высоты подъема. Так и есть – ход варьируется от 2, 5 до 5, 3 метров в зависимости от расположения поднимаемых кресел. Поэтому и высота трюма – величина переменная.
Помимо спиралифтов в трюме могут находиться кресла. Когда зал будет превращаться в амфитеатр или ровную площадку, кресла сделают вот такой синхронный порядный маневр:
Кресло с механизмом опрокидывания
Переворот – и они под полом. Или наоборот – смотря какие стоят задачи. Должно быть, это синхронное опрокидывание — отдельная красота. Пока же кресел в зале нет – их установят в последнюю очередь, после монтажа театрального оборудования и отделки. Но сегодня уже можно прогуляться по трюму, заполненному спиралифтами, как удачливый пиратский корабль – сокровищами, то есть — под завязку.
Колонны спиралифтов, платформы, электромоторы… А не так давно тут было совсем по-другому.
Сборка первых двух платформ трансформера Лахта Центра. Начало
В зале-трансформере своя жизнь будет не только под ногами зрителей, но и выше – за потолком. Там целых два уровня! Сейчас узнаем, что будет твориться над головами ничего не подозревающих театралов или делегатов конференций…
Когда зрители у твоих ног
Эй вы там, наверху!
Наверху находится очевидное и невероятное.
Из очевидного – на верхних уровнях монтируются осветительные приборы, занавес, механизмы для подъема и опускания декораций. Это все так и называется – «Верхняя механизация сцены». Для трансформера Лахта Центра система разработана компанией «Имлайт ШОУТЕХНИК».
Визуализация оборудования верхней механизации зала
Посмотрим на некоторые элементы этой системы. На фото ниже – фермы, где закрепят софиты, прожекторы и другие осветительные приборы с разными углами раскрытия луча, силой света, сменными разноцветными стеклами и разным призванием
Конечно, софиты и осветительные головы расположатся не только на этих фермах. По закулисью пройдут световые галереи, встанут маяками поплановые световые башни. Уже сейчас номенклатура приборов включает 11 разнообразных видов
Кажется, какие-то из них уже начали устанавливать:
Над сценой раскинется множество переходных галерей и мостиков
Вид на софитные фермы и пространство будущей сцены из боковой галереи
Сборка переходных галерей
На верхних уровнях тоже есть свой парк подъёмных механизмов. Правда, на этот раз – ничего необычного – старые добрые лебедки. Они – движущая сила занавеса и части декораций
Переходные галереи. Тут же -места установки лебедок для спуска-подъема технологического оборудования
Механизмы для горизонтального перемещения занавеса, декораций, другого оборудования
За переходными галереями начинаются помещения с самым разнообразным назначением — от репетиционных до всевозможных аппаратных – дымерных, светорегуляторных, видеопроекционных, от операторской синхронного перевода до полустационарной телестудии! Можно сказать, что в запотолочном пространстве скрывается мозг и душа нашего трансформера. По крайней мере тут сосредоточены основные интеллектуальные функции – даже те, которые очень сложно заподозрить у небольшого зала на 494 посадочных места….
Заглянем за пару дверей?
Это – звукорежиссерская комната. Слева — торцевые грани стеклянного фасада – те самые, что с отрицательным углом наклона. Сейчас они закрыты толстой фанерой для защиты от отделочных оказий. Ребра колонн защищены накладками
Глядя на панораму в 90 градусов, срочно хочется стать звукорежиссером)
О том, что это – звукорежиссерская, говорит проем в стене:
За проемом – репетиционная
В репетиционном зале — также панорамный вид и много естественного света. Рабочие производят шумоизоляцию потолка и завершают отделку этого помещения…
Сергей Шешуков, инженер отдела строительного контроля Лахта Центра:
— Работа идет очень быстро. Вчера вечером здесь еще был проход, позволяющий срезать путь, а сегодня утром уже монолитная стена. Стало даже как-то интересно уходить в отпуск. Вроде только начинали монтировать металлоконструкции, а возвращаешься через две недели – вся верхняя механика уже собрана, взялись за внутреннюю отделку.
***
В следующей части поговорим про зрительный зал – место, ради которого трудятся спиралифты в трюме и лебедки в запотолочном пространстве. Впереди – как рассчитать звук у зала, который постоянно меняет конфигурации, эксперимент с манекенами, проясняющий вопрос видимости и поиски дизайна с вдохновением в спорткарах
***
За помощь в подготовке материала благодарим директора по строительству «Имлайт ШОУТЕХНИК» Евгения Локтева, менеджера той же компании Василия Черненко, инженера ОСК Лахта Центра Сергея Шешукова
Комментарии (44)
Norsat
08.10.2019 12:00-5— Эх, а на что бы еще бабки потратить?
— А давайте, зал-трансформер забабахаем!Snakey
08.10.2019 12:52+5— Эх, какой бы комментарий ляпнуть?
— А давай про чужое бабло, такой всегда бабахает!
Надо было сделать четыре отдельных зала — конференц, театральный, концертный и общий. С любого дивана видно что это гораздо дешевле!
spc
08.10.2019 12:58+6Чувствую, придет приемка.
— Отличный у вас концертный зал получился, просто чудо какое-то!
— Ну что, а теперь пойдем башню смотреть?
— Так у вас тут еще и башня есть?!
— ?!!!
trul
08.10.2019 13:26-3
Евге?ний Ви?кторович Приго?жин (род. 1 июня 1961 года, Ленинград, РСФСР, СССР) — российский бизнесмен, ресторатор, владелец кейтерингового бизнеса. Компания Пригожина занималась в России организацией питания высших лиц государства, благодаря чему он получил в СМИ прозвище «повар Путина»[2][3].
Согласно расследованию журнала РБК в июне 2017 года, Евгений Пригожин может стоять за созданием и финансированием одного из крупнейших в стране медиахолдингов, придерживающегося лояльной позиции по отношению к власти. В мае-июне 2014 года заработало «Федеральное агентство новостей», со временем разросшееся до сети 16 новостных сайтов, известных как «Фабрика медиа». Пресс-служба компании «Конкорда», всячески отрицала какую-либо связь бизнесмена к этим интернет-изданиями.
4 октября 2019 года Открытые медиа сообщили о создании медиахолдинга «Патриот», в который вошла часть изданий Фабрики медиа («Федеральное агентство новостей», «Народные новости», «Экономика Сегодня» и «Политика Сегодня»), попечительский совет которого возглавил Евгений Пригожин. Адрес медиахолдинга расположен в жилом комплексе бизнес-класса «Лахта плаза», застройщиком которого является одна из компаний предпринимателя. Целью создания холдинга заявлено "максимальное распространение информации о происходящих в России событиях для создания благоприятного информационного пространства, направленного на развитие страны и противодействие тем СМИ, которые продвигают негативную информацию и не замечают того хорошего, что происходит в стране[38].
BDI
08.10.2019 13:37+3Интересная штука спиралифт, что примечательно — патент(судя по вики) аж от 1989 года, а никогда о такой штуке не приходилось слышать ранее. Правда чтобы понять как он работает, пришлось погуглить, кому интересно — искать на ютубе «Spiralift Telescoping Linear Actuator», например на канале Hizook(гифки из статьи мне не хватило для понимания).
P.S. Зал конечно трансформер, но большая часть фото к статье у меня вызвала ассоциацию скорее с уровнями из Portal :).makev Автор
08.10.2019 14:24BDI, спасибо! У нас трюм еще с Зионом сравнивают) Думаю, это ожидание премьеры четвертой части ассоциации подогревает. По допматериалам – вот еще пара ссылок. Тут – хорошая анимация с показом принципа работы спиралифта. И вот — как зал трансформируется вживую: Swisstech Convention Center и Тобин-центр в Сан-Антонио
khim
08.10.2019 17:28+1Интересная штука спиралифт, что примечательно — патент(судя по вики) аж от 1989 года, а никогда о такой штуке не приходилось слышать ранее.
Логично же: если патент 1989го года, то широкое распространение начинается с 2009го где-то, когда срок патента истекает. Ну и время на раскачку нужно. Обычная история…
Bazis007
08.10.2019 13:45+3Очень интересная мясорубка. Ждём демонстрации её в действии.
Если серьёзно — то, глядя на такие системы, очень остро возникает вопрос информационной безопасности.spc
08.10.2019 15:54Я другое не могу понять: откуда у всех сейчас твердая уверенность, что всё и вся должны в обязательном порядке подключаться к интернету? Или что всем этим должна рулить какая-то общепонятная система вроде Windows.
Просто представьте, что для служебных систем выделяется изолированная от внешнего мира сеть (проложенная плюс к тому только в этом зале) или что управляется всё со своего пульта и своим же контроллером. И на этом месте все, по-моему, сводится к одному: человеческой природе.Bazis007
08.10.2019 16:02Какой бы надёжной и изолированной система не была, человеческого фактора и сбоя исключать нельзя. Примеры, к сожалею, в практике встречались.
Надеюсь, что у этой системы есть заглушки, которые механически препятствую движению подъёмников и делают невозможным изменение конфигурации, когда кто-то находиться в зале.spc
08.10.2019 16:23Так обычный рубильник. Чем не заглушка? Судя по конструкции, лифт статически устойчив. То есть, для удержания его в заданной позиции электричество не требуется.
Отсюда вывод: если во время движения или использования случится сбой по питанию, то лифты просто остановятся. Если случится сбой контроллера, то все можно попросту обесточить и лифты снова просто остановятся.
Помните, что лифты не мгновенного действия, время трансформации исчисляется десятками минут. Они падают и не взлетают.
cheburen
09.10.2019 05:56Да легко, начальник по хоз части хочет видеть в реальном времени, что у него происходит в инженерных системах, а еще он хочет Youtube и почту, вот и получаем компьютер с доступом в интернет и в сеть управления, и да, на нем скорее всего стоит Windows.
arrggh
08.10.2019 13:45-9"Дымерная"? Серьёзно? Слово "диммер" нынче знакомо даже домохозяйкам.
makev Автор
08.10.2019 13:59+4Ну, тогда домохозяйкам на заметку. В дымерной производят такой спецэффект, как дым. Его делают специальные дым-машины, которые и располагаются в дымерной ;)
tvr
А защита от
дуракасильно уставшего гостя, который вздремнул на скучном представлении и не вышел в антракте, предусмотрена? Или от злобного хакера, который в самый разгар шоу решит перевести его в режим полного погружения в трюм?igruh
Да что там от дурака — во время презентации задаётся неудобный вопрос из зала, нажимаем кнопочку, и весь ряд в подвал. Нет, спасибо, не пойду я в такой зал.
tvr
Благодаря вашему оригинальному ходу мыслей, я, кажется, начинаю догадываться где в России уже давно установлена аналогичная система трансформации.
spc
Это же десять минут ехать, вы что. Будет как в Симпсонах. «Спустить псов! — ворота медленно открываются — ворота медленно открываются — ворота медленно открываются — Гомер смотрит на часы — ворота продолжают открываться — ворота открылись — собаки уже спят, утомились»
tvr
Это если в штатном режиме. А должна быть ещё КРАСНАЯ кнопка.
spc
Кнопок будет две. Одна наверху, одна внизу. Рядом с каждой по стульчику для вахтера, служебный телефон, журнал регистрации. Все продумано. Трансформеры у них, понимаешь, интеллектуальные системы. А как пропуск-наряд оформить, никто не знает. /s
spc
Защита будет модели «вахтер», самое эффективное, экономически оправданное и проверенное временем решение. Докажите, что я ошибаюсь.
legioner
Тщательная уборка всего и вся перед сменой конфигурации, иначе в трюме заведутся гигантские крысы.
makev Автор
tvr, пульт управления системой трансформации находится прямо на сцене, за кулисами. Поэтому, при запуске сценария оператор будет видеть, что происходит в зале. Возможно, даже какой-то регламент особый будет -типа обойти зал и посмотреть, не спрятался ли желающий покататься на креслах или десантироваться в трюм. Но вообще, за 30 лет существования технологии пока таких историй не было.
tvr
Ключевое слово здесь «пока» — для нас ничего невозможного нет, поэтому полагаться на человеческий фактор, скажем так, не лучшее решение. Хотя бы какой-нибудь контроль массы ряда или нагрузки на кресло — есть превышение — стоп машина, идите проверяйте, что там не так.
makev Автор
tvr, согласен. На вопросах безопасности во второй части остановимся, хоть она и не про то в целом, но вопросов по этой теме слишком много получилось.