Представляем вашему вниманию перевод двух статей про турбореактивного дрона.

Источник: New Atlas

image

Прототип AB5 JetQuad способен развивать скорость до 402 km/h

В то время как пропеллерные самолеты все еще имеют место, иногда требуются дополнительные скорость и тяга, которые дает реактивный двигатель. FusionFlight из Далласа, штат Техас, применили этот подход к квадрокоптерам, и в результате получился AB5 JetQuad.

Компания заявляет, что AB5 это “самый маленький и самый мощный реактивный дрон с возможностью вертикального взлета и посадки”.

Вместо привычных четырех электрических моторов и пропеллеров, у нынешнего прототипа установлены четыре дизельных микротурбинных реактивных двигателя, которые выдают 200 лошадиных сил (149 кВт) на полной мощности. Благодаря запатентованной системе управления вектором тяги, известной как H-Configuration, тяга этих двигателей может быть направлена либо на вертикальное перемещение при взлете и посадке, либо на горизонтальное перемещение при полете.

image

По имеющейся информации, серийная версия летательного аппарата будет развивать максимальную скорость в 483 км/ч при заполненном баке в 19 литров, которого хватит на 30 минут зависания в воздухе или 15 минут перемещения. В будущем добавление таких компонентов, как форсажные камеры, может значительно повысить скорость дрона.

Максимальная грузоподъемность дрона составит 18 кг, при этом груз можно закрепить на самом дроне, либо подвесить на тросе – компания заявляет, что двигатели последних версий не будут портить грузы, так как тяга никогда не будет направлена прямо под AB5.

Заявленный вес самого беспилотника составляет 23 кг, полный бак добавит еще 18 кг.

image

CEO FusionFlight Александр Тейтс говорит, что AB5 может выйти на рынок к 2021 году под цене от 200 000 $ до 250 000 $, в зависимости от модели. Потенциальные клиенты скорее всего будут делать упор на скорость и мощность.

“Реактивные двигатели могут выдавать значительно большие мощности чем электрические, а также позволяет беспилотникам летать на гораздо более высоких скоростях”, говорит Тейтс. “Дизельное топливо при равном весе с литиевыми аккумуляторами хранит в 40 раз больше энергии, а также заправка длится несколько минут, в то время как зарядка аккумуляторов требует несколько часов”.

Вы можете увидеть взлет и зависания прототипа в воздухе на следующем видео.


Источник: FusionFlight

image

Четырехтурбинный дрон с вертикальным взлетом и посадкой


AB5 JetQuad “Везделет” – новый вид летательных аппаратов. Это и не квадрокоптер, и не вертолет, и не аэроплан. Четыре микротурбинных реактивных двигателя выдают 200 лошадиных сил на полном газу и работают с запатентованной системой управления вектором тяги. Эта система называется “H-Configuration” – это первая в истории система, в которой реактивные двигатели работают и на вертикальный, и на горизонтальный полет, а также обеспечивают полный контроль положения дрона. Результатом является компактный, полностью автономный дизельный летательный аппарат, который может взлетать и приземляться практически с любой поверхности, и при этом способен работать на высоких скоростях и имеет высокую грузодъемность. FusionFlight разрабатывают JetQuad с 2016. Вы можете ознакомиться с некоторыми статьями, опубликованными за эти годы.

Также стоит отметить, что высокоточная система управления вектором тяги (СУВТ) имеет исключительные преимущества по сравнению с современными мультикоптерами. СУВТ приводится в действие сервомоторами с высоким крутящим моментом, которые срабатывают значительно быстрее, чем электрические моторы и пропеллеры на других дронах. В результате JetQuad более гибок и лучше управляется. СУВТ также позволяет направлять выхлоп двигателя в направлении кормы дрона при горизонтальном полете, а значит JetQuad может использовать мощность всех четырех двигателей и достигать максимальных скоростей, которые немыслимы для близких по размеру летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой.

image

Компактный и легковесный


AB5 JetQuad специально спроектирован так, чтобы его легко мог нести один человек. Без заправки и груза дрон весит примерно 22 килограмма и имеет удобные поручни. Кроме того, небольшой размер дрона означает, что его можно перевозить с помощью обычных наземных транспортных средств. Серийная версия JetQuad будет иметь убирающееся шасси, оснащенное ударно-пружинными системами для дополнительной амортизации во время посадки и обеспечения дополнительной гибкости при взлете и посадке на неровных поверхностях.

Значительная грузоподъемность


Гладкая и плоская форма JetQuad обеспечивает дрону хорошую аэродинамику, а также дает возможность размещения множества различных грузов. Грузы различного веса и размеров могут быть легко установлены спереди, сзади и сверху. Особо крупные грузы можно разместить внизу летательного аппарата в конфигурации, очень похожей на систему Sky Crane марсохода Curiosity, разработанного NASA.

В конфигурации “Sky-Crane” JetQuad может зависать на высоте 4.5 метров над местом разгрузки и медленно опускать груз на землю при помощи четырех электрических катушек. СУВТ специально разработаны для отвода горячих газов от транспортного средства во время зависания в воздухе, что позволяет не сжигать грузы во время полета и при разгрузке. Более того, реактивные двигатели могут также генерировать электричество для питания сложных систем компьютерного зрения, необходимых для безопасной работы такого высокоскоростного дрона.

Простота и масштабируемость


Конструкция JetQuad проста и элегантна. Дрон собран из нескольких модулей, и каждый модуль может быть разобран и заменен с минимальными усилиями. Полная конструкция дрона содержит всего 8 движущихся компонентов – 4 турбины и 4 серводвигателя. Такое небольшое количество движущихся частей дает превосходную надежность и снижает производственные затраты, особенно по сравнению с вертолетами того же класса. Для сравнения, вертолеты имеют сотни движущихся частей и требуют частого и дорогостоящего обслуживания.

Простота дизайна AB5 JetQuad также приводит к масштабируемости. На увеличенной версии JetQuad, оснащенной большими топливными баками, можно разместить любые авиационные реактивные двигатели. Такой беспилотник может выполнять перевозку особо тяжелых грузов вместо аналогичных по размеру вертолетов, дорогих для аренды. Та же увеличенная платформа также может позволить создать первую летающую машину без внешних пропеллеров. Такая машина будет выглядеть и ощущаться как обычный автомобиль, и сможет парковаться на стандартном парковочном месте.

Кроме того, реактивные двигатели по своей природе являются простыми и надежными устройствами, которые также могут быть улучшены дополнительными функциями для значительного повышения их эффективности, в результате чего можно получить еще более быстрый и грузоподъемный летательный аппарат. Так, например, форсажные камеры могут быть легко объединены с запатентованными СУВТ, в результате чего JetQuad сможет двигаться быстрее скорости звука – ни одна технология в области дронов с вертикальным взлетом и посадкой не имеет такого потенциала. Наконец, форм-фактор JetQuad идеален для использования в несущем корпусе. Несущий корпус значительно улучшит аэродинамику и, что самое важное, обеспечит естественный подъем во время полета на большой скорости. Дополнительный подъем означает, что работа двигателей может быть немного снижена, что в конечном итоге экономит топливо и значительно увеличивает срок службы и дальность полета дрона.

Ключевые преимущества: реактивные двигатели и дизель


Производительность AB5 JetQuad выше, чем у любых дронов, построенных по другим технологиям, по двум причинам: использование реактивных двигателей для движения и дизеля в качестве топлива. Микротурбины (небольшие реактивные двигатели) имеют лучшую удельную мощность среди всех известных воздушно-реактивных двигателей. Это означает, что реактивные двигатели могут выдавать значительно большую мощность по сравнению с аналогичными по размеру двигателями внутреннего сгорания или электромоторами (которые используются в конструкции большинства современных дронов). Кроме того, дизельное топливо доступно в любой точке мира и имеет в 40 раз большую энергоемкость чем у обычных литий-полимерных батарей, а также на заправку требуются минуты, а не часы, как в случае с зарядкой батарей. В собранном состоянии устройство представляет собой очень компактный и надежный беспилотник, который может лететь быстрее любого другого беспилотника аналогичного размера, а также имеет большую грузоподъемность.


Уровни шума


Очевидно, что 4 реактивных двигателя производят много шума, поэтому в текущей конфигурации JetQuad довольно шумен – порядка 120 дБ, если вы стоите рядом с ним. Однако, есть несколько технологий подавления шума, которые еще предстоит изучить, такие как модифицированные системы впуска и выпуска, а также активное шумоподавления и использование встроенных динамиков. Будущие версии JetQuad, безусловно, будут более тихими благодаря этим технологиям, но в данный момент дрон может работать только в условиях, которые не требуют низкого уровня шума. Более того, также стоит упомянуть, что характеристика шума играют важную роль. Так, например, звуки лопастей вертолета при низких обортах раздражают человеческий слух сильнее, чем равномерный свист реактивных двигателей. Важно отметить, что двигатели в JetQuad работают на более высоких оборотах, чем в квадрокоптерах или вертолетах (около 100 000 оборотов в минуту). Получающийся высокочастотный звук едва слышен уже на небольших расстояниях от дрона – он очень быстро рассеивается в атмосфере. Для сравнения, звуки лопастей вертолетов на низких оборотах производят низкочастотный звук, который далеко распространяется и слышен за много километров. Посмотрите видео с полетом ниже (тест номер 2) чтобы лучше понять как звучит JetQuad.

image

Заявка на патент “AirBooster Technology”


Все пилотируемые и беспилотные конструкции, которые используют нашу текущую платформу (AB5 – горизонтальная конфигурация двигателей в форме “H”), также нашу предыдущую платформу (AB4 – вертикальная конфигурация двигателей) защищены патентом, находящимся на рассмотрении, название технологии – “AirBooster Technology”. Патент был подан в 2016 году и в настоящее время рассматривается ведомством по патентам и товарным знакам США.

Технические характеристики


Обратите внимание, что эти характеристики относятся к текущему прототипу AB5. Серийная модель будет иметь оптимизированную аэродинамику и СУВТ, что приведет к улучшению показателей.

Модель: AB5
Объем топливного бака: 22.7 литра
Вес полной заправки: 18.1 килограмм
Тип топлива: Дизельное
Вес незаправленного дрона: 22.7 килограмма
Вес переносимого груза: 18.1 килограмм
Общий взлетный вес: 59 килограмм
Общая тяга при отрыве: 72.6 килограмм
Отношения тяги к весу при старте: 1.2
Максимальная мощность двигателя: 200 лошадиных сил
Продолжительность работы (парение): 30 минут
Продолжительность работы (крейсерская скорость): 15 минут
Крейсерская скорость: 428 км/ч и выше
Дальность полета (туда и обратно): 40 километров
Габариты: 1.2 м x 1.2 м x 0.6 м
Максимальное потребление топлива: 1.3 литра в минуту
Высота (предполагаемая): 9144 метров и больше

Комментарии (139)


  1. tas
    04.12.2019 18:11

    19 литров на 15 минут перемещения — ИМХО, для доставки грузов маловато будет, сравните этот показатель с весьма древним гибридом habr.com/ru/post/405835.


    1. MagisterLudi Автор
      04.12.2019 18:34

      Пруфы есть?


      1. iBuilder
        05.12.2019 12:47

        Пруфы на что? В самой статье пишут, что основной плюс — это скорость. По сути — это почти самолет с вертикальным взлетом, а такие самолеты имеют очень высокий расход в режиме зависания. Только у самолета имеется режим полета на крыльях, где КПД получше. Эти ребята могут заметно улучшить время полета дрона, если добавят крыло — получится дрон-самолет с вертикальным взлетом.


        1. MagisterLudi Автор
          05.12.2019 12:48

          С тех пор прошло много времени. Есть доказательства, что есть рабочий образец, а не маркетинговые анонсы?


        1. Hab_Reader
          05.12.2019 12:50

          Только у самолета имеется режим полета на крыльях, где КПД получше

          Несущий корпус?


          1. iBuilder
            05.12.2019 13:06

            Возможно, да, копус поможет, но не всё так просто. Т.к. это грузовой дрон, то груз будет мешать и не понятно, что получится, что будет со скоростью и экономичностью когда груз подцепят, да ещё объёмный. Сделать толстый — тоже не очень, будет тормозить. Идея интересная, но мне кажется он больше будет интересен военным, где вопрос скорость на поле боя важен, а для коммерческой доставки плюс/минус 5-15 мин далеко не всегда важно, на ум приходит с ходу только доставка еды, пока теплая. Но уж очень дорогой доставка пицы получится и на больших расстояниях проще и дешевле обычными дронами возить.


            1. Alexus819
              05.12.2019 16:30
              +1

              сможет подогреть пиццу при разгрузке :)


              1. akdes
                05.12.2019 18:34

                вися не далеко от дрона, она не успеет остынуть.
                Можно пойти дальше — Ваша пицца готовится по пути к Вам!


    1. artoym
      05.12.2019 10:13
      +1

      Да, но по вашей ссылке дальность полета дрона 160 км, а тут больше 100 км. Время в воздухе меньше, но и максимальная скорость почти в 7 раз выше. И груз на 20% тяжелее. На мой взгляд характеристики сравнимые и реактивный дрон, если он так хорош, как описано в статье найдёт свою область применения.


  1. IonianWind
    04.12.2019 18:42

    В то время как пропеллерные самолеты все еще имеют место

    Какое место они имеют?


    1. geher
      04.12.2019 22:04
      +1

      А что не так? Фраза на чистом русском языке всего лишь говорит о том, что пропеллерные самолеты все еще есть в наличии.
      Хотя словосочетание "имеет место" редко применяется к объектам материального мира, оно вроде допустимо.


      1. polar11beer
        05.12.2019 10:55
        +1

        что пропеллерные самолеты все еще есть в наличии.
        Есть в наличии — это про товары на складе. «Пропеллерные самолёты всё ещё применяются» — так правильно.

        Так же в переводе:
        имеет удобные поручни
        Имеет удобные рукоятки для переноски
        обеспечит естественный подъем во время полета на большой скорости
        Обеспечит естественную подъёмную силу
        опускать груз на землю при помощи четырех электрических катушек
        При помощи четрырёх электрических лебёдок


    1. Bonstor
      04.12.2019 22:36
      +1

      Эм… Значительное?
      Bombardier Q Series, ATR42/72 активно возят людей и производятся.
      А уж про всякие цесны и пайперы я вообще молчю.


  1. av220
    04.12.2019 18:54
    +1

    Так пафосно написано, будто космический корабль изобрели. 4 турбины jetcat, 4 г-образных колена, 4 сервы и ардуина. А никто до них так не делал, потому что турбина стоит как настоящий автомобиль. Я им идею даже подарить могу, можно прям турбины к серве прикруть, тогда и кривые колена не нужны будут, патентуйте ребята.


    1. An_private
      04.12.2019 20:51
      +2

      Турбину к серве прикручивать идея не очень, так как высокооборотистые турбины очень не любят поворотов оси (эффект гироскопа). Куда проще повесить одну турбину в кардан и удерживать её в постоянном положении. А положение аппарата стабилизировать относительно слабенькими моторами с пропеллерами — некий гибридный вариант.


      1. REPISOT
        05.12.2019 06:09

        турбины очень не любят поворотов оси
        Вы видели как летают модели с турбинами? И какие фигуры крутят?


        1. BJM
          05.12.2019 10:00

          Ага, но с чего вы взяли что такие нагрузки положительно сказываются на ресурсе весьма недешевой турбины?
          Кроме того, потребная мощность серв для поворотов легких колен, намного меньше чем на поворот более тяжелых турбин, которые в работе проявляют слиьные гироскопические свойства.


    1. nehrung
      04.12.2019 21:02
      +2

      Нет, ваше предложение не пройдёт (по крайней мере, впрямую). Причина в том, что для управления положением аппарата и вектором тяги быстродействия турбин недостаточно. В отличие от электрических пропеллеров турбины слишком инерционны и поэтому парировать быстрые отклонения они не успеют. Если вы наблюдали видео Игоря Негоды, то могли заметить, каков выбег этой турбины при выключении, с 150 000 об/мин до нуля — несколько десятков секунд. Для целей управления это совершенно неприемлемо.
      А вот управление поворотом колен — штука во-первых куда более быстродействующая, чем турбинами, и во-вторых, действительно новая и оригинальная, вполне достойная выдачи патента. Поскольку алгоритм управления там должен быть заковыристый, совершенно не похожий на тот, что используется в квадриках. То, что этот алгоритм у изобретателей ещё сыроват, заметно и на видео — аппарат в висении раскачивается.


      1. av220
        04.12.2019 22:32

        Спасибо вам за комментарий. Незнаю как сейчас, но любой советский пацан в раннем детстве узнавал принципы реактивного движения запуская незавязанный воздушный шарик. А отклонение вектора тяги гнутой трубкой казалось новым и оригинальным когда этот же пацан крутил в руках включенный душ в ванной. На мой взгляд самая трудная задача здесь — оторвать 20000 $ от кармана на 4 турбины. Никаких технических сложностей здесь нет.


        1. ybalt
          05.12.2019 01:34

          Странно, как с такими гениальными советскими пацанами, легко решающими любые технические сложности, у СССР нет базы на Марсе до сих пор.


        1. opckSheff
          05.12.2019 09:48

          Ярчайшая иллюстрация эффекта Даннинга-Крюгера в действии.


      1. Stas911
        05.12.2019 03:54

        Вроде самолеты с вертикальным взлетом уже лет 50 используют поворотное сопло, в чем новизна-то?


        1. nehrung
          05.12.2019 10:04

          Новизна в 4-х поворотных коленах вместо одного, и в их взаимодействии через поворот каждого по одной лишь оси. Попробуйте прикинуть, как надо развернуть колена, чтобы повернуть аппарат по курсу. Ничего общего с привычными квадрокоптерами, верно?


      1. sotnikdv
        05.12.2019 05:27

        А вот управление поворотом колен — штука во-первых куда более быстродействующая, чем турбинами, и во-вторых, действительно новая и оригинальная, вполне достойная выдачи патента

        Да самолеты на этой идее уже 50 лет как летают.


        Например Harrier. https://en.m.wikipedia.org/wiki/Harrier_Jump_Jet


        1. nehrung
          05.12.2019 10:08

          У Хариера есть поворотное сопло маршевого движка, но поворот этого сопла ничего не даёт, например, для разворота по азимуту.


          1. bagamut
            05.12.2019 15:16

            У Хариера 4 сопла, и он может разворачиваться на месте


            1. nehrung
              05.12.2019 19:28

              Я не знаком детально с конструкцией Хариера, но полагаю, что ничего схожего там с обсуждаемым аппаратом нет. Возможно, Хариер управляется расходом рабочего тела, а не поворотом.
              Здесь же — только поворот.


      1. Fedorkov
        05.12.2019 14:20

        В отличие от электрических пропеллеров турбины слишком инерционны и поэтому парировать быстрые отклонения они не успеют.
        Кстати, по этой же причине никто не делает большие коптеры, размером с вертолёт. Достаточную манёвренность обеспечивает только автомат перекоса.


        1. Hab_Reader
          05.12.2019 14:45

          Делают, но с десятками мелких винтов:


    1. kukovik
      04.12.2019 22:38

      Из-за гироскопического момента поворачивать турбины может оказаться довольно сложной задачей.


    1. livsius
      05.12.2019 12:49

      Еще можно все на одной турбе сделать с шарнирным соплом. Но тут вместо бабла нужно мозги вкладывать чтобы систему управления построить.


      1. iig
        05.12.2019 14:23

        вместо бабла нужно мозги вкладывать


        Хорошие мозги бесплатно не работают.


        1. livsius
          05.12.2019 17:01

          свои работают бесплатно и хорошие и плохие


    1. tretyakovpe
      05.12.2019 14:07

      Тогда серва будет двигать корпус относительно турбины, а не турбину относительно корпуса.


    1. Iwanowsky
      06.12.2019 10:43

      Ваша идея («турбины к серве прикруть») — далеко не оригинальна. В фантастических фильмах подобная конструкция аэрокосмических аппаратов давно уже эксплуатируется (плюс еще изменяются проходные сечения сопел). Причем в этих фильмах быстрые маневры аппаратов с соответствующими поворотами всех двигателей выглядят уж очень эффектно!


  1. maxzh83
    04.12.2019 18:58

    Общий взлетный вес: 59 килограмм

    Дроны становятся все опаснее…


  1. somebody4
    04.12.2019 19:09

    Объем топливного бака: 22.7 литра
    Вес полной заправки: 18.1 килограмм
    Тип топлива: Дизельное
    Вес незаправленного дрона: 22.7 килограмма
    Вес переносимого груза: 18.1 килограмм
    Что-то одинаковые цифры смущают. Где-то, кто-то, что-то попутал, такие совпадения маловероятны.


    1. somebody4
      04.12.2019 19:46
      +1

      Ещё интересно что такое «обычная скорость»

      Продолжительность работы (обычная скорость): 30 минут
      Продолжительность работы (круизная скорость): 15 минут
      Если
      крейсерская (круизная) скорость — наивыгоднейшая скорость полета самолета или движения корабля, достигаемая при наименьшем расходе топлива; составляет примерно 60 — 80% максимальной скорости.
      то что такое «обычная» скорость при которой продолжительность работы увеличивается в два раза, от наивыгоднейшей.

      UPD: Увидел что это перевод
      30 minutes of hovering or 15 minutes of cruising
      hovering — это зависание.


    1. windrider
      04.12.2019 19:56
      +2

      В оригинале более округлые числа (т.к. неметрические):

      Объем топливного бака*: 22.7 литра (6 галлонов)
      Вес полной заправки: 18.1 килограмм (40 фунтов)
      Вес незаправленного дрона: 22.7 килограмма (50 фунтов)
      Вес переносимого груза: 18.1 килограмм (40 фунтов)

      * в оригинальной статье (как и на странице FusionFlight), кстати, указано 5 галлонов (т.е. почти 19 л).


      1. somebody4
        04.12.2019 20:04

        Когда понял что это перевод, посмотрел. Понятно что когда указывают 40 фунтов это значит плюс-минус пять фунтов. Но когда указано 18.1 кг — это подразумевает точность и тогда подобные совпадения выглядят подозрительно.


      1. Fedorkov
        05.12.2019 14:02

        22.7 литра — это и есть 5 галлонов.
        Я понял, что это перевод, когда увидел «9144 метров и больше». В оригинале было «30,000 ft +».


  1. nvshap
    04.12.2019 19:23

    Интересно было бы задать пару вопросов создателям:
    1) При такой горизонтальной скорости напрашивается хоть какое-нибудь крыло к нему. Пока до аэродинамики руки не дошли? Сосредоточились на ключевых моментах — взлет\посадка?
    2) В режиме зависания сопла движков направлены почти под 45 градусов к вертикали (на глаз). Это значит, что почти половина мощности движков работает «друг против друга». С чем связана такая расточительность?


    1. RusikR2D2
      04.12.2019 19:32

      1. В тексте же сказано, что позже будет использоваться корпус для создания подъемной силы. Крыло, кстати, добавит лобового сопротивления.
      2. Тут все просто — чтобы не портить груз. О этом тоже косвенно написано в статье.


      1. n0isy
        05.12.2019 09:46

        А можно груз наверх поставить?


        1. scream_r
          05.12.2019 11:22

          Тогда получите центр тяжести сверху и проблемы с балансом. Обратный маятник. А судя по видео с балансом у него и так сложности.


          1. Fedorkov
            05.12.2019 14:12

            В отличие от маятника, у дрона направление тяги привязано к корпусу, а не к земле, так что на стабильность это не повлияет. Другое дело, что подвес даёт меньший момент инерции и позволяет быстрее реагировать на отклонения.


        1. Gutt
          05.12.2019 11:26

          Можно, но спускать его в таком случае в «режиме SkyCrane» будет затруднительно.


    1. PeterK
      04.12.2019 19:36

      Вроде, турбины наиболее эффективны при макс. мощности/оборотах и плохо масштабируются вниз.


  1. DisM
    04.12.2019 19:41
    +2

    Благодаря запатентованной системе управления вектором тяги


    Молодцы, поворот сопла запатентовали.


    1. nehrung
      04.12.2019 21:07
      +1

      Нет, они запатентовали алгоритм, которым можно, поворачивая 4 сопла (причём каждое только по одной оси), вертеть общий вектор тяги во все стороны. Я про такое ранее не слыхал, так что по-моему, всё ОК.
      В квадрокоптерах алгоритм совсем другой.


      1. 3cky
        05.12.2019 10:02

        На космических ракетах "Зенит" на первой ступени стоят 4 реактивных двигателя, каждый из которых качается только по одной оси, тангенциально. И системе управления этого достаточно, чтобы в полете управлять ракетой по тангажу, вращению и рысканью.


        1. nehrung
          05.12.2019 10:14

          Вот это уже ближе. По-моему, у Р-7 то же самое. Но наши конструкторы не патентовали свои придумки в загранке, так что место свободно. Эти изобретатели вправе получить свой патент.


          1. Diordna
            08.12.2019 12:09

            То есть если я гипотетически создаю летательный аппарат который как бы копирует принципы запатентованные советскими конструкторами я просто посылаю jetquad подальше заявляя что моя конструкция базируется на советских разработках и продаю по всему миру кроме США?


            1. nehrung
              08.12.2019 12:22

              Вы как-то так заковыристо сформулировали (да ещё и без запятых), что я не очень понял, о чём речь. Насколько мне известно, только в нашей параноидальной стране существовала практика «секретных» патентов (во времена СССР — авторских свидетельств). Секретить — это тоже способ защиты авторских прав, и судя по обсуждаемому аппарату, этот способ оказался менее надёжным, чем публичный патент на изобретение.


              1. Diordna
                08.12.2019 15:54

                Я хотел сказать что, если какой-то это нарушитель патентных договорённостей не хочет платить отчисления фирме jetquad, то он может отмазываться в суде ссылаясь на какие-то там советские древние патенты или инженерные решения?


      1. Iwanowsky
        05.12.2019 22:19

        В фантастических фильмах подобная конструкция аэрокосмических аппаратов давно уже эксплуатируется (плюс еще изменяется проходные сечения сопел). Причем в этих фильмах быстрые маневры аппаратов с соответствующими поворотами всех 4 двигателей выглядят очень эффектно!


        1. nehrung
          06.12.2019 21:16

          Не исключаю, что авторы аппарата вытащили идею как раз из этих фильмов.


  1. faoriu
    04.12.2019 21:08

    А как они им управлять собираются, если он на 40 км улетает?


    1. Tabke
      05.12.2019 09:59

      1. faoriu
        05.12.2019 10:49

        А связь?


        1. Gutt
          05.12.2019 11:36

          А в чём проблема со связью на 40 км? Если уж так хочется лететь не по программе, а вручную, а местность со сложным рельефом, то всегда можно поднять ретранслятор на простеньком самолётике.


        1. Tabke
          05.12.2019 11:42

          Ну вот например: YouTube


        1. JamboJet
          05.12.2019 11:55

          Пока дрон доведут до ума везде будут 5G и Starlink


        1. lorc
          05.12.2019 16:09

          Dragonlink работает до 50км в типичных условиях.


  1. dipsy
    04.12.2019 21:12
    +2

    А что, правда дизель такой энергоемкий и выгодный? И заправка за минуты… А что если взять обычный электромобиль, выкинуть 500-килограммовую литиевую батарею, стоящую как турбина от небольшого самолёта, поставить 50-литровый бак для дизтоплива, небольшой двигатель внутреннего сгорания под капот ещё… надо патентовать.


    1. f1203
      05.12.2019 10:05

      Или просто использовать прицеп-генератор
      image


    1. Gutt
      05.12.2019 11:38

      Поздравляю, вы только что придумали Chevrolet Volt, он же Opel Ampera.


  1. radonit
    04.12.2019 21:27
    +1

    Что то прямо мода пошла на микротурбореактивные двигатели, при том что в таких размерах они крайне не эффективны и жрут как лоси. Посмотрите на старшего брата — авиацию и сводного — флот с каких размерностью там начинают менять поршневые на турбинные, наверное ж не с проста.


  1. oleg7814
    04.12.2019 22:27

    Осталось добавить раскладные плоскости, обтекатели для стартовых сопел, и маршевую микротурбину.


  1. DrunkBear
    04.12.2019 22:29

    Такой дрон попадает под российские законы о дронах?


    1. BJM
      05.12.2019 10:04

      А с чего бы нет? Или это шутка была?


      1. DrunkBear
        05.12.2019 11:13

        Я не читал закон и не знаю, как именно описан дрон: если как БПЛА с пропеллерами — то турбинные не попадают под неласковую руку закона и этим дроном можно спокойно играть без оповещений и согласований.


        1. Hab_Reader
          05.12.2019 11:15

          Можно вместо четырёх турбин поставить четыре пульсирующих реактивных двигателя?
          image


          1. DrunkBear
            05.12.2019 11:44

            Шумно же.
            К тому же, старты некой штуки на ~ракетных двигателях очень быстро возбудит некомпетентные органы.
            Черевато.


            1. Tabke
              05.12.2019 13:27
              +1

              Шумно же.

              Эпично же!
              Так-то любые реактивы шумные (у сабжа 120 дБ если что), но для ушей энтузиастов этот свист звучит как прекрасная музыка.
              ПРВД кстати, можно было бы напрямую на сервы навесить. Правда они при работе до красна раскаляются и наверно поплавят всё вокруг и дрон и груз и небо…
              Я бы на это посмотрел!


              1. DrunkBear
                05.12.2019 14:16
                +1

                Яб, пожалуй, тоже, с безопасного (турбина проплавила кусок корпуса, отвалилась и дрон несёт куда придётся с хорошей скоростью) расстояния.


  1. andriymoskal
    04.12.2019 22:40
    +1

    Очень затратно в плане топлива. Крыльев ему не хватает.


  1. Snowfox_80
    04.12.2019 22:40
    +3

    Хм… ка мне кажется это игрушка для спасателей… обязательно иметь такую на судах и на постах береговой охраны. В случае чего — дрон может в любую погоду очень быстро долететь до тонущего человека и скинуть ему спасательный набор. Опять же к вылету он может быть готов так же очень быстро. Благодаря мощности такой дрон сможет преодолеть шквальный ветер, который чаще бывает на воде и долететь до пострадавшего гораздо быстрее.


    1. JamboJet
      05.12.2019 12:05

      Спасателей? По моему на практике будет наборот: вертикальный взлет с техники, заправка жидким топливом, быстрая доставка на место привычны для совсем других организаций, которые кстати привыкли очень дорого платить за покупку техники

      Заголовок спойлера
      (многоразовость, скорость 150 м/с и дальность в десяток километров это идеальная тактическая поддержка, очень быстро долететь до бармалея и скинуть на него бомбу)


      1. iig
        05.12.2019 12:22

        Да и оппонентам этих самых организаций штука, которая может летать чуть выше забора со скоростью 150 км/ч и тащить 20 кг посылок тоже пригодится.


  1. Paskin
    04.12.2019 23:09

    747-е Боинги уходят — т.к. стоимость обслуживания практически не зависит от размеров двигателя (лючков и агрегатов столько же), но очень даже зависит от их количества. Почему-то мне кажется — одна турбина побольше с генератором плюс тяговые электромоторы с винтами по обычной схеме зарулят показанную конструкцию как по эффективности, так и по удобству использования — не говоря о стоимости.


    1. DGN
      05.12.2019 02:17

      На смену 747ым приходят А380…

      На вскидку, цена турбины сильно растет от ее тяги и 4 легких «авиамодельных» турбины будут дешевле одной «взрослой». Которая до кучи будет единственной точкой отказа.


      1. Paskin
        05.12.2019 03:29

        Во «взрослой» авиации первоначальная цена турбины не очень важна — важна стоимость обслуживания. А она от мощности/тяги практически не зависит — время уходит на открытие/закрытие всяких лючков и сами проверки, а разница между заливкой/сливом 10 или 20 л масла по сравнению с этим исчезающе мала.


        1. JamboJet
          05.12.2019 12:24
          +1

          Практика гражданской авиации тут неприменима, по сравнению с «большими» двигателями которые летают годами, модельные турбины имеют очень маленький ресурс и фактически одноразовые.
          Особенно если разок залетят в пыльную бурю, засосут песка, мусора, воды в дождь, и т.д.


          1. Diordna
            08.12.2019 12:18

            Хотите сказать что Джетквад распилоиды?


            1. JamboJet
              08.12.2019 14:21

              Смотря с чем сравнивать. Продолжительность полета этого дрона — 15 минут, ресурс микротурбин — 25-50 часов. То есть в идеале максимум 100-200 полетов.
              Если сравнивать с традиционными гражданскими пропеллерными дронами, то невыгодно. Тем более при курьерских полетах каждый час (условный Uber Eats) ресурс кончится уже через неделю, нужно ремонтировать, это очень неудобно.

              Если вот если сравнить с выстрелом Javelin: цена выстрела 120тыс$, скорость 190м/сек. Цена обсуждаемого реактивного дрона — 200-250тыс$, скорость 150м/сек. То есть если дрон будет использоваться хотя бы два раза — он уже окупился. Если в среднем он доставит «груз» хотя бы пять-десять раз, то свою нишу тактического средства доставки он уверенно нашёл.


      1. anton19286
        05.12.2019 05:48

        «Так вы, товарищ Чкалов, уверены, что выбор самолета правильный? Все-таки один мотор…», – спросил Сталин. «Мотор отличный, – ответил Чкалов. – Кроме того, один мотор – сто процентов риска, а четыре – четыреста»

        В отличие от самолёта коптер на трех моторах летать не может, вероятность отказа действительно растёт в 4 раза.


        1. tmin10
          05.12.2019 10:39

          Были работы по упрпвлерию коптера с тремя винтами. Правда только для управляемой мягкой посадки.


          1. WhisperingOak
            05.12.2019 17:08

            А в чем проблема управления коптера с тремя винтами? Просто любопытно.


            1. tvr
              05.12.2019 17:41

              В том, что изначально он был с четырьмя, но что-то пошло не так и компенсировать тягу третьего стало некому.


            1. anton19286
              06.12.2019 06:09

              реверс нужен, плюс он будет опускаться постоянно вращаясь


              1. WhisperingOak
                06.12.2019 09:27

                Насчет «вращаясь» вроде понятно — потому что количество винтов будет нечетным и будет создаваться некий момент вращения, так? Это не сложно решить используя три пары соосных винтов вращающихся в противоположные стороны. Встает вопрос общей надежности и цены такого решения, но главное, что это вполне реализуемо и работоспособно.

                А вот с реверсом не понял. Три мотора — три «точки опоры». Вполне устойчивая вещь, табуретка же стоит как-то на полу. Я конечно рассуждаю с обывательской точки зрения, но мне кажется особых проблем тут нет.


                1. An_private
                  06.12.2019 10:39

                  Да, именно из-за нечётности.
                  Есть трикоптеры, у них третий пропеллер установлен на сервоприводе, за счёт этого компенсируется вращающий момент.
                  Делать два винта на луче, да еще вращающихся в противоположных направлениях — очень неэффективно.
                  Реверс же нужен именно для аварийного опускания классического квадрокоптера у которого отказал один мотор. Так как центр тяжести у квадрика всегда находится на диагонали моторов, без реверса нет возможности балансироваться относительно диагональной оси.


      1. TedBronson
        05.12.2019 10:43

        Производство А380 уже в 2021 году завершают — он оказался невыгодным.


      1. braineater
        05.12.2019 12:34

        У вас устаревшие данные. А380 все, снят с производства. Точнее последние заказы доделывают и в 2021 году прекращают. 747 жив за счет существования грузовой версии.


    1. YMA
      05.12.2019 09:29

      Плюс добавить небольшой аккумулятор, который позволит в случае сбоя совершить контролируемую посадку — и получится штука понадежнее описанной в статье. А то в случае сбоя любой из 4 турбин вся эта 20 килограммовая конструкция, да еще и с керосином унутре — упадет вниз на кого бог пошлёт ;)


  1. DGN
    05.12.2019 01:57

    Турбореактивная доставка пиццы, разогрев бесплатно!


  1. DmitryBabokin
    05.12.2019 03:07
    +1

    Только одному мне кажется что с такой скоростью удобнее всего доставлять «грузы» в окоп противника, а не пиццу?


    1. mmMike
      05.12.2019 05:51
      +1

      Хм… Мне то же первое что в голову пришло — это многоразовый ударный беспилотник взводного уровня. Переносится одним человеком. Специальной стартовой площадки не требует. 18 кг бомбовой нагрузки. 400 км/час низколетящая малоразмерная маневренная цель. Да даже средств для того что бы ее сбить нет!
      Стоимость и вес на уровне какой ни будь системы типа ПТРК Javelin/Корнет.
      Но вариантов применения больше.


      Мечта военных.


      1. DmitryBabokin
        05.12.2019 06:29

        Панцирь точно такое сможет сбить, но только если засечёт. Т.е. если высота полёта будет выше какого-то порога.

        По стоимости мне кажется будет заметно дешевле ПТРК. ПТРК современные стоят как чугунный мост.

        Мечта военных. И страшно подумать что могли бы сделать бородатые товарищи с такой штукой, если бы на АлиЭкспрессе заказывали бы не DJI фантомы, а такие штуки.


      1. DGN
        05.12.2019 09:50

        18 Кг бомбовой нагрузки — ни о чем. Нет приемущества по сравнению с ракетой, а недостатки есть. Стоимость в «зеленом» варианте сразу станет соответствующей. Сбивается как зенитным пулеметом, так и ПЗРК. Возможно, полезен как аварийная доставка в боевую зону всякой мелочевки (боеприпасы, медикоменты и т.п.) когда вертушку не послать.

        p.s. Интересно, приделать ему ножки от робопса бостондинамикса, чтобы бегал и в случае нужды прыгал-летал. Возможен некий комбо-режим, типа страуса, очень быстрый бег с поддержкой турбин.


        1. mmMike
          05.12.2019 10:29

          Сбить пулеметом (вручную) малоразмерную маневрирующую цель со скоростью в 110 м/сек (~400 км/час)… Это не во всякой компьютерной стрелялки получится. А в реальной жизни — не реально. Да цель даже увидеть никто не успеет не то что открыть огонь.


          ПЗРК типа Игла? Серьезно? Вы хоть раз из него стреляли вживую?


          Современный ЗРПК/ЗПК с автоматическим наведением и открытием огня? Ну может быть (только он еще в этом режиме наготове должен стоять) в идеальных условиях. Только все эти ЗК полкового уровня. Отдельные танки и огневые точки не прикрывает. У них другие задачи.


          18 кг боевой части это ОЧЕНЬ прилично. Хватит любому танку и доту и групповой цели.
          У Корнета, например, БЧ это 7кг.


          Для сравнения:
          Ракета javelin:


          • Весит около 12кг.
          • Стоимость только ракеты (выстрела) $120тыс (по разным источникам).
          • максималка (по некоторым источникам) 190 м/сек.

          И да… ракета из ПТРК маневрирует очень ограниченно. В отличие от такого дрона, маневры которого фактически не ограничены.


          1. DGN
            05.12.2019 10:48

            Не думаю, что ту многие стреляли из ПЗРК вживую. Я точно нет. Думаю, это вопрос угловой скорости. Крупнокалиберный зенитный пулемет сбивает крылатую ракету, которая летит как раз на такой скорости на высоте порядка 30-50м. Ну и конечно вопрос позиции, если вы в лесу или в условиях застройки, сектора просмотра и прострела в 2км нет, все становится куда сложнее для защитников.

            18 Кг полезной нагрузки. Которая совсем не вся является БЧ, как минимум есть корпус и механизм сброса. Если не фугас, то еще и поражающие элементы. С другой стороны, если это не тротил, то много кому и хватит, да.


            1. Hab_Reader
              05.12.2019 10:54

              ПЗРК сначала нужно подготовить к бою:

              www.popadancev.net/texnicheskie-resheniya-v-pzrk-igla
              Главный датчик — инфракрасный и ему очень желательно быть охлажденному. Так и делают — охлаждают его жидким азотом, -196°С.
              В полевых условиях. После длительного хранения…


            1. mmMike
              05.12.2019 11:01
              +1

              Не думаю, что ту многие стреляли из ПЗРК вживую. Я точно нет.

              Стрелять (т.е. выпуск ракеты) — не стрелял. А стандартное упражнение по приведению в боевое положение и захвату цели — да.
              Давно правда… Так вот это не комп. игрушка. Это тяжелая дура на плече с большой инерцией и удержать нужное для захвата время цель очень не просто. Даже если это медленная учебная не маневрирующая цель на полигоне в идеальных условиях.


              Захват цели со скоростью 110 м/сек и размерами даже 0.5м2 — просто из области фантастики. Вы просто прикиньте угловой размер мишени и скорость.
              Человек не терминатор из голивудского фильма.


              Крупнокалиберный зенитный пулемет сбивает крылатую ракету, которая летит как раз на такой скорости на высоте порядка 30-50м.

              Вы наверное хотели сказать пушка (23..30мм) на ЗРПК с автоматическм наведением.
              Из Шилки приходилось стрелять. Фига там вручную наведешь быстро да и вообще такую цель заметить/поймать в прицел. У человека не те рефлексы и скорости.


              Крупнокалиберный пулемет… Не стрелял. Но из пулемета за счастье было сбить самолет во вторую мировую (статистика доступна). А тут цель с угловой величиной на порядок (буквально в 10 раз) меньше и маневрирующую (не как самолет или крылатая ракета, что в сущьности тот же самолет)


              Знаете как выглядит самолет пролетающий на высоте 50 метров над головой с дозвуковой скоростью?
              "Вжик" и его нет.


              1. DGN
                05.12.2019 12:00

                Ну грубо говоря, на МАКСе был проход над полосой на сверхзвуке. Удаление от меня 3-4 км, в 10 кратный бинокль я его удерживал, с трудом, да. Но самолет (современный боевой) сбить из пулемета сложно, он сильно железный и резервированный. Во времена 2 мировой надо было или попасть в пилота, или в радиаторы и если совсем нереально повезет — в трос рулей. Попасть пулей просто куда то в самолет — вообще незаметно ему было. Попасть пулей в этот дрон это значит его сбить с вероятностью 90%.

                Про шилку вообще нет вопросов, против дронов это оверповер. Но если идеологически ее повторить под 12.7 патрон на автоматической турели с радарным и оптическим наведением, дроны не будут иметь шансов.


            1. DrunkBear
              05.12.2019 11:23

              Ракеты с пулемётов и прочих средств МЗА сбиваются только благодаря терверу: если по ракете, которая летит прямо на тебя, выпустить очень много металла — теория вероятности говорит, что часть из этого металла попадёт в боеголовку и повредит её, отсюда и многоствольные системы с тысячами выстрелов / мин.
              На сколько помню, у Vulkan-phalanx и им подобных специально был увеличен разброс, чтоб увеличить вероятность попадания в ракету.


        1. massmedium
          05.12.2019 16:48

          Нормально, например нагнать и спикировать с самоподрывом на нужную машину в кортеже какого-нибудь диктатора, можно еще с кумулятивным эффектом БЧ разработать.


  1. Hab_Reader
    05.12.2019 06:34

    AB5 JetQuad “Везделет” – новый вид летательных аппаратов.

    Оставлю этот Мессершмидт здесь


  1. Mugik
    05.12.2019 08:40

    Эта штука на скорости 500 км в час с 60 кг и 19 литров керосина с навешенными 20 кг в качестве груза взрывчатки и поражающих элементов вроде болтов и кусков арматуры может стать неплохой высокоточной управляемой бомбой с серьезной поражающей способностью.

    Учитывая, что эта штука играючи пролетает за 15 минут 120 км, то террорист может быть очень далеко.


    1. YMA
      05.12.2019 09:35
      +1

      Для терактов, как показывают недавние события, вполне достаточно дронов самолетного типа из ардуины и палок, стоят копейки (а не 20000 у.е., плюс турбины еще и купить надо, не засветившись) и летают тоже весьма далеко, причем тише и незаметнее для радаров — металла меньше.


  1. Impuls
    05.12.2019 11:29

    Смотрите в следующем году на канале Игоря Негоды


  1. Gutt
    05.12.2019 11:50

    Большой вопрос, каков ресурс турбин. Два часа полёта, и на ТО? Хотя военным будет всё равно, а оно явно на них рассчитано.


  1. JamboJet
    05.12.2019 12:00

    С выбором диз.топлива они конечно промахнулись: надо было сразу ориентироваться на авиационный керосин.

    Заголовок спойлера
    с 2006 года идет переход на единое топливо у армии США и вообще НАТО, от мотоцикла до бомбардировщика


    1. GeorgKDeft
      05.12.2019 12:08

      Не факт что промах… например фуры ездят на дизеле и…


    1. Igor_O
      05.12.2019 15:11

      надо было сразу ориентироваться на авиационный керосин.

      Если под «авиационный керосин» вы понимаете топливо для реактивных самолетов, то скажу вам удивительное: это та же соляра. Ага. Просто у них нормируются разные параметры для определения класса. По большому счету, единственная разница, что для реактивных самолетов топливо не тестируется и не нормируется по цетановому числу.
      Еще одно отличие — не бывает «летнего» jet fuel'а. Все авиационное топливо должно «работать» до -40.
      И да, сливаемые из реактивных самолетов остатки топлива примерно во всех аэропортах мира используются в качестве топлива для дизельной наземной техники.
      Ну а так как этот дрон на высоту 5+ километров летать не предназначен формально (хотя, вроде, технически проблем с этим быть не должно), то и, технически, нет разницы, использовать дизтопливо или авиационное топливо.


  1. Mishootk
    05.12.2019 12:28

    Фантазируется другой вариант совмещения турбин. На крестообразной симметричной раме располагаются такие же движки. Рама смещена вверх относительно центра тяжести. Одновременная работа движков обеспечивает обычную устойчивость квадрокоптера. В маломощном/аварийном режиме достаточна работа двух противоположных движков. Можно подумать о гиростабилизации (не только контроль, но и управление, использовать маховик с вертикальной осью). При транспортировке грузов подвешенных к крестовине выравнивающий эффект усиливается. Полет на двух турбинках можно рассматривать как основной режим. Вторая пара для высокой грузоподъемности и резерва.


  1. GypsyBand
    05.12.2019 12:54

    Для доставки 15 кг бомбы за 20 км вполне себе нормально, на таких скоростях и малом размере та ещё вундервафля получится


  1. bugigugi
    05.12.2019 12:54

    Восстание машин со звуком турбированного дизеля!!! “Oh, what a day… What a lovely day!”


  1. Tabke
    05.12.2019 13:42

    Не у кого кроме военных для такой вондервафли задач не найдётся, имхо.
    А вот если представить себе рой реактивных вооружённых дронов, управляемых ИИ и согласованно маневрирующих на скоростях 300+км/ч в условиях городской застройки, когда они охотятся за неугодными властям людишками, то на лбу выступает холодный пот.
    Надеюсь не дожить до лицезрения сией эпичности.


    1. WhisperingOak
      05.12.2019 17:16

      Было в «Черном Зеркале», только про наземные дроны а-ля бостон дайнемикс.


    1. tvr
      05.12.2019 17:44

      Надеюсь не дожить до лицезрения сией эпичности.

      Ну до Больших Братьев и Министерств Правды дожили же — значит и Страж-птицы на подлёте.


  1. YMA
    05.12.2019 14:04
    +1

    Нормально, годнота для антиутопии… Улицы, перетянутые китайскими рыболовными сетями за 5 копеек и тонкими стальными струнами. Мощные глушилки на чердаках. Тупые анти-дроны с тепловым наведением, разбрасываемые на перекрестках, и стартующие автоматом на мощных твердотопливных двигателях вдогонку пролетающим умным дронам и поражающие их направленным зарядом с шариками. Мегахлопушки, выбрасывающие в воздух облако фольги, забивающей воздухозаборники и выводящей из строя турбины. Уххх… :)


  1. TransLogistika
    05.12.2019 14:31

    Иногда нужно подключать и экономическую целесообразность. При стоимости 200К чтобы отбить стоимость хотя бы за три года, то ежедневно (грубый подсчет) необходимо иметь клиента с оплатой за услугу ~14 000 рублей + топливо (~1000 рублей) или 10 клиентов по ~1400 рублей + топливо.
    Стоимость отправки логистической компанией такого груза в указаном радиусе в пределах ~700 — ~1200 рублей.
    Таким образом данный аппарат может использоваться только для доставки «незаконных грузов» чтобы на нем можно было заработать.


    1. Mishootk
      05.12.2019 15:09

      Бывают ситуации, когда цена доставки не важна, а нужна лишь возможность или скорость доставки. Возможно я ошибаюсь, но переброска лекарства таким аппаратом может спасти жизнь. Сможет ли этот дрон пройти через такую непогоду, где вертолет не справится?


      1. BJM
        05.12.2019 17:27

        Практически во всех случаях оказывается дешевле и надежнее держать ЗАПАС лекарств, чем уповать на чудесную и страшно дорогую доставку чудодейственного лекарства. Если же даже предположить гипотетически, что другого пути нет, малая автономность в сравнении с более традиционными самолетными схемами ставят крест на этом интересном и громком средстве доставки.


        1. Mishootk
          06.12.2019 11:07

          Да, тут еще ниша для этого аппарата не открылась. Пока эксперименты и фантазии.


          Вижу, что идея подойдет для луны. Там кроме такого способа быстро перекинуть груз между двумя точками ничего нету. Классические схемы посадки могут проигрывать. Да и затачивались они под однократную работу, а не под регулярные перелеты.


          1. Kilorad
            06.12.2019 14:40

            В статье описаны воздушно-реактивные движки. Для Луны не вариант. Если жидкостный ракетный сделать — тогда полетит (а уж малая гравитация обеспечит хорошую дальность)


            1. Mishootk
              06.12.2019 14:59

              Здесь самая фишка в поворотных соплах постоянной тяги и системе управления. Ставь туда хоть ЖРД, хоть ТРД, хоть импеллер — принцип сохраняется.


              1. Kilorad
                06.12.2019 15:22

                Да, модификация нужна минимальная


              1. An_private
                06.12.2019 18:48

                Смысла нет. Поворотные сопла здесь стоят для того, чтобы не крутить турбины и быстро изменять вектор тяги. В вакуумных двигателях никаких турбин быть не может, поэтому двигатели малой тяги как прекрасно и очень быстро дросселируются, так и спокойно могут быть установлены на подвес для управления направлением вектора тяги.


                1. iig
                  06.12.2019 19:26

                  Поворачивать только сопло должно быть сильно проще, чем весь двигатель (гибкие шланги, кабели — все это должно не мешать работе подвеса).


                  1. Igor_O
                    06.12.2019 23:27

                    Кстати, да! Это важный момент! Если для поворота мы используем не серву с тягой, а шестерню и шаговый электродвигатель с датчиками для контроля положения сопла, мы сможем крутить соплом на любые углы в любую сторону без необходимости контроля, сколько раз в какую сторону мы его повернули, чтобы не порвать топливопровод. Все же в топике — устройство для полетов в атмосфере в присутствии гравитации, когда у жлезки есть направление вверх и направление вниз, которые определяются не положением железки в пространстве, а направлением примерно к центру Земли.
                    Кстати, в условиях полетов в сильном гравитационном поле возможность крутить соплами произвольным образом, не считая сколько раз в какую сторону сопло поворачивалось, может быть полезна: Например, случилось страшное. Злой враг, как английский пилот Фау 1, перевернул дрон «вверх ногами». В нынешней конструкции дрон хряпнется с размаху об землю. При возможности крутить соплами во все стороны — продолжит выполнение миссии в перевернутом состоянии. В удобный момент можно подняться чуть выше и флипнуться еще раз.
                    Или вариант отказа одной из турбин/поломки одного из сервоприводов. Тоже возможность повернуть сопло «вверх» — поможет стабилизировать дрона и, как минимум, более-менее мягко приземлиться.


  1. ILya63
    05.12.2019 15:38

    Видео с пролетом над головами на скорости 428 км/ч было бы куда интереснее, а пока похоже они выдают желаемое за действительное.


  1. massmedium
    05.12.2019 16:00

    >патентованной системе управления вектором тяги, известной как H-Configuration
    Сколько пафоса для описании углового соплопатрубка с сервоприводом, лол. Инновации, my ass.


  1. mos911
    05.12.2019 17:07

    Вот это мощщщ! Если это не фейк, то очень впечатляет…


  1. DesertFlow
    05.12.2019 18:22

    Поворотный механизм сопел классный. Но если говорить о скорости, то наверно ракета с одной маршевой турбинкой и поворотными крылышками от сервомашинок будет и быстрее, и экономичнее. Вертикальный взлет прилагается по определению. При желании, вертикальную посадку тоже можно организовать.


  1. axe_chita
    05.12.2019 18:38

    Первоначально когда начал читать почудилось что это чудо работает на дизеле, воображение такой стимпанк нарисовало, но слава богу оказывается что тут просто дизтопливо для турбин применяется.
    Кстати патентованая система векторизации воздушных потоков напомнило ЯК-38. Главное чтоб у дрона как у ЯКа не получилось при рассинхроне или помпаже «В небе реет грозный Як, Як об палубу …уяк!»


  1. wiha
    05.12.2019 23:44

    Только скромно умолчали о ресурсе тех движков, который скорее всего составляет 50 часов. Так что те 80 литров дизеля в час сущие копейки))) Что то мне кажется не отобъет себя даже если наркоту через границу возить.