Tesla запатентовала новую технологию очистки стекол автомобиля. Заявку на патент компания подала ещё в мае. В конце ноября документ был опубликован на сайте Ведомства по патентам и товарным знакам США. Согласно патенту, система будет работать с помощью лазеров.
Система будет отслеживать грязь на стёклах с помощью датчиков в салоне и на кузове автомобиля. Датчик будет оценивать загрязнение, после чего система очистит поверхность лазерным лучом. По планам компании, новая технология не только решит проблему износа щёток обычных дворников, но и не будет требовать вмешательства водителя: система автоматически будет убирать грязь с лобового стекла, боковых стекол и зеркал заднего вида.
Технология также будет контролировать уровень воздействия лазера, чтобы он не повредил стекло и не нанёс травмы водителю или пассажиру. Как указывает CNET, плюс этой системы в том, что она позволяет обходиться без химикатов для чистки стекла.
В патенте также утверждается, что система сканирования в новой технологии будет достаточно «умной», чтобы распознавать объекты, не требующие лазерной очистки — например, если на стекло наклеен какой-либо логотип. Кроме того, указывает патент, систему не запутает солнцезащитный козырёк или другие предметы.
Лазерная система очистки стекол, которую предлагает Tesla, может найти применение не только в автомобильной промышленности. Она смогла бы поддерживать в чистоте солнечные панели на крышах зданий, что, как пишет CNET, важно с экономической точки зрения, потому что у загрязнённой панели солнечной батареи ниже КПД.
«Устройство способно быстро и надежно очистить стекла и солнечные фотоэлектрические установки без использования химикатов», — говорится в патенте.
Тем не менее, в документе не прописано, насколько эффективно система будет справляться с загрязнениями в случае непогоды — сильного дождя или снегопада. Также нет информации о том, будут ли лазеры мешать обзору водителя.
Ранее, в сентябре, компания Tesla запатентовала ещё одну технологию очистки автомобильных стёкол. Вместо традиционных механических дворников в компании предложили использовать электромагнитную систему, которая состоит из «балки» с магнитами, электромагнитного подвижного блока и направляющей. Направляющая контролирует движение стеклоочистителя, а необходимость очистки стекла определяет нейросеть.
В 2018 году Tesla оформила патентную заявку, в которой описала технологию работы автоматизированной системы включения поворотников. В компании объясняли, что необходимость автоматического включения поворотников будет определяться вычислительной платформой. Бортовая система будет способна определять, когда водитель собирается сменить полосу движения или свернуть с дороги.
Комментарии (59)
cyberly
09.12.2019 17:27+4Что-то сосули вспомнились… А вообще интересно: разве лазер может очистить стекло от глины, например?
Wizard_of_light
09.12.2019 17:40
justhabrauser
09.12.2019 23:17+1Можно, естественно.
Один импульс боевого лазера — и грязь отлетает.
А чистое стекло стекает в стеклоприемник.
silvestr22
09.12.2019 17:28+11) Поездил пару лет на тесле — и ослеп.
2) Через пару лет тесле придут 200 тыс исков от 200 тыс слепых водителей — а тесла такая упс — извините.
Бортовая система будет способна определять, когда водитель собирается сменить полосу движения или свернуть с дороги.
Особенно это интересно на фоне того что включать поворотники нужно заранее, а не в момент перестроенияnorguhtar
09.12.2019 18:30Достаточно встроить в стекло светофильтр который отсекает луч лазера. Смотри специальные очки для работы с лазерами.
fougasse
09.12.2019 18:59+1И стоить оно сколько будет?
Я понимаю, что в тёплой Калифорнии камней на дороге не так много, как в более северных широтах зимой, но всё же.
Попал тебе камень и светофильтр уже не работает, т.к. трещина отражает.
Или система детектирует это и просто отключает очистители — замечательный вариант.
На бумаге, конечно, всё красиво, но реальность слегка сложнее, ка мне кажется.
ABATAPA
09.12.2019 17:30+3Лазер? «Как тебе такое, Илон Маск?!»©
Может, в стерильных условиях где-нибудь в Майами это и сработает (нет).
Но точно не у нас…mig126
09.12.2019 18:34Это ж моя машина сверху. :-)
Ехал так вечером 300км. Каждые километров 50 в лучшем случае приходилось останавливаться чтобы отковырять фары и отбить куски грязельда от дворников.
osipov_dv
09.12.2019 17:40Теперь хакерам-киллерам не надо перехватывать управление авто и направлять его в стену, нужно просто настроить лазерные щетки :)
numitus2
09.12.2019 17:42+1Кто-нибудь может пояснить, как лазером можно убрать грязь? Это же не вода которую можно испарить.
hjornson
09.12.2019 18:41Ну, как сказали выше — есть лазерные установки которые счищают ржавчину. Вопрос мощности импульса.
Но если как-то защитить пассажиров от такого еще в принципе можно, то вот что будет с окружающими начиная от прохожих заканчивая случайно посмотревшими дома в окно — дофига вопрос…
Походу это патент ради патента.numitus2
09.12.2019 18:51Ну, как сказали выше — есть лазерные установки которые счищают ржавчину. Вопрос мощности импульса.
Ну так тут не ржавчину с металла удалять, а грязь со стекла. Это разные материалы с разной температурой плавления.
5m1l3
09.12.2019 21:30Как это что будет с окружающими ?! :)), переключаете теслу в ludicrous mode и она не только очищает стекла лазерами, но и отстреливает ими препятствия на вашем пути )
Stalker_RED
09.12.2019 18:56+1То, что лазером можно металл резвать вас не удивляет, а грязь удивляет?
fougasse
09.12.2019 19:10+2Удивляет мощность необходимая для испарения грязи.
И условия применения этой мощности не в закрытом цеху/квалифицированным оператором, а на улице.
И совсем мелочи типа твёрдых частиц, которые останутся после выпаривания этой самой грязи.screwer
10.12.2019 07:56А меня больше фокусировка удивляет. Ф-тета линзы стоят безумных денег даже на смешные, по меркам испарения грязи, мощности.
vsb
09.12.2019 19:10Я предполагаю, что механизм работы следующий: лазером нагревается загрязнение, например до 1000 градусов. Ну или меньше, в общем меньше температуры плавления стекла но ощутимо больше температуры кипения воды. Это вызывает испарение воды, т.е. во-первых грязь становится очень сухой, во-вторых она разрыхляется за счёт испарения мелких капелек воды внутри этой грязи. Ну а дальше предположительно набегающий поток воздуха просто уносит эти сухие выжаренные частицы. На мой взгляд это может эффективно работать в случае небольшого загрязнения, несколько капель грязи прилетело или насекомое разбилось. Если едешь по грязной улице и на тебя постоянно летит грязь из под колёс проезжающих машин, это работать не будет, просто лобовое стекло нагреется до большой температуры и система отключится. Думаю, что дворники в любом случае будут обязательны, а эта система будет их дополнять.
stalinets
09.12.2019 19:52Грязь имеет очень разный состав. Там и частички резины, и органика от насекомых и птиц, и отдушка из незамерзаек, и грязные моторные масла с тосолом и тормозухой, капающие с Камазов, и весь состав окружающей почвы. Что-то возгонится, что-то сгорит. А что-то расплавится и намертво приплавится к стеклу, испортив этим его. Потом, действительно, отражённый луч такой мощности, попав на долю секунды прохожему в глаз, может натворить бед.
fougasse
09.12.2019 20:03Офигеть, они мигалку вмонтируют в свой трак, чтобы его объезжать подальше? А лучше с сиреной, ибо нагревание даже до 200-300 градусов — это жесть на ходу.
Spetros
09.12.2019 17:42В теории штука очень интересная, да и подход оригинальный — раз никто до этого не патентовал. Но на практике реализация упрется в энергоэффективность. Проще и быстрее механически убирать падающую с неба воду, чем ее испарять лазерами. Но как дополнение к классической системе от этого может и будет толк.
numitus2
09.12.2019 17:47Предположим что стекло имеет площадь проекции относительно горизонтального уровня в 1м2. В дождь выпадает 10мм осадков или 10 литров. Для их испарения необходимо 25 мдж энергии, или 8кв*ч. А учитывая что КПД у лазеров не очень большое вся батарея теслы уйдет на эти лазеры.
fougasse
09.12.2019 19:00можно просто греть стекло!
igorp1024
10.12.2019 09:32Если не ошибаюсь, у Форда было лобовое с подогревом (нить внутри стекла). Так вот, если правильно помню, эти лобовые больше подвержены появлению трещин, чем обычные.
tvr
10.12.2019 12:42у Форда было
Это входит в т.н. «зимний пакет» у всех нормальных автопроизволителей, как минимум в виде подогрева зоны парковки дворников.igorp1024
10.12.2019 13:09Нет, нет. Там нить именно в стекле.
Примерmironoffe
11.12.2019 08:36Как раз зимний пакет, на Хёндэ, а значит и на КИА тоже самое. Сомневаюсь что у иных производителей по иному
igorp1024
11.12.2019 10:26Хм, круто. А есть фото или ссылки напосмотреть? Просто всю жизнь считал, что это фишка Форда.
aidarchikable
11.12.2019 12:31У всех современных машин есть подогрев лобового стекла. У фольцвагенов современных сделан плёночный подогрев лобового стекла. Его совсем не видно. По сути многослойное стекло один слой которого умеет греться.
BubaVV
09.12.2019 20:18Смежная тема
chtoes.li/snow-removaltuxi
09.12.2019 20:53Военные впп иногда очищают установленными соплами вниз списанными реактивными двигателями. Толи на Урал ставили, толи на еще что то. Зрелище говорят фантастическое, особенно в темноте.
tuxi
09.12.2019 20:50Испытания надо проводить например на дороге в Астрахань в июне/июле. Иногда слой насекомых такой, что только фейри и помогает. Жирнючие причем некоторые!!!
aidarchikable
10.12.2019 08:29Прямо как у штурмовиков в Republic Commando. Интересно можно ли отменить патент если доказать что фантасты уже придумали реализацию до патентующего?
Mishootk
10.12.2019 09:55Патентование и отсутствие демонстрации прототипа?
Просто заняли место. Патентуется идея, она может быть и неработоспособна. Если кто-то преодолеет все технические сложности и такое устройство предложит, то патент у того, кто первый подсуетился.
KasperGreen
10.12.2019 10:25Думаю эта технология в первую очередь полезна для автопилота. Его камеры обладают крохотными, по сравнению с лобовым стеклом, поверхностями линз.
К моменту когда они свою лазерную технологию допилят, вполне окна могут быть заменены панорамными экранами с AR и гуглопусями.
P.S. Как сейчас свои камеры чистят автопилотные автомобили?
striver
10.12.2019 12:27P.S. Как сейчас свои камеры чистят автопилотные автомобили?
Кожаные мешки своими ручками.KasperGreen
10.12.2019 13:04Значит ли это, что автомобиль не поедет до тех пор пока человек всё не протрёт и остановится если в датчик прилетит грязь? Так не некоторых дорогах — далеко не уедешь
striver
10.12.2019 13:32Скорее всего не уедешь. Люди проводили эксперименты, заклеивали часть камер, ну и автопилот ругался, говорил, что не может быть активирован.
rt3879439
научились делать вечные лазеры?
думаю щетки каждый сезон менять будет куда дешевле, чем лазер раз в 5 лет.
tonad
Зачем вечные? достаточно, что бы жили примерно столько же, сколько сам автомобиль.
fougasse
Т.е. лет 5-7 у них лазеры смогут работать убирая воду с эффективностью обычных дворников довольно регулярно?
Может кто-то прикидывал, сколько энергии нужно, чтобы от сильного дождя быстро очистить хотя бы зону перед водителем?
А от снега?
А сами линзы лазеров?
Вопросы-вопрсы.
Что-то попахивает преувеличением, но интересны детали и физика процесса.
aPiks
Насколько я понял из статьи, лазерами не собираются воду убирать(и я не сильно представляют как лазер может её убрать). Лазерами предполагается чистить стекла от различных загрязнений, вроде пыли или птичьего кала. Я думаю, что о химических жидкостях упомянули именно поэтому.
А как это работает и посмотреть на примеры можно на ютубе. «Cleaning laser» или «очистка стекла лазером» вам в помощь.
fougasse
Вам кажется, что очистить стекло от птичьего кала проще, чем от дождя?
Даже если система каким-то волшебным образом сможет очистить даже от свежего помёта(что очень-очень вряд-ли), кто будет чистить воду в дождь, а снег, а туман, который конденсируется?
А пар на подземных парковках? А простую пыль налипшую после утренней росы?
McHummer1
Правильно говорить не кал, а говно
tvr
Тогда уж гуано, если мы о птичках.
McHummer1
Говно
tonad
Я не знаю сколько работают лазеры на отказ. Если судить с моего дивана, то там проблемы могут быть в электронике, что-то где-то выйдет со строя, или же в оптике, стекла поцарапали. Что первый, что второй случай решается по идее не особо дорого, если будет предусмотрена модульная замена, а не замена всего устройства в сборе, как это сейчас модно. Возможно на Вашем диване другие сведения, почему лазер может быстро выходить из строя.
По поводу особенностей эксплуатации, ИМХО, рано делать выводы до того, как увидим, что именно он будет делать и каким именно образом. Все эти расчеты энергии, и заявления о невозможности выглядят слегка преждевременными.