В последнее время становятся доступными путешествия на яхте. Такие путешествия порой могут быть опасными для яхты, если капитан не обладает необходимым опытом.


Публикую шпаргалку, которую я составлял в течение 2007 года, когда готовился к путешествию на яхте. Она охватывает самые базовые понятия.


Яхтинг это очень полезный вид спорта. На борту яхты умеренные нагрузки. Всегда чистый воздух и чистая тёплая вода вокруг. Диван для отдыха и камбуз и холодильник с полезной едой всегда рядом. За бортом водится вкусная очень свежая и полезная для костей рыба. В гости всегда приплывают дельфины а иногда и киты. На островах можно найти и другую еду и запасы пресной воды.


Наиболее интересная часть этой статьи — перечень всех активных действий в случае возникновения непредвиденной ситуации. Когда думать некогда. Когда все действия надо делать без раздумий на уровне рефлексов. Некоторые из перечисленных способов спасения своей яхты и экипажа не являются тривиальными. Чтобы самостоятельно до них дойти требуются годы опыта работы в море.


Все ситуации я выбрал из статей в подписках за все годы из журналов Катера и Яхты.


Информация публикуется впервые.



Я сожалею, что принимал участие в создании смартфонов. Эти устройства наносят, на мой взгляд, большой вред сообществу. Предлагаю решение проблемы — использовать подобные устройства по назначению. Для управления средства передвижения в реальном мире. Чтоб любоваться не виртуальными пейзажами, а реальными. И чтоб получать информацию из первоисточников, а не фейковые новости.


В связи с развитием промышленности и компьютерной техники, путешествие на яхте становится доступно начинающим любителям и людям со средними физическими и финансовыми возможностями.


Яхтой может управлять один человек благодаря современному такелажу и рангоуту, хорошим верёвкам (лёгким и прочным) и современным приспособлениям и устройствам управления.


Какие должности есть на яхте


  • Человек, только приступивший к изучению морского дела, называется юнгой или экипажем.
  • Человек, прошедший в море более 100 морских миль, называется квалифицированным экипажем.
  • Человек, обладающий специальными знаниями и некоторым опытом в морском деле, называется рулевым — вахтенным, так как ему одному можно доверить яхту.
  • Человек, который в состоянии один управлять современной яхтой, называется шкипером.
  • Далее идёт профессиональный шкипер (работающий за деньги) и капитан (человек с большим практическим опытом).
  • Есть ещё звание адмирала яхты — человек, который всё знает или не знает, но за всё платит.

Также бывают повар, сторож и фотограф-оператор. В последнее время выделилась ещё одна специальность — навигатор или бортовой программист.


Для взаимопонимания в море надо знать названия основных устройств и частей яхты


Корпус яхты делается из пластика, стекловолокна пропитанного синтетическими смолами, металлических и деревянных частей.


Корпус яхты.
Вооружение яхты: такелаж, рангоут и паруса
Нос или Бак
Корма или кокпит — углубление в палубе для размещения экипажа и управления яхтой.
Кокпит делается самоотливной. В кокпите находится румпель — деревянная ручка для управления рулём.


Задняя часть транец, ниже, обращённая к воде — подзор.
От борта к днищу — скула.
Под днищем находится киль — изнутри глубокий узкий колодец, служащий для рассечения потока воды (на спортивных яхтах по-другому).
А к нему снизу присоединяется с помощью винтов — фальшкиль — балласт, служащий для повышения остойчивости яхты (чтобы не переворачивалась).
Место за кокпитом называется ютом.
Ограждения на корме называются пушпитом или релингом.
Внутри корпуса находится салон или кубрик.
Пол кубрика состоит из деревянных пайол, под которыми имеется пространство — трюм или килевой колодец.
Надстройка над каютой называется рубкой.
Крайне-носовая каюта называется форпиком.
В рубке имеются входные и световые люки и иллюминаторы.
Передняя часть носа яхты называется — форштевень.
В корпусе яхты выделяют специальные места для кухни — камбуза и туалета — гальюна.
Три комплекта парусов.


Совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов, называется рангоутом.


Такелаж — снасти, изготовленные из верёвки или стального троса.
Такелаж — подразделяют на стоячий и бегучий.
Утки и полуклюзы.
Погоны и ползуны с блоками шкотов.
Гик, гика-шкот и погон гика-шкота.
Оттяжка гика, риф-штерты, грота-фал и грота-топенант.
Рундуки в кокпите.
Козырёк от воды и ветра.
Гик или бум.
Ограждение мачты — пульпит для того, чтобы работая с парусами не вывалиться за борт.
Релинги и релинговые стойки в стаканах.
Фальшборт.
Шкотовая лебёдка или мельница.
Закрутка стакселя.
Носовой якорь.
Вантовые талрепы.
Закрытый полуклюз.
Кранцы.
Поручни — характерная деталь для яхт, рассчитанных на свежий ветер ;-)
Передвижной вертлюг гика и галс оттяжка.
Роулс (маленький шкив для изменения направления тяги шкотов) на погоне.
Якорная лебёдка.


Паруса


Делаются из лавсана с химическим наполнителем.
Основа и уток.


Шкаторины — задняя, передняя и нижняя.
Углы — галсовый, шкотовый и фаловый.


Риф-банты, риф-штерты, риф-кренгельсы (петли с металлическими кольцами — коушами).
В передний риф-кренгельс продергивается штык-болт, а в задний — риф-шкентель.
Латы и карманы для лат.
Колдунчики и индикаторы.


Мачта


Грот с лик-пазом и гик и топенант.
Основные ванты. Топ-ванты и краспицы.
Стаксель-штаг и бебиштаг.
Топ-штаг (стаксель-леер) или закрутка стакселя.


Позади мачты или на корме:
Ахтерштаг (верхний) и бакштаги (боковые).


Ветер и галсы (курсы) яхты.


Левентик или Противный.
Бейдевинд.
Галфвинд.
Бакштаг.
Фордевинд.


на ветре — предмет, судно или опасность находятся в той стороне, откуда дует ветер;
под ветром — наблюдаемый объект находится в стороне, куда дует ветер; таким же образом
определяются наветренный и подветренный борта;


Галс — положение яхты относительно ветра, когда угол ветра больше нуля.
Яхта идет правым галсом, если ветер дует в правый борт, и левым галсом, когда ветер дует в левый борт.


Международные морские правила предупреждения столкновения и расхождения судов на воде.


Состоят из правил движения, освещения, обмена звуковыми и световыми сигналами.
В последнее время широко используются системы AIS.
Яхта должна быть обязательно застрахована.


  1. Моторная яхта должна уступать дорогу всем не моторным судам.
  2. Безмоторное судно и судно не идущее под парусом должно уступить дорогу парусному судну.
  3. Если идут разными галсами, левый галс должен уступить дорогу другому судну.
  4. Если идут одним галсом, судно на ветре должно уступить дорогу.
  5. Если судно идёт левым галсом и видит другое судно с наветренной стороны, идущее неизвестным галсом, то оно должно уступить ему дорогу.
  6. Коммерческое судно идущее по маршруту навигации имеет приоритет по сравнению со всякими яхтами, даже когда они идут под парусом (просто потому что они не могут остановиться, но на практике они если есть место для манёвра, грузовые суда обходят замеченные ими яхты по дуге в пару миль).
  7. (аналогичное автомобильному) Дай дураку дорогу т.е не рассчитывай на то что шкипер другой яхты рассмотрел какой там у тебя галс и должен теперь уступить дорогу.

Набор событий и действий на яхте:


Можно считать эти эвристики идеей или частью будущего ИИ для автономного судна, способного перемещаться вместе с пассажирами из любого пункта А в пункт Б нашей планеты Земля.


Во время перехода


Если нету денег — надо провести выставку и обратиться к местным жителям.
Кривизну лат можно регулировать натяжением булиня.
Если крупная волна — грот обеспечивает большую тягу.
Для улучшения всхожести на волну — можно в носу убрать койки (а спать можно на парусах).
Необходимо жёсткое крепление мачты в пятнерсе на высокой и короткой волне.
Требуется подняться вверх по реке — требуется моторная лодка.
Для входа в устье реки — требуется дождаться прилива, измерять глубины, предварительно опознав по знакам.
Если развернуться кормой к волне, где длина волны две глубины, а высота 1/10 длины, а от каждой волны 100 кг забортной воды — яхта затонет в течение 3 мин.
При резком ударе гика о ванты — может поломаться мачта поэтому надо привязывать гико-таль к утке на больших яхтах или к вант-путенсам на маленьких.
При пересечении экватора — выдаются шуточные удостоверения с подписью Нептуна.
75 миль от Сингапура до островов Суматры — можно пройти на 10 шлюпках.
Если в салоне чужие голоса — возможно работает магнитофон.
Для маневра на фарватере — надо включить мотор.
Поворот оверштаг — третья часть пути по инерции, скорость должна быть больше одного узла.
Если яхта при повороте получила задний ход — руль надо переложить противоположно повороту.

Если отдан плавучий якорь а волны перехлёстывают через борт — надо убрать плавучий якорь.
От Гибралтара до Канарских островов — 700 миль.
Канарские острова — надо идти в порт Санта-Крус-де-Тенерифе.


Стоянки и ночёвки


При швартовке в плохую погоду — выбрать другое место с подходящими условиями.
Встречный ветер и попутное течение при швартовке — требуется буксир.
Возле одного острова Суматры — голландский пограничный патруль запретил высадку.
Ночевать на берегу экваториального острова не безопасно — надо ночевать на якорной стоянке.
Ночное время — надо ограничить скорость движения.
Если ползёт якорь — надо травить канат.
Сильное течение под высокий пирс — лучше не швартоваться.
Чтобы быстро уйти со стоянки нужен мощный двигатель или якорь должен быть на якорном
канате и только возле якоря на цепи а не целиком на цепи.
При очень сильной прибойной волне и береговом течении — надо идти ночевать в море.
Спать при одиночном плавании можно только в местах с маловероятной встречей с другими судами. Контролировать состояние яхты по звуку и неуловимым факторам — ритму качки, крену, звукам.
Огибая полуостров ночью при неполной луне и плотных тучах — можно принять мили две мористее.
Если нет ни сил не желания поднимать второй якорь — надо уточнить место стоянки, нанести его на карту визуальные ориентиры и их створы, на якорный конец привязывается гирлянда из канистр и ярко-оранжевый рыбацкий буй.
Если яхта стоит в кабельтове от берега — можно подать проводник и по нему может курсировать тузик, перевозя экипаж и грузы.


Перед выходом в море


Требуются современные морские карты.
При прокладке курса — надо учитывать склонение и девиацию.
Требуется расконсервировать двигатель и механизмы, получить карты, уничтожить девиацию корпуса.
Надо закрепить аккумуляторы и другие тяжёлые предметы на случай оверкиля.
Необходимы аварийные закрытия для всех отверстий корпуса и палубы.
Для подготовки к длительному плаванию — надо укрепить корпус, сделать более надёжным плавник руля и заменить такелаж, поставить запасное освещение.


Устранение поломок


Погнута и треснута мачта — требуется её заменить.
Начали рваться паруса, Крен 45-50 градусов — яхте надо возвращаться в марину.
Лопнул ахтерштаг — надо завести на корму спинакер-фал, большие паруса нести нельзя.
Если повреждён корпус выше ватерлинии — надо его заделать эпоксидкой и стеклотканью.
При поломке двигателя — нужны слесарные станки или запчасти.
Если сломался руль — нужен аквалангист для починки.
Если судно кто-то повредил и не хочет покрывать ущерб — надо обратиться в суд.
Если сломался гик — можно оттянуть грот, проведя гроташкот через кормовой релинг.
Если сломался руль — можно использовать металлическое ведро или парусную кису закреплённые на канате за кормой для управления яхтой.
В случае поломки яхты — надо бороться за её живучесть, так как яхта надёжнее спасательного плота.
Если рвётся кренгельс рифбанта — надо убрать грот.


Снятие с мели


Если гребень волны скручивается — значит под ним мель.
Буксировочный трос — надо заложить в районе краспиц или болоков стаксель фалов и дополнительные ванты со стороны, противоположной крену.
Если плотно села на мель — вокруг корпуса заводят брагу (Это такой большой толстый канат, который подвязан к фальшбортам или стаканам, чтобы не соскальзывал вниз).
Если яхта коснулась грунта — надо аварийно делать поворот оверштаг: шкоты стакселя отдают, грот выбирают втугую, в левентик выносят на ветер стаксель, футштоком разворачивают нос от мели, на новом галсе выбирают втугую шкоты для создания максимального крена и дрейфа, экипаж пересаживают на подветренный борт.
Если яхта села на грунт — надо убедиться что нет течи в трюме, если есть устранить, затем сниматься с мели.
Если ветер затаскивает яхту больше на мель — заводят на ветер якори гуском, тот что больше должен находиться ближе к яхте.
Если судно село на мель — можно дать задний ход и начать раскачивать его, описывая малыми катерами круги вокруг него.


Северные моря


Прибойная волна возле Охотска — выше человеческого роста.
Охотское море — одно из самых неспокойных из морей бывшего СССР.
Лето в Охотском море — нужна меховая одежда.
Переход от Владивостока до Петропавловска через Охотск — занял месяц.
Если вблизи льдин крупная зыбь на море мешает маневрировать — можно углубиться на 50 метров в ледовое поле и сделать необходимый манёвр.
Чтобы своевременно увернуться от льдин — надо работать не только рулём, но и парусами.


Еда


Если вода начала портиться — надо её оздоровить хлоркой или пропустить через доморощенные фильтры.


Чтобы сделать котлеты — можно использовать тушёнку.


Рецепт свежих лепёшек — Заводим кислое тесто на сухих дрожжах. Греться его ставим на солнцепёк, и тесто хорошо поднимается.


Аварийный запас: продовольствие и спички — надо держать в целлофановых пакетах и пластиковых бутылках.


Яйца кайр годятся в пищу.


Из морских ежей можно сварить отвар, и использовать как основу для супа, добавив любые овощи или съедобные водоросли.


Проблемы со здоровьем


Если планируется не поездка пассажиром вдоль берега от марины к марине с долгими стоянками, а что-то больше похожее на многодневный переход по теплому морю, то всем кандидатам в команду рекомендуется пройти курсы оказания первой неотложной помощи.


Аптечка — стерильный бинт, вата, марля, салфетки, бактерицидный и обычный
пластырь, йод, перекись водорода, клей БФ-6, простуда и температура: аспирин,
стрептоцид (снять с производства), амидопирин, сульфадимезин, для желудка:, бесалол, беластезин, анбитал, энтеросептол, фталазол, корвалол, для сердца: нитроглицерин, валидол (не рекомендуют), обезболивающие: пиронал, анальгин, пирамидон, нашатырный спирт, вазелин, синтомициновая эмульсия, марганцовка, эластичный бинт, жгут, ножницы, пинцет.


Открытая рана — промыть перекисью (или хлоргексидином или мирамистином если они есть), кожу вокруг смазать йодом, перевязка или жгут и записку с временем наложения жгута, но не более чем на 2 часа, чтобы не омертвела конечность.


Ожог — синтомициновая эмульсия (или хлоргексидином или мирамистином) и первое время пока место ожога не подсохнет не перевязывать.


Отравление — кипячёная вода и немного марганцовки, далее крепкий чай, не есть.
Марганцовка при отравлении — сомнительно и опасно для слизистой. Лучше с той же целью промывание желудка: литр тёплой воды, два пальца в рот. Повторить.


Длительные расстройства желудка — энтеросептол или фталазол.


Опасность морских гадов — от медуз до моллюсков — но те, кто занимается ещё и дайвингом, как правило, проинструктированы о том, что ничего трогать нельзя, особенно, если оно безумно красивое. Да и помощь на месте оказать вряд ли получится.


Падение за борт


Если во время шторма были спасены люди из другой яхты — после оказания им помощи и отпаивания тёплыми напитками надо усадить их на пайолы для понижения центра тяжести яхты.


В случае падения в воду — надо иметь спасательный жилет, быть тепло одетым, вдох надо делать до погружения в воду, застегнуть все пуговицы, нужно оставаться неподвижным, поджать скрещенные руки и колени, надо верить что спасёшься.


Человек после холодного купания (гипотермии) — снять мокрую одежду и заменить сухой, дать попить чего-нибудь горячего и сладкого, дать возможность отдохнуть в тёплом помещении.


После длительного переохлаждения — осторожно перенести в тёплое помещение, не сразу снять одежду. Если снаружи дать ему что-то тёплое (не просто накрыть пледом, а электро одеялом или грелками), то рецепторы дадут сигнал, что «всё, организм согрелся» — холодная кровь хлынет к сердцу и мозгу и человек умирает. Положить лицом вверх, наклонив голову немного вниз (если нет рвоты) для прилива крови к мозгу, если с трудом дышит надо сделать искусственное дыхание, посадить в таз с очень тёплой водой (руки и ноги вне воды) или приложить горячие полотенца к голове, шее, паху, груди и животу или согреть теплом другого здорового тела.


Если утопающий был под водой 5-6 минут — надо делать искусственное дыхание, если зрачки сузились и появилось дыхание — сбрызнуть лицо и грудь холодной водой и дать понюхать нашатырный спирт, обогреть сухой одеждой, одеялом и грелками.


IMHO При более длительном нахождении под водой — надо сделать всё что указано выше, сохранять голову в тепле, продолжать растирать тело. IMHO


Ветер


При ветре — спасательные жилеты должны быть надеты.


Когда погода портится и невозможно нести паруса — надо ложиться в дрейф.


Если в южном море штормовой северный ветер, белые буруны и россыпи пены а ванты гудят — надо заменить на ночь генуэзский стаксель на рабочий стаксель.


Если сильный ветер — надо убрать парус с бушприта (геную).


В мае и августе на Онежском озере дует бриз — днём с воды, вечером с суши.


Ветер от 45 до 120 градусов — ставится генуэзский стаксель или генуя.


Если ветер имеет вкус — можно определить его направление.
Горьковатая солёность — западный, вест.
Сухость, морского запаха меньше — северо-западный, норд-вест.
Влажный, соль — зюйд-вест мокрик.


При первых признаках шквала — надо уходить от него в сторону или укрыться за островами.
Если шквал выжимает судно на сушу — надо использовать якорь с канатом на 10 глубин.


Ветер до 4 баллов — основной грот и большая генуя, на полных курсах добавлялись бизань и большой апсель, на фордевинде спинакер и низкий подспинакерный стаксель и бизань, апсель только для галфинда.


Ветер от 5 до 6 — геную заменяют кливером, спинакер заменяют двумя передними кливерами на разных штагах (на ветер вносили геную, а на подветренную сторону шёл кливер, оба могут распираться спинакер-гиками, при заходах ветра какой-то из них убирается).


Ветер больше 6 баллов — убирается основной грот и ставится штормовой, вместо кливера ставится низкая генуя.


При полном курсе в шторм — штормовой грот несём зарифленным на один ряд, при крутом
грот зарифливается в два ряда.


Во время шторма — зарифленный штормовой грот, или без него, или с триселем, штормовой стаксель.


При сильном штормовом галфвинде — только штормовой стаксель и бизань.


Для избегания столкновения с волнами — нужно внимательно следить за ветром,
волнением и течением и, в случае неблагоприятного сочетания, сбавлять ход и уходить со стержня течения.


Если яхта идёт устойчиво в бейдевинд под углом 35 градусов к вымпельному ветру — на волнении этот угол увеличивается до 50.


Шквал — требуется устройство для сброса шкотов (на катамаранах).


При сильном попутном ветре — надо поставить штормовой стаксель и выбрать его в ДП яхты, а с кормы вытравить длинный конец или плавучий якорь.


При усилении ветра — стаксель заменяем толбоем.


Подход тайфуна — установка рейкового стакселя и штормового триселя.


Чтобы пережить сильный шторм — надо его ожидать, точьно определять положение яхты, тщательно вести записи в судовом журнале, отмечать изменение погоды в журнале, внимательно следить за изменением ветра в течении времени, не пропускать сеансы прогноза погоды.


Для предсказания погоды на раннем этапе — надо отслеживать формирование циклона на синоптической карте.


Признаки ухудшения погоды — перистые облака, закрученные ветроворотом, заслонённые кучевыми облаками, часть неба стала чёрной и пришёл ветер.


Если ветер поворачивает против часовой стрелки через север с северо-востока и
усиливается на 5 м/с и барограф двигается вниз а циклон перемещается на север — надо готовиться к шторму и постоянно вести наблюдение за ветром.


Чтобы определить где находится центр циклона — надо встать лицом к ветру.


Книги


Чтобы совершить кругосветное путешествие — надо читать книги всемирно известных яхтсменов-одиночек — Слокама, Чичестера, Нокс-Джонстона, Льюиса.


Заключение


Яхтинг это технический вид спорта. Современная яхта не может выйти со стоянки без программиста-навигатора. Яхта зависит от погоды, от циклонов и антициклонов. Но благодаря современным средствам связи, возможно получать правдивые прогнозы погоды прямо в море. Правда состояние радиоканала так же зависит от состояния атмосферы. Для расчёта параметров оптимальной связи применяются различные модели физических процессов в атмосфере.


Ведь, например, смерч это природный униполярный двигатель. Который под действием электрического импульса самораскручивается и выделяет какое-то время огромную энергию при общем похолодании окружающего воздуха.