Привет, Хабр. Меня зовут Михеев Илья, я back-end разработчик в компании FINCH. Сегодня я расскажу о том, как простые люди попадают в IT, почему в «Сбере» на «Каширке» все плохо, а заодно расскажу почему молодые ученые уходят в IT.
Думаю, что последняя тема больная для многих, и я такой не один. Это настоящая проблема. Поэтому, буду рад, если вы поделитесь своим опытом в комментариях.
Я учился в МИФИ и по образованию я физик, но скажу сразу: с наукой у меня пока сложно. Когда я учился в школе, я очень хотел стать инженером. Мне было интересно возиться с различными схемами, механизмами и не особо интересно с тем, что связано с программированием и подобными вещами. Об IT я не думал.
Я любил фантастику и был весьма впечатлительным ребенком. Моей мечтой было создание летающего автомобиля. Как я рассуждал? Сейчас попаду в авиационный институт, отучусь, придумаю новый двигатель — и мои машины будут летать. Будет круто — вот такие наивные были мечты.
Конечно, тогда я не думал о том, что огромное количество людей уже бились над подобной проблемой. Я вырос — фантазии рассеялись. Тем не менее под конец старшей школы я все равно собирался пойти в авиационный. Мне активно рекомендовали физтех — МФТИ в Долгопрудном, — где по моим убеждениям достаточно сложно учиться и МИФИ — где тоже физика и технологии, но он поближе. Про последний я ничего не знал, а когда впервые поехал туда подавать документы в июле то не дошел, наверное, 50 метров до входа. Помню, что я очень долго шел от метро — и когда подошел к зданию, не поняв, что это и есть МИФИ, развернулся обратно и поехал домой.
Перед этим я уже подал документы в МАИ, МЭИ, МАДИ, и думал, что все — больше никуда не пойду. Но что-то не давало мне покоя, и я решил: «Надо все-таки дойти до МИФИ и подать документы туда». Пошел — и подал на ядерную физику и технологии.
Вообще никак не связано с авиацией, верно? В том-то и дело — моя жизнь повернулась так, что я не пошел ни в какую авиацию. Когда я зашел в МИФИ, то увидел большое количество улыбающихся мне людей — девушки и парни, активно агитирующие за свои направления. Там была физика плазмы, ядерная физика, лазерная физика и т.д. Я совершенно не представлял, что за всем этим скрывается, но пафосные и умные слова вскружили мне голову.
Что было дальше? Я ушел оттуда в первый же год.
На самом деле, всего через пару месяцев учебы я отчислился, потому что не выдержал нагрузки. У меня не было какой-то специальной подготовки по математике и физике, обычная средняя школа, поэтому мне было тяжело учиться. Я неплохо начал, но мне приходилось постоянно сидеть до утра и учить. Родители за меня очень сильно переживали: «Как-то слишком все сложно, может, тебе не стоило туда поступать». И в итоге меня это подкосило. Сначала я перестал ходить на пары, а потом понял, что уже не успею закрыть долги. Отчислился и решил идти в армию.
Уравнения математической физики
Но в декабре мою апатию как рукой сняло — я понял, что ни в какую армию я не хочу, да и призыв уже кончился. Я решил пойти работать на завод. Так я стал электромонтажником в 18 лет — собирал контрольно-распределительные шкафы для нефтегазоперерабатывающих предприятий под брендом одной известной швейцарско-шведской корпорации. Условия были нормальными, но я работал за 20 000? в месяц. Через пару месяцев я понял, что это не для меня. Вот прямо совсем.
И что в итоге? Понял, что надо брать себя в руки и продолжать учиться. План был прост — надо перепоступить. Я купил вузовские учебники по математике, физике, сидел на работе и решал задачи в обеденный перерыв, готовился. Я хотел перепоступить в МИФИ, причем на то же самое направление. Как говорится «одного раза не хватило, чтобы понять». Так в 2014 году я по общему конкурсу на основе баллов ЕГЭ второй раз поступил на бюджет.
Моим учебным направлением в МИФИ была физика конденсированного состояния. Это раздел физики, который по сути занимается изучением материи на наномасштабах. Однако, я занимался изучением волн в упругих средах, в верхних частях земной породы. Подобные волны могут быть вызваны, например, землетрясениями. Вот вам и очередной поворот судьбы в изучении окружающего мира. Согласитесь, масштабы земной тверди сильно отличаются от молекулярных :)
Учиться было сложно, ровно так же, как и в первый раз. Первый курс был настоящим адом и я его толком не помню. Я был откровенным троечником — но не потому, что я халявил где-то, а просто потому, что мне было сложно и я многого не понимал.
В общем, в какой-то момент я понял, что также необходимо развиваться в других направлениях — и сфокусировался на разработке. Я изучал языки программирования с 1-го курса, вернее, пытался изучать — до чего-то серьезного дело не доходило.
В конце 4-го курса мой друг начал изучать Java — он постоянно читал книги, но чего-то серьезного на нем не писал. Однажды он спросил меня: «Пойдем вместе в школу Сбербанка?». Первая моя реакция, когда услышал про Java: «Блин, на Java же какие-то мобильные игры раньше разрабатывались, зачем нам это?». Я даже не думал о том, а что сейчас разрабатывается на Java — это уже потом я выяснил, что на нем можно писать замечательные вещи. В общем, я тоже стал заниматься, но без особого энтузиазма — не видел для себя профита в этом.
Место собеседования в «Сбербанке»
В школе «Сбербанка» нам дали тест: 40 вопросов на 30 минут. Понятно, что это был некоторый стресс-тест, но мы справились. А потом было собеседование — по закону подлости, моего друга собеседовали 30 минут, а меня 3 часа. Хотя, это вполне объяснимо — я плохо разбирался в языке и не мог ответить ничего адекватного на поставленные вопросы.
В школу меня все-таки взяли. Мы честно отходили на занятия, хотя половину времени было ничего не понятно — нам рассказывали про какой-то кровавый энтерпрайз. Мы сделали проект и были одними из тех немногих, кто дожил до конца. После этого нам сказали: «Ребята, все отлично. Мы вас позовем на собеседование». И позвали. На собеседовании были ровно те же люди, и они так же три часа меня «допрашивали». Какая-то групповуха, коллективное бессознательное, которое мучало нас, претендующих на позицию джуна.
После того как я прошел техническое собеседование, а потом еще отдел безопасности, я поговорил за жизнь с руководителем отдела, я попал на работу в «Сбербанк». У «Сбербанка» есть крутой Agile офис на Кутузовском проспекте, но я работал в офисе на Каширском шоссе, недалеко от моего вуза. Отвлечься на время раздумий в этом офисе было особо не на что: с одной стороны светло серые стены с другой светло зеленые.
Тот самый Agile-офис
Работа началась с того, что первую неделю мне никак не могли выдать компьютер. Мы с другом устраивались вдвоем и нас в базе где-то попутали, подумали, что мы один человек и неделю творилась такая неразбериха. Вторую неделю я просто смотрел код. Мне сразу дали большую и сложную задачу, но проблема в том, что за мной особо никто не следил — мне дали наставника, который не смотрел на то, что я делал.
Я разбирался с задачей 2 или 3 месяца. Мне нужно было за короткий срок уложить в голове много вещей. И скажу честно, я очень много говнокодил — хоть и старался делать честно у меня не очень хорошо получалось. К чему это привело? Когда моя задача выходила в продакшн, проект упал. Заблокировалась база. Возможно, у меня не возникало каких-то правильных вопросов относительно архитектурных решений, и я плохо разобрался в тонкостях.
Через 10 месяцев я захотел уйти, решил, что это бездна или яма — консервативный стек, нет новых технологий и нет никакого развития. Задачи плюс-минус одного сорта. Может конечно я мало поработал. Я мог перейти на другой проект, и я где-то понимал, что в Сбере есть огромное количество других команд и мне еще может все понравиться. Но мне не особо хотелось что-то искать, да и финансовая сфера все же не мое: все эти проводки, кассеты и банкоматы.
Тогда мы с другом поставили цель — сменить работу как можно быстрее. Замахнулись на Яндекс, Mail и другие продуктовые компании. Готовились к собеседованиям, помогали друг другу. Друг проходил первый, так как у него было больше мотивации. Его откровенно раздражала работа в Сбере.
В итоге, на его резюме откликнулись рекрутеры Яндекса. Когда он проходил скайп интервью, то я сидел рядом, подсовывал что-то, где-то помогал. По очным интервью он все успешно прошел сам и получил оффер. Сейчас он там. Я тоже рассчитывал на то, что сейчас также просто залечу в Яндекс, но не получилось. Завалился на алгоритмах, хотя там были весьма простые вопросы. Это поставило крест на всем дальнейшем.
Я проработал еще месяц в «Сбере», а потом откликнулся в FINCH. Успешно прошел и теперь я здесь. Сейчас все круто, мне нравится. Даже Столото не так достает, как я думал. Главное — мне есть что изучать и куда развиваться. Возможно, у меня не получится в будущем прийти к своей мечте зато за плечами будет отличный опыт построения высоконагруженных систем.
Рабочее место в FINCH
Честно скажу – IT мне не нравится. Я понимаю, что я могу в этом направлении развиваться, зарабатывать деньги — но я от этого не фанатею. Для меня это какой-то промежуточный этап, способ сделать карьеру. Несмотря на нелюбовь к IT идеальным вариантом для меня было бы наличие собственной компании, которая бы вела исследования на стыке информационных и естественнонаучных дисциплин(ха, опять наивные мечты). При этом лично я хотел бы продолжать заниматься реальной наукой, и скорее всего, даже, быть преподавателем в вузе.
В России, как известно, есть система грантов — то есть выделение средств государством на проведение исследований или различных работ, которые связаны с исследованиями. О расходовании этих средств есть определенная форма отчетности. Однако, случается, что гранты успешно пилятся и используются в качестве денежной компенсации сотрудникам. Многих такой заработок устраивает.
C другой стороны, их выдают за не очень значимые вещи, буквально за каждую мелкую статью. Что мотивирует скорее включать станок по производству статей с чуть измененными начальными данными, чем рождать на свет какие-то статьи с какими-то действительно значимыми результатами.
Кому-то это нравится, мне нет — это как-то несерьезно. Хочется делать серьезные проекты, а не думать о том, как выжить, занимаясь бюрократией и заполняя постоянные заявки на гранты. Это проблема всей нашей научной системы. Людям, которые занимаются наукой, просто приходится под это подстраиваться. Психологически это в голове выглядит так, как будто ты был крутым историком, но ушел потом работать в Макдональдс.
При том, что ученым, по сути, не нужно огромного количества денег. Наличие грамотной кредитной системы, при которой молодой ученый имея нормальную зарплату, мог бы взять жилье в рассрочку и оплачивать его спокойно, отчасти помогло бы решить проблему миграции мозгов из одной сферы в другую.
У людей, которые распределяют деньги совсем другие интересы(привет РФФИ). В России очень сильно развито кумовство во всех организациях — это система. Поэтому все так грустно. По сути, современная наука — это политика государств. И то, что люди из фундаментальных наук идут в IT — это следствие политики государства, к сожалению.
Не могу сказать, что в нашей стране все совсем уж плохо. Какому-то числу людей удается ездить на стажировки за рубеж, к примеру, на БАК(Большой Адронный Коллайдер), или в другие зарубежные исследовательские центры, где они проходят практику и получают за это стипендию/зарплату. Тем не менее возвращаясь обратно в родную Alma Mater они становятся сотрудниками/инженерами кафедр с относительно невысокими зарплатами.
Кто-то скажет: «Не нравится? Вали!». Я не могу сделать этого по ряду причин.
Напоследок отвечу на главный вопрос HR: «Кем я вижу себя через 5 лет?». Вряд ли я буду Java-разработчиком, если уж оставаться в IT, то я бы ушел в область data science и машинного обучения. Мне кажется эта сфера была бы более интересной для меня, с другой стороны эти предположения могут оказаться ложными, как случалось не раз. Но я очень надеюсь, что мне получится найти в себе мотивацию встать обратно на тот путь с которого я сошел.
Думаю, что последняя тема больная для многих, и я такой не один. Это настоящая проблема. Поэтому, буду рад, если вы поделитесь своим опытом в комментариях.
Путь науки тернистый и сложный
Я учился в МИФИ и по образованию я физик, но скажу сразу: с наукой у меня пока сложно. Когда я учился в школе, я очень хотел стать инженером. Мне было интересно возиться с различными схемами, механизмами и не особо интересно с тем, что связано с программированием и подобными вещами. Об IT я не думал.
Я любил фантастику и был весьма впечатлительным ребенком. Моей мечтой было создание летающего автомобиля. Как я рассуждал? Сейчас попаду в авиационный институт, отучусь, придумаю новый двигатель — и мои машины будут летать. Будет круто — вот такие наивные были мечты.
Конечно, тогда я не думал о том, что огромное количество людей уже бились над подобной проблемой. Я вырос — фантазии рассеялись. Тем не менее под конец старшей школы я все равно собирался пойти в авиационный. Мне активно рекомендовали физтех — МФТИ в Долгопрудном, — где по моим убеждениям достаточно сложно учиться и МИФИ — где тоже физика и технологии, но он поближе. Про последний я ничего не знал, а когда впервые поехал туда подавать документы в июле то не дошел, наверное, 50 метров до входа. Помню, что я очень долго шел от метро — и когда подошел к зданию, не поняв, что это и есть МИФИ, развернулся обратно и поехал домой.
Перед этим я уже подал документы в МАИ, МЭИ, МАДИ, и думал, что все — больше никуда не пойду. Но что-то не давало мне покоя, и я решил: «Надо все-таки дойти до МИФИ и подать документы туда». Пошел — и подал на ядерную физику и технологии.
Вообще никак не связано с авиацией, верно? В том-то и дело — моя жизнь повернулась так, что я не пошел ни в какую авиацию. Когда я зашел в МИФИ, то увидел большое количество улыбающихся мне людей — девушки и парни, активно агитирующие за свои направления. Там была физика плазмы, ядерная физика, лазерная физика и т.д. Я совершенно не представлял, что за всем этим скрывается, но пафосные и умные слова вскружили мне голову.
Что было дальше? Я ушел оттуда в первый же год.
На самом деле, всего через пару месяцев учебы я отчислился, потому что не выдержал нагрузки. У меня не было какой-то специальной подготовки по математике и физике, обычная средняя школа, поэтому мне было тяжело учиться. Я неплохо начал, но мне приходилось постоянно сидеть до утра и учить. Родители за меня очень сильно переживали: «Как-то слишком все сложно, может, тебе не стоило туда поступать». И в итоге меня это подкосило. Сначала я перестал ходить на пары, а потом понял, что уже не успею закрыть долги. Отчислился и решил идти в армию.
Уравнения математической физики
Но в декабре мою апатию как рукой сняло — я понял, что ни в какую армию я не хочу, да и призыв уже кончился. Я решил пойти работать на завод. Так я стал электромонтажником в 18 лет — собирал контрольно-распределительные шкафы для нефтегазоперерабатывающих предприятий под брендом одной известной швейцарско-шведской корпорации. Условия были нормальными, но я работал за 20 000? в месяц. Через пару месяцев я понял, что это не для меня. Вот прямо совсем.
И что в итоге? Понял, что надо брать себя в руки и продолжать учиться. План был прост — надо перепоступить. Я купил вузовские учебники по математике, физике, сидел на работе и решал задачи в обеденный перерыв, готовился. Я хотел перепоступить в МИФИ, причем на то же самое направление. Как говорится «одного раза не хватило, чтобы понять». Так в 2014 году я по общему конкурсу на основе баллов ЕГЭ второй раз поступил на бюджет.
Перепоступление и первая работа в IT
Моим учебным направлением в МИФИ была физика конденсированного состояния. Это раздел физики, который по сути занимается изучением материи на наномасштабах. Однако, я занимался изучением волн в упругих средах, в верхних частях земной породы. Подобные волны могут быть вызваны, например, землетрясениями. Вот вам и очередной поворот судьбы в изучении окружающего мира. Согласитесь, масштабы земной тверди сильно отличаются от молекулярных :)
Учиться было сложно, ровно так же, как и в первый раз. Первый курс был настоящим адом и я его толком не помню. Я был откровенным троечником — но не потому, что я халявил где-то, а просто потому, что мне было сложно и я многого не понимал.
В общем, в какой-то момент я понял, что также необходимо развиваться в других направлениях — и сфокусировался на разработке. Я изучал языки программирования с 1-го курса, вернее, пытался изучать — до чего-то серьезного дело не доходило.
В конце 4-го курса мой друг начал изучать Java — он постоянно читал книги, но чего-то серьезного на нем не писал. Однажды он спросил меня: «Пойдем вместе в школу Сбербанка?». Первая моя реакция, когда услышал про Java: «Блин, на Java же какие-то мобильные игры раньше разрабатывались, зачем нам это?». Я даже не думал о том, а что сейчас разрабатывается на Java — это уже потом я выяснил, что на нем можно писать замечательные вещи. В общем, я тоже стал заниматься, но без особого энтузиазма — не видел для себя профита в этом.
Место собеседования в «Сбербанке»
В школе «Сбербанка» нам дали тест: 40 вопросов на 30 минут. Понятно, что это был некоторый стресс-тест, но мы справились. А потом было собеседование — по закону подлости, моего друга собеседовали 30 минут, а меня 3 часа. Хотя, это вполне объяснимо — я плохо разбирался в языке и не мог ответить ничего адекватного на поставленные вопросы.
В школу меня все-таки взяли. Мы честно отходили на занятия, хотя половину времени было ничего не понятно — нам рассказывали про какой-то кровавый энтерпрайз. Мы сделали проект и были одними из тех немногих, кто дожил до конца. После этого нам сказали: «Ребята, все отлично. Мы вас позовем на собеседование». И позвали. На собеседовании были ровно те же люди, и они так же три часа меня «допрашивали». Какая-то групповуха, коллективное бессознательное, которое мучало нас, претендующих на позицию джуна.
Побег из «Сбера» и FINCH
После того как я прошел техническое собеседование, а потом еще отдел безопасности, я поговорил за жизнь с руководителем отдела, я попал на работу в «Сбербанк». У «Сбербанка» есть крутой Agile офис на Кутузовском проспекте, но я работал в офисе на Каширском шоссе, недалеко от моего вуза. Отвлечься на время раздумий в этом офисе было особо не на что: с одной стороны светло серые стены с другой светло зеленые.
Тот самый Agile-офис
Работа началась с того, что первую неделю мне никак не могли выдать компьютер. Мы с другом устраивались вдвоем и нас в базе где-то попутали, подумали, что мы один человек и неделю творилась такая неразбериха. Вторую неделю я просто смотрел код. Мне сразу дали большую и сложную задачу, но проблема в том, что за мной особо никто не следил — мне дали наставника, который не смотрел на то, что я делал.
Я разбирался с задачей 2 или 3 месяца. Мне нужно было за короткий срок уложить в голове много вещей. И скажу честно, я очень много говнокодил — хоть и старался делать честно у меня не очень хорошо получалось. К чему это привело? Когда моя задача выходила в продакшн, проект упал. Заблокировалась база. Возможно, у меня не возникало каких-то правильных вопросов относительно архитектурных решений, и я плохо разобрался в тонкостях.
Через 10 месяцев я захотел уйти, решил, что это бездна или яма — консервативный стек, нет новых технологий и нет никакого развития. Задачи плюс-минус одного сорта. Может конечно я мало поработал. Я мог перейти на другой проект, и я где-то понимал, что в Сбере есть огромное количество других команд и мне еще может все понравиться. Но мне не особо хотелось что-то искать, да и финансовая сфера все же не мое: все эти проводки, кассеты и банкоматы.
Тогда мы с другом поставили цель — сменить работу как можно быстрее. Замахнулись на Яндекс, Mail и другие продуктовые компании. Готовились к собеседованиям, помогали друг другу. Друг проходил первый, так как у него было больше мотивации. Его откровенно раздражала работа в Сбере.
В итоге, на его резюме откликнулись рекрутеры Яндекса. Когда он проходил скайп интервью, то я сидел рядом, подсовывал что-то, где-то помогал. По очным интервью он все успешно прошел сам и получил оффер. Сейчас он там. Я тоже рассчитывал на то, что сейчас также просто залечу в Яндекс, но не получилось. Завалился на алгоритмах, хотя там были весьма простые вопросы. Это поставило крест на всем дальнейшем.
Я проработал еще месяц в «Сбере», а потом откликнулся в FINCH. Успешно прошел и теперь я здесь. Сейчас все круто, мне нравится. Даже Столото не так достает, как я думал. Главное — мне есть что изучать и куда развиваться. Возможно, у меня не получится в будущем прийти к своей мечте зато за плечами будет отличный опыт построения высоконагруженных систем.
Рабочее место в FINCH
Разработка ради нужды
Честно скажу – IT мне не нравится. Я понимаю, что я могу в этом направлении развиваться, зарабатывать деньги — но я от этого не фанатею. Для меня это какой-то промежуточный этап, способ сделать карьеру. Несмотря на нелюбовь к IT идеальным вариантом для меня было бы наличие собственной компании, которая бы вела исследования на стыке информационных и естественнонаучных дисциплин(ха, опять наивные мечты). При этом лично я хотел бы продолжать заниматься реальной наукой, и скорее всего, даже, быть преподавателем в вузе.
В России, как известно, есть система грантов — то есть выделение средств государством на проведение исследований или различных работ, которые связаны с исследованиями. О расходовании этих средств есть определенная форма отчетности. Однако, случается, что гранты успешно пилятся и используются в качестве денежной компенсации сотрудникам. Многих такой заработок устраивает.
C другой стороны, их выдают за не очень значимые вещи, буквально за каждую мелкую статью. Что мотивирует скорее включать станок по производству статей с чуть измененными начальными данными, чем рождать на свет какие-то статьи с какими-то действительно значимыми результатами.
Кому-то это нравится, мне нет — это как-то несерьезно. Хочется делать серьезные проекты, а не думать о том, как выжить, занимаясь бюрократией и заполняя постоянные заявки на гранты. Это проблема всей нашей научной системы. Людям, которые занимаются наукой, просто приходится под это подстраиваться. Психологически это в голове выглядит так, как будто ты был крутым историком, но ушел потом работать в Макдональдс.
При том, что ученым, по сути, не нужно огромного количества денег. Наличие грамотной кредитной системы, при которой молодой ученый имея нормальную зарплату, мог бы взять жилье в рассрочку и оплачивать его спокойно, отчасти помогло бы решить проблему миграции мозгов из одной сферы в другую.
У людей, которые распределяют деньги совсем другие интересы(привет РФФИ). В России очень сильно развито кумовство во всех организациях — это система. Поэтому все так грустно. По сути, современная наука — это политика государств. И то, что люди из фундаментальных наук идут в IT — это следствие политики государства, к сожалению.
Не могу сказать, что в нашей стране все совсем уж плохо. Какому-то числу людей удается ездить на стажировки за рубеж, к примеру, на БАК(Большой Адронный Коллайдер), или в другие зарубежные исследовательские центры, где они проходят практику и получают за это стипендию/зарплату. Тем не менее возвращаясь обратно в родную Alma Mater они становятся сотрудниками/инженерами кафедр с относительно невысокими зарплатами.
Кто-то скажет: «Не нравится? Вали!». Я не могу сделать этого по ряду причин.
- Я среднестатистический студент/молодой ученый, который не может просто взять и переехать за рубеж, потому что считаю, что попаду впросак, если буду недостаточно компетентен в каких-то вопросах.
- Я попросту не хочу никуда уезжать. Я считаю, что моя Родина сама должна быть центром притяжения ученых со всего мира. И вообще быть центром инвестиций, поскольку в России есть большое количество людей, которые их — этих инвестиций, достойны.
Напоследок отвечу на главный вопрос HR: «Кем я вижу себя через 5 лет?». Вряд ли я буду Java-разработчиком, если уж оставаться в IT, то я бы ушел в область data science и машинного обучения. Мне кажется эта сфера была бы более интересной для меня, с другой стороны эти предположения могут оказаться ложными, как случалось не раз. Но я очень надеюсь, что мне получится найти в себе мотивацию встать обратно на тот путь с которого я сошел.
one-two
Все в истории было хорошо, до этих слов:
Arastas
Даже чуть раньше, вот здесь:
Markscheider
А ведь в детстве вам ваше бессознательное намекало… Да и электромонтажный бэкграунд сюда же.
Может, в вас умер хороший специалист по «умным домам», слаботочным системам и всякому прочему шмурдюку на стыке программирования и электроники?
Хотя, может, и не умер. Желаю в итоге заниматься любимым делом.
sbnur
Есть такая квадрига — хотеть, знать, уметь, сделать.
Но главное хотеть
vaborg
автор — продукт эпохи (без негативной коннотации): нет широты взглядов, фундаментальной подготовки, образование поверхностное, усидчивость и целеустремленность находятся на детском уровне.
Кумовств, он же блат, он же непотизм, мировой феномен, Россия тут, отнюдь, не лидер.
Из текста я не увидел, где автор занимался наукой, аспирантура, результаты, доклады, подача на гранты и тд.
Печально, но всё описано решается, если есть адекватный наставник, т.е. с момента распределения по кафедрам, студент должен попасть в научное подразделение, где он может определиться, чем он будет дальше заниматься. Если ему нравится научная стезя, то один подход, если ему хочется получить образование и заниматься чем-то еще — другой.
Кстати, то что учиться было тяжело, это хороший знак. ЕГЭ не заменило вступительных экзаменов, которые позволяли установить барьер и специфику ВУЗа. И во время моего обучения на первом курсе много студентов вылетало, кто то говорил, что из поступивших 400 человек, университет закончило около половины. Остальные или вылетели, или ушли сами. Хотя, возможно, это было связано с внешними обстоятельствами, т.к. я учился в «святые 90-е».
Тем не менее, я не вижу преград, почему нельзя заново влитья в ряды «учоных». В этом смысле, аспирантура в престижном зарубежном университете, как раз, является отличным трамплином. Размышления о том, что не хватит знаний, способностей или ещё чего то, только понижают мотивацию.
Из личного опыта, я тоже едва не слился из «науки», занимаясь «программированием». Но там банально не было денег для таких занятий, т.е. можно было питаться дошираком, жить одному в общаге и не иметь никаких увлечений, тогда всё шикарно. Именно позиция постдока в Европе позволила остаться в обойме и заниматься тем, что нравится. Были, кстати, товарищи, кто и в России отлично устроился, получилось и зарабатывать какие то деньги, и делать это на поприще науки, но как заметил автор заметки, это в массе было связано с удачными контактами и работой на «правильных» руководителей, например, «окодемигов».
автор — дерзай!
f_rom
Согласен с предыдущим оратором (varborg).
Также кажется что у автора катастрофически наивные и шаблонные представления о науке, что более чем нормально на данной стадии. От всей души желаю автору найти хорошую группу и руководителя. Это должно разрешить большинство вопросов, особенно если есть тяга к науке. Особенно сейчас, возможностей для молодых довольно много.
Смотрите где люди публикуются, с кем сотрудничают, есть ли международные контакты и выбирайте.
amartology
Эту систему изобрели не в России, если вы вдруг не в курсе.
Продолжать или начать? Тогда, может быть, появится и немного понимания о том, как устроена наука на самом деле. Опять же, чтобы делать серьезные проекты, надо что-то уметь, а я совершенно не увидел в тексте ни слова о научной работе или научных достижениях автора. В МИФИ пока еще достаточно сильных научных групп, к которым можно попробовать присоединиться и поработать. Хотя, конечно, стоило еще на четвертом курсе этим заняться.
ProLimit
Ну тут вроде все понятно: «но скажу сразу: с наукой у меня пока сложно. Когда я учился в школе, я очень хотел стать инженером». Наука — это совсем другое, на мой взгляд, и явно не ваше раз была попытка отчислиться после сложностей с теорподготовкой. IT уже ближе к инженерии. Еще одна итерация, и возможно осуществится детская мечта и вы станете инженером. Удачи, и стремитесь заниматься именно тем, что нравится.
angie_ra
согласна с автором. вначале бюрократия, закупки непонятно-чего, потому что квартал заканчивается, а когда реально что-то надо для исследования, то «у нас нет бюджета». выживание на прожиточный минимум, и ущерб здоровью от реактивов, который руководством игнорируется. про гранты — это отдельный круг ада, а не попытка вырасти и развить проект. почему-то такая система есть. а за границей все точно также, только меньше бумажек и еще надо туда аккуратно уехать, так как «из дома» могут написать письма о том, какой же этот молодой ученый нехороший. в сфере ит хотя бы есть кооперация, развитие в команде и рост, а не травля молодежи как это есть сегодня в науке.
Arastas
Травля молодёжи если и есть, то не в науке, а в конкретных лабораториях, с которыми вам, видимо, не посчастливилось иметь дело. У меня, например, опыт очень положительный.
amartology
angie_ra
да все нормально, это мы молодые и вредные people.onliner.by/2018/12/06/meduniver-2
arkamax
Почитал, мрак какой-то, средневековье на марше. В общем смысле, уже который раз вижу / читаю про человека, который имел самые светлые помыслы касательно возвращения, но его переубедили. Очень трудно объяснить людям, что беды в системах не приходят одни — если вы видите идиотизм в какой-то системе, то он чаще всего происходит от некого набора причин, от которого происходит и куча других проблем, просто вы их еще не видите.
vaborg
в Германии таких историй тоже немало. Общался с несколькими немцами за пределами Германии, которые плевались и говорили, что в «гермашку» ни ногой.
arkamax
ИМХО из такой среды надо самоустраняться в первую очередь потому, что в подобном болоте любые начинания обречены.
spyphy
Ушёл называется из науки, так в нее и не заходив. Про какие исследования вообще речь идет? Ну допустим может автор и участвовал в каких-то студенческих грантах рффи. Но судя по написанному физику он не особо и любил.
Да, в разработку сейчас уходят толпами, оно и понятно, в науке остаются единицы.
В общем я б не сказал, что в науке всё плохо. Есть и нормальные гранты. Ну да, там конкуренция. Но где её нету? В том же IT чтоб нормальную з.п. иметь нужно порядочно вкалывать поначалу. Да, порог вхождения ниже, меньше бюрократии.
Тут многое зависит от личных предпочтений и возможностей.
vv_kuznetsov
В Европе тоже не очень хорошая ситуация в науке. Там есть большая вероятность стать вечным постдоком на временном контракте. Потом такие люди идут работать в промышленность, т.к. перспектив найти постоянную позицию нет и зарплата в сравнении с промышленностью не очень. У нас в конторе работают инженерами несколько таких товарищей. Стать преподавателем, как мечтает автор, тоже скорее всего не получится. Конкурс на профессорские должности огромный. И ни одного профессора-иностранца в Германии по моей специализации я не знаю.
В инженерии в Германии пока всё более-менее нормально. Есть множество наукоёмких производств, где именно требуется научная подготовка, и можно найти работу даже под редкую специализацию.
arielf
Словно бы Information Technology — не инженерия! Увы, многие и не воспринимают её как инженерию! Наверное, у нас так много кривых программ именно по указанной причине.
pesock
А как Вы сумели избежать
зоармии?glestwid
Почему РФ, а не Китай, который мало того, что в 10 раз больше, так еще и в достижениях 21 века вполне себе уже замечен, судя даже по публикациям в научных журналах у англо-саксов? И потом, может из 140 миллионов проще это самое «количество людей, которые их — этих инвестиций, достойны» взять и перевезти в место, где таких людей еще больше? Все проку больше будет от них в других географических координатах.
WhiteWhiteWalker
Жаль, у нас не распространена практика менторства, когда практикующий специалист на пальцах объясняет нескольким практикантам нюансы того или иного раздела знаний, а также смежных с ним, и отвечает на вопросы. Да, это требует времени, но такой способ намного ускоряет получение и усвоение знаний практикантами. Конечно, самому грызть тоже можно долго и упорно, но должного охвата при этом получить не удастся.
Daddy_Cool
Распространена, но видимо не везде. К нам приводят студентов на практику. Это обычно от одного до пяти студентов на лабораторию. Практика идет три недели, за это время они должны чему-то научиться, что-освоить, и т.п… Потом они могут прийти делать курсовой проект, далее диплом, и т.п… Кто-то поступает в аспирантуру.
— — —
Я бы сказал, что часто встречается непонимание того что есть наука. И у автора статьи кажется тоже. Это не создание новых устройств, а установление связей между явлениями.
— — —
Насчет науки в других странах… Тут же проблема какая… если исследование прикладное и нормально финансируется — то оно проводится в интересах компании компании которая его спонсирует — и публиковать результаты никто не даст. А остальные исследования — бесполезные, т.е. частному капиталу финансировать их нет смысла, а государственное финансирование — ну такое… Разумеется есть исключения (в Швейцарии большие ЗП в науке, но мало дают на оборудование, в США — наоборот, в Германии и Франции — ЗП небольшие, с оборудованием средне), но общая концепция ИМХО такая.
WhiteWhiteWalker
Студенты и к нам приходят, но в основном подписать бумажки. Задерживаются для обучения единицы. Но и начинать заниматься это нужно еще в школе, а бОльшая репетиторов к науке отношения не имеют.
hardegor
Пфф, надо сразу предупреждать — те, кому просто подписать бумажки, пусть сразу сваливают, потому что просто так ничего подписано не будет.
WhiteWhiteWalker
Подпишут в другом месте, зачем усложнять людям жизнь. Может у них уже диплом написан заранее.
tester12
Краткое содержание: учить физику сложно и непонятно зачем нужно (учёные в России получают копейки), а ява-кодерам платят куда больше, особенно в нефтянке, банках и торговых агрегаторах (где водится бабло), да и яве научиться проще.