Привет, меня зовут Алексей, я уже восемь лет работаю на юго-востоке Китая. Живу в Шэньчжэне и часто бываю в Гуанчжоу и в Гонконге. Я планировал эту статью немного раньше эпопеи с коронавирусом: тогда в стране отмечали Китайский Новый год, маски носил лишь каждый третий. Зато теперь маски носят вообще все, работают только ключевые предприятия и супермаркеты, а у меня освободилась куча времени, чтобы рассказать про то, как отмечали главный праздник в году и насколько высокие технологии уже проникли в жизнь этого региона.
Что собой представляет Китайский Новый год
В отличие от привычного нам Нового года Весенний фестиваль рассчитывается по лунному календарю и не имеет фиксированной даты. В этом году его праздновали в ночь с 24 на 25 января, а гулянья длились до 10 февраля (хотя официальные выходные были только до 29 января). Чуньцзе считается семейным праздником, поэтому большие города в эти дни пустеют — все разъезжаются по родным маленьким городкам и деревушкам.
По моим ощущениям, в мегаполисах на это время остается 30-40% жителей. Разные поколения собираются вместе, обмениваются подарками и теплыми пожеланиями, проводят застолья, зажигают огоньки, взрывают хлопушки и петарды — в общем, классический семейный праздник. Иностранцев вроде меня в гости звать не принято, поэтому я пригласил друзей, мы с удовольствием пожарили шашлыки.
Новый год у китайцев, как и у нас, ассоциируется с цитрусовыми. Везде развешивают красные бумажные фонарики, плакаты с поздравительными надписями, а еще расставляют мандариновые деревья наподобие наших елок.
Правда, есть эти мандарины невозможно: декораторы подбирают специальные сорта или используют какие-то добавки, чтобы плоды были кисло-горькими и их не срывали.
В Китае есть интересная домашняя традиция — всем семейством они с удовольствием лепят пельмени. Уютно, дружно, по-домашнему. Сколько я ни бывал в гостях, каких-то экзотических блюд не было: только любимые или традиционные для конкретной семьи блюда.
Службы доставки
Готовить дома китайцы (по крайней мере жители больших городов) не очень любят, так что они активно заказывают доставку из общепита от дорогих ресторанов и аутентичных забегаловок до KFC и Макдоналдса. Сейчас из-за коронавируса многие также заказывают и продукты из супермаркетов, поэтому эта сфера на подъеме.
Курьерских служб в Китае много, самая популярная и дорогая (и, соответственно, шустрая и качественная) — SFExpress, также у них есть свои склады для онлайн-доставки из своего же магазина продуктов и напитков. Обычно доставка занимает пару дней, но в праздники может растянуться до недели.
Постаматы в Китае работают круглосуточно, и товар в них можно получить по коду из СМС или штрихкоду. Как правило, доставка в постаматы бесплатная, правда, если товар залеживается и слишком долго занимает место, то могут взять небольшой штраф в 2–3 юаня (18–27 рублей).
Связь
Особенность Китая — доступный внутренний интернет. Правда, за пределы Китая скорость урезана, но у меня есть сим-карта гонконгского оператора: через нее отлично работают внешние сайты, правда, раздражает ограничение в 8 Гб.
Бесплатный (и чаще всего открытый) Wi-Fi есть почти во всех публичных местах: банках, кафе, отелях. Когда жил в большом многоквартирном доме, после семи часов вечера скорость домашнего интернета ощутимо падала, и это бесило. Сейчас я пользуюсь мобильным 5G роутером, который выдает 90 Мбит/с. Завидуйте.
Мобильная связь в Китае развита отлично. В отличие от России, где все под бой курантов ломятся звонить друзьям и родственникам и операторы не справляются, в Китае в праздничные дни перегрузки сетей не наблюдается. Отчасти из-за того, что большинство разъезжается по родным городкам и «распределяется» по стране, отчасти из-за того, что местные операторы связи всегда работают «с запасом», учитывая постоянный рост числа смартфонов у населения.
Без смартфона в Китае можно выжить разве что в глухой деревне, и то с каждым годом это становится проблематичнее. На Смартфонах в Китае завязано все — от кошельков Wechat Pay и AliPay до сервисов доставки еды, такси, чатов, игр.
Платежные системы
Так же, как и Новый Год, Весенний Фестиваль — время распродаж, а не повышения цен, как в некоторых странах чуть севернее. А еще можно словить коронавирус виртуальный Хунбао (красный конвертик с юанями) от AliPay или WechatPay. Это два основных платежных сервиса в Китае. Впрочем, это больше, чем просто платежные сервисы, в них есть буквально ВСЕ: платежи, переводы, оплата ЖКХ и других бытовых услуг, страхование, банковские вклады, микропрограммы от различных коммерческих организаций и даже онлайн-магазины, встроенные прямо в системы этих приложений. Как чат для общения, конечно, Wechat более популярен, но у AliPay тоже есть такая возможность, и я предпочитаю его.
А вот со вкладами, картами и счетами в банках сейчас засада: китайские и гонконгские банки учитывают санкции США, поэтому вообще не работают с россиянами. Из-за этого я не могу перевыпустить и открыть новую карту и вынужден пользоваться старыми.
В отличие от Китая в Гонконге уже работают другие системы, но между собой они пока не совместимы. То есть я не могу использовать свой китайский аккаунт Alipay в Гонконге — здесь нужно зарегистрировать отдельный аккаунт и карту к нему привязывать уже местных, гонконгских банков.
Аллея звезд, Гонконг
Пока Гонконг сопротивляется интеграции интегрируется в Китай, по сервисам он ближе к США и Европе. Здесь хостятся европейские, американские и японские финансовые сервисы, а крупным компаниям оказалось удобно размещаться именно здесь и жить по законам, близким к европейским и американским, а затем строить свои VPN до филиалов в материковом Китае с их файерволами и прочими причудами. По той же схеме китайские компании размещаются в Гонконге, чтобы проще работать с другими странами. Такая вот Беларусь для трафика.
Так как на IT здесь завязано очень и очень много, то появилось огромное количество ЦОД. Особенно они расплодились в Гонконге: удачное положение сделало этот город точкой входа для подводных магистралей. Всего на таком небольшом пространстве, как Гонконг, расположено 57 крупных ЦОД. И ключевой проблемой для расширения оказалась нехватка земли, из-за чего вкладываться в строительство новых ЦОД могут только крупные компании.
Предложения в Гонконге несильно отличаются от российских: базовый инстанс (1 ЦПУ, 1 ГБ ОЗУ и 40 ГБ дискового пространства) стоит около HK$ 250 в месяц, что составляет около 2000 рублей. У нас аналогичное предложение будет стоить 625 рублей. Место под один юнит с 0,2А мощности стоит HK$ 1,200 (9600 рублей) в месяц. В России оно будет стоить 2119 рублей.
Транспорт
Колоритный двухэтажный трамвай в Гонконге
На праздниках и в условиях эпидемии вируса с городским транспортом тут красота: метро пустое, такси свободное. В Шэньчжэне несметное количество маршрутных автобусов. Они ходят строго по расписанию, время прибытия на конкретную остановку можно отследить через специальные сервисы.
Метро здесь также чистое, современное, быстрое и комфортное. А еще на радость гостям города есть дублирующие надписи на английском, а турникеты принимают оплату через WechatPay и Alipay.
Три-четыре года назад началось глобальное обновление автобусного парка, и сейчас все рейсовые автобусы электрические, в них тихо, чисто и комфортно. Такси сейчас тоже меняют на электрические — старые бензиновые авто в таксопарках еще есть, но новые бензиновые уже не закупают.
Зарядка для электромотороллеров, которой можно воспользоваться через приложение
В Шэньчжэне местные власти приняли закон с дотациями на использование электрического транспорта, так что, думаю, за пару-тройку лет на электрические авто перейдут и все транспортные компании, и большинство местных жителей. Даже грузовики и самосвалы работают именно на электрических двигателях.
А вот каршеринг тут буксует. Несмотря на отличный интернет и обилие разной электроники, в Китае (за исключением Шанхая и Пекина) он развивается медленно. На это есть три причины:
- Общественного транспорта достаточно, он работает как часы;
- Такси тоже много, и стоимость поездки невысокая;
- Есть DiDi — крутой смарт-агрегатор, за счет демпинга почти вытеснивший с территории Китая Uber. Через него можно заказать традиционное легальное такси, частника или найти попутку. И даже велосипед арендовать. Удобно и дешево.
С личным авто ситуация хуже: за восемь лет жизни в Шэньчжене желания купить собственный автомобиль не появилось ни разу. Мой товарищ как-то подумывал об этом и даже взял на неделю напрокат машину. В итоге он поездил, подсчитал деньги за бензин, стоянки и прочее и пришел к выводу, что личное авто — роскошь, такси выгоднее, дешевле и не создает заморочек в случае спонтанных посиделок с коллегами в баре после работы.
Автомобили заводят, чтобы похвастаться
Важный нюанс жизни в Китае — здесь очень много камер, особенно на дорогах. Штрафы жесткие: за превышение скорости больше чем на 10 километров штраф составит 300–400 юаней (2700–3600 рублей). А еще действует балльная система. Как только ты накопишь определенное количество штрафных баллов, то автоматом лишаешься права на управление, а автомобиль уходит на штрафстоянку.
Чтобы вернуть машину, нужно две недели с 9 до 18 ходить на обучение, сдать экзамен, уплатить все штрафы и налоги. Кстати, в классах для «штрафников» стоят камеры, и если ты вдруг нечаянно уснул во время занятия, то весь курс аннулируется и тебе нужно будет пройти его заново.
Определенные лазейки, конечно, есть. Например, часть штрафных баллов можно переписать на другого человека (этим часто пользуются супружеские пары), есть даже специальные фирмы, предлагающие за деньги списать штрафные баллы на «своего» человека.
Туризм
Станция Sai Ying Pun, Гонконг
Длинные праздники местные используют для путешествий как внутри страны, так и по Азии: Таиланду, Камбодже, Японии. Аэропорты и вокзалы в январе-феврале готовятся к повышенной нагрузке: устанавливаются шатры, дополнительные места и перегородки.
В самом Китае в это время не самая приятная погода. В случае каких-либо стихийных бедствий всем приходят предупреждения в Wechat и по SMS, власти расклеивают объявления, а охранники и стражи порядка лично предупреждают всех, что нужно закрыть окна, убрать вещи с балконов и соблюдать технику безопасности.
Впрочем, во время праздника зимой никаких катастроф практически не бывает, если не считать коронавируса, чтоб его. В общем, приезжайте лучше в мае — и погода приятнее, авось и эпидемиологическая обстановка наладится.
Поделиться с друзьями