Основополагающими структурными единицами дизайна являются базовые элементы, формирующие семантику дизайна как средства визуальной коммуникации. В контексте зависимости друг от друга эти компоненты можно разделить на три условные категории:
- первичный (холст);
- вторичные (точка, линия и плоскость);
- третичный (фигура и тело).
Холст
Чистый холст является основой художественной композиции и первичной фундаментальной структурной единицей дизайна; это ограниченная плоскость, в контексте которой создается творение художника.
Холст может иметь цвет или текстуру. Границы полотна могут иметь любую форму и зависеть от исходных ограничений или особой идеи. Но наиболее распространенным является прямоугольник, который в зависимости от соотношения сторон может быть:
- квадратный;
- горизонтальный (ландшафтный);
- вертикальный (портретный).
Соотношения сторон
Холст – это поле деятельности художника, в пределах которого протекают все интенсивные процессы творчества, от начала и до конца. Это фундамент, на котором выражаются идеи и эмоции. Даже чистый холст вызывает у зрителя определенную реакцию.
Точка, линия и плоскость
Точка, линия и плоскость являются вторичными фундаментальными структурными единицами дизайна; это элементы восприятия, которые создают композицию и определяют контуры изображения. Они могут быть зримыми (иметь цвет или текстуру) и мнимыми (отсутствовать, но иметь абстрактные очертания).
Точка
Среди вторичных фундаментальных структурных единиц дизайна точка является базовым элементом, из которого формируются все остальные: движение точки создает линию, а движение линии – плоскость.
Дизбаланс
Точка – это фокус; статическая опора внимания, которая, в зависимости от своего расположения на холсте, может создавать ощущение равновесия или дисбаланса. Фигура и тело становятся точкой, когда они значительно уменьшаются или удаляются, и наоборот.
Линия
Ключевой характеристикой линии является ее выраженная длина. Как мы уже указывали, именно движение точки создает линию.
Зримая и мнимая линии
Пересечение двух зримых линий создает мнимую точку, а движение линии создает плоскость.
Пересечение двух линий
Если линия имеет зримые характеристики, она может быть разной толщины, сплошной или прерывистой, прямой или кривой.
Кривая
Контуры фигуры и тела могут быть зримой или мнимой линией.
Мнимая глубина
Линии могут создавать ощущение глубины через использование средств перспективы.
Соединение
Разделение
Выделение
Линии описывают структуры и границы, а также могут соединять, разделять и выделять.
Контуры фигур
Иерархия
Плоскость
Плоскость, в отличие от линий, имеет ярко выраженную высоту и ширину.
Зримая и мнимая плоскости
Пересечение двух зримых плоскостей создает мнимую линию.
Мнимая линия
Фигура и тело
Фигура и тело – это третичные фундаментальные структурные единицы дизайна, а также средства выражения художественного образа. Они могут иметь цвет и текстуру.
Фигуры
Тела
Фигуры и тела можно разделить на:
- геометрические (круг, треугольник, квадрат, сфера, куб и др.);
- натуральные (природные объекты и их контуры);
- абстрактные (не имеющие четкой ассоциативной опоры).
Фигура
Фигура – это простой видимый объект, плоскость, ограниченная контурами. Фигура имеет ширину и высоту внутри воображаемой плоскости.
Тело
Тело представляет собой сложный видимый объект внутри контура фигуры; оно имеет воображаемый объем, который достигается с помощью перспективы и различных выразительных приемов (свет, тень и др.). Тело имеет воображаемую глубину.
Заключение
Использование фундаментальных структурных единиц дизайна обеспечивает формирование художественного произведения, от композиции до окончательной реализации; служит основой визуальной коммуникации.
Однако, чтобы полностью продемонстрировать мастерство художника, необходимо исследовать фундаментальные свойства (цвет и фактура) и методы (масштаб, баланс и ритм) дизайна.
arminlewinsky Автор
Статья является краткой выжимкой из цикла об основах дизайна (поэтому и конспект), которые с радостью будут выложены, если будет достаточно отклика. Ну, и разумеется, в дальнейшем каждые из элементов, характеристик и свойств будут рассмотрены более подробно с наглядными примерами, но уже в рамках отдельного цикла статей. Терпения и благорассудительности!
Буду признателен за инвайт и рад, если выложенная информация окажется полезна!
slavashock
Прошу, продолжайте. Полезно скомпоновать свои знания по полочкам прочитав о фундаментальном.