В этой короткой статье речь пойдет об одном открытии, которое я сделал вскоре, после того как стал руководить командой. А так же о том, как я к этому открытию пришел.
Эволюция специалиста в менеджера
Сначала надо разобраться как меняется сознание специалиста, который выбрал путь менеджмента. Он стал двигаться по этому пути в следствии некоторых событий, произошедших с его участием или без. Где-то проявил инициативу, где-то вовремя оказался, где-то принял правильное решение. Каждый раз он становился все ближе к цели, все четче видел ее. Редко для кого назначение на должность менеджера становится сюрпризом. Человек обычно понимает, что к этому привело. Никаких революций, сплошная эволюция.
Поэтому я считаю, что никаких резких потребностей изменить свое сознание при переходе из специалиста в менеджеры нет. Все происходит постепенно. А когда в нашей голове происходят какие-то постепенные изменения, то есть растянутые во времени, мы так же постепенно забываем свое исходное состояние. В данном случае это то состояние, когда мы еще не думали о менеджменте и были рядовыми разработчиками/тестировщиками.
Горькая правда
Что же получается? Когда мы становимся менеджерами, мы уже думаем не так, как большинство наших коллег. Сегодня мы приходим на работу руководить теми, кем мы сами были еще вчера. Мы рассчитываем на самоотдачу, ответственность, преданность делу и самостоятельность наших подчиненных. То есть ждем всего того, чем награждали своего менеджера мы сами.
И тут всплывает правда. Вчера, будучи рядовым членом команды, вы на самом деле уже не были одним из них. Вы были сформировавшимся менеджером (пусть и junior менеджером). Вам оставалось только вылупиться из яйца и занять свое место в мире. И вы давно забыли, как думают люди, которые приходят на работу «педалить» и получать за это деньги, или те, кому техническая сторона вопроса куда интереснее организационной.
Горькой эту правду делает вот что: оказывается, вашим подчиненным очень на многое плевать. На то, что будет с проектом. на то, что сроки запущены, на то, что если кто-то сейчас пойдет в отпуск. то мы не сможем зарелизиться, на то, что если не задержаться сегодня на работе, клиент подумает, что мы безответственные и не отдаст нам новую часть своего бизнеса. В общем на все, что выходит за зону их интересов.
Вы уже давно не такой (по крайней мере в профессиональном плане). И вам будет больно, когда вы это поймете. Но у этой боли есть и плюс. Теперь вы точно знаете, чем вам, как менеджеру, придется заниматься большую часть времени.
Комментарии (28)
mib
13.08.2015 22:44Я так и думал, что менеджмент — вершина эволюции технического специалиста.
r00tGER
14.08.2015 08:19+6Скорее закат технического специалиста, откуда у менеджера столько времени, что-бы оставаться актуальным в своей технической области.
К сожалению, пока очень мало контор осознали, что надо мотивировать именно технический рост специалистов, а не должностной.mib
14.08.2015 13:11+2Я написал это с глубоким сарказмом.
На самом деле, если человек хочет «эволюционировать» из грамотного технического специалиста в менеджера ресурсов/человеко-часов/отчетов/звонков/прочих_неимоверно_важных_дел — это его личное дело, его личные причины, побудившие сделать такой выбор.
Но я не считаю это эволюцией, это скорее шаг вбок, например из зоны комфорта в зону неизведанного.
WWolf
14.08.2015 09:06Поздравляю. :) Вообще, это очень интересный этап. В это время многие пытаются решить, как именно соблюсти баланс между своим парнем внутри и «начальником» снаружи. Как ни странно, дилемма легко решается после пары выволочек за этих «своих» парней, которым, оказывается, ваши новые проблемы совершенно до лампочки… :) А еще потом вы обнаружите, что подчиненные почему-то хотят хорошо получать, но совсем не хотят хорошо работать. А совсем уже потом… Впрочем, все это вы и сами вскоре узнаете… :)
PS Слава богу, все это я обнаружил не на своем опыте.
UA3MQJ
14.08.2015 11:55Согласен, зёрна менеджмента прорастают постепенно! Сначала работник только бузит, требует соблюдений своих прав в обмене своих 8 часов на деньги. Какая работа? Я 8 часов отсидел — плати! Кто-то таким и остается, даже фактически став управленцем. А другой постепенно начинает задумываться: а что мы тут делаем и зачем? какой мой личный вклад в общее дело? от куда у компании берутся деньги? Потом работа становится не обменником время-деньги, а тем проектом, судьбой которого он хотя бы интересуется. Пытается сделать лучше всей компании… Ну вы все сами понимаете.
WWolf
14.08.2015 12:49+2Тут обобщать немного опасно. Разные есть фирмы, разные уровни.
Работник может, например, требовать выполнения своих прав, и его могут в этом поддерживать на всех уровнях руководства. Зато потом, когда в официально нерабочее время инженер заставит его лезть на гнилой столб, работник очнется в реанимации и узнает, что он лично в нерабочее время, никому не доложившись, нарушил ТБ, буквально через два часа после увольнения. И хорошо, если еще очнется.
Другой начинает задумываться, что именно он делает, с чего складывается доход предприятия. Обнаруживает, что половина его работы делается зря. Но при попытке повысить эффективность собственного труда неожиданно попадает к начальнику с требованием писать заявление по собственному желанию. Чтобы не вскрывать снизу доверху хорошо сложившуюся систему скрытия возможностей.
Третий выполнит норму на 150% месяц, другой и третий, удивится, когда норму подымут вдвое, и через полгода он не сможет до нее дотянуться, и забудет про премии, получая иногда в два-три раза меньше, чем раньше, когда делал меньше.
Четвертый хренеет, когда его коллектив выполнив 100 лишних заявок к плану в 1000, оказывается в конце списка на награждение из групп, которые делали 10 заявок вместо пяти, и даже 9 вместо 3, тем самым поднимая процент выполнения вдвое-втрое, а не на жалких 10 процентов…
Лучше не обобщать. Часто растут не зерна менеджмента, а зерна понимания, что менеджеров стало слишком много… :) Это ведь раньше «один с сошкой, а семеро с ложкой» говорилось про многодетную семью с одним кормильцем. Теперь это нормальная структура работы огромного числа современных высокоэффективных инновационных предприятий.
vintage
14.08.2015 11:55А с чего вы взяли, что наёмного рабочего на нижней ступени служебной лестницы должны волновать проблемы начальника, который оказался недостаточно опытным, чтобы с запасом распланировать работы или мотивировать работников поступиться своим личным временем ради хорошего контракта? Особенно в свете того, что начальником этим назначили не его, а соседа, и в ближайшие несколько лет возможности подняться по служебной лестнице скорее всего не будет, если этот новый начальник, конечно, не завалит всё дело и его не пнут с этой должности. На каждом уровне свои проблемы и свои возможности их решать. Взваливать всю вину на нерадивых работников — глупо.Никто не хочет работать плохо, но если нет мотивации работать хорошо, то никто рубашку ради проекта рвать не будет.
earsonheart
14.08.2015 12:43Никто не ожидает этого от них. Статья о том, что человек, который становится менеджером, начинает ждать от своей команды того, чего он мог бы ждать от самого себя, когда он был специалистом. В этом и есть ошибка. Ждать надо именно того, что вы написали. Хочешь большего — учись быть менеджером.
Aingis
20.08.2015 19:01> А с чего вы взяли, что наёмного рабочего на нижней ступени служебной лестницы должны волновать проблемы начальника…
Наёмный рабочий сам может хотеть стать начальником и продвинуться в карьере. Если не лень, конечно.vintage
20.08.2015 23:03Для этого нужно не «радеть за проект», а выставить себя перед начальством лучше остальных сотрудников.
jrip
14.08.2015 12:03+1>Сначала надо разобраться как меняется сознание специалиста, который выбрал путь менеджмента.
>Он стал двигаться по этому пути в следствии некоторых событий, произошедших с его участием или без.
>Где-то проявил инициативу, где-то вовремя оказался, где-то принял правильное решение.
Ну да, ну да, типа все просто поняли что программист из него фиговый, а выгонять жалко — сделали менеджером, оно обычно так на практике.
Вы все еще серьезно думаете что для программиста менеджмент это развитие? Мы не идем к вам (с)earsonheart
14.08.2015 12:06Ну каждый сам для себя решает. Если человек хочет быть менеджером (интересно ему это или он фиговый программист), почему не помочь ему развиваться в этом направлении? Можно поуговаривать, но если хочет человек?
jrip
14.08.2015 13:39Ну вы просто как-то двусмысленно написали, вот про изменения сознания например — тут уместнее для начала написать Почему он решил пойти в менеджеры. А то ведь некоторые подумают — вот хорошие инициативные программисты, если им повезло и все такое — попадают прям в менеджеры. Я вот так както потерял почти год жизни, просел по знаниям, тупо потому что все вокруг считали что «надо расти в менеджера».
r00tGER
14.08.2015 13:57+4В ситуации «когда становятся менеджером» кроется одна из проблем бизнеса. Менеджер это профессия, и этому учатся, долго учатся, а потом набираются опыта. Представьте ситуацию: «человек обучавшийся менеджменту перейдет на должность программиста» Смешно? А почему тогда обратное не смешно? На должность менеджера надо брать готового менеджера. Иначе менеджер на должности программиста, подобно автору топика, будет удивляться открытием, например переменных или типов данных в программировании.
Всему надо учиться, и тогда элементарные вопросы в новой области не будут вызывать удивления.jrip
14.08.2015 14:19Однако сфера веб разработки богата чудесами. Знавал я одну компанию (но не работал там), где программист зачем-то считал себя дизайнером и любил общаться с заказчиками, дизайнер очень любил командовать программистом и не любил заказчиков, менеджер очень любил рисовать а всех остальных ненавидел. Временами они все вместе пытались писать код.
У них было весело, правда потом пришел кризис.
ncix
15.08.2015 00:40Смешно? А почему тогда обратное не смешно?
А это преимущества технического образования. Программиста можно прокачать в менеджеры (история знает массы примеров), обратное — крайняя редкость.
Но я согласен, без обучения вчерашние программисты будут сегодня плохими руководителями.
raacer
20.08.2015 13:24Горькой эту правду делает вот что: оказывается, вашим подчиненным очень на многое плевать. На то, что будет с проектом. на то, что сроки запущены, на то, что если кто-то сейчас пойдет в отпуск.
А вы не думали, что просто выбрали неподходящую команду? Ведь бывают и менеджеры, которым на все плевать как и их подчиненным, и бывают рядовые программисты, искренне переживающие за проект. Но пофигистов больше в обоих случаях :)
k155la3_1-7_BY
21.08.2015 08:31Горькой эту правду делает вот что: оказывается, вашим подчиненным очень на многое плевать
А есть ещё другая горькая правда- вашему непосредственному начальнику на всё плевать. Нет… не так… Ему на всё ПЛЕВАТЬ. Так-с… опять не так… Да ему просто НАСРАТЬ на всё.
Вот лично мне (как менеджеру) после этого открытия стало на многое плевать :)
ncix
С почином! Еще очень много удивительных открытий вас ждет :) У вас начался интереснейший этап жизни, поздравляю!
iamAnton
Что тут интересного может быть.