Если месяц назад вопрос перевода сотрудников на дистанционную работу был делом вкуса работодателя, то в текущей ситуации он может стать насущной потребностью. На неделе к нам обратилось множество клиентов с запросами по оформлению удаленных сотрудников. По результатам я решил подготовить краткую инструкцию по переводу персонала из офиса на удаленный режим работы.

Последовательность действий при переходе на удаленную работу под катом

1. Собираем заявления работников о переводе на дистанционную работу.


Формально изменение места работы сотрудника не считается переводом, т.к. трудовая функция остается неизменной. Однако смена локации влечет изменение условий труда. При введении таких изменений по инициативе работодателя работника необходимо уведомлять не позднее, чем за 2 месяца.

Заявление сотрудника о переходе на дистанционный режим работы позволяет избежать такой волокиты.

2. Подписываем с сотрудниками дополнительное соглашение к трудовому договору.


Изменения условий труда требуют корректировки трудового договора путем составления дополнительного соглашения. Поскольку речь идет о переходе работника на дистанционный режим работы, в трудовой договор необходимо внести массу новых условий с учетом требований трудового законодательства.

В частности, необходимо изменить условия о месте работы, режиме рабочего времени, техническом оснащении рабочего места, отчетности и дополнительных условиях увольнения за нарушения условий дистанционной работы.

Поскольку перевод на удаленную работу может быть временной мерой, в соглашении необходимо решить вопрос с порядком возврата сотрудников на работу в офис. Как и перевод на «удаленку», возвращение на стационарное рабочее место влечет изменение условий труда. На это требуется согласие работника. Поэтому данный вопрос проще урегулировать заранее.

3. Издаем приказ об изменении режима труда


Приказ должен включать перечень должностей и сотрудников, которые переходят на дистанционную работу, дату начала удаленной работы.

Указанных в приказе сотрудников необходимо ознакомить с его содержанием под роспись.

4. Заключаем с сотрудником договор о полной материальной ответственности


Это дополнительный шаг при включении в соглашение условий о техническом оснащении рабочего места за счет работодателя.

Передачу техники конкретному сотруднику дополнительно оформляем двусторонним актом.

Возврат сотрудников в офис оформляем в зеркальном порядке.


  1. Собираем заявления о переходе на работу в офис.
  2. Несогласных уведомляем об изменении условий труда в заранее согласованном порядке, а при его отсутствии – в письменной форме под роспись за 2 месяца до введения изменений.
  3. Расторгаем дополнительное соглашение к трудовому договору.
  4. Принимаем у сотрудником технику по акту и расторгаем договор о полной материальной ответственности.