С 01 января 2019 года вступили в силу новые требования к торговым площадкам и онлайн-биржам, предоставляющим в сети Интернет посреднические услуги по реализации товаров (услуг) сторонних поставщиков (исполнителей).
Соответствующие поправки внесены в Закон «О защите прав потребителей». В Закон вводится новое понятие — «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)» (далее – «владелец агрегатора» или «агрегатор»). На владельцев торговых площадок и онлайн-бирж, которые соответствуют всем признакам владельца агрегатора возлагаются дополнительные обязанности и ответственность в отношениях с потребителями и Роспотребнадзором,
Чем грозят данные изменения маркетплейсам и как их избежать расскажем под катом.
Обязательства и ответственность владельца агрегатора информации о товарах
1. В первую очередь укажем на обязанность агрегатора возвращать потребителю в полном объеме предоплату, полученную за товар.
Владелец агрегатора возвращает сумму полученной им предварительной оплаты товара (услуги) в течение 10 календарных дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Условием возврата является одновременное выполнение следующих требований:
- товар (услуга), в отношении которого потребителем внесена предварительная оплата на банковский счет владельца агрегатора, не передан потребителю в срок (услуга не оказана в срок);
- потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения заключенного договора в связи с указанным нарушением;
- потребитель предоставил агрегатору подтверждение направления продавцу (исполнителю) данного уведомления;
- агрегатор не получил от продавца (исполнителя) подтверждение принятия потребителем товара (оказания услуги) и не направил ее копию потребителю в течение десяти календарных дней со дня получения требования о возврате предоплаты.
- Обратим внимание, что Закон не ставит исполнение обязанности по возврату предоплаты в зависимость от того, успел агрегатор перевести данную сумму продавцу (исполнителю) или нет. Иными словами возврат не зависит от расчетов агрегатора с продавцом (исполнителем).
2. Второй существенной обязанностью агрегатора является необходимость доводить до сведений потребителя информацию о себе и продавце (исполнителе).
Указанная информация должна включать:
- для юридического лица: фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес), режим работы, ОГРН,
- для предпринимателя: фамилию, имя, отчество (если имеется), ОГРНИП.
В обои случаях потребителю должны предоставляться сведения об изменениях в указанной информации.
Владелец агрегатора доводит до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) посредством ее размещения на своем сайте и (или) странице сайта. Информацию о продавце (исполнителе) можно также доводить путем размещения ссылки на сайт продавца (исполнителя).
В случае нарушения данных обязательств владелец агрегатора должен возместить потребителю причиненные такими действиями убытки.
Помимо этого, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч.1 ст.14.8 КоАП РФ).
Поясним, что индивидуальный предприниматель в КоАП РФ приравнивается к должностному лицу.
3. И напоследок, агрегатор теперь обязан предоставлять информацию по запросам Роспотребнадзора в рамках осуществления контроля за выполнением законодательства о защите прав потребителей.
Непредставление или несвоевременное предоставление информации Роспотребнадзору влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст.19.7 КоАП РФ).
Маркетплейс vs агрегатор информации о товарах
Теперь обсудим, кого касаются данные изменения в порядке торговли через Интернет. Кто такой владелец агрегатора информации о товарах (услугах) с точки зрения закона и всякая ли товарная площадка или биржа в обыденном понимании могут быть отнесены к агрегатору информации о товарах (услугах).
Легальное определение владельца агрегатора информации о товарах (услугах) дано в преамбуле Закона «О защите прав потребителя». Определение весьма громоздкое, поэтому для простоты понимания нового термина разобьём его на составные части, включающие список признаков вледельца агрегатора.
Итак, согласно легальному определению владелец агрегатора информации о товарах (услугах) должен:
- иметь регистрацию в статусе организации независимо от организационно-правовой формы либо индивидуального предпринимателя;
- владеть на законном основании программами для ЭВМ и (или) сайтом и (или) страницой сайта в сети Интернет.
Далее согласно определению владелец агрегатора информации о товарах (услугах) должен предоставлять потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно:
- ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг);
- заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг);
- произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Поясним, что ознакомление с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора может производиться путем размещения информации о продавце (исполнителе) и товаре (услуге) в объеме, достаточном для заключения договора купли-продажи.
Обеспечение возможности заключить договор с продавцом подразумевает, что сделки с пользователем (потребителем) заключаются владельцем площадки от лица продавца (исполнителя) либо напрямую поставщиком (исполнителем) с использованием предоставленных агрегатором программно-аппаратных средств.
Предварительная оплата принимается только в безналичном порядке и только на счет владельца агрегатора.
Отсутствие любого из указанных признаков в деятельности маркетплейса влечет невозможность применения к нему новых требований законодательства о владельце агрегатора.
Например, многие торговые площадки и биржи предоставляют потребителям информацию о поставщиках (исполнителях) и реализуемых ими товарах (услугах), но не принимают участия в расчетах. Монетизация таких сервисов строится на платном включении в каталог или приеме и передаче заявок (лидогенерации).
С учетом этого сайты, участвующие в различного рода партнерских программах интернет-магазинов и отдельных поставщиков, также не считаются агрегаторами информации о товарах (услугах).
Далее, товарные агрегаторы могут принимать оплату наличными с использованием услуг платежных агентов либо по обычным агентским договорам с точками выдачи товаров.
Также в последнее время в сети набирает популярность сервисы «безопасной сделки», которые предусматривают, что переводы поступают поставщику напрямую после выполнения ряда обязательных условий сделки. В последнем случае маркетплейс или биржа получает на свой счет только комиссию за предоставление сервиса.
Поэтому каждый случай требует детального анализа фактических отношений маркетплейса с клиентами с учетом его функционала и способов монетизации. Если вы выявите все признаки владельца агрегатора в своей деятельности, стоит задуматься об изменении юридической документации сервиса или смене коммерческой схемы взаимодействия с пользователями.
> Ссылка на источник
Комментарии (9)
Eldhenn
18.01.2019 10:48+1Кто это слово придумал^W ввёл в русский язык — «маркетплейс»? Новые райтсы кастомера в маркетплейсах…
adictive_max
18.01.2019 10:57В случае нарушения данных обязательств владелец агрегатора должен возместить потребителю причиненные такими действиями убытки.
Простите, а как можно причинить убытки не выдав наименования себя или поставщика? Тем более достаточные, чтобы кто-то ради них судиться?
adictive_max
18.01.2019 11:02Предварительная оплата принимается только в безналичном порядке и только на счет владельца агрегатора.
Вот ту интересно, а насколько «глубоко» в структуре может быть этот владелец? Товар показываем на Тындекс.Маркете, а платёж принимаем на Тындекс.Деньги, которые разные юр.лица, но входящие в один ходлинг.ictlawyer Автор
18.01.2019 11:44Хороший вопрос. Формально — это разные юридические лица. Из определения «владельца агрегатора» следует, что это организация или ИП и перевод должен быть осуществлен в его пользу. Другими словами, определение не касается случаев, когда деньги идут на счет третьего лица, хотя бы и связанного с владельцем платформы.
bkar
Есть парочка вопросов:
1. Распространяются ли новые положения на услуги, которые были оплачены до 1 января 2019г, но до сих пор ещё не получены? (срок давности 3 года ещё не истёк).
2. Если агрегатор (продажа театральных билетов) уже знает, что услуга не оказана (концерт отменён), и деньги потребителем не получены (требовалось у агрегатора «оформить билеты» чтобы обменять их на деньги в кассе театра), а покупатель эти «билеты» не оформлял, требуется ли от потребителя как-то дополнительно подтверждать данные факты?
Заранее спасибо.
ictlawyer Автор
Поскольку закон затрагивает имущественные отношения сторон в части возврата денежных средств агрегатором за продавца (исполнителя), будем считать его актом гражданского законодательства.
По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (п.1 ст.4 ГК РФ).
ФЗ о внесении рассматриваемых изменений не содержит особых положений, распространяющих его действие на отношения сторон, возникшие до даты его введения в действие.
С учетом этого, не думаю, что агрегаторы должны возвращать деньги, принятые до 01.01.2019 г. независимо от сроков оказания услуг по договору с исполнителем.
bkar
Я – лицо заинтересованное, поэтому слегка позанудствую.
— и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В описанном случае это же длящиеся отношения?
— сроков оказания услуг по договору с исполнителем – срок оказания услуги истёк тоже до 01.01.2019. Но истечение сроков, когда одна из сторон может предъявить требования к другой в общем случае равно сроку исковой давности по договору (т.е. с момента когда услуга не была предоставлена, или потребителю было сообщено о том, что услуга не будет предоставлена)…
— По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. – Таким образом ключевым вопросам будет – являются ли отношения, проистекающие из договора длящимися или нет. Если во время действия договора изменилось законодательство, делающее часть положений договора недействительными, ну значит эти положения более не могут применяться (если она из сторон не согласна с нарушением своего вновь возникшего права). Произошла не замена одной нормы закона другой, а свобода договора в конкретной области, ранее не регулируемая законом, стала регулироваться.
Я не то что бы хотел поспорить, меньше всего я заинтересован победить здесь в споре. Мне хочется узнать мнение профессионалов, да и просто всех интересующихся, ну и обкатать силу различных доводов.
ictlawyer Автор
Данный вопрос не связан с договорными отношениями между исполнителем и заказчиком. Торговая площадка не является стороной по такому договору.
Обязанность по возврату денег возникает у площадки в силу прямого указания закона при наличии совокупности фактических отношений: предоставление возможности выбора товара, заключения договора с продавцом и его оплаты с использованием программных средств агрегатора. В этом случае между агрегатором и заказчиком возникают фактические отношения либо отношения в рамках пользовательского соглашения на использование платформы.
Поэтому не вижу оснований для возврата, если агрегатор не принимал деньги после вступления закона в силу.